XIII в. В XII-XIII вв. слава лавры Стилу уже намного превосходила известность мон-ря Келливарон. В 1222 г. патриарх Мануил I попытался упорядочить систему управления Л. Своим распоряжением он подтвердил статус игумена Стилу Павла как прота Л., но при этом объявил о необходимости после смерти Павла возвратить права протата мон-рю Келливарон, поскольку эти права принадлежали ему издревле ( Mikloschich, M ü ller. Vol. 4. P. 295-298; RegPatr, N 1231; Janin. Grands centres. P. 450). Это решение говорит о некоем обострении соперничества среди крупнейших мон-рей Л., однако скорее всего это распоряжение не было реализовано. Уже в 1225 г. новый патриарх Герман II, а затем и никейский имп. Иоанн III Дука Ватац (1221-1254) подтвердили автономный статус мон-ря Стилу и титул архимандрита для его настоятеля. Т. о., в споре за первенство лавра Стилу одержала верх ( Mikloschich, M ü ller. Vol. 4. P. 298-300; Vol. 6. P. 429-430; RegImp, N 1712; RegPatr, N 1237, 1294-1295; Janin. Grands centres. P. 451). Тем не менее в это время Келливарон оставался действующим культурным центром. Известны неск. рукописей XIII в. из этого мон-ря. Рукопись Sinait. gr. 274 была переписана здесь в 1236 г. иером. Неофитом, доместиком (видимо, управляющим имуществом) мон-ря. Др. рукописи содержат пометы о принадлежности к монастырской б-ке: Angel. 21 и 70, Vat. gr. 446 и 448 ( Janin. Grands centres. P. 230-231). В кон. XIII в. начинается упадок Л. Основной причиной запустения стало растущее давление со стороны кочевников-тюрок, к-рые уже в кон. XI в. грабили Л. и впосл. неоднократно совершали набеги на эту местность. Большинство из исследованных археологами мон-рей Л. имели оборонительные стены, пригодные для военных нужд. Ок. 1282 г. по решению имп. Михаила VIII общину мон-ря Келливарон, состоявшую в то время лишь из 9 монахов, переселили в К-поль, в мон-рь св. Димитрия. Слияние мон-рей при этом не предполагалось, и монахи из Келливарона жили в К-поле на особых правах, но вскоре мон-рь на Л. превратился в метохий столичной обители св.

http://pravenc.ru/text/2463187.html

Constantin Chrysomallos sous le masque de Syméon le Nouveau Théologien//Travaux et memoirs. P., 1973. Vol. 5. P. 313–327. Fitschen 1998 – Fitschen K. Messalianismus und Antimessalianismus: ein Beispiel ostkirchlicher Ketzergeschichte. Gottingen, 1998 (Forschungen zur Kirchen- und Dogmengeschichte 71). Janin 1969 – Janin R. La géographie ecclésiastique de l’Empire Byzantin. P. 1. Le siège de Constantinople et le Patriarcat Oecuménique. T. 3. Les Églises et les monastèries (de Constantinople). P., 1969. Lampe 2004 – Lampe G. W. H. A patristic greek lexicon. Oxford – New York, 2004. Abstract Saint Nicetas Stethatus. From the third century of the epistles. To Athanasius the hegumen of the All-Holy Monastery on the canons/Translation from Ancient Greek and notes by hegumen Dionysius (Shlenov). The readers are invited to direct their attention to the Russian translation of correspondence between St. Nicetas Stethatus and the hegumen of the monastery of the All-Holy (Savior) Athanasius, dedicated to the issues of penitential discipline. Contrary to some «wise men» Nicetas is trying to describe the «royal path» of true repentance, on the one hand, extremely strict, but, on the other, based on the principle of condescension. In the very strict bylaws and life of the Studite Monastery, where Nicetas was a monk in the XI century, a particularly gentle penitential discipline was introduced for those who repent, who quickly achieved spiritual success under the guidance of an experienced spiritual father. The published text lists all sources and biblical allusions. Keywords: repentance, Studite monastery, Messalian, canons of the Church, oikonomia/condescension, akribeia/severity, st. Nicetas Stethatus, monasticism of Constantinople. 3 Nicetas Stethatus. Centuriae 1–3//PG120, 852–1009. Рус. пер.: Добротолюбие 1900, с. 82–161; рукоп. пер. неустановленного лица (1890-е гг.) ОР РГБ Ф. 272. К. 486. Ед. хр. 9. 105 л. (=Сотницы 1–3, 65). 4 См.: Janin 1969. P. 385–386. Впоследствии, при разорении Константинополя латинянами, монастырь Всесвятого пришел в упадок.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

