Первые сведения о христианах в К. относятся лишь к IV в. В это время К. входил в церковную юрисдикцию епархии Менелаита и Схедии; епископы упоминаются в источниках 325 и 362 гг. ( Le Quien. OC. T. 2. Col. 527-530; Fedalto. Hierarchia. Vol. 2. P. 596). В IV в. в К. подвизался Аммоний, автор повести об избиении преподобных отцов на Синае и в Раифе (BHG, N 1300). Ок. 391 г., при Александрийском архиеп. Феофиле I , Серапеум в К. был разрушен и обращен в христ. ц. св. Апостолов ( Eunap. Vitae sophist. VI 11). После неудачной попытки создать в К. общину из иерусалимских монахов в городе был основан мон-рь Метанойя (Покаяния), братию к-рого составили монахи-пахомиане, призванные архиеп. Феофилом из Тавеннисийского мон-ря (Storia della Chiesa di Alessandria/Ed., trad., comment. T. Orlandi. Mil., 1970. Vol. 2. P. 61-62. (Testi e documenti per lo studio dell " antichità; 31)). Значительная часть насельников обители в нач. V в. была латиноязычная, и для них (а также для пахомиан Фиваиды) в 404 г. блж. Иероним Стридонский перевел с греч. языка «Правила» прп. Пахомия Великого (PL. 23. Col. 62-63). Ок. 444-447 гг. в К., вероятно в мон-ре Метанойя, подвизался прп. Арсений Великий (PG. 65. Col. 95-96; 99. Col. 859-860, 877-888). Сохранились 3 собрания писем на папирусах VI - нач. VII в., касающиеся адм. устройства и экономической жизни мон-ря (1-е собрание: папирусы Фуад 86-89 - см.: Gascou. 1976; 2-е и 3-е собрания - см.: R é mondon. 1971). По мнению некоторых исследователей (см.: Faivre. 1917. P. 30-31), о мон-ре Метанойя писал прп. Иоанн Лествичник как об обители кающихся под названием «Темница» ( Ioan. Climacus. Scala. V). Возможно, к мон-рю Метанойя относятся упоминания в хронике еп. Иоанна Никиуского об обители тавеннисиотов в Александрии, в частности сообщение, что в 641 г. Александрийский патриарх Кир перенес оттуда крест в большую базилику в Кесарионе (Chronique de Jean, é v ê que de Nikiou/Éd., trad. H. Zotenberg. P., 1883. P. 515, 574); однако вопрос о количестве пахомианских обителей в Александрии ввиду неясных сведений источников остается открытым ( Gascou. 1991. P. 1610-1611). |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НЕПОТ [Арсинойский, Пентапольский, Египетский; греч. Νπως], епископ города и округа Арсиноя в Египте (оазис Файюм ) (ок. 30-50-х гг. III в.), раннехрист. богослов, экзегет. Его сочинения не сохранились; сведения о нем есть только в «Церковной истории» Евсевия Памфила (нач. IV в.; Euseb. Hist. eccl. VII 24-25), к-рый, обсуждая взгляды Н., привел неск. цитат из труда «Об обетованиях» (сер. III в.; PG. 10. Col. 1237-1240) свт. Дионисия Великого , полемизировавшего с Н. Согласно этим данным, Н. занимался толкованием эсхатологических идей, написал книгу «Обличение аллегористов» (Ελεγχος λληγοριστν), в которой стремился показать правильность буквального понимания Откровения св. ап. Иоанна Богослова ( см. ст. Иоанна Богослова Откровение ) и выступал против сторонников аллегорических методов толкования, в т. ч. против Оригена . Согласно свт. Дионисию, Н. понимал рассказ о Царстве Божием упрощенно, учил о том, что в будущем для праведников наступит тысячелетие наслаждений (Ibid. VII 24. 