De Boor. 1901. – De Boor C. Weiteres zur Chronik des Logotheten//BZ. Bd. 10. 1901. S. 70–90. Featherstone. 1998. – Featherstone J. M. The Logothete Chronicle in Vat. gr. 163//OCP. T. 64. 1998. P. 419–434. Gelzer. 1885–1898. – Gelzer H. Sextus Julius Africanus und die byzantinische Chronographie. Leipzig, 1885–1898. Hannak. 2005. – Hannak W. K. Sources for the Old Slavonic rendition of the Annals of Symeon Logothetes and Metaphrastes//Zwischen Polis, Provinz und Peripherie: Beiträge zur byzantinischen Geschichte und Kultur. Wiesbaden, 2005. P. 579–604. Hardt. 1808. – Hardt I. Lectiones variantes Leonis Grammatici ex codd. Monac. Theodosii Meliteni et Georgii Hamartoli//Neuer Literarischer Anzeiger. Bd. 3/1. Tübingen, 1808. S. 61–389. Hirsch. 1876. – Hirsch F. Byzantinische Studien. Leipzig, 1876. Hogel. 2002. – Hogel C. Symeon Metaphrastes: Rewriting and Canonization. Copenhagen, 2002. Iorga. 1925. – Iorga N. Médaillons d " histoire littéraire byzantine, 9: Les Continuateurs de Théophane//Byz. T. 2. 1925. P. 253–260. Kresten. 1969. – Kresten O. Andreas Darmarios und die handschriftliche Überlieferung des Pseudo-Julios Polydeukes//JÖB. Bd. 18. 1969. S. 137–165. Kresten. 1976. – Kresten O. Phantomgestalten in der byzantinischen Literaturgeschichte: Zu vier Titelfälschungen des 16. Jahrhunderts//JÖB. Bd. 25.1976. S. 207–228. Janin. 1950. – Janin R. Constantinople byzantine. Paris, 1950. Janin. 1975. – Janin R. Les églises et les monastères des grands centres byzantins (Bithynie, Hellespont, Latros, Galèsios, Trébizonde, Athènes, Thessalonique). Paris, 1975. Jenkins. 1965. – Jenkins R. J. H. The Chronological Accuracy of the «Logothete» for the Years A.D. 867–913//DOP 19. 1965. P. 91–112. Kazhdan. 1991. – Kazhdan A. Symeon Logothete//The Oxford Dictionary of Byzantium. New York, 1991. P. 1982–1983. Krug. 1810. – Krug Ph. Kritischer Versuch zur Aufklärung der byzantinischen Chronologie. SPb., 1810. S. 19–27. Kunik. 1848. – Kunik E. E. Über das Verhältnis des Continuator Theophanis zu dem Symeon Logothetes oder Pseudometaphrastes//Krug Ph. Forschungen in der ältern Geschichte Rußlands. Bd. II. SPb., 1848. S. 785–807.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

313 Паниперсеваст ( πανυπερσβαστος) – титул, придуманный Алексеем. В переводе это слово означает «наисвященнейший». 314 Светлейший Протосеваст ( πρωτοσβαστος περιφανστατος). По сообщениям Зонары (Zon., XVIII, 21) и Глики (Glycas, IV, р. 618), Адриан получил сан протосеваста и должность великого доместика. 315 Друнгариями в Византии назывались командующие императорским флотом (см. Bury, The imperial administrative system..., р. 109 sq.). Титул великого друнгария флота ( μγας δρουγγριος το στλου) был впервые введен при Алексее (см. Guilland, Les chefs de la marine..., p. 219 sq.). 316 Привилегией носить титул севаста ( σεβστος – «священный») до правления Алексея пользовались только императоры. Слово σεβστος представляет собой греческий перевод латинского augustus. Со времен Октавиана августами назывались римские императоры (ср. прим. 112). 317 Вводил новшества – ξενζων. Φ. Дэльгер ( ΒΖ, 29, S. 303) настаивает на переводе: «вызывал удивление». 318 Проведенная Алексеем реформа титулатуры заключалась не только в изобретении новых пышных титулов. Одновременно с введением новых титулов, которые жаловались исключительно близким родственникам императора или членам наиболее знатных фамилий, находившимся в родстве с Комниными, в правление Алексея практически вышли из употребления основные титулы византийской служилой знати: магистр, анфипат, патрикий и протоспафарий. Следовательно, новая система титулатуры оставила вне аристократических разрядов большую часть константинопольских вельмож (см. Stein, Untersuchungen..., S. 29 sq.). 