П. П. отличался крайним аскетизмом: в любую погоду он ходил босым, носил власяницу, под к-рую надевал лишь рубашку, сплетенную из соломы, проводил ночи в молитве и был чрезвычайно воздержан в пище. Он мирно скончался 1 июля 854 г. (по иным версиям - в 855). После смерти П. П. от его мощей вскоре стали совершаться исцеления. Очевидно, при ц. св. Евандра, основанной П. П., в скором времени сложилась монашеская община; по крайней мере уже в синаксарном сказании о прп. Лазаре Иконописце сообщается, что после его кончины, датируемой временем ок. 857 г., его мощи были положены в мон-ре св. Евандра (SynCP. Col. 234). Р. Жанен предположил, что П. П. изначально создал именно мон-рь, и отнес его основание к 845 г. (такая датировка является ошибочной, учитывая время кончины прп. Иоанникия). Опираясь на свидетельство Антония Новгородца, исследователь указывал местонахождение обители в районе Галата, по др. сторону Золотого Рога ( Janin. Églises et monastères. P. 114). В «Acta Sanctorum» кончина П. П. ошибочно была отнесена к 865 г. (ActaSS. Iul. T. 1. P. 258); это связано, вероятно, с тем, что при переводе период его подвижничества на Олимпе Вифинском был указан как продолжавшийся 54 года вместо 34 лет ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 243). Вероятно, П. П. следует отождествить с патрикием Петром, участником заговора против имп. Ирины, привлекшим на сторону заговорщиков офицеров элитных воинских частей; о нем упоминает прп. Феофан Исповедник в «Хронографии» ( Theoph. Chron. P. 476). Последний действительно был доместиком иканатов до 807-809 г., когда император формально передал это звание своему 10-летнему внуку Никите (буд. патриарх К-польский свт. Игнатий ); однако в действительности командование и после этого продолжал осуществлять Петр ( Мохов А. С. Византийская армия в сер. VIII - сер. XI в.: Развитие военно-административных структур. Екат., 2013. С. 112). Он был доверенным лицом имп. Никифора I; так, именно ему было поручено ликвидировать солдатский бунт 809 г. Предположительно, прп. Феофан говорит о нем же как об одном из погибших при нападении болг. хана Крума на лагерь императора и его командиров во время битвы в Вырбишском ущелье 26 июля 811 г. ( Theoph. Chron. P. 491).

http://pravenc.ru/text/2580420.html

Лит.: SynCP. Col. 187-190; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 452; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 22; ΘΗΕ. Τ. 1. Σ. 1206; Janin. Églises et monastères. P. 15-16. М. В. Грацианский Гимнография Эти мученики особо почитались в Византии, и их память содержится в большинстве Месяцесловов : в Типиконе Великой ц. (IX–X вв.), где указано совершать празднование в «их мартириуме в Девтероне» (Mateos. Typicon. T. 1. P. 88-89), в Стишном прологе придворного к-польского поэта XI в. Христофора Митилинского и во мн. др. источниках ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 341). В Студийско-Алексиевском уставе (XII в. ГИМ. Син. Греч. 330. Л. 90об.) предписано читать на утрене мучение А. и его дружины. Согласно Мессинскому Типикону (1131) (Arranz. Typicon. P. 47-48), представляющему собой италийскую редакцию Студийского, нек-рым спискам Иерусалимского (напр., XII в., Sin. gr. 1096 - Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 32), а также по первому печатному рус. Типикону 1610 г. и Уставам, используемым совр. греч. и рус. Церквами (см. Типикон. Т. 1. С. 237-238), А. положена служба без знака (см. Знаки праздников Месяцеслова ). Последование этим святым известно уже по многочисленным рукописям студийского типа (напр., XII в. Ath. Philoth. 28; Ath. Doch. 31; РНБ. Греч. 551. Л. 127-130; РНБ. Греч. 227. Л. 111-112об.), подробное его описание содержится в Мессинском Типиконе (Arranz. Typicon. P. 47-48). Состав гимнографии (стихиры, канон, седален, кондак, экзапостиларий) мало изменился со времен действия Студийского устава (однако в совр. печатных греч. и рус. Минеях помещен особый тропарь мученикам - «    », тогда как, напр., в Мессинском Типиконе и в ркп. РНБ. Греч. 551 выписан общий - «      »). Канон 4-го гласа составлен прп. Феофаном Начертанным († 845). Славник на вечерне в афинской Минее приписывается гимнографу Антонию. Кондак святым содержится в рукописном Кондакаре (1-й пол. XIV в. ГИМ. Син. Греч. 437. Л. 47об.- 48об.). А. Ю. Никифорова Иконография Мученики Акиндин и Пигасий. Минейная икона. Нач. XVII в. (ЦАК МДА). Фрагмент

