141 Эта речь святого искусно сшита Феоктистом из четырёх различных речей свт. Григория Богослова (Gregorius Nazianzenus. Oratio 9//PG. 35. Col. 821BC, 825C; Oratio 10//PG. 35. Col. 828B; Oratio 12//PG. 35. Col. 848C–849A; Oratio 23//PG. 35. Col. 1152BC). Григорий Богослов сочетал в себе аскетический дух, точное ведение догматов, высочайшие риторические способности и прекрасную внешнюю образованность, поэтому его произведения всегда были для византийцев эталоном богословия и риторики. Он является излюбленным автором как Феоктиста, так и самого свт. Афанасия, что ясно видно из писем последнего. Хотя в данном случае речь идёт о литературной реконструкции, речи свт. Афанасия, несомненно, обиловали заимствованиями из свт. Григория и других великих отцов. 144 Речь идёт о постоянном синоде эндимуса при патриархе (σνοδος νδημοσα). В заседаниях этого синода под председательством патриарха Константинопольского принимали участие архиереи, по каким-либо причинам находящиеся в столице. 145 Миро – благовонное вещество, употребляемое в Таинстве Миропомазания и в некоторых особых случаях. По всей видимости, здесь речь идёт об одном из обрядов, не имевшем значения Таинства, когда св. миро употреблялось при интронизации патриарха (ср. ниже, на с. 73: «... [свт. Афанасий] опередил даже тех, что были с Елеазаром и Ифамаром, и, помазанный миром, так пребывал у очистилища...), хотя нельзя исключить, что Феоктист пользуется этим выражением образно. 146 Описание обоих патриаршеств свт. Афанасия имеет характерные черты агиографического топоса пастырства и учительства (ποιμν κα διδσκαλος) с риторическими элементами сравнения с ветхозаветными персонажами (σγκρισις) и восхваления добродетелей (ρετα). 150 Весь этот большой фрагмент, начиная со слов: «честь сана ещё более прославляется...», заимствован (с незначительными изменениями) у свт. Григория Богослова , из 18-го Слова, сказанного в похвалу его отца, Григория, еп. Назианза (Gregorius Nazianzenus. Oratio 18//PG. 35. Col. 1004A-1005A. Рус. пер.: Цит. соч. С. 270–271).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

7–8 ст.; наконец, если пророк Михей мог предсказать о превращении «горы дома Господня в лесистый холм», то пророк Исаия мог предсказать о «сожжении храма». – 324 Свидетельство книги Варуха было бы очень важным, если бы можно было считать вторую часть книги подлинною. Но дело в том, что печать подлинности носит главным образом молитва , – при пр. Данииле она, по-видимому, была присоединена к кн. пр. Иеремии, и словами ее пр. Даниил молился (см. Даниил. 9 гл.), когда «соображал по книгам число лет, о котором было слово Господне к пророку Иеремии»; молитва носит отпечаток пророчеств Иеремии – особ. см. 2:20–25 или в 1:18–19; ср. Иер.25 гл., 7 гл., 8 гл. нач. и др., и это вполне подходит к тому обстоятельству, что пророк Варух был писчем Иеремии (36:4). Вторая часть книги, начиная с 3:9, носит совсем другой характер; есть, вероятно, прибавление иудея – эллиниста, и потому, может быть, не сохранилась в еврейском каноне. – Книга «Товит» описывает жизнь современника Исаии, который мог знать пророчества Исаии; но когда и кем она написана, неизвестно. В ней Товит говорит о «пророках» Ионе и Исаии ( Тов.14:4–6 , – ср. Исаии 64 гл., 10–11; 44 гл., 28; 45 гл., 20–25; Тов. 13 гл., 11–14 и Исаии 66 гл., 19:11–12; 65 глав., 15–16, 23; Тов. 13 глав., 16–17 и Исаии 54-й главы, 11–12 стихи. 