319 День Иоанна Евангелиста – 8 мая. Евдом находился на берегу Пропонтиды, примерно в 5 км к западу от Константинополя (Janin, Constantinople byzantine, pp. 408–411; о храме см. Janin, La géographie..., рр. 275–278). 320 Т. е. с августа 1075 г. до мая 1081 г. 321 Dölger, Regesten..., 1064 (1081 г., ок. апреля). 322 Манганы – район в восточной части Константинополя (Janin, Constantinople byzantine, рр. 355–356), где находился императорский дворец и монастырь св. Георгия, основанный Константином Мономахом (Janin, La géographie..., рр. 75–81).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Hussey J.M. The Orthodox Church in the Byzantine Empire. Oxford, 1986. Janin R. La Geographie ecclesiastique de l’Empire byzantin. T. 1: Le siege de Constantinople et le Patriarcat CEcumenique; T. 3: Les eglises et les monasteres. Paris, 1969 (2 ed.). – Les eglises et les monasteres des grands centres byzantins, Bithynie, Hellespont, Latros, Galesios, Trebizonde, Athenes, Thessalonique. Paris, 1975. Jolivet-Levy C., Kaplan М., Sodini J-P. (ed.) Les saints et leurs Sanctuaires a Byzance. Paris, 1993. Jouassard G. Aux origines du culte des martyrs dans le christianisme/Revue des Sciences Religieuses 39 (1951), 362–367. Kalogerou I. О. Ο χριστοκεντρικς χαρακτρ τς διακρσεωσ γων ες τν ζων τς κκλησας κα τς πρς ατο_Σ ποδσεως τιμς μ τν θεαν λατρεαν/πετηρς Θεολογικς Ζχολς Θεσσαλονκης 27 (1992), 249–262. Kantor M. Medieval Slavic Lives of Saints and Princes. Ann Arbor, 1983 (Michigan Slavic Studies, 5). Kaplan M. Les normes de la Saintete a Byzance (VIe-IXe s.)/Mentalites 4 (1990), 15–34. – L’hinterland religieux de Constantinople: moines et saints de banlieue d’apres l’hagiographie/Constantinople and its Hinterland/Ed. Mango C., Dagron G. Aldershot, 1995, 191–205. – Les moines et le clerge seculier a Byzance, V-XIIe s./Moines et monasteres dans les societes de rites grec et latin/Ed. Lemaitre J.L., Dimitriev М., Gonneau P. Geneve, 1996. – Le saint, leveque et l’Empereur: l’image et le pouvoir a lepoque du second iconoclasme d’apres les sources hagiographiques/Bulletin de l’lnstitut Historique beige de Rome 69 (1999), 185–201. – De la depouille a la relique: formation du culte des saints a Byzance du Ve au Xe siecle/Les reliques: objets, cultes, symboles/Ed. Bozoky A., Helvetius A.-M. Louvain, 1999,19–38. – Le miracle est-t-il necessaire au saint byzantin?/Miracula et Karama/Ed. Aigle D.. Turnhout, 2000 (Hagiographies medievales comparees 2), 167–196. – Le choix du lieu saint d’apres certaines sources hagiographi- ques byzantines/Le Sacre et son inscription dans lespace a Byzance et en Occident. Paris, 2001 (Byzantina Sorbonensia 18), 183–198.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Пс.88:14.   Твоя мышца с силою: да укрепится рука Твоя, и вознесется десница Твоя. Единородный Сын Божий называется «мышцею» Отца, и «рукою» , и «десницею» Господнею (Кирилл). Пс.88:15.   Правда и судьба уготование Престола Твоего: милость и истина предыдет пред лицем Твоим. Под «правдою» и «судьбою» разумей праведный будущий суд. Бог «милует» не всех, а тех только, кто сожалел о своих грехах и загладил их покаянием или делами милосердия в отношении к ближнему (Златоуст). Пс.88:16.   Блажени людие ведущии воскликновение: Господи, во свете лица Твоего пойдут, «Во свете» Духа, посылаемом через Сына, который есть «Лице» Отца, будут ходить духоносцы, ибо их наставляет Дух Святый на все светлые дела (Никита). Пс.88:17.   