http://pravenc.ru/text/63888.html

Ист.: BHL, N 156-167; BHG, N 45-46; Ambrosius. De virg. I 2, 7; De offic. I 16, 203; Damasi Epigr. 43f n. 43; Prudentius. Peristephanon 14//PL. 60. Col. 580-590; ActaSS. Jan. T. 2. P. 350-363; Ruinart. Acta. T. 2. 1803. P. 32-91; ЖСв. Январь. С. 245-254. Лит.: Franchi de " Cavalieri P. S. Agnese nella tradizione e nella leggenda. R., 1899; Dufourcq A. Étude sur les gesta martyrum romains. P., 19002. T. 1. P. 23, 26, 28-29, 214-217; P., 19072. T. 2. P. 53-60; ПБЭ. Т. 1. Стб. 280-286; Allard P. Agnès (Saint)//DACL. T. 1. Col. 905-918; Leclercq H. Agnès (Cimietière de Sainte-Agnès)//Ibid. Col. 918-965; Yubaru F. S. Agnès. P., 1907; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 33; Krautheimer R. Corpus Basilicarum Christianarum. R., 1937. T. 1. P. 14-39; Deichmann F. W. Frühchristliche Kirchen in Rom. Basel, 1948; Janin. Églises et monastèries. P. 9. А. И. Макаров Мц. Агния. Мозаика ц. Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура в Риме. 625-638 гг. Изображения А., одни из самых ранних в иконографии святых мучениц, имеются уже на донцах стеклянных чаш IV-V вв. (музеи Ватикана, Болоньи), найденных преимущественно в Риме (нек-рые - из катакомб Сант-Аньезе): А. представлена в позе оранты , в богатых одеждах патрицианки, с волосами, убранными в прическу (иногда с покрытой головой), и с серьгами в ушах. В средневек. искусстве А. изображалась, как правило, с покрытой головой или в драгоценном венце, являющемся символом награды за мученический подвиг и указывающем на знатное происхождение святой. Атрибутами А. являются: агнец (впервые на мозаике сев. стены центр. нефа в базилике Сан-Аполлинаре-Нуово в Равенне, 556 или 569 гг.; на флавеллуме из Турнюса, нач. IX в. (музей Барджелло, Флоренция); в Соборе святых в «Маэста» Дуччо ди Буонинсеньи , 1311 г. (собор в Сиене); среди святых жен в центр. части «Гентского алтаря» братьев Ван Эйк , 1-я четв. XV в. (ц. св. Бавона в Генте)); пальмовая ветвь (витраж кон. XIII в., ц. св. Дионисия в Эслингене); лилия и виноградная лоза (утраченная фреска в оратории Сан-Сильвестро в ц. Сан-Мартино-аи-Монти в Риме, XIII в.); меч или кинжал - орудие мученичества. Сохранились многочисленные изображения А. в рим. церквах: мозаика в апсиде Сант-Аньезе-фуори-ле-мура , 625-638 гг.,- с предстоящими, в рост; фреска в ц. Санта-Мария-Антиква, 817-824 гг.; фреска в оратории Сан-Сильвестро, ок. 844 г.,- с жемчужным венцом в руках, вместе с др. святыми женами предстоит Богоматери; мозаика в базилике Санта-Прасседе, нач. IX в.; фреска в Санта-Мария-Антиква, X в.,- погрудное изображение в медальоне; мозаика в капелле св. Лаврентия в Латеране, 1215-1227 гг. Циклы изображений со сценами жизни, чудес и мучений А. сохранились в ц. Санта-Мария-ди-Донна-Реджина в Неаполе, сер. XIV в.; в ц. Сан-Теодоро в Павии, нач. XVI в., а также были широко распространены в искусстве Зап. Европы XV-XIX вв. (картины Г. Давида, Тинторетто, Х. Риберы, Доменикино, Мурильо).

