Мон-рь св. Апостолов не упомянут в рукописных источниках, но известен по надписи нач. X в., помещенной в высеченном в скале монастырском храме в память об украшении его фресками, которые были написаны неким Иоанном ( Janin. Grands centres. P. 222). Еще один крупный мон-рь с неизвестным названием находился на островке рядом с Ираклией. Он занимал хорошо укрепленную стенами территорию 115 м в длину и 75 м в ширину. В ее центре находилась церковь бесстолпного типа с куполом. Трапезное помещение того же комплекса имело Т-образный план, подобно постройкам на Св. Горе Афон . Значительные монастырские ансамбли описаны также на о-ве Кахвехисар и в небольшой долине Эгридере (к северо-западу от Ираклии). Подробности их истории неизвестны. Фресковые росписи исследованы в некоторых гротах. В гроте 6, расположенном к востоку от Ираклии, сохранились остатки фресок XII в. со сценами «Рождество», «Крещение», «Распятие» и «Сошествие во ад» и изображения святых Афанасия Великого и Иоанна Милостивого. Соседний грот 7 был украшен образом Пантократора, который по стилистическим особенностям датируется между VII и IX вв. Большинство росписей Л., исследованных археологами и искусствоведами в XX в., в наст. время утрачены. Лит.: Delehaye H. Vita S. Pauli Iunioris in monte Latro (cum interpretatione latina I. Sirmondi S. I.)//AnBoll. 1892. Vol. 11. P. 5-74, 136-182; Панченко Б. А. Крестьянская собственность в Византии: Земледельческий Закон и монастырские документы//ИРАИК. 1904. Т. 9. С. 142-145; Wiegand T. Milet: Ergebnisse der Ausgrabungen und Untersuchungen. B., 1913. Bd. 3. H. 1: Der Latmos; Pauly, Wissowa. Bd. 8. Sp. 431-432; Βοκοτπουλος Π. Α. Λτρος//ΕΕΒΣ. 1966/1967. Τ. 35. Σ. 69-106; Restle M. Die byzantinische Wandmalerei in Kleinasien. Reklinghausen, 1967. Bd. 1. S. 78-81; Bd. 3. Pl. 542-551; Schiemenz G. Die Malereien der Paulus-Hohle auf dem Latmos//Pantheon. Münch., 1971. Bd. 29. S. 46-53; Janin. Grands centres. P. 216-240, 441-454; ODB. Vol. 2. P. 1188-1189; BMFD. 2000. Vol. 1. P. 135-142; Akurgal E. Ancient Civilizations and Ruins of Turkey. Istanbul, 200710. P. 240-241.

http://pravenc.ru/text/2463187.html

Ирины (61) - см. ст. Ирины Святой храм . Церковь Св. Ирины в Пераме (62) (το Περματος), на берегу Золотого Рога ( Janin. 1969. P. 106-107), существовала уже в 1-й пол. V в. Ок. 455-460 гг. она была полностью перестроена прп. Маркианом, экономом Великой ц., в Житии к-рого подробно описывается устройство нового храма. Возведенный на специальной набережной, он имел базиликальную форму, был украшен двойным рядом колонн в 2 этажа и драгоценным мрамором, недалеко были сооружены баптистерий по образцу иерусалимской купели, а также часовня во имя мч. Исидора Хиосского, куда прп. Маркиан поместил мощи мученика, принесенные в это время в К. Отделочные работы были закончены уже после смерти прп. Маркиана имп. Вериной, женой Льва I. Псевдо-Кодин добавляет к этому, что первоначально церковь была построена на месте языческого храма и что прп. Маркиан устроил рядом с ней больницу. В храме совершались несколько синаксисов: вмц. Ирине (4/5 мая), мученикам Александру, Варвару и Аколуфу (14 мая), мц. Миропии и мч. Прокопию (23 нояб.) и в день освящения (20 янв.). Церковь нечасто упоминается в источниках, в последний раз - в связи с тем, что имп. Мануил I Комнин (1143-1180) начал реставрировать ее после пожара, но потом работы были прекращены. Монастырь святых Космы и Дамиана (Космидион) (65) (Κοσμδιον) ( Janin. 1969. P. 286-289). Согласно Псевдо-Кодину (XIV в.), церковь во имя св. бессребреников Космы и Дамиана (Римских) была основана в V в. магистром Павлином, соучеником имп. Феодосия II. Обвиненный в преступной связи с имп. Евдокией (ок. 442), он, по преданию, получил отсрочку от казни, чтобы завершить строительство церкви. В пользу этой версии может свидетельствовать тот факт, что место, где находилась церковь, именовалось τ Παυλνου (впрочем, др. знатные люди тоже имели здесь владения, к-рые назывались τ Βραχος или τ Λυμπιδαρου). Время основания мон-ря при этой церкви не известно. В офиц. документах упомянуты его настоятели в 518 и 536 гг. Имп. Юстиниан I в сер. VI в. отреставрировал церковь, которая к этому времени была почти разрушена, и украсил ее.

