De la population de Constantinople sous les Empereurs Byzantines//Metron. R., 1920. Vol. 1. Pt. 2. P. 68-120; Kelsey F. W. The Burnt Areas of Constnatinople//Art and Archeology. Wach., 1920. Vol. 10. P. 163-170; Janin R. La Banlieue asiatique de Constantinople//EO. 1922. T. 21. P. 335-386; 1923. T. 22. P. 50-58, 182-198, 281-298; idem. Les couvents secondaires de Psammathia//Ibid. 1933. T. 32. P. 325-339; idem. Deutéron, Triton et Pempton: Étude de topographie byzantine//Ibid. 1936. T. 35. P. 205-219; idem. Études de topographie byzantine//Ibid. 1937. T. 36. P. 129-156, 288-308; 1938. T. 37. P. 73-88; idem. Topographie de Constantinople byzantine: Le port Sophien et les quartiers environnants//REB. 1943. T. 1. P. 116-151; idem. Les sanctuaries de Byzance sous la domination latine//Ibid. 1944/1945. T. 2. P. 134-184; idem. Notes sur les régions de Constantinople//Ibid. 1945. T. 3. P. 29-42; idem. Les sanctuaries des colonies latines à Constantinople//Ibid. 1946. T. 4. P. 163-177; idem. Les ports de Constantinople sur la Propontide//Byz. 1950. T. 20. P. 73-79; idem. Les églises et les monastères de Constantinople byzantine//REB. 1951/1952. T. 9. P. 143-153; idem. La région occidentale de Constantinople//Ibid. 1957. T. 15. P. 89-122; idem. Le palais patriarcal de Constantinople byzantine//Ibid. 1962. T. 20. P. 131-155; idem. Constantinople byzantine: Développement urbain et répertoire topographique. P., 19642; idem. Le siège de Constantinople et de patriarchat oecuménique. P., 19692. T. 3: Les églises et les monastères; Thibaut J. L " Hebdomon de Constantinople//EO. 1922. T. 21. P. 31-44; Lathoud D. La consécration et dédicace de Constantinople//EO. 1924. T. 23. P. 289-314; 1925. T. 24. P. 180-201; Emereau C. Constantinople sous Theodose le Jeune//Byz. 1925. T. 2. P. 109-122; Macri C. M. L " organisation de l " économie urbaine dans Byzance sous la dynastie de Macédoine. P., 1925; Roberti M. Ricerche intorno alla Colonie veneziana in Constantinopoli nel sec. XII. Padova, 1925; Wulzinger K.

http://pravenc.ru/text/2057122.html

П. Ю. Лебедев, Е. Н. Мещерская, Н. С. Смелова Почитание в православной традиции Центром почитания И. и А. является Палестина: в Иерусалиме близ купальни Вифезда , к западу от Львиных ворот, находился дом И. и А., где, согласно местному преданию, они скончались. По сообщению игум. Даниила (нач. XII в.), на этом месте была построена церковь, под ее алтарем была пещера, где хранился их гроб («Хожение» игумена Даниила в Святую Землю в нач. XII в. СПб., 2007. С. 37). Здесь расположена правосл. ц. Рождества Пресв. Богородицы с криптой (пещерой). В эпоху крестоносцев в Иерусалиме появились храмы, посвященные А. и сохранившиеся до наст. времени: рядом с домом И. и А. была построена базилика прав. А. (восходящая к XII в.), а в ц. Гроба Богородицы (Успения Богородицы) в Гефсимании была устроена часовня И. и А. на месте захоронения кор. Мелисенды (подробнее см. в ст. Иерусалим ). В этой часовне, расположенной на месте родовой усыпальницы семейства Пресв. Богородицы, находятся гробницы И. и А. Почитание И. и А. на Св. земле было также связано с мон-рем Хозива (V в.): согласно местному преданию, И. молился о даровании ему потомства в пещере прор. Илии на территории мон-ря. К востоку от монастыря находится пещера прп. Георгия Хозевита , где, по преданию, некоторое время жила А. Обе пещеры называются скитом прав. Анны. В К-поле известны неск. храмов, освященных во имя А., самым древним из к-рых является церковь в Девтероне, построенная, как сообщает Прокопий Кесарийский, имп. Юстинианом I ок. 550 г. ( Procop. De aedificiis. I 3). Церковь пострадала во время землетрясения 16 мая 865 г. и была восстановлена имп. Василием I Македонянином (867-886); при вдове имп. Алексея I Комнина Ирине (нач. XII в.) эта церковь еще существовала ( Janin. Églises et monastères. P. 35-37). Церковь в Дигистеях построена, по сообщению патриографов, св. Феодорой (842-856), супругой имп. Феофила, на месте, где ее лошадь дважды споткнулась по пути во Влахерну и обратно. В эпиграмме Антиохийского патриарха Феодора IV Вальсамона (XII в.) содержится упоминание о ц. во имя А. в мон-ре Пресв. Богородицы Одигитрии. В Палатии церковь была построена имп. Львом VI Мудрым (886-912) недалеко от дворца императрицы. В мон-ре Пресв. Богородицы в Пиги (см. ст. «Живоносный Источник» иконы Божией Матери мон-рь ) находилась часовня во имя Анны. Храм или часовня в Халкопратиях, по мнению Р. Жанена, могли находиться на территории храма Пресв. Богородицы (Ibid.). По сообщению Псевдо-Кодина (сер. XIV в.), Анна, супруга имп. Льва III Исавра (717-741), построила мон-рь во имя Анны, известный также как мон-рь Спуда ( Preger T. Scriptores originum Constantinopolitanarum. Lpz., 1907, 1975r. Vol. 2. P. 251; Janin. P. 38).

