К социально-экономической деградации в VII-VIII вв. добавились и новые военные угрозы. В ходе длительной византийско-персид. войны 602-628 гг. персид. армии Кардаригана, Шахина, Шахрбараза и др. с 609 г. неоднократно подходили к Халкидону, Хрисополю и осаждали их. В 617 г. персы захватили Халкидон, но, заключив перемирие, оставили город. В 626 г. К. выдержал осаду совместных сил авар, славян и персов (Chron. Pasch. P. 716-726; Georg. Pisida. Bel. Avar.; Niceph. Const. Brev. hist. 13; Theoph. Chron. P. 315-316). 29 июня 626 г. авары и славяне, наступавшие из Фракии подошли к городским укреплениям К. Оборону города возглавил патрикий Вон, ведавший правительственными делами в отсутствие имп. Ираклия, к-рый в то время вел войну с персами в Закавказье. В июле византийцы видели, как авары и персы переговариваются друг с другом через Боспор с помощью огневого семафора. Персидская армия вновь осаждала Халкидон, оттягивала на себя часть войск византийцев, но, поскольку на море и в проливе господствовал визант. флот, персы так и не смогли оказать прямой помощи аварам. 29-31 июля авары и славяне предприняли 1-й общий штурм, используя осадные машины почти по всей длине сухопутной Феодосиевой стены. Штурм был отбит, но на последовавших переговорах авары и персы требовали безусловной сдачи К., на что получили отказ. 7 авг. последовал 2-й штурм, во время к-рого авары и славяне одновременно с натиском с суши пытались прорваться к городу на лодках через Золотой Рог. Эта атака была также отбита, и на следующий день варвары, потерявшие большую часть своих войск, были вынуждены уйти от К., разграбив городские предместья. Несмотря на эту неудачу, персы продолжали регулярно стоять лагерем под Халкидоном до конца войны в 628 г. Спасение К. от врагов было связано горожанами с заступничеством Пресв. Богородицы. Жители К. во время осады совершали молитвы у ризы Богородицы, находившейся в ее храме во Влахернах, рядом с городской стеной и с местом сражений. После событий 626 г. Пресв. Богородица, и прежде пользовавшаяся в К. особым почитанием, стала бесспорно восприниматься как небесная покровительница и заступница К. Считается, что в память о победе над аварами в К. был составлен Акафист Богородицы, хотя совр. исследователями высказывается предположение, что это произведение возникло после араб. осады К. 717-718 гг.

http://pravenc.ru/text/2057122.html

Археологических данных об античном Византии крайне мало. Территория города, точное расположение его стен, улиц, общественных зданий и храмов определены лишь приблизительно. Единственный вероятный памятник эпохи Византия, сохранившийся в Стамбуле,- «Готская колонна», стоящая к северо-западу от дворца Топкапы, внутри территории Византия III в. О ее происхождении единого мнения нет, но считается наиболее вероятным, что колонна установлена в 269 г. в честь победы имп. Клавдия II над готами в битве при Наиссе (ныне Ниш, Сербия). Разгром главных сил готов в этой битве означал избавление всего Балканского п-ова от нашествия и разграблений, продолжавшихся неск. лет. Вероятно, подобные колонны и другие памятники могли сооружаться в разных городах региона, в т. ч. в Византии. Латинская надпись на колонне указывает на победу, но не содержит дат, имен участников или конкретных обстоятельств события. Существует также предположение о том, что колонну установил имп. Константин после гот. кампании 332 г. Однако против этого свидетельствует то, что колонна слишком плохо вписывается в градостроительный план Константина. Логичнее было бы предположить, что такой памятник мог быть установлен на одной из парадных площадей в ходе начатого строительства К., но этого сделано не было ( Иванов. 2011. С. 164-165). Основание К. ( Euseb. Vita Const. III 48-49; Aur. Vict. De Caes. 41. 11; Philost. Hist. eccl. II 9; Socr. Schol. Hist. eccl. I 16; Sozom. Hist. eccl. II 3; Zosim. Hist. II 30-31; Ioan. Malal. Chron. P. 319-323; Chron. Pasch. P. 517, 527-529; Georg. Mon. Chron. P. 499-501; Cedrenus G. Comp. hist. Vol. 1. P. 495-497; Zonara. Epit. hist. Vol. 3. P. 13-19; Niceph. Callist. Hist. eccl. VII 47-50). В июле 324 г. в ходе междоусобной войны против имп. Лициния войско имп. Константина одержало победу при Адрианополе (ныне Эдирне) и осадило Византий, последний опорный пункт Лициния на Европейском континенте. Лициний некоторое время возглавлял оборону Византия, но затем переправился на вост. берег Боспора, чтобы собирать новую армию. Город так и не был взят силой; его осада продолжалась до окончательной победы Константина 18 сент. 324 г. в сражении при Хрисополе (совр. р-н Ускюдар на вост. берегу Босфора). Т. о., осадный лагерь под стенами Византия в это время был основным местом, где находилась полевая ставка Константина. Вероятно, в это время Константин, уже ранее размышлявший об основании новой столицы, смог оценить удобное положение Византия и местности вокруг него. Возможно также, что Константин в это время давал обет Богу основать на этом месте столицу в случае окончательной победы над соперником.