326 Это не девтерономическое представление, а слова пророка Исаии, потому что он в 9:7 говорит также: «умножению владычества Его (Еммануила) и мира нет предела на престоле Давида (ср. 11:1; 29:1) и на царстве его... Ревность Господа Саваофа сделает это. (Последнее выражение повторяется в 37-й главе, стихе 32-м, и означает, что ради Себя Самого, ради Своей славы, Господь спасает город, спасает «остаток» Израиля, всей же земле определил истребление (Исаии глава 10-я, стихи 20–23-й...). 327 В этих местах, кроме 35:9 употребляется слово , а в 40–66 гл., кроме 51:11 и 50:2, везде употребляется слово . Но и – понятия взаимнозаменимые, как видно из 35:9, 10 и 51:10, 11. В 35:9 вводится впервые, и, как замечено, по-видимому. под влиянием песни Исхода 15, где в стихе 13-м употреблено слово . Нет, следовательно, ничего удивительного, если после 35 гл. мы встречаем частое употребление слова . А ранее 35-й главы вообще не встречаем этого слова.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Константин Кинчев: «Попадая в Церковь, сразу начинаешь получать маленькие уроки любви» 18 ноября, 2008. Мария Свешникова Пока ты вне Церкви, ты чересчур себе доверяешь и себя превозносишь, и тебе кажется, что все заворачивается вокруг тебя любимого, что сама планета вокруг тебя крутится. Но как только ты попадаешь в Церковь, то сразу начинаешь получать маленькие уроки любви. И понимаешь, что дефицит этого чувства внутри тебя колоссальный. Читайте также: Поющий на лезвии бритвы Константин Кинчев. Группа «Алиса». В иных представлениях этот человек, пожалуй, больше и не нуждается. Добавлю, Разве что от себя добавлю: разговор наш произошел накануне сразу трех дат в жизни Константина Евгеньевича. Это «25 лет в «Алисе», 35 – в рок-н-ролле, 50 — на земле». — Костя, насколько мне известно, ты равнодушен к таким датам, как твой собственный день рождения. Поэтому о цифре 50 спрашивать не стану. Из оставшихся двух – 25 и 35 – что для тебя важнее? — 35. Убежден, каждому дается призвание — бесталанных людей нет. И поймать это призвание, сделать это призвание профессией — задача любого человека. Тот, кому удается его поймать, гарантирован, что профессия будет приносить ему радость. 35 лет назад я уловил призвание, решив стать рок-звездой. Поэтому 35 лет я ставлю на первый план, как дату более важную для меня, чем 25лет, проведенных в группе «Алиса». — То есть ты считаешь, что призвание дается раз и навсегда, оно не может меняться? — Да. — Хорошо. Давай конкретно – вот твой духовный отец протоиерей Владислав (Свешников) по призванию пошел во ВГИК… — Я понимаю, о чем ты говоришь. Но это не было призванием, иначе он не стал бы искать другой путь. Он нашел себя, лишь став священником. — Иначе говоря, путь может быть коротким или долгим, но он все равно ведет к одной цели? — Да. А если ты на каком-то этапе вдруг начинаешь сомневаться в правильности выбранного пути, если выбранная профессия начинает тяготить, значит, это не было призванием. Мне повезло, я, еще будучи несмышленышем, в 14 лет окончательно определился.

http://pravmir.ru/konstantin-kinchev-pop...

