святого Серапиона последовала в V b. Страдание святого мученика Максима месяцеслову императора Василия святой мученик Максим скончался в гонение Декия 14 мая 250 года. Житие преподобного отца нашего Пахомия Великого и потом св. Димитрий Ростовский думали, что это — Оксириих, славившийся благочестием своих жителей, заключавший в своих пределах, по свидетельству Руфина, до десяти тысяч девственников и до двадцати тысяч девственниц. Но рассказ новооткрытых документов прямо указывает имя этого города — Эсне. 295 г. на правом берегу Нила, против Ермополя, построенный императором Адрианом в честь своего любимца Антиноя. еретик II b., учил, что в мире существуют два самостоятельных начала: доброе — благой Бог, и злое — материя, находящаяся под владычеством диавола. существовании особенных иноческих одежд в первое время иночества мы знаем уже из изречений святого Антония Великого. См. книгу архимандрита Палладия «Новооткрытые изречения преподобного Антония Великого. По коптскому сборнику сказаний о преподобном» (Казань, 1898 г), стр. 30. селения Тавенниси совсем не существует. «житие» называет его именем — Амриарагабул. Другая переделка этого имени — Иеракаполлон. гидравлическая машина, к которой привязывают животное, чтобы заставить его вращать колесо, поднимающее воду. (от греч. κοινος; — общий и βιος — жизнь) — называются общежительные монастыри, в которых братия содержатся на счет монастыря и взамен того предлагают свой труд на общую пользу монастыря. греческ. νηστεα, — означает совершенное невкушение пищи. Певоу находился немного к северу от Тавенниси, на восточном берегу Нила, в области Диоспольской. египтяне (христиане). знаменитый по своей образованности, политическому значению и торговле город, основанный греческим императором Александром Великим в Египте ок. 333 г. до Р. Х. область в верхнем Египте. растительной пищи. Пашонс соответствует нашему маю, начинаясь 26 числом апреля. Поэтому 14 Пашонс — 9 мая. Память преподобного отца нашего Евфросина, Псковского чудотворца

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Филарета, то увидел бы..). Затем когда г. Тихомиров во утверждение своего положения, что реформа церковного управления могла быть произведена единственно только собором архиереев ссылается на Кормчую книгу, которая говорит: «не от единого епископа, но обще епископом всем собравшимся изводятся правила» (тит. I, гл. 4, на греческ. у Ралли и П. I, 42): то должно сказать, что или намеренно, или же невежественно он позволяет себе натяжку и лжетолкование. Если бы он почитал Заозерского, у которого берет предписание или законоположение Кормчей, то он увидел бы, что Кормчая говорит не о правилах устройства церковного управления, а о правилах поведения, которыми должны руководствоваться в своей деятельности представители существующей церковной власти или существующие органы церковного управления 7 . Если бы г. Тихомиров почитал Василия Вел. 8 и Григория Нисского 9 , на которых ссылается Кормчая, то увидел бы то же самое. Наконец должны были бы обратить на себя его внимание и самые слова Кормчей: «не от единого епископа изводятся правила»: неужели это можно разуметь о правилах устройства церковного управления? 