III. Слова из 2 Петр 1. 20-21: «...никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» - становятся основополагающим текстом для формирования идеи о богодухновенности Свящ. Писания, для определения допустимых способов интерпретации текста и видов пророческого вдохновения. Согласно комментарию, приписываемому свт. Иларию, эти слова заставляют нас не рассматривать библейские пророчества только как «произведения человеческого разума» (CCSL. Vol. 108B. P. 102). По мнению св. Беды, они были сказаны для того, чтобы никто не осмеливался толковать Свящ. Писание по собственному желанию; при этом они вовсе не означают, что пророки сами не понимали сказанное, а служат лишь неким формальным инструментом передачи божественных слов ( Beda. In 2 Petr. 1. 21//CCSL. Vol. 121. P. 267-268). Автор комментария, приписываемого свт. Икумению, полагал, что пророки осознавали обращенное к ним слово, но не истолковывали его (т. е. не знали точно, каким именно образом оно осуществится в будущем). Одним из признаков того, что обращенное к пророкам слово исходило от Бога, служил тот факт, что они открывались действию Св. Духа «не в исступлении», но свободно, по доброй воле, пребывая в естественном состоянии (PG. 119. Col. 589). П. П. в православном богослужении Имеются свидетельства раннехрист. авторов о литургическом использовании текста Первого Послания Петра уже во II-III вв. ( Iren. Adv. haer. IV 9. 2; Euseb. Hist. eccl. III 3). В Александрии, учитывая сохранившиеся фрагменты толкований Климента, текст этого Послания, вероятно, использовался при катехизации . Одним из косвенных свидетельств литургического употребления может служить использование Оригеном славословия 1 Петр 4. 11 в завершение своих экзегетических гомилий ( Orig. In Is. 1. 5; 2. 2; Idem. In Ier. hom. 1. 16; 2. 3). Согласно свт. Кириллу Иерусалимскому, 1 Петр 5. 8-14 читалось на пасхальной неделе в Светлый понедельник ( Cyr. Hieros. Mystag. 1), а 1 Петр 2. 1-10 - в 1-е воскресенье после Пасхи ( Cyr. Hieros. Mystag. 5), что подтверждается данными арм. перевода древнего иерусалимского Лекционария. На лат. Западе, судя по творениям блж. Августина, 1 Петр 4. 1-3 могло читаться за богослужением на следующий день после праздника Вознесения Господня ( Aug. Ep. 29//CSEL. Vol. 34. P. 121). Свт. Лев I Великий цитирует 1 Петр 2. 11 в проповеди на праздник Благовещения ( Leo Magn. Tract. 31//CCSL. Vol. 138. P. 163-164).

http://pravenc.ru/text/2580456.html

Гностические и платонические темы в творчестве Климента Александрийского приводили мн. исследователей к выводу о том, что учение П. почти не оказало влияния на его богословие. Климент отвергал важнейшие аспекты учения апостола (напр., он ввел представление об обожении вместо оправдания верой - Seesemann. 1936), вкладывал в изречения П. чуждый тому смысл ( Aleith. 1937. S. 87-98). Совр. исследователи полагают, что Послания П. были одним из важнейших источников богословия Климента и оказали на него существенное влияние ( Kovacs. 2017). Ориген Восприятие образа и учения П. в творчестве Оригена соответствовало александрийскому варианту ортодоксальной традиции. Ориген декларировал тождество учения всех апостолов, в равной степени вдохновленных Св. Духом ( Orig. De princip. I Praef. 1; Idem. Philoc. 6. 1-2). Иногда высказывания апостолов разнились, но не противоречили друг другу ( Idem. In Ios. 8. 3); несмотря на разницу характеров апостолов, содержание их проповеди было одинаковым ( Idem. In Num. II 2. 2). При этом, Ориген отдавал особое предпочтение П. и выделял его среди апостолов. Именно П. он в 1-ю очередь рассматривал как авторитетного наставника христиан, хотя признавал также авторитет ап. Петра и «других святых», через к-рых Бог наставлял людей ( Idem. In Ier. hom. 10. 1; ср.: Idem. De princip. IV 4. 4). Согласно Оригену, П. был «величайшим из апостолов» (apostolorum maximus - Idem. In Num. III 3. 3), он больше всех потрудился в деле проповеди ( Idem. In Rom. Comm. I 3. 3); его благовестие было обращено не только к язычникам, но и к иудеям ( Gorday P. J. The Iustus Arbiter: Origen on Paul " s Role in the Epistle to the Romans//StPatr. 1989. Vol. 18. N 3. P. 393-402). Проявляя особый интерес к личности П. и обстоятельствам его жизни, Ориген представлял его как образцового верующего и духовного наставника. Т. о., Ориген, как и Климент Александрийский ранее, признавал индивидуальные особенности П. и в то же время идеализировал образ апостола, придавая ему черты совершенного гностика и истинного философа.