1-2). Т. о., Н. выступал как сторонник идеи хилиазма в ее ранней примитивной форме, восходящей к учению гностика Керинфа (кон. I - нач. II в.). Вместе с тем Дионисий отмечал искреннюю веру Н., его трудолюбие в изучении Свящ. Писания, а также в сочинении духовных гимнов, к-рые использовались в Александрийской Церкви в то время. Признавая праведный образ жизни и заслуги Н., свт. Дионисий занялся опровержением его взглядов в труде «Об обетованиях». После смерти Н. в В. Египте осталась большая группа его учеников, к-рые считали его великим богословом. В 50-х или нач. 60-х гг. III в. свт. Дионисий совершил поездку в Файюм, где читал труды уже умершего Н., беседовал с его учениками, нашел в них добрых христиан и убеждал их в ошибочности эсхатологии Н. Диспут Дионисия с учениками Н. завершился тем, что глава школы Коракион публично признал правоту святителя (Ibid. VII 24. 6-9). Лит.: LeQuien. OC. Т. 2. Col. 581-583; EEC. Vol. 2. P. 593; Fedalto. Hierarchia. Vol. 2. P. 631; Непот//Христианство: Энцикл. словарь/Гл. ред. С. С. Аверинцев. М., 1993-1995. Т. 2. С. 194; Филарет (Гумилевский). Песнопевцы. 1995r. С. 65-66. И. Н. Попов Рубрики: Ключевые слова: ИРИНЕЙ († кон. II в.), еп. Лионский (Лугдунский), раннехристианский богослов, полемист, отец Церкви, сщмч. (пам. 23 авг.; пам. зап. 28 июня) АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви |
Life has proven these words: When Roma was in the eleventh grade, he was not ashamed to tell his dumfounded mother one day that while she was at the dacha, a girl spent the night with him in the apartment. It sounded shameless, but it also sounds like of a cry for help—within such teenage declarations a subconscious " SOS " is often being sent. A seeking of parental attention, thirst for love, protest, loneliness—this is bottom line of what we will find in the corner of a dark room, where a computer screen flickers for several hours while the parents are busy with their work, or rest after work, or housework—but in fact, their egoism. " But what can be done? " you ask. As always, we have to begin with ourselves. If the matter has gone too far, go for consultation to an Orthodox psychiatrist [if one can be found—if not, find a good psychiatrist who is sympathetic to your religious beliefs. —OC]. But in any case, as Fr. Sergei says, " Offer him something of equal value as a replacement, and act patiently and very slowly. " Anastasia Mishagina Translation by OrthoChristian.com 2 ноября 2011 г. ... Предыдущий Следующий Комментарии Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные: Pravoslavie.ru 17 ноября 2011, 10:00 The Russian version is at: http://www.pravoslavie.ru/jurnal/49445.htm Ivan Pupkin 7 ноября 2011, 03:00 This article is a bit troubling, to say the least. I much prefer to call into question the motives of this Dr. Igor Olienik, as [an Orthodox?] psychiatrist? How very nice of you sir, to expand your market for pharmaceuticals to your religious brethren; as if you can " t find enough victims for your wares in the modern secular world. Who really cares what your Psychiatric profession says about anything, given its perverse history? The Marketing Of Madness: http://www.youtube.com/watch?v=fduMpYhv1_M Making a Killing: http://www.youtube.com/watch?v=UDlH9sV0lHU Ekaterina 2 ноября 2011, 23:00 Can you translate this taxt? © 1999-2015 Православие.Ru |