10 После учреждения апостолами для управления каждой частной церкви (в смысле нынешнего прихода) коллегии епископско-пресвитерской дальнейшее развитие управления или так-называемая его централизация совершалась не путем соборных предписаний, а сама собой, как постепенное установление обычая, о чем говорят и правила соборные (1 всел. соб. пр. 6 нач.; 3 всел. соб. пр. 8 нач. и sub fin.. Округи митрополичьи, екзаршеские, патриархии). Деятельность соборов в отношении к устройству управления проявилась только в том, что 2-й вселенский собор предоставил епископу Константинопольскому преимущество чести по Римском епископе (пр. 3) и что 4-й вселенский собор подчинил престолу Константинопольскому, как патриаршему, области Понтийскую, Асийскую и Фракийскую (пр. 28) 11 . Но если вовсе нет канонического правила, которым бы (было) усвояемо устройство церковного управления исключительно собору епископов и если вовсе несправедливо то, что исключительно собору епископов принадлежит право производить реформы в церковном управлении, то принадлежит ли государям право производить эти реформы? Канонисты греческие и практика Греческой церкви усвояют им это право.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

б) Сведения об ап. Варнаве а) в отдельных русских сочинениях: 1) в «Историческом учении об отцах церкви. Филарета, архиеп. черниговского» в т. 1-м §§ 26 и 27,– 2) в упомянутой книге свящ. П. А. Преображенского, кроме текста Послания, имеются житие ап. Варнавы и библиографические сведения о его Послании (см. стр. 1132), – 3) в сочинении: «История церкви от рождества Господа нашего Иисуса Христа до наших дней, написанная по подлинным и достоверным памятникам доктором богословия священником Владимиром Геттэ. Перевод с французского. Том первый. С.-Петербург 1872 г.», стр. 188 и дал., 192 и д., 198 ид. 202, 323324. β) в духовных периодических изданиях: 1) в «Воскресном Чтении» год ХШ, 9, стр. 9096, – 2) в журн. «Труды Киевской духовной академии» за 1862 г., том III, стр. 340, статья: «Святой апостол Варнава », перевод из Фреппеля, сделанный К. Скворцовым , – 3) в том же журнале за 1873 г., в томе III-м, на стр. 93113, статья проф. К. Скворцова : «Когда написано послание Варнавы?», – 4) в журн. «Христианское Чтение» за 1839 год, в части второй статья: «Историческое сведение о святом апостоле Варнаве », стр. 419443, – 5) в журн. «Чтения в обществе любителей духовного просвещения» за 1871 г. в майской кн., в статье И. Смирнова: 5 О «Климентинах» см. статью священника Побединского в Православн. Обозрен. за 1860 г. февр., март, июль. 6 В приведенном месте автор следует толкованию свящ. И. Преображенского (Писания Мужей Апостольских,., стр. 34, примеч. 3). В греческом тексте это место читается: τρα ον δγματα στιν κυρου· ζως λπς, ρχ κα τλος πστεως μν κα δικαιοσνη и проч., – а по переводу Чельцова: «итак – догматов Господних три: жизнь, вера, надежда. (В них) начало и конец наши, – начало – праведность пред судом…» и проч. (см. Собрание символов и вероизложений., стр. 209). Как на греческом, так и в русском переводе Чельцова очевидно это место имеет иной смысл сравнительно с толкованием Преображенского. Впрочем не излишне упомянуть, что и в одном из лучших иностранных изданий об этих словах замечено: Locus nondum perfecte sanatus esse videtur – см. Patrum Apostolicorum opera... recensuerunt Oscar de Hebhardt, Adolfns Harnack, Theodorus Zahn: Barnabae epistula graece et latine, Lipsiae 1878, стр.5, примеч.6. В этом прекрасном издании, кроме греческ. и латинского текста писаний Апостольских Мужей имеются и пролегомены, и самые подробные указатели изданий и литературы (по год издания книги) и, наконец, в подстрочных примечаниях варианты и объяснения темных выражений. Примеч. издат.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Gusev/...