http://pravenc.ru/text/63334.html

( Творогов О. В. Переводные жития в рус. книжности XI-XV вв.: Кат. М.; СПб., 2008. С. 82) встречается перевод сокращенной версии греч. Мученичества М. и М. (BHG, N 1028y). ВМЧ включает перевод Мученичества (BHG, N 1028y) и сказания из нестишного и стишного Прологов (ВМЧ. Окт. Дни 19-31. Стб. 1864, 1867-1870). Перевод Метафрастова Мученичества (BHG, N 1029) содержится только в южнослав. рукописях ( Иванова. Biblioth. Hagiogr. C. 266-267). Ист.: BHG, N 1028y, 1028z, 1029, 1029с; Franchi de " Cavalieri P. Una pagina di storia bizantina del secolo IV: Il Martirio dei santi Notari// Idem. Scritti agiografici. Vat., 1962. Vol. 2. P. 434-439 [тексты]. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 330; Т. 3. С. 441; Franchi de " Cavalieri P. Una pagina di storia bizantina del secolo IV: Il Martirio dei santi Notari// Idem. Scritti agiografici. Vat., 1962. Vol. 2. Р. 401-433 [исследование]; Janin R. Marciano e Martirio//BiblSS. Vol. 8. P. 695-696; idem. Églises et monastères. P. 377-378; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 299-300; Μακρ. Σιμων. Νος Συναξ. 20092. Τ. 2. Σ. 275. Иконография святых складывается в кругу художников, создававших книжную иллюминацию для столичного визант. скриптория; их образы появлялись чаще всего в сборниках житий святых. Древнейший пример, миниатюра Минология имп. Василия II (Vat. gr. 1613. P. 137, 1-я четв. XI в.), показывает мучение святых. На фоне архитектурного ансамбля, состоящего из купольной церкви с алтарем и портиком-нартексом, а также из портика-галереи, палач закалывает, словно домашний скот одного из святых. Другой святой, видимо М., стоит слева, ожидая своей участи (руки связаны за спиной). Оба святых молоды, у них короткие волнистые русые волосы, небольшие бородки. Облачены в диаконские одежды: на М. длинная туника золотистого цвета, на Мартирии - голубого; плащ наподобие фелони у М. вишневый с золотистыми складками, у Мартирия - сиреневый. Между святыми, чьи лики спокойны и прекрасны, видна композиционная связь, призванная обозначить духовное единство: взгляд М.

http://pravenc.ru/text/2562354.html

При отсутствии сведений о религиозно-политических вопросах и при наличии стандартных для агиографического памятника жанровых признаков (перечисление добродетелей святого, описание его подвигов и чудес) этот текст служит ценным источником информации об особенностях монашеской жизни в V в. и о жизни К-поля в то же время: о голоде, о пожаре 465 г., об обострениях в отношениях между православными и арианами, о соперничестве имп. Льва I (457-474) с магистром армии Аспаром и. т. п. Житие М. происходил из сир. г. Апамеи (в календаре РПЦ назван Маркеллом Апамейским), из знатной богатой семьи, имел старшего брата. Рано лишившись родителей, он отправился в Антиохию, где получил хорошее образование. Не удовлетворившись светскими науками, М. решил постичь духовный смысл Свящ. Писания и отправился на поиски наставника. Он не знал, куда именно ему идти, и вдохновлялся словами: «...пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе» (Быт 12. 1). Странствия привели его в г. Эфес, где он нашел пристанище в доме некоего благочестивого христианина. Слуга хозяина дома по имени Промот вел добродетельный и аскетичный образ жизни, он и стал духовном наставником М. Необходимые средства для пропитания М. добывал искусством каллиграфии. Днем он работал, а ночи проводил в непрестанной молитве и размышлении над Свящ. Писанием, к-рое он тоже переписывал своим прекрасным почерком. Однажды он услышал, что в К-поле живет некий подвижник по имени Александр, человек необычайно мудрый, способный толковать Библию. Желая сделаться учеником аввы Александра, М. покинул Эфес и отправился в столицу Византийской империи. В это время прп. Александр и его братия пребывали при ц. св. Мины. М. познакомился с одним из иноков общины акимитов, и тот привел его к наставнику. Прп. Александр совершил над М. монашеский постриг и предсказал ему получение мн. духовных даров. Поступление М. в общину прп. Александра К-польского произошло ок. 420 ( Janin. Églises et monastèries. P. 16) или ок. 425 г. ( Dagron. 1968. P. 272), после того как прп. Александр с братией пришли в К-поль из Сирии. М. долго подвизался под руководством прп. Александра, проводил время в посте и молитве, а также занимался благотворительностью, помогая нищим и убогим.

