Следует отметить, что существование нравственного закона у святителя иногда преобретает ярко выраженную космологическую окраску. Так, святой владыка напоминает, что сербский народ назвал Млечный Путь – Кумовой соломой. Святитель объясняет это так. В одном селе кум у кума украл солому. И хотя вора никто не схватил, по пути солома из охапки просыпалась и оставляла след. Это событие простой народ воздвиг на космическую высоту, сравнив огромное количество звезд с рассыпанной соломой. Но святитель в этой «народной догматике» [lxvi] видит то, как простой народ понимает нравственный закон. Этот закон существует независимо от людей, и именно благодаря ему все тайное когда-нибудь станет явным, как грех кума [lxvii] . Заметим, что учение о логосе, вложенном в естество твари, находится и в трудах других святых отцов. Так, преподобный Антоний Великий учит: «Как на листе в природе созданий читаю всегда Господне слово» [lxviii] . «Бог от вечности видит и находит сообразыми с Своею премудростью и благостью Свои творения» [lxix] , – пишет святитель Филарет (Дроздов). Это же учение можно встретить и в трудах святителей Григория Нисского [lxx] и Василия Великого. Последний, в частности, объясняя слова из 18 Псалма: «Небеса проповедуют славу Божию, о делах рук Его вещает твердь. День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание. Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их. По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их» (Пс.18,2-5), говорит, что «небеса» и вся тварь «проповедуют славу Божию» тем, что следуют законам, установленным Творцом [lxxi] . Интересно, что тема Логоса и логосов звучит и в трудах сербских богословов, которых можно назвать продолжателями духовного делания святителя Николая Сербского. Так, преподобный Иустин (Попович) учит: «Каждое живое существо неразрывно связано с первоисточником жизни, со Словом Божиим» [lxxii] . В силу этого «каждая тварь, как логосное творение, непрестанно пишет Евангелие Слова – Господа Иисуса Христа. Его пишет каждый цветок, каждая травинка, кыждый мотылек, каждая птичка, а тем более человек – существо богоподобное, сообразное Христу» [lxxiii] .

