Н. крайне слабо изучена археологами. От римской и византийской эпох в городе сохранились большие фрагменты стен III в., которые многократно перестраивались и служили городу до конца средневековья. Несколько храмов и монастырей в Н. известны лишь по разрозненным письменным источникам ( Janin. Grands centres. P. 77-104). Их местоположение не локализовано. Известные иерархи Н. Епископы: св. Прохор (сер. I в.), Евандр (II в.), сщмч. Анфим (303), Евстолий (314), Евсевий (до 323-325, 328/9-338/9; арианин; впосл. архиепископ К-польский), Амфион (325-329, 339-347; арианин), Марафоний (ок. 342-360; македонианин), Кекропий (351-24 авг. 358; арианин), Онисим (после 369), Евфрасий (381), Патрикий (80-е гг. IV в.), Геронтий (до 400), Пансофий (401), Диодор, Гимерий (431), Евномий (449-451), Стефан (518-520), Фалассий (536), Иоанн (553), Иосиф, Петр (681), Иоанн (сер. VIII в.; иконоборец), Константин (60-е гг. VIII в.; иконоборец), Петр (787); митрополиты: Григорий (1-я пол. IX в.), свт. Феофилакт (814), Игнатий (843-846), Феофил Маномах (845/6), Иоанн (858-867), Георгий (879), Григорий (912 - ок. 925), Игнатий (ок. 921-945), Стефан (976 - ок. 1003), Иоанн (1030), Антоний (1035-1037), Стефан (2-я пол. XI в.), Василий (1071), Михаил (1082), Константин (1094/95-1136), Никита (30-е гг. XII в.), неизвестный (1145), Иоанн (1152), Феофилакт (1157), Михаил (1166-1169), Иоанн (1174-1177), Иоанн (1232), Кирилл (1285-1316), Каракалл (1289-1294(1300)), Максим (1324-1327), Макарий (1385-1397), Макарий (1437-1439; низложен), Дионисий, неизвестный (1574), Сисинний (1578-1580), Кирилл (1641), Неофит (1671), Паисий II (1721-1726; позднее патриарх К-польский), Кирилл (1745-1748), Никифор (1768), Герасим (1784-1787), Афанасий (1793-1819), Дионисий (1856), Филофей (1879-1892). Лит.: Le Quien. OC. T. 1. Col. 581-598; Pauly, Wissowa. Hbd. 33. Col. 468-492; Telfer W. Arius takes Refuge at Nicomedia//JThSt. 1936. Vol. 37. P. 60-64; Janin. Grands centres; Darrouz è s. Notitia; Vryonis S. The Decline of Medieval Hellenism in Asia Minor. Berkeley etc., 1971; Fedalto. Hierarchia. Vol. 1. P. 94-107; ODB. Vol. 3. P. 1483-1484; Foss C. Nicomedia and Constrantinople//Constantinople and Its Hinterland/Ed. C. Mango, G. Dagron. Camb., 1995. P. 81-90; Иванов С. А. В поисках Константинополя: Путев. по визант. Стамбулу и окрестностям. М., 2011. С. 666-670.