в мон-ре хранилась епитрахиль свт. Василия Великого и кость десницы прав. Симеона Богоприимца (Книга Паломник. С. 31). Церковь Васса (36) (τν Βσσου) ( Janin. 1969. P. 61-62), по словам Псевдо-Кодина, была построена Вассом, патрицием и префектом претория при имп. Юстиниане. В 1-й пол. IX в. при церкви существовал мон-рь: согласно Житию св. Феофано, написанному Никифором Григорой, рядом с этим храмом Пресв. Богородицы, в к-ром родители буд. императрицы молились о даровании им ребенка, находился муж. мон-рь. Вероятно, в нач. XV в. обитель была на грани разрушения, т. к. известно, что в мае 1400 г. Матфей I, патриарх К-польский, передал ее во владение евнуху императрицы при условии, что тот срочно проведет работы по восстановлению мон-ря. После этого обитель возродилась: именно в ней греки вели переговоры с представителями Зап. Церкви о предстоящем Вселенском Соборе (1437). Жанен на основе сообщения Псевдо-Кодина о том, что мон-рь находился между кварталами Карпиана (τ Καρπιανο) и Оксия (τ Οξεα), предположил, что он располагался на вост. склоне 3-го холма. Монастырь св. Вассиана (37) ( Janin. 1969. P. 60-61), был основан в кон. V в. прп. Вассианом (пам. 10 окт.) при содействии знатных мужей Севера и Иоанна в квартале Девтерон, недалеко от ц. св. Анны (по мнению Жанена, мон-рь находился к западу от цистерны Аспара (Чукурбостан)). Обитель достигла небывалого расцвета - к концу жизни прп. Вассиана в ней подвизалось ок. 300 монахов. В течение мн. лет здесь под видом евнуха Вавилы жила прп. Матрона (пам. 9 нояб.). Новый расцвет мон-ря в X в. произошел благодаря прп. Луке Новому (пам. 11 дек.), впосл. он был здесь похоронен. В нач. XIII в. обитель владела доходными домами недалеко от ворот Неорион. Она являлась подворьем мон-ря Элегмон (τν Ελεγμν) в Вифинии. Возможно, мон-рь прекратил существование в период лат. владычества, поскольку о нем нет никаких сведений после хрисовула Алексея III Ангела (1195-1203). Церковь Всех святых (38) ( Janin. 1969. P. 389-390; Иванов. 2011. С. 339), находилась к востоку от ц. св. Апостолов, основана имп. Львом VI Мудрым (886-912) в память о его 1-й жене св. Феофано. В янв. 1010 г. в результате землетрясения в храме обрушился купол; имп. Василий II Болгаробойца восстановил его. Паломники кон. XII - нач. XIII в. упоминают эту церковь и хранившиеся в ней мощи (Антоний Новгородец - главу ап. Филиппа). В Неделю Всех святых в храм направлялась торжественная процессия. В июне 1296 г. церковь вновь пострадала от землетрясения и, вероятно, ее уже не восстанавливали, поскольку в XIV в. имп. Иоанн V Палеолог использовал ее материалы для ремонта городских стен.

