Одна их часть положена в храме св. Апостолов, а др.- в ц. Анастасии. Церковь, посвященная Г. Б., существовала в К-поле еще с кон. IV в.- она была построена в правление имп. Феодосия I Великого в квартале Ксирокипион ( Janin. Églises et monastères. P. 80-81). По зап. источникам известно, что в сер. VIII в. часть мощей Г. Б. была увезена в Рим и помещена в ц. Санта-Мария ин Кампо Марцио. Мощи свт. Григория Богослова в ц. во имя свт. Григория Богослова в Неа-Карвали, Греция Мощи свт. Григория Богослова в ц. во имя свт. Григория Богослова в Неа-Карвали, Греция Согласно лат. описанию К-поля XII в. («Аноним Меркати»), мощи Г. Б. помимо храма св. Апостолов хранились в Большом дворце (бедро) и в ц. Богородицы Перивлепты (Описание святынь К-поля. С. 440, 450, 452). Рус. паломники Игнатий Смольнянин (1389) и диак. Зосима (1420) уточняют, что в ц. Богородицы Перивлепты находилась глава святого ( Majeska. P. 97, 187). После падения К-поля (1453) часть главы Г. Б. была увезена на Крит супругой вел. скевофилакса Мануила Аргиропула и была куплена вел. канцлером г. Канеа (ныне Ханья) Петром Калафоносом, к-рый подарил ее в мон-рь Св. Троицы на п-ове Акротири на помин себя и своих родителей. После захвата г. Канеа турками (1645) святыня оказалась в руках мусульман, но была за большие деньги выкуплена Григорием, игум. мон-ря Богородицы Фанеромени «Езеру» на Пелопоннесе. Он решил подарить эту реликвию царю Алексею Михайловичу и отправил ее в Москву вместе с касторийским купцом Спиридоном Кирьяковым. В 1653 г. часть главы Г. Б. была доставлена московскому царю и положена в Успенском соборе Московского Кремля (в наст. время хранится в музеях Московского Кремля). Др. части главы хранятся на Афоне: в Ватопеде и в мон-ре прп. Григория (Григориат). Левая рука Г. Б. находится в Кутлумуше, правая ступня - в мон-ре Хиландар, а левая ступня - в мон-ре св. Павла. Большая часть мощей святого находится в ц. во имя Г. Б. в Неа-Карвали близ г. Кавала. Частицы мощей Г. Б. оказались также в мон-рях св. Стефана в Метеорах, Богородицы Прусиотиссы, Дусику и в ряде афонских обителей ( Meinardus.

http://pravenc.ru/text/Григорий ...

Реликвии были временно помещены в парекклисионе ц. ап. Андрея. 30 нояб. мраморные ковчеги с мощами И. З. и свт. Григория Богослова были установлены в патриаршей ц. вмч. Георгия в стамбульском р-не Фенер (Фанар). В память этого события был учрежден новый праздник - возвращение мощей святителей Григория Богослова и И. З., совпадающий с днем памяти ап. Андрея Первозванного (30 нояб.). 11 апр. 2007 г. кард. Римско-католической Церкви Стивен Фумио Гамао передал в дар архиеп. Хабаровскому и Приамурскому Марку частицу мощей И. З. из Ватикана. Ковчег с мощами хранится в Спасо-Преображенском кафедральном соборе, где будет оставаться до освящения храма Хабаровской ДС во имя свт. Иннокентия, митр. Московского. В связи с перенесением мощей И. З. из К-поля на Запад русские паломники - Стефан Новгородец (1348/9), анонимный паломник (нач. 90-х гг. XIV в.), Александр Дьяк (90-е гг. XIV в.) упоминали только о пустом гробе святителя, остававшемся объектом поклонения в к-польской ц. св. Апостолов ( Majeska. 1984. P. 43, 149, 161). В какой-то момент возникло представление, что внутри этого гроба все-таки находятся мощи: Игнатий Смольнянин пишет, что мощи И. З. лежали в ц. св. Апостолов запечатанными в ковчеге (Ibid. P. 95), а в редакторской приписке к тексту рус. анонимного паломника сообщается, что гроб с нетленными и благоухающими мощами И. З. находился в алтаре Св. Софии (Ibid. P. 135). В связи с этим Р. Жанен предположил, что в 90-х гг. XIV в. гробница И. З. могла быть перенесена в Св. Софию ( Janin. Églises et monastères. P. 45), где также хранился посох святителя, о чем упоминают рус. анонимный паломник и диак. Зосима (1419) ( Majeska. 1984. P. 133-135, 183). Представление о том, что мощи И. З. остались в К-поле, также отразилось в предложении султана Баязида II франц. кор. Карлу VIII передать ему «целое тело» святителя (1489). Хотя, согласно зап. традиции, глава И. З. была увезена крестоносцами в аббатство Клерво (впосл. в сер. XIII в. помещена аббатом Стефаном из Лексингтона в капелле коллегии св. Бернарда в Париже и утрачена в годы Французской революции - Riant. 1877. T. 2. P. 196-197), посетившие К-поль путешественники упоминают об этой реликвии. Из сообщений несторианина Раббана Саумы (кон. XIII в.), Стефана Новгородца, анонимного арм. путешественника (кон. XIV - нач. XV в.) и рус. диак. Зосимы (1419) известно, что глава И. З. хранилась в жен. мон-ре Пресв. Богородицы, отождествляемом исследователями с мон-рем Пресв. Богородицы «тон Патрикиас» ( Majeska. 1984. P. 374-375).

