стратиг фемы Фракисий Михаил Лаханодракон вывел монахов и монахинь своей фемы на поле для игры в мяч в Эфесе и приказал им вступить в брак и облачиться в белые одежды под угрозой ослепления и ссылки на о-в Кипр. На следующий год он распродал в пользу казны все монастырское имущество, а святоотеческие книги и мощи святых, по сообщению Феофана, сжег (Ibid. P. 446). Т. о., во Фракисии не осталось ни одного мон-ря, за что Михаил получил особую благодарность от императора. Подобным же образом поступали и др. стратиги. Некоторые мон-ри были разорены или превращены в казармы и конюшни и в К-поле, однако данные источников не совпадают в том, какие именно; Феофан называет Далматский, Каллистрата, Дия и Максимина (Ibid. P. 443), Никифор - Каллистрата и Флора ( Niceph. Const. Antirrh.//PG. 100. Col. 493). Тем не менее, как показывают подписи настоятелей под деяниями VII Вселенского Собора, монашество в столице и ее окрестностях существенного ущерба не понесло. По-видимому, репрессии коснулись монастырей, связанных с заговорщиками. Повсеместно в храмах уничтожали или заштукатуривали мозаики и фрески, вместо к-рых изображали различные орнаментальные мотивы, в частности сцены охоты. В целом размах и последствия мероприятий К. против монахов сильно преувеличены иконопочитательскими источниками. Причины враждебности императора к монашеству в историографии объясняли различным образом: как стремление присвоить монастырскую земельную собственность, пресечь отток боеспособного контингента из армии и т. п. Все эти гипотезы, однако, не отвечают на вопрос о том, почему к антимонашеским мерам К. прибег лишь на 25-й год своего правления в контексте политического кризиса 765-767 гг., основной движущей силой к-рого выступила высшая военная и гражданская знать. Во всяком случае эти меры следует рассматривать отдельно от иконоборчества К. Образ К. в Византии и сопредельных странах Систематическое очернение К. в иконопочитательских источниках, вероятно, также восходит к кризису 765-767 г., когда оно составляло идеологический аспект подготовки переворота.

http://pravenc.ru/text/2057044.html

В мирный период значительную часть времени И. вновь проводил на Востоке, где, вероятно, его присутствие было необходимо для восстановления разоренных войной регионов (прежде всего системы обороны границ); этого требовала и ситуация в Персии, в кон. 20-х - 30-х гг. здесь развивался династический кризис с быстрой и непредсказуемой сменой правителей. В 628-635 гг. И. попеременно держал резиденцию в Феодосиополе-Карине (ныне Эрзурум, Турция), Амиде (ныне Диярбакыр, Турция), Эдессе (ныне Шанлыурфа, Турция), Иераполе (ныне Манбидж, Сирия) и Верое (ныне Халеб, Сирия), при этом в Антиохии бывал сравнительно редко. Как правило, его сопровождали имп. Мартина, нек-рые дети и родственники. Ближайшим помощником И. в ведении дел на Востоке был брат Феодор, вероятно постоянно находившийся в этом регионе. Перемещение ставки императора между К-полем и городами на Востоке в период правления И. отражало, видимо, растущую экономическую обособленность этих регионов в VII в., ослабление связей между ними, что в дальнейшем предопределило различие их исторических судеб. Имп. Ираклий с сыном. Солид. Аверс, реверс. 1-я пол. VII в. Имп. Ираклий с сыном. Солид. Аверс, реверс. 1-я пол. VII в. Управление К-полем, как и ранее, поручалось старшему сыну И. Константину III. Со смертью патрикия Вона (11 мая 627 - Chron. Pasch. Р. 726-727) власть в столице, вероятно, была сосредоточена в руках наследника И. Несмотря на долгие периоды отсутствия И. в столице, император по-прежнему пользовался поддержкой в К-поле. В нач. 30-х гг. VII в. неизвестно о к.-л. заговорах к-польской элиты против И. или о проявлениях недовольства им. От его имени в столице реконструировали дворец Магнавра. И. продолжал укреплять положение своей семьи. В 629 г. в Арависсе (М. Армения) состоялась встреча И. и Шахрбараза, к-рый подтвердил заключенный мирный договор Византии и Персии. Тогда же И., видимо, поддержал тайный план Шахрбараза добиваться персид. престола и передал в его распоряжение неск. отрядов ромеев. Вероятно, в это же время состоялась свадьба сына И. Феодосия и дочери Шахрбараза Ники. Сын Шахрбараза Никита был возведен в сан патрикия и получил место при дворе И. ( Себеос. 1862. Гл. 28. С. 109-110; Niceph. Const. Brev. hist. 17; Mich. Syr. Chron. XI 3. P. 410). Этим династическим союзом И. и Шахрбараз рассчитывали упрочить достигнутое политическое соглашение, положение семьи Шахрбараза на престоле в Ктесифоне и укрепить отношения Византии и Персии. Шахрбараз, собравший значительные силы на ранее оккупированных персами землях, при поддержке И. с 27 апр. по 5 июня 630 г. занимал персид. престол. Гибель Шахрбараза в Ктесифоне не позволила сбыться планам И. об укреплении союза с представителями его рода.