Мученичество св. Никиты. Миниатюра из Минология. Кон. XI в. (Brit. Lib. Add. 11870. Fol. 117v) Мученичество Н. сохранилось в 2 редакциях: в первоначальной (BHG, N 1339) и в более поздней переработке (BHG, N 1340), вошедшей в состав Минология прп. Симеона Метафраста (пам. греч. 9 нояб.; X в.; PG. 115. Col. 704-712). По мнению И. Делеэ , под упомянутым в Мученичестве еп. Авксентием следует понимать Мопсуестийского епископа, занявшего кафедру через неск. лет после Вселенского IV Собора (451) ( Delehaye. 1912. P. 286; Le Quien. OC. 1740. T. 2. P. 892-893). Первоначальная редакция Мученичества датирована одним из преемников Авксентия, следов., она могла быть составлена в кон. V в. в Мопсуестии, где, как говорится в прологе, ежегодно 15 сент. праздновался день перенесения его мощей в посвященном святому храме близ городских ворот ( Delehaye. 1912. P. 282, 286). Бóльшую часть повествования в первоначальной редакции занимает описание исторических событий на основе «Церковной истории» Сократа Схоластика (V в.; Socr. Schol. Hist. eccl. II 41. 22, 23; IV 31. 6; IV 33) и перенесения мощей святого в Мопсуестию, о чем рассказывается согласно местной традиции. Сам великомученик играет довольно незначительную роль в повествовании. Ни о его профессии, ни об обстоятельствах ареста, ни о суде над ним, ни о пытках, которые он претерпел за Христа, не сообщается. Не указан и день кончины мученика. Можно предположить, что Мученичество было написано специально к празднованию перенесения его мощей, которое, вероятно, было совершено в день гибели святого ( Markovi . 2008. P. 23). Особенностью Мученичества является содержащаяся в его заключительной части хронология, к-рая приводится, согласно местному летосчислению Мопсуестии, по олимпиадам, по консулам, от сотворения мира и от Рождества Христова. Метафрастовская редакция Мученичества отличается нек-рыми деталями: здесь говорится, что, хотя Н. и был варваром по происхождению, он выделялся душевным и телесным благородством, образом жизни и верой. Оправившись от поражения Атанарих стал преследовать христиан и прежде всего обратил свой гнев на Н., к-рый превосходил других благочестием. Несмотря на то что единомышленники Атанариха пытались схватить святого, он не прекращал открыто проповедовать Христа. Наконец, когда Н. оказался в руках язычников, они разрубили его тело на части, а затем сожгли. |
Почитание И. неизвестно в визант. синаксарной традиции. Однако в средние века оно утвердилось в Коптской Церкви. В «Истории Александрийских патриархов» , связываемой с именем Севира ибн аль-Мукаффы , еп. Ашмунейна (X в.), И. не назван святым. В соответствующем разделе «Истории...» дается сжатый конспект «Церковной истории» Евсевия с ошибочным указанием срока пребывания И. на кафедре (13 лет), и приводится дата его смерти - 8-й день месяца кихака (4 дек.). Эта дата как день смерти и памяти И. отмечена в копто-арабском Александрийском синаксаре (XIII-XIV вв.) и в его эфиоп. версии (под 8 тахсаса). Напротив, в копто-араб. календарях, сохранившихся в