http://pravenc.ru/text/468935.html

На Руси наряду с Мученичеством, составленным прп. Симеоном Метафрастом, бытовал перевод дометафрастовского Мученичества К. (BHG, N 352); этот текст содержится в Волоколамских Минеях-Четьих (1-я четв. XV в.), а также в Великих Минеях-Четьих ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 410). Ист.: Niceph. Callist. Hist. eccl. VII 14; ActaSS. Ian. T. 2. P. 458-483, 460-470; SynCP. Col. 415б, 418; MartRom. P. 32; PG. 114. Col. 816-893 [Мученичество авторства прп. Симеона Метафраста]; PG. 117. Col. 277 [Минологий Василия II]; ЖСв. Янв. Кн. 2. С. 285-315. Лит.: Chabot J.-B. Trois homélies de Proclus, évêque de Constantinople. R., 1896; Eldarov G. Agathangelo e Clemente//BiblSS. 1961. T. 1. Col. 337-338; Janin. Églises et monastères. 19692. P. 91-92; Majeska G. P. Russian Trevellers to Constantinople in 14th and 15th centuries. Wasch., 1984. P. 43, 187, 296-297; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. 19952. Σ. 253; Сергий (Спасский). Месяцеслов. 1997р. Т. 3. С. 35-36; Νικδημος. Συναξαριστς. 19984. Τ. 3. Σ. 127-130. Е. М. Беленькая Гимнография Мученичество святых Климента, еп. Анкирского, и Агафангела. Миниатюра из Минология. 1322–1340 гг. (Bodl. f. 1. Fol. 44v) Мученичество святых Климента, еп. Анкирского, и Агафангела. Миниатюра из Минология. 1322–1340 гг. (Bodl. f. 1. Fol. 44v) Память К. отмечается 23 янв. в древнем иерусалимском Лекционарии V-VIII вв., известном в груз. переводе; назначается общее последование «учителям» ( Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 1. P. 32). В Типиконе Великой ц. IX-XI вв. память К. также отмечается 23 янв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 208); К. назначаются 2 тропаря: плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа Κλμα σιτητος κα στλεχος θλσεως (          ) и 4-го гласа Καννα πστεως (    ); прокимен Пс 63. 11, Апостол (Евр 10. 32-37), аллилуиарий, Евангелие и причастен - по усмотрению служащих. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. ( Пентковский. Типикон. С. 324), отражающем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, память К. отмечается 23 янв., но без описания богослужебного последования. Согласно Евергетидскому Типикону 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Типикон. Т. 1. С. 397-398), представляющему малоазийскую редакцию Студийского устава , служба К. 23 янв. включает: отпустительный тропарь плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа Κλμα σιτητος κα στλεχος θλσεως (          ), кондак, канон плагального 2-го (т. е. 6-го) гласа, цикл стихир-подобнов, дополнительный подобен на утрене, самогласен и седален; на литургии назначается прокимен Пс 115. 6, аллилуиарий Пс 131. 9, Апостол и Евангелие - дня, причастен Пс 32. 1. В целом такое же последование К. зафиксировано в афоно-италийских студийских Типиконах - Георгия Мтацминдели Типиконе сер. XI в. ( Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 252) и Мессинском Типиконе 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 112).