http://pravenc.ru/text/541598.html

Однако на Вселенском VII Соборе (787) авторитет М. И. уже непререкаем, а его отношение к иконам используется в качестве аргумента иконопочитания: в 4-м деянии Собора было указано на целование прп. М. И. икон Спасителя и Богородицы наряду с Евангелием и Честным Крестом (ДВС. Т. 4. С. 435). В Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.) основными днями памяти преподобного являются 21 янв. (SynCP. Col. 409) и 13 авг. (Ibid. Col. 887); под этими днями помещены краткие синаксарные сказания, однако под 13 авг. есть добавление, что в этот день вспоминается также перенесение мощей, но подробностей о том, куда мощи или их частицы были перенесены, не сообщается. Поскольку пометка о перенесении стоит под 13 авг. (день кончины преподобного), А. Ю. Виноградов высказал предположение, что это добавление сделано составителем Синаксаря по ошибке ( Виноградов. 2013. С. 222). Позднейшая греч. агиографическая традиция считает, что мощи были перенесены в К-поль, однако никакими др. источниками это не подтверждено. Есть единственное свидетельство некоего англ. паломника кон. XI в. о том, что правая рука М. И. находилась в храме св. Евфимии на Ипподроме в К-поле, к-рое, однако, не подтверждается бывшим там рус. паломником Антонием Новгородским ( Janin. Églises et monastères. P. 121). Возможно, частицы мощей все же были доставлены в Византию в день, приуроченный к кончине преподобного, поскольку есть сведения о том, что они хранились в некоем мон-ре во имя Пресв. Богородицы в Хрисополе ( Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 292). В наст. время отрубленная рука М. И. находится в монастыре св. Павла на Афоне, нек-рые частицы его мощей хранятся в монастыре ап. Иоанна Богослова на о-ве Патмос ( Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 215). Еще один день памяти М. И. совместно с мч. Диомидом указан в Синаксаре К-польской ц. под 19 авг. как день особого поминовения этих святых в визант. столице в ц. Пресв. Богородицы, именуемой «Иерусалим», и ц.

http://pravenc.ru/text/Максим ...