http://pravenc.ru/text/2057122.html

Гюль-джами (100) - см. Феодосии святой монастырь , в Константинополе. Монастырь прп. Далмата (42) - см. Далмата монастырь . Церковь прор. Даниила (43) ( Janin. 1969. P. 85), существование к-рой Жанен ставит под сомнение, поскольку свидетельства о ней сохранились только у нек-рых рус. паломников XV в.: диак. Зосима и Аноним (1424-1434) упоминали о церкви прор. Даниила, располагавшейся недалеко от Студийского мон-ря. Другие рус. паломники более раннего времени (Антоний Новгородец (1200), Стефан Новгородский (ок. 1350), Игнатий Смоленский (XIV в.)) свидетельствовали лишь о мощах прор. Даниила в церкви «у Романовых ворот» (Книга Паломник. С. 27), освященной в честь мч. Романа. Монастырь св. Даниила Столпника в Стиле (44) (ν τ Στλ) ( Janin. 1969. P. 86), имп. Лев I (457-474) построил для учеников прп. Даниила Столпника рядом со столпом, на котором подвизался св. Даниил с 461 г. до своей кончины в 493 г. По сведениям, содержащимся в Житии прп. Луки Столпника ( Delehaye H. Les Saints Stylites. Brux.; P., 1923. P. 195-237. (SH; 14)), столп, а следов., и обитель прп. Даниила находились вблизи Сосфениона (ныне Истинье). Игумены мон-ря участвовали в К-польских Соборах в 518 и 536 гг., но в позднейший период мон-рь редко упоминается в источниках. Известно, что он существовал по крайней мере до XII в. От этого времени сохранилось письмо мон. Николая из Катаскепи игумену мон-ря Савве. Монастырь св. Димитрия Палеологов (45) ( Janin. 1969. P. 92-93). В сер. XII в. Георгий Палеолог построил церковь и мон-рь во имя вмч. Димитрия Солунского, к-рый считался небесным покровителем рода Палеологов. Имп. Михаил VIII Палеолог (1258-1282) восстановил храм и обитель после разрушения латинянами и объединил ее с Келливарским монастырем, расположенным в М. Азии, так что у них был общий игумен, который мог именоваться «игумен Келливарский», «игумен святого Димитрия» или этими 2 титулами одновременно. Монастырь пользовался полной независимостью и контролировался только императором. В обители проживало 36 монахов, из них 15 исполняли исключительно обязанности, связанные с богослужениями, а 26 занимались материальными вопросами.

http://pravenc.ru/text/2057122.html

Георгия в Манганах. Монастырь Пресв. Богородицы Перивлепты (27) - см. ст. Перивлепты монастырь , в Константинополе. Монастырь Пресв. Богородицы Пиги (19) - см. ст. «Живоносный Источник» иконы Божией Матери монастырь . Церковь Пресв. Богородицы в Сигме (28) (ν τ Σγματι) ( Janin. 1969. P. 230-231), по мнению Жанена, визант. традиция, согласно которой церковь была построена имп. Константином I Великим, является вымышленной. Вероятно, она была отремонтирована имп. Юстинианом ок. 532 г. и разрушена во время землетрясения 9 янв. 870 г. Василий I Македонянин построил на ее месте более прочную и красивую церковь. Место Сигма, возможно, получило название от полукруглого портика и находилось между цистерной Мокия и мон-рем Пресв. Богородицы Перивлепты. Церковь Пресв. Богородицы Фара (Фаросской) (29) - см. ст. Большой дворец в Константинополе . Церковь Пресв. Богородицы на форуме (30) (το Θρου) ( Janin. 1969. P. 236-237; Иванов. 2011. С. 254-255), была построена имп. Василием I (867-886) в первые годы его правления для торговцев, которые проживали в районе форума Константина. По обычаю, установленному, возможно, имп. Василием I, императоры во время триумфов доезжали верхом от Золотых ворот до форума и переодевались в этой церкви из военного в царское одеяние, чтобы потом шествовать до Св. Софии. Этот храм посещал прп. Андрей Юродивый, согласно его Житию (Х в.). Антоний Новгородец (1200) сообщает, что в церкви хранился мраморный стол, за которым совершалась Тайная вечеря (Книга Паломник. С. 23-24). Церковь находилась в левом портике форума. Монастырь Пресв. Богородицы Халкопратийской (31) - см. Халкопратийской Пресвятой Богородицы монастырь . Монастырь Пресв. Богородицы (Успения) Хора (Кахрие-джами) (32) - см. ст. Хора , монастырь в Константинополе. Бодрум-джами (71) - см. ст. Мирелейон . Церковь святых Бориса и Глеба (33) ( Janin. 1969. P. 65), по сообщению летописца из рукописи XVI в., ее строительство относится к 1117 г. (РГАДА. МГАМИД. Ф. 181. 478. Л. 471-471 об.). Антоний Новгородец (1200) свидетельствовал, что церковь, посвященная Борису и Глебу, находилась в квартале Ис-Пигас (ες Πηγς), где было явление этих святых и по молитве к ним происходили мн.

