Обновленческий раскол произошел в сложное для Церкви время. Личности отпавших и вернувшихся в ее лоно были не менее сложными: Брицкий, Микулин, Рябцовский, Ольховик, Фурман... Но бывшим обновленцам были уготованы разные судьбы. Протоиерей Григорий Брицкий, принеся чистосердечное покаяние, хотел остаток жизни провести в родной для себя Александро-Невской церкви и упокоиться у ее стен. На момент воссоединения Брицкому было 74 года, еще целых семь лет он прослужил на благо Церкви в родном для себя храме, и только смерть оторвала его от «кипучей приходской деятельности». Протоиерей Алексий Микулин свой обновленческий грех, помимо принесенного покаяния, «смыл кровью» на развалинах разрушенного землетрясением Ашхабада и до конца жизни был верен епископу Гурию, помогая ему в различных вопросах епархиальной жизни. Священник Гавриил Ольховик под грузом жизненных обстоятельств вернулся к достойному пастырскому служению. Протоиерей Даниил Фурман был удостоен всяческих почестей от епископа Гурия, но сокрытое обновленческое прошлое в один момент перечеркнуло все его достоинства. В то же время протоиерей Александр Рябцовский после воссоединения с Патриаршей Церковью приспособился к новой обстановке и долгое время скрывал свое истинное лицо, войдя в «союз» с уполномоченным и став его негласным осведомителем.   Список литературы:   Сайт, посвященный митрополиту Гурию (Егорову): http://guriyegorov.ru/   ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 409. Л. 10. Там же. Л. 9. См.: Там же. Л. 10. Речь Святейшего Патриарха Алексия, произнесенная при вручении жезла новопоставленному епископу Таллинскому и Эстонскому Исидору в Никольском соборе в г. Ленинграде//ЖМП. 1947. 7. С. 50. ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 409. Л. 4. См.: АТЕУ. Оп. 1 л/д. Д. 246. Л. 5–8, 10–12. Мануил (Лемешевский), митр . Каталог русских архиереев-обновленцев. С. 652–653. См.: Лавринов В., прот. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. С. 92–93. АТЕУ. Оп. 1 л/д. Д. 246. Л. 13 об. – 14. См.: Там же. Л. 16, 19. Здесь неточность — в Фергане Алексий Микулин пребывал обновленческим «епископом».

http://bogoslov.ru/article/6176302

мученик Александр в царствование Максимиана 9 . В приморском селе Кассандрийской епархии, называемом Агио-Мама (древний Олинфос) на стене церкви св. Георгия уцелела вставленная в неё Эллинская надпись 379 года нашей эры. «Διιδνη ντιγνα Πρεσκον Πρεσκου τν πππον ατς. κα Διδινην Μσαν τν μμμην ατς. κα Διδινον Πρεσκον τν πατρα ατς. κα λπδιαν Μαγναν τν μητρα ατς ζσαυ: μνεας χαριν. – τους Θϒ, δου ι: – То есть: Дидиана Антигона (почтила) Приска Присковича деда своего, и Дидиану Мису бабку свою, и Дидиана Приска отца своего, и Елпидию Магну мать свою ещё живую, 409 года, месяца Дия 18 дня». – Эта надпись с 409 годом, считаемым от актийской победы Октавия Августа и соответствующим 370 лету от воплощения Бога-Слова, доказывает, что в это лето в соседнем с Кассандрией Олинфосе ещё были язычницы, Дидиана Антигона и мать её Елпидия Мáгна, и, без сомнения, многие другие. Тогда же могли быть они и в Кассандре, как были в Афонском городе Дионе, где в 321 году нашей эры Герман Иракл идолопоклонник заживо изготовил себе и жене своей Дионисии мраморную гробницу в месяце Панимуве. (Смотр. Мою Истор. Афона Ч. 1. §31). Полагаю, что Кассандрийцы приняли христианство в царствование Феодосия Великого, когда он повелел запереть все языческие капища. При этом государе нельзя было обожать камень, спадший с неба: напротив, надлежало, хотя-не-хотя, почитать Камень нерукосечный, от несекомой горы отсеченный. В 431 году спустя 35 лет по смерти Феодосия, у них уже был епископ Ермоген. Он присутствовал в двух вселенских Соборах, Эфесском в 431 г. и Халкидонском 451 г., и подписал определения их. В 540 г. Гунны разрушили город Кассандру и все окрестные селения, а большую часть тамошних жителей взяли в плен. Однако, Кассандра была возобновлена и укреплена царём Юстинианом 1-м [Procop. De bello Persico. Vol. 1. Pag. 166−168 Bonnae. 1833. – Ejusdem de aedificiis IV pag. 276. 279. 380. Bonnae. 1838.] В 876 году преподобный Евфимий Афоно-Солунский проживал в принадлежащей к Кассандрийской епархии слободе Ермилии, что у берега Торонского залива.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

