Дальнейшая судьба мон-ря неизвестна. Согласно легенде, 29 мая 1453 г., в день падения К-поля, в храме П. М. м. были перебиты отчаянно сопротивлявшиеся защитники города, отчего он получил тур. название Канлы-килисе (Кровавый храм; Ryder. 2009/2010. P. 78), хотя вероятнее, что это название происходит от цвета стен храма. Согласно к-польскому преданию ( Janin. Églises et monastères. P. 213-214), храм П. М. м. султан Мехмед II в 1471 г. отдал архит. Христодулу в награду за строительство к-польской мечети Фатих-джами. В османскую эпоху кафоликон П. М. м. продолжал действовать как правосл. приходский храм; пострадал от пожаров в 1633, 1640, 1729 и 1774 гг. Некоторое время храм был метохием пелопоннесского мон-ря Мега-Спилео ( Ryder. 2009/2010. P. 78). В 1955 г. убранство храма было уничтожено во время погрома, устроенного турками. Архитектура Кафолимон мон-ря Панагии Мухлиотиссы. Фотография. 2016 г. Фото: István Tóth/Flickr Кафолимон мон-ря Панагии Мухлиотиссы. Фотография. 2016 г. Фото: István Tóth/Flickr Кафоликон П. М. м., построенный над субструкцией, первоначально представлял собой купольный тетраконх с алтарем в восточной апсиде. В местах соединения апсид вынуты четверти, куда вставлены колонны-сполии с коринфскими капителями V в.; на них опираются подпружные арки. В основании конх расположен сплошной карниз. Каждая апсида снаружи имеет 5-гранную форму, а внутри разделана 3 полукруглыми нишами (одна из ниш сев. апсиды могла служить первоначальным протесисом). Купол внутри - тыквообразный, с карнизом у основания; барабан - снаружи круглый, имел изначально 8 окон. Снаружи, над окнами, сделаны арочки, опиравшиеся на двойные колонки (утрачены). Стены субструкции сложены из кирпича в технике «утопленного ряда». Подобный тип известен также в разрушенном храме Синаитик в Адрианополе (ныне Эдирне). Наличие подобной разделки конх в апсидах собора Сан-Марко в Венеции, воспроизводящего к-польский храм святых Апостолов (VI в.), указывает на вероятное копирование в П. М. м. ранневизант. образца. Вероятно, подобным образом в 944-959 гг. имп. Константин VII Багрянородный обновил древний тетраконх св. Павла ( Theoph. Contin. VII 21; ср. схожий по плану храм Панагии Камариотиссы на о-ве Халки). Ранневизант. образцу следует и постановка колонн на углах тетраконха. Х. Бурас, показав неверность датировки кафоликона П. М. м. XIII в., во многом на основании 1-го упоминания мон-ря датировал храм нач. XI в. Однако вероятность существования П. М. м. в Х в. оставляет возможность и более ранней датировки. Декорация барабана храма аналогична декорации кафоликона мон-ря Ватопед на Афоне (60-е гг. X в.); разделка апсид 3 полукруглыми нишами находит аналогии в «триконхе афонского типа» в Исламкёе (ок. 900; Писидия, М. Азия).

