Hausherr. Mystique I.Hausherr – G.Horn. Un grand mystique byzantin. OC 12. Rome, 1928. P.I-XCI. Hausherr. Noms I.Hausherr. Noms du Christ et voies d " oraison. OCA 157. 1960. Hausherr. Nuits I.Hausherr. Les Orientaux connaissent-ils les «nuits» de saint Jean de la Croix? – OCP 12. 1946. P.5–46. Hausherr. Penthos I.Hausherr. Penthos. The Doctrine of Compunction in the Christian East. Cistercian Studies 53. Kalamazoo, Michigan, 1982. Herman. Kommunion E.Herman. Die häuftige und tägliche Kommunion in den byzantinischen Klöstern.– Memorial L.Petit. Bucharest, 1948. S.203–217. Hertling. Antonius L. von Hertling. Antonius der Einsielder. Innsbruck, 1929. Hertling. Communio L.Hertling. Communiö Church and Papacy in Early Christianity. Chicago, 1972. Hochstaffl. Theologie J.Hochstaffl. Negative Theologie. Ein Versuch zur Vermittlung des patristischen Begriffs. München, 1976. Holl. Enthusiasmus K.Holl. Enthusiasmus und Bussgewalt beim griechischen Mönchtum. Eine Studie zu Symeon dem neuen Theologen. Leipzig, 1898. Hunger. Badwesen H.Hunger. Zum Badwesen im byzantinischen Klöstern.– Klösterliche Sachkultur der Spätmittelalters. Wien, 1980. S.353–364. Hussey. Learning J.M.Hussey. Church and Learning in the Byzantine Empire. Oxford, 1937. Ivanka. Origenismus E. von Ivanka. Der philosophische Ertrag der Auseinandersetzung Maximos des Bekenners mit dem Origenismus.– Jahrbuch der Österreichischen byzantinischen Gesellschaft, 7. 1958. S.23–49. Ivanka. Plato E. von Ivanka. Plato Christianus. Paris, 1990. Jaeger. Works W. Jaeger. Two Rediscovered Works of Ancient Christian Literaturë Gregory of Nyssa and Macarius. Leiden, 1954. Janin. Géographie R.Janin. La géographie ecclésiastique de l " empire byzantin. Paris, 1953. Janin. Monachisme R.Janin. Monachisme byzantin au Moyen Age, commande et typica (X e -XIV e siècle).– REB 22. 1964. P.5–44. Jefeys. Literature EM. and M.J.Jefeys. Popular Literature in Late Byzantium. London, 1983. Jenkins. Glory D.Jenkins. The Glory of Man. London, 1967. |
JEH – Journal of Ecclesiastical History (Cambridge) JTS – Journal of Theological Studies (Oxford) OC – Oriens Christianus (Leipzig; Wiesbaden) OCP – Orientalia Christiana Periodica (Roma) ODB – The Oxford Dictionary of Byzantium (Washington) OLA – Orientalia Lovaniensia Analecta (Leuven) OLP – Orientalia Lovaniensa Periodica (Leuven) PdO – Parole de l’Orient (Kaslik) PG – Patrologia graeca (Paris) PO – Patrologia orientalis (Paris) РОС – Proche-Orient Chretien (Jerusalem) ROC – Revue de l’Orient Chretien (Paris) SH – Subsidia hagiographica (Bruxelles) 1 Разностороннему исследованию этого процесса посвящены многочисленные работы С. Гриффита (см., в частности, сборник его статей: Griffith S. Arabic Christianity in the Monasteries of Ninth-Century Palestine. Aldershot etc., 1992). О первых оригинальных произведениях арабо-мелькитской агиографии см.: Моисеева С. А. Первые памятники арабо-христианской житийной литературы и их связь с византийской агиографической традицией//Вестник ПСТГУ. III: Филология. М., 2011. Вып. 4(26). С. 77–86. 2 Zayat Н. Vie du patriarche melkite d’Antioche Christophore († 967) par le protospathaire Ibrahim b. Yuhanna: Document inedit du X siecle//РОС. 1952. T. 2. P. 11 – 16 [предисловие], 17–38, 333–366 [арабский текст параллельным французским переводом] (далее: Vie). 3 Династия Хамданидов правила в Северном Ираке и Сирии с кон. IX по нач. XI в. Эмир Абу-ль-Хасан " Али ибн Хамдан (ок. 910–967), по прозвищу Сейф ад-Даула (Меч державы), представитель ее алеппской ветви, был известен, прежде всего, постоянными войнами с Византией и широким меценатством. 4 Упоминание Агапия как предшественника Христофора по патриаршеству служит важным опровержением того, что Антиохийская кафедра вдовствовала до Христофора в течение 12 лет (этого мнения придерживались: Karalevskij С. Antioche//DHGE. 1924. Vol. 3. Col. 602; Grumel V. Le Patriarcat et les patriarches d Antioche sous la seconde domination byzantine (969–1084)//EO. 1934. Vol. 33. P. 134). Помимо Жития о семилетием патриаршестве Агапия свидетельствуют Яхья Антиохийский (Histoire de Yahya-ibn-Sa " fd d Antioche, continuateur de Sa " id-ibn-Bitriq. Pt. 1/Ed., trad. J. Kratchkovsky, A. Vasiliev//PO. 1924. T. 18. Fasc. 5. P. 770) и список Антиохийских патриархов Павла Алеппского из летописи свящ. Михаила Брейка (ТКДА. 1874. 6. С. 404). |
