Ряжский, 1912. О владельце «Лавры» см.: Ильинская А. В. Тайна старца Феодосия. Сказание о жизни и чудесах «Иерусалимского батюшки» – преподобного Феодосия Кавказского. М., 1997 (биографические сведения о старце, особенно о «иерусалимском» периоде его жизни, расплывчаты и недостоверны). 22 . Участок в Вифании (совр. Аль-Азария), напротив греческого монастыря Встречи, площадью 2000 кв. м., с четырьмя зданиями и так называемой часовней Марфы над древним камнем с греческой надписью, рассказывающей о встрече на этом месте Христа с сёстрами воскрешённого Лазаря Марфой и Марией. Приобретён архимандритом Леонидом в 1909 г. В 1937 г. здесь была основана доныне действующая русская школа для арабских девочек. В старом двухэтажном доме, построенном ещё Леонидом, устроена домовая церковь . В ведении Русской Православной Церкви за рубежом. Леонид-1, 1914: 2 (указана только стоимость 40 000 руб.) Прохоров, 1949: 51 (б). Записки, 1956: 6. Нехуштай, 1984: 16 (указана площадь 2 донума). Баталден, 1990: РДМ, 9. Палестина – Россия, 1993: с. 29–30. Участки в деревне Силоам и Кедронской долине 23 . Участок в деревне Силоам (совр. Сильван), состоящий из двух пещер, высеченных в скале, из которых большая пещера называется Мегарет уз-Зуннар («пещера с поясом или с карнизом»), или «Могила дочери фараона» (имеется в виду жена царя Соломона). «Силоамский монолит», как называют его в литературе, является ценным археологическим памятником. Каменная ограда на извести вокруг всего участка. В ведении Русской Православной Церкви за рубежом. Акт купли-продажи Силоамской пещеры, 1 сентября 1873 г. Документ 47, т. 2 настоящего издания. Антонин. Акт о вакуфе, 1889: 2. Опись, 1895: 18 (указана площадь «около 200 кв. м.»). Список, 1903: 15. Антонин-1, 1914: 3 (указана площадь 684,08 кв. м.). Нота, 1945: 15 (=Справка, 1945: 15). Прохоров, 1949: 33 (указана площадь 450 кв. м.). Записки, 1956 г.: 5. Никодим, 1959: с. 249 (указана площадь 409,37 кв. м.). Нехуштай, 1984: 4. Баталден, 1990: РДМ, 8 (указана площадь 409 кв. м.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Цигель А. Биография епископа Казанского и Чистопольского Гермогена (Кожина). Сергиев Посад, 2000. Цыпин В. , прот. Агапит (Вишневский)//Православная энциклопедия. М., 2000. Т. 1. С. 227. Цыпин В. , прот. Агафодор (Преображенский)//Православная энциклопедия. М., 2000. Т. 1. С. 242. Цыпин В. , прот. Арсений (Смоленец)//Православная энциклопедия. М., 2001. Т. 3. С. 408–409. Цыпин В. , прот. Викарий//Православная энциклопедия. М., 2004. Т. 8. С. 404–409. Чертков С. В. Провозвестник Христовой правды// Валентин Свенцицкий , прот. Диалоги. М., 2012. Чехранов П., свящ. Две тюремные Пасхи. Из воспоминаний/Публ. Н. Д. Егорова. – URL: http://www.orthedu.ru/ch_hist/hi_rpz/2827dve.htm (дата обращения: 08.05.2017). Чуваков В. Н. Незабытые могилы: Российское зарубежье. М., 2001. Т. 3. Шишкин E. Н. «Маршал воинствующих обновленцев»: деятельность митрополита Василия Кожина на Северном Кавказе после освобождения региона от гитлеровцев (февраль 1943 – февраль 1945 года)//Вестник Челябинского государственного университета. 2015. 2 (357). История. Выпуск 62. С. 108–116. Шкаровскии М. В. Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви. СПб., 1999. Шкаровскии М. В. Нацистская Германия и Православная Церковь (нацистская политика в отношении Православной Церкви и религиозное возрождение на тер ритории СССР). М., 2002. Шорников П. М. Политика румынских властей и кризис Православной Церкви в Бессарабии. 1918–1940 годы//Отечественная история. 1998. 