Трезвое самопознание приводит человека к весьма печальным выводам: «Внимательно обращая взор мой на самого себя и наблюдая ход внутреннего моего состояния, я опытно уверился, что я не люблю Бога, не имею любви к ближнему, не верю ничему религиозному и преисполнен гордостью и сластолюбием»/христ.: Откровенные рассказы… 1991 с.24/. Самопознание связано с совестью : «исследуй себя самого, не в возношении лжеименного знания внешней премудрости и не под нагромождением суетных помышлений, со страхом и трепетом»/христ.: Симеон Новый Богослов . Т. 1. 1993, с.409/; «если хочешь узнать, какова твоя жизнь и каково состояние, спроси душу свою и скажи ей: душа, исполнила ли ты все заповеди Божии, или нет? И она, открыв уста совести своей, непременно скажет тебе настоящую истину»/там же, с.409/. Истинное самопознание невозможно без смирения : Из самопознания проистекает молитва : “Только тот кто увидел внутренними очами свою Душу и познал ее достоинство, только тот при помощи Божьей Силы видит и познает и свое страшное падение. И какое это таинственное видение – увидеть свою бестелесную душу, Божью Умную Красоту, и увидеть ее в хламиде страстей, увидеть в смрадном рубище вожделений и греха. Это видение бывает потрясающим, неописуемым, божественным. Это видение и рождает неутихающий вопль: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя!””/христ.: Журавский Иоанн. 1996, с.75–76/. Истинное самопознание приводит к смирению , незлобию и милосердию , ибо кто познал всю глубину своих грехов, тот не будет превозносится над другими. Этим уничтожается повод к такому важному греху, как осуждение других . Поэтому, «каждый должен заботиться о своих болезнях душевных, и каждый должен оплакивать грехи свои, не зазирая ближнего»/христ.: Исаия авва. 1883, с.62/; «Посему, христиане сами должны употреблять все старание, но вовсе никого не осуждать, ни явную блудницу, ни грешников, или людей бесчинных, взирать же на всех с простодушным произволением, чистым оком, чтобы обратилось человеку как бы в нечто естественное и непременное – никого не уничижать, не осуждать, никем не гнушаться и не делать различия между людьми… Ибо в том состоит чистота сердца, чтобы, видя грешников, или немощных, иметь к ним сострадание и быть милосердым»/христ.: Макарий Египетский . 1998, с.113/.

http://azbyka.ru/samopoznanie

Отличительные черты и признаки человека, имеющего истинное смирение, суть следующие: почитать себя грешным паче хорошего перед Богом, укорять себя во всякое время, на всяком месте и за всякое дело, никого не хулить, и не находить на земле человека, который был бы гнуснее, или грешнее, или нерадивее его самого, но всех всегда хвалить и прославлять, никого никогда не осуждать, не уничижать и не оклеветывать, во всякое время молчать и без приказания или крайней нужды ничего не говорить; когда же спросят, и есть намерение, или крайняя нужда заставляет говорить и отвечать, тогда говорить тихо, спокойно, редко, как бы по принуждению и со стыдом; ни в чем не выставлять себя за меру, ни с кем не спорить ни о вере, ни о другом чем, но если говорит кто хорошо, сказать ему: да; а если худо, отвечать: сам знаешь; быть в подчинении и гнушаться своею волею, как чем-то пагубным; иметь взор поникший всегда в землю, иметь перед глазами смерть свою, никогда не празднословить, не пустословить, не лгать, не противоречить высшему; с радостью переносить обиды, уничижения и утраты, ненавидеть покой и любить труд, никого не огорчать, не уязвлять ничью совесть. Таковы признаки истинного смирения; и блажен, кто имеет их, потому что здесь еще начинает именоваться домом и храмом Божиим, и Бог вселяется в нем, и делается он наследником Небесного Царства (прп. Ефрем Сирин , 32, 397). Источник. ...Нет смиренномудрия, чтобы грешнику почитать себя грешником: ибо смиренномудрие состоит в том, чтобы, сознавая в себе многое и великое, не воображать о себе ничего великого... (прп. Ефрем Сирин , 32, 408–409). Источник. Вот смиренномудрие – быть высоким по заслугам и унижать себя в уме (прп. Ефрем Сирин , 32, 409). Источник. Разве не знаешь, что смирение не столько познается в мелочах (ибо тогда может оно быть только напоказ и иметь ложный вид добродетели), сколько испытывается в делах важных? По мне, смиренномудр не тот, кто о себе говорит мало, при немногих и редко, и не тот, кто униженно обращается с низшим себя; но тот, кто скромно говорит о Боге, кто знает, что сказать, о чем помолчать, в чем признать свое неведение; кто уступает слово имеющему власть говорить и соглашается, что есть люди, которые его духовнее и более преуспели в умозрении. Стыдно одежду и пищу выбрать не дорогую, а дешевую, доказывать смирение и сознание собственной немощи мозолями на коленях, потоками слез, также постничеством, бдением, возлежанием на голой земле, трудом и всякими знаками унижения, но касательно учения о Боге быть самовластным и самоуправным, ни в чем никому не уступать, поднимать бровь перед всяким законодателем, тогда как здесь смирение не только похвально, но и безопасно (свт. Григорий Богослов , 14, 150–151). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