143 Дополнения к стр. 28 – Во время пребывания Димитрия в Вильне шли препирательства римско-католического капитула с епископом Пацом. Przyalgówski Zywoty biskupów wilenskich. Petersburg 1860, p. 27, 33, 38, 53. 145 Прил. I, Соч. I, 463. в примечаниях к Дарию составители поставили город Люблин, что, конечно, неверно. 147 Величка. «Летопись», II, 487. Соч. I, 466. Любельского монастыря нет, вероятно он тоже что и Дятловицкий-Преображенский. 149 Арх. Николай, стр. 70 и 121. Вероятно при закладке его Феофаном Креховецким. Старожище – Старчище. Автор сочинения «Св. Дмитрий», стр. 11, напрасно разделяет их. 151 Мы говорим о гражданском правительстве, а не об отношениях духовенства к расколу и иностранцам. Диарий св. Димитрия написан по-польски. 152 Так, в 1679 г., иноки печеркие достали себе монастырь Трубецкий «спровадивши оттоль чернецов московских». В 1680 г. они же «заехали» монастырь Свенский под Брянском («Летоп. Самов.», 152). Это соревнование мы еще рассмотрим ниже. 157 Величка, II, 409, 414, 428, 434, 438, 409 и III, 9. Бучинский посвятил ему свой панегирик «Чигирин». 159 А богатство его было действительно громадное. Так у него было серебряных: 77 кубков, 60 кружек, 91 достаканов больших, 105 меньших и пр. См. опись его имущества, очень интересную для изучения тогдашнего домашнего быта, в «Русской исторической библиотеке». Спб. 1884, стр. 950–1204. 161 Прил. I, соч. I, 466. О сношениях с Дзиком за это время в Диарие ни слова: быть может мешали тому беспорядки и военные действия под Киевом, быть может возникли какие-нибудь холодные отношения, хотя Дзик и завещал впоследствии Димитрию 2 червонца на помин души. 169 Соч. I, 469–470. Этот иеродьякон Гавриил был тот самый Гавриил Филиппович, писарь соборный киевской лавры, о посвящении которого в пресвитеры впоследствии хлопотал Варлаам Ясинский у патриарха Иоакима. Арх. Ю.-З. России. I, V, стр. 91. 213 и 216. Издатели Диария напрасно видят в одном из постриженников Феофане, – знаменитого Феофана Прокоповича . 172 Чистович, II, 310. Коялович, Литовская церковная уния. II, 229, 236, 422, 435, 440. Антонович, Очерк состояния южно-русской церкви в XVII ст. в Монографиях, т. I, и Архив Ю.-З. России. I, IV, предисловие. Cfr. Величка, II, 503–509. Петрушевич, Сводная лет., стр. 234, 226, 254, 267. Сборник Науковый. Львов, 1868, стр. 82.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