и александрийского патриарха Космы 1703 г., – обе из синайских рукописей, о) выписки из печатной греческ. книги: « Το μαχαρ. κα σοφοτ. πατραρχου Νεκταρου πρς τς προσκομιθεσας θσεις παρ τν ν εροσολμοις φρατρων δι Πτρου..., ρ) подлинная сербская записка о посещении печским патриархом Арсением Черноевичем Синайской горы с 2-мя греческими приписками на обороте (стр. 371–508). μ) Перечень хрисовулов молдавск. и валашских господарей, русских царей, а также турецких актов и затем французских официальных бумаг времени оккупации Египта французами (стр. 509–515), с маленькой заметкой к географии Космы Индикоплевста (на стр. 516). ν) Надписи путешественников на книгах Синайской, вновь открытой библиотеки и в Джувании (стр. 517–525). ξ) Епископы Синайской горы, посвященные александрийскими патриархами (стр. 525). о) Перечень и содержание актов и царских грамот, хранящихся в синайском Джуванийском подворье и в Синайском монастыре в хронологическом порядке (стр. 526–539). π) «Перечень монахов Синайской обители» (стр. 539–542). р) Выписки из разных сочинений о Синайском монастыре (стр. 543–546). σ) Официальные сведения о греческом монастыре в Киеве и о принятии болгар в киевскую духовную семинарию (стр. 547–558). τ) Отмеченная выше грам. Иеремии патриарха Константинопольского на 5-ти листах подлинной рукописи XVI в. (стр. 560–568). υ) Выписки из географии (кн. III) Птоломея, а потом из сочинений: Епифания, Евсевия, Плиния, Бетарта и Нибура (стр. 569–574). φ) Снимки с печатей молдавских господарей Александра Доброго и Петра Рареша. χ) Путь от Каира до Хеврона через Синайский монастырь (стр.579–581). ψ) Синайские бедуины, – черновая (стр. 583–589). ω) Часть черновой из истории Синая (стр. 591–647). αα) Из Абутига. Церкви Абутиг-епархии, – статистические таблицы на 7-ми листах, составленные самими архиереями (стр. 653–661). ββ) Мезении (стр. 667–668). γγ) Путь Ассирийский или торговый путь Аравийский (второй). δδ) Выписки из разных сочинений (стр. 687–698). εε) Отрывок из черновой истории Синая (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Нельзя не сознаться, что все эти древние списки могли быть принесены к нам из Греции или с Афона уже в позднейшее время. 2454 Опис. Румянц. муз. 710–712 (246); Опис. рукоп. гр. Толстов. 6 (297); Пискарев. Собран, надписей с памяти, рязанской старины в Записк. Археолог, общ. 8. 271 (344); Сдав. Указат. Синод, библ. 262 (375); Извест. II Отд. Ак. наук. 7. 272, 273 (235). 2455 Варлаам. Обозр. рукоп. прп. Кирилла Белоезерского в Чтен. Моск. истор. общ. 1860. 2.18–20 (241); Шевыред. Истор. русск. словесн. 3. Лекц. 13. Прим. 7,11 (421); пр. Филар. Обзор, песнописц. Греческ. Церкви. СПб., 1860. 336, 343, 348, 349 (415). 2456 Все три службы эти можно видеть ныне в печатных Минеях (326): канон св. Петру – 21 декабря; канон св. Алексию, написанный Питиримом (Степ. кн. 1. 445 (308)), – 20 мая; последование Пр. Богородице – 26 августа. Последнее сохранилось до настоящего времени в списке 1407 г. и именно в одном Каноннике, принадлежавшем прп. Кириллу Белоезерскому (138) (Варлаам. Обозр. в Чтен. Моск. истор. общ. 1860. 2.19 (241)). 2457 Означенные кондаки и тропари помещены в церковном Уставе, пис. в 1429 г. в лавре прп. Сергия (35) (Прав. собес. 1865. 1. 10, 14 (396)). См. еще прил. 26. 2458 Горск, и Невос. Опис. рукоп. Моск. Синод. библ. 1. 238, 246, 260, 289–291, 299, 306, 309, 311 (254). 