http://pravenc.ru/text/2566234.html

Лит.: Токмаков И. Сведения о домовой церкви при моск. ГА МИД. М., 1882; Кондаков Н. П. Византийские церкви и памятники Константинополя//Тр. VI Археол. съезда в Одессе в 1884 г. Од., 1887. Т. 3 (отд. изд.: Од., 1886. М., 2006р); Книга Паломник: Сказание мест святых во Цареграде Антония, архиеп. Новгородского, в 1200 г.//ППС. 1899. Т. 17. Вып. 3; Вирсаладзе Т. Фресковая роспись в церкви Архангелов села Земо-Крихи: [Рача]//Шромеби (Труды)/Ин-т истории АН Груз. ССР. Тбилиси, 1963. T. 6. С. 107-167 (на груз. яз.); Janin. Eglises et monastères. 19692. P. 102-109; Успенский сборник. М., 1971; Маясова Н. А. Кремлевские «светлицы» при Ирине Годуновой//ГММК: Мат-лы и исслед. 1976. Вып. 2. С. 39-61; она же. Древнерусское лицевое шитье: Кат. М., 2004; Плешанова И. И., Лихачева Л. Д. Древнерусское декоративно-прикладное искусство в собр. ГРМ. М., 1985; Лифшиц Л. И. Монументальная живопись Новгорода XIV-XV вв. М., 1987; Иконы Древней Руси XI-XVI вв. СПб., 1993; Богоматерь Владимирская: К 600-летию Сретения иконы Владимирской в Москве 26 авг. (8 сент.) 1395 г. М., 1995; Русские мон-ри: Искусство и традиции. СПб., 1997; Stylianou A. The Painted Churches of Cyprus. Nicosia, 19972; Смирнова Э. С. Миниатюры XI в. в Кодексе Гертруды (Псалтырь архиепископа Эгберта из Трира), Чивидале, Нац. Археол. музей, cod. CXXXVI//Искусство рукописной книги: Византия, Древняя Русь: Тез. докл. междунар. конф. Москва, 17-19 нояб. 1998 г. СПб., 1998. С. 32-34; Пивоварова Н. В. К истолкованию программы росписи диаконника церкви Спаса на Нередице в Новгороде//ДРИ. СПб., 1999. [Вып.:] Византия и Др. Русь: К 100-летию А. Н. Грабара. С. 210-227; Царский храм. Святыни Благовещенского собора в Кремле: Кат. М., 2003; Белоброва О. А. О почитании мучеников Адриана и Наталии на рус. почве//Очерки рус. худож. культуры XVI-XX вв. М., 2005. С. 17-26; Древности и духовные святыни старообрядчества: Иконы, книги, облачения, предметы церк. убранства Архиерейской ризницы и Покровского собора при Рогожском кладбище в Москве. М., 2005; Иконы Кирилло-Белозерского музея-заповедника. М., 2005; Holy Image, Hallowed Ground: Icons from Sinai/Ed.: R. S. Nelson, K. M. Collins. Los Ang., 2006; Бенчев И. Иконы святых покровителей. М., 2007; Иконописцы царя Михаила Романова. М., 2007; Возвращенное достояние: Рус. иконы в частных собр.: Кат./Науч. ред., сост.: И. А. Шалина. М., 2008; Иконопись эпохи династии Романовых: Собр. Виктора Бондаренко. М., 2008; Образы и символы старой веры. СПб., 2008; Герасименко Н. В. и др. Изображения святых во фресках Софии Киевской: Западное пространство основного объема под хорами//ИХМ. 2009. Вып. 11. С. 208-257; Кочетков. Словарь иконописцев. М., 20092; Sainte Russie: L " art russe des origins à Pierre le Grand. P., 2010.

