Мн. аскеты, подвизавшиеся в Леринском мон-ре, были возведены на епископские кафедры. В Арелате (ныне Арль) нестроения, последовавшие за убийством еп. Патрокла (426), завершились избранием на кафедру св. Гонората. Незадолго до кончины (между 428 и 430) Гонорат призвал в Арелат своего ученика Илария и указал на него как на достойного преемника. В 427 г. св. Луп, временно покинувший Леринский мон-рь, чтобы распорядиться имуществом, был избран епископом в Трикассах (ныне Труа) ( Sidon. Apol. Ep. VI 1; MGH. Scr. Mer. T. 7. P. 296). Св. Максим, управлявший Леринским мон-рем после св. Гонората, занял епископскую кафедру в г. Рейи (Регий, ныне Рьез). Его преемником во главе мон-ря был св. Фавст, который после кончины Максима также был избран на Рейскую кафедру. В 30-х гг. V в. Евхерий стал епископом Лугдуна (ныне Лион). Впосл. его сын св. Салоний был епископом Генавы (ныне Женева), др. сын, св. Веран ,- епископом Винция (ныне Ванс). Возможно, выходцами из Леринского мон-ря были Феодор, преемник еп. Леонтия на кафедре г. Форум Юлия, св. Валериан Цемельский и др. епископы. Сидоний Аполлинарий упоминал о еп. Антиоле, друге Эмилия, отца св. Ремигия , еп. Ремского (Реймсского), и Принципия, еп. Свессионского (Суасонского). По его словам, до возведения на кафедру Антиол занимал видное место в монашеской общине Лерина, где он жил вместе со святыми Лупом и Максимом ( Sidon. Apol. Ep. VIII 14. 2). Сальвиан стал пресвитером в Массилии (ныне Марсель), а в кон. V в. Массилийскую кафедру занимал Гонорат, ученик св. Илария Арелатского, составивший его Житие (CPL, N 506). Епископы, ранее жившие в Леринском мон-ре, поддерживали между собой тесные отношения и в ходе церковно-политических конфликтов выступали совместно. Мн. исследователи говорят о «леринской партии» или «леринском лобби», во главе к-рого после кончины св. Гонората встал Иларий Арелатский ( Mathisen. 1989; Heijmans M., Pietri L. Le «lobby» lérinien: Le rayonnement du monastère insulaire du Ve siècle au début du VIIe siècle//Lérins. 2009. P. 35-61). Епископская кафедра, которую занимал Иларий, обладала особым значением. Арелат был центром префектуры Галлия, в которую входили также Испания и Британия. Еп. Патрокл, оказывавший большое влияние на церковную и политическую жизнь Галлии, получил от папы Римского Зосимы особые привилегии и фактически объединил под своей властью неск. церковных провинций. Опираясь на эти привилегии, св. Иларий стремился расширить свои полномочия, используя для этого авторитет и связи леринских монахов.

http://pravenc.ru/text/2463581.html

М. немедленно соскочил с коня, отослал свиту во дворец, а сам забрал из рук женщины кувшин, с товарищами пошел к ней домой, постелил на стол вместо скатерти банное полотенце (вариант Псевдо-Симеона: устроил стол из скамьи, т. к. стола у женщины не было) и сам приготовил и накрыл ужин, а после трапезы пешком вернулся во дворец. М. пародировал церковные обряды, напр., нарядил 11 собутыльников митрополитами и поставил некоего шута Грилла патриархом, а себя тоже провозгласил митрополитом Колонийским, устраивал веселые процессии с музыкой и танцами. Когда Феодора попросила однажды, чтобы ее посетил и благословил патриарх Игнатий, М. подослал к ней того же Грилла, замаскированного под Игнатия. Псевдо-Симеон сообщал, что М. устроил соревнование в пьянстве с патриархом Фотием, и тот перепил его на 10 стаканов (60 против 50 - Sym. Log. Chron. P. 663). Хотя обычно М. приходил от вина в благодушное настроение, напившись к вечеру, он выносил жестокие приговоры разным людям. Слуги арестовывали их, но приговоры приводили в исполнение сообразно своим решениям. Наутро император раскаивался в своих поступках, но многие уже были казнены или искалечены. Смерть М. встретил пьяным во сне. В основе каких-то из этих историй могут лежать действительные факты из жизни М., но отделить их от вымысла и наветов при современном объеме источников не представляется возможным. Лит.: Васильев А. А. Византия и арабы: Полит. отношения Византии и арабов за время Аморийской династии. СПб., 1900; Мелиоранский Б. М. Из семейной истории Аморийской династии//ВВ. 1901. T. 8. Вып. 1/2. C. 1-37; Brooks E. W. The Marriage of the Emperor Theophilos//BZ. 1901. Bd. 10. N 2. S. 540-545; Bury J. B. A History of the Eastern Roman Empire from the Fall of Irene to the Accession of Basil I (AD 802-867). L., 1912; Gr é goire H. Manuel et Théophobe, ou La Concurrence des deux monastères//Byz. 1934. Vol. 9. P. 183-204; Halkin F. St. Antoine le Jeune et Pétronas, le vainqueur des Arabes//AnBoll. 1944. Vol. 62. P. 187-225; Dvornik F.