1996. Bd. 46. S. 97-155). Однако наряду с культом чиноначальников существовало и отдельное почитание М. Помимо празднования Собору Небесных сил бесплотных (8 нояб.) есть отдельная память Чуда архистратига М. в Хонех (Хонах). Арх. Михаил. Камея. XII в. (мон-рь Ватопед, Афон) Арх. Михаил. Камея. XII в. (мон-рь Ватопед, Афон) В К-поле было ок. 35 храмов, часовен и мон-рей, посвященных М. (подробнее см.: Janin. Églises et monastères. P. 337-350); они возникали на протяжении всего существования города; т. зр., что при императорах-иконоборцах почитание М. стало приходить в упадок, не находит четкого подтверждения. В IV-VII вв. было построено наибольшее число храмов М., особенно много - во время правления имп. Юстиниана I (527-565); 2-м этапом строительства и возрождения храмов М. можно считать период правления Македонской династии (867-1056). Помимо К-поля значительное число храмов было в М. Азии (в основном во Фригии, в Галатии и Вифинии), прослеживается связь центров почитания М. с расположением термальных источников (в Хонах, Гермиях , Пифиях Фермах (ныне Термал, близ Яловы, Турция)). Одно из самых ранних упоминаний о постройке храма во имя М. содержится в Мученичестве сщмч. Автонома Вифинского (пам. 12 сент.), еп. г. Пренесте (Италия) (BHG, N 198; PG. 115. Col. 691-698), где говорится, что мученик, спасаясь от Диоклетианова гонения, покинул Италию и, придя в Вифинию, в сел. Сореи, построил там храм во имя М. и тем самым вручил архангелу паству, как «хранителю рода христианского». Автоном принял мученическую кончину († 313) во время богослужения в этом храме. В К-поле важнейшая ц. во имя М. была в квартале Евсевия (ν τος Εσεβου). Точно неизвестно, где находился этот квартал, т. к. ни один из источников не дает его четкой локализации ( Janin. Églises et monastères. P. 341). В описании к-польских построек сказано, что квартал построил патрикий Евсевий при имп. Юстине II (565-578) и его супруге Софии; видимо, церковь относится к тому же периоду (Patria CP. T. 1. P. 252).

http://pravenc.ru/text/2563460.html

[греч. Κρος Πανοπολτης] (ок. 400, Панополь, ныне Ахмим, Египет - после 457, К-поль), еп. г. Котией (ныне Кютахья, Турция) во Фригии (М. Азия), визант. чиновник, поэт. Полное имя - Флавий Тавр Селевк Кир. К. П. упоминается Иоанном Лидом ( Lyd. Mag. II 12; III 26) и в визант. словаре X в. Суда (Suda. K 2776). В молодости он занимал различные гос. посты и не позже 426 г. стал префектом К-поля. Один из рескриптов имп. Феодосия II от 26 дек. этого года дан на его имя (CJ. II 7. 5). Вторично он упомянут в этой должности 23 марта 439 г. (Ibid. I 2. 9), в конце того же года К. П. стал префектом претория Востока, оставаясь и действующим префектом города ( Lyd. Mag. II 12; III 26, 42; Chron. Pasch. Vol. 1. P. 588; Theoph. Chron. P. 96-97; Evagr. Schol. Hist. eccl. I 19). Первый указ на его имя в новой должности датирован 6 дек. 439 г. (Novell. Theod. 18). Иоанн Малала и составитель Суды также называют его патрикием ( Ioan. Malal. Chron. P. 361). Последний из указов Феодосия II на имя К. П. датирован 18 авг. 441 г. (CJ. I 55. 10). В зависимости от характера распоряжений (касались ли они всей империи или только столицы) документы адресованы К. П. то как префекту претория, то как префекту города. К. П. занимался благоустройством К-поля, пострадавшего в 437 г. от землетрясения, ввел в столице систему уличного ночного освещения. При нем были обновлены городские стены ( Mich. Syr. Chron. VIII 4). Хронист XII в. Иоанн Зонара сообщает, что эти работы были завершены за 60 дней ( Zonara. Epit. hist. XIII 22. 50), однако, по всей видимости, он ошибочно переносит на деятельность К. П. предание о воздвижении первых стен при имп. Константине I Великом. В годы службы К. П. началась реконструкция бань Ахилла (CJ. XI 43. 6), завершенная уже после его отставки в 443 г. (Chron. Pasch. Vol. 1. P. 583). В честь К. П. назван один из кварталов К-поля (Киров квартал), где по его инициативе была воздвигнута ц. Пресв. Богородицы ( Janin. Églises et monastères. P. 193-195). Иоанн Лид считает, что при К. П. документы в канцелярии префекта претория начали составлять на греч. языке, латынь была отменена. Верхом карьеры К. П. стало назначение его консулом на 441 г. Феодосий II обращался к нему как к буд. консулу уже в указе от 5 апр. 440 г. (CJ. I 14. 7).

