Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЗИНОН И ЗИНА [греч. Ζνων κα Ζνας (Ζηνς)] († 286 или 305), мученики Филадельфийские (Аравийские) (пам. 22 июня; пам. зап. 23 июня). Согласно Мученичеству, составленному неизвестным автором на греч. языке (BHG, N 1887), воин З. из сел. Зизиун в Палестине по происхождению был грек и исповедовал христианство. Когда Максим, новый правитель Филадельфии Аравийской (ныне Амман), начал преследовать христиан, З. решил открыто исповедовать свою веру. Он раздал имущество и отпустил рабов, однако слуга по имени Зина, к-рый также был христианином, просил позволения остаться с хозяином. Во время торжественного жертвоприношения, совершавшегося в сер. июня, правитель Максим приказал привести к себе З. За отказ принести жертвы богам его подвергли бичеванию воловьими жилами, а затем привели к алтарю, чтобы он поклонился идолам. Тогда святой ногой опрокинул алтарь. После новых пыток З. заковали в деревянные колодки и заключили в тюрьму, где ночью его посетил Зина. На следующий день правитель потребовал доставить их обоих на суд. Максим тщетно уговаривал Зину поклониться богам, обещая ему звание, отнятое у З. По приказу правителя З. и Зина были вновь подвергнуты мучениям, а затем отправлены в темницу. Вскоре в Филадельфию прибыл военачальник Вог. Вместе с Максимом он устроил новый допрос и распорядился повесить мучеников на древе и жечь огнем. Однако пламя не причинило З. и Зине вреда, и многие, видевшие это чудо, обратились ко Христу. По приказу Максима мученики были усечены мечом 23 июня. Их тела были тайно похоронены благочестивыми девами, а после прекращения гонений перезахоронены. Согласно Синаксарю К-польской ц. (кон. X в.), торжественная служба в честь мучеников совершалась 22 июня в храме вмч. Георгия в к-польском квартале Кипариссий ( Janin. Églises et monastères. P. 70). В Мученичестве говорится, что З. и Зина пострадали в 1-й год правления имп. Максимиана , т. е. в 286 г. Однако, по мнению болландистов, речь идет об имп. Галерии , одним из имен к-рого также было Максимиан (ActaSS. Iun. T. 4. P. 474); в таком случае мученичество датируется 305 г.

http://pravenc.ru/text/199879.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАЛАТСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 4 июля) по происхождению из р-на К-поля Галата. Первоначальным местонахождением Г. и. называют мон-рь в честь этой иконы, к-рый «просуществовал только до XVII в.»; в публикациях XIX в. упоминается, что впосл. икона находилась «в Пергии или в Пиргии, т. е. в башне» (от греч. πργος - башня, защита, оплот). Данных о мон-ре с таким посвящением в пределах Галаты и К-поля нет. Возможно, другим местом хранения Г. и., названным башней, могла быть ц. Богородицы Кастелиотиссы в Галате ( Janin. Églises et monastères. T. 3. P. 187). Галатская икона Божией Матери. Кон. XVII в. (ГТГ) Галатская икона Божией Матери. Кон. XVII в. (ГТГ) Представление об иконографии древнего образа может дать икона кон. XVII в. работы мастеров Оружейной палаты, по преданию считающаяся списком с к-польского образа. Она находилась в московской ц. свт. Тихона Амафунтского у Арбатских ворот (упом. с 1620, в 1629 отстроена заново в камне, в 1689 освящена), почиталась как чудотворная. После закрытия храма в 20-х гг. XX в. (разрушен в 1933) Г. и. была передана в Антирелигиозный музей искусств на территории Донского мон-ря, в 1935 г. поступила на хранение в ГТГ. Божия Матерь изображена по типу поясной «Одигитрии», левой рукой Она поддерживает Младенца. Характерной чертой этой иконы является изображение царских регалий: в правой руке Богоматери - скипетр, в левой руке Богомладенца - держава; на головах - венцы (у Богоматери поверх мафория). Младенец одет в хитон и гиматий, правой рукой Он благословляет, мафорий Богоматери украшен золотым орнаментом. Образ написан на светло-зеленом фоне. Над правым плечом Богоматери - надпись: «Галатская Пресв. Богородица». Впервые гравированное «изображение чудотворного образа Пресвятой Богородицы Галанския яже в Пергии» и сказание об иконе, названной в тексте «Галенская», помещены вместе в рукописном сб. «Солнце Пресветлое», составленном сторожем московского Благовещенского собора Симеоном Моховиковым в 1715-1716 гг.