5. С. 158–167. Шорников П. М. Кризис Православной Церкви в Бессарабии (1918–1940)//Труды Современного гуманитарного ин-та: Кишинев, 2006. Вып. 3. С. 92–107. Янници Т. Геноцид христианского населения в Османской империи//Pandia.ru: интернет-журнал. – URL: http://pandia.ru/text/78/337/1093.php (дата обращения: 08.05.2017). Годишник на Духовната академия «Св. Климент Охридски». T. V (XXXI). Година 1955–1956. София, 1956. Грибовський В. Катеринославський apxienuckon Aranim Miж Ykpaihoю, Pocieю i Церквою//Ekcneдuцiя XXI. 2011. 11 (ИЗ). Bishop Mikhail (Mikhail Ivanovich Kosmodamiansky) of the Caucasus and Stavropol//ROCOR Studies. Вопросы истории Русской Зарубежной Церкви: [сайт]. – URL: обращения: 08.05.2017).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Отыскав источник последних канонов карфагенского собора, мы естественно должны возвратиться к началу нашего исследования, чтобы подвести итог сказанному и изложить общий его результат. Содержащиеся в книге правил «правила св. поместного карфагенского собора» если несправедливо называть канонами карфагенского собора, бывшего в 419 г. в царствование императоров Гонория и Феодосия из 217 епископов, то имеются все основания заключать, что названный собор дал им тот состав, в котором они дошли до нас с именем правил карфагенского собора. В издании этих правил принимали ближайшее участие вообще соборы, бывшие во времена Аврелия, архиепископа карфагенского, и под его председательством, и в особенности соборы иппонийский 393 г., карфагенский 28 августа 397 г., карфагенский 16 или 17 июня 401 г., карфагенский 13 сентября 401 г., мелевитский 27 августа 402 г., карфагенский 25 августа 403 г., карфагенский в июне 404 г., карфагенский 23 августа 405 г., кареагенский 13 июля 407 г., 14 июля 409 и 410 г., карфагенский 1 мая 418 г. и карфагенский 419 г. К этим соборам времен Аврелия следует причислить два собора, бывших при его предшественниках Грате 345–348 г. и в особенности Генефлие 390 г. карфагенских епископах. Распределяя по этим источникам каждое в отдельности из правил карфагенского собора, мы, в виду добытых нами результатов, должны изобразить это таким образом: правило 1 принадлежит карфагенскому собору 419 г. первому его заседанию 25 мая; прав. 2–4 карфаг. собору при Генефлие 390 г.; прав. 5 карфаг. собору при Грате 345–348 г.; прав. 6–13 карфаг. собору при Генефлие 390 г.; при чем в правилах этого собора имена присутствовавших на нем епископов заменены именами бывших на соборе 419 г.; прав. 14–33 иппонийскому собору 393 г.; прав. 34–36 карфаг. собору 13 сентября 401 г.; прав. 37 карфаг. 1 мая 418 г.; прав. 39 – 42 карфаг. 419 г. 1 его засед. 25 мая; прав. 43 карфаг. 28 августа 397 г.; прав. 44–57 иппонскому собору 393 г.; прав. 58–67 кареаг. 28 августа 397 г.; прав. 68–76 карфаг. 16 или 17 июля 401 г.; прав. 77–96 карфаг. 13 сентября 401 г.; прав. 97–101 мелевитскому 27 августа 402 г.; прав. 102–103 карфаг. 25 августа 403 г.; прав. 104 карфаг. в июне 404 г.; прав. 105 карфаг. 23 августа 405 г.; прав. 106–120 карфаг. 13 июня 407 г.; прав. 121 – карфагенск. 14 июля 409 г.; прав. 122 – карфаг. июня 410 г.; прав. 123–141 карфаг. 1 мая 418 г.; прав. 142–147 карфаг. 419 г. 2 его заседанию 30 мая.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