Ullmann. Gregorius=C. Ullmann. Gregorius von Nazianz der Theologe. Gotha, 1867. Usener. Untersuchungen=H. Usener. Religionsgeschichtliche Untersuchungen. Bonn, 1911. Vita Gregorii=Vita sancti Gregorii. PG 35, 243–304. Ware. Meaning=K. Ware. The Meaning of the Great Fast. — The Lenten Triodion translated from the original Greek by Mother Mary and Archimandrite Kallistos Ware. London, 1978. Pp. 13–68. Wesche. Union=K. P. Wesche. The Union of God and Man in Jesus Christ in the Thought of Gregory of Nazianzus. — St. Vladimir Theological Quarterly Review 29. New York, 1984. Pp. 83–98. Williams. Arius=R. Williams. Arius: Heresy and Tradition. London, 1987. Winslow. Dynamics=D. F. Winslow. The Dynamics of Salvation. A Study in Gregory of Nazianzus. Philadelphia, 1979. 4. Сокращения CC — Corpus Christianorum. CCG — Corpus Christianorum, series graeca. CCL — Corpus Christianorum, series latina. CSCO — Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium. CSEL — Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum. GCS — Die griechischen christichen Schriftsteller. DOP — Dumbarton Oaks Papers (Washington, D. C.). OC — Orientalia Christiana. OCA — Orientalia Christiana Analecta. OCP — Orientalia Christiana Periodica. PG — Patrologiae cursus completus, series graeca. Ed. J. — P. Migne. PL — Patrologiae cursus completus, series latina. Ed. J. — P. Migne. PTS — Patristische Texte und Studien. Ed. K. Aland and E. Muhlenberg (Berlin — New York). RSR — Recherches de science religieuse. SC — Sources Chrйmiennes. TU — Texte und Untersuchungen. Сведения об авторе Игумен Иларион (Алфеев) - православный богослов и патролог, доктор философии Оксфордского Университета, доктор богословия Свято–Сергиевского православного богословского института в Париже, член Синодальной Богословской Комиссии, руководитель Секретариата по межхристианским связям Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, заместитель главного редактора журнала " " Церковь и время " " , клирик храма св. великомученицы Екатерины на Всполье (г. Москва). Автор книг " " Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие " " , Le mystere de la foi, Introduction a la dogme et spiritualite orthodoxe (Paris, 2000), " Жизнь и учение св. Григория Богослова " " , " Мир Исаака Сирина " " , The Spiritual World of Isaac the Syrian (Kalamazoo, Michigan, 2000), " Преподобный Симеон Новый Богослов и православное Предание " " , St Symeon the New Theologian and Orthodox Tradition (Oxford, 2000), " Ночь прошла, а день приблизился " " , " Православное богословие на рубеже столетий " " , " Христос — Победитель ада " " , а также многочисленных статей в периодической печати. Составитель и редактор антологий " " Отцы и учители Церкви III века " " (в 2–х томах), " Восточные Отцы и учители Церкви IV века " " (в 3–х томах). Переводчик творений Отцов Церкви с греческого и сирийского языков. notes Примечания 1 |