brev. p. 58); иногда этот совет называется прямо собором (σνοδος – Fabricius – Harless. Bibliotheca graeca t. 12, p. 412). 1285 Так толкуем заметку Никифора (hist. brev. ibid): συγκαλε царь τν τς πλεως ρχιερα Γερμανν κα συγγρφειν κατ τς καϑαιρσεως τν εκνων τν γων νγκαζεν. Заметка Феофана (Chron. p. 409), что Лев пригласил Германа на собор, „надеясь убедить его подписаться против святых икон“, очевидно, не точно передаёт дело. Всякие надежды убедить патриарха, конечно, давно должны были исчезнуть у императора. 1287 Nicephori hist. brev. ibid: ξ κενου (замечательно, что раньше Никифор не говорит о гонениях) τονυν πολλο τν ευσεβoντων, σοι τ βασιλε ο συνετϑεντο δγματι (не употреблено ли здесь δγμα в том же смысле, как Лк.2:1 : ξλθεν δγμα (edictum) παρα κασαρος Αγοστου...) τιμωρας πλεστας κα οχισμος πμενον. Cnf. Theoph. Chron. p. 409. 1288 Nicephori hist. brev. ibici. Theoph Chron. ibid. Есть чрезвычайно много известий о том, что удаление Германа не обошлось без оскорблений и даже побоев, нанесённых престарелому патриарху исполнителями воли царя (Ioannis Damasceni oratio 2-а. Baronii Annales ad an. 730, n. 8; Vita Stephani Junioris – Migne. t. 100, col. 1085–1086–B; A. SS. Maji. t. 2, ad diem 12-am. p. 157, n. 22 fin и проч.). Но Феофан и Никифор совершенно молчат об этом; поэтому все подобные рассказы можно признать плодом фантазии позднейших авторов, не хотевших допустить, чтобы такой император, как Лев – иконоборец, мог обойтись без насилий с ревностным защитником иконопочитания. – Что у Германа могло быть своё поместье, это видно из других примеров и, между прочим, из примера летописца-Феофана, который, сделавшись монахом, оставил однако за собой некоторые поместья. 1291 Du-Cang. Constantinopolis Christiana lib. IV. p. 180. Мы сказали, что Герман умер столетним старцем; но в монологе Василия (А. SS. Maji t. 2 ad diem 12-am, p. 154, n. 2) замечено, что он скончался nonagenarius. Первое вычисление вернее, ибо основывается на показании современника Германа, автора писем ко Льву от лица Григория 2-го (см.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