http://pravenc.ru/text/2057122.html

Ист.: BHG, N 276-277k; BHL, N 1370-1380; BHO, N 183; ActaSS. Febr. T. 1. P. 334-347; PG. Т. 116. P. 817-830 [passio]; SynCP. Col. 457, 458, 988; ЖСв. Февр. С. 211-221; Laty š ev. Menol. T. 1. P. 328-336; Garitte G. La Passion de S. Irénarque de Sébasteé et la Passion de S. Blaise//AnBoll. 1955. Vol. 73. P. 18-54; Tandari J. Hrvatoglagoljski ritual//Slovo. Zagreb, 1980. N 30; Gianelli C. , Graciotti S. Il Messale croato-raguseo (Neofiti 55) d. Biblioteca Apostolica Vaticana. Vat., 2003. Лит.: Skurla S. Sveti Vlaho: biskup i muenik od Sevasta, dubrovaki obranitelj. Dubrovnik, 1871; Каптерев Н. Ф. Характер отношений России к Правосл. Востоку в XVI и XVII ст. М., 1885; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 66, 67; Janin. Églises et monastères. P. 64, 65; Janin R. Blaise (28)//DHGE. T. 9. Col. 69; LTK. Bd. 3. S. 525; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 83; Gordini G. D. Biagio//BiblSS. Vol. 3. P. 158-160; 160-165; 165-170; Топоров В. Н. Боги//Слав. древности: Этнолингвистич. слов. М., 1995. Т. 1. С. 210, 211; Толстой Н. И. Власий//Там же. С. 383, 384; Cavallaro R. S. Biagio tra folklore e mito. R., 1996. Л. А. Бугаевская, П. И. Жаворонков, А. А. Турилов Избранные святые. Икона. Кон. XIV — нач. XV в. (ГТГ) Согласно Большаковскому иконописному подлиннику сводной редакции (XVIII в.), В. был «сед, брада по персям», сужающаяся книзу; изображался в крещатой фелони («ризы кресты обои равны, черныя и белыя»), светлом подризнике, в омофоре, с Евангелием в руках ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 72, 101). Образ этого святого в рус. иконописных подлинниках обладает архетипической характеристикой: описания др. святых уподоблены В. так же часто, как и образу свт. Николая, они касаются отдельных черт, гл. обр. бороды (напр., сщмч. Евсевий Самосатский - «брада Власиева» - Там же. С. 22; св. блгв. кн. Глеб Всеволодович - «брада доле Власиевы и поуже» - Там же. С. 113), возрастной характеристики (напр., сщмч. Корнут, еп. Никомидийский,- «сед, власы и стар, аки Власий», еп. Сисиний Кизический - «сед, аки Власий» - Там же. С. 29, 109), а также типологии образа святителя (напр., свт. Сильвестр в изображении «Воздвижения Креста» - Там же. С. 29) или старца (в т. ч. и в композициях на евангельские сюжеты, напр. «Зачатие св. Иоанна Предтечи»: «За Захариею стоят старцы близ его, един сед брадою, аки Власий, а другой, аки Никола...» - Там же. С. 32). Др. иконописный подлинник того же времени (Филимоновский) к описанию В. добавляет изображение свитка с надписью: «Господи, Боже мой, аще в скорбех или в напастех помянет имя мое, исполни комуждо прошения сердца его» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 269). В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота (нач. XVIII в.) предписано изображать В. следующим образом: «старец кудрявый с остроконечною бородою» (Ч. 3. § 8. 29); в разд. «Как изображаются страдания мучеников каждого месяца всего года» под 11 февр. дано пояснение: «был усечен мечем» (Ч. 3. §§ 22).