http://pravenc.ru/text/1841335.html

Washington, DC, 1975 (DOT, 3 ­­ CFHB, 7)]. Два жития Афанасия принадлежат: одно — Феоктисту Студиту (см.: Ehrhard A. Uberlieferung und Bestand des hagiographischen und homiletischen Literatur der griechischen Kirche. Bd. 3. Hf. 2, 1/2. B., 1952 (TU, 52, 2, 1/2). S. 991), частично изданном И. Делейе (Ed. cit.) и изданном полностью в: Пападопуло-Керамевс А. Жития двух вселенских патриархов XIV в., свв. Афанасия I и Исидора I. СПб., 1905. С. 1—51; другое — Иосифу Калофету: Joseph Calothetus. Vita sancti Athanasii patriarchae Constantinopolitani/εκδ. θανασιος (Παντοκρατρινος)//Θρακικα. T. 13. Αθναι, 1940. S. 59—107.     Пападопуло-Керамевс А. Указ. изд. С. 26; «το λγου τα δετερα φρον». — Там же. С. 24. Также ср.: Nicephorus Gregoras. Historia Byzantina, VI, 5/ed. L. Schopen. Vol. 1. Bonn, 1829. P. 180. Восточный отряд» каталонцев, или альмогаваров — отряд легкой пехоты во главе с рыцарем Рожером де Флором, который по договоренности с императором Андроником II успешно сражался в Византии с турками. Не получив обещанной платы, каталонцы стали грабить византийские селения. Де Флор с небольшим отрядом был предательски убит, но оставшиеся каталонцы заключили союз с болгарским царем и долго разбойничали на севере империи.    Ср.: Meyendorff J. Introduction à l’étude. P. 35—39 [Введение в изучение. С. 18—22].     Ostrogorsky G. History of the Byzantine State/tr. J. Hussey. Ed. 2, rev. New Brunswick, NJ, 1969. P. 486—487 [Острогорский L. A. История Византийского государства/пер. с нем. М., 2011. С. 588—589].    Vat. gr. 2219, fol. 72v-73.    Ibid., fol. 71v-72v.     «ν αλλοις μν την διαφοραν το πλουτεν και το πνεσθαι, ν δ γε τος προς τ θειον, τον προθυμτερον πλουσιτερον». — Ibid., fol. 45.    Ibid., fol. 45v.     Joseph Calothetus. Vita sancti Athanasii patriarchae Constantinopolitani//Ed. cit. S. 102—103; Theoctistus Studites. Vita sancti Athanasii//Пападопуло-Керамевс A. Жития двух вселенских патриархов… С. 37—38.     Theoctistus Studites. Op. cit. P. 74; Joseph Calothetus. Op. cit. S. 95. Ср.: Janin R. La géographie ecclésiastique de l’Empire byzantin. Première partië Le Siège de Constantinople et le Patriarcat o_ecuménique. T. 3: Les églises et les monastères. P., 1953. P. 14—15, 497, 518. Монастырь Христа возле Ксиролофа, куда удалился на покой и где был похоронен Афанасий, в течение всего XIV в. оставался одним из основных центров исихастского движения.     Barlaam. Epistola 3//Idem. Epistole grechë I primordi episodici e dottrinali delle lotte esicaste/ed. G. Schiro. Palermo, 1954 (Instituto Siciliano di Studi bizantini e neogrecï Testi, 1). P. 298.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3285...