В четвертый год Дария, построение храма очень подвинулось вперед, и все возвещало близкий конец его; козни Самарян при Персидском дворе вовсе им не удались. Следовало ли еще держать пост пятого месяца? Таков был вопрос который задал себе дом Божий, – церковь Иудейская, возвратившаяся из плена; и она послала выборных, которые должны были явиться от ее имени пред лицом Всевечного (VIII, 21; Исх.32:11 ; 1Цар.13:12 ; 3Цар.13:6 ; Иер.26:19 ), и спросить ( 4Цар.3 ; и пр.) священников ( Мал. 11, 7 ; Агг. 11 ; Второз. XXXIII, 10; XVII 9–11; Eздp. XLIV, 23:24 ) и Пророков (Аггея и Захарию), следует ли оплакивать разрушение прежнего храма, теперь когда он возобновлен. Не могло быть речи об отмене постов, которые напоминали о разрушении города, потому что Иерусалим в эту эпоху был только громадной развалиной, – VII, 1, 2, 3. В духовных расположениях народа и его представителей, было много фарисейства. Они конечно не думали более оставить Всевечного для ложных богов, и идолопоклонство стало для них искушением утратившим всякую силу и заманчивость, по этому оно не занимает уже места в дальнейшей истории Иудеев. Но формализм, описанный уже и обличенный с такой силой Исайей, сделался их господствующим пороком, и об эту новую скалу они действительно разбились. В настоящем случае они придавали чрезмерную важность своим постам, делали из них заслугу, и возлагали на них свое упование, забывая, что Всевечный требует повиновение и милосердие, более чем жертвы. ( 1Цap. XV, 22 ; Oc. VI, 6 ). Захария получил от Бога повеление ответить выборным. Его ответ разделяется на четыре части, из которых каждая начинается почти одними и теми же словами: и было ко мне слово Господа Саваофа: VII, 4; VII, 8; VIII, I; VIII, 18. В двух первых частях (VII) содержатся укоризны и предостережения; в двух последних (VIII) временные и духовные обетования. Глава VII развивает мысли, указанные в г. 2–6; глава VIII – мысли, содержащиеся в третьем видении (II). I. Укоризны и предостережения (VII), – Народ имеет нужду в ободрениях и обетованиях; но для того, чтобы он не злоупотребил ими, его следует сперва призвать к сознанию грехов и к чувству обязанности. |
( Chabot. Synod. orient. P. 366, 423). На основе различных источников исследователи восстанавливают неполный список Ниневийских епископов 2-й пол. VI - нач. IX в. (см., напр.: Fiey. 1965. Vol. 2. P. 343-347). Епископы Н. подчинялись митрополиту Арбелы (Эрбиля). В 630 г. Ниневийский еп. Ишояв (впосл. католикос Церкви Востока Ишояв III ) сопровождал персид. царицу Боран в ходе визита к имп. Ираклию. Во 2-й пол. VII в. восточносир. кафедру Н. недолго занимал прп. Исаак Сирин (сир. Мар Исхак). В ряде источников местом его поставления во епископа Ниневийского и даже пребывания назван мон-рь Бет-Аве (Лесной мон-рь; см.: Муравьёв. 2016. С. 43). Этот мон-рь основал Раббан Яэкоб (Иаков), ученик Авраама Кашкарского , в 595/6 г. приблизительно в 35-40 км от Нав-Ардашира (бывш. Н.), на горном склоне, к югу от дер. Херпа ( Fiey. 1965. Vol. 1. P. 236-248). В наст. время на месте мон-ря находится комплекс руинированных построек, которые не изучались археологами. В зап. предместье Н. Нав-Ардашир христ. присутствие также фиксируется весьма рано: в посл. трети VI в. мон. Ишояв бар Кусра построил здесь мон-рь, впосл. называвшийся Мар-Эшая (селение Хисна-Иврая). На территории Наби-Юнус находился мон-рь прор. Ионы (Мар-Йонан; араб. Дайр-Юнус), где ок. 700 г. был погребен католикос Хнанишо I ; обитель реставрировалась в IX в. и в последний раз упоминается в письменных источниках в связи с ее осквернением одним из иудеев Мосула в 932 г., после чего она, очевидно, была перестроена в мечеть ( Idem. 1965. Vol. 2. P. 497-502). Лит.: Le Quien. OC. Vol. 2. Col. 1223-1226; Дандамаева М. М. Легенда о трех ассирийских владыках: Ранняя греч. традиция о Нине, Семирамиде и Сарданапале//ВДИ. 1995. 4. С. 14-34; она же. Ассирия и Вавилония в мифологии греков//Там же. 1997. 3. С. 11-23; V öö bus A. History of Asceticism in the Syrian Orient: A Contribution to the History of Culture in the Near East. Louvain, 1960. Vol. 2. (CSCO; 197. Subs.; 17); Fiey J.-M. Assyrie chrétienne. Beyrouth, 1965. 3 vol.; idem. |