http://pravenc.ru/text/161509.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИОАНН ВОИН Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru мученик Иоанн Воин Иоанн Воин ( IV в.), мученик Память 30 июля Служил в императорском войске Юлиана Отступника в отряде тайфалов . Наряду с другими воинами он был послан преследовать и убивать христиан. Оставаясь по наружному виду как бы гонителем, святой Иоанн на деле оказывал гонимым христианам большую помощь: тех, которые были схвачены, - освобождал, других предупреждал о грозящей им опасности, содействовал их побегу. Святой Иоанн оказывал милосердие не только христианам, но и всем бедствующим и требующим помощи: посещал больных, утешал скорбящих. Когда Юлиан Отступник узнал о действиях святого, то заключил его в темницу. В 363 году гонитель был убит на войне с персами. Святой Иоанн вышел на свободу и посвятил свою жизнь служению ближним, жил в святости и чистоте. Скончался он в глубокой старости. Год кончины его точно не известен, место погребения святого Иоанна Воина постепенно было забыто. Он явился одной благочестивой женщине и указал место своего упокоения. Оно стало известно в этом округе. Обретенные его мощи были положены в храме Иоанна Богослова в Константинополе . Господь даровал святым мощам Иоанна Воина благодатную силу исцеления. По молитвам святого Иоанна получают утешение обиженные и скорбящие. В Русской Церкви Иоанн Воин свято чтится как великий помощник в скорбях и обстояниях. Использованные материалы   В Германовском календаре указана память Иоанна Воина, пострадавшего в городе Траллы Лидийские в Малой Азии в 361 - 363 годах. По греческому календарю она совершается 29 июля . Вероятно имеется в виду именно этот Иоанн Воин. См. Saint Herman Calendar 2008, 63.   Скорее всего речь о храме храме Иоанна Богослова в Диипионе (ν τ Διπ) , т.к. празднование памяти (Σναξη) святого именно в этом (а не в ином) храме указано Жаненом - R. Janin. Églises et monastères de Constantinople. p.274 . Редакция текста от: 22.05.2013 13:58:24 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/11109.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЕВСТРАТИЙ СЕВАСТИЙСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Мч. Евстратий Севастийский Мч. Евстратий Севастийский, вмч. Артемий Антиохийский и мч. Полиевкт Мелитинский. Икона (таблетка) из новгородского Софийского собора (кон. XV в. 24×19). Новгородский государственный музей-заповедник Ночью, перед казнью, Евстратия тайно посетил в темнице епископ Севастийский Власий и обещал исполнить его последнюю волю и доставить мощи всех пяти мучеников в Аравраку. Помолившись вместе с Евстратием и преподав ему утешительную беседу, епископ совершил Божественную литургию. Когда Евстратий принимал Святое Причастие, мрачный застенок внезапно озарился ослепительным светом и глас с неба произнес: «Евстратий, ты мужественно сражался, прими же теперь свой венец!» Пав ниц, мученик вознес горячую молитву Господу, прося укрепить его дух и послать силы для последнего испытания. Предсмертная молитва святого Евстратия ( " Величая, величаю Тя, Господи... " ) читается на субботней полунощнице . Поднявшись затем на ноги, он смело направился к пылающей печи, осенил ее крестным знамением и вошел внутрь. Мученик Евстратий скончался 13 декабря . Собор Евстратию, Авксентию , Евгению , Мардарию , Оресту праздновался в в храме Иоанна Богослова в Диипионе (ν τ Διπ) в Константинополе , куда, видимо, были перенесены их мощи . Тропарь Евстратию, Авксентию, Евгению, Мардарию и Оресту Мученик всечестных светлость,/пяточисленных страстотерпцев воспоем,/славу земных презревших,/солнца светлаго Евстратия,/премудраго витию со страдальцы,/на огнь и муки дерзнувших за всех Царя Христа/и от Престола Того славы почестьми венцев обдаренных./Тех молитвами, Христе Боже,/спаси души наша. Использованные материалы   R. Janin. Églises et monastères de Constantinople. p.274 Редакция текста от: 13.08.2021 19:29:25 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/4573.html