http://pravenc.ru/text/673929.html

46 Brehier. Op. cit. Vol. II. P. 472–473. 47 О происхождении монашества см.: Schiwietz S. Das Morgenlдndische Мцпснтит. Bd. I, passim. Особенно: S. 48–90, 148–225. 48 Justinian. Novellae/Ed. К. Ε. Zachariae von Lingenthal. Т. I. P. 133, 535, 538, 539, 554; Knecht Α. System des Justinianichen Kirchenvermцgensrechmes. S. 57–60. 49 Hefele C. J. H istoire des Conciles, в переводе на франц. Η. Leclercq (HefeleLeclercq). T. III, I. P. 560 ff., особенно P. 568–569. 50 См.: Gardner A. Theodore of Studium. P. 66 ff. 51 Brehier L. Le Monde Byzantine. Vol. II. Institutions de I Empire Byzantine. P. 545–546. 52 Ibid. P. 550–559. 53 Brehier L. Op. cit. Vol. II. P. 564–565. 54 Benjamin of Tudela. Itinerary/Transl. M. N. Adler. P. 11–14. 55 Tafra Ii О. Thessalonique au XIV е siecle. P. 99–107. 56 См. выше в этой же главе. 57 Miklosich F., Mьller J. Acta et Diplomata Graeca Medii Aevi. Т. IV. P. 298–301; Wiegand T. Der Latros, passim. 58 Об Афоне см.: Meyer Р. Die Haupturkunden fьr die Geschichte der AthosKloster, passim. 59 Delehaye Ε. Les Saints Stylites, passim. 60 Vita S. Lucae Junioris//PG. T. CXI. Col. 441–480, passim. 61 См.: Nicetas Stethatus. Vie de Symeon le Nouveaux Theologien/Ed. I. Haussher and G. Horn, with introduction//Orientalia Christiana. Vol. XII. 62 О никейских монастырях см.: Nicephorus Blemmydas. Curriculum Vitae et Carmina/Ed. Α. Heisenberg. P. 39.0 Трапезунде см.: Mgr. Chrysanthos. Εκκλησα του Τραπεζοντας. Σ. 471–478.; Miklosich et Mьller. Op. cit. Т. V. P. 276–281. 63 Janin R. La Geographie ecclesiastique de l Empire Byzantin. Pt. 1, III. Les Eglises et les monasteres. P. 222–223. О церкви монастыря Хора см.: Underwood P. A. The Kariye Djami. Vol. I. P. 316. Единственный монастырь, основанный Михаилом, находился на маленьком острове Оксия. 64 Miklosich et Mьller. Op. cit. Т. V. P. 191–193. 65 Nicol D. M. M eteora, the Rock Monasteries of Thessaly. P. 70 ff. 66 Meyer P. Op. cit. Р. 54, 190–194. 67 Ibid. Р. 203–210. 68 Ibid. Р. 57 ff. 69 О положении мирян см.: Geanakoplos D. J. Byzantine East and Latin West. P. 79–80.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2443...

Надежные сведения об О. вновь появляются с сер. IX в. В это время победившие в Византии иконопочитатели возродили интерес к чудотворной иконе, а сам мон-рь стал одним из важнейших св. мест, почитаемых имп. фамилией. К этому времени при храме существовал мон-рь, к-рый, возможно (по предположению Р. Жанена; Janin. Eglises et monasteres. P. 199-200), был основан при имп. Михаиле III (842-867). Весной 866 г. О. посетил кесарь Варда, соправитель имп. Михаила III, перед тем как отправиться в экспедицию на Крит. Он вошел в храм, чтобы помолиться перед иконой об успехе, но в этот момент с его плеч упал плащ, что было истолковано как роковое предзнаменование ( Theoph. Contin. P. 204; Josephi Genesii Regum libri quattuor/Ed. A. Lesmuller-Werner, I. Thurn. B., 1978. P. 103. (CFHB; 14); Cedrenus G. Comp. hist. Vol. 2. P. 179). Спустя краткое время в ходе чрезвычайно напряженной борьбы за власть Варда был убит по приказу имп. Михаила III. О почитании иконы «Одигитрия» в О. упомянуто в итинерарии Анонима Меркати между 1063 и 1081 гг. ( Mercati S. G. Santuari e reliqui Constantinopolitane secondo il cod. Ottob. lat. 169//Rendiconti d. Accad. di Archeologica. Napoli, 1936. P. 144). В это время церемониал почитания иконы еще сохранял традиционную форму. Многолюдные крестные ходы с иконой устраивались по вторникам (как и в V в.) (см. в ст.: «Одигитрия» ). В 1094 г. Иоанникий, катигумен О., участвовал в соборном заседании в патриаршем дворце, на к-ром состоялось примирение иерархов К-польской Церкви и митр. Льва Халкидонского. В 1157 г. в мон-рь был отправлен ересиарх Сотирих Пантевген после его соборного осуждения (PG. 140. Col. 196). В 1186 г., когда поднявший мятеж полководец Алексей Врана осаждал К-поль, имп. Исаак II Ангел возглавил процессию с иконой «Одигитрия», к-рую носили вдоль городских стен ( Nicet. Chon. Hist. Vol. 1. P. 382). В 1201 г., когда еще один мятежник, Иоанн Комнин Толстый, сумел захватить Большой дворец, имп. Алексей III Ангел с приближенными и охраной тайно высадился на зап. берегу Боспора, ночью проник на территорию плохо охраняемого дворца через мон-рь и расправился с мятежниками (Ibid. P. 527).