М. Лекьен привел неполный список восточносирийских митрополитов Н. до XVI в. ( Le Quien. OC. T. 2. 1195-1204), частично основанный на изысканиях И. С. Ассемани , который опирался на сведения из колофонов рукописей ( Assemani. BO. T. 3/2. P. 767-769). Ж. М. Фие скорректировал и значительно расширил этот список гл. обр. на основе диптихов Н., доведенных до XIV в. ( Fiey. 1977. P. 16-114). В VII в. неск. митрополитов Н. претендовали (законно или незаконно) на кафедру католикоса-патриарха (митр. Георгий - при Георгии Кафрском , митр. Иоанн Дасенский - при Хнанишо I , митр. Григорий - при Григории I ). В сер. IX в. митрополит Н. Сергий торжественно встретил посетившего город халифа аль-Мутаваккиля, что привело к смягчению политики последнего по отношению к христианам, а также к обещанию сделать митрополита католикосом (осуществлено в 860). Впосл. католикосами становились и др. митрополиты Н.- Авдишо ибн аль-Арид (c 1075), Илия Абу Халим ( Илия III ; c 1176), Явалаха бар Кайюма (Явалаха II; с 1190), Маккиха (Маккиха II; c 1257). К числу архиереев, занимавших кафедру Н. и прославившихся на литературном поприще, относятся Киприан (740/1-767), Илия бар Шинайя (1008-1046; сообщает в «Хронографии» много ценных сведений о Н. и его архиереях), Ишояв бар Малкон (до 1222 - после 1247), Авдишо бар Бриха (до 1291-1318). В 80-х гг. XV в. вост. сирийцы еще были многочисленны в городе, но в ходе последовавшего раскола в Церкви Востока митрополия пришла в упадок и в 1616 г. официально была упразднена. Последнее упоминание о представителях Церкви Востока в городе относится к 1644 г. Сирийская яковитская Церковь Сирийская яковитская Церковь существовала в Н. с нач. VI в. ( Fiey. 1977. P. 49-50). Первый яковитский епископ Н., известный из источников, Авраам (631), занял кафедру Н. во время военной кампании имп. Ираклия. О борьбе с экспансией яковитов свидетельствуют письма, адресованные восточносир. митрополиту Н. Исааку католикосом Ишоявом III (649-659?; см.: š o ‘yahb Patriarchae III Liber epistularum/Ed., interpr. |
Исследование. Baumstark. S. 183−184. Иоанн Руф, епископ Майумский, составил антихалкидонские «Плирофории», которые известны не по-гречески, а по-сирийски. Чуть позже Иоанна жил и автор жития Петра Ивера, и надгробной речи в честь Феодосия Иерусалимского и монаха Романа. Житие Севира Антиохийского, написанное вскоре после его смерти, перевел Сергий, епископ Карийский. Издания. Jean Ruftis, évêque de Maïouma. Plérophories. Ed. F. Nau. PO. T. 8. Fase. 1. P. 5−183; житие Петра Ивера: Raabe R. Petrus der Iberer. Leipzig, 1895; жития Феодосия и Романа: Land J. R. N. Anecdota Syriaca. Vol. 3. P. 341−343; житие Севира: Ed. M. A. Kugener. PO 2. P. 203−400. Исследование. Baumstark. S. 184−185. Позднейшие сирийские переводы включают собрание 28 гомилий (не всегда подлинных) св. Василия (не изданы), трактат «О таинственном богословии» Псевдо-Дионисия (не издан), первое и второе послания свт. Климента Римского , гомилию о Кресте и страстях Господа, приписываемую свт. Афанасию (не издана), гомилию на Крещение под его же именем (не издана), Слова Прокла о воплощении, Рождестве Господа и похвалу св. Клименту Анкирскому, фрагменты гомилий о Богородице (не изданы), Слово о первомученике Стефане (не издано), против Иуды (не издано), о Вознесении (не издано), похвалу св. Василию Псевдо-Амфилохия, гомилию о Сретении Иисуса во храме (не издана), гомилию, приписываемую Евсевию Александрийскому (не издана), гомилии Севириана Гавальского (не изданы), гомилии Эрехфия, Антипатра Бострского (не изданы), Слово Анастасия Синаита о сошествии во ад и о шестом псалме (не издано), гомилии пресвитера Панталеона (не изданы), Псевдо- Григория Чудотворца о Благовещении, Псевдо-Епифания о Богородице (не изданы). В древнем переводе и ошибочно под именем Златоуста распространился перевод гомилии о девстве и покаянии Uoahha IV Константинопольского (не издана). Издания. Послания Климента: Bensly R. L., Kennett R. H. The epistles of St. Clement. London, 1899; Martin P. Analecta Sacra et Profana. Ed. J. В. Pitra. Vol. 4. P. 1−2 (лат. перевод: Р. 276); Александр: Mai A. Nova Patrum Bibliotheca. Vol. 2. P. 529−539; Прокл: Chabot J. В. Rend. Асе. Une. 5, (1896). P. 178−197; лат. перевод: PG 65. Col. 841−850; Псевдо-Амфилохий: Bedjan P. AMS. Vol. . 