См.: Angold M. Church and Society... Рр. 84-85; Magdalino P . The Empire of Manuel I Komnenos... Рр. 279-284. См. в последнем издании «Синодика»: Gouillard J. Le Synodikon de l " Orthodoxie. Édition et commentaire//Travaux et Mémoires. 2, 1967. Pp. 73-75. Рус. пер. по старому изданию Ф. И. Успенского ( Успенский Ф. И. Синодик в неделю Православия. Одесса, 1893. Сс. 428-431) см. в статье иером. Павла (Черемухина): Константинопольский собор 1157 г. и Николай, епископ Мефонский//Епископ Николай Мефонский и византийское богословие. Сборник исследований. М., 2007. Сс. 160-162 (перепечатка статьи с изд.: Богословские труды. 1, 1960. Сс. 87-109). Обзор антилатинских сочинений Николая Мефонского см. в изд.: Бармин А. В. Полемика и схизма. М., 2006. Сс. 391-409. Издание: Δημητρακπουλος Α. κκλησιαστικ Βιβλιοθκη... Σσ. 359-380; выдержки из этого сочинения по другой рукописи (мюнхенской), чем в вышеприведенном издании (где использована московская рукопись), опубликованы И. Хергенрётером в примечаниях к его изданию «Тайноводства Святого Духа» св. Фотия ( Photius. Liber de Spiritus Sancti mystagogia/Ed. J. Hergenröther. Ratisbonae, 1857; перепечатано в PG 102). Рус. пер. отрывков из этого сочинения: Арсений (Иващенко), архим. Николай, Мефонский епископ XII века... Сс. 48-50. Издание: Σιμωνδης Κ. ρθδοξων λλνων θεολογικα γραφα τσσαρες . London, 1859. Σ. 1-39. Рус. пер. отрывков из этого сочинения: Арсений (Иващенко), архим. Николай, Мефонский епископ XII века... Сс. 43-47. В недавно изданном сборнике, посвященному Николаю Мефонскому, в разделе библиографии ошибочно указано, что это сочинение полностью переведено еп. Арсением (Иващенко) (см.: Епископ Николай Мефонский и византийское богословие... С. 297); составители библиографии перепутали данное сочинение с «Припоминанием». Издание и рус. пер. (билингва): Арсений [Иващенко], еп. Два неизданных произведения Николая, епископа Мефонского, писателя XII века. Греческий текст и русский перевод. Новгород, 1897. Сс. 5-49. Издание см. в книге: Michel A . Humbert und Kerullarios. Bd. 2. Paderborn, 1930. S. 371-409. А. Михель приписывал этот трактат св. Никите Стифату. Подробнее см.: Бармин А. В . Кто написал «Другой свод против латинян»?//Византийский временник. 60, 2001. Сс. 121-125.