http://pravenc.ru/text/2578780.html

За пределами Италии и Франкского королевства культ Е. зафиксирован в мосарабских календарях в Испании XI-XII вв. Относительно раннего почитания Е. и его мощей в К-поле имеется 2 свидетельства. Первое принадлежит прп. Иосифу Песнописцу (IX в.), к-рый в каноне Е. говорит о «токах исцелений», идущих от его раки. Второе свидетельство приведено в Синаксаре К-польской ц. кон. X в., где упоминается о ц. во имя Е. в квартале Ксиролоф. Этот храм был построен при имп. Аркадии (395-408) патрикием Василием ( Janin. Églises et monastères. P. 110). Однако оба этих упоминания не исключают того, что свидетельства IX-X вв. могут быть исторически неточными. С К-полем был связан мч. Елевферий Кувикуларий , пострадавший в Вифинии, однако погребенный скорее всего в К-поле (тогда Византии), откуда, согласно Житию, он был родом. Видимо, в честь этого мученика и была построена ц. патрикия Василия и именно его мощи издревле в ней хранились. С распространением в IX-X вв. в Византийской империи почитания Е. Римского оно могло смешаться с культом мч. Елевферия Кувикулария. В пользу этой гипотезы говорит и тот факт, что синаксари семейства M (по классификации И. Делеэ) указывают под 15 дек. память не рим. мч. Е., а Е. Кувикулария. Сщмч. Елевферий Иллирийский. Роспись ц. Спаса Преображения на Ильине ул. в Вел. Новгороде. 1378 г. Мастер Феофан Грек Сщмч. Елевферий Иллирийский. Роспись ц. Спаса Преображения на Ильине ул. в Вел. Новгороде. 1378 г. Мастер Феофан Грек Относительно дня памяти Е. зап. и визант. традиции расходятся. Согласно 1-й, восходящей к Мартирологу блж. Иеронима, память Е. празднуется 18 апр. Эту же дату сохраняют каролингские мартирологи и мосарабские календари. В нек-рых рукописях также засвидетельствованы 24 нояб., 6 сент. (вместо папы Елевферия). В визант. синаксарях память Е. и Анфии помещается под 15 дек. со сказанием и 20 (или 21) дек. без него. Устав Великой ц. указывает синаксис (собор) в честь Е. дважды - 15 дек. и 20 июля. Подобным образом в греч. печатных Минеях указано 15 дек. как память Е. и 20(21) июля - как синаксис Е. В слав. Минеях сохранился только день памяти 15 дек., где помещена служба с каноном Иосифа. Имеется и др. греч. канон, приписываемый Георгию (AHG. Vol. 4. P. 299-309). Мраморный Неаполитанский календарь дважды упоминает Е.: под 18 апр. по зап. традиции и 15 дек. по византийской. Однако из-за отсутствия в этом календаре к.-л. пояснений нет уверенности, что речь идет об одном и том же лице. В ранних лат. и визант. памятниках как святые упоминаются Е. и Анфия. РПЦ добавляет к ним префекта Корива по традиции, идущей от Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского, к-рый вслед за кард. Цезарем Баронием поместил Корива среди мучеников.

http://pravenc.ru/text/189703.html

886) составил канон в честь Н. м. (Ταμεον. Σ. 240-241). В Типиконе Великой ц. (IX-XI вв.; Mateos. Typicon. T. 1. P. 336) и в более поздних визант. Синаксарях и минеях память Н. м. отмечена под 10 июля. В Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.) под этим же числом содержится краткое сказание о мучениках без упоминания женщины, посещавшей святых в темнице, и стражников, уверовавших во Христа. Также здесь не сообщается о том, что останки святых были брошены в реку. В конце сказания отмечено, что торжественная служба (синаксис) святым совершалась в К-поле в ц. мц. Акилины недалеко от Форума (SynCP. Col. 811). Известно, что эта церковь сгорела во время восстания «Ника» в янв. 532 г., но затем была восстановлена. Помимо синаксиса Н. м. в храме совершались торжественные богослужения в честь его небесной покровительницы (13 июня), св. папы Мартина I (16 сент.) и прп. Ефрема Сирина (28 янв.). Церковь располагалась в квартале Филоксена, к юго-западу от колонны Константина ( Janin. Églises et monastères. P. 17). В заметке о Н. м. из Минология имп. Василия II (1-я четв. XI в.) также не говорится о женщине-христианке и о том, что останки Н. м. были утоплены; имена стражников, пострадавших вместе со святыми, не обозначены. Согласно сказанию, Н. м. были схвачены, а не пришли добровольно к правителю Лисию; в тюрьме они провели много дней без пищи (PG. 117. Col. 533-534). Из визант. синаксарей память Н. м. и посвященное им двустишие были заимствованы прп. Никодимом Святогорцем , к-рый датировал кончину святых 315 г., и помещены в составленный им «Синаксарист» под тем же числом. В «Новом синаксаристе» иером. Макария Симонопетрского годом, когда Н. м. были подвергнуты мучениям, указан 316-й. Греч. сказания о Н. м. были переведены на слав. язык и вошли в состав ВМЧ митр. Макария под 10 июля ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 307 паг.]), а также в «Книгу житий святых» свт. Димитрия, митр. Ростовского ( Димитрий Ростовский, свт. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 4. Л. 296 об.-300). В Сирийском Мартирологе (411) память святых под 10 июля отсутствует, однако под 11 авг.