http://pravenc.ru/text/2057122.html

Aq., II, 9–12) сообщает иную версию о причинах столкновения Алексея с крестоносцами. По его словам, Алексей дважды приглашал к себе Готфрида, уговаривал его явиться во дворец и принести ему клятву верности. Так как Готфрид упорно отказывался это делать, Алексей резко сократил поставки продовольствия крестоносцам и выслал против них отряд туркопулов. В ответ на эти меры крестоносцы осадили Константинополь. (Подробно см. Andressohn, The ancestry and life..., р. 59 sq.) Анна, конечно, выгораживает своего отца. Алексей всеми средствами пытался заставить крестоносных вождей принести клятвы, и отказ Готфрида привел к первому открытому конфликту Византии с крестоносцами. 1026 Серебряное озеро ( ργυρ Λμνη). У других авторов Γυρολμνη. Это озеро находилось на некотором расстоянии от стен города, недалеко от Влахерн. Никаких иных свидетельств о дворцах в этом районе не сохранилось (См. Janin, Constantinople byzantine, pp. 137, 419). 1027 Имеется в виду Влахернский дворец и ворота того же названия. 1028 См. Janin, La géographie..., рр. 383–384. 1029 Намек на восстание Комниных против Вотаниата (4 апреля 1081 г.), когда воины мятежников учинили грабеж города (см. Ал., II, 10, стр. 110 и сл.). 1030 2 апреля 1097 г. Альберт Аахенский (Alb. Aq., II, 10–14) датирует эти события 13 января. Предпочтение следует отдать свидетельствам западных хронистов. Анна, возможно, путает время этих событий с датой прихода Боэмунда в Константинополь (см. прим. 1052; ср. Andressohn, The ancesmry and life..., р. 62, n. 74). 1031 Имеются в виду ворота св. Романа, возле которых находилась церковь этого святого (см. Janin, Constantinopie byzantine, p. 262). 1032 Б. Лейб вслед за А. Райффершайдом отмечает лакуну. Мы не видим необходимости предполагать пропуск: причастие καταστησαμνους относится к глаголу νδεξασθαι. 1033 Тевкр – троянский воин, искусный стрелок из лука. 1034 См. Ил., IV, 105 и сл. 1035 Од., V, 456–457. 1036 Имеется в виду личная гвардия императора. 1037 Зная о приближении войска своего злейшего врага Боэмунда, Алексей, конечно, боялся соединения сил крестоносцев в Константинополе и стремился переправить в Малую Азию хотя бы часть западного воинства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Павлом Латрским в 1-й пол. X в. Когда он пришел на Л., здесь существовало 3 мон-ря: Келливарон, Спасителя и Кария (Κρυα). Св. Павел стал послушником в мон-ре Кария, где игуменом был основатель этой обители Петр. После смерти Петра Павел поселился в отдельной пещере. Спустя краткое время Афанасий, игумен мон-ря Спасителя, предложил Павлу поселиться на скале и вести жизнь столпника. Вокруг св. Павла сложилась новая община, и он стал ее настоятелем (20-30-е гг. X в.); за мон-рем закрепилось название лавра Стилу (το Στλου - «у столпа»). Здесь были выстроены ц. арх. Михаила, а затем соборный храм Пресв. Богородицы. После долгих лет подвижничества св. Павел умер 15 сент. 955 г. и был похоронен в одной из часовен мон-ря, для этой цели перестроенной из цистерны для воды. Согласно Житию св. Павла, перед кончиной он созвал всю братию и продиктовал сборник правил монашеской жизни, оформленный как завещание св. Павла ( Delehaye. 1892. P. 159-161; Byzantine Monastic Foundation Documents. 2000. P. 135-142). Уникальные сведения о дальнейшей истории Л. дает фрагментарно сохранившийся архив лавры Стилу ( Mikloschich, M ü ller. Vol. 4. P. 290-239; Janin. Grands centres. P. 441-454). Он представляет собой 16 документов, переписанных в один кодекс (Vat. Urb. gr. 80), а также оригиналы 2 грамот в архиве Патмоса. Их анализ, а также учет др. источников позволяют реконструировать ок. 40 различных утраченных грамот, имп. и патриарших указов и др. документов, хранившихся в Стилу и др. мон-рях Л. Большей частью эти документы касаются заключения имущественных сделок и управления земельной собственностью монастырей. Однако среди них были грамота имп. Романа I Лакапина 941 г. о пожаловании мон-рю одной номисмы серебра (RegImp, N 620; Janin. Grands centres. P. 442), письма имп. Константина VII Багрянородного ок. 945-955 гг. с просьбами к монахам молиться о победе византийцев в походах на Восток ( Delehaye. 1892. P. 72-73, 150; Janin. Grands centres. P. 442). В рукописи Paris. gr. 590 сохранился список имен 21 игумена лавры Стилу с 955 г.