http://pravenc.ru/text/1840133.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВРААМИТОВ В ЧЕСТЬ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МОНАСТЫРЬ [греч. Αβραμιτν] , в К-поле, был основан, по преданию, имп. Константином Великим для некоего мон. Аврамия (Patria CP. III 143). Это сообщение нельзя считать достоверным, т. к. до посл. четв. IV в. мон-ри в К-поле неизвестны. В Житии св. Матроны , прославившейся во времена имп. Маркиана (450-457), упомянут игум. этой обители Акакий (впрочем, и этот источник позднего происхождения не внушает доверия исследователям). По сведениям Иоанна Мосха (Луг духовный. Гл. 97), подлинным основателем мон-ря следует считать прп. Авраама , еп. Эфесского (кон. V - сер. VI в.), также учредившего мон-рь Византийцев в Иерусалиме. В 766/67 г. иконоборец-патриарх Никита приказал снять или замазать иконы (Theoph. Contin. P. 443); впрочем, возможно, что это сообщение относится к мон-рю Авраамия, основанному в V в. Согласно житию св. Анны (Евфимиана), Патриарх Тарасий (784-806) восстановил находившийся в запущении мон-рь Авраамитов не позднее 787 г., поскольку на VII Всел. Соборе в Никее уже присутствовал игум. мон-ря «Богородицы Авраамитов» Симеон. Главной святыней А. Б. м. почитался Нерукотворный Образ Богоматери (Ахиропиитос). При императоре-иконоборце Феофиле (829-842) монахи-авраамиты защищали иконы и не раз обличали его в ереси, за что были подвергнуты бичеванию и изгнаны из К-поля, но нашли убежище в мон-ре Предтечи в Фовероне на берегу Боспора, где приняли мученический венец (Theoph. Contin. P. 101). В католич. Церкви память мучеников-авраамитов отмечается 8 июля. Лит.: Janin. Églises et monastères. P. 4-6. И. В. Тамаркина Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТЫ МОНАСТЫРЬ монастырь в Константинополе, основан императором Юстином I (518-527) и его супругой Августой Евфимией - см. Константинополь

http://pravenc.ru/text/62964.html

Кроме [сего] путешествия о. Ноя, я прочитал 81-й номер константинопольской газеты от 26-го марта, называемой Echo de l’Orient 215 . Тут между прочим напечатано: Jerusalem. 28 fevrier. – Hier est parvenu l’acte de la Sublime Porte par laquelle l’installation du nouveau patriarche catholique est officiellement reconnue. Cette nouvelle a été d’autant plus opportune, qu’une opposition intolerante et jalouse repandait des doutes sur le vrai caractère de Mr Yalerga et poussait l’autorité locale à quelque fausse démarche. Monsieur Basili (le consul général de Russie) paraît prendre fort à coeur cette affaire (похищение серебряной звезды в Вифлееме) et juger en faveur de ceux, qui jugent autrement que le gouvernement de sa majesté Sultan. Il est venu offrir aux Grecs sa méditation, et d’après certaines paroles, les catholiques déboutés de leurs droits devraient en passer pour toutes les conditions qu’on veut leur imposer. On assure que M. Basili vient aussi préparer l’installation d’un patriarche russe (не патриарха, a смиренного архимандрита Порфирия). Les catholiques l’accueilleraient de voir les hommages de la chrétienté se multiplier autour du tombeau du Christ. Nous voudrons pouvoir en dire autant des Grecs, dont le patriarche craint pour son autorité partagée, affaiblie par la présence d’un chef d’une même communion. L’on songerait en même temps à assigner deux monastères distincts aux religieux et religieuses de Russie qui, jusqu’à présent, étaient confondus dans les monastères Grecs 216 . 8, Четверток. Навестил меня наместник араво-униатского патриарха Максима, – иеромонах Михаил, тот самый, у которого я гостил в дер-Мухаллесе, и сказал мне, что сюда приехал сей патриарх и желает видеться со мною. 13, Вторник. Я был у патриарха армянского и от него зашел к реченному Максиму. Так как он окружным посланием [своим] к пастве своей уверяет ее, что сирийские христиане издревле были в единении с Римской церковью и с папами её, то разговор мой с ним коснулся этого предмета и я обличил его в неправде, рассказавши ему, что русский путешественник Василий Барский в 1728 году был в Сирии [в самом начале], когда только что начинала там усиливаться уния с Римом, и описал борьбу её с православием 217 . «В семнадцатом столетии, – примолвил я ему, – все ваши предки содержали догматы и обряды греческие, а не римские». Собеседник мой слушал меня, краснел, но молчал!