http://pravenc.ru/text/2578201.html

281 HammerPurgstall J. von. Op. cit. Bd. II. P. 354 ff.; Jorga N. Geschichte des Osmanischen Reiches. Bd. III. S. 137 ff. 282 В 1550 г. Николай де Николаи свидетельствовал о наличии мозаических образов в Святой Софии, но отмечал, что турки лишили их глаз (Les Navigations, Peregrinations et Voyages. P. 104). В одной рукописи, описывающей посещение итальянцами Константинополя в 1611 г. (British Museum, MS. Hart. 3408), говорится о том, что турки закрасили весь интерьер церкви белилами. Но через 60 лет Грело смог зарисовать многие мозаики и обнаружил, что только лики и фигуры были закрашены и повреждены. Те мозаики, которые турки не могли достать, были грубо повреждены; но он видел и людей с длинными шестами, которые пытались заклеить изображения ( Grelot G. J. A Late Voyage to Constantinople/Transl. J. Philips. P. 111 ff.). Госпожа Мэри Вортли Монтегю (Complete Letters/Ed. R. Halsband. Т. I. P. 398–399), стремящаяся защищать турок от всякого обвинения в вандализме, заявляет, что если лики утратились, то это произошло от разрушительного воздействия времени. Она не дает объяснения, почему остальные фигуры находятся в лучшем состоянии. Герлах видел неповрежденные фрески в Студийском монастыре св. Иоанна, хотя церковь уже была обращена в мечеть, а также в церкви св. Феодосии (в то время она использовалась как склад) и в других бывших церквях ( Gerlach S. Tagebuch. S. 217, 358–359). 283 О судьбе этих церквей см.: Runciman S. The Fall of Costantinople. P. 199— 200. Арнольд фон Харф, посетивший Константинополь в 1499 г., сообщает несколько раз, что многие церкви использовались как зверинцы (The Piligrimage of Arnold von Harff (Hakluyt edition). P. 241–242, 244). 284 См. выше: Кн. II, гл. 1. 285 Hypsilantis А. С. Τ μετ την " Αλωσιν/Ed. A. Germanos. P. 62, 91 (основывается на патриарших отчетах). 286 Millingen A. van. Byzantine Churches in Constantinople. P. 128, 304; Janin R. Constantinople Byzantine. Vol. I, iii (Les Eglises et les monasteres). P. 224, 447, 533, 550. О Хоре см.: Gyllius P. De Constantinopoleos Topographia. P. 201.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2443...