http://bogoslov.ru/article/3304823

Tesserae vocatae quia quadrae sunt ex omnibus partibus. Has alii lepusculos vocant, eo quod exiliendo discurrant. Olim autem tesserae iacula appellabantur, a iaciendo. Caput LXIV. DE FIGURIS ALEAE Quidam autem aleatores sibi videntur physiologice per allegoriam hanc artem exercere, et sub quadam rerum similitudine fingere. Nam tribus tesseris ludere perhibent propter tria saeculi tempora: praesentia, praeterita, futura; quia non stant, sed decurrunt. Sed et ipsas vias senariis locis distinctas propter aetates hominum ternariis lineis propter tempora argumentantur. Inde et tabulam ternis discriptam dicunt lineis. Caput LXV. DE VOCABULIS TESSERARUM Iactus quisque apud lusores veteres a numero vocabatur, ut unio, [binio,] trinio, quaternio, [quinio], senio. Postea appellatio singulorum mutata est, et unionem canem, trinionem suppum, quaternionem planum vocabant. Caput LXVI. DE IACTU TESSERARUM Iactus tesserarum ita a peritis aleatoribus conponitur ut adferat quod voluerit, utputa senionem, qui eis in iactu bonum adfert. Vitant autem canem quia damnosus est; unum enim significat. Caput LXVII. DE CALCULORUM MOTU Calculi partim ordine moventur, partim vage: ideo alios ordinarios, alios vagos appellant; at vero qui moveri omnino non possunt, incitos dicunt. Unde et egentes homines inciti vocantur, quibus spes ultra procedendi nulla restat. Caput LXVIII. DE INTERDICTIONE ALEAE Ab hac arte fraus et mendacium atque periurium numquam abest, postremo et odium et damna rerum; unde et aliquando propter haec scelera interdicta legibus fuit. Caput LXIX. DE PILA Pila proprie dicitur quod sit pilis plena. Haec et sfera a ferendo vel feriendo dicta. De quarum genere et pondere Dorcatius sic tradit (1): Neu tu parce pilos vivacis condere cervi, Uncia donec erit geminam super addita libram. Inter species pilarum sunt trigonaria et arenata. Trigonaria est qua inter tres luditur. Arenata, qua in grege, dum ex a circulo adstantium spectantiumque emissa, ultra iustum spatium pilam excipere lusumque inire consueverunt. Cubitalem lusum appellant quum duo comminus ex proximo ac pene coniunctis cubitis pilam feriunt. Suram dicitur dare qui pilam crure prolato feriendam conlusoribus praebent.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Если признать установленным, что Марков в качестве посадского головы по постановлению думы участвовал в учрежденной ею строительной комиссии, то следует также признать, что, согласно ст. 60 устава о предупреждении и пресечении преступлений, изд. 1890 г., устранить его от этого проявления общественной деятельности не представлялось бы законных оснований не только как лица, приписанного к единоверческой церкви, но и в том случае, если бы он действительно был раскольником. 157 По обвинению Маркова в продаже после пожара 1889 г. кирпича, заготовленного для постройки церкви, было уже сказано, что во избежание порчи этого кирпича Самарский губернатор сам советовал обратить его в продажу, и убыточного для постройки церкви в этом не было. Не обвинители не столько напирают на хозяйственную сторону этого распоряжения, сколько сетуют на то, что в продаже церковного кирпича на частные надобности было будто бы нечто оскорбительное для достоинства церкви. Такая постановка обвинения является столь явною натяжкою, которая даже едва-ли нуждается в подтверждении. Поставлено в вину Маркову и благочинному Люстрицкому то обстоятельство, что посадская управа, получив страховую премию в размере 6000 руб., обратила эту сумму, своим распоряжением, в церковно-строительный капитал, а не представила этой суммы в распоряжение епарх. начальства. – Насколько нам известно, страхование церковных зданий производится редко, и в данном случае посадское общественное управление явило похвальный пример заботливости и предусмотрительности, застраховавши на свой счет Старо-Никольскую церковь . – Так как страхователем была управа, то по страховому полису премия могла быть выдана только ей, и управа распорядилась этою премией правильно, обратив её сполна на построение храма, воздвигаемого на месте сгоревшей церкви. Иного назначения эта сумма не могла получить и по распоряжению епархиального начальства. Враги Маркова обвиняли его в том, что будто бы он при закладке церкви самовольно отступил от распоряжения консистории, заложивши церковь не во имя св. Чудотворца. Николая, а во имя св. бл. князя Александра Невского (см. журнал Сам. Дух. Консистории от 14 августа 1892 года). Но и это обвинение по меньшей мере неосновательно.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