A Patristic Greek Lexicon/ed. G. W. H. Lampe. Oxford: Clarendon Press, 1961. Boojamra J. Church Reform in the Late Byzantine Empire: A Study for the Patriarchate of Athanasios of Constantinople. Thessaloniki: Patriarchal Institute for Patristic Studies, 1982. (νλεκτα Βλατδων; τ. 35). Boojamra J. The Church and Social Reform: The Policies of the Patriarch Athanasios of Constantinople. New York: Fordham University Press, 1993. Constantelos D. Life and Social Welfare Activity of Patriarch Athanasios I (1289–1293, 1303–1309) of Constantinople//Θεολογα. 1975. T. 46. Σ. 611–625. Γρηγορπουλος ’I. Θεολπτου Φιλαδελφεας το μολογητο (1250–1322) Βος κα ργα. Α»: Εσαγωγ. Κατερνη: Τρτιος, 1996. ΔημητρκοςΔ. Μγα λεξικν λης τς λληνικς γλσσης. 15 Τμοι. θναι: Δομ, 1933–1951. Hitchner R. B. Catalan Grand Company//ODB. T. 1. P. 389. Janin R. La géographie ecclésiastique de l’empire byzantin. Part. 1: Le siège de Constantinople et le patriarcat œcuménique. T. 3: Les églises et les monastères. Paris: Institut français d’études byzantines, 21969. Καλομοιρκης Δ. Οκουμενικς Πατριρχης γιος θανσιος Α» κα Διδασκαλα το πρς τος κατοκους τς Μικρς σας κατ τ 1303//Δελτο Κντρου μικρασιατικν σπουδν. 1990–1991. Τ. 8. Σ. 23–50. Κυδωνπουλος Β. Οκουμενικς Πατριρχης γιος θανσιος Α» κα μον το Μεγλου Λογαριαστο//Βυζαντιν. 1995–1996. T. 18. Σ. 257–260. Laiou A. The Provisioning of Constantinople During the Winter of 1306–1307//Byzantion. 1967. Vol. 37. P. 91–113. Mitsiou E. Das Doppelkloster des Patriarchen Athanasios I. in Konstantinopel: Historisch-prosopographische und wirtschaftliche Beobachtungen//Jahrbuch der österreichischen Byzantinistik. 2008. Bd. 58. S. 87–107. Παπαζτος Θ. То Isa Kapisi Mescidi στν Κωνσταντινοπολη, μον το πατριρχου θανασου//Δελτον τς Χριστιανικς ρχαιολογικς ταιρεας. 1995. Τ. 18. Σ. 39–48. Stiernon D. Le quartier du Xérolophos à Constantinople et les reliques vénitiennes de saint Athanase//Revue des études byzantines. 1961. Vol. 19. P. 165–188.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВАНДР предыдущая статья следующая статья печать библиотека 17 , С. 44 опубликовано: 21 января 2013г. ЕВАНДР [греч. Ενδρος], св. (без пам.). Житие Е. не сохранилось, время жизни неизвестно. В Синаксаре К-польской ц. (кон. Х в.) и в ряде др. визант. синаксарей, в т. ч. семьи В, под 1 июля помещено Житие прп. Петра патрикия († 853 или 854), основавшего в К-поле храм во имя Е. и погребенного в нем (SynCP. Col. 791; PG. 117. Р. 517). В эту церковь были перенесены мощи прп. Лазаря иконописца († 860, пам. 17 нояб.) (SynCP. Col. 234). Ист.: ActaSS. Iul. T. 1.3. P. 289; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 6. Σ. 10-11. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 196; Т. 3. С. 243, 537; Janin. Églises et monastères. P. 114. Э. П. А. Рубрики: Византийские святые Ключевые слова: Святые византийские Евандр, святой (без пам.) См.также: АФАНАСИЙ I (1235 - 1315), свт. (пам. 24 окт. и в Соборе Афонских преподобных, пам. греч. 28 окт.), Патриарх К-польский (1289 - 1293) АФАНАСИЙ АФОНСКИЙ (ок. 925 или 930 - ок. 1000), основатель Великой лавры на Афоне, прп. (пам. 5 июля и в Соборе Афонских преподобных) АФАНАСИЙ ДЕМОНОКАТАЛИТ свт. (пам. греч. 11 окт.), митр. Трапезундский, (после 843 - ок. 886) ВАРЛААМ († 304), мч. Антиохийский (пам. 19 нояб., пам. визант. 16 нояб., пам. арм. 22 нояб.) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/186885.html