В Мученичестве при описании сцены суда сделан акцент на том, что Диоклетиан, охваченный порывом плотской страсти, пытался склонить П. отречься от Христа и стать его женой, но получил отказ, а затем, когда император приказал раздеть ее, обличила его и, чтобы избежать поругания, сама бросилась в раскаленного быка, где ее тело растаяло, как воск, источая благоухание. Фигура сына Диоклетиана и участие самого Диоклетиана в описываемых событиях не имеют исторической достоверности, поскольку у императора не было сыновей. Свт. Димитрий (Савич (Туптало)) Ростовский предположил, что это был не родной сын, а приемный; однако далее Мученичество сообщает о его самоубийстве, в то время как приемный сын Диоклетиана Галерий не лишал себя жизни. Предлагалось и иное объяснение: под именем Диоклетиана представлен один из рим. чиновников, назначенных им (см.: ActaSS. Mai. Т. 1. P. 559). Возможно, упоминание о влюбленном в П. сыне императора - отголосок одного эпизода из жизнеописания прп. Пелагии, бывш. блудницы (см. ст. Пелагия , прп. Антиохийская (пам. 8 окт.)). «Повесть о покаянии преподобной Пелагии», рассказывающая о подвиге последней, восходит к описанию свт. Иоанном Златоустом покаяния не названной по имени антиохийской блудницы, к-рая сумела некогда соблазнить даже одного из членов имп. семьи ( Ioan. Chrysost. In Matth. 67. 3//PG. 58. Col. 636-637). Помимо параллелей с «Повестью о покаянии преподобной Пелагии» в истории П. можно усмотреть параллели с Мученичеством св. Пелагии, девы Антиохийской (пам. 8 окт.), с к-рой она иногда отождествлялась. Как отметил И. Делеэ , мн. элементы повествования о П. повторяются также в Сказании о вмц. Марине (Маргарите) (пам. 17 июля). Память П. совершалась дважды в год, различные рукописные синаксари относят ее к 4 либо к 5 мая и 7, 8 окт. Синаксарь К-польской ц. отмечает, что празднование в честь П. совершалось с особой торжественностью в мартирии возле ц. сщмч. Конона, на берегу зал. Золотой Рог, освященном в ее честь. По мнению Р. Жанена, мартирий находился в окрестностях совр. квартала Касымпаша, последнее упоминание о нем относится к XIV в. В западной части К-поля была еще одна церковь, посвященная П. Впосл. имп. Константин II перестроил ее и рядом устроили кладбище, где хоронили казненных; оно получило название Пелагий ( Janin R. Églises et monastères. P. 395-396).

http://pravenc.ru/text/2579920.html

«Ж. И.» м. иногда служил местом ссылки. Так, буд. имп. Алексей I Комнин в 1078 г. встретил там Георгия Мономахата, назначенного дукой Диррахия (ныне Дуррес, Албания), а фактически высланного из столицы ( Ann. Comn. Alex. 1937. I 16). В 1084 г. тот же имп. Алексей сослал в «Ж. И.» м. Иоанна Итала (Ibid. V 8). В XIII в. на протяжении неск. десятилетий «Ж. И.» м. был занят лат. духовенством, и, по сообщению Никифора Каллиста, в это время чудес не зафиксировано. В 1328 г. имп. Андроник III Палеолог разбил лагерь рядом с «Ж. И.» м., а в янв. следующего года отдал весь мон-рь с его доходами К-польскому патриарху Исаии (1323-1332) на неограниченный срок вплоть до смерти последнего, а затем права на владение «Ж. И.» м. перешли афонскому мон-рю Великая Лавра. Сохранился документ 1367 г., по к-рому мон-рь Великая Лавра владеет в К-поле метохом Зоодохос Пиги (Ζωοδχος Πηγ - Живоносный Источник) (см.: Janin. Églises et monastères. P. 225. 11). В 1330 г. находившийся при смерти Андроник III выздоровел, выпив воды из источника и помазав ею лоб. В мае 1347 г. дочь имп. Иоанна VI Кантакузина Елена была представлена своему будущему мужу имп. Иоанну V Палеологу и наделена имп. регалиями в храме «Ж. И.» м. согласно древнему церемониалу ( Cantacus. Hist. Vol. 3. P. 11). Несколько авторов оставили эпиграммы, посвященные «Ж. И.» м. и храмовым росписям: Мануил Фил (6), Игнатий Магистр (6) и Иоанн Евхаит (1). Согласно эпиграмме Мануила Фила, мон. Иларион Канабис починил водоем в «Ж. И.» м. ( Manuelis Philae Carmina. 1855. Vol. 1. P. 67). Во время турецкой осады К-поля в 1422 г. султан Мурад II расположился прямо в храме «Живоносного Источника». Неизвестно, в каком состоянии церковь находилась перед взятием турками К-поля в 1453 г., однако имеются сведения 1547 г., что храма больше не существовало, но больные продолжали приходить к источнику в надежде исцелиться. Лишь в 1727 г. митр. Деркский и Неохорийский Никодим построил на месте «Ж. И.» м. часовню и возродил поклонение. Одно время на эти земли претендовали армяне, однако в неск. тур. фирманах оговаривалось, что территория закреплена за греками. Тур. охранники взимали с паломников налог, к-рый шел на тюремные нужды. Затем эта территория перешла из подчинения Деркской митрополии в подчинение К-польскому Патриархату. 24 марта 1821 г. янычары разрушили часовню и засыпали источник, и лишь в 1833 г. К-польскому патриарху Констанцию I было разрешено восстановить храм, к-рый был освящен 2 февр. 1835 г. Тогда же была сооружена часовня над источником.