297−355; Zetterstéen К. Festschrift E. Sachau. Berlin, 1915. S. 223; (нем. перевод): Idem. OC 31 (1934). S. 67−98; Эрехфий: Nau F. PO 13. P. 171−180; Псевдо-Григорий: Martin P. Analecta Sacra et Profana. Ed. J. B. Pitra. Vol. 4. P. 122−127; неизданное см.: Baumstark. S. 261−262. |
В 1918 году Вознесенский монастырь был закрыт, а его обитатели высланы в деревню Баландино, где была основана одна из первых коммун. В монастырских постройках разместились воинские части, семьи железнодорожных рабочих и служащих, уездный союз сельскохозяйственных кооперативов. Вознесенская церковь, согласно договору с общиной верующих, продолжала действовать недолго. 24 марта 1924 года Великолукский уисполком принял постановление: " Учитывая, что надобности в церкви бывшего Вознесенского монастыря в целях удовлетворения религиозной потребности вовсе не ощущалось, т.к. церквей в городе вполне достаточно, признать необходимым ее закрыть, передав имущество группе верующих, а освободившиеся помещения приспособить под культурно-просветительные учреждения и другие организации " . Президиум Псковского губисполкома 4 июля 1924 года постановил: " Учитывая потребность в помещениях для оборудования объединенного рабочего клуба и для организации культурно-просветительной работы среди призреваемых граждан и инвалидов, а также наличие других храмов, обеспечивавших удовлетворение религиозных потребностей, церкви бывшего Сергиевского и Вознесенского монастырей в городе Великие Луки закрыть. Соборная Петропавловская церковь бывшего Вознесенского монастыря, 1751 - XIX в. Построена в стиле барокко, состоит из западной галереи, притвора, колокольни, основного объёма типа «восьмерик на четверике» с боковыми пределами и гранёной апсидой. Здание полностью восстановлено с редчайшим грибовидным перекрытием купола. Материал – кирпич. Вознесенский монастырь был закрыт в 1918 году. Колокольня была разобрана в предвоенные годы. Во время войны монастырь подвергся сильным разрушением. При послевоенном восстановлении города, комплекс, кроме соборной церкви, срыт и фактически уничтожен новой застройкой. Собор вновь открыт в 1992 году, в 1993 г. восстановлена колокольня, в 1995г. – Ильинский придел. http://r-oc.1gb.ru Кирпичный храм построен в 1752 году в женском монастыре. Архитектурный стиль - позднее провинциальное барокко. Первоначально имел один престол (Вознесенский), в 1826 году были освящены престолы в честь св. Ильи и Бориса и Глеба. В 19 веке к собору была приписана расположенная на кладбище церковь Казанской иконы Божией Матери. Длина здания храма около 38 м, ширина до 24. |
Ис.1:31 . И будет крепость их, яко стебль изгребия, и делания их, яко искры огненныя, и пожгутся беззаконии и грешницы вкупе и не будет угашаяй Напрасные будут усилия оставивших Господа отклонить от себя кару небесного правосудия. Крепость их, – т. е. все, в чем они полагают крепость свою, городские укрепления, войско, богатство, все это будет стеблем изгребия, – т. е. так же быстро исчезнет, как быстро сгорает удобовоспламеняемый стебелек пакли, – засушенный и обратившийся в отрепье. – И делания их яко искры огненныя: все их предприятия к избежанию бед не только не только не приведут к цели, но еще будут причиной этих бед, как искра – причиной