http://pravenc.ru/text/673855.html

В нач. VIII в. арабы-мусульмане, объединенные халифатом династии Омейядов, после неск. десятилетий успешных завоеваний достигшие пика своего могущества, предприняли новую попытку овладеть К. ( Theoph. Chron. P. 395-398; Niceph. Const. Brev. hist. 54-56). Халиф Сулейман ибн Абд аль-Малик отправил к К. главные силы арабов во главе со своим братом Масламой. Византийцы знали о планах врага и уже в 715 г. имп. Анастасий II начал подготовку к обороне, укрепляя флот и городские стены. Несмотря на продолжавшуюся в Византии междоусобную борьбу за престол, свержение в 715 г. Анастасия II, а в марте 717 г. и его преемника Феодосия III, К. сумел выступить против мусульман во всеоружии. Оборону возглавил опытный полководец Лев Исавр, провозглашенный императором 25 марта 717 г. Летом араб. армия соединилась с флотом в захваченном Авидосе и переправилась через пролив на европ. берег Геллеспонта. 15 авг. арабы подошли к К. и начали осаду. 3 сент. их корабли во главе с флотоводцем Сулейманом вошли в Боспор и блокировали визант. эскадру в Золотом Роге, к-рый византийцы перекрыли цепью. Однако нек-рые араб. корабли были снесены ветром под самые городские стены и там уничтожены «греческим огнем». Полная морская блокада К. арабам не удалась; византийцы могли выходить на север по проливу в Понт и доставлять в город провизию, хотя и в недостаточных объемах. Осада продолжалась много месяцев, и нехватку снабжения вскоре испытали обе стороны. Зима 717/8 г. оказалась крайне суровой и снежной, и в араб. лагере от голода умирали тысячи людей, лошадей и верблюдов. Весной 718 г. к арабам прибыло многочисленное подкрепление на флотах из Египта и Африки, но большая часть этих сил находилась на азиат. берегу близ Никомидии, а флот опасался приближаться к визант. эскадре, по-прежнему стоявшей под стенами К. Некоторые егип. моряки-христиане начали дезертировать и переходить на сторону Византии. Воспользовавшись деморализованным состоянием араб. флота, византийцы напали на него, разгромили и фактически ликвидировали угрозу нападения на К. с моря. Оставшееся под стенами города араб. войско было ослаблено голодом, лишилось надежной поддержки флота, с большим трудом поддерживало коммуникации с азиатским берегом и уже не могло предпринимать штурм К. Вскоре на арабов напали подошедшие с севера Фракии болгары хана Тервеля, вероятно заключившие союз с византийцами. Потеряв перевес в силах и на суше, остатки войска мусульман ушли от стен К. 15 авг. 718 г., в день Успения Пресв. Богородицы. Часть их кораблей, перевозивших войско, затонула в буре на Пропонтиде; общие потери мусульман измерялись десятками тыс. чел. По сведениям визант. хрониста Феофана Исповедника, из неск. сот кораблей, участвовавших в осаде К., в Сирию вернулось лишь 5. Масштабная экспедиция подорвала финансы халифата, и ее провал стал одной из причин ослабления и последующего прекращения династии Омейядов. Угроза захвата К. арабами была устранена.

