«Это различение, – отмечает С. Брок, – хорош о знакомо исследователям антропологии и сравнительного религиоведения (оно также является существенным для адекватного понимания литургики), но оно часто подлежит забвению в современных «развитых» сообществах. Обычное время линейно; каждый его момент может быть определен как «до» и «после». Сакральное время, напротив, не знает ни «до», ни «после», но «вечное теперь»: для сакрального времени значением обладает содержание события, а не его координаты на хронометрической шкале. Это значит, что события, разделенные в истории, но прославляемые в одном ряду, такие как рождение Христа, крещение, распятие, сошествие в ад и воскресение, текут вместе в сакральном времени, так что их общее прославляемое содержание может быть сконцентрировано в любом из них» 184 . Интересно отметить, что именно так осуществилась древняя мечта греческих философов о созерцании единства бытия, вопреки дискретности пространства и времени. Св. Ефрем созерцал эго единство как сущее перед ликом Божиим, без исчезновения человеческого лица, для которого это видение делается терпимым посредством символов. В сочинениях преп. Ефрема Сирина «притчей» может называться также инвариант, устанавливающий общее правило для различных ситуаций. Таков его известный совет: «Прежде кончины никого не ублажай и прежде смерти ни в ком не отчаивайся». Подобные правила в виде кратких речений составлялись по подобию притчей Соломона. Другой род притчи – образ из Ветхого Завета, указывающий на реальность Нового Завета, например, вышеприведенное объяснение субботы. В этом смысле, писал Преподобный, «Священные Писания положены перед нами как зеркало, в котором чистый очами зрит образ Истины» (Гимны вере, LXVII. 8). Он вторил преп. Иакову Афраату , считая, что вообще количество смыслов Библии безгранично, и потому разные толкователи могут по-разному изъяснять ее, не противореча друг другу. Грани Его Слова более многочисленны, нежели те, кто поучается из него. Бог изукрасил Свое Слово многими красотами, так что любой желающий учиться может найти здесь необходимое для себя.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/ant...

545 Обозр. богослов. наук и пр., стр. 42 цит. журнала. Срав. также Объяснение Псалма LXVII; Зап. на кн. Бытия и др., где Филарет обнаруживает и на практике следование этому правилу. 546 Предисловие к русскому переводу Псалтири в издании Рос. Библ Общества, стр. II-V. Спб., 1822. Дальнейшие подобные примеры см. на стр. V-IX того же предисловия. Срав. предисловие к изданию Нового Завета в одном русском переводе без параллельного славянского текста, помеченное 25-м октября 1823 года к подписанное между прочим также Филаретом Московским , стр. XII-XIV. Срав. также его Толкование на 2 Псалом в Чтениях в Общ. Люб. Дух. Просв. за 1873 г. особенно стр. 25 и примеч.; Толкование на LXVII Псалом (в Прав. Обозр. за 1869 г. т. I) и др. 547 См. Чтения в Общ. Ист. и Древн. за 1877 г. кн. 2, стр. 82 (отдела материалов отечественных) в статье Никодима (Казанцева), епископа Красноярского: «О Филарете, митрополите Московском, моя память». 548 Чтен. в Общ. Люб. Дух. Просв. за 1868 г. кн. V, стр. 156; срав. стр. 157 (материалов для биографии Филарета). 553 История перевода LXX подробнее изложена владыкою Московским в его «Начертании церковно-библейской истории», стр. 566–568, изд. З-го. Спб., 1823. 555 Срав. вышеприведенные слова Филарета из его предисловия к русскому переводу Псалтири и приведенные в исторической части слова письма его к архим. Макарию Глухареву от 23 августа 1837 года, в Чтен. в Общ. Люб. Дух. Просв. за 1872 г. стр. 95 «Материалов для истории рус. церкви». 