100. Миниатюра елисаветградского Евангелия. Ниже ореола – этимасия, к которой приближаются с левой стороны группы праведников; позади праведников ангел с развернутым свитком; под ними море отдает телеса мертвых и две группы людей, идущих на суд; направо ангел трубит, мертвые встают из гробов, звери отдают телеса мертвых. Ангел взвешивает деяния людей на весах, чашку которых тянут два беса. Внизу с левой стороны рай – вертоград: в нем сидят на престолах Богоматерь и Авраам; в недрах Авраама и возле него праведные души в виде маленьких детей в сорочках. Ап. Петр приводит группу праведников к вратам рая. Картина ада обширна: от трона Судии исходит огненная река и разливается в целое озеро: здесь сидит сатана на звере, проглатывающем грешника, с Иудой в недрах; стоит немилосердный богач и указывает рукой на свой язык; ангелы ввергают в пламя грешников, и демоны подхватывают их. Под огненным озером в шести отдельных клетках представлены виды мучений грешников. Другая миниатюра (ср. рис. 100) – сокращение первой: Судия с апостолами и ангелами, Богоматерью и Предтечей; этимасия; три группы праведников; рай, на вратах коего изображен херувим, ангел с весами, огненная река, в которую ангел ввергает грешников, и три вида мучений. Из памятников позднейших добавим стенописи: в афонолаврской трапезе, в Дохиарском соборе, в ксенофской трапезе, в ярославском Спасопреображенском монастыре, в ярославском Успенском соборе и в ярославских храмах: Ильинском, Николонадеинском, Рождественском, Крестовоздвиженском и Димитрия Солунского, в Крестовоздвиженском соборе г. Романова и в вологодском Софийском соборе 1509 . Памятники эти, дополняя наши сведения о картине суда любопытными подробностями, в то же время подтверждают высказанное нами заключение о механическом росте композиции и об устойчивости ее первых византийских основ. 1439 Спаситель юный, сидит на возвышении, в одной тунике, с благословляющей десницей, с раскрытой книгой в шуйце; по сторонам Его свитки в сосудах и ап. Петр и Павел. Garrucci, LXVII, 1. Roller, pl. LXIV, 3. Фреску относят к концу IV или к началу V в. Lefort, Chronol. des peint., p. 89.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Таинства не принимать ни одного, кроме троекратного погружения. Хотя многие не довольны были подобной строгостью, за то пунные остались очень довольны. Кажется, всё устроилось хорошо: дурное прокляли, хорошее благословили, только оставалось благодарить Бога да молиться. Нет, не тут-то было, это не в обычае у старообрядцев, у которых религия сопряжена с денежными выгодами и коммерческими расчетами. Скоро полиция за бесписьменность забрала о. Петра 1-го Шепетова, а чрез недолгое время взяли и о. Петра 2-го Ремезова в г. Царицыне на Волге. По обыкновению пошли сборы на выручку попов. По наведенным мною справкам, собрано Карасевым более 7000 руб., израсходовано же при личном моём участии 300 р. и попечителем единолично 400 руб. Но вдруг было объявлено, что оба священника отступили от веры, негодны. Я стал на сторону попов, оправдывал их. Мне жалко было, что так самопроизвольно поступают с пастырями; требовал христианского суда над ними, на основании канонических правил, под председательством священников двух или трех. А до сего суда я советовал без сомнения исправлять у них нужды. За сие усердие я нажил себе сильных врагов в лице попечителей, кои рассылали письма и всячески ругали меня, что я вожу негожего попа, отступника. В виду этих неприятностей я решил уклониться от зла, предполагая, что попечители примирятся с попами. На свободе мне хотелось проверить себя, истинным ли путем я иду? правду ли я защищаю? Самопроизвольность попечителей возмутила душу мою; припомнились мне слова Писания: «Где раздоры и несогласия, тамо несть истины». Знакомства у меня было на Рогожском кладбище много: попы, дьяконы и певчие. Так как и наших покойников хоронили там же, то приходилось часто слышать укоризны от них, что мы неправы, что у нас нет епископа, что Церковь у нас безглавая. Вот я и решил теперь повидаться и поговорить с австрийскими мудрецами. Бывший наш прихожанин и товарищ Егор Николаевич Оленев, с великою радостью повел меня на апухтинку посмотреть архиерейское служение. Познакомил меня с Савватием, который мне посоветовал присоединиться к ним, как истинным древлеправославным архипастырям.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