http://bogoslov.ru/article/811478

С. Б. Сорочан Перечень позднеримских, византийских императоров, правителей Латинской, Никейской, Трапезундской империй, Мореи, Эпира, Фассалоники, Фессалии,Афино-Фиванского герцогства и Ахейского княжества Позднеримские императоры 171 Династия Константина Константин I Великий Флавий Валерий (306–337) Лициний (308–324) Валент (316) Крисп (317–326) Калоцер(333–334?) Делмаций (335–337) Константин II Флавий Клавдий (337–340) Констант I Флавий Юлий (337–350) Констанций (337–361) Деценций (350–353) Непоциан (350) Ветраний (350) Магненций Флавий Максим (350–353) Константин Галл (351–354) Сильван (355) Юлиан Флавий Клавдий (Отступник) (360–363) Иовиан Флавий Клавдий (363–364) Валентиниано-Феодосиевская династия Валентиниан I Флавий (364–375) Валент Флавий (364–378) Прокопий (узурпатор)(365–366) Марцелл (узурпатор) (366) Грациан Флавий (367–383) Фирм (узурпатор) (372–375?) Валентиниан II Флавий (375–392) Феодосий I Великий Флавий (379–395) Магн Максим (узурпатор) (383–388) Флавий Виктор (узурпатор) (384–388) Евгений Флавий (узурпатор) (392–394) Гонорий Флавий (395–423) Марк (узурпатор) (406–407) Грациан (407) Константин III Флавий Клавдий (407–411) Приск Аттал (узурпатор) (409–410, 414–415) Максим (узурпатор) (409–411, 420–422) Иовин (узурпатор) (411–412/413) Себастиан (узурпатор) (412–413) Констанций III Флавий (421) Иоанн (423–425) Валентиниан III Флавий Плацидий (424–455) Последние императоры Петроний Максим (455) Палладий (455) Авит (455–45б) Майоран (457–461) Ливий Север (461–465) Междуцарствие; империя под управлением германского вождя Рицимера (465–467) Прокопий Антемий (467–472) Олибрий Аниций (472) Глицерий (473–474) Юлий Непот (474–475) Ромул Августул (475–476) Императоры Восточной Римской империи – Византии Династия Феодосия Аркадий (сын Феодосия I Великого) (395–408, соправитель с 383) Феодосий II Младший (Каллиграф) (сын Аркадия) (408–450, соправитель с 402) Маркиан Флавий (450–457) Династия Льва Лев I Старший, или Фракиец (он же – Макелла – «Мясник») (457–474) Лев II Младший (сын Ариадны, дочери Льва I, и Зинона Исаврийца) (474, соправитель с 473)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После их ухода (ср.: Theod. Dex. Ep. I 17. 10-19) последователи свт. Григория Паламы, по словам Григоры и Дексия, всячески восхваляли императора. Согласно соборному томосу, свт. Григорий Палама продолжил свою речь, сказав, в частности, что одно дело - прение о благочестии, а другое - исповедание веры и что он по примеру свт. Василия Великого не собирается спорить о точных выражениях и словах, однако согласен, что в исповедании веры необходима точность (PG. 151. Col. 723B). Затем по требованию императора было зачитано исповедание веры свт. Григория (ИАБ, 6. 956-963), снискавшее всеобщее одобрение. 3-е заседание. Ист.: Tom. synod.//PG. 151. Col. 724A - 725D; Niceph. Greg. Hist. XXI 2. 1-5//Vol. 2. P. 999-1001; Theod. Dex. App. 8-10; Arsen. Tyr. Tom. Antioch. 346-409. Состоялось 8 июня (RegPatr. P. 267). Под давлением императора Григоре и его сторонникам пришлось присутствовать на 3-м заседании ( Niceph. Greg. Hist. XXI 1//Vol. 2. P. 998-999; Arsen. Tyr. Tom. Antioch. 344-346). Однако Григора уже не принимал активного участия в прениях, поэтому его повествование о Соборе должно быть дополнено из др. источников (ср.: Polemis. 1993. P. 250). Сначала антипаламиты прочитали свое исповедание веры. Оно начиналось с Никео-Константинопольского Символа. Продолжение сохранилось в «Антиохийском томосе» Арсения Тирского ( Arsen. Tyr. Tom. Antioch. 349-371). В исповедании содержались уверения в следовании постановлениям 7 Вселенских Соборов без к.-л. изъятий и без новых догматов; в заключение относительно Варлаама и Григория Акиндина утверждалось: «Мы одобряем то, что постановила и решила о них святая Божия Церковь» (PG. 151. Col. 724AB). По свидетельству Дексия, эти слова подразумевали «нашего патриарха» ( Theod. Dex. Ep. 1. 37). Протопр. Иоанн Мейендорф ( Meyendorff. 1959. P. 144, 409) ошибочно приписывал авторство письма Арсению Тирскому и думал, что речь шла о патриархе Антиохийском Игнатии, тогда как Дексий имел в виду, как справедливо полагает И. Полемис, патриарха Иоанна Калеку ( Polemis. 1993. P. 248).