http://pravenc.ru/text/155013.html

Церковь св. Иоанна Предтечи в Оксии (58) (ν τ Οξεα) ( Janin. 1969. P. 419-420; Иванов. 2011. С. 305), была построена имп. Анастасием I (491-518). Впоследствии получила большую известность благодаря многочисленным исцелениям, происходившим от находившихся здесь мощей вмч. Артемия . Рака с мощами св. Артемия располагалась в крипте под алтарем, куда вели 2 лестницы. Справа от алтаря находился придел (часовня) прмц. Февронии, торжественная служба которой ежегодно совершалась здесь 25 июня; 20 окт. праздновался день памяти вмч. Артемия (SynCP. Col. 772, 153). Монастырь св. Иоанна Предтечи в Петре (59) (ν τ Πτρ) ( Janin. 1969. P. 421-429), один из крупнейших в К. Согласно энкомию (BHG, N 212), составленному, возможно, Иоанном Мавроподом (XI в.), к-рый до возведения на митрополичью кафедру Евхаит был монахом и архимандритом этого мон-ря, его основателем был прп. Вар . Он происходил из Египта и пришел в К., вероятно, при имп. Зиноне (474-491) в одно время с преподобными Патапием и Раввулой. Вар поселился в безлюдном месте рядом с заброшенной каменной часовней св. Иоанна Предтечи. Однажды подвижника заметили охотники и сообщили о нем императору, к-рый захотел взглянуть на Вара. Святой, желая оказать честь правителю и, согласно обычаю, воскурить фимиам при встрече с ним, за неимением кадила положил горящие угли в складки одежды, к-рая при этом не сгорела. Пораженный чудом, Зинон отдал в собственность Вару земли вокруг церкви. Основанный Варом монастырь часто отождествляется с к-польской обителью Вары (το Βρα), известной с VI в. Прп. Иоанн Постник († кон. XI - нач. XII в.) передал все свое имущество мон-рю и стал его игуменом. Он построил храм, трапезную, кельи и др. сооружения, за что его стали называть 2-м ктитором обители. Согласно указанию в составленном им уставе (Ambros. gr. 270; нач. XIV в.), мон-рю покровительствовала Анна Далассина, мать имп. Алексея I Комнина (1081-1118). По свидетельству митр. Евстафия Фессалоникийского (2-я пол. XII в.), обитель была настолько богата, что могла обеспечить всеми необходимыми продуктами визант.

http://pravenc.ru/text/2057122.html

семейного аскетизма. В V-VI вв. в К-поле существовало по крайней мере 2 жен. обители: мон-рь прп. Матроны, духовно окормлявшийся муж. мон-рем Вассиана и пользовавшийся покровительством столичных знатных дам ( Janin. Grands centres. P. 329), и мон-рь Метанойя (Покаяние) на берегу Босфора, в к-рый имп. Феодора помещала покаявшихся городских блудниц ( Procop. De aedif. 1. 9). Прп. Авксентий Вифинский отшельник. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. Р. 329) Прп. Авксентий Вифинский отшельник. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. Р. 329) К-польским обычно принято считать не только М. столицы и ее пригородов, но и М. соседней Вифинии , расположенной напротив К-поля на азиатском берегу Босфора. Начиная с V в. в горах Вифинии сформировались 2 крупных монашеских центра: Олимп Вифинский и Авксентия святого гора , относившиеся, как и мон-рь акимитов, к епископии Халкидона. В период наивысшего процветания (VIII-X вв.) здесь было ок. 50 мон-рей. Гора находилась в 12 км к юго-востоку от Халкидона и была названа по имени сир. монаха прп. Авксентия Вифинского († ок. 470), проведшего здесь последние 20 лет жизни. С прп. Авксентием связано возникновение жен. мон-ря Трихинареи, ставшего предметом его особой заботы ( Janin. Grands centres. P. 43-47; Auzépy. 1995). В правление имп. Юстиниана интенсивно шло строительство мон-рей в окрестностях Никомидии, где находились т. н. термы Пифии, излюбленное место отдыха столичной аристократии ( Theoph. Chron. P. 186). Прокопий Кесарийский упоминает также о монастыре в Никее, построенном Юстинианом на собственном участке земли ( Procop. De aedif. 5. 3). История распространения М. на Востоке (III-VIII вв.). Лит.: Weingarten H. Der Ursprung des Mönchtums im nachkonstantinischen Zeitalter//ZKG. 1877. Bd. 1. S. 1-35; Harnack A., von. Die pseudoklementinische Briefe De Virginitate und die Entstehung des Mönchtums//SPAW. 1891. Bd. 21. S. 361-385; он же. Монашество: Его идеалы и его история. СПб., 1908; Holl K.

