Пс.88:42.   Расхищаху его вси мимоходящии путем, бысть поношение соседом своим. Пс.88:43.   Возвысил еси десницу стужающих ему, возвеселил еси вся враги его: Спаситель на Кресте был предметом насмешек и «поношения» для врагов (Афанасий). Пс.88:44.   Отвратил еси помощь меча его, и не заступил еси его во брани. Сказано «отвратил» вместо «удержал». Господь не наказал немедленно распинателей, но по великому человеколюбию даровал им возможность покаяться (Афанасий). Пс.88:45.   Разорил еси от очищения его, престол его на землю повергл еси. Пс.88:46.   Умалил еси дни времене его, облиял еси его студом. Псалмопевец объясняет предположение распинателей, которые думали, что подвергнув распятию Христа, они совершенно лишили Его бытия, и славы, и имени. Впрочем, пророки говорят о том, что совершается пред их очами: и здесь Давид, как очевидец, описывает страдания Христа (Кирилл, Афанасий). Пс.88:47.   Доколе, Господи, отвращаешися в конец; разжжется яко огнь гнев Твой; Здесь перемена тона, потому что Пророк, оставив лицо иудеев, прерывает пророчество и обращается к Богу с просьбою о всем человечестве. «Доколе» будут иметь силу дерзости иудеев, желающих распять Единородного и Спасителя нашего? Долго ли, «Господи» , не благоволишь воззрети на болезни наши и не положишь конца бедствиям? Но, «яко огнь» возжигаешь «гнев» памятованием грехов наших (Златоуст, Афанасий). Пс.88:48.   Помяни, кий мой состав: еда бо всуе создал еси вся сыны человеческия; Слаб и ничтожен «состав» человеческого естества, так как создан из земли и для воссоздания нуждается в Божией помощи. Не «всуе» , но по Своей благости создал Господь человека, чтобы он служил украшением всех созданий, и чтобы чрез него видны были смысл и цель творения (Златоуст, Феодорит). Пс.88:49.   Кто есть человек, иже поживет и не узрит смерти, избавит душу свою из руки адовы; Никто не может избегнуть «смерти» и никто не в состоянии избавить «души своей» от «муки адовы» , если Владыка Господь не дарует воскресения (Афанасий). Пс.88:50.   Где суть милости Твоя древния, Господи, имиже клялся еси Давиду во истине Твоей;

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

Первая рукопись (л. 1–94 об.) содержит Псалтырь, Четвероевангелие и другие более мелкие произведения, переписана двумя писцами: 1-ым писцом написаны л. 1–26, 2-й писец, начав с последних двух строк на л. 26, переписал весь(!) текст на л. 27–94 об. Предисловие к пасхалии на л. 93 об. – 94 он писал еще в сжатой манере, поскольку на последнем листе тетради (л. 94) необходимо было разместить оставшуюся пасхалию (безнадежная задача!), но он вышел из положения тем, что начал пасхальные таблицы не с 7001 г., а с 7004 г. (т. е. с того года, в котором он переписывал текст) – поэтому стал писать в более свободной манере (л. 94–94 об.). Это обстоятельство и ввело в заблуждение Н. В. Синицыну, посчитавшую, что текст пасхалии выполнен особым почерком. На самом деле пасхальные таблицы на л. 94–94 об. переписаны тем же 2-ым писцом: характерная лигатура «бого» присутствует и в предыдущей части (л. 56, 56 об., 87), индивидуальные варианты написания высокого «б» и «в» с характерной петлей видны в предшествующем тексте (л. 76 об., 80 об., 90 об., 91), и