рукописях при Евангелиях XIII-XIV вв., память И. отмечена 18-го паопе/бабеха (т. е. 15 окт.). В др. копт. календарях под этим числом указывается память патриарха Феофила Александрийского ( 412) либо И. и Феофила одновременно (календарь Абу-ль-Бараката (XIV в.)). В совр. Синаксаре Коптской Церкви эти памяти разделены: под 18 бабеха осталась только память Феофила, а память И. в соответствии с Александрийским синаксарем отнесена на 8 кихака. На Западе память И. появляется только в Мартирологе Узуарда (IX в.), к-рый внес ее (с заметкой о посещении И. Африканом) под произвольной датой 14 июля. Эта память перешла в Римский Мартиролог кард. Цезаря Барония . Ист.: Euseb. Hist. eccl. VI 15, 26, 32, 35; VII 7; idem. Chron. P. 178-181; ActaSS. Iul. T. 3. P. 245-247; MartUsuard. Col. 257-258; MartRom. P. 286-287; SynAlex. Vol. 2. P. 402-403; History of the Patriarchs of the Coptic Church of Alexandria/Ed., transl. B. Evetts. P., 1904. Vol. 1. P. 174-177. (PO; T. 1. Fasc. 2); Les Ménologes des évangéliaires coptes-arabes/Éd., trad. F. Nau. P., 1915. P. 191. (PO; T. 10. Fasc. 2); Ibn Kabar, Abu al-Baraka t. Le Calendrier d " Abou " l Barakât/Éd., trad. E. Tisserant. P., 1915. P. 256. (PO; T. 10. Fasc. 3); Copmic Synaxarium. Chicago, P. 124. Лит.: Sollerius J.-B. Patriarcharum Alexandrinorum Historia chronologica//ActaSS. Iun. T. 5. P. 23 sqq.; Le Quien. OC. T. 2. Col. 392; Burchi P. Eracla//BiblSS. Vol. 4. Col. 1279-1280; Fedalto. Hierarchia. Vol. 2. P. 582; Crouzel H. Héraclas//DHGE. T. 23. Col. 1302-1303; Atiya A. S. Heraclas, Saint//CoptE. Vol. 4. P. 1219. |
Лит.: Naironus A. F. Dissertatio de origine, nomine ac religione Maronitarum. R., 1679; Assemani. BO. T. 1. P. 496-520; Le Quien. OC. T. 3. Col. 49-51; Debs J. Protestation en faveur de la perpétuelle orthodoxie des Maronites. Beyrouth, 1900. P. 23-33; idem. (Yusuf ad-Dibs, archbp.). Al-Ja mi‘ al-mufassal f ta " rkh al-mawa rina al-mu " assal. Beirut, 1905; Vailh é S. Les Origines religieuses des Maronites//EO. 1900/1901. Vol. 4. P. 96-102, 154-162; 1901/1902. Vol. 5. P. 281-289; idem. L " Église Maronite, du Ve au IXe siècle//Ibid. 1906. Vol. 9. P. 257-268, 344-351; Ghoba ï ra al-Ghaziri B. Rome et l " Église syrienne-maronite d " Antioche (517-1531). Beyrouth, 1906; Болотов. Лекции. Т. 4. С. 501-506; Baumstark. Geschichte. S. 342; Graf. Geschichte. Bd. 2. S. 101-102; Chabot J.-B. Les origines de la légende de S. Jean Maron//Mémoires de l " Inst. National de France, Académie des Inscriptions et Belles Lettres. P., 1951. Vol. 43(2). P. 1-19; Dib P. Histoire de l " Église Maronite. Beyrouth, 1962. T. 1; Sfair P., Sauget J.-M. Marone//BiblSS. 1966. Vol. 8. Col. 1194-1200; D aw B. Ta " rkh al-mawa rina. Beirut, 1970. Vol. 1. P. 342-371; 1997. Vol. 3. P. 48-164; Родионов М. А. Марониты: Из этноконфессиональной истории Вост. Средиземноморья. М., 1982. С. 9-10; Breydy M. Geschichte der syro-arabischen Literatur der Maroniten vom VII. bis XVI. Jh. Opladen, 1985; idem. Johannes Maron//BBKL. Bd. 3. Sp. 480-482; Suermann H. Die Gründungsgeschichte der Maronitischen Kirche. Wiesbaden, 1998. S. 274-281; Булеков А., диак. О Маронитской Церкви//АиО. 1999. 