2460 Первый список Устава, принадлежавший графу Толстому (Опис. рукоп. С. 6 (297)) и упоминаемый в Описании рукописей Румянц. муз. (с. 711 (246)), находится в импер. Публ. библиот. в отд. рукописей, in f. 25 (127). Последний список – в той же библ., in f. 27 (128). В этом последнем списке, говоря, например, о пище в Страстную Седмицу, переписчик рассуждает так: «Божественная правила сухоедение повелевают, равно предваршим святыя Четыредесятницы. Рече бо иже в Лаодикии Сбор о Велицем Четвертце в главизне 8-й, яко недостоит в Четыредесятници последния недели что разрешати и всю Четыредесятницю безчестити сухоядущим. Божественный Златоуст Иоан в едином от Словес своих рече: яко аще разрешил еси предваршаа дни, разреши и сею; аще ли они разрешити не повелел еси, ниже сия разреши, но паче стягни.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

189 Магистр одиннадцатого курса Моск. Академии; с 1838 по 1844 г. бакалавр философии; в 1844 г. выбыл в епархиальное ведомство и скончался в 1869 году московским священником. 190 Магистр Киевской Академии; бакалавром в Моск. Академии состоял в 1835–1841 гг., в 1841 г. сделан соборным протоиереем Коломны и ректором тамошних духовных училищ; умер в 1854 г. 191       Магистр двенадцатого курса Моск. Академии (1836–1840 г.); до 1842 г. – профессор Тобольской семинарии; с 1842 г. до 1851 – бакалавр Моск. Дух. Академии сначала по философии, а потом по математике; с 1851 г. – московский свя­щенник; скончался протоиереем Петропавловской в Басманной церкви в 1890 г., известен своими учеными математическими сочинениями. 193 Магистр десятого курса Моск. Дух. Академии (1832–1836 гг.); бакалавром в Академии состоял с 1837 г. по 1844, когда сделался московским свя­щенником; скончался в сане протоиерея Московок. Казанского собора в 1877 г. 194 Магистр девятого курса Моск. Дух. Академии (1830–1834 гг).; бакалавром состоял в 1834–1842 гг., скончался в 1862 году священником названной церкви. 196 В своих «Записках» о. Д. И. Кастальский приводит следующие биографи­ческие сведения о Ф. А. Голубинском: «Феодор Александрович родился в Костроме 1797 г. 22-го дек. Отец его был сначала псаломщиком, потом священником в Костроме. В 1806 г. Ф. А. поступил в Костромскую семинарию. В 1813 г. определен информатором греческ. языка в Костр. семинарию. В 1814 г. поступил студентом в открыв­шуюся Моск. Академию. Он и Петр Спиридонович первые студенты 1-го курса. В 1818 г. кончил курс магистром и определен бакалавром философских наук в Москов. Академию. В 1820 определен членом Конференции, и поручено ему читать немецкий язык. В 1822 г. сделан экстраординарным профессором. В 1824 г. ординарным профессором философ. наук. В 1826 г. определен чле­ном Комитета цензуры духовн. книг. В 1828 г. рукоположен во священника (Вознесенского монастыря). В 1829 произведен в протоиереи и определен чле­ном Академ. правления.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Гардгаузен (Catalog. codic. graec. Sinait., pag. 222) относит почему-то к XIV веку, хотя внутренние данные и почерк письма нисколько не мешают признать его за рукопись XII в. Архимандрит Антонин считает этот Типикон тоже XII–XIII в. 136 Мысль, что чин церковной службы преп. Саввы Освященного взят от преп. Евфимия Великого, выражена весьма ясно в следующем надписании рукописного Типикона XV–XVI в. Афоно-Каракалловской библиотеки 165: Τυπικν σν Θε ν εροσολμοις γων μονν το τε τ· λαρας το σου πατρς μν Εϑυμου το μεγλου κα το γου κα μεγλου Σββα. 137 Из Типикона св. Феодосия киновиарха извлечения имеются в синайских Типиконах 1214 г. 1097 и 1311 года 1101 (ркп. синайск. библ.) и носят такое надписание: Τυπικν τς κκλησιαστικς κολουϑας το σου πατρς μν Θεοδοσου το κοινοβιρχου (л 16). 