др. Следовательно, первая рукопись сборника Троиц., 46 написана около 1495 г. (филигрань: Три горы под крестом – типа Лихачев, 1272 (1497 г.) – не противоречит высказанной датировке). Переработка пасхальных таблиц определяет вторичность того варианта Предисловия к пасхалии, который содержится в Троиц., 46 (с чтением «новый Рим»), и датирует его 1495 г. Внесу лишь уточнение в вывод Н. А. Тихонюка о месте создания рукописи. Почерки сборника Троиц., 46 не принадлежат писцам Троице-Сергиева монастыря – следовательно, рукопись создана не в Троицком монастыре, а, скорее всего, при московской митрополичьей кафедре 264 . Попадание кодекса в собрание Троице-Сергиева монастыря вполне объяснимо – ведь с начала 1495 г. троицкий игумен Симон по сути дела являлся «нареченным» митрополитом и исполнял функции главы Русской церкви. В других списках Предисловия к пасхалии заглавия нет, но в Троиц., 46 киноварный заголовок надписан по верхнему полю л. 93 об.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

9 Мое путешествие по Египту и Нубии. 1840. I, 30,37 Обелиск подаренный англичанам, ныне перевезен в Лондон (прим. ред.). 17 Palästina. 1843. III, 239. Робинзон находит возможным, что нынешний Латрун занимает место прежнего Модина (прим. ред.). 18 Wanderungen durch Palästina. 1565. 12. На карте Палестины Ван-де-Вель-де ел-Бурдж показан на Ю. В. от Лидды. В 1869 г. Герен открыл развалины Модина в ел-Медийэ, селении на с. от ел-Бурджа (прим. ред.). 22 Orientalische Reyss des Edlen und Vesten Hanns Iacob von Breüning. 1612. 215. Jasour oder Jasura...welches etwan eine schöne Stadt gewesen, alda eine Kirche von S. Helena gebauen, wie noch an den ruinis zu sehen. 38 Fr. Nicolaus de Farnad. Compendiosa... descriptio urbis Hierusalem s. a. f. 25. Мое примечание к изд. Путешествие игумена Даниила. 1864. 158. 39 Neuere biblische Forschungen in Palästina. 1857. 191–196. Neuere biblische Forschungen in Palästina. 1857. 191–196. 45 Купол над храмом гроба Господня сооружен вновь в 1869 г. на общее иждивение русского и французского правительств (прим. ред.). 46 Williams. The holy city. 1845; Vogüé. Les eglises de la terre Sainte. 1860; Sepp. Jerusalem und das heilige Land. 1863; Lewin. The siege of Ierisalem by Titus. 1863. 47 Hist. V, 11. Nam duos colles immensum editos claudebant muri, per autem obliqui aut introrsus sinuati, ut latera oppugnantium ad ictus patescerent. Мое путешествие по Святой земле. 1854. I, 175–178, 193–197, 331. 66 Nicolaus de Farnad. Compendiosa... descriptio urbis Hierusalem VIII, 6, около 1520 г. говорит: In valle Iosaphat habuit S. Ioachim et S. Anna ortum fructiferum prope extra civitatum in quo sibi fecerunt sepalchra, sic.it mos erat Judaeorum in propriis possessionibus sepoliri et ibi in eoclesia Beata Virginis prope sepulchrum ejus sunt duo sepulchra... S. Anne et S. Ioachim. Tandem et ipsa Benedicta Virgo Maria, tanquam in possessionem paternam est sepulta... 69 Игумен Даниил говорит: «и на том месте създана церковь велика». Граф Вогюэ, которому неизвестен был наш паломник, относит ее построение ко времени от первой половины XII в. до 1187 г. Les eglises de la terre Sainte. I860. 242.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/i...