http://pravenc.ru/text/2057122.html

Мартина, обладавшая не только красотой и энергией, но также умом и харизмой, в 623 году очевидным образом сумела переломить настроение Ираклия, положительно повлияла на императора, способствовала его выходу из многолетней депрессии, начавшейся в 612 году после смерти первой жены Фабии. Мартина стала его вдохновительницей и соработницей в период персидских походов 620-х годов, в ходе которых и родились их первые дети. Об этом свидетельствуют протоколы императорского двора, следы которых присутствуют в современной правлению Ираклия «Пасхальной хронике», а также в «досье» Георгия Синкелла, ставшего в начале IX века основой повествования Феофана. История брака Ираклия и Мартины имеет непосредственное отношение к переломному периоду войны с персами и к последующей судьбе августа Ираклия Константина, ибо в конечном счете Мартина стала тем импульсом, который побудил императора лично возглавить армянскую экспедиционную армию и в союзе с тюрками нанести поражение войскам Хосрова II. Источники – Георгий Писида, Никифор и Феофан – сообщают нам о том, что после того как в 622 году Ираклий повредил ногу обломком мачты в результате кораблекрушения, а в 627 году был ранен копьем в рот в битве при Ниневии, не считая более мелких ранений в поединках, Мартина лечила своего супруга и перевязывала его (Giorgio di Pisidia 1959: 95-96 (Pers. I. 239-247); Niceph. Brev. 14; Theoph. 314; 318) [Frolow 1953: 103]. Победа над персами и убийство Хосрова II сторонниками собственного сына Кавада Шируйе в 628 году (Фирдоуси 1989: 520-523) были для римлян знаковыми событиями, которые свидетельствовали о торжестве христианства над огнепоклонниками. Кульминацией религиозного переживания этого события стала церемония торжественного возвращения Ираклием Животворящего Креста из Ирана в Иерусалим и далее в Константинополь. История возвращения Креста из персидского пленения представляет собой масштабную исследовательскую проблему, ибо разнообразные источники сообщают различные даты возвращения Ираклием Животворящего Древа, которые приходятся на время правления Кавада II Шируйе (628), маленького Ардашира III (628–629), узурпатора Фаррухана Шахрбараза (629–630) и царицы Бурандохт (630–631). Современный византинист Константин Цукерман, развивая аргументацию В. В. Болотова и А. А. Фролова, полагает, что подлинное древо Животворящего Креста, захваченное персами в Иерусалиме, было после 614 года безвозвратно утрачено, а в 629 и 630 годах персы возвращали Ираклию подделки в запечатанных реликвариях, выдавая их за частицы святыни [Болотов 1907: 78; Frolow 1953: 88-105; Zuckerman 2013: 197-218]. Поклонение Кресту стало концептуальным элементом благочестия императорской семьи Ираклия и Мартины, который будет иметь важнейшее значение для последующего развития как литургического благочестия, так и политической идеологии в Византии. Начиная с Ираклия, изображение Животворящего Креста будет неизменно чеканиться на монетах династии как государственный символ вместе с императорскими портретами.