18//Творения. Т. 1. С. 214); естество огня (Там же. п. 28. T. I. С. 226). 334 Иоанн Златоуст, свт. Избранные творения. Беседы на книгу Бытия. В 2-х т. Т. 1. – М., 1993. С. 11–12. 335 О любви к тараканам как «братьям нашим меньшим» уже говорят некоторые сектантские проповедники. 337 Бернацкий M.M. Евхаристия: Спор об опресноках. Возникновение спора. События 1054-го г. Аргументация сторон//Православная энциклопедия. T. XVII. С. 619–625. 340 Стацевич А. Пространный римско-католический догматический и нравоучительный Катехизис. Вильна, 1885. § XIV. Продолжение о Евхаристии. – www.fsspx.of.by/r catechism.html#top 341 Цит. по: Малиновский Н., прот. Догматическое богословие. В 4-х т. T. IV. – Сергиев Посад, 1910. Ссылка 2 на стр. 215. 342 Тридентский Собор. XIII сессия. Каноны о причащении под двумя видами и о причащении маленьких детей. Каноны 1–3//Христианское вероучение. Догматические тексты учительства Церкви... С. 409. 344 Тридентский Собор. XIII сессия. Гл. 4 и Каноны о причащении под двумя видами и о причащении маленьких детей. Канон 4-й//Христианское вероучение... С 409. 345 Тридентский Собор. 22 сессия. Учение о Пресвятой Жертве Святой мессы. Гл. 7. Нужно приносить воду в Чашу с вином, которое подносится//Христианское вероучение... С. 413. 346 Бернацкий М.М. Евхаристия: Спор об опресноках: Аргументация сторон//Православная энциклопедия. T. XVII. С. 623. 349 Цит по: Успенский Н.Д. Анафора//БТ. Сб. 13. – R, 1975. С. 133; Осипов А.И. Μεταβολη или transsubstantiatio? С. 2. 352 Католическая Россия. Азбука католицизма. Католицизм от А до Я. – www.catholic.ru/modules.ph p?name=Encyclopedia&op=econtent&tid=2530 357 Святитель Феофан Полтавский, Новый Затворник. Творения. С. 664. Ср.: Гусев А.Ф. Цит. соч. С. 150. 358 Иоанн Златоуст, свт. Толкование на св. Матфея Евангелиста. Изд. отд. Моск. патр-та, 1993. Кн. II. Беседа LXXXII. П. 5. С 826–827; Толкование на Евангелие от Иоанна Богослова. Изд. отд. Моск. патр-та, 1993. T. I. Беседа XLVI. П. 3. С. 304–305. Читать далее Источник: Что находится в Чаше Причастия? : размышления о тайне евхаристического преложения (пресуществления)/протоиерей Владимир Шарапов. - Москва : Три сестры, 2011. - 426 c.ISBN 978-5-905142-05-5 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/cht...

397 Я L. c. 35 (105. 811). О том, что его поставил в епископы именно Иоанн, прямо не сказано. Однако, вне всяких сомнений, он дает ему ответственную должность на Константинопольском соборе 400 года D. V.C.c. 14(87.11). 403 D. V. С. с. 17 (105. 914); Soz. Я. Ε. VIII. 17. 5 (Сократ Socr. Я. £ VI. 17 не столь хорошо информирован). 409 Ibid. Палладий говорит здесь о двух Исааках. Пресвитер Келлий, возможно, являлся учеником Крония. В Apophthegmata (G Isaac 5) говорится о том, что он уцелел при разорении Скита в 408 году. 410 О. V. С. с. 3 (19. 9); Soz. Я. Ε. VIII. 26 (Послание папы Иннокентия клиру и народу Константинополя). Эдикт Аркадия от 29 августа 404 года предписывал вернуться в свои страны сторонников Иоанна. 415 D. V. С. с. 20 (126. 1820); Я. L. Prol. (10. 5). См. также Butler, У. Т. S. XXII, по. 86, р. 141. 