http://pravenc.ru/text/2563704.html

монахов (обращение греч. мон-рей в лат., переход греков к лат. церковно-служебному уставу и пр.). Все эти мероприятия привели в итоге к тому, что в норманнский период почти все василианские мон-ри были частью разрушены, частью перешли в ведение бенедиктинских монахов. Лит.: Gay J. Notes sur la conservation du rite grec dans la Calabre et dans la Terre d " Otrante au XIVe siècle: Listes de monastères basiliens//BZ. 1895. Bd. 4. S. 59-66; Laurent L. -H. , Guillou A. Le «Liber visitationis» d " Athanase Chalkéopoulos (1457-1458): Contribution à l " histoire du monachisme grec en Italie méridionale. Vat., 1960. (ST; 206); Borsari S. Il monachesimo bizantino nella Sicilia e nell " Italia meridionale prenormanne. Napoli, 1963; Atti del Congr. intern. su «Basilio di Cesarea: La sua età e il Basilianesimo in Sicilia». 3-6 dic. 1979. Messina, 1983; Falkenhausen V. , von. Il monachesimo greco in Sicilia//La Sicilia rupestre nel contesto delle civiltà mediterranee: Atti del 6 Conv. intern. Galatina, 1986. P. 135-174. М. А. Курышева Василианский орден Италии, или Гроттаферрата (Ordo Basilianus Italiae, seu Cryptoferratensis; O. S. B. I.). В 1004 г. св. Нил Младший Россанский основал мон-рь Богородицы Гроттаферратской в 18 км от Рима (см. ст. Гроттаферрата ). В период Авиньонского пленения пап начался упадок греч. мон-рей в Италии, в т. ч. Гроттаферраты. Уменьшение количества насельников, забвение традиций вост. монашества и греч. языка привело к переходу нек-рых мон-рей в ведение католич. монашеских орденов; часть мон-рей была заброшена. Упадок не смогли приостановить проводившиеся с 1221 г. по предписанию папы Гонория III апостолические визитации (1370, 1419). Предполагалось, что назначение митр. Никейского Виссариона (ок. 1446-1472) кардиналом-протектором итал. В. и готовившиеся им реформы неск. приостановят общий упадок василианских мон-рей. При нем итал. В. были разделены на 3 провинции (Сицилия, Калабрия и Апулия). В нояб. 1462 г. в Риме был собран генеральный капитул, предпринята реорганизация управления мон-рями (введен институт комменды ).