Такое учение необходимо для общественного спокойствия, полезно для Церкви и государства и согласно с учением Слова Божия и мнениями Святых Отцов Церкви». Так гласит пункт I декларации французских Епископов 1682 г., а второй ранее утвержден теорией Констанцского Собора в такой редакции: «La plénitude de puissance que le Saint Siége Apostolique et les suecesseurs de Saint Pierre, vicaires de Jésus Crist, ont sur les choses spirituelles, est telle que néanmoins les décrets du Saint concile oecumenique de Constance, contenus dans les sessions 4 et 5, approuvés par le Saint Siége apostolique, confrrmés par la pratique de toute l " Eglise et des pontifs romains et obserxés dans tous les temps par l " Eglise Gallicane demeurent dans leur force et vertu. L " eglise de France n " approuve pas l " opinion de ceux qui donnent atteinte a ses decrets ou qui les affaiblissent, en disant que leur autorité n " est pas bien établie, qúils ne sont pas approuves, ou qúils ne regardent que le temps du schisme» 63 . А декреты Констанцского Собора ставили Собор выше Папы . 4-й пункт декларации прямо это заявляет: «Quoique le pape ait la principale part dans les questions de foi et que ses decrets regardent toutes les Eglises et chaque Eglise en particulier, So iugenient n " est pas irréformable á moins que le consentement de l " Eglise n " intervienne». 64 3-ий пункт охраняет национальные церковные обычаи и устройство Галликанской Церкви, напоминая об обязательности канонов пля самого Папы. «Qúainsi l " usage de la puissanse apostolique doit être suivant les canons faits par l " esprit de Dieu, et consacrés par le respect général; les régles, les moeurs et les constitulioms reçus dans le royaume et dans l " Eglise gallieane doivent avoir leur force et vertu, et les usages de nos pères demurer inébranlables, il est même de la grandeur du Saint Siège apostolique que les lois et coutumes, établies du consentement de cesiège respectable et des Eglises subsisted invariiablement» 65 . Но галликанское воззрение не утвердилось в католической Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

113 M. J. Congar, 0. P. Les grandes conferences «oecumeni-ques» et 1’abstention de 1′ Eglise catolique», p. 48. 115 W. A. Wisser Τ Ηοοft, Le protestantisme et le probleme oecumenique, in Oecumenica, 2-me annee, v. 2, nr. 3, Octobre 1935. pp. 242–243: «Elles (les Eglises) veulent bien 1’unite», mais elles ne sont pas pretes a lutter pour cette unite. Elles tombent ou bien dans 1’erreur desectarisme, en faisant de leur particularity une petite idole, ou bien elles deviennent tenement tolerantes qu’elles trahissent leurraison d’etre meme. Mais elles ne vivent pas dans 1’attitude vraiment chretienne qui est paradoxale et qui consiste, comme nous I’avons nous, a prendre au serieux les deux commandaments, de verite et d’unite, de foi et de charite. J’en vois les preuves dans les evenements oecu-nieniques de ces dernieres annees, mais surtout dans le fait qu’apres j’enthousiasme oecumenique qu’il у quelques annees, 1’opinion ecclesia-stique s’est laissee si facilement decourager et semble aujourd’hui aussi apatique vis-a-vis de la question de reunion qu’avant la’grande guerre. Comme on ne voit pas de resultats sensationelles, on commence a croire que tout 1’effort oecumenique est une illusion bonne pour certaines idealistes impenitents, mais qu’elle n’a aucune relation avec la vie realle de nos Eglises. Mais est-ce qu’on peut alors comparer le mouve-ment oecumenique a un mattch de foot – ball auquel on cesse de s’interesser si Γη ne marque pas assez de but? N’a-t-on pas com-pris qu’il sagit d’un travail de tres longue haleine que nous avons a peine commance et dans lequel nous ne pourrons avant longtemps encore esperer de resultats». 