I 1), или Божественной Премудрости (In Matth. comm. XVI 27); посредством всех Лиц Св. Троицы (De princip. I 3. 7; IV 2. 7; IV 4. 5). В отношении истории создания священных текстов это выражается в «касании Св. Духа» пророков и библейских писателей в процессе составления священного текста (Contr. Cels. VII 4). Богодухновенность распространяется на все Свящ. Писание: Премудрость Божия проникает Писание «вплоть до каждой буквы» (Philoc. 2. 4); О. убежден, что «ни иота, ни малейшая частица речи не лишена значения божественного наставления» (In Matth. comm. XVI 12). Поэтому те, кто исполняют завет Господа исследовать Писания (ср.: Ин 5. 39) и желают заниматься чтением, «не должны оставлять неисследованной и неизученной букву (γρμμα) Писания» ( Orig. In Ier. fragm. 2. 2), что предполагает полный грамматический и исторический разбор библейского текста. Этому была подчинена и программа богословского образования, введенная О. в Александрии, а затем воспроизведенная им в Кесарии Палестинской. Она состояла в освоении круга светских наук (γκκλια μαθματα προπαιδεματα) вплоть до философии как необходимой пропедевтики для получения высшего образования, целиком посвященного изучению Свящ. Писания (Ep. ad Greg. Thaum. 1). Всестороннее изучение библейского текста - необходимое основание для компетентного толкования Свящ. Писания, однако это только начало герменевтического цикла. Для обоснования стратегии библейской экзегезы О. изобрел оригинальные аналогии - христологическую и антропологическую,- в к-рые помещается вся программа его экзегезы. II. Христологическая аналогия. Богословие Логоса в Евангелии от Иоанна (Ин 1. 1-14) служит у О., как и во всей александрийской богословской традиции, основой библейской герменевтики (см.: Grillmeier. 1990. Bd. 1. S. 260; Torjesen. 1986. Р. 108). Принцип богодухновенности Свящ. Писания вплоть до буквы текста обусловлен омонимичностью выражения «Слово Божие» как слово Писания и как Слово Бога: «Ведь Слово в Писаниях навеки стало плотью, чтобы обитать среди нас» ( Orig.

http://pravenc.ru/text/Ориген.html

1266 См. Pietri Ch. Roma Christiana. Vol. II. P. 1085. Впрочем, сирмийская кафедра просуществовала по крайней мере до 40-х гг. V в., когда город был разорен гуннами. Сирмийский епископ упоминается у Приска (см. Blockley R. C. Fragmentary. P. 261 (Fr. 11), а также Zeiller J. Les origines chrétiennes dans les provinces. P. 373). А. Алфёльди предполагает, что епископия в Сирмии могла существовать и во второй половине V в., когда город находился под контролем остроготов и гепидов. Alföldy A. Tracce. P. 6. 1267 Zosim. Ep. IX. I. 1. Епископ Салоны просит у папы совета по поводу практики избрания во епископы монахов и мирян на народных сходках. Папа осуждает подобного рода практику и одобряет позицию Эзихия, которая, по мнению папы, согласна с предписаниями отцов и апостольского престола (tecum faciunt praecepta Patrum, tecum apostolicae sedis auctoritas), авторитет которых, таким образом, ставится на один уровень (см. Zosim. Ep. IX. I. 2). Следует отметить, что епископ Эзихий состоял также в переписке со свт. Иоанном Златоустом и блж. Августином (см. Ioann. Chrys. Ep. 183; Aug. Ep. 197, 199). 1268 Zosim. Ep. IX. II. 4. Папа просит епископа Салоны сделать его послание известным епископам не только его провинции, но и соседних областей (non tantum eorum qui in ea provincia sunt, sed etiam qui vicinis dilectioni tuae provinciis adjuguntur), что, вероятно, можно интерпретировать как указание на существование церковной провинции (митрополии) Далмация. 1270 Канон 16 (по греческой версии) или 20 (по латинской) Сердикского собора начинается словами: «Вам известно, дорогие братья, сколь велик и значителен град (митрополия) Фессалоники» (non ignoratis, framres charissimi, quanta et qualis sit Thessalonicensium civitas). 1271 Zeiller J. Les origines chrétiennes dans les provinces. P. 369; о проблеме раздела Иллирика между Восточной и Западной империями см. Palanque J. R. La prefecture du prétoire d’Illyricum au IVe siècle. Byzantion. 1951. T. XXI. Fasc. 1. P. 5–14; Grumel V. L’Illyricum de la mort de Valentinien Ier (375) à la mort de Stilicon (408). Revue des études byzantines. 1951. T. IX. P. 1952. P. 5–46.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ill...