пожара. К таким предприятиям относятся, например, союзы с иноземными державами для получения помощи против Вавилонян. – И сожгутся беззаконии и грешнии вкупе и не будет угашаяй: будут потреблены с лица земли беспрепятственно, как истребляется здание от огня, которого никто не тушит. Uc.II:1 . Слово бывшее от Господа ко Исаии сыну Амосову о Иудеи и Иерусалиме Господь Бог , изрекающий устами Исаии слово Свое о Иудее и Иерусалиме, имеет в виду значение их в отношении не к одной ветхозаветной, но, главным образом, к новозаветной Церкви, как явствует из следующих стихов. Uc.II:2 . Яко будет в последняя дни явлена гора Господня и дом Божий на версе гор, и возвысится превыше холмов. И приидут к ней вси языцы Слова этого стиха и следующих двух почти буквально повторяются в книге пророка Михея ( Mux.IV, 1–3 ); но не Исаия заимствовал их у Михея, а наоборот, судя по тому, что в предыдущем стихе, имеющем связь с ними, ясно сказано, что слово или откровение о Иерусалиме и Иудее получено самим Исаиею непосредственно от Господа. – Последние дни, – это дни явления в мир Христа. Последними они называются, как здесь, так и у других пророков ( Oc.III, 5 . Дан. Х, 14 . слич. Евр.1:2 ; 1Петр.1:20 ), потому, что ими оканчивается период Церкви ветхозаветной. – Явлена будет гора Господня; разумеется собственно гора Мориа, как гора храма Господня, построенного при Соломоне, и если ниже, в стихе 3, она названа Сионом, то это потому, что она составляла как бы одно целое с ним, находясь в близком соседстве с ним. |
Исследования. Hausherr I. Contem piation et sainteté. Une rem arguable M ise au Point par Philoxène de Mabbog. Rev. Asc. Myst. 14 (1933). P. 171−195; de Vries W. Sakram ententheologie bei den Syrischen Monophysiten. Roma, 1940; Lebon J. La Christologie du Monophysisme E Syriaque. Grillmeier Α., Bachi Η. Das Konzil von Chaucedon. BD. I. Würzburg 1951. S. 425−580; Bergstrasser E. Monophysitisme und Paulus tradition bei Ph. Von Mabbug. ThLZ 80 (1955). S. 53; Beck E. Philoxène und Ephrem. OC 46 (1962). P. 61−76. § 108. Поликарп Хорепископ в Маббугском диоцезе, по просьбе Филоксена осуществивший перевод Нового Завета и Псалтири, а также, вероятно, и некоторых частей Ветхого Завета по переводу Семидесяти. Евангелия, которые в 507−508 гг. перевел Поликарп, вероятно, являются тем же текстом, который впоследствии пересмотрел (recognovit) Фома Харкельский. Неизвестно с точностью дошел ли до нас тот перевод Евангелий, сделанный Поликарпом, который обыкновенно также называется Филоксеновским. Поликарп также перевел Откровение Иоанна Богослова, которое сохранилось в рукописи EX в., и четыре малых соборных послания (Второе Петра, Второе и Третье Иоанна и Послание Иуды), от какового перевода произошел один старый арабский перевод и двойная сирийская редакция. Из Ветхого Завета авторство Поликарпа, как представляется, распространяется на некоторые перикопы Исайи, которые читаются в древних сирийских гексаплах. Издания. Gwynn J. The Apocalypse of St. John (Johannes Apostolus), in A Syriac version hitherto unknown. Dublin, 1897; четыре соборные послания: Рососке E. Epistolae quatuor, Pemri secunda, Johannis secunda et tertia, et Judae, fratris Jacobi, una: Ex celeberrimae Bibliothecae Bodleianae Oxoniensis MS. Exem piari nung primm depromptae, et charactere Hebraeo, versione Latina, notisque quibusdam insignitae. Lugduni Batavorum, 1630. Как это, так и предыдущее издание включены в Парижскую Полиглотту и в последующие издания; арабская версия: Mene А. Zeitschrift für Assyrologie 12 (1897). S. 240−252, 348−381; 13 (1898). S. 1−28; издание фрагментов из Исайи: А. М. Monumenta Sacra et Pprofana. Vol 5, 1. Milano, 1868. P. 1−40. Ср. Idem. Le edizioni e i manoscritti siriache delle versioni del V. Test. Atti del Reg. Ist. Lombardo, 1869. P. 17. |
| |