556 Срав. вышеприведенное воспоминание епископа Никодима о Филарете по поводу беседы последнего с проф. С. Петерб. академии евреем Левисоном о том же месте Псалма 144-го. В объяснение этой утраты Левисон, по воспоминанию того же преосвященного, сказал следующее: «по разрушении Иерусалима и рассеянии Иудеев по всему свету, когда прекратилось все, и самое Богослужение Еврейское, отцы наши, как бы отмщевая Богу, или уличая Его в неверности своим обещаниям, изгладили из Библии этот стих» (см. цит. место Чтений в Общ. Ист. и Древн. за 1877 год).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Далее подробному разбору, занявшему более часа времени, подверг главные положения доклада г. Стаховича и его предложение редактор «Мисс. Обозр.» В.М. Скворцов. Замечания последнего касались юридической стороны вопроса и существа нашего действующего законодательства по вопросам раскола и сект, истории отношений нашей Церкви и государства и значения православия, как основы последнего, – мистически живущей в сознании народа идеи Царя, как Помазанника Божия, свыше посвященного на царственное Его служение в Церкви мерами государственного свойства и, наконец, – со стороны характера (темного, изуверного и агрессивного) нашего расколо-сектантства. За недостатком места подробное изложение возражений В.М. Скворцова отлагаем до следующей книжки. После замечаний со стороны г. Стаховича на возражения его оппонентов, епископом Никанором было предоставлено заключительное слово профессору Ивановскому, который кратко заметил: «Вопрос о свободе совести яснее можно формулировать так: «как государство должно относиться к диссидентам?» Это – вопрос государственной важности, вопрос не новый и трудный, а потому разрешение его в один вечер на епархиальном съезде может вызвать лишь улыбку. Можно только обменяться мыслями. Вообще же нужно сказать, что критиковать законы легче, чем издавать. В виду того, что доклад Стаховича был выслушан, как частное мнение, не входил в программу съезда и превышал его компетенцию, он не ставился на съезде к обычному определительному суждению, и потому никакого постановления по нему не состоялось. Слюсарев Д. Миссионер свящ. До каких пагубных и нелепых верований доходят сектанты, оставив веру Церкви? 135 //Миссионерское обозрение 1901 г. 11. С. 556–564 II Ранее было сказано, что другая ветвь уклонившихся от Церкви стремится создать свою особую церковь , якобы настояще-апостольскую, в которой будто бы только и можно спастись. Это – в собственном смысле сектантство рационалистическое, стремящееся толковать тайны Царствия Божия по началам разума, между тем как они удобоприемлемы прежде всего для веры: если не обратитесь и не будете, как дети, не войдете в Царствие Божие ( Мф.18:3 ), сказал Спаситель. Но если человек станет усвоят учение Христово только по началам разума и верить тому только в Евангелии, что понятно ему, то естественно, что всё, непонятное для его ума, он или извратит, или совсем отвергнет. Где ограничение такому произвольному толкованию учения Христова, ведущему к этим двум опасностям? Нужно опять сказать то же, что сказано о «духовном» толковании Евангелия, именно, что и у сектантов-рационалистов нет ограничения и руководства, которое предохранило бы их от заблуждений. И вот мы видим, что они, отпав от Церкви, не ограничиваются отрицанием некоторых только христианских истин, непостижимых для ума; а идут дальше и в конце концов доходят до отрицания всего Евангелия, всего учения Христова. – Посмотрим сначала, что это за Церковь их, якобы настояще-апостольская?