http://pravenc.ru/text/2577589.html

войны в 420/21-422 гг., участником к-рой был аль-Мундир I, возможно, на границах Византии, Персии и территории пребывания араб. племен шли некие переговоры. Автор одного из сказаний о М., С. и И. мог заимствовать араб. имя Мундир (Аламундар) и персид. имя Вахрам (Валтан) и ввести их в контекст возможных переговоров Юлиана Отступника, происходивших столетием ранее. В случае принятия такого объяснения придется признать, что тексты 2 Мученичеств (BHG, N 1023, 1024) составлены почти через 100 лет после казни братьев. Это с трудом согласуется с тем, что их почитание возникло довольно рано. Так, уже через 30 лет после их мученической кончины имп. Феодосий I Великий построил в К-поле храм во имя М., С. и И., вероятно на месте казни святых, т. е. близ стен Константина. По нек-рым сведениям, неподалеку находилась также ц. прор. Елисея или Илии, однако точная локализация этого храма, где скорее всего хранились мощи 3 мучеников, невозможна (подробнее см.: Janin. Églises et monastères. P. 322). Дальнейшая судьба мощей также неизвестна. Персид. поход Юлиана, закончившийся гибелью императора, подробно описан в источниках (см.: Ammiani Marcellini Rerum Gestarum libri qui supersunt/Ed. C. U. Clark. B., 1910-1915, 19632. T. 1-2). Но в исторических произведениях посольство М., С. и И. не упомянуто. По предположению Муравьёва, Юлиан вел переговоры не с персами, а с араб. племенами, чтобы найти себе союзников в борьбе с Персией. Т. о., возможно, братья-мученики были не персидского, а араб. происхождения, о чем косвенно свидетельствуют и их семитские имена. Мученичество М., С. и И. может являться источником сведений о римско-араб. отношениях в период правления Юлиана Отступника, а события, описанные в агиографических текстах, отражают следующую ситуацию, по версии Муравьёва: некий араб. военачальник хотел заключить союз с римлянами против Персии, и, зная, что они в основном исповедуют христианство, отправил к ним посольство, состоящее из христиан, не учтя изменения политики Юлиана Отступника в отношении гос.

http://pravenc.ru/text/2561920.html

Имп. св. Феодора, жена последнего иконоборческого имп. Феофила, воздвигла во имя П. еще один мон-рь, вероятно небольшой (он был создан в зданиях бывш. арсенала, построенного в кон. VI в., при имп. Маврикии); расположенный рядом с этим мон-рем мост над ручьем Варвизес также получил имя П. В поздневизант. источниках упоминается маленький мон-рь во имя П.; др. храмы П. в К-поле невозможно точно локализовать. Мощи П. находились в к-польском храме Омонии, где, вероятно, был устроен придел во имя великомученика, хотя иногда этот храм отождествляется с церковью в квартале Нарсеса; частицы мощей П. несомненно находились и в др. храмах визант. столицы ( Janin. Églises et monastères. 1969. P. 400-403). Глава П. (или ее часть) хранилась в соборе Св. Софии; там же находился хрустальный сосуд с кровью и молоком, истекшими из тела П. Эти жидкости не смешивались: одна находилась снизу, другая - сверху, но ежегодно в день памяти П. они менялись местами. Судьба этой реликвии неизвестна после XI в. В г. Равелло (Италия) в кафедральном соборе находится похожая святыня: капсула с запекшейся кровью П., которая каждый год после 27 июля становится жидкой и остается в таком состоянии 6-7 недель. Такое же чудо с пузырьком с кровью П. происходит в монастыре Воплощения Господня в Мадриде, известны и др. места, где хранится такая же реликвия. В 972 г. имп. Иоанн I Цимисхий (969-976) преподнес часть мощей П. архиепископу кёльнскому, прибывшему в К-поль, для сопровождения племянницы Цимисхия царевны Феофано, вышедшей замуж за наследника престола Свящ. Римской империи, буд. имп. Оттона II (973-983). Феофано была погребена в Кёльне в ц. во имя П., построенной во 2-й пол. IX в.; там же была помещена и принадлежавшая ей часть мощей святого. В X в. на Афоне был основан мон-рь во имя П., впосл. Русский во имя великомученика Пантелеимона монастырь . Неск. частиц мощей П. оказались в Венеции в XI в. Их, вероятно, передал имп. Алексей I Комнин в знак благодарности за участие венецианцев в войне с норманнами в 1081-1084 гг.