Ист.: BHG, N 868-869h; BHO, N 498-499; AcmaSS. Ian. T. 1. P. 1031-1039; PG. 114. Col. 568-581; Vita S. Iohannis Calybitae, interp. latina auctore Anastasio Bibliothecario//AnBoll. 1896. Vol. 15. P. 257-267; SynCP. Col. 393; Le synaxaire Ethiopien: Les mois de sane, hamle et nahase/Éd. I. Guidi//PO. 1911. Vol. 7. Fasc. 3. P. 324-327; Un martyrologe et douze ménologes syriaques/Éd. F. Nau//PO. 1912. T. 10. Fasc. 1. N 46. P. 71, 81; SynAlex. 1915. Vol. 11. Fasc. 5. P. 607-609, 621; 1923. Vol. 17. Fasc. 3. P. 659-661; Bayan G. Le synaxaire arménien de Ter Israel: Mois de Aratz//PO. 1926. T. 19. Fasc. 1. N 91. P. 37-41; Budge E. A. W. The Book of the Saints of the Ethiopian Church. Camb., 1928. T. 2. P. 523; T. 4. P. 1122-1124; ЖСв. Янв. Ч. 2. С. 11-24. Лит.: ActaSS. Ian. T. 1. P. 1029-1031; Amiaud D. La légende syriaque de St. Alexis L " Homme de Dieu. P., 1889; Poncelet A. La Légende de St. Alexis//La Science Catholique. 1889/1890. T. 4. P. 269-271, 632-645; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 15; Т. 3. C. 25-26; Hermann L. Qui est Saint Alexis?//L " antiquité classique. 1942. T. 11. P. 235-241; Gaiffier B. De Intactam sponsam relinquens: A propos de la vie de St. Alexis//AnBoll. 1947. T. 65. P. 157-195; Kaster G. Johannes Kalybites (der Hüttenbewohner)//LCI. Bd. 7. S. 139-140; Calio G., Sauget J.-M. Giovanni Calivita//BiblSS. Vol. 6. P. 640-643; Janin. Églises et monastères. P. 270-271; Пайкова А. В. Легенды и сказания в памятниках сир. агиографии//ППС. 1990. Вып. 30(93). С. 78-81; Orlandi T. John Calybites//CoptE. Vol. 5. P. 1357; Van Esbroeck M. La Vie de Saint Jean le Pauvre ou le Calybite en version géorgienne//Oriens Chr. 1998. T. 82. P. 153-183; Aubert R. Jean Kalybites (516)//DHGE. T. 27. Col. 171-173. А. Б. Ванькова Гимнография Память И. К. отмечается в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 198) 15 янв. без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. ( Пентковский. Типикон. С. 321) память И. К. также отмечена 15 янв., служба подробно не описана. В рукописных слав. Минеях студийской традиции (напр., ГИМ. Син. 163, XII в.; см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 46) содержится последование И. К., включающее минимальный набор песнопений: канон, цикл стихир и седален.