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

[lvi] Григорий Григорий(Чуков), митр., Александрова-Чукова Л.К. Указ. соч. (См.: http://www.bogoslov.ru/text/2908919.html ). [lvii] Их же. Митрополит Григорий (Чуков): вехи служения Церкви Божией. Часть 12. Поездка на Ближний Восток, совещание глав и представителей Православных Церквей 1948 г. и дальнейшие контакты с Восточными Патриархами. История учреждения ордена святого равноапостольного князя Владимира 1947-1958 гг. (См.: http://www.bogoslov.ru/text/4642910.html ); ГАРФ. Ф.Р-6991. Оп.7.Д.140.Л.122-134 [lviii] Там же; Григорий (Чуков), митр. Дневник. Архив митр. Григория. [lix] Его же. Доклад патриарху от 6.09.50. Машинопись. Заверенная копия. Там же; Фристед Д.Н. Письма митр. Григорию от 26.08.50 и 24.12.50. Машинопись. Заверенные копии. Там же. [lx] Григорий (Чуков), митр . Письмо патриарху от 18.09.51.Машинопись. Копия. Там же. [lxi] Петр (Нортамо), свящ. Доклад митр. Григорию от 12.03.48. Машинопись. Заверенная копия. Там же. [lxii] Фристед Д.Н.Письмо митр. Григорию от 24.12.50. Машинопись. Заверенная копия. Там же. [lxiii] Там же. [lxiv] Иероним (Григориев), игумен. Письмо митр. Григорию от 3 .02.51. Машинопись. Заверенная копия. Там же; Григорий (Чуков), митр. Доклад патриарху от 21.02.51. Заверенная копия. Там же. [lxv] Иероним (Григориев), игумен. Письмо митр. Григорию от 3 .02.51. Машинопись. Заверенная копия. Там же. [lxvi] Его же. Письмо митр. Григорию от 25.04. 50. Машинопись. Копия. Там же; Григорий (Чуков), митр. Рапорт Патриарху от 9.05.50. Машинопись. Заверенная копия. Там же. [lxvii] Максим (Хлопстин), иером., Дорофей (Беляков), иером. Письмо митр. Григорию от 24.03.1950. Машинопись. Копия. Там же. [lxviii] Там же. [lxix] Там же; Шевченко Т.И. Указ. соч. С.297. [lxx] Григорий (Чуков), митр. Телеграмма патриарху от 29.04.52. Заверенная копия; Его же. Дневник. Архив митр. Григория. [lxxi] Нестор (Киселенков), иером. Письмо митр. Григорию от 04. 07..52. Машинопись. Копия. Там же. [lxxii] Григорий (Чуков), митр. Рапорт Патриарху от 25.10.52. 3712/28. Машинопись. Заверенная копия; Его же. Дневник. Там же.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/1...

Врангеля) была и в Галлиполи (около 200 учащихся). Всего же на территории Турции по некоторым сведениям появилось 11 русских гимназий и прогимназий, а также 12 начальных и подготовительных школ. При многих из них, в частности при 1-й Константинопольской гимназии, гимназии свт. Николая Чудотворца в Харбие и основанной в июне 1920 г. женой русского посланника В.В. Нератовой Крестовоздвиженской гимназии, имелись домовые храмы. Главным воспитателем одной из русских гимназий в 1920–1921 гг. работал Ф.Ф. Раевский – будущий архиепископ Сиднейский и Австралийско-Новозеландский в юрисдикции Русской Православной Церкви за границей Савва. Определенную помощь в создании русских учебных заведений оказали представили других христианских конфессий. Так, например, католический священник восточного обряда Александр Сипягин (племянник министра внутренних дел Российской империи) создал в Константинополе школу интернат для русских детей-сирот, директором которой он являлся в 1921–1923 гг. [lxvii] В дальнейшем, довольно быстро, в течение 2 лет почти все школьные учреждения были переведены из Турции в другие страны. В конце 1923 г. в Константинополе и окрестностях осталось только 3 русских школы – начальная имени баронессы О. М. Врангель (32 учащихся) и 2 средние: школа для мальчиков в летней резиденции российского посла Нератова Буюк-Дере (180 учащихся), которая имела небольшую церковь, устроенную личными стараниями воспитанников, и школа для девочек на одном из Принцевых островов – Протии (60 учащихся) [lxviii]. Все русские общины находились в ведении назначенного ВРЦУ «для Востока» попечителем о русских церковных интересах и представителями перед местными Патриархами архиепископа Анастасия (Грибановского), который, правда, периодически покидал Kohcmahmuhonoль[lxix]. Так летом 1921 г. он, согласно решению ВРЦУ от 13 апреля, посетил Афон и Палестину с целью ознакомления с положением афонских русских обителей и Русской духовной миссии в Иерусалиме после войны. В ноябре 1921 г. Владыка в качестве управляющего русскими общинами Константинопольского округа принял участие в состоявшемся в Сремских Карловцах I Всезаграничном церковном соборе и возглавил на нем отдел духовного возрождения.