http://pravenc.ru/text/2581793.html

Arhiva Mesajul de felicitare adresat Sanctitii Sale Patriarhul Chiril în numele Sfântului Sinod al Bisericii Ortodoxe Ruse cu prilejul aniversrii a opt de la de la întronare 1 februarie 2017 16:09 La 1 februarie 2017, cu prilejul aniversrii a 8 ani de la întronarea Sanctitii Sale Patriarhul Moscovei i al întregii Rusii Chiril, în catedrala soborniceasc „Hristos Mântuitorul”, or. Moscova, a fost svârit Dumnezeiasca Liturghie. Dup încheierea slujbei dumnezeieti Preafericitul mitropolit al Kievului i al întregii Ucraine Onufrii a dat citirii mesajul de felicitare adresat Sanctitii Sale Patriarhul în numele membrilor Sfântului Sinod al Bisericii Ortodoxe Ruse. Sanctitatea Voastr, Preasfinite Vldic! Printele nostru milostiv i iubitor! Inimile noastre se umplu acum de o mare bucurie i noi, cu tot sufletul proslvindu-l pe Dumnezeu pentru mila Lui prea darnic pe care o trimite Bisericii, aducem la picioarele Sanctitii Voastre cinstirea noastr de fii i cu iubire rugm s acceptai cele mai sincere felicitri cu prilejul aniversrii de la întronarea Dumneavoastr în calitate de Patriarh. Acum opt ani, în catedrala episcopal soborniceasc „Hristos Mântuitorul”, s-a descoperit taina ascuns a proniei lui Dumnezeu. Membrii Soborului Local v-au ales în calitate de Întâistttor al Bisericii Ortodoxe Ruse i Dumneavoastr cu smerenie profund i ndejde total în Iconomia Atotiitorului ai primit aceast alegere însoit de mult trud. Împreun cu toiagul mitropolitului Petru ce v-a fost înmânat, ai motenit succesiunea Sfinilor Ierarhi ai Kievului, Moscovei i ai întregii Rusii. Devenind un continuator sârguincios al trudelor lor mântuitoare, Dumneavoastr privegheai (Evr. 13:17), pentru clerul i pstoriii încredinai Dumneavoastr de Dumnezeu, ca neîncetat s cerei pentru noi toi de la Fctorul Cel Darnic al bunurilor totul ce e necesar pentru mergerea nepoticnit pe cile poruncilor evanghelice. Mijlocind înaintea Domnului Savaot (Ier. 27:18) pentru pacea în toat lumea, pentru bunstarea sfintelor Biserici ale lui Dumnezeu, pentru neputincioi i scârbii, pentru odihna prinilor i frailor notri înainte dui i pentru mântuirea tuturor oamenilor, Dumneavoastr fr încetare ridicai rugciuni fierbini ctre unul Mijlocitorul între Dumnezeu i oameni: Hristos Iisus (1 Tim. 2,5) i ne oferii o pild demn de urmat al pstorului cel bun care îi pune sufletul pentru oile sale pe pajitea lui Hristos (In. 10:11).

http://patriarchia.ru/md/db/text/4795129...