Leipzig, 1941. Beck E. Die russische Kirchë Ihre Geschichte, Lehre und Liturgie. 2 ed. Buhl i. Baden, 1926. Benz E. Geist und Leben der Ostkirche. 7 Ed. Hamburg, 1957 (Rowohlts deutsche Enzyklopadie. 40). Beth K. Die orientalische Christenheit der Mittelmeerlander. B., 1902. Boulgakoff S. The Orthodox Church. London, 1935. Boulgakoff S. L’Orthodoxie. Paris, 1932; 2 ed. 1958. Boulgakoff S. Die Wesensart der russischen Kirche//IKZ. 1939. Bratsiotis P. Die Grundprinzipien und Hauptmerkmale der orthodoxen Kirche//Kyrios. 1936. Bd 1. Der christliche Osten. Geist und Gestalt Hrsg. von J. Tyciak, G. Wunderle und P. Werhun. Regensburg, 1939. Fortescue A. The Orthodox Eastern Church. London, 1916. 3 ed. 1920. Ga? W. Symbolik der griechischen Kirche. B., 1872. Gavin Fr. Some Aspects of Greek Orthodox Thought. London, 1923. Heiler F. Urkirche und Ostkirche. Munchen, 1937. Holl K. Gesammelte Aufsatze zur Kirchengeschichte. Bd 2: Der Osten. Tubingen, 1928. Janin R. Les Eglises orientales et les rites orientaux. Paris, 1922. 2 ed. 1926; 3 ed. 1956. Karsawin L. Das Wesen der russischen Orthodoxie//Osteuropa. 19251926. Bd 1. Kartasev A. V. Die orthodoxe Kirche des Ostens: Ein geschichtliches Gesamtbild//Kyrios. 1936. Bd 1. Kattenbusch F. Lehrbuch der vergleichenden Konfessionskunde. Bd 1: Die orthodox-anatolische Kirche. Freiburg i Br., 1892. Kirche, Staat und Mensch. Russisch-orthodoxe Studien. Genf, 1937 (Kirche und Welt. Studien und Dokumente « Hrsg. von der Forschungsabteilung des oekumenischen Rates fur praktisches Christentum. Bd 2). Kyriakos A. D. Geschichte der orientalischen Kirchen von 1453 bis 1898 Ubersetzt von E. Rausch. Leipzig, 1902. Libri symbolici Ecclesiae orientalis Hrsg. von E. Kimmel. 1843 (2 ed. Monumenta fidei Ecclesiae orientalis » Hrsg. von H. Weissenborn. 1850). Loofs Fr. Symbolik oder christlische Konfessionkunde. Tubingen, 1902. Bd 1. Michel A. Die Kaisergewalt in der Ostkirche (843–1204)//OS. 1954. Bd 3. Mihalcescu J. Die Bekenntnisse und die wichtigsten Glaubenszeugnisse der griechisch-orientalischen Kirche im Originaltext.

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/i...