http://pravenc.ru/text/монашество.html

Монастырь Кира Антония (9), отождествляемый с Каллийским мон-рем (мон-рь Кавлея; το Καλως, το Καλλου, το Καυλα) во имя Пресв. Богородицы ( Janin. 1969. P. 39-41), первый известный игумен к-рого и, возможно, основатель обители - буд. К-польский патриарх свт. Антоний II Кавлей (893-901). В его честь мон-рь получил название и впервые так упоминается в грамоте имп. Исаака II Ангела 1192 г., содержащей сведения о значительном имуществе обители. Находился к востоку от Балыкпазара, вероятно на месте мечети Ени-Валиде-джами. Имп. Лев VI Мудрый (886-912) произнес речь на освящение нового храма - обители, в которой сохранилось его описание. В мон-ре кроме свт. Антония были похоронены василеопатор Стилиан Зауца (896) и свт. Антоний Кавлей (901), здесь ему совершался синаксис. В 1081 г. патриарх Косма I Иерусалимит, отказавшись от престола, удалился в этот мон-рь, где и скончался. Обитель была занята латинянами, разрушившими его ограду. Источники XIV-XV вв. указывают на то, что в обители вновь появились насельники. В частности, игум. Афанасий был делегирован на Афон за документами, к-рые бы могли быть использованы в диалоге с католиками, а затем участвовал в Ферраро-Флорентийском Соборе и выступил против унии в нояб. 1452 г.- это последнее упоминание обители. Собор св. Апостолов (10) - см. ст. Апостолов святых церковь в Константинополе . Аджемага-месджиди (31) - см. ст. Халкопратийской Пресв. Богородицы монастырь . Атик-Мустафа-паша-джами (11) - см. ст. Влахерны . Монастырь Афанасия (12) ( Janin. 1969. P. 10-11), основан как «двойной» (муж. и жен.) на холме Ксиролоф К-польским патриархом свт. Афанасием I (1289-1293, 1303-1309). Он удалялся в этот мон-рь после 1-го и 2-го отречения от престола, скончался здесь и был погребен. В результате конфликта между муж. и жен. частями обители патриарх Нил в марте 1383 г. учредил 2 самостоятельных мон-ря с раздельным имуществом. По нек-рым сведениям, мощи свт. Афанасия в 1454 г. были по ошибке увезены венецианским купцом, к-рый принял их за мощи свт. Афанасия I Великого (см.: Stiernon D. Le quartier de Xérolophos et les reliques vénitiennes de saint Athanase//REB. 1961. Vol. 19. P. 165-188).

http://pravenc.ru/text/2057122.html

Рука Л. находится в соборе вмч. Мины в Ираклионе (Крит), др. частицы мощей святого хранятся в Киккском мон-ре (Кипр), Пантелеимоновом мон-ре на Афоне, в мон-ре Осиос Мелетиос на горе Китерон (Аттика) и в мон-ре Пресв. Богородицы в местности Кипурия на Кефалинии ( Meinardus. 1970. S. 206). После захвата К-поля крестоносцами частицы мощей Л. были вывезены на Запад: в монастыри Клерво и св. Мартина в Лане (Франция), в мон-рь св. Альбана в Намюре и в капеллу Девы Марии в Брюгге (Бельгия), в Хальберштадт (Германия) ( Janin. Églises et monastères. Р. 302). Частица мощей Л. вложена в воздвизальный крест, изготовленный в 1494-1495 гг. в Смоленске, входившем в то время в состав Великого княжества Литовского (ныне хранится в ГММК; см.: Христ. реликвии в Московском Кремле. М., 2000. С. 177). Ист.: BHG, N 976-978b; PG. 117. Р. 579-580 [Минологий Василия II]; SynCP. Col. 881-882; Latyš ev. Menol. T. 2. P. 263-266; Passion de saint Laurent (et des ss. Abdon et Sennen, Xyste II et Hippolyte) (BHG3 977c)//Inédits byzantins d " Ochrida, Candie et Moscou/Éd. F. Halkin. Brux., 1963. P. 284-300; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 6. Σ. 190-192; ЖСв. Авг. С. 147-159; Синаксарь: Жития святых Правосл. Церкви/Авт.-сост.: иером. Макарий Симонопетрский. М., 2011. Т. 6. С. 530-334. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 242; Т. 3. С. 318-319; Латышев В. В. Визант. «Царская» Минея. Пг., 1915. С. 271-273; Palachkovsky V. La tradition hagiographique sur S. Hippolyte//StPatr. 1961. Vol. 3. N 1. P. 97-107; Janin. Églises et monastères. P. 300-305; Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 206; Follieri E. Sant " Ippolito nell " agiografia e nella liturgia bizantina//Ricerche su Ippolito/Ed. V. Loi. R., 1977. P. 31-43; eadem. Antiche chiese romane nella Passio greca di Sisto, Lorenzo ed Ippolito//RSBN. N. S. 1980/1982. Vol. 17/19. P. 43-71; eadem. L " Epitome della «Passio» greca di Sisto, Lorenzo ed Ippolito (BHG 977 d): Storia di un testo dal menologio al Sinassario//Byzance: Hommage à A. N. Stratos. Athènes. 1986. T. 2. P. 399-423; eadem. Sant " Ippolito nell " agiografia bizantina: Ricerche recenti//Nuove ricerche su Ippolito. R., 1989. P. 131-135; Λαυρντιος//ΘΗΕ. Τ. 8. Σ. 163-165; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 270-271; Петков Г., Спасова М. Търновската редакция на Стишния пролог: Текстове, лексикален индекс. Пловдив, 2014. Т. 12: Август. С. 31-32.