138 Нам известны Типиконы с таким заглавием: Τυπικν τς κκλησιαστικς κολουϑας τς εαγος λαρας το ν γοις πατρς μν κα ϑεοφρου Σββα, συγγραφν π το ν γοις πατριρχαις εροσολμων κρ Σωφρονου. Ркп. собств. библ. XIII в. 145 Церковн. Устав (Типик), его образование и судьба в греческ. и русск. церкв. М. 1885 г. стр. 175. 151 Биограф св. Саввы рассказывает, что когда, по кончине патрикии Иулианы, евнухи её явились к св. Савве с множеством денег и просили его принять их в лавру, старец отказал им и лишь по знакомству отправил их к блаженному Феодосию, потому что «он положил, чтобы ни одного безбородого человека или евнуха не принимать в свою лавру. Ибо ему весьма неприятно было видеть женское лицо в каком-либо своём монастыре и, особенно, в какой-либо своей лавре» (Cotel. pag. 388). 152 Приходивших в лавру молодых людей Савва Освященный отсылал также к авве Феодосию, давая при сем такое мудрое отеческое наставление: «сын мой, неприлично, или лучше вредно сей лавре иметь у себя кого-нибудь без бороды. Сей закон (νμος) положили древние отцы скита и мне его передал великий отец Евфимий» (pag. 260); и «сей древний закон (νμος παλαις), бывший у древних отцов в силе, приказал передать настоятелям и других лавр» (pag.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

77 Св. Иоанн златоуст говорит, что образ Божий, данный человеку, состоит «в господстве, а не в другом чем». Беседа 8 на кн. Бытия. Твор. т. IV, стр. 62–63; также стр. 190 и др. Исидора Пелус. цит. письмо. твор. ч.II, стр. 149. Бл. Феодорита толкование не кн. Бытия, вопрос 21. Твор. ч. I, стр. 25–26. 81 В выше цит. толковании на кн. Бытия (вопр. 21) Феодорит говорит между прочим и о «более точном подобии» души человеческой Богу, которое, по его слова, состоит в том, что «ум рождает слово, с словом же исходит дух, не рождаемый подобно слову, но всегда сопровождающий слово, исходящий вместе с рождаемым словом». Твор. ч. I, стр. 27. 82 См. Григория Богосл. слово 22, о мире, твор. ч. II, стр. 182; ср. послание к монаху Евагрию о Божестве, ч. IV, стр. 152–153. Григория Нисск. Большое оглас. слово, гл. 1–2, твор. ч. IV, стр. 5–10. 87 Самогласен на погребение 6-го гласа: ср. De fide orth. I, II, c.12. M.P. t. 94, col. 920 В. Русск. перев. стр. 79. 89 Канон на Преобразение господне: 2-й тропарь 5-й песни: канон на Богоявление: та же песнь и тропарь. Для праздничных канонов Дамаскина мы пользовались синодальными изданиями Анеологиона (праздничной Минеи) М. 1848 г. и Пентикостариона (цветной Триоди) М. 1905 г. Подлинный же текст почти всех этих канонов мы находили в 96 томе греческ. серии Патрологии Миня, coll. 817–853, 1364–1368. 93 «Прежде нарушения (заповеди) все было послушно человеку», говорит Дамаскин: тогда «и змий был дружественен к человеку… приходя к нему и своими приятными движениями беседуя с ним». De fide orth. I, III, c.10. M.P. t. 94, col. 909 А. Русск. перев. стр. 73. 94 Ibid. c. II, col. 912 A. Русский перев. стр. 74. В понимании рая св. отец старается соединить аллегорическое и буквалистическое толкование Отцов. «Некоторые», говорит он, … представляли себе рай чувственным, другие же духовным. Однако мне … кажется, то … как человек сотворен был состоящим из чувственной вместе и из духовной природ, так и священный его храм был чувственным месте и духовным и имевшим двоякий вид». Ibid. coll. 916 D, 917 C. Русский перев. стр. 77–78.

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Us...