…если блюсти свое правило и хоть немножко хранить свое достоинство, о коем позволяет заботиться Сирах…— В библии а Книге премудрости Иисуса сына Сирахова (гл. XXXIII, 23) есть следующие слова: «во всех делах твоих будь главным и не клади пятна на честь твою». 403 Потир — чаша, употребляемая при православном богослужении. 404 Преосвященный Н т поступил из г. Вятки в г. П после архиерея сурового, большого постника…— Предшественником Неофита в Перми в 1831–1851 годах был Аркадий (Федоров, ум. в 1870 г.). 405 …явился к владыке с некогда знаменитым цензором г. Z. — В книге Е. А. Попова «Великопермская и пермская епархия. 1379–1879», Пермь, 1879, стр. 311, указано, что речь идет о Н. В. Е. — то есть об Н. В. Елагине (1817–1891), духовном писателе и с 1848 года цензоре. 406 Резент — резон. 407 Никодимова беседа — памятник апокрифической литературы, рассказывающий о страданиях Христа и о сошествии его в ад. 408 Полунощница — богослужение перед утреней. 409 «Исполатие» — искаженное «испола ети деспота» — церковное возглашение по гречески: eis polla ete despota — на многие годы, владыка. 410 …из козловского «Чернеца»…— Цитата у Лескова не вполне точна. У Козлова: И воз, накладенный снопами; И вижу я, между снопов Сидит в венке из васильков Младенец с алыми щеками. (Глава X) 411 …в путь, в город О. — По-видимому, речь идет об Оханске Пермской губернии. 412 …дело об убийстве доктора Ковальчукова. — Известный харьковский врач А. И. Ковальчуков (род. в 1832 г.) был убит 10 декабря 1877 года Г. А. Безобразовым на почве сложных отношений с М. С. Ковальчуковой. Последняя разошлась с мужем, но развод не был оформлен. Убийство и все перипетии процесса оживленно обсуждались не только местной, но и столичной прессой. Процесс происходил в Харькове в октябре 1878 года. Присяжные оправдали М. С. Ковальчукову и признали Безобразова виновным, но заслуживающим снисхождения, — он был приговорен к 11 годам каторжных работ (см., напр., газету «Харьков», 1878, 6 января, и 45, 28 января, 24 августа, 26 октября — 1 ноября). 413

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

44 Никон. л. 5, 82–85; Собр. л. 8, 92. 93; Книга степенная. Ч. 2. В грамотах (Собрание государственных грамот и договоров. Ч. 1, 43, 44) кн. Юрий признавал племянника своего великим князем. 49 Никон. л. 5, 96, 97; Книга степенная. Ч. 2; Dlugosz. Annales seu cronicae incliti Regni Poloniae. Lib. XI. 51 Собр. л. 4, 206. 5, 264. 6, 144; Никон. л. 5, 97. 98; Книга степенная. Ч. 2. Только в последней полагается кончина блаж. Фотия 2 июля, во всех прочих 1 июля. 53 Филарет, архиеп. Черниговский. Обзор русской духовной литературы. Кн. 1, § 84; Шевырев С.П. История русской словесности. Т. 3. 55 Ркп. Синод. биб-ки XVI в. 466, л. 260; Макарьевская минея м. август л. 815. Сочинитель послания говорит, что Константинополь взят турками «на сих летех». Царьград взят в 1453 г., следовательно, послание писано около 1470 г. 60 См.: Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях. М., 1852. 61 Гиерокл, признаваемый за современника имп. Юстиниана (562), показывает следующие города в малой Скифии: «в области Скифской, подлежащей воеводе, 15 городов: Томис, Дионисополис, Акры, Каллатис, Истр (Дунаец), Константина, Зелдепа, Тропей, Аксиуполь, Капидава, Карс, Тросмис, Новиодун (Новый Дунаец), Эгиссон, Алмирис». То же у Константина в Мисии. Ponphyrog. ed. Niebur. T. 3. P. 391, 47, 292, 293, 409, 410. Иорнанд (около 552 г.): «Славяне живут от города Новитунского и озера, называемого Музианским (Musianus), до Днестра и на север по Висле» (Jordanes. De origine actibusque Getarum). Шафарик (Шафарик П.Й. Славянские древности/Перев. с чешск. О. Бодянскаго. М., 1852. Приложение (далее – Шафарик. Славянские древности. -Ред.)) прилагает, что, озеро Музианское то же, что и озеро Мирис у города Алмириса, ныне Рамзина, на южном рукаве Дуная; а город Новитунский – иначе называется Новиотун – ныне Исакчи. Итак, жители Алмириса – славяне. 62 Четьи-Минеи 8 июля; Acta Sanctorum, iulii. II; Жизнь и страдание свв. Эпиктета и Астиона//Vitis sanctorum. Patrol. Lat. T. 73. Издатель последнего замечает, что описание испорчено поздними вставками.