http://pravenc.ru/text/2463187.html

городской общины К. и всей Византии, пользовались поддержкой и вниманием со стороны имп. династий и патриархов, были местами паломничества, но в основном известны лишь из скудных упоминаний в письменных источниках. Часто не удается определить точное местонахождение того или иного храма в городе, нек-рые сохранившиеся храмы известны под тур. названиями, и определить с уверенностью их посвящение в визант. время также невозможно; тур. топонимика и подобные случаи также учтены в каталоге. Монастырь Августы (1) ( Janin. 1969. P. 54-55, 249-250), женский, находился в квартале Юстина. Основан имп. Юстином I (518-527) и его женой Евфимией, к-рая, по данным ряда источников (недостоверным), была там погребена (согласно Георгию Кедрину, даже вместе с супругом). Царское погребение находилось в крипте ц. св. Фомы (по др. сведениям, мон-рь располагался рядом с этой церковью), к-рую, по мнению Жанена, можно отождествить с ц. св. Фомы в квартале Амантия. Обитель в последний раз упоминается в трактате «О церемониях» имп. Константина VII Багрянородного. Церковь св. Агафоника в Кенополе (2) (ν Καινουπλει) ( Janin. 1969. P. 7-8; Иванов. 2011. С. 248), в честь Агафоника, Зотика, Феопрепия, Акиндина, Севериана, Зинона и др. мучеников Вифинских и Фракийских. Согласно источникам XI в. и более поздним, была построена при имп. Константине I, являлась кафедральным собором при 7 патриархах и местом коронации императоров, однако эти сведения недостоверны. Тем не менее о древнем происхождении церкви свидетельствуют ее базиликальная форма и тот факт, что при имп. Юстиниане I она уже реставрировалась ( Procop. De aedif. I 4). Последнее упоминание о храме оставил Антоний Новгородец (1200). Церковь св. мч. Акакия в Гептакалоне (3) (ν τ Επτασκλ) ( Janin. 1969. P. 14-15), согласно источникам средневизант. эпохи, была основана имп. Константином Великим, что едва ли достоверно. Тем не менее почитание мч. Акакия Сотника (пам. 7 и 8 мая), казненного в Византии в 303 или 304 г., известно уже в IV в. Храм существовал уже в 359 г., когда еп.

