И верно то, что кто сеет щедро, тот щедро и пожнет; кто с охотою подает милостыню, без всяких задних мыслей, без самолюбия и других видов корыстных, тот щедро и получит еще и здесь – на земле, и там – на небе. Здесь, на земле, милостыня очищает грехи ( Cup. III, 30 ), привлекает особенное благоволение Божие. За милостыни язычник Корнилий от Бога получил чрез Ангела одобрение и был удостоен просвещения христианством чрез апостола Петра ( Деян. Х ). Человеку доброму радостнее жить на земле. Если кто подавал от чистого сердца истинно бедному, тот испытывал, какое утешение и довольство бывает в нашей душе в те минуты! Как же счастлив и блажен тот добродетельный человек, который поставил задачею всей своей жизни благотворить ближним, служить для других, быть полезным всякому во всем добром! Еще: милостыня защищает человека во дни бед и несчастий общественных. Господь иногда видимо сохраняет благоденствие доброго человека. Затвори милостыню в клетех твоих и та измет тя от всякого озлобления ( Cup. XXIX, 15 ). Семья добродетельного, его потомство благословляется Богом и никогда не бывает оставлено. Поэтому, родители, будьте сами первее всего добры. За ваше добро и вашим детям будет хорошо. Кто подаст милостыню, тот эту милостыню взаймы дает Богу, Бога имеет своим должником ( Npumч. XIX, 17 ; Mф. XXV, 40 ). Но Господь Бог всегда за наше добро воздаст сторицею; тогда и нам будет хорошо, и детям нашим. Св. царь Давид на закате дней своих высказал свое наблюдение над участью людей добродетельных и их потомства. Я, говорит он, был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его, просящими хлеба: он всякий день милует и взаймы без лихвы дает, и потомство его в благословение будет ( Nc. XXXVI, 25–26 ). Именем честного отца благоустрояется жизнь детей; так значит, лучше имя доброе, чем богатство многое. Милостыня к ближнему для Бога приятнее, чем жертвы ( Oc. VI, 6 ; Mф. IX, 13 ; Mф. XII, 7 ). При пожертвованиях, например на храм, нужно в то же время иметь милосердие к ближним. Подобает, говорит Христос, и сие… делать, и того не оставлять ( Mф. XXIII, 23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Последние годы В 1983 г. папа Иоанн Павел ΙΙ возвел де Любака в сан епископа и в звание диакона-кардинала при Санта-Мария в Домнике. Осенью 1986 г. Любака разбил инсульт, что повлекло за собой невозможность писать и говорить при сохранении ясного сознания. Тем не менее в последние годы он продолжал много читать и уделял значительное время молитве. Скончался Анри де Любак 4 сентября 1991 г. в возрасте девяносто пяти лет в монашеской общине «Малых сестер бедных» (des Petites Sœurs des Pauvres), ухаживавших за ним в последние два года жизни после ухудшения здоровья. Отпевание состоялось в Соборе Нотр-Дам в Париже; похоронен на кладбище Вожирар в Париже. Михайлов Петр Борисович Библиография работ о персоне: K. N. Neufeld, M. Sales, Bibliographie Henri de Lubac, S. J. 1925-1974 (Einsiedeln 1974); ‘‘Bibliographie de Henri de Lubac (corrections et compléments) 1942-1989, " " Théologie dans l " histoire, 2:408-416. J. P. Wagner, La théologie fondamentale selon Henri de Lubac (Paris 1997). H. de Lubac, At the Service of the Church: Henri de Lubac Reflects on the Circumstances That Occasioned His Writings (San Francisco 1993); Théologie dans l " histoire (Paris 1990). H. U. von Balthasar, The Theology of Henri de Lubac: An Overview (San Francisco 1991). J. A. Komonchak, ‘‘Theology and Culture at Mid-Century: The Example of Henri de Lubac, " " Theological Studies 51 (1990): 579-602. S. Wood, Spiritual Exegesis and the Church in the Theology of Henri de Lubac (Grand Rapids, Mich. 1998). L " homme devant Dieu: Mélanges offerts au père Henri de Lubac, 3 (Paris 1963-64). D. L. Schindler, ed., ‘‘The Theology of Henri de Lubac: Communio at Twenty Years, " " Communio 19 (1992): 332-509. Библиография работ автора: Автобиографические: Lubac H. de. Mémoire sur l’occasion de mes écrits (OC). Paris, 2006 Mémoires sur mes vingts premièrs années//Ibid. P. 402–462 Résistance chrétienne à l’antisémitisme. Souvenirs 1940–1944. Paris, 1988   Библиографические указатели: Bibliographie Henri de Lubac S.J. : 1925–1974/Karl H. Neufeld, Michel Sales. Eisiedeln, 1974