http://pravenc.ru/text/182279.html

Фабула апокрифических Мученичеств такая же: К. и И. принимают мученическую кончину от игемона Александра, но 3-летний К. действует и говорит, как взрослый. Святые остаются невредимыми после неимоверных мучений, воскресают и творят чудеса. В темнице К. является сатана. Впосл. ему удается «войти в сердце Иулитты» и поколебать ее решимость быть стойкой в вере при виде кипящего котла, но благодаря Кирику она преодолевает искушение. В нек-рые версии (греческую, сирийскую, арабскую, коптскую, но не в латинскую) включена т. н. молитва К. (скорее апокалиптические видения города-болота, Вавилона, железных порога и ворот), созданная, по мнению большинства исследователей, под влиянием гностицизма, а согласно Х. Грессману, она имеет иудейское происхождение. А. Дильман, Х. Штокс и Грессман считали, что молитва К. связана с «Песней жемчужины» из «Деяний ап. Фомы». В новейшем исследовании на эту тему А. Мастрочинкве высказывает предположение, что источником и молитвы К., и «Песни жемчужины» является Апокалипсис ( Mastrocinque A. From Jewish Magic to Gnosticism. Tüb., 2005). Почитание К. и И. в Византии и на Руси О раннем почитании К. на Св. земле известно благодаря каменной плите V в. из Антипатриды с надписью: «Святой великомученик Кирик» и посвященной этому святому церкви в Фасилаиде близ Иерихона, к-рая упомянута в «Луге духовном» Иоанна Мосха (PG. 87c. Col. 2949). Мон-рь во имя К. существовал в К-поле и упоминается в документах 536 и 787 гг. ( Janin. Églises et monastères. P. 293). Антоний Новгородец в 1200 г. писал, что мощи К. и И. хранились в К-поле «за Пятерицей», т. е. в квартале Петрий (Книга Паломник. С. 31). Рус. паломник диак. Зосима (1419) упоминает находившийся в Св. Софии «гроб Кирика трехлетнаго» ( Majeska G. P. Russian Travelers to Constantinople in the 14th and 15th Cent. Wash., 1984. P. 183). Мц. Иулитта. Роспись наоса ц. Вознесения мон-ря Дечаны. 1348–1350 гг. Мц. Иулитта. Роспись наоса ц. Вознесения мон-ря Дечаны. 1348–1350 гг. Значительное число частей мощей К.