Delehaye H. Byzantine Monasticism//Byzantium: An Introduction to East Roman Civilization/Ed. Norman H. Baynes and H. St. L. B. Moss. Oxford, 1948. P. 136–165. Failler A. Le monachisme byzantin aux XI е -XII е siècles. Aspects sociaux et économiques//Cahiers d’histoire V. 20. 1975. P. 279–302. Fedwick J. P. The Church and the Charisma of Leadership in Basil of Caesarea. Toronto, 1979. Guy J.-C. Les Apophthegmata Patrum//Théologie de la vie monastique. Paris, 1961. P. 73–83. Guiliand R. Remarques sur la vie monastique à Byzance//EEBS. T. 30. 1960. P. 39–53. Hausherr I. La théologie du monachisme chez saint Jean Climaque//Theologie de la vie monastique. Paris, 1961. P. 385–410. Herman E. Ricerche sulle istituzioni monastiche bizantine. Typika ktetorika, caristicari e monasteri «liberi "http://OCP. T. 6. 1940. P. 293–375. Herman E. Die Regelung der Armut in den byzantinischen Klöstern//OCP T. 7. 1941. P. 406–460. Herman E. La «stabilitas loci» nel monachismo bizantino//OCP. T. 21. 1955. P. 115–142. Horden P. The Death of Ascetics: Sickness and Monasticism in the Early Byzantine Middle East//SCH. T. 22. 1985. P. 41–52. Hussey J. Byzantine Monasticism//Cambridge Medieval History. V. 4. 2 nd ed., Pt. 2. Cambridge, 1966. P. 161–184, 439–443. Janin R. La géographic ecclésiastique de l’empire byzantin. Vol. 2: Les eglises et les monastères des grands centres byzantins. Paris, 1975; Vol. 3: Les églises et les monasteres de Constantinople. 2 nd ed. Paris, 1969. Jeanseime E., Oeconomos L. La Satire contre les Higoumenes//Byzantion. T. 1. 1924. P. 317–339. Iberites Joakeim. Ek tou archeiou tes en hagio orei hieras mones ton Ibe- ron//Orthodoxia. T. 6. 1931. P. 364–371. Leioir L. Saint Ephrem, inouïe et pasteur//Theologie de la vie monastique. Paris, 1961. P. 85–97. Lemerle P. Cinq études sur le XI е siède byzantin. Paris, 1977. Leroux J.-M. Monachisme et communaute chretienne d’apres saint Jean Chrysostome//Theologie de la vie monastique. Paris, 1961. P. 143– 190. Leroy J. Monachisme oriental aux X е -XIII е siècles//Cahiers d’histoire 20 (1975), 303–331.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Андроником I Комнином брака между его дочерью Ириной и незаконнорожденным сыном Мануила Алексеем (авг./сент. 1183). По прошествии дарованных Богом 13 с половиной лет свт. Л. заболел и 14 мая 1185 г. отошел ко Господу. Те, кто были с ним в его смертный час, положили его тело в деревянную гробницу и оставили ее в храме Архангелов в мон-ре Стиру. Этот мон-рь служил резиденцией Иерусалимских патриархов и, по мнению Жанена ( Janin. Eglises et monasteres. P. 395), располагался недалеко от Аркадиан. Ученики Л., в особенности Евлогий, захотели запечатлеть образ учителя и пригласили художника, но тому не удавалось передать черты лица святого, т. к. оно постоянно менялось, будто бы Л. смиренно избегал создания своего изображения для почитания. Гробницу святого поставили на черепки, чтобы они поглощали неприятный запах, исходивший от тела. Однако на 4-й день, несмотря на то что гробница представляла собой 2 вложенных один в другой деревянных саркофага, из нее, будто бы из свежей раны, вытекла кровь, источающая аромат. Когда об этом узнал император Андроник, он велел соорудить новую подобающую гробницу. История написания Жития Феодосий Гудел был насельником мон-ря ап. Иоанна Богослова на Патмосе, однако Житие написано в др. месте. В тексте есть указание на то, что Феодосий отсутствовал в мон-ре во время тяжелой болезни Л. (нояб. 1171). Антоний, ближайший ученик святого, информировал Феодосия. Житие явно было написано для чтения вслух перед аудиторией, незнакомой с патмосскими реалиями, т. к. в тексте содержатся подробности (описание окрестностей мон-ря и т. п.), к-рые были хорошо известны местным жителям. Можно предположить, что Феодосий написал Житие, находясь либо на одном из подворий мон-ря, напр. на Крите, либо в К-поле. Возможно, автор сам происходил из К-поля, т. к. он хорошо знает город и разбирается в политической ситуации, подробно рассказывает о великом друнгарии. Автор явно хорошо осведомлен о жизни Л. в К-поле после его возвращения из Палестины. Создается впечатление, что он присутствовал при некоторых ситуациях, напр.