Отцы Церкви и древние христианские богословы обращали внимание в этой книге особенно на нравственный характер Иудифи. Климент Римский ставит ее в пример самоотверженного патриотизма и называет ее «блаженною» ( 1Кор.55 гл.), Климент Александрийский признает Иудифь «совершенною среди женщин» (Strom. IV, 9), Ориген по твердости духа и веры признает «удивительною и знаменитейшею из женщин» (Hom. in Iud. 9, 1). Иероним ставит ее примером по твердости духа не только для женщин, но и для мужчин (Praef. in Iudith.); в Апостольских Постановлениях она называется мудрейшею; Тертуллиан помещает ее в числе святых (De monog. 17). С таким же уважением относятся к ней Амвросий, Августин, Златоуст и др. Православная Церковь празднует память «праведной Иудифи» 7-го сентября. Кроме нравственного характера, героизма, глубокой религиозности и патриотизма самой Иудифи, в этой книге ценны для нравственного назидания все ее речи, обращенные к начальникам Ветилуи ( Иудифь 8:11–35 . св. Афанасий.. Прот. ариан. II, 221), пламенная молитва ее к Богу ( Иудифь 9 гл., цитируемая Иларием. Com. in Psal. 125), хвалебная песнь после победы над Олоферновыми войсками ( Иудифь 16:1–17 , цитируемая Оригеном . Com. in Ier. 23 с.). В поступках иудеев немало поучительного, например, скорбь и молитвы Богу первосвященника и жителей Иерусалима ( Иудифь 4:8–15 ), их мужество и геройство в сравнении со всеми другими народами ( Иудифь 3 гл.; 4:1–7; 7:18–32). Эти нравственные качества описываемых в книге лиц, особенно в противоположении с типичными язычниками: Ахиором, Навуходоносором и Олоферном, вызывают во всяком читателе удивление и доброе подражание и воодушевление среди опасностей и кажущейся безнадежности. Толкований на книгу Иудифь из отеческого периода не сохранилось. В новое время на западе были изданы следующие монографии. Nickes. De libro ludithae. 1854. Gillet. Tobie, Iudith, Esther. Par. 1879. Scholz. Das B. Iudith eine Prophetie. 1885 и 1896 гг. Neteler. Untersuchung der geschichtlichen und kanonischen Geltung d.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Однажды (ок. 228г.), он был послан в Никомидию для состязания с неким еретиком Внесом. 3 Так ок. 218 г. один аравийский князь присылал в Александрию нарочитого посла с просьбою префекту и епископу (Димитрию) города прислать к нему Оригена , как известнейшего и лучшего учителя веры. Так ок. 220 г. Ориген вызван был ко двору Юлии Маммеи – матери Александра Севера, желавшей слушать знаменитого учителя. Едва-ли не прямо убеждениям и стараниям Оригена обязана церковь тем миром, который вслед за тем водворился и продолжался во все царствование Александра Севера. 4 По свидетельству Евсевия (Hist lib, VI с 3), многие из александрийских учеников Оригена приняли мученический венец, утешаемые своим учителем в темничном заключении, сопровождаемые им на самое место казни и оставляемые им только с последним жизненным вздохом. Из числа учеников Оригена принявших мученический венец история заметила Серена, Гераклида, Иерона, Иеракса, и особенно Амвросия вернейшего друга, и Епиктета – кесарийского пресвитера, которым Ориген посвятил свое сочинение о мученичестве ( ις μαρτριον προτρεπτικς λγος) с целью утвердить их в решимости пострадать за веру. Как на святителей из учеников Оригена можно указать на Иеракла, занявшего епископский престол Александрии после Димитрия, на Дионисия, занявшею тот же престол после Иеракла, и особенно на Григория неокесарийского епископа и чудотворца. 19 Ориген часто ссылается на Филона не только как на философа, но и как на искуснейшего толкователя Писания – Contra Cels.lib. IV, n.51; lib.VI,n. 21; in Math. t. XV, n. 2.3; t. XVII, n.18; in Exod. hom.XIII, n 3. 33 Contra Cels. lib. I. p 332, lib. III p. 478, 500, lib IV. 524, 543; in Ierem h. XVI p. 214, Select, in Ier p. 298; in Epist. ad Rom. lib. I. p. 472 60 Греческий текст сохранился для всех 8-ми книг против Цельса, для книги «о молитве» для книги «увещание к мученичеству», для «диалога об истинной вере» (если только этот диалог не есть сочинение другого Адаманция, жившего при Константине великом ), для письма к Юлию об истории Сусанны.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/dogmati...