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

La force de l’unité de l’Eglise, je l’ai ressentie clairement à l’occasion de mes nombreux voyages dans les diocèses de Russie, d’Ukraine, du Kazakhstan, de l’Azerbaïdjan. Partout, j’ai constaté l’empressement des évêques, du clergé, des moines et moniales, et des laïcs, de travailler pour le bien de l’Orthodoxie, pour perfectionner l’action des paroisses, des monastères, des diocèses. Ceci provoque l’espérance d’un développement plein de succès de la vie de l’église dans un esprit d’unité et de collaboration. De tout mon cœur, rempli de joie, je vous adresse tous mes meilleurs voeux, éminents évêques, honorables clercs, habitants des communautés monastiques, frères et sœurs, à l’occasion de la grande fête salvatrice de la Nativité du Christ et de l’année nouvelle. En prière, je vous souhaite à tous d’être de fervents exécutants de la volonté de Dieu, apportant des dons spirituels au Sauveur du monde né en ce jour, afin que Son Nom soit glorifié en tout temps, maintenant et toujours et pour les siècles des siècles. Amen. Cyrille, PATRIARCHE DE MOSCOU ET DE TOUTE La RUSSIE la Nativite du Christ 2010/2011 На молдавском языке: Pastoral la Naterea Domnului a Sanctitii Sale Kiril, Patriarhul Moscovei i al Întregii Rusii Preasfiniilor arhipstorilor, cinstiilor slujitori i nevoitori, iubiilor întru Hristos frai i surori! În aceast noapte lumioas i plin de cldur a Naterii retrim cu alese bucurii venirea în lume a Mântuitorului. Iari suntem cu gândul la Fiul lui Dumnezeu Cel Viu, Care st în ieslea din petera Betleemului. Iari simim în inimi glasul îngeresc, care cânt laud Creatorului i Rscumprtorului: «Slav întru cei de sus lui Dumnezeu i pe pmânt pace, între oameni bunvoire» (Luca 2, 14). Ascultând cântarea îngereasc înelegem c Naterea lui Hristos a împlinit sensul vieii pmânteti i se rsfrânge asupra fiecrui suflet omenesc. Chiar cel ce nu tie nimic despre jertfa Mântuitorului poate ajunge la cunoaterea Adevrului, este capabil s intre în turma Domnului i s fie vrednic de a moteni viaa venic. Naterea lui Hristos ne deschide adevrul despre noi înine i ne d ansa de a-l înelege i tri.

http://pravmir.ru/rozhdestvenskoe-poslan...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИЛЛЕ [Мийе; франц. Millet] Габриэль (17.04.1867, Сен-Луи, Сенегал - 8.05.1953, Париж), франц. археолог, историк, византинист, исследователь христ. иконографии и архитектуры, эпиграфист. Один из основоположников франц. школы христ. археологии и визант. искусства. Отец М., полковник морской пехоты, служил во франц. гарнизоне в Сенегале. М. рано остался сиротой, был воспитан бабушкой в Ницце. Образование получил в Париже, где, в частности, слушал курсы филолога Я. Психариса и лингвиста А. Мейе. В течение неск. лет М. преподавал сначала в лицее Св. Людовика, затем - в лицее Генриха IV. В 1891 г. получил звание агреже по истории (звание специалиста высшей категории, дающее право на замещение штатного преподавателя в школе, лицее, на отдельных факультетах ун-та). В том же году стал членом Французского археологического института в Афинах, директором которого в этот период был археолог, филолог-эллинист и эпиграфист Т. Омоль (1848-1925); согласно записям М., Омоль вдохновил его на изучение мозаик Дафни, а позднее - живописи Мистры. Во время пребывания во Французском ин-те в Афинах и вплоть до 1899 г. М. много путешествовал по Пелопоннесу, Аттике, Эпиру, Фессалии и Македонии, участвовал в раскопках базилики VI в. в Порече на п-ове Истрия, посещал Далмацию и Трапезунд в М. Азии с целью изучения визант. наследия; он фотографировал и описывал архитектуру и росписи визант. церквей, фиксировал сохранившиеся надписи. В этих и позднейших поездках его сопровождали художники, в первую очередь его жена Софи Милле, а также Ж. Ронсен, Л. Иперман, архит. А. Эсташ и др. Собранные во время экспедиций материалы послужили базой для опубликованных позднее исследований (Les monastères et les églises de Trébizonde//BCHell. 1895. Vol. 19. P. 419-459; Le monastère de Daphnie. 1899; Monuments byzantins de Mistra. 1910, и др.), в их числе - 2 работы, за которые М. была присуждена в 1917 г. докторская степень (L " École grecque dans l " architecture byzantine. P., 1916. (BEHER; 26); Recherches sur l " iconographie de l " Évangile aux XIVe, XVe et XVIe siècles, d " après les monuments de Mistra, de la Macédoine et du mont Athos. P., 1916. (Biblioth. des Écoles françaises d " Athènes et de Rome; 109)). В 1894, 1898 гг., а также в 1918, 1919 и 1920 гг. М. посещал Афон. Результатом его пребывания там стали публикации древних надписей, оттисков фотографий архитектуры и росписи, а также архив негативов и фотографий миниатюр рукописей, актов, печатей, литургической утвари, шитья и др. драгоценных предметов, хранившихся в мон-рях Св. Горы Афон.