http://bogoslov.ru/person/278385

«Страх Иакова относительно (погони) Лавана прекратился, и уже миновал, но его место теперь заступил страх относительно брата. Посему, человеколюбец Господь, желая воодушевить праведника и рассеять всю его боязнь, даровал узреть ему полк ангелов (Быт., XXXII, 1–2)» 406 , как бы ограждавший его. С той же целью, т.е. «чтобы изгнать из души праведника страх и убедить его идти навстречу брату без всякого опасения», Господь благоволил допустить патриарха и до борьбы с Собою 407 . Боровшийся с Иаковом, по учению Святых Отцов, именно Сын Божий, Второе Лицо Св. Троицы 408 . «Тогда ещё, говорит по этому случаю Св. Иоанн Златоуст , было время только начинания и предуготовления к совершению нашего спасения, (поэтому) Он и являлся каждому из праотцов только в образах и видениях, как Сам говорит через Пророка ( Oc. XII, 10 ). А когда благоволил принять Он зрак раба и принести жертву искупления нашего, то облёкся в плоть уже не видением только, не мнимым, но истинным вочеловечением» 409 . «Так как праведник, по исполнении времени своей жизни, должен был переселиться от сего мира, а Божие о нём попечение и столь великое снисхождение должно было сделаться известным всему роду человеческому, то (повредил Бог у Иакова бедро), «и не ядят сынове Израилевы жилы в широте стегна, яже отерпе»» 410 у патриарха во время борьбы его с Богом. – С другой стороны, это «отерпение жил» было и наказанием патриарху. «Иаков, давши обет Богу, при исшествии своём, ту десятину, которую обещал Богу, в страхе собрал и послал к Исаву. Потому и изменилось стегно его, как сам он изменил слову своему» 411 . После этого события Иаков стал называться Израилем, т. е. Богоборцем 412 , а от него и все потомки его получили наименование Израильтян 413 . Встреча с братом, так тревожившая патриарха, прошла для него вполне благополучно, и он, продолжая свой путь, возвратился в землю Ханаанскую и остановился около города Сихема. Однажды, вскоре после этого, дочь Иакова, Дина, вышла посмотреть на девиц Сихемских. Увидел её сын князя Еммора, Сихем, и похитил её. Братья Дины, мстя за сестру, напали нечаянно на город и истребили мечом всех мужчин, не исключая и Еммора с Сихемом. «Видишь целомудрие детей Иакова? Они считала поступок Сихема величайшим для себя (для своего нравственного чувства) оскорблением» 414 . Это обстоятельство, однако же, сильно встревожило Иакова; он почитал себя теперь небезопасным среди соседних Хананеев и двинулся в Вефиль. Но Хананеи не погнались за ним 415 . «Бог поразил страхом души жителей той страны, чтобы они не погнались вслед за Иаковом. Ибо, вероятно, они хотели отмстить за Сихемлян. Но так как эти события (т.е. избиение Сихемлян) совершились без воли праведника, и Симеон и Левий поступили таким образом в отмщение за оскорблённое целомудрие своей сестры; то Бог не только самого Иакова и сынов его избавляет от мучений страха, но и на жителей страны наведши страх, удержал их от преследования Иакова» 416 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Protop...