И о имене Твоем возрадуются весь день, и правдою Твоею вознесутся. Пс.88:18.   Яко похвала силы их Ты еси, и во благоволении Твоем вознесется рог наш. Пс.88:19.   Яко Господне есть заступление, и Святаго Израилева Царя нашего. Давид ублажает воспевающих Бога в любви и единомыслии (Никита). Пс.88:20.   Тогда глаголал еси в видении сыновом Твоим, и рекл еси: положих помощь на сильнаго, вознесох избраннаго от людей моих. Через «сынов Своих» — Пророков Бог «глаголал» о спасении язычников. Христос был «вознесен» на Крест и привлек к Себе заблудших (Златоуст, Афанасий). Пс.88:21.   Обретох Давида раба Моего, елеем святым моим помазах его. Эти слова сказаны Богом Отцом о Христе. Псалмопевец именует Христа «Давидом» , как от семени Его произшедшего; «рабом» — как явившегося в зраке раба. «Обретох Давида, сына Иессеева, мужа по сердцу Моему, иже сотворит все хотения Моя» (Деян. 13:22). Быть по сердцу Божию — значит любить Бога всем сердцем: «имеяй заповеди Моя и соблюдай их, той есть любяй Мя» (Ин. 14:21). Потребны для Пастыря и труды многие, ибо он должен носить бремена всех (Афанасий, Августин, Димитрий). Пс.88:22.   Ибо рука Моя заступит его, и мышца Моя укрепит его. Пс.88:23.   Ничтоже успеет враг на него, и сын беззакония не приложит озлобити его. Пс.88:24.   И ссеку от лица его враги его, и ненавидящыя его побежду.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

Софию, где проходило основное богослужение. По свидетельству мон. Кристофоро Буондельмонти, в 1-й пол. XV в. храм практически пришел в запустение. Собор (базилика) Св. Софии (Айя-София) (92) - см. Софии Святой собор в Константинополе . Церковь св. Стефана в Аврелианах (93) (ν τας Αρηλιανας) ( Janin. 1969. P. 472-473), освящена во имя первомч. Стефана; согласно Феодору Чтецу, основана Аврелианом, чиновником высокого ранга при имп. Феодосии I Великом и Аркадии (консул в 400); вода из источника, бившего в алтаре храма, поступала в бани дворца Еленианы - с ними связано описанное Феодором Чтецом чудо, в память о котором по повелению имп. Анастасия I была сделана икона с подписями, выполненными диаконом этой церкви. В алтаре храма был похоронен прп. Исаакий, основатель Далматского мон-ря (см. ст. Исаакий, Далмат и Фавст ). Церковь восстанавливали из руин имп. Василий I Македонянин (867-886) и сын имп. Алексея I Комнина севастократор Исаак, который передал ее в дар основанному им мон-рю Пресв. Богородицы Космосотиры в Феррах (1152). Исходя из упоминаний в источниках, церковь располагалась близ дворца Еленианы и мон-ря Пресв. Богородицы Перивлепты и к югу от Далматского мон-ря. Предположительно может быть отождествлена с ц. св. Стефана в Сигме ( Janin. 1969. P. 477). Церковь св. Стефана в Большом дворце (94) - см. ст. Большой дворец в Константинополе . Церковь св. Стефана в Константинианах (95) (ν τας Κωνσταντινιανας) (в местности Зевгма на берегу Золотого Рога) ( Janin. 1969. P. 474-475), в Patria CP создание церкви приписывается имп. Анастасию (491-518) и его жене Ариадне после перенесения в К. из Иерусалима мощей первомч. Стефана, однако это указание следует понимать лишь в хронологическом отношении. Существует др. легендарная версия, согласно к-рой мощи были принесены в К. при имп. Константине и еп. Митрофане (306/7-314) некой Юлианой. Несмотря на явные анахронизмы, лишающие эту легенду доверия, имя Юлианы, по всей видимости, отражает реальное участие в перенесении мощей и создании церкви знатной визант.