http://pravenc.ru/text/150475.html

В раскопанных жилых комплексах К. богато представлена эпиграфика. Бóльшая часть надписей выполнена красной охрой на штукатурке, иногда на мраморе, хотя встречаются и нанесенные чернилами или углем. Надписи преимущественно сделаны на бохайрском диалекте копт. языка и являются одними из древнейших памятников этого диалекта; эпиграфика на греческом (с вкраплением коптизмов) менее распространена, на арабском - датируется в основном тем периодом, когда К. были уже оставлены монахами. В надписях чаще всего сообщается о кончине того или иного монаха по стандартному формуляру, реже содержатся пояснения к элементам декора, цитаты из Свящ. Писания или из апокрифических текстов, списки посетивших данный комплекс паломников, молитвы. Надписи на керамике, как правило плохо поддающиеся прочтению, недостаточно изучены. Сохраненные в эпиграфике имена монахов К. в основном библейского или народно-копт. происхождения; иногда в надписях встречаются имена правящего визант. императора и Александрийского патриарха, а также завоевателей, нашествию к-рых Египет подвергался в данную эпоху. Большинство помещений в К. были в той или иной степени декорированы. Тематика изобразительного искусства разнообразна - от максимально простых геометрических узоров до детально прорисованных животных, птиц, судов. Наиболее частым предметом изображения был крест, в качестве орнаментального мотива постоянно повторяемый на стенах построек, а в качестве объекта поклонения обычно украшавший нишу во внутренней восточной стене молельных комнат. В К. засвидетельствованы изображения греч., лат., лапчатого и других разновидностей креста. Известны отдельные рисунки светского характера (напр., полулежащей у реки женщины, напоминающей Исиду ), однако доминирует христианская тематика: изображения Христа Спасителя, близкие к типу Пантократора, монахов, вмч. Мины с верблюдами и др. святых. Лит.: Amé lineau É . Histoire des monastères de la Basse-Égypte. P., 1894; Evelyn-White H. G. The Monasteries of Wâdi " n Natrûn. N. Y., 1932.

http://pravenc.ru/text/1684151.html

Манускрипт Tiflis 165 принадлежал Церковному музею Тифлиса. Это копия манускрипта Шатберд, сделанная в XVIII веке. Е. Грузинские манускрипты Jerusalem 44 и Jerusalem 74 Во время путешествия в 1902 году Н. Марр обнаружил в Иерусалиме, в библиотеке Греческой Патриархии, грузинский манускрипт 16 , по содержанию такой же, как манускрипт Tiflis 1114. Он написан на бумаге и имеет переплет из желтой кожи. Манускрипт содержит 245 листов, пронумерованных арабскими цифрами. На листах 172b-186b находится сочинение: «То, что было сказано святым отцом Ипполитом. На благословения Иакова, как он благословил двенадцать колен». Эта рукопись Jerusalem 44 принадлежит вышеуказанной библиотеке и датируется XII–XIII столетиями. Что касается манускрипта Jerusalem 74, то он, как свидетельствует М. Brière, «appartient aussi à la Bibliothèque patriarcale grecque... il a le même contenu que le manuscrit Jérusalem 44 et il a dû être copié sur le même original, au monastère de Kallippos, près d’Antioche» 17 («также принадлежит библиотеке Греческой Патриархии [в Иерусалиме]... он имеет то же самое содержание, что и манускрипт Jerusalem 44 и мог быть копией, [сделанной] с того же самого оригинала, для монастыря Kallippos, близ Антиохии»). Таким образом, в одной и той же библиотеке Греческой Патриархии в Иерусалиме находятся две рукописи: Jerusalem 44 и Jerusalem 74, которые содержат сочинение Ипполита «На благословения Иакова», последняя, со слов L. Maris’a, сильно испорчена. Что касается двух грузинских манускриптов Tiflis 1114 и Jerusalem 44 (другие два не принимаются в счет, так как являются копиями), то оба они имеют одинаковое содержание, при этом по качеству текста Jerusalem 44 явно превосходит Tiflis 1114. Это свидетельствует, с одной стороны, об отсутствии между ними прямой связи (поскольку Tiflis 1114 датируют второй половиной X века, a Jerusalem 44 относят к XII–XIII столетиям), с другой стороны, что они восходят к одному и тому же архетипу 18 . Этот архетип, по всей вероятности, был армянским. На это указывают ошибки грузинского перевода, которые зачастую зависят от армянского грамматического строя. Однако, этим архетипом нельзя назвать манускрипт Venise 352, потому что имеющиеся в нем дополнения и пропуски отсутствуют в обеих грузинских версиях 19 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ippolit_Rimski...