http://sedmitza.ru/lib/text/4591495/

440; ср. «Творения Вас. В.» в рус. пер. т. IV стр. 238. 413 Сократ. «Historia. Eccles»; Lib. VII. cap. XXI, Gurs. Compl. Palrolog. ser Graec. Tom. LXVII, col. 784; в рус. пер. СПб. 1851 г. стр. 537. 418 Макарий. «История Рус. Церкви». Том. III, стр. 93. 306. «Полное собр. летописей». т I, стр 185; т. II, стр 107, 117,132, 136, 141, 143, 152. 420 «Архив». Калачев. Кн. I, огл. I. Стр. 78–96; II, полов. I, отд. II, стр. 32–39; см. Дмитриевский. «Богослужение в Русской Церкви в XVI в.» ч. I, стр. 256–257. 426 Соединялось ли у Русских христиан наречение языческого имени с каким-либо религиозным актом – это вопрос довольно темный. Г. Дмитриевский, опираясь на мнение Татищева, Карамзина, Мацеевича, склонен думать в данном случае положительно, и именно, вместе с ними связывает этот факт с обрядом, известным под именем «перваго пострига». Но для этого достаточных оснований еще нет. Сам же он говорит, что мнение перечисленных историков опирается главным образом на свидетельстве польских летописцев (Дмитриевский. «Богослуж. в Русской Церкви в XVI в.., ч. I, стр. 261). Равным образом и время наречения этого имени также нельзя определить положительно. Г. Дмитриевский, связывая это наречение с «первым постригом», следуя за указанными историками, полагает временем для него 5–7 летний возраст ребенка. Но русские летописи, когда упоминают об этом наречении, скорее дают основание думать, что оно бывало в скором времени по рождении младенца (см. «Истор. Рус. Церкви» Филарета Черниг. Вып. I, стр. 75). Что же касается до того, будто бы оио весьма нередко давалось раньше наречения имени христианского, как предполагает тот же Г. Дмитриевский, то это вовсе не основательно («Богослуж. в Рус. Церкви в XVI», ч. I, стр. 264). Он опирается здесь на выше представленное нами место из послания митр. Макария, – по оно как мы сказали, не имеет никакого приложения к коренным русским. 427 Попов. «Истор, литер, обзор древно-рус. сочинений против Латинян (XI-XV в.)». М. 1875, стр. 114. 428 Корн-де-Бруин. «Путешествие чрез Московию» Чт. в Общ. истор. и древ. Рос. 1872 г., кн. II, отд. IV, стр. 113. 429 «Священник дает младенцу имя, говорит Симеон Солунский , «какое бы пожелали родители». «De Sacramentis». cap. LIX Curs. Compl. Patrolog. Ser. Graec. Tom. CLV, col. 209; в рус. переводе «Пис. Отцов и учит. Церкви относ. к истолк. богослуж.» Т. II, стр. 47). Читать далее Источник: История чинопоследований крещения и миропомазания : Исслед. Александра Алмазова. - Казань : тип. Имп. ун-та, 1884. - с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Скачать epub pdf 49. Неделя по Просвещении Eф. IV, 7–13 7. Братия, каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова. 8. Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам (Псал. LXVII, 19). 9. А «восшел» что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? 10. Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все. 11. И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, 12. к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, 13. доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова. Святой апостол Павел в словах, предшествовавших нынешнему чтению из его послания, умоляет нас всех ходить достойно своего звания, со всяким смиренномудрием и кротостью. Смиренномудрие-то и кротость всего реже встречаются в людях всех званий и состояний, потому что почти каждый, ценя свое звание не столько христианское, сколько гражданское, и общественное свое положение, гордится им пред другими, не прочь дать почувствовать ближнему свое значение и силу. Оттого-то и бывает в обществе презрение, унижение других, невнимание к нуждам, к горю ближних; самоуслаждение