49. мнение-ответ на комментарии 34-35 (продолжение) Теперь про мелкобуржуазных бюргеров. Интересно, кого относите вы и З. Прилепин к ним сейчас и кого до революции. Вот к примеру, известно, что раньше более 80% от населения страны были крестьяне, дальше были казаки, священство, военные, дворяне, национальные меньшинства, купцы, ремесленники, рабочие и пр. Кого? Я так понимаю крупную буржуазию нельзя называть так как вы написали про " мелко " . Бюргерства у нас не было. Оно было в Европе. С русскими они отличались по многим параметрам. Там крестьяне — это маленький, но всё-таки феодальный замок, обязательно из камня, с наёмными работниками, отгорожен от всего вокруг, с фамильными гербами, многовековыми виноградниками, садами, сосед - это враг, конкурент. Понятное дело - Карл Маркс, Фридрих Энгельс, пролетарии немецкие ненавидели таких бюргеров-крестьян. А по сути завидовали им. У нас - община, соседи дают бесплатно лошадь вспахать огород, песни, купаются в речках, ходят в бани и в одну церковь, независимо от того богатый или бедный русский " бюргер " . Поверьте - даже я в 80-е застал кое-что из такого у нас. Видимо от того, что глушь несусветная - расположенная далеко от городов и дорог. 48. мнение-ответ на комментарии 34-35 Спасибо за добротную полемику, Андрей Борисович. Итак, вы привели в одном из ответов интереснейшее воззрение: Не хочет он (наш народ) ТАК жить, скучно и пошло, в затхлом мещанском мирке мелкобуржуазного бюргера. Захар Прилепин заметил как-то, что русский человек вымирает от сытости и комфорта. Он перестает быть русским, он перестает быть человеком. И 35 лет вымороченной жизни показали это с беспощадной очевидностью. Всё-таки, я считаю это высказывание личным субъективным мнением Прилепина, с которым вы согласились. Но я сразу представляю для себя последние 35 лет. Получается это 1986-2021 гг. Я их полностью представляю и помню: с голоду никто не умер из родни, тем более младенцы. И затем сравниваю с другими 35 годами... с 1917-1952 гг. Разве от сытости и комфорта русский человек вымирал больше в первом случае? Конечно нет! Наоборот! З.Прилепин, видимо забыл сравнить последние года (уверен его сытой жизни) с ровно таким же по продолжительности периодом, но в 1917-1952. По жертвенности, убийственности, кровавости эти тридцатипятилетние периоды просто несравнимы. Я так понимаю тогда было не до скуки и пошлости, о которых зачем-то (а я уверен по глупости своей) вспомнил Захар Прилепин. Он не просто ошибся, а отморозил просто глупость. И судя ещё по его сегодняшней прекрасной карьере (будущий депутат), - ещё и ложь.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/06/18/ka...

– «Исполнилось время борьбы его (народа Израильского), за неправды его сделало удовлетворение;... он принял вдвое за грехи свои», говорится далее в 40:2. «Вот, Господь Бог грядет с силою, и мышца Его со властью. Вот, награда Его с Ним, и воздаяние Его пред лицом Его» (10 ст.). Здесь те же мысли, что и в 35:9, 8, 4: «там будут ходить искупленные» 295 ,.. «и будет там путь святый»,.. «нечистый не будет ходить по нему» (ср. 33:24: «будут отпущены согрешения»); «вот, Бог ваш, – придет отмщение, воздаяние Божие; Он придет и спасет нас». – 40:3–4; «глас вопиющего в пустыне, приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему»,.. ср. 35:8: «и будет там большая (прямая, гладкая) дорога, и путь по ней назовется путем святым»; в 35:4: «скажите» указывает на «глас вопиющего» – «в пустыне» (ср. 35:1, 6–7). 40:5: «явится слава Господня, и узрит всякая плоть спасение Божие (или, может быть, величие Божие по первоначальному тексту), – ср. 35:2: «они увидят славу Господа, величие Бога нашего». – В 40:6–8 пророк говорит, что «всякая плоть трава», – «так и народ трава», или «как сено», подобна «цвету, который увядает, когда дунет на него дуновение Господа»; в 9 ст.: «взойди на высокую гору, благовествующий Сион, возвысь с силою голос твой, благовествующий Иерусалим! возвысь, не бойся, скажи городам Иудиным: вот, Бог ваш!» в 40:27: «как ты высказываешь, Израиль: «путь Мой сокрыт от Господа, и дело мое забыто у Бога моего» (ср. 51:12: «кто ты, что боишься сына человеческого, который умирает, и сына человеческого, который то же, что трава?»). Подобные именно мысли и настроение мы видим в жителях Иерусалима по удалении Сеннахерима из Иудеи; эти мысли и настроение, равно как сам образ речи пророка в 40 и след. глл., были вызваны тем, что Сеннахерим надменно порицал и поносил Святого Израилева, против Него «возвысил голос свой», «думал взойти на высоту гор», «превратил крепкие города Иудеи в груды развалин», «и жители их сделались маломощны, трепещут и остаются в стыде: они стали, как трава в поле и нежная зелень» (37:23, 24, 27) 296 .