Ист.: Григорий Бакуриани. Устав. Пловдив, 1925. Лит.: Petit L. Typikon de Grégoire Pacourianos pour le monastère de Petritzos (Backovo) en Bulgarie//ВВ. 1904. Т. 11. Прил. 1. С. I-XXXII, 1-63; Соколов И. И. Грузинския Бачковския мън-р във Византия: Ист. етюд. Станимака, 1907; Иванов Й. Асеновата крепост над Станимака и Бачковският ман-р: Ист.-археол. бележки//Изв. на Бълг. археол. дружество. София, 1911. Год. 2. Т. 2. С. 191-230; Грабар А. Материалы, относящиеся к средневек. искусству в Болгарии//Годишник на Народния археол. музей за 1920 г. София, 1920. Т. 1. С. 97-164; он же (Grabar A.). La penture réligieuse en Bulgarie. P., 1928. 2 vol.; Станимиров С. Из историята на Бачковския мон-р: Бачковският мон-р в XVIII в.//ИИД. 1928. Кн. 7/8. С. 113-143; он же. Бачковският мон-р през XV в.//Там же. 1937. Кн. 14/15. С. 125-137; он же. Бачковският ман-р от 1086 до 1402 г.//ДК. 1939. Год. 20. Кн. 7/8. С. 238-250; Кн. 9/10. С. 268-279; он же. Бачковският ман-р през XIX в.//Родина. София, 1939. Год. 2. Кн. 1. С. 48-79; он же. Бачковският мон-р през втората пол. на XVI и в XVII в.//ИИД. 1940. Т. 16/18. С. 390-410; Гошев И., прот. Нови данни за историята и археологията на Бачковския мон-р//ГСУ, БФ. 1931. Т. 8. С. 341-388; Миятев К. Манастирът на Св. Богородица Петричка при Бачково//Българска ист. б-ка. София, 1932. Год. 5. 1. С. 68-75; Бобчев С. Н., Динолов Л. Й. Бачковската костница: Ист.-археол. и метр. изследване. София, 1960; Божков А. Образите на античните философи в старата бълг. живопис//Изкуство. София, 1967. Год. 17. Т. 10. С. 14-19; он же. Живописта в трапезарията и притвора на църквата в Бачковския ман-р//Там же. 1983. Год. 33. Т. 7. С. 16-27; Климент (Кучеров), архим. Бачковският ман-р: Кратък пътеводител. София, 1967; Бакалова Е. Бачковската костница. София, 1977; она же. Ктиторските портрети на цар Иван Александър като израз на полит. и религ. идеология на епохата//Проблеми на изкуството. София, 1985. Т. 4. С. 45-57; Чанева-Дечевска Н. Архитектурная близость между церквами Св.

http://pravenc.ru/text/2580466.html

Patriarcat de Moscou Département des relations ecclésiastiques extérieures Patriarcat de Moscou Département des relations ecclésiastiques extérieures Le Département Histoire du département Contacts Documents Archives Analyse Actualité Le Patriarche Le Président du Département Réseaux sociaux Accepter Le site utilise des cookies pour vous montrer les informations les plus récentes. En continuant à utiliser le site, vous consentez à l " utilisation de vos métadonnées et cookies. Politique des cookies Actualité Une délégation d " abbés et de moines de monast… Une délégation d " abbés et de moines de monastères égyptiens est arrivée en Russie Le 23 août 2021, sur invitation de Sa Sainteté le patriarche Cyrille de Moscou et de toutes les Russies, une délégation d " abbés et de moines de monastères de l " Église copte est arrivée à Moscou dans le but d " effectuer un pèlerinage dans les monastères orthodoxes de Russie. Ce voyage s " inscrit dans le contexte du développement du dialogue entre l " Église orthodoxe russe et l " Église copte dans le cadre des activités de la Commission compétente en matière de dialogue interecclésiastique, et fait partie du programme de visites mutuelles de représentants du monachisme russe et copte, qui a été mis en place ces dernières années. Parmi les membres de la délégation on compte : le recteur du monastère de la Vierge Marie « Deir al-Muarraq » (province d " Assiout), Mgr Voukol, chef de la délégation ; le recteur du monastère Saint-Thomas-et-Victor de Hadaba (gouvernorat du Sinaï Sud), Mgr Xaverius ; le recteur du monastère de la Sainte-Vierge-Marie d " Akhmîm (province de Sohag), Mgr Matthieu ; l " abbé du monastère Saint-Bishoy du désert de Scété, Mgr Agathias ; le premier vicaire patriarcal du Caire, Mgr Michel ; le secrétaire patriarcal, moine du monastère Saint-Bishoy du désert de Scété, le hiéromoine Cyrille d " Anba Bishoy ; le hiéromoine Tawadros al-Muharraqi du monastère de la Vierge Marie « Deir al-Muarraq » (province d " Assiout) ; le moine Macaire al-Thomasi du monastère Saint-Thomas-et-Victor de Hadaba (gouvernorat du Sinaï Sud) ; le moine Youssef al-Akhmîmi du monastère de la Sainte-Vierge-Marie d " Akhmîm (province de Sohag) ; le moine Pierre al-Makari du monastère Saint-Macaire de Scété du désert de Scété ; le moine Zeus al-Makari, le moine Mercure al-Makari et le moine Marc al-Makari ; le représentant spécial du Patriarcat copte, le docteur Anton Milad.