559 Как отмечают В. Рордорф и А. Туйлье (Op. cit. Р. 121), в коптской версии «Дидахе» вместо предлога πρ стоит περ, а поэтому вся фраза имеет следующий вид: «О всем (или “за все”) благодарим Тебя...», что нам кажется более приемлемым с точки зрения смыслового содержания. Примечательно, что в «Мученичестве св. Поликарпа Смирнского » приводится предсмертная молитва святого, где он обращается к Богу: «Поэтому за все ( περ πντων) восхваляю я Тебя...» См.: Ignace d’Antioche. Polycarpe de Smyme. Lettres. P. 228. 560 Согласно A. Веебусу, структура этого моления восходит к одной из частей иудейского синагогального богослужения (zekor), характерного для иудеев диаспоры. Но это скорее лишь внешняя форма, ибо в нее вкладывается иное содержание – вместо прошения о земных благах в этой молитве в «Дидахе» испрашиваются блага духовные, вечные и непреходящие. См.: Vööbus A. Liturgical Traditions. P. 166–168. 561 По замечанию К. Попова (Указ. соч. С. 35), «во времена Териуллиана молились об отдалении конца этого мира». Однако в первохристианскую эпоху напряженность эсхатологических чаяний была характерна для многих членов Церкви, и это ощущение близкого конца света отражается и в данной евхаристической молитве. См.: Minnerath R. Les chrétiens et le monde (Ier et IIe siecles). Paris, 1973. P. 78. 563 Это указание на привилегированную роль пророков в отдельных первохристианских общинах (см. Предисловие). Поэтому не совсем точным представляется суждение Яхонтова о том, что «в то время как апостолы были основателями и созидателями новых церквей, пророки были духовными воспитателями и руководителями общин, насадителями в них основ христианства» (см.: Яхонтов Д. Строй древнехристианских общин по «Дидахе» и «Канонам Ипполита»//Вера и разум. 1916. 1. С. 108). 564 Речь идет об учителях (дидаскалах), которые переходили из одной христианской общины в другую. По поводу их Н. Афанасьев замечает: «Если считать правильным, что в дальнейшей истории из дидаскала образовался чтец, то не только чтение составляло главную обязанность дидаскала, но и живое слово. Пророк говорил людям в “назидание, увещание и утешение” через откровение воли Божией, учитель также говорил в назидание и утешение через изложение учения веры». Поэтому «если не все, то в большей своей части дидаскалы – ученые богословы древней Церкви, представители богословской науки, которая служит Церкви» (см.: Афанасьев Н. Церковь Духа Святого. Париж, 1971. С. 135–136).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Считаю нужным по этому поводу процитировать одну страницу из Фаррара, которая устанавливает ясный взгляд на происхождение, характер и значение Ап. Павла. «Ни в какой иной форме, читаем в книге «Жизнь и труды Ап. Павла» (стр. 461–462), он не мог так сильно выразить своих чувств. Один христианский ученый сказал про него, что он один из писателей, по – видимому, писавшей не пальцами, не пером и не чернилами, но самим своим сердцем, самими своими чувствами. В его посланиях отражалось все его внутреннее бытие (Casaubon Adver Saria ар. Wolt стр. 135) и это заставило блаж. Иеронима сказать, что в посланиях Павла слова походят на удары грома (Ier. ad. Pamnach. Ер. 48), а Лютера, что выражения Апостола подобны живым существами с руками и ногами. Богословское значение этого факта огромно и, к глубокому ущербу церкви, слишком много оставлялось без внимания. Богословы на речи Ап. Павла смотрели так, как будто он выводил каждое слово с логической аккуратностью, с точностью ученого человека и с соблюдением строгой формы, свойственной философу и догматисту. Но вообще его послания противоречат такому невозможному и неправильному взгляду на них. Эпистолярная форма отличается чрезвычайной свободой, отражает на себе характер личности, бывает гибка и пригодна для выражения чувств. Продиктованное послание походит на разговор, переданный вкратце. Одним словом, эта форма давала Павлу наилучшую возможность остаться самим собою и с наибольшей живостью напомнить его духовными чадам, о полном любви, страдающем, вдохновенном, тоскующем, грозном, страстном, смиренном, несклонном к уступкам учителе, трудившемся среди них, чтобы они были подражателями ему и Господу и чтобы отвратились от пустой обрядности или мертвых идолов к служению истинному Богу, к ожиданию с неба Его Сына, воскресшего из мертвых,–Иисуса Христа, отвратившего от нас грядущий гнев». Таков смысл посланий. До нас дошло четырнадцать посланий к юным в вере христианским общинам и сподвижникам. Исследователи жизни Ап. Павла (как наприм., часто упоминаемый нами Фаррар) приходят к выводу, что их было больше, но некоторые из них были утрачены.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/trudy-...