http://pravenc.ru/text/2057122.html

Gelzer H. Abriss [der byzantinischen Kaisergeschichte. – In: GBL(2), S. 911–1067]. Gerland E. [Die persischen] Feldzüge [des Kaisers Herakleios. – ΒΖ, ΙΙΙ (1894), S. 330–373]. Grafenauer Β. Nekaj vprašani [iz dobe naseljevanja junih Slovanov.– Z, 4 (1950), str. 23–126]. Grégoire Η. origine [et le nom des Croates et des Serbes. – Byz, XVII (1944/45), p. 88–118]. Grégoire Η. Un nouveau fragment [du «Scriptor incertus de Leone Armenio» .– Byz, XI (1936), p. 417–427]. Grumel V. [La] chronologie. [Paris, 1958]. Guilland R. [Recherches sur les] inscitutions [byzantines. Berlin-Amsterdam, 1967, v. Ι-II]. Handbuch der Kirchengeschichte. [Hrsg. von H. Jedin. Bd.] II/1 [Die Reichskirche nach Konstantin dem Großen. Erster Halbband: Die Kirche von Nikaia bis Chalkedon. Von K. Baus, E. Ewig. Freiburg-Basel-Wien, 1973]. Harmatta J. Studies [in the History and Language of the Sarmatians. Szeged, 1970]. Haussig H. [Theophylakts] Exkurs [über die skytischen Völker. – Byz, XXIII (1053), S. 275–462. Honigmann E. [Le] Synekdèmos [Hierocles et Opuscule géographique de Georges de Chypre. Bruxelles, 1939]. Hunger Η . Prooimion. [Elemente der byzantinischen Kaiseridee in den Arengen der Urkunden. Wien, 1964]. Janin R. Constantinople [Byzantine. Paris, 1964]. Janin R. [La] géographie ecclésiastique [de empire byzantin. 2 e éd. Paris, 1969, p. I, t. III. Les églises et les monastères]. Janin S. [Les] églises et [les] monastères [des grands centres byzantins. Paris, 1975]. Janssens Yv. Les bleus [et les Verts sous Maurice, Phocas et Héraclius. – Byz, XI (1936), p. 499–536]. Jireek C. [Archäologische] Fragmente [aus Bulgarien. – AEMÖ, Χ (1888)]. Jireek C. J. Geschichte [der Bulgarien. Prag, 1876]. Jones Α. Η. Μ. [The] Cities [of The Eastern Roman Provinces. Oxford, 1971]. Kaegi W .– Ε. [Byzantium and the] decline [of Rome. Princecon, 1968]. Karayannopulos J. [Die Entstehung der byzancinischen] Themenordnung. [- BA, 10 (1959)]. Klein K.K.[Der] Friedensschluss [von Noviodunum. -AfdA, 5, Juli (1952), S. 189–192].

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Ispoved...

Roma, 1958. P. 188–201 (Orientalia Christiana Analecta, 153). Schneider H. Die biblischen Oden im christlichen Altertum//Biblica. Roma, 1949. Vol. 30. S. 446. Husmann H. Hymnus und Troparion. Studien zur Geschichte der musikalischen Gattungen von Horologion und Tropologion//Jahrbuch des Staatlichen Instituts fur Musikforschung Preussischer Kulturbesitz. 1971. Berlin, 1972. S. 31. Доброклонский А. П. Указ. соч. С. 775; Творения преподобного отца нашего и исповедника Феодора Студита в русском переводе. СПб., 1908. Т. II. С. 685. Janin R. Les Eglises et les monasteres des grands centres Byzantins (Bithynie, Hellespont, Latros, Galesios, Trebizonde, Athenes, Thessalonique). Paris, 1975. P. 126–191. Единица административного деления в Византийской империи. – Прим. ред. Доброклонский А. П. Указ. соч. С. 316. Малышевский И. И. Олимп, на котором жили святые Кирилл и Мефодий//Труды Киевской Духовной академии. 1888. 12. С. 564. Там же. С. 559; Leroy J. Op. cit. P. 183–185. Janin R. Op. cit. P. 177–183. Организация студийского общежития, вплоть до специальной терминологии, близка к описанной в сочинениях Дорофея Газского ( Leroy J. Op. cit. P. 190). Судя по всему, именно в этот период преподобный Феодор Студит дополнил палестинскую Триодь седмичными песнопениями по образцу песнопений преподобного Андрея Критского для Страстной седмицы ( Карабинов И. Постная Триодь: Исторический обзор ее плана, состава, редакций и славянских переводов. СПб., 1910. С. 77–157). Доброклонский А. П. Указ. соч. С. 761–762. Там же. С. 925–928. PG XCIX. Col. 17041720. Текст находится в рукописях южно-итальянского происхождения ( Leroy J. La Vie quotidienne du moine studite//Irenikon 1954. Vol. 27. P. 24–25), а также в рукописи 1086 года из Синайского монастыря Sin. gr. 401 ( Дмитриевский А. А. Указ. соч. Т. I. С. XV, XXXI). Дмитриевский А. А. Указ. соч. Т. I. С. 224–238. Текст находится в составе списков Иерусалимского устава, происходящих из афонского Ватопедского монастыря: ГИМ. Син. греч. 456, л. 140 об.