http://pravenc.ru/text/2057126.html

Феодосий, недовольный поступком своего дяди, отказался признать нового соправителя и выразил это тем, что не принял его изображений. Оскорблённый Констанций стал готовиться к войне с Феодосием, но среди этих сборов умер. Philostorg., h. eccl., 12, 12. – Преступление Диоскора до того беспримерно (политическое прегрешение Феофила – Socr., h. е., 6, 2; Soz. h. е., 8, 2 – сводилось лишь к покушению – лавировать между двумя политическими берегами, когда положение законного правительства было несколько поколеблено), что можно бы даже подозревать в словах Софрония какое-нибудь недоразумение, в особенности имея в виду слова, сказанные на халкидонском соборе: «обвинители говорят, что хотят, да не во всем нужно верить им» (Д. вс. с. IV, 324. Mansi, VII, 356). Но Софроний, по-видимому, ссылается на свидетельство документальное (ka t pracj nta par diaj roiV rcousi de knusi). 132 Главный источник для истории между Ефесским 449 г. и халкидонским собором – Leonis magni ep. 43 (39) – 95 (75). Cf. Hefele, Conciliengeschichte, 2 Aufl. (Freiburg im Br., 1875). II, 386–409. 133 При попутном ветре из Константинополя в Александрию можно было прибыть на шестой день. Evagr., h. e., 2, 5. 135 III, 160. 163. 180. 190. 191. 287. (Leon. ep. 120 (93), 360–364. IV, 63. 585. Mansi, VI, 601. 605. 625. 636. 637. 744. 828–832, VII, 68. 579. 140 О Диоскоре Евсевий дорилейский говорит в прошении императору: «он собрал толпу бесчинных людей, деньгами приобрел себе влияние (κα δυναστε αν αυτ δι χρημ των πορισ μενος) и – утвердил нечестие Евтихия [в Ефесе]. Д. вс. с. III, 144. M. VI, 585. 142 Д. вс. с., IV, 409. Mansi, VII, 481: τιν ς τ ν – μοναχ ν, «некоторые из монахов»; но что их было очень не мало, видно уже из того, что император Маркиан в 452 г. им специально адресует свое увещательное послание через декуриона Иоанна. В сакре от 1 августа 455 г. (1V, 454–460, Mansi, VII, 517–520) тоже не мало указаний на этих отщепенцев. 143 Факт, что они отделились от кафолической церкви с самых дней халкидонского собора, заявляют сами православные епископы Египта в 457 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

( < < back) пустыня была излюбленным местом жительства иноков в Египте; лежит на юг от Скитской пустыни. ( < < back) Север (ум. 410 г. или 429 г.), родом из Аквитании, сначала был адвокатом, а потом, по смерти жены, удалился в 392 г. в монастырь близ Безьера; отсюда в 409 году он перешел в Марсель. Известен своею близостью к св. Мартину Турскому, жизнь которого он описал подробно, но не совсем правдоподобно. Кроме того, он написал «Историю» (Historia) или «Священную Хронологию» (Chronica sacra), где в двух книгах излагаются события с сотворения мира, кончая 409 годом по Р. Х.; ему принадлежат также два диалога. ( < < back) письмо блаженного Иеронима от 395 года к Оцеану, где он сообщает, между прочим, что весь Восток трепетал в ожидании нашествия гуннов. Блаженный Иероним вынужден был в Иоппии держать наготове суда для своих монахов и монахинь, чтобы бежать в случае нападения гуннов на св. землю. Гунны уже осаждали Антиохию, и ходила молва, что они намерены брать штурмом Иерусалим, ища в нем сокровищ. ( < < back) (еретик V b.) отрицал учение Церкви о первородном грехе, понимая его лишь в смысле первого дурного примера, данного Адамом, а не в смысле склонности ко греху человеческой природы после грехопадения Адама; вместе с тем он отрицал и учение о благодати, как особой силе, ниспосылаемой Богом человеку; он понимал благодать как откровение Богом всего доброго в природе и в истории, начиная с факта существования и кончая откровением высшей истины через Христа. ( < < back) восставал против почитания святых и мучеников, против превозношения монашеской жизни, против почитания мощей, против чрезмерной важности, признаваемой за добрыми делами, постом и милостынею. Вообще он восставал против всех существовавших в его время форм церковно-религиозной жизни, не различая истинных от ложных. ( < < back) Оригена. ( < < back) απολογα — защита. ( < < back) она употреблялась только до XVI века. ( < < back) Оригена представляют собой список книг Св. Писания Ветхого Завета, разделенный на шесть столбцов (откуда и название): в первом столбце помещался еврейский текст еврейскими же буквами; во втором — тот же текст в греческой транскрипции, в третьем — перевод Акилы, в четвертом — Симмаха; в пятом LXX толковников и в шестом Феодотиона. Перевод LXX был снабжен заметками, указывавшими его различия от еврейского текста.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Префект выступил в сенате с предложением совершить языческие жертвоприношения на Капитолии. По свидетельству историка Зосима, И. не стал возражать против этого ( Zosim. Hist. V 40). Созомен, сообщая об этих событиях, дипломатично умалчивал о согласии И. на проведение языческих ритуалов в Риме ( Sozom. Hist. eccl. IX 6). После переговоров Аларих получил выкуп и отвел войска в Тусцию (Этрурию, совр. обл. Тоскана), однако для заключения офиц. договора с готами требовалось согласие императора. В 409 г. в Равенну последовательно были направлены 2 посольства. Первое из них, во главе с сенаторами Цецилианом, Приском Атталом и Максимином, не было успешным. Во 2-м посольстве в Равенну принимал участие И. Послам удалось добиться согласия имп. Гонория на переговоры с Аларихом, к-рые, однако, не привели к согласию. 24 авг. 410 г. готы захватили город и в течение 3 дней разоряли его. Не пострадала лишь базилика св. Петра, к-рую вождь готов взял под охрану ( Sozom. Hist. eccl. IX 9; Olympiod. 16; Zosim. Hist. VI 13). После ухода готов из Италии наместник Африки Гераклиан провозгласил себя императором (413) и предпринял поход на Рим, однако потерпел поражение от войска комита Марина. И., с 409 г. находившийся в Равенне, вернулся в Рим не ранее 412 или 413 г. В связи с отсутствием в самый тяжелый для города период епископа в Риме историк Павел Орозий, прибегая к библейским образам, писал, что Господь вывел И. из Рима перед его разрушением, как некогда прав. Лота из Содома, чтобы он не видел гибели грешного города ( Oros. Hist. adv. pag. VII 39). После вступления на Римскую кафедру И. обратил особое внимание на церковно-политическое положение Вост. Иллирика (В. Мёзии). После 379 г. диоцез отошел Вост. Римской империи, однако И. стремился сохранить над ним церковную власть, наделив особыми правами епископа Фессалоникийского, представителя Римского престола в Иллирике. Результатом этой политики стало формирование особого Фессалоникийского викариата Римского престола при Бонифации I (418-422).