В это же время Прокл написал письмо И., где подчеркивал, что поддержка «Томоса...» будет способствовать укреплению авторитета И. и снимет с него подозрения в том, что он примирился с Церковью лишь формально (PG. 65. Col. 873-877). Прокл призывал И. быть осторожным, т. к. до него уже дошли сведения о том, что Ива Эдесский обвиняется в сочувствии несторианству, и советовал добиться подписи Ивы, чтобы снять этот вопрос. И. поступил согласно с предложением Прокла. «Томос...» не вызвал вопросов у участников Антиохийского Собора, но, рассмотрев приложенные к нему фрагменты посланий Феодора Мопсуестийского, участники Собора заявили, что не будут осуждать положения, вырванные из контекста, поскольку при внимательном прочтении посланий в целом их можно считать православными ( Mansi. T. 5. P. 1182-1185; PG. 65. Col. 877-878; 84. Col. 809; ACO. Vol. 4. P. 208). Проклу пришлось оправдываться перед императором: он заявил, что не хотел нового конфликта в Церкви, а стремился утвердить истинность церковного учения, не бросая тени на такого уважаемого учителя Церкви, как Феодор. Свт. Кирилл ввиду столь сильной оппозиции на Востоке посоветовал Проклу отказаться от этой инициативы. Спор был прекращен, и имп. Феодосий в послании И. и вост. епископам уверил их в желании сохранить прочный мир в Церкви ( Mansi. T. 5. P. 1009). В связи с Антиохийским Собором 438 г. И. упоминается в источниках в последний раз. Известно ок. 60 посланий, составленных от имени И. или его партии в 30-х гг. V в.- в период III Вселенского Собора и позднее. Они посвящены в основном внутрицерковным взаимоотношениям и борьбе партий, почти не касаются богословских вопросов. Ист.: Cyr. Alex. Ep. 22, 35, 38, 47, 66//PG. 77. Col. 131-132, 163-164, 169-174, 247-250, 329-332; Proclus CP. Ep. 5, 6//PG. 65. Col. 877-878; Theodoret. Ep. 83, 152-161//PG. 83. Col. 1265-1276, 1439-1463; Socr. Schol. Hist. eccl. VII 34; Evagr. Schol. Hist. eccl. I. Лит.: CPG, N 6301-6360; Le Quien. OC. T. 2. Col. 721; Bardenhewer. Geschichte. Bd.

http://pravenc.ru/text/469618.html

Pt. 2. N 82, 113). В 1397 г. визант. имп. Мануил II Палеолог возвел Имброс в ранг отдельной архиепископии ( Darrouz è s. Notitiae. N 157. P. 410). В османскую эпоху в нотиции К-польского Патриархата Имброс указывается как митрополия, занимающая 75-е место (Ibid. P. 420). М. Лекьен относил епархию Имброса к пров. Киклады диоцеза Асия ( Le Quien. OC. T. 1. Col. 951-952), тогда как др. источники - к пров. Македония диоцеза Иллирик. С сер. XIV в. на Имбросе известны владения афонской Великой Лавры , о чем свидетельствует ряд документов, сохранившихся в архивах Афона: письмо патриарха Исидора I К-польского (1347-1350), грамота (июль 1360) патриарха Каллиста I К-польского, подтверждающая права Великой Лавры на владение 3 подворьями на Имбросе: во имя св. равноап. имп. Константина, архистратига Михаила (Каламион; греч. Καλμιον) и вмч. Георгия (Кастелинон; греч. Καστελινν), а также земельным участком и виноградником, к-рые афонские монахи получили по постановлениям имп. Иоанна V Палеолога (1341-1376, 1379-1391) (Actes de Lavra. Pt. 3. N 138); судебное решение (июнь 1407) в пользу Великой Лавры о владении ею иконой арх. Михаила из подворья на Имбросе (Ibid. N 160). В период распада Османской империи островами овладела Греция, участвовавшая в 1-й Балканской войне против Турции (1912-1913), и сохраняла контроль над ними с окт. 1912 по 1923 г. Согласно Севрскому мирному договору (1920), заключенному между Антантой и Османской империей по итогам первой мировой войны, острова оставались за Грецией. Однако затем в результате поражения Греции в греко-тур. войне (1919-1922) границы были вновь пересмотрены. Согласно Лозаннскому договору (1923), острова были возвращены Турции, но при этом греч. большинство населения не подвергалось выселению и должно было сохранять права на культурную автономию в рамках Турецкой республики. Тем не менее в дальнейшем большинство этих гарантий не было реализовано. С 1926 г. этнические меньшинства в Турции лишены прав автономии. Греч. население было лишено возможности иметь греч.