http://mospat.ru/fr/news/87907/

Accepter Le site utilise des cookies pour vous montrer les informations les plus récentes. En continuant à utiliser le site, vous consentez à l " utilisation de vos métadonnées et cookies. Politique des cookies Une délégation d’higoumènes de l’Église copte visite les sanctuaires de la métropole de Nijni Novgorod La délégation d’higoumènes de l’Église copte a visité les lieux saints de la  métropole de Nijni Novgorod. La délégation d’higoumènes, de moines et de moniales de monastères féminins et masculins de l’Église copte, qui effectuait un pèlerinage en Russie, a visité de nombreuses églises, monastères et monuments historiques situés sur le territoire de la métropole de Nijni Novgorod entre le 16 et le 19 septembre 2019. La délégation est arrivée le 16 septembre au monastère de la Sainte-Trinité-Saint-Séraphin de Diveïevo. La visite du monastère a commencé par la vénération de l’icône miraculeuse de « Tendresse », des reliques de saint Séraphin de Sarov, de celles des saintes de Diveïevo. Les moines et moniales coptes ont aussi marché en procession le long du « saint fossé » et visité la source Saint-Séraphin, située non loin du monastère. Le soir, les membres de la délégation égyptienne ont échangé avec l’higoumène Serguiya (Konkova), higoumène du monastère, et avec les sœurs de la communauté. Le 17 septembre, le groupe a assisté à la Divine liturgie à l’abbatiale de la Sainte-Trinité. A la fin de l’office et après le repas, la supérieure a présenté à ses hôtes la vie du monastère et les obédiences remplies par les sœurs. Le même jour, les membres de la délégation ont visité l’ermitage Saint-Flor-Saint-Laur, découvrant le fonctionnement de la ferme monastique. Le 18 septembre, les représentants de l’Église copte sont partis pour Arzamas. Ils ont visité la cathédrale de la Résurrection, ainsi que le monastère de femmes Saint-Nicolas, où ils ont été accueillis par l’higoumène Philareta (Chevtchenko). Le même jour, la délégation est allée à Nijni Novgorod, pour y visiter le Kremlin et l’église Saint-Michel, qui est la plus ancienne église de la ville. Elle abrite les restes du héros russe, Kouzma Minine. Le groupe s’est ensuite rendu au monastère des Grottes de l’Ascension, qu’il a visité. Ce monastère a joué un rôle non négligeable dans l’histoire russe, notamment à l’époque du Temps des Troubles et au moment de l’élection des Romanov. Les représentants du monachisme copte ont été accueillis par l’archimandrite Tikhon (Zatiokine), supérieur du couvent.