http://bogoslov.ru/article/6192254

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДЕР предыдущая статья следующая статья печать библиотека 1 , С. 472 опубликовано: 27 декабря 2007г. АЛЕКСАНДЕР [англ. Alexander] Пол Джулиус (1910-1977), амер. византинист. Преподавал в ряде ун-тов США, в т. ч. в Гарварде. Занимался проблемами визант. апокалиптики , «второго периода» иконоборчества (IX в.). Его книга о Патриархе Никифоре - наиболее полное и фундаментальное исследование об этом святителе. В течение последних 15 лет жизни А. работал над исследованием визант. апокалиптических текстов. Результаты этой работы были систематизированы и изданы посмертно (1985). Соч.: The Patriarch Nicephorus of Constantinople. Oxf., 1958; The oracle of Baalbek: The Tiburtine Sibyl in Greek dress. Wash., 1967; Religious and political history and thought in the Byzantine Empire. L., 1978; The Byzantine Apocalyptic Tradition/Ed. with an introd. by D. de F. Abrahamse. Berkeley, 1985. Д. Е. Афиногенов Рубрики: Персоналии историков Ключевые слова: Византинисты Александер Пол Джулиус (1910 - 1977), американский византинист См.также: АЙНАЛОВ Дмитрий Васильевич (1862-1939), рус. исследователь раннехрист. и визант. искусства АЛЛЯЦИЙ Лев (1586 или 1588-1669), греч. эллинист и эрудит, один из основателей византиноведения, католич. богослов АНАСТАСИЕВИЧ Драгутин (1877-1950), серб. византолог, палеограф, археолог, историк Серб. Правосл. Церкви АНГЕЛОВ Димитр Симеонов (1917-1996), болг. историк-византинист Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/64054.html

В кон. 70-х гг. VII в. в сев.-вост. части Балканского п-ова началось расселение тюрк. народа - болгар, к-рые во главе с ханом Аспарухом мигрировали из северокавказских степей ( Theoph. Chron. P. 356-360; Niceph. Const. Brev. hist. 35-36). Болгары заняли районы на сев. берегу нижнего Дуная и начали подчинять себе нек-рые окрестные слав. племена. Дельта Дуная с островами и болотами послужила им довольно надежным укрытием. В 679 г. К., озабоченный появлением новой угрозы и защитой границ империи, к-рой формально все еще считался Дунай, предпринял поход против болгар. Визант. сухопутная армия и флот осадили болгар в дельте и держали их в блокаде неск. месяцев. Но затем К. на краткое время покинул военный лагерь ради лечения на водах в Месемврии (ныне Несебыр, Болгария); в войске распространился слух, что император бежал, и солдаты самовольно начали отступать. Болгары преследовали их и нанесли византийцам серьезное поражение, прорвавшись на юж. берег Дуная, заняли почти всю М. Скифию - до г. Одесс (ныне Варна, Болгария). По отрывочным упоминаниям известно также, что столкновения с болгарами продолжались и в последующие годы, причем они были так же неудачны для византийцев. Т. о., в нач. 80-х гг. на бывш. территории империи образовалось новое гос-во, составившее симбиоз кочевников-болгар и подчинившихся им оседлых славян; К. был вынужден заключить с болгарами договоры и признать их завоевания (RegImp, N 243). Избавление столицы от араб. осады позволило К. обратить внимание на решение давно назревших церковных вопросов. В начале его правления офиц. доктриной Византии еще оставалось монофелитство, хотя ересь находила все меньше сторонников. Ко 2-й пол. 70-х гг. VII в. К., возможно под влиянием осады К-поля, уже был настроен на отказ от этого учения и на примирение с Римской Церковью. Вскоре это привело к обострению отношений между светской и духовной властями, когда с 23 авг. 677 г. К-польским патриархом стал убежденный сторонник монофелитства Феодор I, которого поддерживал патриарх Макарий Антиохийский, живший в изгнании в К-поле.