http://pravenc.ru/text/2057122.html

«Пусть не смущает вас, братья, многочисленность врагов. Если Бог захочет , то один прогонит тысячи. Таким образом, пожертвуем собой Богу за спасение наших братьев. Примем мученические венцы, чтобы нас и потомки похвалили, и Бог воздал бы нам награду» (Theoph. 1883: I 310. 26 – 311. 2), – пересказывает Ираклий солдатам письма своей жены во время похода в персидский Азербайджан. Победа Ираклия над Хосровом II и кратковременное возрождение военной мощи Восточной Римской империи в конце 620-х годов привели к тому, что Мартина и Ираклий полностью восприняли ветхозаветную экзегетику Евсевия Кесарийского. Поэтому императорская чета назвала своего сына, родившегося через два года после победы 7 ноября 630 года, Давидом в честь иудейского царя – победителя Голиафа (старший из доживших до 641 года сыновей Ираклон родился в Грузии еще во время войны с персами 3 мая 626 года). Спустя неполных восемь лет, 4 или 7 июля 638 года отрок Давид был коронован как цезарь в то время, как его старший брат Ираклон был провозглашен августом (Const. Porph. de cer. II. 27). В 641 году Давид был провозглашен августом и получил тронное имя Тиберий (Niceph. Brev. 31) [PRLE 1980: 390]. Возможно, что знаменитая серия серебряных миссориев с изображением сцен из жизни царя Давида, найденная в т. н. втором кипрском кладе из Караваса, была отчеканена специально по случаю провозглашения Давида цезарем в 638 году или же августом в 641 году. Миссории Давида, помимо их художественного значения, являются важным источником для реконструкции комплекса вооружения, парадной и повседневной одежды восточноримских солдат и чиновников первой половины VII века. Не исключено, что после низложения Мартины и ее сыновей и их изувечивания осенью 641 года сторонники узурпатора Константа II изымали из обращения монеты Ираклона и Давида, а также любые предметы, напоминавшие об их кратковременном правлении. В этих условиях кто-то из богатых киприотов собрал и спрятал миссории Давида в надежном месте, которое затем было забыто вследствии гибели местных жителей во время арабских морских набегов или насильственного переселения киприотов в Малую Азию в период первого царствования Юстиниана II Ринотмета (685-695; 705-711) [Ditten 1993: 308–317].

http://bogoslov.ru/article/6192254

lib. 2 collectant. Cedrenus in Anastasio.» Published in Bylinin. Август Taken from Faber, In Festo Nativitatis Christi, No. 8 «Variis ostentis nuntiata orbi Nativitas Christi», sect. 1 «Apud Romanum Imperatorem.»: «Ad Romanum destinatur Imperatorem Octavianum Augustum. Imprimis Nicephorus lib.l. c.7 scribit, Augustum cum a Pythio Apolline peteret, quisnam post eum Romanum regeret Imperium, nullum tulisse responsum. Cumque silentii causam rogasset, accepit: Me puer Hebraeus Dives Deus ipse gubemans, Cedere sede iubet, tristemque redire sub orcum. Aris ergo dehinc tacitus abscedito nostris. Rediens ergo Romam Imperator, агат maximam in Capitolio erexit cum hac épigraphe, Ara primogeniti Dei.» Published in Panëenko and PLDR. Август 2 Taken from Faber, ibid., following the passage quoted for Август: «Eidem etiam Imperatori, cum eum Senatus Romanus tamquam Deum colere decrevisset, imaginem Virginis puerum in ulnis gestantis, aureo circulo iuxta solem inclusam apparuisse, et earn esse Aram caeli refert ibid. Baron., eoque audito, Octavianum vernisse ne imposterum Dominus appellaretur.» Published in Panenko and PLDR. Август 3 Published in Panenko and PLDR. Бдение Published in Panenko and PLDR. Безбедство Taken from Faber, Feria 3 Pentecostes, No. 3 «Quibus ex causis fere contemnatur Magistratus», sect. 2 «Quando ipse contemnit subditos»: «Hinc non immerito laudata est Agasiclis Lacedaemoniorum Regis sapientissima vox: Posse quemvis sine satellitio regnare, qui sic subditis im peraret, ut filiis pater.» Бездна Taken from Faber, Dominica 15 Post Pentecosten, No. 1 «Timor Domini quam merito in nobis esse debeat», sect. 3 «Quia retro nos peccata nostra praeterita»: « Ps. 41 .[ Ps. 42.7 ] ait, quod abyssus abyssum invocet, abyssus scilicet humanae miseriae et coecitatis abyssum divini luminis et misericordiae.» Безказние Taken from Faber, Dominica 12 Post Pentecosten, No. 9 «Documenta [on the Gospel for the day, viz. the parable of the Good Samaritan, Luke 10.23–37]», sect. 2 «Discunt Magistratus alii:...2.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