116 W. A. Visser Τ Ηοοft, Le catholisisme non-romain, la Dom. C. I. Lialine, Orthodoxie a propos d’ Oecumenisme, In Ironikon, t., XI, nr. 1–2, 1934, p. 37. 120 V. V. Zencovsky, Congres de Theologiens Orthodoxes a Athenes, in Oecumenica, 4-eme annee, v. 4, nr. 2. Juillet, 1937, p. 571–574. 121 Referatul P. P. S. S. Lucian al Romanului si Tit Targovisteanu catre Presedintele Sf. Sinod al Bisericii Ortodoxe Romane asupra Con-ferintei pregatitoare aiortodoxa dela Mandstirea Vatoped 8–23 lunie 1930, inreg. sub nr. 401 din 14 Martte 1931, dos. Ill–2/1931, nr. 102.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Гл. 86.17. ИППОДРОМОМ ХВАЛИЛСЯ: подроуми хвалше; в основном тексте не говорится конкретно о том, что Михаил хвалил свой ипподром. Вечеринка происходила после развлечений императора на ипподроме, недалеко от церкви св. Маманта (в северной части Константинополя, на европейском берегу Босфора). И24 Гл. 87.2. ЦЕРКОВЬ – Богородицы в Константинополе. Гл. 87.4. МАГИСТР И ДОМЕСТИК – высшие военные чины в Визант. империи. Гл. 86.6. О... ЕПИСКОПЕ – города Евхаиты. Гл.. 87.8. НА ОХОТУ. Имп. Василий погиб на охоте 29 авг. 886 г. В Тр. утрачен фрагмент Криницы до сер. гл. 91.10. Утрата восстановлена Истриным по Унд. ПОЯС ПЕРЕРУБИВШИЙ – и тем спасший царя от неминуемой смерти. Гл. 88.1. СТЕФАН СИНКЕЛЛ. Синкелл – одна из высших духовных должностей; Стефан был синкеллом при патриархе Фотии. Гл. 88.3. «Греки» на месте «ромеи». To же гл. 90.4; 91.4. Гл. 88.5. ОБ ЭПИКТЕ ВАСИЛИИ – в Унд о в Эрм о египтнин. Гл. 88.6. ЦАРЬ; в Унд – на приравнивание титула βασιλες «царь» к собственному имени, одноименному с титулом, повлиял предыдущий текст об эпикте Василии. Речь идет о василевсе Льве VI. Этот греч. титул вместо лат. «император» был официально принят в IX в. и сохранялся до конца визант. истории. Гл. 88.7. В ЦЕРКВИ СВЯТОГО ДИОМИДА – в основном тексте греч. и пер. «в церкви Святого Мокия». Храм св. Мокия был самым известным из КПских храмов. Он был расположен на седьмом холме, за стеной Константина, севернее ворот Пиги (в стене Феодосия). Гл. 88.8. САРАЦИН – Лев. Гл. 88.10. КОНСТАНТИНА – это Константин VII (911–947), прозванный Багрянородным, потому что он родился в Большом имп. дворце в порфировой, или багряной, комнате (стены ее были обложены порфировым камнем), то есть в царской семье, что было актуально в эпоху, когда царская власть то и дело захватывалась силой. Гл. 88.11. НИКОЛАЙ – Николай I Мистик, патриарх (901–907, 912–925). И25 Гл. 89. АЛЕКСАНДР – брат Льва VI. Гл. 90. Номер главы восстанавливаем по основному тексту. В Кринице по Унд сбитая нумерация: ·р· «100». Следующая глава имеет номер · ра · «101» вместо ·ча· Одно из направлений поиска сбоя – смешение греч. коппы (числовое значение «90») с похожей на нее буквой «ро» («100»). В Син адекватные греч. номера: ч и ча С21об.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Другие пророки дают подробные же предсказания, дополняя их некоторыми интересными чертами: «и отдам их на озлобление и на злострадание во всех царствах земных, в поругание, в притчу, в посмеяние и в проклятие во всех местах, куда Я прогоню их " ( Иер. 24:9 ). Что же, не сбылось ли в точности все предсказанное Моисеем над Израилем. Я сделаю небольшую вставку, могущую подтвердить предсказанное пророком о судьбе Израиля. Всякому знакомому с историей иудеев известно, как везде был преследуем народ еврейский, их гнали из одной страны в другую; им не было покоя ни днем ни ночью; они везде трепетали за свое существование. И за что же? подумает читатель. За что? Находили различные преступления, именно, что евреи будто бы употребляют христианскую кровь для религиозных целей и что они кощунствуют над Св. Дарами, но обвинения эти лживы: первое противно закону Моисея, талмуду и правилам иудейской веры, а второе – кощунство над Св. Дарами вовсе непонятно евреям. Ни один из них не знает, что существуют у христиан Св. Дары, тем