п. Сами хлысты обыкновенно называют себя такими наименованиями: «Люди Божии», «Израильский род», «Зеленый Виноградник, «Стадо Христово», «Птицы Христовы», «Белые Голуби», «Сизые Голуби», «Белые Лебеди», «Соловьи», «Светлые или Ясные Соколы», «Белые райские птицы»; вожака своего хлысты зовут «Златокрылым Орлом», «Белым Орлом», «Райским Соловьем»; женщину пророчествующую – «Богородицею», «Пророчицею», «Ковчегом Духа Святого». Появление этой секты некоторые ученые относят даже к началу христианства в России, другие (Геринг) ставят её в связь с гностическими и манихейскими сектами древней вселенской Церкви, но большинство связывает появление её с 1645 годом и виновником её называют костромского уроженца (из деревни Старой, Юрьевецкого уезда) Даниила Филиповича, – первого хлыстовского «Саваофа». Впрочем, теперешние русские хлысты, по своему невежеству, не только не знают истории своей секты, но даже и имени её основателя. Но 12 пунктов его учения им известны и пользуются значением «заповедей» или «закона Божия». Вот эти пункты: 1) Я (Даниил) – Бог, предреченный пророками; я второй раз сошел на землю для спасения душ рода человеческого. 2) Кроме меня, нет Бога. 3) Нет другого учения, кроме моего, и никакого другого не следует искать. 4) На чём вы поставлены, на том и стойте (по другому варианту: «Оставайтесь, где вы есте, и что вы есте»). 5) Ничего опьяняющего не пейте и не желайте плотского греха. 6) Не женитесь, но кто женат, живи со своею женою, как с сестрою, на что указывается и в ветхом священном Писании: «не женатые не женитесь; а женатые отделитесь от своих жен». 7) Не произносите гадких слов и черных речей (по другому варианту: «Не проклинайте и не называйте черта»). 8) На свадьбы и крестины не ходите и не участвуйте в обществе пьяниц. 9) Не крадите! А если кто украдет хотя одну копейку, то на страшном суде её положат ему на макушку головы, и когда эта монета растает в огне на его голове, тогда только он получит прощение. 10) Держите эти правила втайне и не объявляйте их даже отцу и матери.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Проживая в Оренбурге, я познакомился в первый раз в жизни с австрийщиной, бывал в моленной у них, читал и пел с ними, но не молился; старики приглашали меня присоединиться. Нашли уже и невесту, обещали место диакона при своей моленной. Это было зимой 1881 года. Мне льстило родство по невесте с богатыми купцами Беляевыми, а также и диаконство. Не усвоив же разницы между своей и их верой, я не решался, боясь попасть в ересь. Поэтому я просил их объяснить, каковую мы имеем разницу между собою. Мне отвечали, что без епископа церкви быть не может. А у вас епископ есть? – говорю им. Есть, – отвечают. Если хочешь, мы тебя сегодня же представим нашему владыке!… Как сейчас помню высокого уральца с большой благообразной бородой, с тихим, едва слышным разговором, – лжевладыку Виктора, который пожелал моего скорого соединения с ними и будущего семейного счастья…, сказав в заключение, что у них в епархии письменных мало, а наипаче крюковщиков скудно, поэтому он охотно даст мне хорошее место. В полемику вступить он отказался, жалуясь на нездоровье. По дороге от владыки, провожавшие меня старики обзывали меня дураком за то, что я и благословения не попросил от святого владыки, так милостиво принявшего меня: «право, дурак! да ты своё счастье от себя отбиваешь, а еще донец?!» Так и иначе упрекали меня во всю дорогу вплоть до базарной площади. Отстав от провожавших, я начал бродить по базару: моё внимание привлек человек, сидящий на базаре, пред ним 3–4 книжонки старые, которые он продавал. Слово за слово и мой новый знакомый пригласил меня к себе на квартиру пить чай. Я этому был рад; познакомившись, я узнал, что его зовут Иларионом Июдичем (фамилии не помню). Он был старообрядец, но недавно присоединился к св. Церкви. Показывал мне свои беседы и прошение на имя преосвященного (кажется, Вениамина), прося места диакона в церкви в местности Форштат. Он познакомил меня с регентом любительского соборного хора. И я был приглашен в число любителей пения держать 2-го тенора. Это было постом на 6-й неделе. К австрийщине, после знакомства с Ларионом Юдичем, я стал питать явное нерасположение…