своими дарованиями, значением и удачами в предприятиях. Но такого раздвоения в обществе христианском быть не должно. Потому что мы все составляем одну семью; у нас один Бог и Отец всех, Который над всеми и чрез всех, и во всех нас. У нас один Господь Царь, одна вера и одно крещение ( Eф. IV, 6, 5 ). Гл. IV, ст. 7. Все достоинства-то в нас, всякое наше положение благоприятное не нами приобретено, не своими собственными силами; и нам поэтому нечем хвастать и гордиться. Каждому из нас дана благодать, говорит апостол. Значит, каждый из нас получил от Бога свои способности и силы, свое особенное положение в христианском обществе как дар, а не как заслуженное что-либо нами. И присмотритесь к жизни. Вот рождается младенец; в нем заслуг нет никаких, и уже он наделен способностями, таким или иным умом, сердцем.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

LXV. ФЕОДОР, который потом был назван Григорием и стал епископом понтийского города Неокесарии 246 . В весьма юном возрасте он отправился из Каппадокии в Берит 247 для изучения греческой и латинской литературы, а оттуда в Кесарию Палестинскую, взяв с собою своего брата Афинодора 248 . Когда Ориген заметил их отличные природные дарования, то склонил братьев к изучению философии, во время преподавания которой понемногу привел их к вере во Христа и сделал своими последователями. Получив от Оригена в течение пяти лет ученое образование, они были отпущены им к матери. Перед отъездом своим в отечество Феодор в благодарность написал Оригену панегирик и, созвав весьма многолюдное собрание, в присутствии самого Оригена прочитал вслух это слово, которое и доселе существует. Он написал и толкование на книгу «Екклезиаст», хотя краткое, но очень полезное. Известны также и многие его послания, но преимущественно знамения и чудеса, которые он, будучи уже епископом, совершил к великой славе Церкви. LXVI. КОРНЕЛИЙ, епископ Римский 249 , к которому есть восемь посланий Киприана, написал послание «К Фабию», епископу Антиохии 250 , о Римском, Италийском и Африканском соборах, другое послание «О новацианах и о падших», третье послание «О деятельности собора» 251 , четвертое послание к тому же Фабию, весьма обширное и заключающее в себе опровержение и анафему новациановой ереси. Он управлял церковью два года при Галле и Волузиане и когда увенчался мученичеством за Христа, то ему наследовал Луций 252 . LXVII. КИПРИАН АФР 253 сперва прославился как учитель риторики, потом, по увещанию Цецилия, от которого и получил свое прозвище, стал христианином и раздал все свое имущество бедным. Некоторое время спустя он был посвящен в сан пресвитера, а затем был поставлен и епископом Карфагена. Излишне перечислять творения его ума 254 , когда они светлее солнца. Он пострадал при принципсах Валериане и Галлиене 255 во время сильного восьмого гонения 256 в тот же день, в который пострадал в Риме Корнелий, но не в том же году.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ничем иным, как унией, был и так называемый концерт держав в Китае во время последних смут там. Унией называется и религиозное объединение разных вероисповедных обществ. Таким образом, уния мыслится нами с характером чисто внешнего объединения и источником своим имеет соображения главным образом практического направления и свойства. Выводным же отсюда различием между единоверием и унией будет то, что единоверие есть искреннейшее «желание, да обрящемся точно друг другу единоверцы по вере истинной, православной, чистой, непорочной, от Господа Спасителя через святых апостолов и богоносных отцов преданной, и непрерывным и неизменным преданием и до нас достигшей»; 122 а уния – это компромисс между интересами, хотя бы и