416 Я. L. сс. 58–60. В последней главе он пишет о себе как о «изгнанном епископе». Мы можем предположить, что запись эта сделана во время пребывания Палладия в пахомианском монастыре в Панополе (с. 32), где он подружился с Аффонием, помощником настоятеля Фау. 417 О времени написания «Диалога» см. ColemanNorton " s Introduction, pp. lxvlxix. Предполагаемая датировка «Диалога» июль 408 года или несколько месяцев спустя Златоуст уже умер (14 сентября 407 года), а Гераклид Эфесский провел в заключении четыре года. 420 В Антиохии в 413 году (JaffeWattenbach 305, 306, послание Иннокентия); вскоре после этого в Константинополе (Cyril, Ер. 75 послание Аттика Константинопольского , на которое Кирилл отвечает гневным посланием Ер. 76); вероятно, даже в Александрии около 418 г. 427 G Moses 10. Однако Палладий Я. L. с. 19 (62. 1315) пишет о том, что он умер в возрасте 75 лет, ничего не говоря ни о самой кончине, ни о нападении варваров. 429 Augustine, Ер. Ill (Nov.? A. D. 409). Филосторгий (Philostorgius, Я. Ε. XI, 8) пишет, что при Аркадии мазики (Mazices) «опустошили Ливию и немалую часть Египта». 430 G Arsenius 21. Разумеется, Evelyn White (History, p. 162) ошибается, связывая эту апофтегму со вторым разорением Скита (около 435 года), которое случилось через двадцать пять лет после разорения Рима.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Гуго Сен-Викторский. Миниатюра. 2-я пол. XII в. (Bodl. Laud. Misc. 409. Fol. 3v) Гуго Сен-Викторский. Миниатюра. 2-я пол. XII в. (Bodl. Laud. Misc. 409. Fol. 3v) По-видимому, в весьма юном возрасте Г. С.-В. вступил в ряды регулярных каноников августинского мон-ря св. Панкратия в Хамерслебене (см.: De arrha anim. prol.) близ Хальберштадта (Vita Hugonis Victorini//PL. 175. Col. CLIX). Проведя нек-рое время в мон-ре и получив там начальное образование, Г. С.-В. покинул Германию, совершил путешествие по Фландрии, Лотарингии и Франции, посетив, в частности, аббатство Сен-Виктор в Марселе. Оттуда между 1115 и 1118 гг. он прибыл в Париж, где поступил в Сен-Викторское аббатство, будучи, по свидетельству его некролога, «в самом расцвете своей юности» (Necrologium St. Victoris//PL. 175. Col. CLXIII), т. е. приблизительно в возрасте 18 лет. Аббатством в это время управлял аббат Гилдуин, а занятия в богословской школе проходили под руководством приора Фомы. Согласно «Анналам» Иоанна Тулузского († 1659), в 1127 г. засвидетельствована подпись Г. С.-В. наряду с подписями Гилдуина и Фомы в грамоте Стефана Санлисского ( Bonnard. Vol. 1. P. 89, N 1). Когда в 1133 г. приор Фома был убит, на его место был поставлен Г. С.-В. для руководства учебными занятиями и для исполнения обязанностей приора. О том, что Г. С.-В. занимал должность приора, известно из письма, направленного ему Вильгельмом из Мортани (совр. Франция) (текст письма: Observationes ad libros sententiarum Roberti Pulli//PL. T. 186. Col. 1052), и из рукописи XII в. (см.: Ghellinck. 1914. P. 113, N 1), хотя нек-рыми учеными это и подвергается сомнению ( Baron. 1969. Col. 902-903). Преподавание Г. С.-В. осуществлялось по оригинальной методике, сочетавшей широкое изучение светских научных дисциплин (во всей полноте их взаимных связей) с ориентацией слушателей на постоянный поиск духовного смысла всякого научного знания и рассмотрение его в свете богооткровенных истин и норм духовной жизни человека. О том, что педагогические усилия Г.