http://pravenc.ru/text/2057042.html

1079 Ср. замечание об этом Вальсамона, в его толковании 48-го правила Трулльского Собора в Аф. Синт., II, 421. 1080 Vita s. Nicephori [Migne, s. g., t. 148, col. 19—44]. 1081 См. выше стр. 465 и 466, примечания. 1082 В переводе новелла гласит: “Так как самым лучшим и точным образом опубликованы были из божественных правил также и правила, определяющие все, что нужно относительно поставления епископов (а как и не были бы они точными, раз творцы их действовали по Божьему вдохновению?), то я должен удивляться, как некоторые не побоялись, а осмелились изданием своих законов отменять святые и божественные правила, якобы неполные. Ибо, в то время, когда в относящихся сюда святых правилах, говорящих о поставлении епископа, предписывается, что тот, кто от законного брака имеет детей, может быть возведен в архиерейское достоинство, если только нет препятствий с нравственной стороны, — то эти, напротив, утверждают, что епископского достоинства не могут быть удостоены имеющие детей от законного брака, думая вероятно (ибо, что другое могло бы быть?), что поставленный во епископы, из приверженности к детям, может обесчестить святыню. Однако, это неубедительный довод, ибо в таком случае никто не мог бы быть поставлен епископом, кто имеет живых братьев и других родственников, так как и к ним, как членам семьи, он питает чувства привязанности; святыми правилами это предусмотрено, и в этом отношении дана власть епископу, что из своих епископских доходов он имеет право поддерживать своих родственников, если они бедны. — Α посему наша царская власть, которая от Бога, полагая, что всего полезнее следовать божественным предписаниям, издает согласный с ними закон, и сообразно с тем, что там предписано, постановляет, чтобы беспрепятственно поставлялись в архиереи все те, которые этой чести достойны, хотя бы имели законных детей; что же касается дерзнувшего (Юстиниана) издать предписание, противоречащее закону, то пусть это предписание, в наказание за дерзость, впредь останется навсегда безгласным.” Zachariae. Jus gr.-rom., III, 69—70.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3710...

В них прослеживается эволюция взаимоотношений: учитель – наставница – близкие друзья. Если в первых посланиях Феолипта присутствуют, главным образом, общие советы и рекомендации о том, как стать добродетельной монахиней, то в письмах позднего периода митрополит вверяет своей духовной дочери руководство другими монахинями, зная, что она с этим справится, а его наставления здесь касаются конкретных ситуаций, помогая выйти из наиболее затруднительных. Евлогия оказалась способной ученицей. Наставник хвалит ее за то, что она усердно читает его послания, выделяя в них важные мысли, прислушивается ко всем даваемым рекомендациям и следует им. О внимательном прочтении писем Феолипта свидетельствуют краткие замечания Евлогии на полях, восклицания о проницательности и благочестии «учителя мудрости» 38 . Однако чрезмерной похвалы здесь нет. Скорее наоборот, митрополит, стараясь не возбудить в своей наставнице гордыню, постоянно напоминает о тех или иных ее недостатках. Следует также отметить, что, несмотря на разницу социального положения Евлогии и Феолипта (митрополит удаленной от столицы епархии и представительница императорской фамилии), в письмах последнего нет подобострастия, напротив, митрополит выступает как строгий учитель, требовательный к духовной дочери, В заключение отметим, что Ирина очень скорбела о потере своего духовного отца, тяжело переживала его смерть, его советов ей очень недоставало, и спустя примерно десять лет (1332–1338) она обрела нового наставника, ибо ее «душа отказалась утешиться и дух изнемог» 39 . Духовное завещание Феолипта Филадельфийского она выполнила, судя по письмам второго наставника и воспоминаниям современников, которые восхваляли ее добродетели. А отец и мать Ирины провели остаток своих дней в монастыре Φιλνθρωπος Σωτηρ. 1 Hero А.-С. Irene – Eulogia Choumnaina Palaiologina abess of the Convent of Philanthropes Soter in Constantinople//BF. 1985. 9. P. 121. 2 См. Verpeaux J. Nicephore Choumnos, homme d " Etat et humaniste byzantin (ca. 1250/1255–1237). Paris, 1959. 48; Nicol D. M. The Byzantine Lady: Ten Portraits 1250–1500. Cambridge Univ. Press, 1994, 61. 3 Nicol D. M Byzantium: its ecclesiastical history and relations with the western world, L , J972. P. 132. 9 The Correspondence of Athanasius I Patriarh of Constantinople ed. and transl. by A.-M. Talbot. Washington, 1975. Ep. 28. 4–6. 26 Hero А.-С. A Woman’s Quest For Spiritual Guidance: The correspondence of princess Irene Eulogia Choumnaina Palaiologina. Brookline, 1986. Ep. 12. 15–16. 28 Galatariotou C. Byzantine Women’s Monastic Comminutes. The Evidence of The Typika//JOB. 1988, 38. P. 264. 33 Сметанин В. А. Византийское общество XIII-XV вв. по данным эпистолографии. Свердловск, 1987. С. 172. Читать далее Источник: Духовное наставничество в Византии: Феолипт Филадельфийский и Ирина-Евлогия Хумнена/Костогрызова Л. Ю.//Мир Православия: Сборник статей. Волгоград, 2004. Вып. 3. С. 46-60. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Feolipt_Filade...