http://pravenc.ru/text/2578844.html

То, что составитель жития не мог допустить ошибку в названии, следует из его довольно-таки немалой осведомлённости: затем им приведены данные о числе монахов и о доходах монастыря. Таким образом, исключается возможность путаницы, допущенной автором жития в названиях «Полихрониев» или «Полихниев». Второе возражение против гипотезы Ф. Дворника состоит в том. что монастырь, где жил Феофан, находился у Геллеспонта, а совсем не на Вифинском Олимпе, где Мефодий прежде был монахом. Если бы он стал игуменом именно этого монастыря, ему следовало бы прежде быть переведённым с Олимпа, что не представляется вполне правдоподобным. В-третьих, такое отождествление не может быть одобрено в силу известных предсмертных слов Кирилла, сказанных Мефодию: «Ты же очень возлюбил гору ( а ты лювиши гороу вельми) [имеется в виду Олимп], но не смей ради горы оставить учительство своё...». (Житие Мефодия 7. Лавров 1930. С. 73: Флоря 1981. С. 97). Если бы Мефодий стал игуменом монастыря, который находился подле Геллеспонта, было бы уже неуместно говорить о горе в Вифинии. Дальнейшее обсуждение вопроса о том, возможно ли отождествить монастыри Πολυχρονου и Πολυχνου, см.: Janin R. Les églises et les monastères des grandes centres bysantins (Bithynie, Latros, Celèsios, Trèbizonde, Athènes. Thessalonique). Paris. 1974. P. 207–209. 486 В славянском тексте стоит слово споудъ («сосуд»), посредством которого в старославянских текстах обычно передаётся греческое μδιος (модий=1/6 медимна). См.: Срезневский И. И. Материалы для словаря древнерусского языка. Т. 3. СПб., 1903. С. 473. Несмотря на то, что в византийскую эпоху модий уже не считался единицей меры золота, следует всё же предположить, что доход монастыря должен был казаться весьма значительным для того, чтобы о нём специально упомянул составитель жития Мефодия. 488 Составитель жития Мефодия использует здесь наименование «влахи» ( влахи). имея в виду латиноязычных. Я полагаю, что слово «латиняне» в точности передаёт именно то, что подразумевал автор жития.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВРААМ [Авраамий] (VI в.), прп. (пам. греч. 28 окт.), еп. Эфесский. Возглавлял кафедру после еп. Ипатия (с 553; менее вероятно - после еп. Андрея, в 536-552). До этого, по сообщению «Луга духовного» блж. Иоанна Мосха , был настоятелем киновии Пресв. Богородицы Марии «Новой» в долине Иорданской и основателем 2 мон-рей: авраамитов в К-поле у Золотых ворот (в отношении основания им этой обители существует сомнение, т. к. подпись «игумена авраамитов» присутствует уже в актах Собора 518 г.) и византийцев на Елеонской горе . в Иерусалиме. А. прославился также как замечательный проповедник; от его гомилетического наследия остались 2 проповеди, на Благовещение и на Сретение, содержащие уже сформировавшееся и подробно разработанное учение о Пресв. Богородице: в проповеди на Сретение Божия Матерь впервые именуется «честнейшей Херувим и славнейшей Серафим» (ср. ирмос 9-й песни трипеснца Великой пятницы). Мнение, что А. был крещеным евреем, не подтверждается. Соч.: Abramii S. Sermones duo/Ed. M. Krascheninnikov//Acta et commentationes Imp. Univ. Iurievensis. Dorpat, 1911 P. 1-28; Jugie M. Abraham d " Ephèse et ses écrits//BZ. 1913. Bd. 22. S. 49-59; idem. Homélies mariales byzantines//PO. 1922. T. 16. P. 442-554. Ист.: Иоанн Мосх. Луг духовный. Гл. 68, 97; ActaSS. Oct. T. 11. Col. 757-769. Лит.: Pargoire J. Les débuts du monachisme à Constantinople//Revue des questions historiques. 1899. T. 65. Р. 67-143; Jugie M. La première fête mariale en Oriente et en Occident, l " Avent primitif//EO. 1923. T. 22. P. 129-152; Bardenhewer O. Ein neuer Prediger des Kirchlichen Altertums//ZKTh. 1933. Bd. 57. S. 426-438; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 160, 214, 260, 398-399; Janin. Églises et monastères. P. 4-6. В. В. Василик Рубрики: Ключевые слова: ИАКОВ НОВЫЙ (VIII -1-я пол. IX в., ок. 824?), еп., прп., исп. (пам. 21 марта; пам. визант. 21 и 24 марта; пам. зап. 12 марта) АВИЛИЙ (ок. 84/85 - ок. 95 или 98) еп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. греч. 22 февр., копт. 29 авг.)