3(21). С. 346-372; Fiey J. M. Jean Maron//DHGE. T. 27. Col. 261; Salibi K. A House of Many Mansions: The History of Lebanon Reconsidered. L., 2002r. P. 72-107; Moosa M. The Maronites in History. Piscataway (N. J.), 2005r. P. 118-173; Girard A. La mémoire des origines religieuses chez les Maronites entre le XVIe et le XVIIIe siècle: Une reconstruction apologétique//Mémoire de la terre, mémoire des hommes: Journée d " études du CRESC, Univ. Paris-13. 2007, 16 mars [Электр. ресурс: http://www.univ-paris13.fr/cresc]. |
А эта краса есть свет, чистота, нетление, жизнь, истина… Во всех явится одна и та же благодать, так что каждый будет разделять с близким одну и ту же радость. А потому всякий сам будет радоваться и, видя красу другого, будет сообщать ему свою радость, ибо уже никакое зло не преобразует вида в безобразность». Примечания: См. работы Несмелова, Тихомирова, Оксиюка, ст. проф. И. В. Попова в «Православной Энциклопедии», т. IV; Fr. D i e k a m p Die Getteslehre des hlg. Gregor von Nyssa. Ein Beitrag zur Dogmengeschichte d. patristischen Zeit, I, Munchen, 1896; Fr. Hilt Des hlg. Gr. v. N. Lehre vom Menschen systematise! dargestellt, Koln, 1890, H. Koch Das mystische Schauen beim hi. Gr. v. N. в «Theolog. Quartal schrift» 80, 1898. Сочинение Г. Изданы у M i g n e s. gr. T.44–46 (перевод в «Трудах Моск. Дух. Академии»); из них особенно важны «D e vita M о у s i s», «De hominis opifecio (см. особ. 1–3, 5–7, 8, 16 сл., 21, 23–25, 27 сл.), De anima et resurrection e, Oratio in Christi resurrectionem, Oratio catechetica (см. особ, prooem, 1, 2, 5–11, 22 сл. 26), Contra Eunomium (oc. 1, 1–12), De oratione (oc. 3 сл.). Исход святоотеческого богословия 1. Система Григория Нисского — одно из высших и самых глубоких индивидуальных осмыслений христианства, далеко еще не понятое и не оцененное. Она воспринималась и доныне воспринимается лишь со стороны отдельных проблем, чему способствует то, что внешне–систематического изложения своих идей Григорий, в противность Оригену, не искал и, видимо, хорошо усматривал смысл и цену индивидуальных построений. Он, величайший христианский метафизик, не притязал на отождествление своей системы с соборным учением Церкви, основные черты которого попытался изложить в своем «Большом Катехизисе». Он смотрел на себя как на одного из истолкователей церковной Истины, как все ее истолкователи, — ограниченного и подверженного ошибкам. Сама же Истина Церкви раскрывалась соборно, в меру крайней необходимости: оставляя широкую сферу для индивидуальных ее осмыслений и сосредоточиваясь около основных и жизненных проблем. В главных чертах — так, как еще и теперь может и должно оно быть определяемо, — учение Церкви целиком выражено уже первыми двумя Вселенскими Соборами и великими каппадокийцами. Дальнейшее развитие принесло с собой лишь соборно–вселенское утверждение тех выводов, которые были сделаны каппадокийцами из Никео–Цареградского Символа (325—381 гг.), уяснило их и дополнило новыми, уже частными учениями. Утвержденная третьим, четвертым, пятым и шестым Вселенскими Соборами Христология являлась лишь раскрытием догмы единосущия, в трудах каппадокийцев уже предвосхищенным. Но если для победы Никейской догмы потребовалось около полувека (325—381 гг.), борьба за Христологию затянулась более чем на 300 лет (VI Вселенский Собор в 680/81 г.). |