не менее за подобные лживые обвинения евреи были гонимы, преследуемы и умерщвляемы во всех странах. Скажем кстати несколько слов об том, и читатель поймет, в чем заключалась виновность евреев. Скажем и для того, чтобы Израиль знал, что он наказывается именно за Христоубийство, и как еще страшно наказывается! Так в Англии народ преследовал евреев. В 1255 году, в Линкольне, будто электрическая струя, пронеслась молва, что десятилетнее дитя, по имени Гюг, убежало в еврейский квартал и было там убито. Когда тело дитяти было найдено, его перенесли в церковь , и вскоре над гробом мученика начали совершаться чудеса (Annal Monaster Burton) Английский король и королева возвратились из путешествия в Линкольн в то время, когда волнение умов, вследствие этого происшествия, было в самом разгаре. Народ бунтовал, требовал мщения и желал, чтоб наказали преступников смертью ; общая ненависть к евреям была до того велика, что весь квартал был обвинен. Квартал, в котором заперлись евреи от нападения черни, был окружен вооруженными людьми.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

Bulgaric/Texte original public par R.P. Louis Petit. СПб.. 1904. P. 28. 351 Об убранстве храмов монастыря Пантократора см.: Gautier P. Le Typikon du Christ Sauveur Pantokrator//REB. 1974. Vol. 32. P. 32–33, 36–71; Бутырский М. H. Византийское боголужение у иконы согласно типику монастыря Пантократора 1136 года/7 Чудотворная икона в Византии и Древней Руси/Ред.-сост. А. М. Лидов. М., 1996 С.145–158. 354 Weitzmann К., Galavaris G. The Monaster)» of Saint Catherine at Mount Sinai. The Illuminated Greek Manuscripts. T. 1: From the Ninth to the Twelfth Century. Princeton, 1990 Cat. 57. P. 159–160. PI. XXVI. Fig. 628. 355 Aspra-Vardavakis M. A Thirteenth Century Sinai Grand Deesis//Русь. Византия. Балканы. XIII век. СПб., 1997. С. 105–113, особенно 112–113. Американская исследовательница Ш. Герстель отмечает, что ближе к концу XII в. в некоторых храмах появляются каменные алтарные преграды, иногда с фресковыми фигурами Богоматери и Христа, как, например, в Евангелистрии в Гераки Поскольку такие каменные преграды, вероятно, делались вместо более распространенных колончатых, с иконами между колонками, то, следовательно, можно предполагать, что в конце XII в. уже имели место иконные изображения, вставленные в алтарную преграду. См.: Gerstel S. Е. J. Beholding the Sacred Mysteries: Programs of the Byzantine Sanctuary. Seattle; London, 1999. P. 5–10. esp. p. 10. 356 Epstein A. W. Op. cit. P. 26–27. Рус. пер. см.: Симеон Фессапоникийский. Разговор о св. священнодействиях и таинствах церковных//Писания св. отцев и учителей церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения: Сочинения блаженного Симеона, архиепископа Фессалоникийского. СПб., 1856. С.190–191. 358 НИЛ. С. 353; Филатов В. В. Праздничный ряд Софии Новгородской. Д., 1974; Византия. Балканы. Русь: иконы конца XIII – первой половины XV века. Каталог выставки. М., 1991. Кат. 27. 359 Филатов В. В. Иконостас новгородского Софийского собора: предварительная публикация//ДРИ: Художественная культура Новгорода. С. 63–82; Смирнова 3. С.,

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

Яблечна. Онуфриевский Яблочинский монастырь. Monaster w. Onufrego w Jabecznej /// Епархия неизвестна Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:приблизительно не ранее 1488. Ссылки:   Адрес: Польша, дер.Яблочно; Stauropigialny Klasztor w. Onufrego w Jabecznej Jabeczna 69 21-515 Sawatycze woj. lubelskie Координаты: 51.805833, 23.633056 Проезд:Монастырь расположен на границе Польши и Беларуси, у села Яблочна в Бельском повяте Люблинского воеводства Польши. В деревню Яблочно (по-польски Jableczna), рядом с которой расположен монастырь, можно проехать три раза в сутки на автобусе из города Бяла Подляска (по-польски Biala Podlaska) (на железной дороге из Бреста в Варшаву). Расстояние 56 км. Продолжительность пути около 1 часа. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Свято-Онуфриевский Яблочинский монастырь расположен на границе Польши и Беларуси. История обители начинается с конца XV столетия, когда по реке Буг чудесным образом приплыла в деревню Яблочно икона преп. Онуфрия Великого. Личностью, которая навсегда вошла в историю монастыря, стал архимандрит Серафим (Остроумов), канонизированный Русской Православной Церковью в 2001 годы. Свято-Онуфриевский Яблочинский монастырь, расположенный над Бугом, на границе Польши и Беларуси, имеет особенное значение для Православия в Польше. История этой обители начинается с конца XV столетия. Первый авторитетный документ в истории монастыря датирован 1488 годом. Народное предание гласит, что закладку монастыря вдохновило чудесное появление недалеко от деревни Яблочно иконы преп. Онуфрия Великого, которая приплыла по реке Буг. Преп. Онуфрий и стал покровителем монастырской братии. Непростой была судьба монастыря. Знал он и годы удивительного расцвета, пережил и трудные времена лихолетья. Однако братия не отступила от Православия, что для этой земли, страдавшей в течение двух столетий от политики Брестской Унии, было явлением исключительным. О. Серафим впервые прибыл на Холмщину в 1905 году вместе с профессором М. Тареевым. Тогда он посетил монастыри в Вирове и в Лесной. Полюбил эту землю вместе с ее оригинальным религиозно-национальным характером. В результате, не колеблясь, решил закончить работу в Академии и помочь своему студенческому товарищу, архимандриту Иосифу (Петровых), исполнявшему обязанности настоятеля Свято-Онуфриевского Яблочинского монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=26246

Но уже с середины XIX в. в женских монастырях стали появляться первые школы, а к началу XX в. практически каждый монастырь имел школу или училище. Отличительной особенностью женских монастырей XIX-haчaлa XX в. стала их широкая благотворительная деятельность. В монастырях организовывались больницы, медицинские курсы, различного рода учебные заведения, предназначенные для подготовки учительниц. Знаменитый Смольный институт первоначально также был монастырем. Во время русско-турецкой войны 710 сестер из 95 женских обителей были направлены на место военных действий и в лазареты 882 . Таким образом, в большей степени чем мужские, женские монастыри были связаны с миром через благотворительную деятельность. Огромный вклад внесли женские монастыри в развитие культуры, прежде всего, в развитие прикладного искусства, иконописания. Однако некоторые женские монастыри в отдельные исторические периоды могли играть столь же большую политическую роль, какая принадлежала мужским монастырям (Новодевичий монастырь). Велико значение женских монастырей в развитии христианского подвижничества. Затворничество, отшельничество, старчество и другие виды подвижничества распространялись не только на монахов, но и на монахинь. Несомненен вклад женских монастырей в развитие аскетической традиции, поэтому в обществе многие женские монастыри пользовались столь же большим авторитетом, как и мужские. 715 Creytens R. La Riforma dei monaster! femminini dopo i decreti tridentini//II Concilio di Trento e la riforma tridentina. Rome; Vienne, 1965. P. 45–83; Devos R. Vie religieuse feminine et societë l " origine sociale des visitandines d " Annecy aux 17е et 18е s. Annecy, 1973; Boussoulada J., Moniales et hospitalieres dans la tour- mente revolutionnaire. Paris, 1962; Langlois C. Le Catholicisme au feminin: les congregations frangaises a superieure generale au XIXe siecle. Paris, 1984; ÓBrien S. Terra Incognitä The Nun in Nineteenth-century England I I Past&Present. 1988. 121. Nov.; Rapley E. The Devotes: women and Church in 17th c.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010