6 В Церковном предании начало иконографии возводится к самым апостольским временам или даже ко времени земной жизни Спасителя. «Истоки возникновения иконы возводят к мистическому акту появления нерукотворного изображения Иисуса Христа на плате, приложенном к Его лику женщиной по имени Вероника», в то время, когда Господь нес Свой Крест до Голгофы, так же существует «сходное предание, связанное с эдесским царем Авгарем, у которого … хранилось полотно с другим нерукотворным изображением лика Христа…». Происхождение иконы связывают так же с именем евангелиста Луки, который по преданию первый изобразил Матерь Божию «с натуры на крышке стола…». Несмотря на историческую устойчивость этих преданий, многие исследователи древнецерковной иконописи склоняются к тому, чтобы считать эти предания не более чем благочестивыми апокрифами. Бачинин, 2005. С. 248. 7 О римских катакомбах см. Порфирий (Успенский) . Святыни земли италийской. (М., 1996) Гл. «Первохристианские катакомбы»: СС. 133 – 204; Беляев, Л.А. Христианские древности: Введ. в сравнит. изуч. (СПб., 2001). Гл. 2: «В Риме и за его пределами» 9 «В этот период, – пишет А.П. Голубцов , – живопись в техническом отношении следует классическому стилю и развивается под его преобладающим влиянием. Цикл живописных сюжетов еще очень ограничен и перемешан с изображениями античного и общечеловеческого содержания». Голубцов, 1918. Ч. 1. С. 125. 10 Цит. по Шмеман, 2003. С. 230 – 231. В настоящее время традицию иконописи возводят не столько к катакомбной живописи, сколько к египетской традиции т.н. «Фаюмского портрета». Лурье, 2006. С. 412. 11 Некоторая критика на начальном этапе развития культа икон (V век) все же последовала, в основном от богословов оригенистов, а так же из среды монахов-аскетов. Именно на эту критику (потерявшую свою актуальность к VIII веку) будут ориентироваться впоследствии идеологи иконоборчества. Подробнее см.: Лурье, 2006. С. 412 – 414. 12 См. например монографию Пола Александера, посвященную патр. Константинопольскому Никифору: Alexander, P. J. Patriarch Nicephorus of Constantinoplë Ecclesiastical Policy and Image Workshop in the Byzantine Empire. Oxford, 1958. Первый период: от Льва Исавра (714 – 741) до Константина Копронима; второй этап: от Копронима и созванного им иконоборческого собора в 754 г. и до Седьмого Вселенского собора в 787 г.; третий этап: после 7-го В.С. (точнее с 815 г.) и до Торжества Православия в 843 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