http://pravenc.ru/text/62856.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕЛЕВФЕРИЙ КУВИКУЛАРИЙ [греч. Ελευθριος κουβικουλριος] († нач. IV в.), мч. Византийский (пам. 4 авг., 15 дек.). Согласно Мученичеству, Е. К. был родом из г. Византия (впосл. К-поль), служил постельничим (кувикуларием) при рим. имп. Максимиане, занимая видное положение среди придворных евнухов. Обратившись к христ. вере, Е. К. удалился в имение в местности Тарсия на берегу р. Сангарий (ныне Сакарья) в Вифинии. Там он тайно построил подземную церковь и принял крещение. Вернувшись ко двору, он объяснил свое долгое отсутствие болезнью, к-рая требовала чистого воздуха. Максимиан, узнав от одного из слуг Е. К. истинную причину его отъезда, захотел побывать в имении евнуха. Там он увидел церковь и убедился в обращении Е. К. ко Христу. После отказа Е. К. принести жертвы языческим богам император приказал обезглавить его. От останков мученика, похороненного на месте казни, происходило множество чудес. Мученичество Е. К. было составлено в жанре энкомия (похвального слова) для произнесения перед местными жителями и монахами обители, основанной при церкви на месте казни мученика. Как свидетельствует автор, он писал Мученичество спустя много лет после кончины Е. К. и опирался только на народное предание. По всей видимости, текст был составлен в период распространения монашества в М. Азии, т. е. не позднее нач. V в. По мнению болландиста Петра Босха, Е. К. жил при рим. имп. Галерии (305-311) (ActaSS. Aug. T. 1. P. 320). В примечаниях к «Синаксаристу» прп. Никодима Святогорца говорится, что Е. К. служил при имп. Юлиане Отступнике (360-363). Со времени имп. Аркадия (395-408) в К-поле известна ц. во имя св. Елевферия, построенная патрикием Василием недалеко от Ксиролофа ( Janin. Églises et monastères. P. 110). Болландист Конрад Яннинг считает, что церковь была посвящена именно Е. К. как уроженцу К-поля и туда были перенесены его мощи из Вифинии (ActaSS. Iun. T. 1. P. 395). Однако Р. Жанен , опираясь на сведения Синаксаря К-польской ц. и Типикона Великой ц., утверждает, что храм был построен во имя сщмч. Елевферия, еп. Иллирийского . Возможно также, что в IX-X вв., с распространением в Византии почитания этого святого, церковь, изначально построенная во имя Е. К., была переосвящена. Блж. Иоанн Мосх ( 619) в «Луге духовном» упоминает некоего Елевферия и рассказывает о событии, происшедшем в посвященной ему церкви в К-поле при св. Геннадии I , патриархе К-польском (ок. 400-471): нечестивый клирик этой церкви, по имени Харисий, получил по молитве патриарха мч. Елевферию достойное наказание от Бога ( Ioan. Mosch. Prat. spirit. 145). Георгий Амартол (сер. IX в.) ( Georgius Hamartolus. Chron.//PG. 110. Col. 756-757) и Никифор Каллист Ксанфопул ( Niceph. Callist. Hist. eccl. XV 23) также передают рассказ об этом чуде.