http://pravenc.ru/text/2462435.html

859 В «Житии» говорится, что Гавра происходил от знатных и богатых предков из «восточных фем – Халдии, Колонии и соседних с ними районов» (Пападопуло-Керамевс, Συμβολα..., σελ. 135). Халдия – византийская фема на территории Армении. Фема Колония была расположена между Понтом и Халдией, А. Пападопуло-Керамевс ( Συμβολα..., σελ. 134) замечает, что на территории древней Халдии и в России, в районе Мариуполя и Гурзуфа, где жило немало греков, весьма распространена фамилия Гавра и Гаврадис. 860 Уже в Χ в. в Византии были запрещены браки между детьми – двоюродными братьями и сестрами (см. Zachariae von Lingenthal, Geschichte..., S. 64). 861 По сообщению Зонары (Zon., XVIII, 22) сын Феодора Гавры был обручен с дочерью Алексея Марией, но вскоре этот союз был расторгнут, а Мария обручена с Никифором – сыном Форвина Катакалона. 862 Храм св. Фоки был расположен на европейском берегу Босфора, к северу от Константинополя (Janin, Constantinople byzantine, pp. 434–435). 863 Сосфений находился на европейском берегу Босфора, примерно в 14 км севернее Константинополя (Janin, Constantinople byzantine, p. 436). 864 Фарос (по греч. «маяк») находился у Понта, на европейском берегу Босфора (Ducange, In Alex., р. 586, RE, X, col. 1927). 865 Dölger, Regesten..., 1161 (послемая 1091 г.). 866 Город под таким названием упоминают и другие византийские авторы (Ducange, In Alex., p. 586). 867 Судя по сохранившейся печати, Евстафий Камица был новелиссимом (Schlumberger, Sigillographie..., р. 548). 868 Пинкерн – дворцовый чин, виночерпий за столом императора (Bréhier, Les institutions..., р. 50). 869 В тексте ηλον, хотя естественно было бы ожидать λγχην («копье»). См. объяснения Дж. Баклер (Buckler, Anna/Comnena..., рр. 467–468) и Б. Лейба (Leib, Alexiade, II, 154–155). 870 В византийской истории известно несколько Месопотамитов; один из них, Василий, по сведениям Вильгельма Апулийского, сражался с Алексеем под Диррахием в 1101 г. Попытку идентифицировать этого Георгия Месопотамита делает Дюканж (см. Ducange, In Alex., р. 588). Μ. Матье (Mathieu, Guillaume de Pouille..., p. 321), ссылаясь на письмо Μ. Ласкариса, утверждает, что Месопотамиты – это не фамилия: так называли лиц, происходящих из области или монастыря το Μεσοποτμου (вблизи Бутринто).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