http://mospat.ru/fr/news/46096/

Elles soulignent aussi avec regret les efforts entrepris pour entraîner le monastère et ses moniales dans des confrontations politiques étrangères à l’essence même de la vie monacale : les autorités estoniennes cherchent à obtenir la rupture de leur lien organique avec l’Église orthodoxe russe et attendent que la communauté renonce de sa propre initiative à son statut de stavropégie. « Il nous est absolument impossible de prendre cette décision, soulignent les sœurs. Les représentants des autorités estoniennes peuvent, certes, ne pas le savoir ni le comprendre, mais vous, nos frères en Christ, savez ce que signifie pour le monastère son lien canonique avec l’Église mère. Nous ne pouvons pas, nous n’avons pas le droit de renoncer unilatéralement au statut stavropégique du monastère car il est inscrit dans ses statuts que nous n’avons pas le droit de modifier de notre propre chef. Le monastère est devenu stavropégique en 1990, grâce aux efforts du patriarche Alexis II (Ridiger), de bienheureuse mémoire. Son souvenir est sacré pour les sœurs du monastère car c’est lui qui le sauva de la fermeture alors qu’il était évêque de Tallinn à l’époque des persécutions de Khrouchtchev. Fondé en 1891, le monastère de Pükhtitsa élève sans interruption ses prières au Seigneur depuis 133 ans. Le monde s’est profondément transformé pendant cette période. Nous ne rappelons ces transformations que pour montrer que notre monastère a toujours échappé aux passions de la vie politique et que depuis sa fondation à aujourd’hui, il demeure inébranlablement fidèle à sa fonction monastique et à sa vocation de prière et de travail. C’est pourquoi nous sommes profondément convaincues que l’intervention de l’État dans le fonctionnement interne du monastère existant depuis plus d’un siècle n’a aucun sens constructif. Les sœurs ont prié sous la Russie tsariste, en Union soviétique, dans la République estonienne et nous espérons sincèrement ne pas être privées de la possibilité d’élever nos prières vers Dieu pour que la paix soit donnée à toute la terre, à tous les pays et à tous les peuples. »

http://mospat.ru/fr/news/91704/

–  Toute personne ayant un visa grec et une autorisation d’entrée sur la Sainte Montagne peut aller au Mont Athos. Nous pouvons prier Dieu en tout lieu de la terre. Mais il y a la notion de communion eucharistique. C’est la possibilité pour le fidèle d’une Église de communier, de se confesser dans les paroisses d’une autre Église. Nous avons rompu la communion eucharistique avec le Patriarcat de Constantinople, dans la juridiction duquel se trouve l’Athos. Pour nous, la rupture de la communion signifie que, pour l’instant, nous ne pouvons célébrer dans les monastères athonites, ne pouvons pas y communier. Cependant, nous pouvons visiter ces monastères en tant que fidèles, en tant que touristes. Il n’y a pas de rupture des rapports humains. – Les prêtres aussi peuvent se rendre dans les monastères de l’Athos ? – Les clercs de l’Église orthodoxe russe peuvent s’y rendre. – Ils ne seront pas sanctionnés s’ils viennent sur la Sainte Montagne ? – Si un prêtre participe aux offices divins dans les monastères athonites, la question sera soulevée avec son évêque diocésain. Il existe différentes formes de sanction dans ce genre de cas. – Par exemple ? – L’une des mesures possibles est l’interdit de célébrer. –  Tout de suite, pour un seul voyage ? – La question est du ressort de l’évêque diocésain. Il y a différentes possibilités. Il peut encourir un blâme. – Des mécènes russes ont fait l’offrande de plus de 200 millions de dollars au Mont Athos. Ce sont des offrandes privées. Vous le savez ? – Oui. – Que faire, pour ces gens qui ont investi dans l’ornementation des monastères athonites ? Et encore une question : attend-on une réaction aux derniers évènements de la part des startsy athonites ? Est-il possible qu’ils protestent contre les décisions de Constantinople ? – Nous avons les meilleurs sentiments et beaucoup de respect pour l’Athos. Nous ne voulons pas dicter aux startsy athonites ce qu’ils ont à faire. L’histoire montre que lorsque l’Athos est inquiet, les monastères de la Sainte Montagne trouvent le moyen de le faire savoir au patriarche de Constantinople. Par exemple, lorsque le patriarche Athénagoras de Constantinople avait rencontré le pape de Rome, les monastères athonites avaient protesté. Certains avaient même cesser de commémorer le patriarche de Constantinople lors des offices liturgiques. Mais, je le répète, ce sont les affaires intérieures de l’Athos.

http://mospat.ru/fr/news/47047/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010