http://pravenc.ru/text/389481.html

CN Нисибинский цикл CommAct Толкование Деяний CommGenEx Толкование на Кн. Бытия CommDia Толкование на Диатессарон СоттРа Толкование посланий апостола Павла De JulSa О Старце Иулиане DeAbrQid Об Аврааме Кидунском DeF Стихи о вере Eccl Стих о Церкви Ep Mon Письмо к инокам эдесским Hae Против ересей HdF Стихи о вере Iej Стихи о посте Nat Рождественский цикл Nic Никомидийский цикл Par Стихи о Рае Pas Пасхальный цикл S Проповеди SdF Проповеди о вере SDom Проповедь о Господе Нашем SHeb Проповедь на Страстную седмицу Vir Стихи о девстве Справочные издания AMS Acta martyrum et Sanctorum, ed. P. Bedjan, Leipzig, 18901897 BHG F. Halkin, Bibliotheca hagiographica graeca, 1957 (Subsi- dia hagiographica, 8) DHO P. Peeters, Bibliotheca hagiographica orientalis, 1910 (Subsidia hagiographica, 10) CPG M. Geerhard, Clavis partum graecorum, vol. 2, Tournhout, 1974 Dspir Dictionnaire de spiritualité PS I. Ortiz de Urbina, Patrologia syriaca, Roma, 1965 LBr C. Brockelmann, Lexicon syriacum, Halle, 1928 TRE Theologische Realenzyklopädie DHGE Dictionnaire de I’Histoire et de géographic ecclésiastique Журналы и сборники статей ПрТСО Прибавления к творениям святых отцов, Москва ВДИ Вестник древней истории (РАН), Москва ХВ Христианский Восток, Санкт-Петербург-Москва AB Analecta Bollandiana, Bruxelles ASTI Annual of the Swedish Theological Institute, Leiden BK Bedi Kartlisa, Paris ECQ Eastern Churches Quarterly, Ramsgate ECR Eastern Churches Review (incorporated into Sobornost), London EHF Ephraem-Hunayn Festival, Baghdad JHS Journal of Hellenic Studies, Oxford JJS Journal of Jewish Studies, Oxford JRS Journal of Roman Studies JSS Journal of Semitic Studies, Oxford-Manchester JThS Journal of Theological Studies, Harvard LM Le Muséon, Louvain NTS New Testament Studies, Cambridge OC Oriens christianus, Rom-Bonn-München OCR Orientalia Christiana periodica, Roma OKS Ostkirchliche Studien, Würzburg OS orient syrien, Paris PdO Parole de l’Orient (ex-«Meltho»), Beyrouth ReArm Revue des études arméniennes, Paris

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/yu...