http://pravenc.ru/text/2562286.html

Окормляя паству, П. продолжал творить чудеса исцеления. Однажды он изгнал беса из некоего мужчины, и нечистый дух стал требовать разрешения поселиться еще где-нибудь, предполагая, что П. отправит его в стадо свиней, но П. запретил ему входить в свиней и предложил в качестве нового места обитания себя самого. Бес в ужасе бежал со словами, что он не может войти в дом Божий. П. изгнал бесов из портновской мастерской, где шили одежды для имп. двора,- бесы портили изделия и пугали работающих там привидениями. Также П. помог рыбакам Лампсаки и из окрестных селений, сети к-рых оказывались пусты в течение долгого времени. Поняв, что это действие бесов, П. с молитвой обошел все берега и пристани, и наваждение исчезло. Будучи по церковным нуждам в г. Ираклия Фракийская, П. узнал, что местный еп. Ипатий (Ипатиан) тяжело болен, и отправился к нему. Увидев, что причиной недуга была необыкновенная алчность епископа, П. велел ему раздать все, что он отнял у бедных. Больной попросил отнести себя в ц. мц. Гликерии и там раздал неправедно нажитое имущество, а через 3 дня выздоровел. В Ираклии П. исцелил и др. больных и вызвал дождь в засушливой местности, где ранее погибали все посевы. П. предсказал Ипатию скорую кончину, а приемником рекомендовал сделать архидиакона, также Ипатия, который особо просил о ниспослании дождя в засушливой местности. Вернувшись в Лампсаку, он вскоре получил от нового еп. Ипатия богатые дары, в т. ч. плоды, которые выросли после засухи по молитвам П., но святой не принял дары, а велел все раздать бедным. Через некоторое время П. мирно скончался в глубокой старости. На его погребение собрались все епископы окрестных епархий. Точная и подробная топонимика, сообщение многих характерных деталей говорят о том, что Житие действительно было составлено современником П. вскоре после его кончины. Большая часть Жития посвящена описаниям многочисленных чудес святого; здесь также названы имена всех исцеленных. Епископ Кизический Асхолий по др. источникам неизвестен, возможно, он был преемником еп. Феоны (Феония), к-рый присутствовал на заседаниях I Вселенского Собора в 325 г. ( Fedalto. Hierarchia. P. 39.). В К-поле П. был посвящен небольшой храм ( Janin. Églises et monastères. 1969. P. 392). Часть главы П. находится в мон-ре Эсфигмен на Афоне, частицы его мощей есть во мн. храмах и мон-рях Греции и Кипра (подробнее см.: Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Vol. 54. P. 236).

http://pravenc.ru/text/2579065.html

Существуют очевидные параллели между Мученичеством И. П. и сир. сказаниями о мучениках Иакове Нотарии (BHO, N 412) и Перозии (BHO, N 921). Среди ученых нет единого мнения относительно характера зависимостей внутри этой группы текстов ( Labourt. Christianisme dans l " empire perse. P. 117. Not. 2; MartRom. Comment. P. 549; Devos P. Abgar, hagiographe perse méconnu (début du Ve siècle)//AnBoll. 1965. Vol. 83. P. 328). Почитание Согласно Синаксарю К-польской ц. (кон. X в.), память И. П. праздновалась в его мартириях в кварталах Рустикия и Далмата (по сведениям Р. Жанена, на месте мартирия в наст. время находится мечеть Хекимоглу Али-паши). Кроме того, по сообщению Антония Новгородца (1200), в К-поле находился жен. мон-рь И. П. (совр. р-н Азапкапы; Janin. Églises et monastères. P. 255). Восточносир. писатель XIII в. Георгий Варда посвятил И. П. гимн (BHO, N 398). К этому же времени относится лат. переложение Мученичества И. П. в сб. «Золотая легенда» Иакова из Варацце . Известно Похвальное слово в честь великомученика, составленное на греч. языке Иоанном Евгеником (XV в.). Помимо традиц. даты памяти 27 нояб. в вост. Церквах встречаются др. дни памяти И. П.: 25, 30 нояб., 27 янв., 17 мая - в календарях Сирийской яковитской Церкви; 24 нояб. (16 тре) - в арм. Синаксаре Тер-Исраэла; 23 нояб. (27 хатора) - в копт. Александрийском Синаксаре, под традиционной датой (1 кихака) помещено сказание о перенесении мощей; 12 нояб.- в Грузинской Церкви. Мощи В копт. бохайрской версии Мученичества и ее араб. сокращении в Александрийском Синаксаре приводится легендарное, содержащее ряд анахронизмов сказание о перенесении мощей великомученика на Ближ. Восток: во время правления императоров Гонория и Аркадия (395-408) в честь И. П. были построены церковь и мон-рь в Персии. Шаханшах, узнав о почитании христ. мучеников в своем царстве, приказал сжечь их мощи. Тогда христиане перенесли останки И. П. в Иерусалим и отдали Петру, еп. Эдесскому, у к-рого они хранились до прихода к власти имп. Маркиана (450-457). Затем еп. Петр перенес мощи в Египет, в Пемдже (ныне Эль-Бахнаса). Собираясь вернуться в Палестину, он хотел взять с собой мощи И. П., но, как отмечено в сказании, святой воспрепятствовал этому. Зап. исследователи предположили, что мощи И. П. были перенесены в Иерусалим и отданы Петру Иверу , к-рый поместил их в мон-ре, находящемся недалеко от башни Давида, а затем перенес в Египет (BiblSS. Vol. 6. Col. 359).