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Дух властолюбия к этому времени настолько уже завладел умами понтификов, что в Риме искренне полагали, будто, наделив в свое время папу ленными владениями, Пипин и Карл Великий где-то даже обманули их. Что они не оказали папам никакой услуги, а, строго говоря, остались в долгу, поскольку папа и так по своей должности обладает всей Вселенной 482 . Может показаться невероятным, но «Константинов дар» был настолько распространен, популярен и пользовался таким кредитом доверия, что в него верили знаменитые Грациан и Фома Аквинат. А восточные канонисты, например Антиохийский патриарх Феодор Вальсамон (1186–1203) и Матфей Властарь (XIV в.), признавали поступок св. Константина благородным и справедливым 483 . «Лжеисидоровы декреталии» также содержат массу подложных древних писем, документов, актов, свидетельствующих в пользу непогрешимости и главенства Римского епископа. Принцип, выводимый из них, прост – авторитет Апостольского престола в Риме есть верховный во всей Церкви. Папе принадлежит право утверждать в сане епископов и митрополитов, созывать и утверждать Соборы, перемещать архиереев с кафедр и учреждать новые епископские кафедры, судить высших иерархов Церкви и принимать апелляции отовсюду, в том числе на приговоры Соборов; сам же папа никому не подсуден. Помимо духовной власти, сборник наделяет папу и высшими светскими полномочиями 484 . Стоит ли говорить, что при столь различном сознании основных участников исторического процесса единая Римская империя уже не могла существовать? В условиях распада империи Карла Великого и расшатывания устоев государственности Запад уверенно шел к торжеству папизма и... кризису самой папской идеи. 397 Летописная история, охватывающая время Льва, сына Варды Армянина//Лев Преступник. Царствование императора Льва V Армянина в византийских хрониках IX века. С. 88. 408 Летописная история, охватывающая время Льва, сына Варды Армянина//Лев Преступник. Царствование императора Льва V Армянина в византийских хрониках IX века. С. 100. 409 Робертсон Дж. С. История христианской Церкви от апостольского века до наших дней. Т. 1. С. 768.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Итак, таинства бесполезны вне Церкви. Совершенное вне Церкви, «крещение Христово возрождает человека, но сердце его, упорное во зле или схизме, не позволяет произойти отпущению грехов. В обществах, отделившихся от Церкви, люди получают крещение, но та благодать крещения, которая разрешает грехи, если крещаемый в единении с Церковью, в данном случае как бы парализуется, так что грехи крещаемого удерживаются и не могут быть отпущены. Если же получивший крещение в отделившихся от церковного единства обществах обратится к истинной Церкви, то задерживающая прощение грехов причина устраняется и прощение грехов наступает без нового крещения, вступает в силу та благодать крещения, которую ранее задерживало ожесточенное упорство и нежелание соединиться с Церковью. Крещение служит схизматикам на погибель, пока нет у них любви единства» 408 . «Только любовь единства связывает членов тела Христова между собой и со Христом, Главой тела Церкви, и только при единстве любви воспринимаются дары Святого Духа, Который оживляет тело Церкви. Поэтому-то лишь теоретическое согласие с христианской истиной, без единения с Церковью, совершенно бесполезно, и вне Церкви нет и спасения. Все возможно иметь вне кафолической Церкви, кроме спасения. Можно иметь таинства, Евангелие, веру в Отца и Сына и Духа Святого, но нигде нельзя обрести спасения, кроме кафолической Церкви... Кто отделился от Церкви, как бы похвально он ни жил, уже по одному