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

7:19–22). Но если предположить, что Спаситель ссылается здесь только на прямые пророчества Исаии в 35:5–6; 42:7 и 61:1, то непонятно, почему Он говорит, что « мертвые воскресают » – ведь этой идеи нет в указанных пророчествах. Значит, слова Христа выявляют осмысленную иудеями того времени в рамках их мессианских представлений мысль Исаии о воскрешении мёртвых ( Ис. 26:19 ) относящуюся к Мессии. Именно такое осмысление зафиксировано и в кумранской рукописи «Мессия неба и земли», что полностью согласуется с евангельскими словами. Можно допустить, что идея о воскрешении Мессией мёртвых получила широкое распространение в среде палестинских иудеев в поздний период Второго храма, поскольку, отвечая ученикам Иоанна Крестителя, Христос упоминает об этом как о непременной черте Своей деятельности. Сопоставительный анализ текста Евангелия, рукописи 4Q521 «Мессия неба и земли» и соответствующих мест из книги Исаии приведён на следующей странице в таблице 6.2. 473 Таблица 6.2. Текст Исаии: МТ и lQIsª Текст рукописи 4Q521 Ответ Иисуса Христа ученикам Иоанна узников вывести из заключения и сидящих во тьме из темницы (42:7); проповедовать пленным освобождение и узникам – открытие темницы (61:1) освободит узников (8) См. примечание откроются глаза слепых (35:5), открыть глаза слепых (42:7) откроет глаза слепых (8) слепые прозревают исцелять сокрушенных сердцем (61:1) восставит угнетенных (8) хромой вскочит, как олень (35:6), уши глухих отверз- нутся (35:5), язык немого будет петь (35:6) исцелять больных (12) хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат воскрешать мертвых (12) мертвые воскресают благовествовать нищим (61:1) нищим благовествовать (12) нищим благовествуется предводительствовать святым (13) блажен, кто не соблазнится о Мне ) Слов об освобождении узников нет в ответе Господа Иисуса Христа ученикам Иоанна Крестителя, однако в других местах Он не только говорил о том, что пришёл освободить род человеческий, но и объяснял характер этого освобождения как освобождение от рабства греху.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

– Таков общий смысл отдела 40–66 гл. 230 и отношение его к предыдущим... «Утешайте, утешайте народ Мой. Говорите к сердцу Иерусалима и возвещайте ему, что исполнилось время борьбы его,... ибо он от руки Господней принял вдвое за все грехи свои» (40:1–2) 231 , т. е. приблизился конец наказанию Иерусалима, настало время избавления из плена – греховного и плена Вавилонского. Здесь пророк представляет отдаленное будущее как бы уже наступившим, – это зависело между прочим от того, необыкновенно возвышенного состояния духа, которое испытывал пророк во дни «надменного превозношения и поношения» Сеннахеримом Господа, «Святого Израилева» (37:22–35...). Кроме того, избавление от Сеннахерима было для пророка началом и залогом избавления вообще от господства народов, особенно же от плена Вавилонского. – «Глас вопиющего в пустыне 232 , приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему» (3 ст.), т. е. не только: убирайте все препятствия на том пути, по которому Господь возвращается на Сион, и по которому будет проходить народ из Вавилона в Иерусалим; но также: сотворите путь святый Господу в душах ваших (ср. 35:8; ср. 30:21; 26:7; 3:12; тоже значит «большая дорога» в 11:16; 19:23). Под образом «пустыни» разумеется у пророка то опустошенная Ассуром и Халдеями страна иудейская, снова восстановляемая по удалении Сеннахерима и после плена и произращающая спасение духовное (35:1 и дал.; 40:3; 32:9 и др.; 44:1–4; 49:19; 52:4, 10; 53:1–2; 