http://pravenc.ru/text/2563214.html

1 дек. 1883 г. папой Львом XIII назначен субархивистом Папского престола. В связи с открытием для исследователей доступа в Ватиканский секретный архив (1881) первый префект архива Й. Гергенрётер поручил Д. подготовку архивных фондов к использованию в исследовательской работе. В 1884 г. Д. был назначен советником учрежденной папой Львом XIII (1883) кардинальской комиссии по историческим исследованиям. В 1885 г. совместно с пресвитером иезуитом Ф. Эрлем организовал издание сб. «Archiv für Literatur und Kirchengeschichte des Mittelalters» (Архив средневековой литературы и церковной истории). В 1887 г. участвовал в подготовке и составлении сб. «Specimina palaeographica Regestorum Romanorum Pontificum ab Innocentio III ad Urbanum V» (Палеография образцов регистров Римских понтификов от Иннокентия III до Урбана V), выпущенного Ватиканским секретным архивом. В 1885 г. вышло сочинение Д., посвященное средневековой истории европ. ун-тов (Die Universitaten des Mittelalters bis 1400), в к-ром на основе большого архивного материала он опроверг версию о происхождении ун-тов из кафедральных школ, а также показал, что на начальном этапе в большинстве ун-тов (за исключением Парижского) не преподавалась теология. Д. планировал создать еще 4 тома, посвященных развитию структуры ун-та, происхождению и истории Парижского ун-та до кон. XIII в. и конфликтам ун-тов с нищенствующими орденами. По приглашению Парижского ун-та возглавил многотомное издание документов ранней истории ун-та «Chartularium Universitatis Parisiensis» (Картулярий Парижского ун-та). В 90-х гг. XIX в. основным направлением исследований Д. становится Франция в период Столетней войны, материалы по истории к-рой были опубликованы в сочинениях «La désolation des églises, monastères et hôpitaux en France pendant la guerre de Cent Ans» (Разорение храмов, мон-рей и больниц во Франции во время Столетней войны) и «Le procès de Jeanne d " Arc et l " Université de Paris» (Процесс Жанны д " Арк и Парижский университет). В нач. XX в. Д. обнаружил в Ватиканском секретном архиве неизданный комментарий М. Лютера на Послание ап. Павла к Римлянам, что подтолкнуло его к изучению духовной эволюции основоположника протестантизма. В 1904 г. Д. издал кн. «Luther und Lutherum» (Лютер и лютеранство). Основываясь на сочинениях Лютера, обвинял его в плохом знании средневек. богословия и католич. монашеской практики. Выводы Д. вызвали резкие возражения протестант. исследователей (А. фон Гарнак , Р. Зеберг), в ответ Д. написал соч. «Luther in rationalistischer und christlicher Beleuchtung» (Лютер в свете рационализма и христианства).

http://pravenc.ru/text/171690.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010