В напряженном стиле Осии чувствуется натура бурная, сложная, трагически воспринимающая жизнь. Он как бы стоит перед миром с обнаженным сердцем, и каждое соприкосновение со злом причиняет ему жестокие страдания. Осия временами готов кричать; он видит все, что происходит вокруг, и желает проявить все возможное, чтобы изменить действительность, с которой он столкнулся. Ему было дано пережить трагедию неразделенной любви, трагедию измены, одиночества для того, чтобы к нему прикоснулась невыразимая тайна, тайна Божественной любви и страдания. Пророк Осия говорит слово, которого еще не слышало ухо человека. Он открывает миру Бога любви и милосердия. Его проповедь поистине может быть названа ветхозаветным Евангелием; она подымала человека из праха и вела по ступеням на вершину Богосыновства. В своих словах он не отступает от слов пророка Амоса – напротив, часто заимствует у него многие выражения. Но он сказал больше, чем сказал Амос, ибо в бесконечной полноте Божественной тайны перед Осией раскрылась глубина Божественного Промысла. Это заставило его говорить не только о суде и возмездии, но и о милосердии Божием. Для пророка Осии религия не только долг и обязанность, но прежде всего любовь к Богу. У него впервые в Священном Писании брак, любовь мужа и жены становятся символом союза Бога и человека. В браке есть и долг, и обязательства, но сущность брака – в таинственном соединении двух существ. Такова и вера. В ее основе лежат не только требования, но и любовь, доверие и привязанность – это те неразрывные узы, которые связывают Бога и человека. Пророк с большой грустью вспоминает те времена, когда Израиль был юн, когда он был создан, спасен, наставлен на путь истины самим Богом. Бог избрал это племя кочевников по Своему свободному произволению, как избирают любовь, и трагедия Израиля – в измене любви Божией (Oc.ll, 1–4). «Когда Израиль был юн, Я любил его и из Египта вызвал я сына Моего. Звали их, а они уходили прочь от лица их; приносили жертву Ваалам и кадили истуканам. Я Сам приучал Ефрема ходить, носил его на руках Своих, а они не осознавали, что Я врачевал их. Узами человеческими влек Я их, узами любви, и был для них как бы поднимающий ярмо с челюстей их, и ласково подкладывал пищу им». Но Израиль, подобно блуднице, предал своего Господа, побежал вслед за любовниками, языческими богами ( Ос. 4,12–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Это подтверждается многочисленными свидетельствами Слова Божия ( Oc. VI, 15 ; Пс. и 19; Uc. I, 11 –15; XXIX, 13 ; Mamф. XV, 8–9 ; Дeяh. VII, 47–49 ; XVII, 24–25). 5 ст. Выслушайте слово от Господа, благоговеющие («трепещущие») пред словом Его, назовите (рцыте) братьями ненавидящих вас и гнушающихся вами, чтобы имя Господне прославилось и явилось в веселии их, а они сами (враждующие и гнушающиеся) посрамились. Пророк обращается к благочестивым иудеям и просит их примириться с нечестивыми притеснителями их, чтобы прославить славу имени Божия и посрамить врагов. Стало быть, по учению пророка, любвеобильное и благожелательное отношение к врагам, служа прославлением имени Божия ( Mф. V, 45 ), в то же время является и сильным сродством для посрамления врагов. Эта великая истина ясно выражена в книге Притчей. Аще алчет враг твой, ухлеби его, аще ли жаждет напои его: сие бо творя, углие огненное собиравши на главу его, говорит премудрый Соломон ( Npumч. XXV, 12–33 ; ср. Puмл. XII, 20 ). По выражению же блаженного Иеронима , «ударяющая рука посрамляется чрез подставление другой щеки» (Ср. Mф. V, 39 ). 6 ст. Наказание Божие, которым пророк угрожает беззаконным, жестоким сынам Израиля, по толкованию отцов Церкви, совершилось над ними во время разрушения Иерусалима римлянами при Веспасиане и Тите в 70 году по Рождестве Христове. 7–14 ст. В этих стихах пророк изображает величественную картину чудесного распространения христианства, которое совершится главным образом чрез вступление в Церковь язычников вместо большинства отвергнутых Богом иудеев ( Дeяh. II, 41; IV, 24; V, 14 и др.). Об этом славном событии пророк говорит образно, сравнивая его с явлением плотского рождения, но с тем различием, что обыкновенно чадорождение по законам природы бывает мучительным и медленным, рождение же чад Церкви Христовой совершится сразу и без всяких почти болей. Очевидно, что под рождением, которое даст Сиону целый многочисленный народ, разумеется духовное рождение или благодатное возрождение верующих водою и духом в таинстве крещения ( Uoah. III, 1–8 ст.) 112 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