тому преступлению, что отделился от Христова единства, не будет иметь жизни, но гнев Божий пребудет на нем» 409 . Итак, по блаженному Августину , принадлежность к Церкви сама по себе не обеспечивает непременно спасения, но содействует ему, тогда как отделение от Церкви непременно ведет к погибели 410 . Рассмотрением учения блаженного Августина заканчивается обширный труд архимандрита Илариона (Троицкого) . Книга В. Троицкого занимает значительное и почетное место в ряду трудов о Церкви. Это один из шедевров отечественной богословской классики. Сам автор считал ее православным апологетическим научным комментарием к девятому члену Символа веры , необходимым в связи с рационалистическими протестантскими воззрениями на историю первохристианства 411 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ekk...

10 января 1945 г. Секретно 7/с Совнарком Союза ССР товарищу В. М. Молотову В западных областях Украины и Белоруссии, а также в Эстонской, Латвийской и Литовской ССР колокольный звон в церквях, не прекращавшийся до войны, производится и в настоящее время. На территории ряда областей, подвергавшихся временной немецкой оккупации, как например, в некоторых областях Украины, а также Курской, Брянской и Ленинградской областях колокольный звон, возобновившийся в период оккупации, также производится и в настоящее время. 297 По всей остальной территории Союза колокольный звон в церквях не производится и прекращен в разное время, примерно в период с 1927 по 1937 годы. В Совет поступают заявления от групп верующих православных приходов, главным образом, из областей, граничащих с территорией, подвергавшейся оккупации, с просьбой разрешить колокольный звон в церквях. Совет по делам русской православной церкви при СНК СССР находит возможным разрешить повсеместно колокольный звон в церквях. 298 Представляя при этом проект распоряжения СНК СССР, Совет просит Ваших указаний. 299 Приложение: по тексту 300 . Председатель Совета по делам русской православной церкви при СНК СССР Г. Карпов Помета: «Архив. Разрешено. Латышев. 5.9.45» РГАСПИ. Ф. 82. Оп. 2. Д. 499. Л. 35. Подлинник. ГА РФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 29. Л. 7, 7об. Отпуск. Одинцов М. И. Власть и религия в годы войны. С. 408–409. 146. Докладная записка Г. Г. Карпова В. М. Молотову 301 с предложениями Совета по решению вопросов, оставленных Патриаршим местоблюстителем митрополитом Алексием в связи с созывом Поместного Собора 302 18 января 1945 г. Секретно 18с В связи с созывом 31 января 1945 г. в Москве Поместного Собора русской православной церкви и приглашением на Собор восточных патриархов и представителей православных церквей из США, Франции и Югославии, патриарший местоблюститель митрополит Алексий поставил перед Советом по делам русской православной церкви при СНК СССР ряд вопросов. Считая необходимым предварительно получить Ваши указания, Совет приводит вопросы митрополита Алексия и излагает свое мнение.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Звание брата Иоаннова – Гавриила, неизвестно; но достойно замечания, что он продолжал называться этим именем и уже впоследствии принял монашество и переименован Григорием. Следовательно, он был из белых. Василий был священник, но по наречении владыкою принял монашество и из Григория переименован в Василия: потому что тогда уже составилось понятие, что владыка должен быть монах. Избранные владыки были посвящаемы митрополитом последовательно в предшествовавшие чины до иеромонаха включительно; а если кандидат был иеромонах, то не нуждался в посвящении прежде в сан игумена или архимандрита, а прямо посвящался в сан владыки. Так, например, Сампсон в 1416 г. поставлен был от митрополита на второй неделе поста в иеродиаконы, в третью субботу поста в иеромонахи, а в средокрестопоклонную неделю, на другой день по рукоположении в священство, хиротонисан в архиепископа. 