http://pravenc.ru/text/Гуго ...

463 Не сюда ли относится свидетельство архидиакона и синкелла Кириллова (в Константинополе) Епифания, что предъявленные Павлом письма «имели некоторые страницы (из сочинений) того нечестивца, т. е. Нестория» (Synodicon, cap. CCII ар. Μ. 84, col. 827. С: litterae, quae et liabebant quasdam illius impii, id est Nestorii, paginas)? Во всяком случае несомненно, что прежние предложения (propositiones) опять были препровождены в Алексан­дрию (Synodicon, cap. LXXVII: Μ. 84, col. 687. В). 464 Epist. Cyrilli ad Acac. Melit. (Mansi, V, 312. E. Migne, gr. ser. i. 77, col. 185. Деян., II, стр. 384). 465 Epist. S. Cyrilli ad Donatum (Mansi, V, 349. B. Migne, gr. ser. t. 77, col. 252. A. Деян., II, стр. 409). 467 В своем рекомендательном письме св. Кириллу Иоанн говорит о Павле: et una consideratis illa, quae mundum recolligere valeant (Synodicon, cap. LXXX: M. 84, col. 691. B). 469 Так мы понимаем темные места послания св. Кирилла к Донату. В подлиннике находится здесь следующее выражение (Mansi, V, 349. С. Migne, gr. ser. t. 77, col. 252. В-С): και ξου μν, ς πρ παντων τν κατ τ ν Ανατολν ντων θεοσεβεσττων πισκ πων τ τοιατα β βλια δος, μηδν τερον μ ς προταπαιτσαι. Русские переводчики пе­редают это замечание в таком виде (Деян., II, стр. 409): «он (Павел), с своей стороны, просил оказать ему честь тем, чтобы сверх этих посланий, доставленных как бы от лица всех восточных богобоязненных епископов, мы ничего больше не требовали». Если понимать слова св. Кирилла подобным образом, тогда останется решительно необъяснимым, как Павел мог просить о том, в чем ему уже ранее и совершенно категорически было отказано. Мы толкуем означенную фразу так: «он (Па­вел), давши эти самые книги (т. е. подписавшись на предложенном ему листе и вручив его св. Кириллу) как бы за всех богобоязненных епископов восточных, просил нас не требовать (от них) ничего другого» и, следовательно, считать его личное согласие за выражение голоса предстоятелей всего Сирийского округа. 470 Synodicon, cap. LXII ( Μ. 84, col. 672): et arbitror vero quod et subscriptionem modis omnibus exigat (Cyrillus) depositionis: aliqui vero el hoc forsitan facient. Et arbitror etiam Cyrillum, etsi omnes minime subscribamus, illorum fore subscriptionem contentum.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Редакция, сохранившаяся в фонде Е. Ярославского (Е), имеет следующий заголовок: " Приложение Предсмертное " завещание " патриарха Тихона " . Этот документ имеет значительные расхождения с редакцией РОСТА и с опубликованным текстом. Изменены ряд слов, многие слова отсутствуют, написание многих слов различно. Если придерживаться версии о подлинности послания, то на наш взгляд, невозможно объяснить, каким образом, что в течение одного дня 14 апреля послание было переслано митрополитами Петром и Тихоном в редакцию " Известий " , затем была сделана редакция " РОСТА " и направлена в ЦК ВКП (б), там рассмотрена, направлена в ГПУ и подшита по распоряжению Е. Тучкова в дело, а другая редакция " Завещания " была направлена в АРК. Этот факт можно объяснить только тем, что и после 7 апреля работа над текстом " Завещания " продолжалась, что было возможно только в том случае, если документ не был подписан Патриархом. Таким образом, множество приведенных фактов свидетельствуют о том, что незадолго до своей смерти 7 апреля 1925 г. Патриарх отверг очередной вариант послания, предложенный ему Е. Тучковым, который 15 апреля с небольшими изменениями был опубликован в качестве подлинного послания Патриарха. Продолжение следует... ЦА ФСБ Д. Н-1780. Т.13. Л. 58-62; Опубл.:Следственное дело Патриарха Тихона. Сборник документов по материалам ЦА ФСБ. М., 2000. (Далее - Следственное дело) С. 402-406. ЦА ФСБ Д. Н-1780. Т.13. Л. 64-66; Опубл.: Следственное дело. С. 406-409. ЦА ФСБ Д. Н-1780. Т.13. Л. 55-57; Опубл.: Следственное дело. С. 409-413. АПРФ. Ф. 3. Оп.60. Д.25.Л.61-63; Опубл.: Архивы Кремля. В 2-х кн./Кн.1. Политбюро и Церковь 1922-1925 гг. М.-Новосибирск, РОССПЭН, Сибирский хронограф,1997,( Далее - Архивы Кремля) Т.1. С.291-296. ЦА ФСБ Д. Н-1780. Т.13. Л. 68-71. АПРФ. Ф. 3 Оп.60. Д.25.Л.61-63; Опубл.: Архивы Кремля. Т.1. С.291-296 Известия ЦИК. 1925. (2419); Опубл.: Акты. С.361-363. ЦА ФСБ Д. Н-1780. Т.13. Л.67-67об; Опубл.: Следственное дело. С.413-414. " Послание " исправлено от руки по первоначально написанному " Воз[звание] " .

http://pravoslavie.ru/archiv/patrtikhon-...