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

40 Греч. πλρωμα – полнота. 41 От греч. μοναρχα – единоначалие (от греч. μνη – одно, ρχ – начало. 42 В богословской литературе встречается и другое именование монархиан — антитринитарии, которое происходит от греч. ντι – против и лат. trinitas – Троица 43 От греч. δυνμει – сила. 44 От лат. modus – образ, облик, мера, вид – преходящее свойство, присущее объекту лишь в некоторых состояниях в отличие от атрибута – постоянного свойства объекта. 45 От греч. τρπος — облик и μοναρχα – единоначалие. 46 От лат. ратег – отец и passio – страдание. 47 Субординационизм (subordinatio, от лат. sub – под и ordinatio – упорядочение, приведение в порядок) – система подчинения низших высшим, младших старшим. 48 Рационализм (франц. rationalisme, от лат. rationalis — разумный, ratio — разум) философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. 49 Греч. μονς — единица, единое, неделимое. 50 Греч. τρας — троичность, троица, единство трех. 51 Иоанн Дамаскин , св . Источник знания//Полн. собр. творений. СПб., 1913. Т.1, гл.39. С.87. 52 Иоанн Дамаскин , св . Источник знания//Полн. собр. творений. СПб., 1913 Т.1, гл.39, С.89. 53 Феодорит Кирский, блаж . Диалог 1. Цит. по: Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви//Богословские труды. М., 1972. Сб. С. 31. 54 Василий Великий, св. О Святом Духе к св. Амфилохию, еп. Иконийскому//Творения. СПб., 1911. T.I. гл.18. С.614. 55 Иоанн Дамаскин , св . Точное изложение православной веры. Кн.1, 8. Цит. по: Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви//Богословские труды. М., 1972. Сб. 32–33. 56 Августин , блаж . De tempore sermo. LXVII, n.2 et LXX, n. 4; Августин, бла ж. О граде Божием//Творения. 2е изд. Киев, 1907. Ч.5. кн. XVI, гл. 29. С.193. 57 Иоанн Дамаскин , св . Точное изложение православной веры.//Полн. Собр. Творений. СПб.,1913, Т.1, 1, 8. С.174. 58 Григорий Богослов, св . Слово 39. На святые светы явлений Господних//Творения. 3е изд. М., 1889. Ч.3. С.215. 59 См.: Ианнуарий (Ивлиев Д.Я.), иеромонах. Святоотеческое понимание тех мест Священного Писания Нового Завета, которые носят характер субординационизма в отношениях между лицами Святой Троицы: Соч. на соискание ученой степени кандидата богословия. Л., 1980.

http://azbyka.ru/osnovy-pravoslavnogo-ve...

И тогда диакон, став на амвон, говорит: “Вся святыя помянувше” и того как она примет Св. Тела и Св. Крови, архиепископ дает ей Св. Потир, который она, взяв, полагает на Св. так излагает этот чин: «Она приводится к священному престолу и покрывается мафорием концами наперед и после слов “Божественная благодать, немощная врачующая” она не преклоняет на колена ни одной ноги, а только одну голову, и архиерей, возложивши на нее руку, молится о том, чтобы она, проводя целомудренную и честную жизнь, непорочно совершала дело служения и таким образом пребывала постоянно при святых храмах; но отнюдь не позволяет ей служить при Пречистых Тайнах или брать в руки рипиды, что свойственно диакону. Потом архиерей под мафорием возлагал на нее диаконский орарь, перенося оба конца его наперед. После диаконов она причащается Божественных Таин и, приняв Чашу из рук архиерея, никому не преподает, но тотчас ставит ее на Св. Престол» (Властарь. Синтагма, буква γ, 11; Σ. VI, 172). 418 Взгляд Бинтерима: Binterim A. J. Denkwürdigkeiten der christlichen katholischen Kirche. Pars I. Sect. IV. с. I, § 6. Mainz, 1825. Bd. 1. S. 434–455. 419 Взгляд Петра Аркудия: Arcudius P. De Concordia ecclesiae. Lutetiae Parisiorum, 1676. P. 472–476. 421 См., например: χειροθετω в Климентинах III. 73 (PG. II. 157); XIX. 25 (PG. II. 448) τ ν χλον; Пост. ап. II. 18: «...оплакавшего грех свой принимай, возложивши на него руку»; Сократ. Церк. ист. (PG. LXVII. 80); χειροθεσα: Климент Алекс. Педагог (PG. VIII. 261), χ. ευλογας; Евсевий. Жизнь Конст. IV. 61 (PG. XX. 1213): « δι χειροθεσας εχν»; Церк. ист. I. 3 (PG. XX. 127); ср.: Тертуллиан (PL. I. 1207); Августин. De peccatorum. remissione. 26; Дидаскалия о молитве вдов; Неокесарийский Собор. Правило 9. 424 Посвящение иподиаконов в алтаре отменено было лишь в XV в. патриархом Константинопольским Мануилом Харитопулом. (см.: Вениамин (Румовскии-Краснопевков), архиеп. Новая Скрижаль. СПб., 1859. С. 316). 425 Η. П. Аксаков отрицает за этой молитвой такое значение, (см.: Предание Церкви и предания школы/Под ред. Η. П. Аксакова. Сергиев Посад, 1910. С. 129–151). 426 См.: Журналы и протоколы заседаний Предсоборного Присутствия. СПб., 1907. Т. 2. С. 39. Откуда заимствовано здесь это ценное указание, нам неизвестно, хотя оно вполне гармонируете чином хиротонии диакониссы у Гоара и Властаря. 428 Писания св. отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. СПб., 1856. Т. 2. С. 215 (PG. CLV. 367). 429 Приводится Гоаром ( Εχολγιον sive rituale graecorum/ed. J. Goar. Venetiae, 1730. P. 248, примеч.). 431 Об этом свидетельствует послание Дионисия [Александрийского) к Василиду (Книга правил. Правило 2), по правильному замечанию Вальсамона ( Σ. IV, 7–9), а также свт. Иоанн Златоуст в 29 и 41 беседах на Послание к Коринфянам. Такая практика была запрещена 44 правилом Лаодикийского Собора, но диаконисс это запрещение не касалось, так как они принадлежали к клиру. Ср.: Трулльский Соб. Правило 69. 432