Примечания: Творения св. Афанасия Великого изданы у M i g n e s. gr. t.25–27. Главные тексты для § 1: Oratio contra gentes 1–8, 23, 26–35, 41–44; Contra Arianosoramiones I, 9, 14, 19–22, 44, 58; II, 22, 25–30, 55–59, 61, 67 сл.; 78; III, 1–6, 12, 22, 30, 33 сл.; 52, 63–66; De incarn. Verbi 2–5, 9, 21, 41; De Trinitate et Spiritus. 18; Ad. mon. 2; De decretis Nycaenae syn. 51 сл.; Ep. ad Serapionem. 1, 20, 23, 28, 31; 4, 20; De sent. Dion. 10; Ad. Epic t. 8; ad Ade1ph. 3 сл.; ad Afros, 11. Для § 2. — Vita An tonii, oc. 11, 49 сл.; 85; Ep. ad episc. Aeg. et Lyb. 2. Учение о Троице и каппадокийцы 1. Афанасий Великий не дожил до торжества Православия, может быть, потому, что сам был живым его торжеством. Умирая (373 г.) он, вопреки раздиравшим Церковь схизмам, которые продолжались и после смерти Валента (378 г.), мог с надеждой смотреть на ближайшее будущее. Омиусианство усиливалось и приобретало все больше сторонников. И было уже ясно, что спор между омиусианами и омоусианами превращается в спор о словах: сам Афанасий чувствовал уверенность в том, что омиусиане в конце концов примут Никейский Символ. Вместе с тем выросло молодое поколение никейцев. Галатия и Каппадокия во время борьбы за единосущие выдвинули видных ариан (Астерия, Эвномия), Маркелла и Фотина, но и главу омиусиан — Василия Анкирского. Здесь сохранились и знаменитые школы (стр.89,74,124) и память о св. Григории Чудотворце. Евстафий Севастийский насадил здесь монашество; и его дело продолжил ученик его Василий Великий. Св. Василий и брат его св. Григорий Нисский родились в старой христианской семье в Неокесарии, сохранившей память о гонениях Диоклитиана и о св. Григории. Их друг св. Григорий Назианзский, или Богослов, был сыном назианзского епископа. Они учились в Кесарии, в Константинополе, где во второй половине IV в. Темиотий комментировал Аристотеля и Платона, в Афинах, где уже подготовлялся падающий на IV в. последний расцвет новоплатонизма. Все они изучали Оригена и являлись горячими, хотя и не слепыми, поклонниками великого александрийца. |
(10) ПСРЛ. Т. 2. Вып. 2. стб. 580 (11) Седов Вл. В. Каменные стены Боголюбова. Исследования 2015 года//Краткие сообщения Института археологии (КСИА). Вып. 241. 2015. С. 191–202. Электронная версия: http://clck.ru/DNm7w (Доступ 15.05.18) (12) Мартынова М. В. Большой сион: воссоздание древней святыни в XV веке//Московский Кремль XV столетия. Часть I: Древние святыни и исторические памятники. М., 2011. С. 298−313 (13) Солнцев Ф. Г. Древности Российского государства, изданные по Высочайшему повелению Императора Николая I. Отд. 1: Святые иконы, кресты, утварь храмовая и облачение сана духовного. С 90. (14) Голубцов, А. Чиновники московского Успенского собора и выходы патриарха Никона//ЧИОДРМУ. кн.4. 