Столь важное событие правления Константина, каким является осада Константинополя арабами, засвидетельствовано в наших источниках крайне скудно. Продолжительность осады оба наши источника, Феофан и Никифор, определяют в семь лет – π πτ τ τη τ ατ τελσαντες – Theoph . 354, 5; πτ ου ν τεσι το πολμου διαρκσαντος – Niceph . 32, 17. Оба они считают битву при Силлее заключительным моментом. Феофан помещает рассказ о «семилетней» осаде под 5 годом правления Константина, т. е. в 673 г. Заключение мира он относит к 677 году и объясняет миролюбие Муавии не неудачным исходом осады, а тревогами, которые около этого времени начали причинять мардаиты. Даже если бы осада началась в 673 и закончилась в 677, то можно было бы говорить все-таки о пяти, а не о семи годах осады. Быть может, цифра семь исчислялась от какого-то другого начала. Указание в этом смысле можно извлечь из упомянутого выше эпизода 13-го заседания Шестого собора о синодальном послании патриарха Фомы; но преграждение морского пути в Италию не есть еще осада Константинополя, и приходится все-таки держаться даты Феофана, за отсутствием других свидетельств. Агнелл в биографии еп. Репарата сообщает, что Репарат совершил поездку в Константинополь, имел личные сношения с Константином и удостоился получить от него привилегии для равеннского клира, что и увековечено в мозаике церкви S. Apollinare in Classe ( Agnellus . Ук. соч. 353). Так как Репарат умер в 677 году, то его поездка в Константинополь и возвращение в Равенну можно датировать вряд ли позднее 675 или 676 года. Таким образом, придется признать, что море было свободно в это время, и Константинополь уже не был в осаде. Оба наши источника единогласно свидетельствуют о посольствах в Константинополь от западных держав после отражения арабов; возможно, что и поездка Репарата была вызвана таким же мотивом, т. е. желанием принести поздравление императору по случаю спасения столицы от арабов. Радостное настроение императора использовал Репарат, чтобы исходатайствовать привилегии для членов клира своей церкви. По всему вероятию, эти «семь лет осады» пустая риторическая блестка какого-нибудь тогдашнего витии, который имел для этого гораздо меньше оснований, чем тот, кто уподобил подвиги Ираклия в войне с персами и возвращение его в столицу с семью днями творения.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Marcellin in Hermog. Сравн. Meursii Attic. 6, 21 и Panathen. c. 26. См. R. Hofmann. Das Leben Jesu nach d. Apokr., s. 360. 452 Кажется, нет оснований сомневаться в действительности этого имени жены Пилата, которое мы находим во второй главе апокрифического евангелия Никодима: также именуется она в Nicephor. histor. eccl. lib. 1. cap. 30; loan. Malalas, chron. pag. 309; Pseudo-Dexter, Chron. pag. 21 ed. Lugdun. Ефиопские христиане называли жену Пилата Abrocla. Ludolph. Lex. Aethiop., p. 541. Христианская древность в своих легендах то признавала ее «прозелиткою врат», то окружала нимбом христианки и даже святой. См. об этом более подробно Pontius Pilatus v. G. A. Mbller, s. 5–7. Сравн. Das Leben Jesu nach den Apokryphen v. Rudolph Hofmann. Leipzig. 1851, s. 339–341. С похвалою упоминают о Прокуле св. Иларий (Comment. in Matth. 33, 1), Афанасий (Ad Maximum T. 1, p. 163) и Августин (de tempore, ser. 121). Древние Leges Oppiae, запрещавшие женам проконсулов сопровождать своих мужей в управляемые ими провинции, при Тиверии потеряли свою силу. Поэтому нас не должно удивлять присутствие Клавдии в Иерусалиме вместе с Пилатом. См. Tacit. Annal. I, 40; II, 54; III, 33–34; IV, 20. 455 Омовение рук водою как символ чистоты и невинности было в большом употреблении у иудеев. Еще в законе Моисеевом встречается предписание об умовении рук как доказательстве невинности в убийстве ( Втор. 21:6 . Сравн. Пс. 25:6 ). Тем не менее, нельзя согласиться с предположением Фридлиба (Archaeolog. d. Leidensgesch., s. 124), что и Пилат в данном случае имел в виду именно это предписание иудейского закона. Те неприязнь и презрение, с которыми относился пятый прокуратор Иудеи к управляемому им народу, служат достаточным ручательством, что он не имел ни малейшего желания знакомиться с какими бы то ни было религиозными обрядами иудеев и еще меньше исполнять их, хотя бы и в таком исключительном случае, как настоящий. Да и нет никакой необходимости искать здесь непременно иудейский обряд. Такая символизация воды и омовения ею была не чужда и другим народам того времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/arheolo...