религиозными, входящих в унию сторон. Что верно представлено нами различие в содержании, мыслимом в словах единоверие и уния, это подтвердит дальнейшее рассмотрение того, что такое русское единоверие и западно-католическая уния, как церковно-исторические явления. Единоверие – это единение наших старообрядцев с православною Церковью в вере, таинствах и священноначалии, под условием сохранения у них старых церковных обрядов и богослужебных книг. Уния же – это единение восточных христиан-греков XIV в. или юго-западных русских XVI в. с латинами-католиками в вере, в догматах, но с различием не только в церковной обрядности, но и в таинствах и священноначалии. Чтобы нагляднее определить единоверие и унию, приведем здесь условия единения в единоверии и условия единения в унии. В основание единоверия положены, как известно, следующие условия московских старообрядцев с замечаниями на них м. Платона от 1800 г. 1 . Дабы Св. Синод разрешил преждеположенные клятвы на двоеперстное сложение и другие подобные сему обряды. Замечание м. Платона, на 1. От клятв, прежде на них возложенных, разрешить: ибо, хотя церковь на них оные возложила праведно, что они и сами признают, почитая ими себя связанных, и от оных просят разрешения; но как ныне они сближаются, или паче соединяются с церковью, и истину её, и таинство, и священство её признают действительными, то и потребно сие разрешение, и не должна более теми клятвами их совесть быть отягощаема, под каковыми отторгающиеся от церкви имеют и впредь состоять праведно.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

22 о «краеугольном камне» и их интерпретацией в НЗ (Мф 21. 42; 12. 10; Лк 20. 17; 1 Кор 10. 4) Иустин Философ считает камень, к-рый Иаков положил себе под голову, прообразом Христа (Dial. 86). Св. Кесарий, еп. Арелатский, назвал увиденную Иаковом лестницу прообразом Креста Господня, посредством к-рого Он соединил земное с небесным (Sermo 87, 3). Блж. Августин интерпретировал ее как образ единства двух заветов: Ветхого (земного) и Нового (небесного), неразрывно связанных друг с другом (De civ. Dei.16. 38). Этот образ получил дальнейшее осмысление в христ. аскетической лит-ре (см., напр., «Лествицу» св. Иоанна Лествичника). Из грекоязычных авторов интерпретацией сюжета благословения патриархом Иаковом 12 колен (Быт 49) занимался Ипполит Римский, но сюжет этот в основном толковали святоотеческие авторы на Западе. Руфин Аквилейский посвятил этому отдельное сочинение ( Rufinus. De bened. Patr.), Ипполит Римский считал, что обращенные к колену Дана пророческие слова о змие, жалящем коня в ногу и заставляющем падать Всадника (Быт 16-18), исполнились в страданиях Спасителя: Всадник прообразует Христа, погубленного по плоти змием (т. е. диаволом) (De Bened. Isaac et Jacob 22); христологическая интерпретация дается и благословению колена Иуды (Быт 49. 9-12). В Откровении Иоанна Богослова Христос назван львом из колена Иуды (Откр 5. 5). Впосл. в экзегетической традиции образ восстающего льва осмысляется как пророчество о смерти и воскресении Христовом ( Суг. Hier. Catheh. XIV 3; Ioan. Chrys. In Gen. LXVII 2). Полное христологическое истолкование этот текст получил в нач. V в. ( Rufinus. De bened. Patr.; Cyr. Alex. Glaph. in Pent. 7). Сон Иакова. Мозаика собора в Монреале. Сицилия. XII в. Сон Иакова. Мозаика собора в Монреале. Сицилия. XII в. VII. Тайна Св. Троицы в кн. Б. Как ни в одной др. книге ВЗ, древние экзегеты ясно видели в кн. Б., в повествовании о творении, учение о Троичности Божества. Иустин Философ находит прямое указание на второе Лицо Троицы - Слово Божие, обращая внимание на форму мн.

http://pravenc.ru/text/153739.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010