58:11–12; 62:4 и др.; ср. 6:11–13), то пустыня, по которой возвращается народ из плена (40:3–4; ср. 35:8; 41:18–19; 49:10; ср. отчасти 30:29, 25; 29:23–24, 17–18 ст. и др.). Равным образом, «процветание пустыни» состоит не в одном внешнем процветании страны, внешней ее безопасности и спокойствии, а прежде всего – в «исправлении пути» – т. е. в святости (35:8; ср. 30:21) и правде, в «изобилии спасения» духовного, «мудрости и ведения страха Божия» (33:6; ср. 29 гл. 19, 24 ст.; 44:3–5; 45:8; 58:8–14; 61:3–4, 11 и др.). Слова пророка исполнились особенно тогда, когда явился Иоанн Предтеча в «пустыне иудейской», проповедуя путь покаяния народу ( Мф.3:1 ...: «исправьте путь Господу» – Ин.1:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Мы празднуем сегодня юбилей 35-летия Львовского Собора, ибо, благодаря ему, являемся и будем православными, верными детьми Русской Православной Церкви. Мы с душевной радостью празднуем сегодня юбилей 35-летия Львовского Собора, ибо все 35 лет живем, молимся и трудимся в мире и этим обязаны мудрым кормчим нашей Отчизны, Советскому Союзу – великому борцу за мир во всем мире. Речь архиепископа Ивано-Франковского и Коломыйского Иосифа Ваши Высокопреосвященства, досточтимое собрание! Сегодня мы торжественно отмечаем 35-летие возвращения западно-украинских греко-католиков к Святой Православной Церкви, состоявшегося на Львовском Соборе 1946 года. Это 35-летие празднуется во время всехристианской радости Пасхи, Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Постановлением Собора во Львове осуществилось то, о чем мечтал и к чему стремился наш верующий украинский народ на протяжении долгих и тяжелых лет исторической неволи: насильно удерживаемые униаты Галиции, когда-то предательством и принуждением оторванные от своей прадедовской веры, возвратились к своей Матери – Святой Православной Церкви. История напоминает нам о различных униях и учит нас, что все они были искусственно созданы, против воли народа насильно ему навязаны и поэтому имели один конец – упадок. Та же судьба постигла и Брестскую унию 1596 года, которую на протяжении трех с половиной столетий чужеземцы и захватчики насильно старались насадить вопреки воле наших православных предков. Уния – искусственное образование. По замыслам поработителей украинского народа, она должна была внести раздор, посеять недоверие и ненависть между людьми и таким образом склонить к переходу в лагерь властителей. А народ наш, несмотря на неволю, имел «волшебный камень» – веру в Бога и преданность Православной вере своих предков, и поэтому он выстоял. И неудивительно, что недруги наши прежде всего пытались вырвать эту веру из его души, приучить пренебрегать ею и заменить иной. Однако этот замысел не имел успеха. Да и сама уния в Галиции, отойдя от своего корня – Православного Востока, но не принятая как полноценная в латинизме, оказалась в тупике. Уния и ее судьба, не имея перспективы дальнейшего развития, теряла смысл своего существования.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Исполнилось 35 лет игуменского служения о. Иеремии (Алехина) в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре Исполнилось 35 лет игуменского служения о. Иеремии (Алехина) в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре       С радостью празднуем годовщину нашего игумена и старца. Тяжелое время выпало на его долю. Много было хорошего, много было и ошибок. Чего больше - Господь разберется. Так потерю русскими Андреевского скита можно полностью отнести в заслуги старца Иеремии, который не захотел послать туда даже одного монаха - сторожа. Время