Собор окончен был празднованием 20-летия царствования императора Константина, во время которого он устроил в честь епископов великолепное пиршество. Расстался император с отцами Собора очень милостиво, увещевая их поддерживать мир между собою и прося молиться за него. двух открытых приверженцев его Секунда и Феону император по окончании Собора, отправил в ссылку в провозгласив суровые наказания последователям ересеучителя, причем даже одно обладание его сочинениями вменялось как уголовное преступление. Никейский символ, раскрывший православное учение о Божестве Второго Лица Пресвятой Троицы Господа Иисуса Христа и осудивший, как ересь, хульные арианские умствования, не положил конца церковной смуте: арианствующие епископы, скрепившие соборное вероопределение своими подписями единственно из-за страха перед государственной властью, вскоре сумели привлечь последнюю на свою сторону и, поддерживаемые ею, вступили в ожесточенную борьбу с защитниками правой веры; в середине IV в. они одержали почти полную внешнюю победу над своими противниками, объединившимися под священной хоругвью Никейского символа. Хоругвь эту твердо и самоотверженно держал вначале св. Афанасий Великий а потом, со смертью престарелого Александрийского епископа, она перешла в не менее мужественные и самоотверженные руки Великого Кесарийского епископа св. Около этих двух выдающихся святителей Православной Церкви описываемого времени объединялись и прочие оставшиеся Ей верными епископы. Воспоминание I Великого Вселенского собора, бывшего в Никее, совершается Церковью в Неделю (воскресенье) 7-ю по Пасхе. Примечания: Фалия – (греческ.) счастье; во мн. числе – пир. Книга содержала стихотворения, которые можно было петь во время обеда. Пасха – главный праздник христианской Церкви, установленный во дни св. апостолов, первоначально был посвящен воспоминанию смерти Господа Иисуса и потому совершался на всем Востоке 14 нисана, в день приготовления евреями пасхального агнца, когда, по указанию Евангелия от Иоанна и по мнению древних отцов Церкви (Иринея, Тертуллиана , Оригена ), и последовала крестная смерть Христа Спасителя; поэтому и самое название Пасхи древнейшие отцы Церкви (Иустин, Ириней, Тертуллиан ) производят не от еврейского Pesakh (проходить мимо), а от греческого – страдать.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

184 «Multum ulile ac necessariun est, ut peccatorum reatns, ante ultimum diem sacerdotis supplicatione solvatur» Leonis М. Epistol. 107 с. 3 сл. Epist. 168. 188 Образцы древних Греческ. разрешений той и другой Формулы можно видеть у Иоанна Euchlolog. р. 504. 666. молитвенная формула от у Канизия lection. Antiquit, 2. р, 2. p. 122. 192 О эпитимиях меньших – милостыне, посте и подобном находим упоминание в Пост. Апост. (Lib. II. cap. 45) Митрофан Критопул, Патриарх Александрийский (XVII в) в сочинении: «Исповедь Восточной Церкви» говорит, что древняя Церковь , кроме тяжких эпитимий налагала, смотря по обстоятельствам и такие, каковы: пост, молитвы, бдение и прежде всего, раздаяние милостыни. 193 Св. Дмитрий Ростов. учит, что священник при исповеди и наложении эпитимии должен обращать внимание на лицо согрешающее, предмет греха, место, побуждения ко греху, время, обстоятельства греха, и говорить: «сие рассуждая, таковые и эпитимии налагати». Далее Святитель продолжает, что «явно согрешающии, явно и каяться должны», разумея, конечно, под покаянием здесь эпитимии. (Сочин. Св. Дмитрия Ростов. том. 1. стр. 110.111) – B другом случае говорит: «не имать духовник налагати эпитимии явной за грех тайный, на исповеди сказанный». (том.1. стр. 161). Св. Киприян так говорил касательно церковных наказаний грешникам: «Non sit minor medicina, quam vulnus est: Non sint minora remedia, quam vulnera». (Epist. 31). Весьма полезные советы и правила касательно наложения эпитимий можно читать у Св. Иоанна Златоустог о. 194 Григорий Нисск. Пр. 3. Василий Вел. пр. 74. и др. 1 Вселенск. соб. пр. 12. Апкирь. Соб. пр. 2. 5. 6. Феодорита de paenit. t, 4. р. 312 – 316. Not. 20. гл. Graece 196 Особенные случаи, составляющие как бы исключение из сего правила, указаны в духовном Регламенте. 197 Том. I. стр. 161. Во время Святителя Ростов. были в его пастве духовники, не соблюдавшие тайны исповеди и обличая их в своем окружном послании. Святитель называл таковаго духовника разорителем тайны Божией и насильником печати Св. Духа – «не духовником, а Иудою». Поучение к Иереям, том. I, стр. 158 и след.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-t...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010