дамы Аникии Юлианы ( 528). В церкви совершался синаксис во имя первомч. Стефана (2 авг., 11 и 27 дек.), а также, возможно, и во имя мч. Стефана Нового (28 нояб.), если признать, что наименование τ Κνστα относится к кварталу Константинианы. Во время лат. владычества, вероятно, была занята капитулом каноников. Монастырь св. Стефана ( Janin. 1969. P. 477), основан (или отреставрирован) при имп. Михаиле VIII Палеологе паракимоменом Константином Нестонгом, к-рый и был здесь погребен. Вероятно, в этом мон-ре в 1347 г. прошел Собор 20 епископов-антипаламитов против патриарха Исидора I Вухира . Вероятно, монастырь следует отождествлять с ц. св. Стефана в Константинианах, поскольку Игнатий Смольнянин в XIV в. видел здесь мощи первомч. Стефана. Студийский монастырь св. Иоанна Предтечи (Имрахор-джами) (96) - см. ст. Студийский монастырь , в Константинополе. Сулу-манастыр (27) - см. ст. Перивлепты монастырь , в Константинополе. Церковь Успения Пресв. Богородицы во Влахернах (15) - см. ст. Влахерны . Церковь св. Феклы около гавани Юлиана (97) (παρ τν λιμνα Ιουλιανο) ( Janin. 1969. P. 142), согласно Прокопию Кесарийскому, была построена имп. Юстинианом I до его восшествия на престол ( Procop. De aedif. I 4). Жанен предложил отождествить ее с ц. первомц. равноап. Феклы на Ячменном рынке (ν Κριθοπωλοις), в к-рой ежегодно 24 сент. совершалась торжественная служба этой святой (SynCP. Col. 75-76, 78; Mateos. Typicon. T. 1. P. 42). Исследователь также предположил, что церковь следует идентифицировать с церковью, находившейся в квартале Контарии (ν τ Κοντρια), которая была построена имп. Константином во имя Пресв. Богородицы, а затем расширена, украшена и переименована во имя св. Феклы имп. Юстином II. Антоний Новгородский (1200) утверждал, что мощи св. Феклы находились «за Пятерицею» (возможно, в ц. св. Феклы во Влахернах; Книга Паломник. С. 31), тогда как, по сведениям анонимного англ. паломника (1190), в К. не было мощей этой святой, а хранилась лишь ее одежда в посвященной ей церкви «на главной дороге» (лат.

http://pravenc.ru/text/2057122.html

633 Титул ипертима (первоначально имевший светский характер) носил Михаил Пселл (см. прим. 562). При Комниных этот титул давался главным образом духовным лицам. Так, при Мануиле Комнине его носителем был афинский митрополит (см. Beck, Kirche..., S. 68). 634 Имеется в виду знаменитый собор св. Марка в Венеции. Таким образом, Алексей делает амальфитян, живущих в Константинополе, данниками Венеции. 635 Таким образом, венецианская концессия состояла из эргастериев (собственно мастерских, где не только изготовляли, но и продавали изделия), расположенных по берегу Золотого Рога от Еврейского причала (южная граница – см. Janin, Constantinople byzantine, p. 274) до района Вигла (северная граница – см. Janin, Constantinople byzantine, p. 302). Это сравнительно небольшой прибрежный район напротив Галаты. 636 Таможенная пошлина ( κομμρκιον) – налог на оборот и продажу товаров (см.: Rouillard, Les taxes maritimes..., р. 277 sq.; Dölger, Beiträge..., S. 62). 637 Привилегии, предоставленные венецианцам в Константинополе, зафиксированы в нескольких документах (Dölger, Regesten..., 1076, 1081, 1109). Анна, конечно, имеет в виду хрисовул Алексея 1082 г., сохранившийся на латинском языке в венецианских архивах (Tafel, Thomas, Urkunden..., S. 52 sq.). На это указывает целый ряд совпадений текстов хрисовула и Анны. Так в хрисовуле говорится об уступке Венеции квартала с лавками ab Ebraica usque ad Viglan (от Еврейского причала до Виглы), об обложениях ежегодными взносами в три номисмы амальфитян в пользу венецианцев, о даровании венецианскому дожу титула протосеваста (у Анны севастократора), а патриарху – ипертима и т. д. В то же время в хрисовуле есть ценные детали, которых нет у Анны. Так в нем перечислены города империи (в том числе фактически ей не принадлежавшие), где венецианцы пользуются полной свободой торговли, точно указаны налоги, от уплаты которых венецианцы освобождаются. Как явствует из текста хрисовула, Византия шла на унизительные уступки венецианцам. Греческие чиновники, нарушители хрисовула, подвергаются большому денежному штрафу, две церкви в Константинополе со всеми доходами передаются венецианцам (православные церкви – католической Венеции!) и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010