С досады на славян Юстиниан уничтожил остатки отряда в Левкате, на никомидийском заливе. Прослышав об этом поражении, патрикий Савватий в 6185 (692/3) году предал арабам Армению, а в 6189 (696/7) году Сергий – Лазику 178 . Почти вей известные мне исследователи понимают под этим «приморским Севастополем» г. Севастию (или, лучше, Севасту, – Σεβαστ), лежащий на самом берегу, в горной Киликии, неподалеку от устья Ламоса. Это понятно, так как здесь, в Киликии, преимущественно велась борьба; но при этом не обращается внимание на следующее: в данном случае нападает, и притом вероломно, врасплох, Юстиниан; следовательно, поле битвы надо искать на арабской территории или, по крайней мере, на нейтральной, в сфере борьбы влияний. Между тем, не только горная Киликия не была в 692 г. арабскою, но и равнинная еще в начале VIII века энергично оспаривалась византийцами, как увидим ниже. В частности, патр. Никифор еще под 698 годом зовет Корик, лежащий почти рядом с Севастой к ЮЗ., военным постом кивиррэотов; и по тону его изложения надо думать, что Корик принадлежал византийцам и во время самого писателя (Niceph. ed. de Boor, 40, cp. Theoph. I, 370 строка 24). Кроме того, хотя имена Севастия и Севастополь, так же как Германикия и Германикополь, могут стоять вместо друг друга 179 – все-таки, если есть возможность объяснить, текст источника, не предполагая в нем неточностей, то такое объяснение следует предпочесть. Наконец странно, почему бы поражение Юстиниана в западной Киликии повело к потере не той же, например, Киликии, а Армении 180 и Лазики. Эти соображения навели нас на мысль, которую впоследствии мы нашли у де-Боора (Theoph. II, 700): не следует ли понимать, под «Севастополем приморским» древнюю Диоскуриаду (Сухум-Кале), которая с Траяна и во все византийское время вместе с Фазисом (Поти), зовется Севастополем? Тут, на границе горной Абхазии и Лазики, мы и у моря, и вне пределов собственной империи, и в сфере арабского влияния, и в тесном соседстве Армении и Лазики 181 . Что идея – бить сарацин с севера, из Закавказья, не из счастливых, это верно; но эта идея, однако, несомненно была у полусумасшедшего Юстиниана II, что ясно из рассказа Феофана о походе при нем Лесития в Армению, Ивирию и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Melioran...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010