Arhiva Preafericitul Patriarh Chiril a înmânat distincii bisericeti arhipstorilor care în anul 2013 marcheaz date memorabile 19 decembrie 2013 14:45 La 19 decembrie 2013, de ziua pomenirii sfântului ierarh Nicolae, arhiepiscopul Mirelor Lichiei, Fctorul de minuni, dup încheierea Dumnezeietii liturghii la catedrala „Schimbarea la Fa a Mântuitorului” de la mnstirea stavropighial de clugri ”Sfântul ierarh Nicolae” din Ugrea , suburbia Moscovei, Preafericitul Patriarh al Moscovei i al întregii Rusii Chiril a înmânat înaltele distincii bisericeti unui ir de arhierei ai Bisericii Ortodoxe Ruse. Prin decretul Preafericitului Patriarh al Moscovei i al întregii Rusii Chiril, pentru slujirea arhipstoreasc de muli ani i cu ocazia aniversrii a 65 de ani din ziua naterii, mitropolitul de Volyni i Lutsk Nifont a fost decorat cu ordinul cuv. Serafim de Sarov de gradul II. Pentru slujirea arhipstoreasc de muli ani i cu ocazia aniversrii a 20 de ani din ziua hirotoniei arhiereti, mitropolitul de Krasnoiarsk i Acinsk Panteleimon  a fost decorat cu o panaghie memorabil. Pentru trudele sârguincioase de misionarism i cu ocazia aniversrii a 55 de ani din ziua naterii, episcopul de Kostanai i Rudnyi Anatolii a fost decorat cu ordinul sf. ier. Inochentie, mitropolitul Moscovei, de gradul III. Pentru slujirea arhipstoreasc de muli ani i cu ocazia aniversrii a 45 de ani din ziua naterii  episcopului de Ulan-Ud i Bureatia Savatie i s-a înmânat diploma binecuvântat a Patriarhului. Pentru slujirea arhipstoreasc de muli ani i cu ocazia aniversrii a 45 de ani din ziua naterii, episcopului de Daugavpils i Rezeknes Alexandr i s-a înmânat diploma binecuvântat a Patriarhului. Pentru slujirea arhipstoreasc de muli ani i cu ocazia aniversrii a 45 de ani din ziua naterii, episcopului de Borisov Veniamin, vicarul Eparhiei de Minsk, i s-a înmânat diploma binecuvântat a Patriarhului. Felicitându-i pe arhipstorii decorai, Preafericitului Patriarh Chiril le-a mulumit pentru “slujirea cu râvn adus Bisericii, deseori în condiii foarte dificile”, exprimându-i sperana c aceast slujire “va contribui la întrirea mrturiei noastre despre Hristos Cel Rstignit i Înviat, va promova unitatea Bisericii noastre i prosperarea duhovniceasc a poporului”.