http://pravenc.ru/text/471337.html

S. 63-74; The Great Palace of the Byzantine Emperors. 2nd Report/Ed. D. T. Rice. Edinburgh, 1958; Mango C. The Brazen House: a Study of the Vestibule of the Imperial Palace in Constantinople. Kopenhagen, 1959; idem. The Art of the Byzantine Empire, 312-1453: Sources and Documents. New Jersey, 1972; Nordhagen P. J. The Mosaics of the Great Palace of the Byzantine Emrerors//BZ. 1963. Bd. 56. S. 53-68; Janin. Églises et les monastères. P. 96, 232-236, 241-245, 361-364, 375-378, 489-490; Treitinger O. Die Ostromische Kaiser- und Reichsidee nach ihrer Geschtaltung im höfischen Zeremoniell. Darmstadt, 1969; Muller-Wiener W. Bildlexikon zur Topographie Istanbuls. Tüb., 1977. S. 136-138, 225-237; Magdalino P. Manuel I Komnenos and the Great Palace//BMGS. 1978. Vol. 4. P. 101-114; idem. The Emperor in Byzantine Art of the Twelfth Century//BF. 1982. Bd. 8. S. 123-183; idem. Observations on the Nea Ekklesia of Basil I//JÖB. 1987. Bd. 37. S. 51-64; Лазарев В. Н. История византийской живописи. М., 1986; Сатегоп A. The Construction of Court Ritual: the Byzantine «Book of Ceremonies»//Rituals of Roualty/Ed. D. Cannadine, S. Price. Camb., 1987; Trilling J. The Soul of the Empire: Style and Meaning in the Mosaic Pavement of the Imperial Palace in Constantinople//DOP. 1989. Vol. 43. P. 27-72; ODB. P. 231-232, 791-792, 869-870, 1446, 2082-2083, 2116; Jobst W. , Vetter H. Mosaikenforschung im Kaiserpalast von Konstantinopel. W., 1992; Kalavretzou I. Helping Hands for the Empire: Imperial Ceremonies and the Cult of Relics at the Byzantine Court//Byzantine Court Culture from 829 to 1204/Ed. H. Maguire. Harvard, 1997. P. 53-79; Weyl Carr A. Court Culture and Cult Icons in Middle Byzantine Constantinople//Ibid. P. 81-98; Maguire H. The Medieval Floors of the Great Palace//Byzantine Constantinople: Monuments, Topography and Everyday Life/Ed. N. Necipoglu. Leiden e. a., 2002. P. 153-174; Tunay M. I. Byzantine Archaeological Findings in Istanbul during the Last Decade//Ibid. P. 217-233. И. Н. Попов Рубрики: Ключевые слова: ВЛАХЕРНЫ район сев.-зап. части К-поля и его пригородов на юж. берегу бухты Золотой Рог; одно из мест особого почитания Пресв. Богородицы АВРААМ сирийский священник, представитель семейства византийских переводчиков и дипломатов, отстаивавших интересы империи на Востоке в 1-й пол. VI в. АДИШСКОЕ ЧЕТВЕРОЕВАНГЕЛИЕ пергаменная рукопись (897), один из важнейших памятников древнегрузинской письменности, содержащий грузинский перевод Четвероевангелия