http://pravenc.ru/text/200345.html

Согласно рассказу о перенесении мощей П. Н. (BHL, N 6592), после захвата К-поля крестоносцами (1204) венецианец Томмазо (Фома) Морозини († 1211) был избран лат. патриархом К-поля. В это время (ок. 1206) монахи-бенедиктинцы из мон-ря Сан-Джорджо-Маджоре в Венеции получили во владение К-польский Пантепопта монастырь (основан Анной Далассиной (1025-1102) - матерью визант. имп. Алексея I Комнина (1081-1118), в первые годы правления ее сына - Janin. Églises et monastères. P. 513-515), где покоились останки П. Н., у к-рых происходили многочисленные исцеления и чудеса. Марк, настоятель мон-ря Сан-Джорджо-Маджоре, отправил благочестивого мон. Павла с 2 др. иноками в К-поль, где Павел с 1206 по 1220 г. был приором мон-ря Пантепопта. Затем он вернулся в Венецию и, т. к. Марк был уже в весьма преклонном возрасте, занял место аббата. Памятуя о том, как почитаются мощи П. Н. в К-поле, Павел решил доставить их в Венецию и обратился с просьбой об этом к новому приору мон-ря Пантепопта. Тот в свою очередь заручился поддержкой венецианца Марино Сторлато, к-рый тогда управлял центральной частью К-поля и относился с большим уважением к мон-рю Сан-Джорджо-Маджоре, где были похоронены его родители и где он сам хотел быть похороненным. Приор и Марино Сторлато договорились с капитаном одного корабля, чтобы тот взял к себе на борт ящичек с мощами П. Н., поставил его в тайное место, где никто не ходит, и доставил в Венецию. При этом они не сказали капитану, что находится внутри ящичка. Тот исполнил просьбу. Во время путешествия на море началась сильная буря, так что корабль был на грани гибели. В минуту отчаяния капитан вспомнил о вверенном ему ценном грузе и догадался, что там лежат мощи святого. Он созвал моряков и объявил им о своем предположении, но отказался открывать ящичек, сославшись на то, что ключ от него везут на др. корабле. Тогда все путешественники стали молиться, чтобы Бог ради этого неизвестного им святого спас корабль. Тотчас волнение на море утихло, и мощи П. Н. были доставлены в Венецию, в монастырь Сан-Джорджо-Маджоре, 21 мая 1222 г. Их поместили в церкви этого монастыря; позднее был устроен алтарь, посвященный П. Н., где мощи святого покоятся и по сей день.