http://sedmitza.ru/lib/text/443682/

34 Труды которого, к сожалению, не нашли отражения на страницах книги; см.: Басаргина Е. Ю. Русский археологический институт в Константинополе. Очерк истории. СПб., 1999. 35 Книга Паломник. Сказание мест святых во Царьграде Антония, архиепископа Новгородского в 1200 г./Под ред. X. М. Лопарева//Православный Палестинский сборник. М., 1899. Т. 17. Вып. 3 С. 33. Рассказ Антония Новгородского, вроде бы, располагает искать «Испигас» и, следовательно, «русский убол» на северном, противоположном по отношению к собору святой Софии, берегу Золотого Рога, в современной Пере, где находился район под названием Πηγαι. В то же время место под городской стеной на южном берегу Золотого Рога, откуда на лодках переправлялись в Πηγαι., именовалось также Испигасом (εις εηγας;), и именно здесь, по некоторым соображениям, локализуют Борисо-Глебскую церковь (Janin R. La geographie eccelesiastique de I’Empire Byzantin. Partie 1. 2 e ed. Paris, 1969. Т. 3: Les eglises et les monasteres. Р. 65). Дополнительные сложности вносит уверение Антония, что на границе «русского убола» стояла церковь Сорока мучеников Севастийских; между тем в Пере о таком храме ничего не известно, и упомянутую в «Книге Паломник» церковь отождествляют то с церковью Сорока мучеников на Месе, центральной улице Царьграда (Кузенков П. В. Византия и Русь//Православная Энциклопедия. М., 2004. Т. 8. С. 224, сред. стб.), то с таким же храмом «близ Медного Четырехвратия» (πλησιον του Χαλκου Τετραπυλου ) (Janin R. La geographie eccelesiasmique…P. 485–486). И в том, и в другом случае выходит, что Русский квартал был несообразно обширен, пересекая с севера на юг, от Месы до Золотого Рога, почти весь Константинополь. Или нужно различать между «Русским уболом» и «Русским градом» в рассказе архиепископа Антония? Вопрос явно нуждается в специальном исследовании. 36 Турилов А. А. Запись о построении церкви Бориса и Глеба в Константинополе//Письменные памятники истории Древней Руси. Летописи, повести, хождения, поучения, жития, послания. Аннотированный каталог-справочник/Под ред. Я. Н. Щапова. СПб., 2003. С. 45–46.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Полный церковно-славянский словарь. СПб., 1899. Т.1. С.382. 629 Антоний Новгородский упоминает этот ковер в числе реликвий св. Николая в Св. Софии: Лопарев Хр. (прим. 527). С.5. 630 О местоположении работоргового рынка см.: Janin R. Constantinople byzantine. 2-е éd. (AOCh. T.4a). Paris, 1964. P. 97; о торжище руси: ibid. P. 256 f. 631 Где находился и как выглядел этот только здесь упомянутый монастырь, неизвестно: Janin R. La géographie ecclésiastique de byzantin. Ière partie: Le siége de Constantinople et le Patriarcat oecuménique, t.III: Les Eglises et les Monastères. 2-е éd. Paris, 1969. P. 376 27). 633 Очевидно, опечатка (вместо 1089 г.), коль скоро речь идет о митрополите Иоанне II, умершем во второй половине этого или в начале следующего года. (А.Н.) 634 O христианизации половцев см.: Памятники (прим. 202). Т.1. Стб.ЗЗ (Вопрошание Париково, §40); ПСРЛ. Т.1. Стб.505 (1223 г.: крещение хана Бастыя); а также прим. 181. 