http://pravenc.ru/text/1840247.html

На вопрос главы магов, разделяет ли он убеждения своего брата и готов ли ради них к тяжким испытаниям, В. ответил утвердительно и пространной речью с цитатами из Евангелия обличил заблуждения язычников. Судьбу И. и В. решили судьи Хормизд-Ардашир и Михр-Нарсе. Не добившись побоями отречения от христ. веры, они приказали казнить братьев. Сначала у И. отрезали пальцы ног и рук сустав за суставом. Потом сняли кожу с головы, усекли язык, опустили И. в чан с кипящей смолой, но произошло чудо: вся смола вылилась из чана, не повредив святому. Тогда мучители раздробили И. все кости, а тело мученика выбросили в яму и поставили охрану, чтобы христиане не могли его забрать. Подобным же образом умертвили и В.: ему после избиения влили в рот горячую смолу. Один христианин выкупил у стражи тела мучеников за 500 серебряных драхм и 3 шелковых платья и предал их земле в неизвестном месте. Этот христианин был давним товарищем И. и В. В сирийском источнике датой кончины святых названо 29 дек., в греческом - 29 марта. Согласно обоим текстам, Занифа и его товарищи пострадали несколькими днями раньше (24 дек. или 27 марта соответственно). В К-поле память И. и В. отмечалась 31 марта вместе с памятью прп. Акакия, еп. Мелитинского , в посвященном этим святым мартирии ( Janin. Églises et monastères. P. 282). В «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца сообщается, что мощи св. Лазаря, одного из 9 мучеников, находились в храме святых Апостолов в К-поле (см. ст. Апостолов святых церковь в Константинополе ). Относительно года мученичества И. и В. в научной лит-ре нет единого мнения. И сир., и греч. тексты называют 18-й год правления Шапура II, т. е. 327 г. При этом исследователь Р. Дюваль без ссылки на источники сообщает, что в греч. Мученичестве говорится о 31-м, а не о 18-м годе правления шаханшаха, тогда речь идет о 340 г. ( Duval. Littératures. P. 120). Что касается 327 г., то эта дата вызывает сомнения, поскольку никакие другие источники не сообщают о гонениях на христиан в Иране в это время. Массовые преследования христиан начались позже, в 339/40 г., и продолжались до смерти Шапура II в 379 г.

http://pravenc.ru/text/578338.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Из текста Мученичества известно, что между имп. Львом III и патриархом Германом состоялся спор о поклонении св. иконам. Когда патриарх понял, что император-иконоборец непреклонен в своей позиции, он обратился к пастве с проповедью, призывая к стойкости и долготерпению. Патриарху в ноги бросилась Мария, благочестивая патрикия царского рода, и попросила благословения и наставлений, как «бороться с тираном». После низложения патриарха Германа имп. Лев III распорядился снять образ Спасителя, находившийся на воротах Халка, и предать его огню. Однако Мария, протоспафарий Григорий и остальные мученики, узнав о приказе императора, устремились к воротам, разбили лестницу, которую приставил к воротам спафарий, намеревавшийся исполнить распоряжение, а самого спафария убили. У ворот собралось много благочестивых горожан, узнавших о случившемся. 19 янв. император отправил туда 500 меченосцев, к-рые убили несчетное число людей, среди к-рых были и монахи и миряне. Мария и ее спутники были приведены к императору, к-рый попытался склонить их к иконоборческой ереси. Когда ему это не удалось, он повелел отправить спутников Марии в темницу и наносить ежедневно по 500 ударов бычьими жилами. Патрикию из-за ее высокого положения он отослал домой. Восемь месяцев спустя, 9 авг. (внутренняя хронология Мученичества нарушена), имп. Лев III устроил перед воротами Халка суд: Мария и остальные мученики, к которым она добровольно присоединилась, были обезглавлены, а их тела брошены в яму в Пелагиевом квартале как останки преступников. Однако благочестивые горожане отыскали их и погребли в ц. вмч. Димитрия в мон-ре прп. чудотворца Анина, неподалеку от ц. св. Мокия (в др. источниках этот монастырь не упом.: Janin. Églises et monastères. P. 34-35). Обретение мощей произошло благодаря чудесным видениям патриарха Игнатия. Ему являлась Мария в сопровождении остальных мучеников, приказывала отыскать их тела и обещала скорое избавление от продолжавшегося в течение мн. дней землетрясения. Мон-рь прп. Анина, к-рый был неизвестен патриарху, удалось найти благодаря Иосифу, скевофилаксу Великой ц. Когда торжественная процессия с патриархом во главе вышла из храма Св. Софии, землетрясение тотчас же прекратилось. Нетленные мощи мучеников, которые источали дивный аромат, были перезахоронены 31 янв. в том же мон-ре.

http://pravenc.ru/text/1237833.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010