http://pravenc.ru/text/2578559.html

В частности, немало Д. было в К-поле. Так, в новелле, изданной в 535 г. имп. св. Юстинианом I в связи с постройкой заново храма Св. Софии, при храме было определено 40 Д. (Novell. Just. 3. 1; это количество подтверждено при имп. Ираклии в 612 - RegImp. Bd. 1. S. 18. N 165). При патриархе Кириаке (596-606) в К-поле был воздвигнут храм Божией Матери «[в районе] Диакониссы», пользовавшийся известностью; в приписываемом Кодину сочинении происхождение названия храма объясняется тем, что патриарх Кириак жил на месте этого храма, когда был диаконом, а его родная сестра стала Д. этого храма (PG. 157. Col. 585); впрочем, вероятнее всего, что храм получил название по имени квартала, в к-ром был некогда расположен дом какой-то богатой Д. (см.: Janin. Églises et monastères. P. 174-175). К-польские Д. принимали активное участие в церковном пении, образуя отдельный хор в храме Св. Софии ( Karras. 2004. P. 283-287), размещавшийся в «женском нартексе» (το γυναικτου νρθηκος - Const. Porphyr. De cerem. T. 1. P. 171; о месте, усвоенном Д. в храме Св. Софии, и о различении «нартекса диаконисс» и «гинекона диаконисс» см. в ст.: Taft. 1998. P. 65-70). Требования к Д. В др. новелле св. Юстиниана, изданной в том же году, говорится о нравственных требованиях, предъявляемых к тем, кто хотели бы стать Д. Их жизнь не должна вызывать никаких подозрений (и потому, в частности, вместе с Д. имеют право проживать только ближайшие родственники), избираться они могут либо из девственниц, либо из единобрачных вдов; возраст Д. не должен быть ни слишком юным, ни преклонным, но должен «приближаться к 50 годам»; женщин моложе этого возраста можно поставлять в Д. только для жен. мон-рей; брак с Д. после ее поставления невозможен (Novell. Just. 6. 6). Эта новелла явилась уточнением вошедшего в Кодекс Феодосия закона 390 г. о 60-летнем возрасте Д. (в этом законе рассматривался в первую очередь вопрос о наследстве Д.: СТн. XVI 2. 27; ср.: Ibid. V 3. 1; XVI 2. 28). В 123-й новелле св. Юстиниана Д. без к.-л. оговорок рассматриваются в одном ряду с монахами и аскетами.

http://pravenc.ru/text/171915.html

В краткой заметке говорится, что мученики пострадали при имп. Деции и проконсуле Асии Валериане, по профессии они были врачами. К., ставший епископом Пергама после ухода ап. Иоанна Богослова, рукоположил П. во диакона. Агафодор назван рабом П., Агафоника - его сестрой. В нек-рых визант. синаксарных сказаниях (напр., Laurent. S. Marco. 787, 1050 г.; Paris. gr. 1589, XII в.) добавлены детали: К. назван сыном языческого жреца, жившего в месте, называемом Гордас (Γρδας). Он был назначен епископом Пергама в преклонном возрасте. Слепой на один глаз соправитель проконсула назван Кулькианом. Лев, к-рого выпустили на святых, заговорил человеческим голосом и воспрепятствовал жестокости гонителей. В слав. церковных календарях и Минеях память мучеников закрепилась под 13 окт. В проложной заметке ВМЧ ошибочно говорится, что святые пострадали при имп. Диоклетиане (284-305) (ВМЧ. Окт., дни 4-18. Стб. 950). Имя Папил впосл. трансформировалось в Папила ( Петков Г. Стишният Пролог в старата българска, сръбска и руска лит-ра: XIV-XV вв. Пловдив, 2000. С. 264). Согласно Синаксарю К-польской ц., служба святым совершалась в их мартирии в К-поле (SynCP. Col. 135). Вероятно, мартирий располагался на территории мон-ря, посвященного К. и П., основание к-рого приписывалось равноап. Елене (Patria CP. T. 3. P. 245). По мнению Р. Жанена, мартирий действительно является древней постройкой, тогда как монастырь возник впосл., но не позднее X в. ( Janin. Églises et monastères. P. 279). Обитель существовала еще в XIII в., о чем свидетельствует рус. паломник Антоний Новгородец, который в 1200 г. видел там мощи К. и П., лежащие в одном гробу; строительство церкви Антоний приписывает имп. равноап. Константину I Великому (Книга Паломник. С. 25, 56, 85). В 1935 г. нем. византинист-археолог А. М. Шнайдер обнаружил развалины мартирия К. и П. на юге р-на Эксакионий, в Ксилорофе (в наст. время помещение занимает мастерская), и датировал постройку IV-V вв. Мартирий, выполненный по образцу храма Гроба Господня в Иерусалиме в форме ротонды, имеет диаметр 12 м, высоту 5,7 м и окружен коридором шириной 2,5 м и длиной 7,5 м; на своде сохранились фрагменты визант.

http://pravenc.ru/text/1681131.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010