637 ПСРЛ. Т.1. Стб.229 (под 1095 г.), 291 (под 1117 г.), 295 (под 1125 г.), 301 (под 1132 г.). Так как время заложения храма однозначно засвидетельствовано летописями (см. предыдущее прим.), упомянутый в тексте “Мстислав Святославич, внук Ярослава Владимировича, в крещении Георгий” является плодом недоразумения; к тому же епископ Никита, поименованный в качестве современника, скончался 30 января 1109 г. (НПЛ. С. 19). 639 Речь идет, надо полагать, о вдове киевского князя Всеволода Ярославича († 1093 г.): см. указатель личных имен к ПСРЛ. Т.1 [С.542, 2–й столб. – Прим. изд. (А.Н.)] 640 Следует учесть, однако, что вторая жена Всеволода Ярославича (которую, возможно, в самом деле звали Анной) умерла в 1111 г. (ПСРЛ. Т.2. Стб.273), тогда как сооружение Николо-Дворищенского собора относится к 1113 г. (эта дата есть и в тексте “новгородского чуда”). Подробнее см.: Назаренко А.В. Неизвестный эпизод из жизни Мстислава Великого//Отечеств, ист. 1993. С.65–78. (А.Н.) 642 “Около 1080 г. (султан) Сулейман владел уже всеми малоазийскими землями от Киликии до Геллеспонта, основав здесь, в исконных византийских областях, Иконийский султанат (Рум)” (Ostrogorsky G.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«26.08.88. Посетил Данилов монастырь. 28 .08.88 (воскресенье). Был на службе в Даниловом монастыре – Успение Божией Матери, большое скопление народа. Хотел приложиться к плащанице. Не удалось. Исповедовалось много народа. Заказал за здравие и упокой. Поставил 4 свечи. Одну – з целителю Пантелеимону. Настроение не очень хорошее. Пришел в больницу – наступило просветление. Душа отдыхает. Прилив любви к И. Х. и Владыке… 2 .09.88 (пят). Данилов монастырь: заказал о Владыке за здравие с акафистом. 3 .09.88. Данилов монастырь: причащался в 6 ч. утра. 4 .09.88. Данилов монастырь: на службе». Какая удача, что институт оказался рядом с Даниловым монастырем, открывшемся будто специально для Толи! Пока было тепло, он ходил туда чуть ли не каждый день. Для этого выходил из института в полшестого утра, говоря вахтеру, что идет на переговорный пункт. Звонит както в первые дни: «Я купил себе брюки. Правда, они дорогие». – «Сколько?» – «Пятьдесят рублей». – «Толя, ну какие же они дорогие?! Это совсем недорогие, нормальные брюки». – «Ты знаешь, они такие красивые: серые, из мягкой ткани. Я шел по улице, и все на меня смотрели». И это в Москвето, где никого ничем не удивишь! Если охарактеризовать это качество Толи одним словом, это – скромность. Он всегда стеснялся выделяться. Чуть позже я привезла ему старую кожаную куртку, в которой он еще студентом ходил по Воробьевым горам. Вот так мы и ходили по Москве: в СвятоДанилов монастырь, Новодевичий, Донской… Невозможно себе представить, что еще несколько месяцев назад мы ничего не знали о Церкви. «5.09.88. Из разговора по телефону узнал, что Владыка всю ночь не спал изза меня – молился. 10 .09.88. Были в Новодевичьем монастыре – причащались. Купили два образа-медальона И. Х. Был с Э. 11 .09.88. День Усекновения главы Иоанна Крестителя. В Донском монастыре впервые помянули Владыку Гурия. 2 .10.88. В Новодевичьем монастыре причащались. 9 .10.88. Данилов монастырь – причастие. Исповедовался у старца. Поставил свечи за здравие и упокой. Купил 2 просфоры. Утром было сильное искушение не идти в монастырь. Несколько раз во время службы присаживался.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010