http://pravenc.ru/text/149715.html

879 Nikolas Mesarites. Die Palasrevolution des Johannes Komnenos/Ed. A. Heisenberg. Würzburg, 1907, S. 30–31; EbersoItJ. Constantinople. Receuild’archeologieetd’histoire. Paris, 1951, p. 9, 23, 115. 880 Mateos J. Quelques problèmes de l’orthros byzantin//Proche-Orient Chrétien 11 (1961), p. 72, 78. 883 Сведения содержатся в двух надежных источниках: латинской рукописи XII века Cod. Digbeianus Lat. 112. Оксфорд, Бодлеанская б-ка. (см. выше, прим. 55). Перевод см.: Описание святынь Константинополя в латинской рукописи XII в.//Чудотворная икона в Византии и Древней Руси/Ред.-сост. А.М. Лидов. М, 1996, с. 439, и в Декалоге страстных реликвий Николая Месарита: Nikolas Mesarites. Die Palasrevolution des Johannes Komnenos/Ed. A. Heisenberg. Würzburg, 1907. S. 31 885 Джексон Дж. и Р. Туринская плащаница в Константинополе. Естественнонаучные данные об иконографии «Христос во гробе»//Реликвии в искусстве и культуре... с. 37. 886 Usener Н. Der Heilige Theodosios. Schriften des Theodoros u. Kirillos. Leipzig, 1890, S. 70–71 und 170; Pallas D. I. Passion und Bestattung Christi... S. 72 (233). 888 Латинская рукопись XII века Cod. Digbeianus lat.112. Оксфорд, Бодлеанская б-ка. Перевод см.: Описание святынь Константинополя в латинской рукописи XII в. ... с. 440. 889 Constantine Porphyrogenitus. De ceremoniis... Paris, 1935.1. 1,1. Janin R. La géographie ecclésiastique de l’Empire byzantin. T. 3. Les églises et les monastères. Paris, 1953, p. 480; Pallas D. I. Passion und Bestattung Christi... S. 69–70. 891 Николай Месарит. Декалог о реликвиях Страстей, хранящихся в церкви Богоматери Фаросской в Константинополе/Перевод и комм. А. Ю. Никифоровой//Реликвии в искусстве и культуре восточнохристианского мира. Тезисы докладов и материалы международного симпозиума. М., 2000, с. 127–132. О церкви Theotokos tou Farou, построенной Константином V в середине VIII в. и перестроенной при Михаиле III (842–867), см.: Janin R. Lageographie ecclesiastique de l’Empire byzantin. Paris, 1953.1. T. 3, p. 241–245 (особ, c. 244, где представлен подробный перечень реликвий, согласно декалогу Николая Месарита и описанию Антония Новгородского).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Basil the Great//StPatr. 2001. Vol. 37. P. 146-159; Корогодина С. В. «Правила святых отец по заповеди святого и великого Василия»: история текста//Опыты по источниковедению. Древнерусская книжность. СПб., 2001. Вып. 4. С. 152-180; Sotiropoulos Ch. Introd., texte crit., trad. fr. et grecque//La Mystagogie de St. Maxime le Confesseur. Athènes, 2001; Παπαδπουλος Σ. Γ. Η ΖΩΗ ΕΝΟΣ ΜΕΓΑΛΟΥ (Βασλειος Καισαρεας). Αθναι, 20028; Ιερθεος (Βλχος), μητρ. Ο συχαστικς μοναχισμς το Μ. Βασιλεου// idem. Ο ρθδοξος μοναχισμς ς προφητικ, ποστολικ κα μαρτυρικ ζω. Ι. Μ. Γενεθλου τς Θεοτκου, 2002. Σ. 359-400. Почитание Мощи По смерти тело В. В. было положено в гробнице отцов ( Greg. Nazianz. Or. 43. 80. 5), среди останков его предшественников по Кесарийской кафедре и мощей честных мучеников ( Bernardi. 1992. Р. 302. Not. 1). Гробница В. В. была местом поклонения как православных, так и завоевавших впосл. М. Азию мусульман, к-рые почитали его шейхом (св. старцем). Мн. древние храмы в Каппадокии были посвящены В. В.: церковь близ Синасоса (совр. Мустафапаша) (VIII-IX вв.), часовня Эль-Назар и ц. Токалы-килисе в Гёреме (Х в.) и др. По зап. преданию, честная глава В. В. находится на о-ве Сардиния. Она хранится в ц. св. Франческо, в г. Ористано, в драгоценном реликварии (дар имп. Феодосия I Великого). Появление этой реликвии в зап. пределах Римской империи относится к IV в. ( Lipinsky. 1983. Р. 921-931). Согласно правосл. традиции, честная глава В. В. находится в Великой Лавре (Афон). Она была подарена визант. имп. Никифором II Фокой , о чем говорится в хрисовуле 964 г. (Actes de Lavra. P., 1970. P. 105). По др. источникам, глава В. В. находилась в К-поле. Рус. паломники Стефан Новгородец (1348-1349), дьяк Александр (кон. XIV в.) и диак. Зосима (1419-1420) видели главу В. В. в мон-ре Панахранту ( Majeska. 37, 161, 183). В рус. анонимном «Хожении» в Царьград (кон. XIII - нач. XIV в.) говорится, что глава В. В. находилась в к-польском мон-ре св. Василия ( Majeska. С. 139), основанном после 976 г. Василием Нофом ( Janin. Églises et monastères. P. 59). Однако Антоний Новгородец (1200) упоминает только о хранящейся в этом мон-ре епитрахили В. В. (Книга Паломник. С. 30). В 1208 г. глава святого была увезена кард. Петром Капуанским в Амальфи. В 1099 г. во время 1-го крестового похода основная часть мощей В. В. была перенесена из Кесарии во Фландрию и положена в храме св. Василия в г. Брюгге (совр. Бельгия). Это событие связывают с именами фландрского гр. Роберта II и его племянника Дитриха Эльзасского. В 1463 г. мощи В. В. были перенесены в кафедральную ц. св. Донатиана, а в 1834 г.- в собор Спасителя (ActaSS. Iun. T. 7. P. 929-933). В 1897 г. часть мощей В. В. была возвращена в ц. св. Василия.

http://pravenc.ru/text/ВАСИЛИЙ ...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010