http://pravenc.ru/text/468771.html

То есть по бедности. То есть по бедности. Ягужинский Сергей Павлович (1731–1806), граф — сын П. И. Ягужинского. На военной службе с 1740 г.; генерал-поручик с 1764 г. Ягужинский Сергей Павлович (1731–1806), граф — сын П. И. Ягужинского. На военной службе с 1740 г.; генерал-поручик с 1764 г. Елизавета Петровна (1709–1761) — российская императрица с 1741 г. Елизавета Петровна (1709–1761) — российская императрица с 1741 г. Генерал-адъютант граф И. И. Шувалов (1727–1797) был фаворитом императрицы Елизаветы Петровны. Генерал-адъютант граф И. И. Шувалов (1727–1797) был фаворитом императрицы Елизаветы Петровны. Десятский — выборное должностное лицо у крестьян, исполняющее полицейские обязанности в деревне. Десятский — выборное должностное лицо у крестьян, исполняющее полицейские обязанности в деревне. Лк. 1:56. Лк. 1:56. Воевода — высший военачальник в допетровской армии; Nemp I уничтожил звание военных воевод, но это название распространилось на городских наместников с войсками в малых городах России. Воевода — высший военачальник в допетровской армии; Nemp I уничтожил звание военных воевод, но это название распространилось на городских наместников с войсками в малых городах России. Имеется в виду икона, обретенная в 1579 г. в Казани. На месте, где была явлена икона, повелением Ивана Грозного были построены церковь и женский монастырь. Имеется в виду икона, обретенная в 1579 г. в Казани. На месте, где была явлена икона, повелением Ивана Грозного были построены церковь и женский монастырь. Безмен — сибирская мера веса (2,5 фунта, то есть немногим более килограмма); фунт — 409,5 г. Безмен — сибирская мера веса (2,5 фунта, то есть немногим более килограмма); фунт — 409,5 г. Мф. 8:13. Мф. 8:13. Писцовые книги (столбцы) — перепись людей, земель, имущества, владений Писцовые книги (столбцы) — перепись людей, земель, имущества, владений Киса — большой дорожный мешок, обычно кожаный, стягивающийся шнуром. Киса — большой дорожный мешок, обычно кожаный, стягивающийся шнуром. То есть эпикурейское.

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010