В эпоху иконоборчества в Византии (VIII - сер. IX в.) большинство предстоятелей епархий К. следовали офиц. политике К-поля. В Житии св. Стефана Нового, одного из защитников иконопочитания (IX в.), Боспор, Херсон и Никопсия обозначены лишь как приграничные пункты, ориентиры того пространства «по направлению к Готии низменной», где по совету св. Стефана Нового монахи могли искать убежища ( Васильевский. 1912. С. 324-325). Сами же эти города явно не принадлежали к областям, к-рые «не приняли участия в нечестивой ереси». Херсон и близлежащие районы (климаты) оставались местом ссылки врагов императора и иконопочитателей ( Чичуров. 1980. С. 69). Св. Феодор Студит одно из писем (92-е) в 821 г. адресовал сосланным в Херсон епископам и монахам, которых он называл «светильниками для находившихся во мраке и заблуждении в жизни, руководителями слепых…» и считал их ссылку устроенной Божественным Промыслом «для спасения тамошних жителей». В др. письме св. Феодор упоминает нек-рых сосланных в Херсон: еп. Льва Валелада, игум. Антония с его сподвижниками и Литоию с братией ( Шестаков. 1908. С. 40-42). В 820 г. в Херсон был выслан прп. Иоанн Психаит , возглавивший здесь монашескую общину ( Лопарев. 1913. С. 12-14). Посетивший город в нач. IX в. Епифаний Монах, называя жителей Херсона «лжецами, носимыми всяким ветром ересей», скорее всего подразумевал их приверженность офиц. иконоборчеству ( Романчук. 2000. С. 77-78). О контактах местной Церкви с К-польским Патриархатом свидетельствует происходящая из Херсона печать патриарха-иконоборца Иоанна VII Грамматика (837-843) ( Соколова. 1991. С. 210, 40). После К-польского Собора 843 г., осудившего иконоборцев и восстановившего иконопочитание в Византийской империи (см. ст. Неделя Православия ), Херсон оставался в русле политики К-поля; сюда по-прежнему отправляли неугодных властям. В кон. 50-х - нач. 60-х гг. IX в., при патриархе свт. Фотии I , в город и его округу были сосланы опальные игнатиане (сторонники низложенного в тот момент патриарха свт. Игнатия ), в т. ч. еп. Митрофан Смирнский и прп. Иосиф Песнописец , составивший службы св. епископам Херсонским и канон свт. Клименту ( Ягич. 1893. С. 10; Лопарев. 1913. С. 1-7; Сорочан. 2005. С. 676; Могаричев. 2013). В это же время архиепископы Павел Херсонский и Лука Боспорский участвовали в Поместном К-польском Соборе, который был созван патриархом Фотием в 861 г. и осудил патриарха Игнатия ( Le Quien. OC. T. 1. P. 1328, 1331; Гадло. 1991. C. 104; Сорочан. 2005. C. 1174).

http://pravenc.ru/text/2462085.html

DOP Dumbarton Oaks Papers DS Dictionnaire de spiritualitè ascétique et mystique/Ed. M. Viller Paris, 1932– DTC Dictionnaire de théologie catholique/Ed. A. Vacant et al. Paris, 1935–1972 EA Ekklesiastike Aletheia EB Études byzantines EEBS Epeteris Etaireias Byzantinon Spoudon EKEE Epeteris tou Kentrou Epistemonikon Ereunon EL Ephemerides Liturgicae EO Echôs d’Orient EP Ekklesiastikos Pharos EphL Ephemerides liturgicae FM Fontes Minores GOTR Greek Orthodox Theological Review GRBS Greek, Roman and Byzantine Studies HUS Harvard Ukrainian Studies HZ Hilandarski Zbornik IBID Izvestiya na Bulgarskoto Istoricesko Druzhestvo ICS Illinois Classical Studies IF Indogermanische Forschungen JDAI Jahrbuch des Deutschen Archäologischen Instituts JEH Journal of Ecclesiastical History JGR Zacharia von Lingenthal К. E. Jus graeco-romanum. I-VII Vols. Leipzig, 1856–1884. JÖB Jahrbuch der Österreichischen Byzantinistik JÖBG Jahrbuch der Österreichischen Byzantinischen Gesellschaft JSAH Journal of the Society of Architectural Historians JWCI Journal of the Warburg and Courtauld Institutes КС Kretika Chronika KS Kypriakai Spoudai MAH Mélanges d’archéologie et d’histoire MDAI Athens Mitteilungen des Deutschen Archäologischen Instituts, Athenische Abteilung MDAI Kairo Mitteilungen des Deutschen Archäologischen Instituts, Abteilung Kairo MH Medievalia et Humanistica MM F. Miklosich and F. Müller. Acta et diplomata graeca medii aevi sacra et profana. 6 Vols. (Vienna, 1860–1890) NCE New Catholic Encyclopedia. 15 Vols. (New York, 1967) NH Neos Hellenomnemon NJ Justinian I. Novellae/Ed. R. Schoell, W. Kroll//Corpus juris civilis. Vol. 3. 5th ed. Berlin, 1928. NPB Nova patrum bibliotheca/Ed. A. Mat, J. Cozza-Luzi. 10 Vols. Rome, 1852–1905. OC Orientalia Christiana OCA Orientalia Christiana Analecta OCP Orientalia Christiana Periodica ODB Oxford Dictionary of Byzantium/Ed. A. Kazhdan. 3 Vols. New York – Oxford, 1991. OL Orientalistische Literaturzeitung OS Östkirchliche Studien PG Patrologiae cursus completus. Series graeca/Ed. J. P. Migne. 161 Vols. Paris, 1857–1866.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010