381-382 АРОН (Аронос, Орион), мч. Римский (пам. 6 июля) - см. Лукия дева, мученица, Арон и др. мученики Римские АРОНЯНУ церковь средневековой молдавской архитектуры 1594 г., изначально входившая в монастырский комплекс 382-383 383-384 384-385 АРСЕНИЙ († 1409), еп. Тверской, свт. (пам. 2 марта, воскресение после 29 июня - в Соборе Тверских святых) 385-387 АРСЕНИЙ (Мацеевич Александр Иванович; 1697-1772), митр. Ростовский и Ярославский, в 1763 г. лишен сана, сщмч. (пам. 28 февр., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли) 387-392 АРСЕНИЙ Сергеевич Троицкий (1880-1937), прот., сщмч. (пам. 6 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) 392-393 АРСЕНИЙ († 1609), архим. угличского во имя святителя Алексия монастыря, прмч. (пам. в Соборе Ростово-Ярославских святых) АРСЕНИЙ греческое имя, которым надписаны каноны и самогласные стихиры богослужебных текстов византийского обряда 394-395 395-396 396-397 397-398 398-399 399-401 АРСЕНИЙ (Желиборский Андрей; 1618-1662), еп. Львовский и Каменец-Подольский Западнорусской митрополии АРСЕНИЙ (Иващенко Антоний Ильич; 1830-1903), епископ Кирилловский викарий Новгородской епархии, церковный историк, византинист, агиограф 401-403 403-404 АРСЕНИЙ (Митрофанов Алексей Яковлевич; 1804-1859), архим., возобновитель и настоятель Святогорской Успенской пустыни 404-405 405-406 406-407 АРСЕНИЙ (Рябинин Павел Васильевич; 1852-1937), старообряд., монах, возглавлявший странников-статейников 407-408 408-409 409-416 АРСЕНИЙ (Суханов Антон Путилин; † 1668), келарь Троице-Сергиевой монастыря, дипломат, писатель, заведовал Московским Печатным двором 416-418 418-419 АРСЕНИЙ (Швецов Анисим Васильевич; 1840-1908), еп. Уральский и Оренбургский старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию 419-420 АРСЕНИЙ I ВЕЛИКИЙ (прибл. 820-887), Католикос Мцхетский, свт. Грузинской Православной Церкви (пам. 25 сент.) 420-421 АРСЕНИЙ I (кон. XII в.- 1266), архиеп. Сербский (1233-1263/64), свт. (пам. 28 окт. в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей)

http://pravenc.ru/vol/iii.html

Мученическая кончина князя и его родственников привлекла внимание царя Иоанна IV Васильевича Грозного в период его походов на Казанское ханство. Нуждаясь в поддержке и покровительстве рус. святых и своих предков, он неоднократно молился в Успенском соборе Владимира - города, где не раз формировал свои войска перед походами на Казань. В его грамоте клирикам владимирского Успенского собора, написанной между 3 дек. 1549 г. и 7 янв. 1550 г. ( Кистерёв С. Н. О значении применения новейших методов изучения жалованной грамоты Ивана IV Владимирскому Успенскому собору//Вестник «Альянс-Архео». М.; СПб., 2015. Вып. 9. С. 3-15; Сиренов. 2015. С. 29), определен порядок поминания почивающих во Владимире св. мощей святителей, вел. князей, княгинь и их детей (РНБ. Ф. 532. Осн. собр. актов и грамот. Оп. 1. 134). Во 2-й пол. XVI в. была составлена «Выписка о панихидах». В ней отмечено, что среди лиц, которым положено служить панихиду, был М. Г. ( Шилов А. А. Описание рукописей, содержащих летописные тексты. Вып. 1//ЛЗАК. 1910. Вып. 22. С. 67). В описи владимирских гробниц Успенского собора («в болшой церкви»), составленной в 1-й пол. XVII в., указано, что «в другом приделе у Егория святаго лежит великий князь Юрье Всеволодичь во плоти, а с ним 3 сыны лежат в розных гробницах» (РНБ. ОЛДП. О-5. Л. 194, 40-е гг. XVII в.; Сиренов. 2006. С. 409). В росписи того же времени уточнялось, что М. Г. с братьями был похоронен «в пределе у страстотерпца Георгия… во олтаре, на левой стране…» (РНБ. Погод. 1563. Л. 94, 40-е гг. XVII в.; Сиренов. 2006. С. 409). В 80-х гг. XVII в. в «Описании во граде Владимире, где положены святые мощи в Соборной церкви» отмечено, что «в соборной церкве во правой стране во алтаре же гроб благоверного великого князя Мыстислава. Подле его гроб благоверного князя Всеволода - дети благоверного князя Егория Всеволодича» (РНБ. Солов. 888/998. Л. 226 об., список 80-х гг. XVII в.; Сиренов. 2003. С. 38-39). В описании мощей представителей великокняжеской семьи (2-я пол. XVII в.) упомянуто, что на правой стороне в Успенском соборе, в приделе великомученика Георгия, находились «благоверный великий князь Федор-Ярослав Всеволодович, отец благовернаго и великаго князя Александра Ярославича Невскаго, да великаго князя Георгия Всеволодовича дети: Владимир, Мстислав, Всеволод» ( Порфирий (Виноградов). 1903. С. 66-67).

http://pravenc.ru/text/2564292.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010