http://patriarchia.ru/md/db/text/3451874...

Predica înainte de împrtanie a inut-o protoiereul Boris Levenko, clericul bisericii „Sfântul ierarh Nicolae, Fctorul de Minuni” în Kuznetskaia sloboda. Dup terminarea Liturghiei Întâistttorul l-a îndrumat pe episcopul Ghermoghen pentru slujire i i-a înmânat toiagul de arhiereu. Conform tradiiei, episcopul nou hirotonit a dat credincioilor prima sa binecuvântare arhipstoreasc. Întâistttorul Bisericii Ruse, ierarhii i clerul, care au coslujit cu Sanctitatea Sa, s-au închinat Crucii Domnului. În numele clerului i enoriailor Preafericitul Stpân a fost salutat de parohul bisericii protoiereul Alexandr argunov, care i-a adus în dar Întâistttorului Bisericii Ruse copia icoanei Maicii Domnului de la Kazani. Preafericitul Patriarh Chiril s-a adresat ctre credincioi cu o predic. Întâistttorul a adus în dar bisericii icoana sfântului mucenic Serghie Florenski. Biserica de lemn „Bunavestirea Maicii Domnului”, care s-a aflat pe locul bisericii actuale „Sfântul ierarh Nicolae” în Pyjy, a fost fondat circa în anul 1583. Parohia ei consta din arcaii din regimentul stolnicului Filosofov. În timpul domniei arului Alexii Mihailovici regimentul de arcai al lui Filosofov a fost trimis pentru ducerea slujbei în Kiev. Ei au fost înlocuii de arcaii regimentului lui Bogdan Pyjov, de la al crui nume biserica i-a cptat denumirea actual. În acest rstimp (aproximativ anul 1657) s-a efectuat construcia bisericii de piatr în cinstea Bunei Vestiri a Preasfintei Nsctoare de Dumnezeu, care exist pân în zilele noastre. În anul 1691, în biseric au fost construite dou altare: primul altar în cinstea sf. ier. Nicolae Fctorul de Minuni – cu sârguina regimentului din Pyjy; al doilea - în cinstea cuvioilor Antonie i Feodosie de la Pecerska – la dorina arcailor kieveni din regimentul lui Filosofov. În anul 1858, hramul în cinstea cuvioilor Antonie i Feodosie a fost anulat, îns srbtorirea cuvioilor se svârete cu solemnitatea de mai înainte. Biserica era amenajat i renovat în repetate rânduri. În anul 1812 biserica a fost devastat de francezi i doar în anul 1848 a început restaurarea i amenajarea ei planificat, care a continuat mai bine de 40 de ani. Toi aceti ani ctitorul i eful Consiliului de tutel a biserici a fost starosta I.A. Leamin.

http://patriarchia.ru/md/db/text/3265673...