http://pravenc.ru/text/2057122.html

203 Ил., V, 801. 204 Умбертопул – сын Умберта Готвилльского, поступившего на службу к византийцам, племянник Роберта Гвискара (см. Force, Les conseillers..., р. 164). 205 Щедрость считалась в то время непременным качеством византийских императоров. Так, например, Атталиат порицает Михаила VII за скупость и неоднократно с восторгом говорит о необыкновенной щедрости Вотаниата, считая ее чуть ли не главным достоинством императора (см. Attal., pp. 4, 255 sq., 261 sq., 263 sq.). 206 Согласно древнегреческому мифу, фригийский царь Мидас получил от Диониса способность превращать в золото все предметы, к которым он прикасался. В результате Мидас чуть не умер от голода. 207 14 февраля 1081 г. Сырное воскресенье, т. е. воскресенье сырной недели, последней недели перед пасхой, когда христианам позволяется есть масло, сыр и пить молоко. 208 Анна приводит текст народной песенки, а затем передает ее содержание на литературном языке. В. Шмидт (его мнение приводится в предисловии к изданию Reifferscheid, Annae Comnenae..., рр. XIII-XIV) и С. Д. Пападимитриу («Две народные песни у Анны Комниной», стр. 281–287) считают, что песенка состоит из двух политических стихов. Восстанавливая ее текст, ученые расходятся в деталях, но одинаково понимают смысл. 209 Janin, Constantinople byzantine, рр. 67–69. 210 Ibid., рр. 303–304. 211 Наиболее знаменитый из константинопольских храмов (см. Janin, La géographie..., рр. 471–485). Чаще всего этот храм фигурирует у Анны, как и у других византийских писателей, под названием «Великая церковь ». 212 Этот храм лучше известен под названием церкви Сорока мучеников. Он находился между площадью Константина и ипподромом (см. Janin, La géographie..., рр. 499–500). Таким образом, восставшие, выйдя из Большого дворца, все вместе двинулись на северо-запад, к площади Константина, затем мужчины продолжили путь по центральной улице Константинополя ( η Μση) к Влахернам, а женщины отправились по той же улице, но в обратном направлении – к храму св. Софии. По дороге их настиг наставник Вотаниата.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Необходимо каждодневно упорно заниматься чтением Святого Евангелия, Святой Псалтири, Святых Отцов, все сие читая с большим размышлением — добиваться, чтобы эти минуты были приятным собеседованием-утешением, укрепляли Душу. Запомни: помолившись так, опять захочется духовного общения». (25/IV– 90 г., 17/II–94 г., 18/XI–94 г., 24/Х II –94 г.) . «Великая трудность — быть духовным садовником: растить, воспитывать, ухаживать за душами. А где же тут ухаживать-то за другими, когда сам часто в большой духовной неряшливости!» «Льготность меня одолевает. Сам много говорю, учу, даже требую неотложности исполнения, а сам пребываю в большой лености-праздности. Хочу делания, или наоборот? Какое своевольство, нет ответственности. Не с бодростью идешь по духовной дороге, а с неохотой — ползешь, зеваешь, озираешься и плетешься кое-как. Осмотрись внимательно вокруг себя и внутри себя. Уясни всю великую ответственность духовного делания. Береги время до минуты, распределяй его, но все — в рамках большой любви. Именно предпочитай разные работы по оказанию помощи — живому слову к ближнему. Это большое дело — не затворяться только в трудоделание, а размышлять, что полезнее на тот момент сделать. Молись!» «Ежечасно всматриваться в себя, проверять себя». (25/IV–90 г., 17/11–91 г., 18/XI–94 г., 24/XII–94 г.) . «Внутренне, глубоко произносить имя Всевышнего». «Господи, сколько у Тебя любви и милости к нам, грешным!» (25/IV–90 г., 17/II–94 г., 18/XI–94 г., 24/ХП–94г.). «Как я слаб и непостоянен в своих решениях, намерениях. Малая причина уже нарушает такое важное, нужное дело, как молитва. Помни, что ты только силен в молитве. А я так поступаю… — не ценю возможности обрести великую силу. Надо воспитывать в себе дух постоянства, а не мимолетных порывов. Отдачи всего себя, а не половинчатого. Большое горе в рассеянности и несобранности моей». (29/IV–90 г., 19/ II –90 г., 18/Х I –94г.) . «Всегда помнить свою немощь. При наставлении, даче совета прежде всего возводи очи свои Горе. Крепко МОЛИТЬСЯ!» (29/IV–90 г., 19/11–90 г., 18/XI–94 г., 24/XII–94 г.) .

http://azbyka.ru/fiction/pechal-vasha-v-...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010