1907. С. 128. (15) Baumstark A. On the Historical Development of The Liturgy. Liturgical Press Collegeville Minnesota, 2011. Pp. 149−150. (16) Покровский Н. В. Иерусалимы или Сионы Софийской ризницы в Новгороде//СПб., Синод. тип., 1911. С 40−61. (17) Там же. С 54. (18) Стерлигова И. Малый сион из Софийского собора в Новгороде//Древнерусское искусство: художественная культура X — первой половины XIII века. М., 1988. С. 272−286 (19) Oikonomides, N. St George of Mangana, Maria Skleraina, and the " Maly Sion " of Nvgorod//DOP, 34−35 (1980). P. 243−246. (20) Dumbarton Oaks Collection, BZ.1924.5, BZ.1955.18, BZ.1936.23 (21) Св. Герман Константинопольский Сказание о Церкви и рассмотрение таинств. Вступ. ст. прот. И. Мейендорфа, пер. И.Ломизе. М., 1995. С. 69 (22) Подробное описание литургического имперского ритуала по книге De Ceremoniis: Woodrow, Z. Imperial ideology in middle Byzantine court culture: the evidence of Constantine porphyrogenitus " s De ceremoniis. Durham Theses, 2001. P. 79−93 (23) Moran N. The musical " Gestaltung " of the Great Entrance ceremony in the 12th century in accordance of the rite of Hagia Sophia//JOB, Bd.28, 1979. P. 178−186 (24) Taft, R.F. Quaestiones Disputatae: The Skevophilakion of Hagia Sophia and the Entrances Revisited//OC, 82 (1998). P.53−87 (25) Реконструкция Нила Морена. Ibidem. P.175−178 Источник sacredtexts.ru Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций. Редакция открыта к сотрудничеству и готова обсудить предложения. |
Ibid., 24. Каждан А.П. Византийский монастырь XI–XII вв. как социальная группа.//Византийский временник. Т. 31. М., 1971. С. 49–50. Там же. С. 51. Литаврин Г.Г. Византийское общество и государство в X–XI вв.: Проблемы истории одного столетия: 976–1081. М,, 1977. С. 194. Symeon le Nouveau Theologien. Catecheses/Introd., texte critique et notes par Krivocheine B. Trad. par Paramelle J. P. 1 (1963)–3 (1965). SC 96 [cat. 1–5. 468.], 104 [cat. 6–22. 404.], 113 [cat. 23–34. 392.]. Symeon le Nouveau Theologien. Traites theologiques et ethiques/Introd., texte crit., trad. fr. et notes par Darrouzes J. 1 (1966)–2 (1967). 440, 532. (SC 122, 129). theol. 1–3, eth. 1–3; 2: eth. 4–15]. Symeon le Nouveau Theologien. Chapitres theologiques, gnostiques et pratiques/Introd., texte crit., trad. fr. et notes par Darrouzes J. P. 1957. (SC 51). Avec la collab. de Neyrand L. P. 1980. (SC 51 bis). Symeon der Neue Theologe. Hymnen/Prolegomena und krit. Text, besorgt von Kambyles A. B. 1976. CCCLXXXIII, 573. (Supplementa Byzantina. 3). Текст: 34–462 [=TLG 3116/2]. Hausherr I., Horn G. Un grand mystique byzantin. Vie de Symeon le Nouveau Theologien (949–1022) par Nicetas Stephatos//OC 1928. 12. 228. [С франц. пер.]. [=TLG 3099/1]. Cat. 22. 262–264. Hymn. 27. 153–155. Eth. 7. 17–18. Cap. 1. 14. Eth. 8. 144–149. Hymn. 4. 1. Cat. 7. 234–235. Cat. 2. 308–312. Cat. 8. 128–131. Cap. 1. 28. Eth. 5. 538. Hymn. 19. 102–103. Cap. 3. 82. Cat. 7. 316–317. Hymn. 5. 3. Eth. 3. 674–676. Eth. 6. 49–55. Eth. 11. 298–299. Hymn. 22. 117–124. Hymn 15. 127–128. Eth. 10. 276–281. Cap. 1. 20. Eth. 1. 12. 464–466. Cat. 27. 191–193. Cat. 22. 250–251. Eth. 6. 224–241. Cat. 22. 132–135. Cat. 5. 155–158. Cat. 5. 130–135. Cat. 5. 143–155. Cat. 5. 122–126. Cat. 5. 690–694. Cap. 3. 69. Cat. 5. 806–814. Cat. 5. 806–814. Cap. 1. 15. Eth. 9. 153–155. Cap. 1. 16–17. Vita, 46, 8–27. Cat. 6. 166–171. Hymn. 28. 6. Hymn. 50. 116. Vita, 9, 7. Vita, 62, 28–35. Vita, 62, 36. Vita, 121, 1–6. Cat. 11. 156–161. Cat. 4. 242–245. Cat. 18. 38–41. |
| |