http://pravenc.ru/text/189727.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АКИМИТЫ [греч. κοιμται - неусыпающие], монашеская община последователей св. Александра К-польского (V в.), принесшего из Сирии особый устав монашеского жития, предусматривавший более строгие ограничения во владении имуществом и увеличение продолжительности общей молитвы за счет времени, отводившегося на рукоделие. Особенностью обители А. было то, что монахи, разделившись на 3 смены, служили непрерывно в течение дня и ночи (отсюда ее название). Первоначально община была многонациональной по своему составу и богослужение совершалось на греч., лат. и сир. языках. Согласно житию св. Александра, вначале он обосновался со своими последователями в К-поле, однако после 420 г. переселился на азиатский берег Босфора, в Гомон. Точная датировка этого события является предметом дискуссии, причем не исключено, что новый мон-рь был основан уже после смерти первого игумена А. (430). Его преемник Иоанн счел выбранное место неудобным и перенес обитель поближе к столице, в Иринеон (совр. Чубуклу, Турция). При Иоанне и сменившем его св. Маркелле мон-рь достиг наибольшего расцвета: в сер. V в. он насчитывал не менее тысячи насельников. Многие А. стали епископами, а в 465 г. часть монахов переселилась в новую обитель, основанную патрикием Студием, положив тем самым начало Студийскому мон-рю . Видная роль, к-рую А. играли в церковно-политической борьбе того времени, проявилась в их противостоянии гот. клану Аспара, занимавшему ключевые позиции в Византийской империи в сер. V в. Кроме того, мон-рь стал центром противостояния монофизитству : сам св. Маркелл принял активное участие в подготовке Всел. IV Собора . В этой борьбе А. опирались на авторитет Римской Церкви, позицию к-рой они всячески поддерживали в годы Акакианской схизмы . Однако именно папа Римский Иоанн II в 534 г. отлучил нек-рых А., чье неприятие монофизитского учения не позволило им согласиться с формулой скифских монахов «Единый от Св. Троицы распят». Позднейшие сведения об А. относятся к IX в., когда их община уже находилась в К-поле. В 1216 г. игумен А. Максим II ненадолго стал Патриархом в Никее. Лит.: Vailh é S. Acémètes//DHGE. T. 1. Col. 274-282; Pargoire J. Acémètes//DACL. T. 1. Col. 307-321; Grumel V. Acémètes//DSAMDH. T. 1. Col. 169-175; Θουντολης Ι. Μ. Η εκοσιτετρωρος κομητος δοξολογα. Αθναι, 1963; Janin. Églises et monastères. P. 16-17; idem. Grands centres. P. 13-15; W ö lfle E. Der Abt Hypatios von Ruphinianae und der Akoimete Alexander//BZ. 1986. Bd. 79. S. 302-309. А. М. Крюков Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ (ок. 350 – ок. 430), первый игумен обители акимитов, прп. (пам. 23 или 20 февр., 3 июля, 15 янв.) АВГУСТЫ МОНАСТЫРЬ монастырь в Константинополе, основан императором Юстином I (518-527) и его супругой Августой Евфимией - см. Константинополь

http://pravenc.ru/text/63876.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН ПСИХАИТ [греч. Ιωννης Ψυχατης] (2-я пол. VIII - нач. IX в.), прп., исп. (пам. 26 мая; пам. греч. 7 мая). Основным источником сведений об И. П. является анонимное Житие (BHG, N 896), составленное монахом, современником святого. Оно сохранилось в 2 рукописях, одна из к-рых датируется IX в. Издание было осуществлено П. ван ден Веном в 1902 г. Согласно Житию, родиной святого была небольшая деревня в феме Вукелларии на севере М. Азии. Его отца звали Лев, он был иереем, при этом зарабатывал на жизнь строительством церквей и часовен. Впосл. семья поселилась в одной из деревень Никомидийской епархии. Кроме И. П. в семье были сыновья Феодор и Филипп и дочь Евфросиния. Отец воспитывал детей в любви к Богу, занимался их обучением, преподавал им Свящ. Писание. Когда дети выросли, он заговорил с ними о браке, но они предпочли вместе с родителями вести монашескую жизнь. Некий муж Антоний из лавры прп. Антония Великого научил их правилам монашеской жизни. Отец семейства вскоре понял, что женщинам тяжело вести такой же образ жизни, как и мужчинам, и тогда он отправил их в некий монастырь, а сам вместе с 3 сыновьями направился в К-поль. Они пришли в мон-рь Пресв. Богородицы в Пиги (см. ст. «Живоносный Источник» иконы Божией Матери монастырь ) и были встречены настоятелем по имени Георгий, приняли постриг и подвизались в этом мон-ре. Вскоре отец И. П. и младший брат Филипп отошли ко Господу; И. П. был рукоположен св. Тарасием , патриархом К-польским, во диакона, а Феодор - во иерея. И. П. всегда отличался кротостью, приветливостью с братией, обладал даром смирения и красноречия. Видя достоинства И. П., игумен назначил его экономом монастыря, а затем рукоположил во пресвитера. Через нек-рое время некий патрикий Михаил оставил мирскую жизнь, стал монахом и все свое состояние потратил на строительство мон-ря (Пресв. Богородицы «тон Психа». Информация об этом монастыре содержится только в Житии И. П., по косвенным сведениям можно судить о его местоположении: он находился за городскими стенами, на европейском берегу Босфора. См.: Janin. Églises et monastères. P. 242-243). Он обратился к правившей тогда св. имп. Ирине (797-802) с просьбой прислать в его мон-рь И. П. и его брата Феодора. Феодор был поставлен игуменом монастыря, а И. П.- экономом, так же как и в монастыре в Пиги. Однажды И. П., отправившийся в путь по делам монастыря, был чудесным образом спасен от гибели.

http://pravenc.ru/text/471464.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010