39 Правило обязано своим происхождением Трулльскому Собору. Оно (53) читается так: поскольку родство по духу выше союза по телу, и мы узнали, что в некоторых местах некоторые воспринимающие детей от святого крещения после сего вступают в брачное сожитие со вдовевшими матерями их, то определяем, чтобы отныне ничего такого не делалось. Правило это подтвердил император Лев IV, сын Копронима, а не сам Копроним. Zachariae. Jus Graecorom., pars III, p. 49–55. Lips. 1857. 42 Theodosii Diaconi. De Cretae expugnatione. Acroases quinque. Напечатано в приложении к истории Льва Диакона, в боннском издании. 45 Leo Diac., ibid., p. 70–71. Cedrenus, II, 364. Речь идет не о нерукотворенном образе Эдесском, который перенесен был в Византию еще при императорах Константине Порфирородном и Романе I (944 г.), а о чудесном отпечатке этого образа на кирпиче. Этот-то кирпич с изображением лика Спасителя, находившийся в Иераполе, теперь и перенесен в столицу. Ct. Constatini Porphyrogeniti. Narratio de divina Christi imagine (Migne, patr. Graec. ser., t. 113, col. 432). 56 О свойстве и размерах политического влияния Византии в Нижней Италии см. у Rambaud. L’empire Grec, p. 439449 59 Novella Nicephori Phocae. Помещена в приложении к боннскому изданию истории Льва Диакона, стр. 311–317. 60 С этим вопросом можно познакомиться у Rambaud. L " empire Grec au X siecle, p. 277–287. См. также статью проф. Васильевского «Материалы из истории Византийского государства». Журн. Мин. Народ. Просвещ. 1879 т. 202, стр. 168–172. 61 Духовенство в качестве, землевладельческого класса начинает возбуждать жалобы и на запад с IX века, и разумеется принимаются меры против слишком большого обогащения духовенства. В капитулярии Карла Великого от 811 года говорится: «pauperes se reclamaut expoliatos esse de eorum proprietate et hoc aequaliter clamant super episcopos et abbates et eorum advocates. Dicunt etiam quod quicumque proprium suum episcopo, abbati, dare noluerit, occasioues quaerunt super illum pauperem, quomodo eum condempnare posint…. usque dum pauper factus volens-nolens suum proprium tradat aut vendat». Capitularia regum francorum. Tomi primi pars prior, p. 165, cap. 2–3 Hannov. 1881.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Для Никифора было новостью и имя писателя, и его сочинение. Посему он позаботился приобрести полный список. После долгих поисков ему наконец удалось найти его и по внимательном рассмотрении обличить намеренную ложь еретиков, извращавших по своему мысли писателя или приписывавших ему то, что говорилось противниками христианства, хоть и сам, по излишнему предубеждению против известного дотоле еретикам только писателя, заподозрил последнего в манихействе, арианстве и иных ересях. О своей находке Никифор говорит следующее. «Надпись на ней такова: Книга Макария иерарха. На последнее достоинство указывают не только надпись, но и изящное живописное изображение сего Макария на внутренних листках этой древней книги; потому что он изображен в священном облачении. Затем и в последующих свертках часто встречаем такое же изображение. И этот муж, как видится, процветал задолго до сего, спустя больше трехсот лет после апостольской боговдохновенной проповеди . – Какого города был епископом и среди кого предстоятельствовал, не можем сказать, пока точнее не дознаем, есть ли слово Μγνης имя собственное, или нарицательное (θνικν); потому что оно употребляется и в том, и в другом смысле. Знаем например, что и некто из древних поэтов 3 назывался так; древняя история упоминает и о другом, 4 основателе некоего поселения (колонии). По его имени и его поселение в Фессалии называлось Магнезиею (Μαγνησα), и тамошние жители – магнетами (Μγνητες). Оттуда может быть и в другие места, но несомненно и в азийские края переселились иные, и от них некоторые города 5 назывались Магнезиями (Μαγνησαι). – Писатель наш предназначает свою книгу некоему Феосфену, своему искреннейшему другу, вместе и для поправок и для оценки. А цель произведения есть опровержение эллинов, и из них особенно некоего философа из школы Аристотеля, державшегося мнения предпочитавших единоначалие (μοναρχαν), впрочем, весьма сведущего во внешнем любомудрии и высокомерно презиравшего наши догматы , своими софизмами и ухищренными доводами умело нападавшего на простоту нашей веры» (см. Nicephori Antirrhetica в сборнике Pimra Spicilegium Solesmense tom. 1, Paris 1852).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