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

В конце заседания митр. Неофиту позвонил по телефону И. Попов; результатом их разговора был небывалый прежде скандал. Узнав о новом решении Синода и подготовке докладной записки правительству, сильно разгневанный министр в повышенном тоне заявил: «...Я думал, что есть умные архиереи, которые без больших рассуждений разберутся, в какое неудобное положение я попаду, если разрешу нечто подобное. Повторяю, что решения и письма по этому вопросу не будут регистрироваться. Никаких сборов помощи, в том числе и тайных! Если Вы принесете мне письмо, то не будете приняты. А чтобы не ждать, пока Вы разберетесь со своими мыслями, акции Синода будут пресечены властями силой». После этих слов министр положил трубку. [lxvii] Такое бесцеремонное отношение сильно огорчило архиереев, но даже после категоричных заявлений министра они решили продолжать исполнять свой духовный долг. Для апелляции в стране оставалась последняя инстанция, и 7 декабря митр. Неофит посетил царя, чтобы лично узнать его мнение о помощи Русской Церкви. Однако оно особо не отличалось от мнения И. Попова, хотя и было высказано в гораздо более благожелательном и спокойном тоне. Борис III был убежден, что если русские провели 20 лет без духовной свободы, то смогут найти в себе силы подождать еще немного до конца войны; когда же на оккупированной территории появится гражданская администрация, то дойдет дело и до церковного устройства, и немцы из-за близости языка якобы сами позовут Болгарскую Православную Церковь на помощь. Царь также заявил, что в настоящее время нельзя давать немцам никакого повода сомневаться в болгарской лояльности, и учтиво, но твердо рекомендовал архиереям прекратить задуманную акцию помощи и даже нигде не упоминать о ней. [lxviii] Однако и после этого члены Синода на своем заседании 9 декабря почти единогласно решили продолжать сбор помощи Русской Церкви, хотя от посылки в Россию Болгарской Духовной Миссии теперь пришлось отказаться. В итоге обсуждения ситуации возобладало мнение, что «одна бесшумная подготовка не повредит государственной политике в этот момент». Таким образом, архиереи восприняли совет царя только наполовину, они перестали публично говорить о помощи Русской Церкви, но разрешили без афиширования собирать деньги, богослужебные книги и утварь в епархиях и приходах. В дальнейшем Синод, полностью взяв на себя ответственность, почти конспиративно при всяком удобном случае помогал страдающей Русской Церкви-сестре. [lxix]

http://bogoslov.ru/article/581419

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010