Noi trebuie s însuim leciile trecutului. i principala din ele este urmtoarea: cldirea civilizaiei noastre nu poate exista fr acel fundament evanghelic pe care ea a fost edificat. Astzi, muli din nou ne propun s furim o via fr Dumnezeu. Libertatea este deseori interpretat ca o conformare la orice fel de dorine, inclusiv impuse omului din afar. O astfel de percepere a libertii poate fi extins pân la limitele, dup care dânsa începe s amenine i sentimentul moral natural, i datoria fa de apropiai, i, în ultim instan, însi posibilitatea de a spune adevrul i a se comporta conform contiinei. Naiunile care au pierdut etica autolimitrii i slujirii lui Dumnezeu, Patriei i aproapelui, pierd fora duhovniceasc, devin slabe i vulnerabile, fapt ce atrage dup sine pericolul dispariiei i perspectiva trist de a ceda locul su unor altora, mai puternice spiritual. Noi trebuie s înelegem clar acest lucru i s nu mergem pe calea care duce spre pierzanie, inând minte cuvintele proorocului: „Aa zice Domnul: Oprii-v de la cile voastre! Privii i întrebai de cile celor de demult; de calea cea bun i mergei pe dânsa i vei afla odihn sufletelor voastre” (Ier. 6:16). Lumea contemporan se confrunt cu multe nevoi: criminalitatea, terorismul, creterea numrului de sinucideri, avorturile i destrmarea familiilor, alcoolismul i narcomania, degradarea mediului ambiant i nedreptatea social, singurtatea i suferinele sufleteti ale multor oameni. Depirea acestor necazuri este posibil pe calea renaterii credinei în Dumnezeu, în cel Care este gata s druiasc iertarea pcatelor i ajutor prin har pentru o via nou i oamenilor în parte, i unor popoare întregi. Cretinarea Rusiei este acel izvor creator de via, care ne hrnete pân în prezent i care ne d puteri s furim viaa rilor-motenitoare ale Rusiei istorice pe baza unor valori eterne, pe care le-am primit de la Dumnezeu i care ne unesc prin legturi spirituale. Aceste valori i o percepere a lumii, care a fost condiionat de ele, s-au reflectat sub aspect exterior în cultura popoarelor noastre, înclusiv în artele plastice, arhitectur, literatur, învmânt, în modul de via al familiei i în sistemul economic, în atitudinea fa de natur i în multe alte lucruri care formeaz comunitatea spaiului spiritual unic al motenitorilor Sfintei Rusii.

http://patriarchia.ru/md/db/text/3102936...

В 435 году Архиерейский Собор Армянской Церкви во главе с католикосом Исааком и преподобным Месропом обратился к предстоятелю Константинопольской Церкви святителю Проклу с просьбой разъяснить тонкости христологического догмата. Патриарх Прокл в ответ на запрос Собора составил и отправил свой " Томос о вере, к армянам " , где излагал православное учение Церкви о Богочеловеке. В переписке со святыми Исааком и Маштоцом состоял также святитель Акакий Мелитинский . В этот период, уже имея в наличии греческий оригинал Священного Писания, святитель Исаак и Месроп со своими учениками стали редактировать армянский перевод Библии, первоначально сделанный с сирийского Пешитто. Новый, отредактированный на основе греческого текста армянский перевод Библии стал официально принятым текстом Священного Писания для Церкви Армении. Тем временем князья, приведшие страну к трагедии, горько сожалели о содеянном и умоляли святителя вернуться на свою кафедру вместо Шмуэля, умершего в 437 году. Католикос простил кающихся, однако отказался снова взойти на престол. Святитель Исаак скончался 7 сентября 439 года, во время совершения над ним Таинства Елеосвящения. Честные его мощи были перенесены и погребены вблизи г. Аштишат , а над ними была построена гробница. По слову его ученика и отца армянской историографии Мовсеса Хоренаци , великий Исаак " родился смертным, но оставил по себе бессмертную память " . В своём труде " Историческое учение об Отцах Церкви " архиепископ Филарет (Гумилевский) именует католикоса Исаака вторым просветителем Армении после Григория Великого . Литература Использованные материалы    " Sfântul Cuv. NERSES (+367) i fiul su Sfântul Ier. SAHAK (Isaac cel Mare), ep. Armeniei (+438) "http://Sinaxarul sfinilor de pretutindeni: (septembrie - februarie)/monahul Valerian Drago i rasofora Iustina. - Bucureti: Piatytera; Alexandria: Cartea Ortodox, 2010, p. 65.    " Pyhä Sahak Suuri (Iisak Armenialainen) " , страница календаря на официальном сайте Финляндской Православной Церкви, http://ort.fi/kirkkokalenteri/20190909 , .

http://drevo-info.ru/articles/20847.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010