было трудное, монахов было мало и много чего не хватало. Уже тогда монахи были вынуждены не жить, а выживать. В настоящее время выживание продолжается, но уже в другом смысле - духовном. Бедственное положение в духовном плане в обители сейчас отчасти тоже является следствием бездействия игумена, ну и, конечно, связано с обилием денег, золотым дождем проливающимся на монастырь. В результате, каждый выживает как может. А Бог спасает всех за послушание. Хотелось бы в это верить. Так или иначе, старец пользуется любовью всей братии обители. Это - настоящий монах, с которого можно брать пример.  Не всегда монахи - политики. Может быть, это и хорошо. А любовь - универсальный критерий духовности человека. - Святая Гора Афон       5 июня 2014 года исполнилось 35 лет игуменского служения о. Иеремии (Алехина) в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре. В этот день в 1979 г. братия избрала архимандрита Иеремию на должность игумена русского Афонского монастыря. С тех пор ровно 35 лет старец Иеремия беспрерывно несет подвиг игуменского служения на «Русском Афоне», не покладая сил трудясь над возрождением Свято-Пантелеимонова монастыря. Нынешний расцвет русской святогорской обители – это, без преувеличения, результат его многолетних и неустанных трудов, забот и молитв. Приняв монастырь в состоянии упадка и затухания, отец Иеремия за эти 35 лет добился его полноценного возрождения и восстановления былого значения как на Святой Горе, так и на Родине.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=183...

Афанасий – о воплощ. т. XVII, стр. 128) и неестественное растяжение всего тела до обнаружения костей, – не могут быть в прямом своём смысле усвоены ни одному из ветхозаветных страдальцев (там же стр. 131 и Иустина муч. Апол. 1, 5:35) и исполнились единственно лишь на Иисусе Христе. Его действительно «окружили, как псы многие», сонм нечестивых иудеев (Вел. Пяти. п. 9 троп. 1 и 4) и «нечистых по закону Моисееву ( Мф.15:26 ) язычников» (Евф. Зигабен и бл. Феодорит), и по осуждении на распятие, пронзили Ему руки и ноги, пригвоздив их ко кресту ( Ин.19:18; 20:20, 25, 27 ; ср. св. Иустин муч., Тертуллиан , св. Афанасий, Ефрем Сирин , Иларий и др.), распростерли и «напрягли тело» Его, так что выдались наружу и сделались видимыми все кости Его (Евсевий, бл. Феодорит, Августин и Евф. Зигабен), и при этом вместе с собравшимся народом стояли и смотрели на Его страдания, как бы на какое зрелище, насмехаясь над Его мучительным положением и совершенною беспомощностью ( Лк.23:35:48 ), а распинавшие Его воины делили между собою снятые с Него при распятии одежды Его, разодрав их на четыре части, а об его хитоне, который был не сшитый, а весь тканый, жалея раздирать его, бросали жеребий ( Ин.19:22–24 ; Мф. 27:35 ; Мк. 15:24 ; Лк. 23:35 ; ср. Иустина Апол. 1, § 35). Евангелист Иоанн, описав подробно это последнее обстоятельство, прямо ссылается на 19 ст. псалма, как на пророчество об этом событии, замечая, что все это совершилось, да сбудется реченное в Писании, разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий. И затем прибавляет: так поступили воины ( Ин.19:24 ). Ископаша рц мо и ноз мо ст. 17. В нынешнем евр. т. слову ископаша (=пронзили) соответствует (каари), которое евр. толкователи и другие ученые, следующие такому чтению, принимают в значении «как лев» ( Ис.38:13 ). В таком случае последняя часть стиха остается без глагола и даёт следующий невразумительный перевод: «как лев – руки мой и ноги мои» или: «как льва – руки мои и ноги мои», т.е. обступила толпа злодеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010