http://pravenc.ru/text/2463535.html

1916. С. 48–70; Mercati G. Scritti d’Isidoro il cardinale Ruteno e codici a lui appartenuti che si sonservano nella Biblioteca Apostolica Vaticana (“Studi e Testi” 46). Roma, 1926; Schreiner P. Ein wiederaufgefundener Техт der Narratio de Russorum conversione und einige Bemerkungen zur Christianisierung der Russen in byzantinischen Quellen//Byzanmino-Bulgarica. Т. I. 1976. 147 «Когда руссы вошли в храм и увидели гробницу св. Георгия, то бросились к ней, воображая найти там сокровища. Но вдруг члены их онемели, и они не в силах были двинуться с места. Тогда предводитель их в страхе призвал одного из христианских пленников и допросил: что это за страшная карающая сила и какой она требует жертвы? После данных объяснений, он обещал свободу всем христианам и приношения их Богу»// Карташев А. В. Очерки по истории Русской Церкви. Т. 1. М, 1992. С. 68. 148 Васильевский В. Г. Избранные труды по истории Византии. Кн. II, т. 3. М., 2010. С. 333–335, 368–370. Бибиков М. В. Byzanminorossica. Свод византийских свидетельств о Руси. II. М„ 2009. С. 135–137. 156 Janin R. La geeographie ecclesiastigue de I’Empere Byxantin. P. I: Le siege de Constantinople et le Patriarcat Eecumenigue. Т. III. Lrs eglises et les monasteres. P.,1969. P. 314–319. 157 Назаренко А. В. «Си первое вниде в Царство Небесное от Руси»//Православный паломник. 2002. 2 (4). С. 50 и сл. 158 Житенев С. Ю. История русского православного паломничества в X-XVII веках. М„ 2007. С. 79–81. 163 Книга Хожений, сост. Н. И. Прокофьев. М.,1984; Малето Е. И. Антология хожения русских путешественников XII-XV вв. М. 2005;Stavrou Th. G., Weisensel P. R. Russian Traveles to the Christian East from the Twelfth to the Twentieth Century. Columbus (Ohio), 1986. < …> 166 Лопухина Е. В., Флоря Б. Н. ; Сухова О. А. Илия Муромец//ПЭ. М., 2009. Т. XXII. С. 307–315; Житинев С. Ю. История... С. 107–109. 167 Апракос Мстислава Великого. Под ред. Л. П. Жуковской. М., 1983; Столярова Л. В. Свод записей писцов, художников и переплетчиков древнерусских пергаменных кодексов XI-XIV вв.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

4 The final section of the complete liturgy consists of the rites of Apolysis (Dismissal), comprising communion hymns and prayers of dismissal, thanksgiving, final blessing, and distribution of the Antidoron bread. The Eucharistic liturgies of the Orthodox Church contain a wealth of the most pro­found prayers, hymns, and intercessions, and are universally regarded by believers as a major deposit of the highest level of theological wisdom that the Orthodox Church possesses. They came to their lit­erary maturity in a time of high patristic inspiration, and they bear a character of venerable profundity, steeped in a rich conception of prayer as a trinitarian mys­tery which the entire church (heavenly and earthly) concelebrates together as a fore­taste of the kingdom’s arrival. The old rule of Lex orandi lex credendi (“the pattern of worship reveals the essence of the church’s faith”) is nowhere seen more aptly than here. SEE ALSO: Anointing of the Sick; Baptism; Chrismation; Confession; Epiclesis; Escha­tology; Eucharist; Incense; Liturgical Books; Marriage; Mystery (Sacrament); Ordination; Orthros (Matins); Vespers (Hesperinos) REFERENCES AND SUGGESTED READINGS Bulgakov, S. (1988) The Orthodox Church. Crestwood, NY: St. Vladimir’s Seminary Press. Florovsky, G. (1978) “The Elements of Liturgy,” in C. G. Patelos (ed.) The Orthodox Church in the Ecumenical Movement: Documents and Statements 1902–1975. Geneva: World Council of Churches, pp. 172–82. Janin, R. (1955) Les Eglises orientales et les rites orientaux. Paris: Letouzey. McGuckin, J. A. (2008) The Orthodox Church: An Introduction to Its History, Theology and Spiritual Culture. Oxford: Wiley-Blackwell. Oakley, A. (1958) The Orthodox Liturgy. London: Mowbray. Schmemann, A. (1966) Introduction to Liturgical Theology. London: Faith Press. Taft, R. (1992) The Byzantine Rite: A Short History. Collegeville, MN: Liturgical Press. Wybrew, H. (1989) Orthodox Liturgy: The Development of the Eucharistic Liturgy in the Byzantine Rite. London: SPCK.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-ency...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010