Гораздо далее от этих великолепных спэосов, по направлению Дамасской дороги, видны стены скал, вертикально обрезанные; в них другие жилища смерти, состоящие из пещер, в два яруса; их называют гробницами Судей израилевых. Туда стекаются втайне и в положенное время евреи, и это место находится у них в особенном почитании. Множество еврейских надписей испещряют стены этих катакомб; они не менее замечательны по их обширности и по числу комнат; но там нет ни украшений, ни дверей, ни гробниц. Снаружи скал заметны еще остатки ступеней для спуска с поверхности земли. На возвратном пути в Иерусалим к Дамасским воротам, налево от ворот, близ самых стен, виден ров, высеченный в каменном слое; там есть пещера, в которой заключается небольшое водохранилище. На краю рва стоит каменная водопойня для скота, – а водопойня эта есть одна из тех царских гробниц, о которых мы говорили, – перенесенная кем-то сюда из ее векового мрака! Продолжая идти от Дамасских ворот вдоль стен на восток, мы выходим к обрывистому спуску в овраг Элеонский. На этом пространстве (около 230 сажен) не находится ничего примечательного кроме уничтоженных Иродовых ворот. Саженях в 65 от них кончаются северные стены Иерусалима башнею, которую франки называют Танкредовою. Здесь поворачивают стены Иерусалима на юг, вдоль обрывов Элеонского оврага или долины Иосафатовой. От угловой башни Танкредовой следуя по крутизне Элеонского оврага, мы достигаем, мимо небольшого водохранилища, ворот Гефсиманских, откуда мы начали свой обзор вокруг стен Иерусалима. 67 Atque in fovea Jeremiae mirifica construxit [i. e. St. Helena] opera. Nicephori Gregorae Byzantina Historia/Ed. L. Schopen. Bonn, 1829–1830. 2 vol. Читать далее Источник: Путешествие по святой земле в 1835 г. В двух частях./А.С. Норов, Санкт-Петербург, типография А. Смердина, 1838 г. Путешествие по Святой земле в 1835 году/[Соч.] Авраама Норова; С примеч. на Путешествие игумена Даниила в XII в. Ч. 1-2. - (2-е изд., доп.). - Санкт-Петербург : тип. III Отд-ния Собств. е. и. в. канцелярии, 1844. - 2 т.; 27. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

P. 447) и «взял богатую добычу». Затем К. отметил триумф в К-поле, назвав свою кампанию «благородной», поскольку ни один христианин не был убит. Вскоре после этого хан Телериг будто бы обманул К. с помощью простой уловки: притворившись, что хочет перебежать к византийцам, он попросил императора открыть ему имена визант. агентов в Болгарии, а потом казнил их. Неизвестно, насколько достоверен этот рассказ, однако результаты, достигнутые К. в его планомерных усилиях по ослаблению Болгарского гос-ва, очевидны: желание хана перейти на сторону Византии нисколько не удивило императора. Активная политика на балканском направлении стала возможной благодаря относительному спокойствию, к-рое К. удавалось поддерживать на вост. границе, осаждая крепости или побеждая в столкновениях с противником (Ibid. P. 444-446). К. якобы приказал ромеям не вступать в открытую схватку с арабами независимо от их численности, а нападать только в то время, пока те сражаются между собой ( Niceph. Const. Antirrh.//PG. 100. Col. 508). Умело используя внутренние распри как среди болгар, так и среди арабов, К. добился здесь успехов, на западном направлении его политика была не столь активной и успешной. В 751 г. лангобарды заняли визант. Равеннский Экзархат, и папа Римский Стефан II, отчаявшись получить помощь из К-поля, обратился к франк. кор. Пипину Короткому, которого он помазал на царство в Сен-Дени в 754 г. В 756 г. Пипин отвоевал Равенну у лангобардов и передал ее папе, т. о. на время выведя Экзархат из номинальной политической зависимости от Византии. Как показывают письма преемника Стефана папы Павла I (757-767), в последующие годы, особенно в 759-м, ему пришлось неоднократно опасаться военных акций со стороны византийцев (Codex Carolinus/Ed. E. Grundlach//MGH. Epp. T. 3. P. 515, 521, 529). Однако эта угроза так и не была реализована. В 764-767 гг. К. вел интенсивные дипломатические переговоры с франк. двором и Папским престолом, но ничего не добился, поскольку союз Рима с Каролингами оставался незыблемым, как и их неприятие иконоборчества.

http://pravenc.ru/text/2057044.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010