409 Владыка Алексий, простой чернец и не Новгородец по происхождению (шестник), был сначала рукоположен от тверского епископа в иеродиакона и иеромонаха, а потом от митрополита во архиепископа. 410 Большая часть владык, если они были из монахов, оставалась с теми же именами, какие они носили до своего поставления; но некоторые, принимая сан владыки, не переменяли их, хотя уже и прежде были монахами и, следовательно, носили до того времени не мирское, а монашеское имя. Так чернец Емельян, после своего поставления, принял имя Евфимия; чернец Сампсон переименован в Симеона. Это не было правилом: предоставлялось поступать так и иначе. Для управления духовными делами в Новгороде избрание казалось важнее самого поставления, и потому-то новоизбранный, какое бы звание он не носил, управлял церковью и судил со дня своего избрания, нося имя «нареченного» владыки. Немедленно после избрания, его возводили, что означало поручение ему духовного управления; он в то же время занимал владычные палаты. Архимандриты, игумены и все духовенство находились под его властью, хотя бы он был и ниже их саном. Не было срока, в который нареченный владыка непременно должен быть посвящен.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

«Автобус» (1934—1936)— поэма М. Цветаевой. «Проза требует мыслей да мыслей» — цитата из наброска статьи «О русской прозе» (1822) А. С. Пушкина. критика двух строк из песни Председателя — речь идет о главе «Скобка о роде слуха» из статьи М. Цветаевой «Искусство при свете совести» (1932-1933). как верно увидены… Брюсов, Волошин! — речь идет о мемуарных очерках М.Цветаевой «Герой труда» (1925), «Живое о живом (Волошин)» (1933). Степун, в предисловии… — речь идет о предисловии философа и писателя Федора Августовича Степуна (1884—1965) к изданию «Неизданного» (1953) М. Цветаевой. «Вскрыла жилы: неостановимо…» — стихотворение М. Цветаевой 1934 г. Генерал Миллер был еще цел и невредим. Эфрон тоже… — глава Русского общевоинского союза во Франции, генерал Евгений Карлович Миллер (1867—1937) был похищен в Париже агентами НКВД при участии мужа М. Цветаевой, Сергея Яковлевича Эфрона (1893—1941), который в сентябре 1937 г. после «дела Рейсса» был вынужден бежать в СССР, где в 1939 г. арестован и расстрелян.   Искусство как язык религии   Впервые: Вестник РСХД. Париж, 1958. 50.   глухонемая слепая девочка Эллен — здесь и далее описывается эпизод из автобиографии американской писательницы Хэлен Келлер (1880—1968), автора ряда автобиографических книг: «История моей жизни» (1903), «В середине пути» (1930) и др.   Письма об иконе. Письмо первое. — Образ и символ   Впервые: Вестник РСХД. Париж, 1959. 55.   Andachtsbild (нем.) — алтарный образ. патриарх Досифей (Досифей Нотара, 1641 — 1707)— патриарх иерусалимский (1669—1707), автор «Истории иерусалимских патриархов». 7-й вселенский собор — собор 787 г. в Никее, на котором была осуждена иконоборческая ересь. Павлин, епископ Ноланский — Павлин Милостивый (353—431), епископ ноланский (с 409 г.); находился в дружеских отношениях со св. Амвросием, бл. Августином, св. Мартином Турским; его наследие составляет 32 гимна и 50 писем.   О непереводимом   Впервые: Воздушные пути. Альманах 1. Нью-Йорк, 1960.   «На холмах Грузии…» (1829), «Под небом голубым страны своей родной…» (1825) — стихотворения А. С. Пушкина.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=851...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010