(4) Разве иностранцу следует оскорблять граждан или поступать с ними несправедливо? Не следует ли ему скорее вести себя как надлежит гостю и жить в соответствиями с обычаями страны, ничем не оскорбляя граждан? (5) Поступая не лучше язычников, пренебрегающих законами, всех этих преступников, аморальных типов, стяжателей и прелюбодеев, как могут они по прежнему считать себя гностиками, единственно знающими Бога? (6) Только ведя праведную жизнь и в чужих странах могут проявить они свое царское достоинство. (32, 1) Так избрав беззаконную жизнь, они заслужили ненависть и со стороны человеческого закона (nomoqetai»), и божественного. Не зря застреливший развратника называется в Книге Чисел благословенным Богом. (Num. 25:8.) (2) «Если мы говорим, — пишет Иоанн в своем послании, — что мы едины с ним», то есть с Богом, «но ходим во тьме, мы лжем и не поступаем в согласии с истиной. Если же мы ходим во свете, так как он есть свет, то мы едины с ним и кровь сына его Иисуса очищает нас от грехов». (33, 1) Каким же образом, в таком случае, так поступающие могут быть лучше чем мирские люди, если они поступают подобно худшим из мирских? Подобна, думаю, и природа их делам их. (2) Если они заявляют, что имеют преимущества от рождения, им следует демонстрировать также и превосходство характера для того, чтобы избегнуть темницы. (3) Верно говорит господь: «Если ваша праведность не превосходит праведности книжников и фарисеев, не войдете в царствие Бога». (Мф. 5:20.) (4) В книге Даниила показано воздержание от пищи. (Dan. 1:10.) Говоря вкратце, Давид в псалме так говорит о послушании: «Как юноше следует выправлять свой путь?» Ответ следует немедленно: «Держа слово свое всем своим сердцем». (Пс. 118:9—10) (5) Иеремия говорит: «Так говорит господь: не вступай на путь язычников». (Ier. 10:2.)    (34, 1) Далее. Некоторые ничтожные нечестивцы (miaroiU kaiU ou)tidanoi») утверждают, что человеческий род сотворили разные силы: все, что сверху до пупка, есть божественное творение, остальное же создали низшие силы.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В соответствии с Числ 12. 3 в церковной традиции особенно подчеркивалось смирение этого «кротчайшего и верного из всех людей» (Const. Ap. VI 3). Климент Александрийский, специально сопоставляя смирение М. с новозаветным учением (ср.: 1 Петр 5. 5), вкладывал ему в уста обращенные к Господу слова: «Я всего лишь дым из котла» ( Clem. Alex. Strom. IV 106. 4). Согласно Феодориту, еп. Кирскому, кротость М. была отличительным признаком его совершенств и признаком действия в нем света божественной благодати ( Theodoret. Hist. rel. 11. 2). Свт. Иоанн Златоуст отмечает, что М., управлявший великим народом и потопивший войско фараона «как мух», тем не менее «вел себя как заурядный человек» (букв.- «как один из многих» - ς ες τν πολλν ν - Ioan. Chrysost. In 1 Cor. 1. 2). Обращаясь к своим слушателям, он подчеркивает, что это свойство М. актуально и важно для них: «Никто из вас не оставил ни царского двора, ни дворца великолепного, ни таких сокровищ и не отказался быть царским сыном, когда это было возможно, как сделал Моисей» ( Idem. In Hebr. 26. 2). По мнению Оригена, смирение М. и осознание им своего недостоинства при встрече с Богом проявились в его упоминании о своем «косноязычии» (Исх 4. 10), поскольку вряд ли пророк, наученный в премудрости египетской (Деян 7. 22), не обладал необходимым красноречием ( Orig. In Ier. hom. 3. 1). Одно из ярких проявлений смирения М. как человека, с которым говорил Сам Господь, состоит в том, что он прислушивался к советам своего тестя-иноплеменника Иофора ( Aug. De doctr. christ. Praef. 7). Нерешительность М. была связана с тем, что он в отличие от святых НЗ (ср.: Деян 21. 11-13; 20. 24) не осознавал силу божественной власти, т. к. полное познание ее возможно только с особым даром благодати во Христе ( Greg. Magn. Moral. XXXV 14. 31). Также св. отцами отмечается сила молитвенного ходатайства М. за народ в сложных обстоятельствах ( Ambros. Mediol. De offic. III 1. 2; 8. 55; 12. 79; 15. 92; Cypr. Carth. De bono patient. 10; Cyr. Hieros. Catech. 2. 10).

http://pravenc.ru/text/2563952.html

е. обладание ими становится злом или добром, в зависимости от способа их использования (Philoc. 26). О. не осуждает богатство как таковое: богатые люди порицаются Свящ. Писанием (Лк 16, 19-31; Мф 19. 16-22; Кол 3. 5) не за их богатства, а за то, что не проявили сострадания к бедным ( Orig. In Ezech. hom. 9. 4) и были охвачены страстью сребролюбия, поставив деньги на место Бога (De princip. III 2. 2; In Ier. hom. 5. 2; In Matth. comm. VI 9). Жадность и сребролюбие порождают множество тяжких грехов, таких как убийство, воровство, лжесвидетельство (In Exod. hom. 6. 9; In Lev. 4. 2). Милостыню, напротив, О. рассматривает как наиболее правильную форму использования материальных благ (In Exod. hom. 2. 3). Он ставит ее на 3-е место по значимости (после крещения и мученичества) как способ получить прощение грехов (In Lev. 2. 4; ср.: Лк 11. 41). Творящий милостыню, особенно если он при этом постится, «подражает Тому, Кто отдал жизнь за Своих братьев» ( Orig. In Lev. 10. 2). Учение о девстве и браке О. рассматривает в контексте своей доктрины мистического брака души с Логосом ( Crouzel. 1963). Девство, согласно О., является обязательным условием таинственного духовного союза Христа и души; это состояние, которое было свойственно прародителям в раю и к которому в итоге должны прийти все люди в эсхатологической перспективе. Церковь Христова, Невеста и Дева, является девственной благодаря целомудрию ее членов, которые либо ведут жизнь безбрачную, либо пребывают в браке в нравственной чистоте. О.- первый христ. богослов, ясно учивший о приснодевстве Богородицы ( Orig. In Ioan. comm. I 1. 4; In Lev. 8. 2; In Luc. hom. 14. 3; авторы II в., мч. Иустин Философ и сщмч. Ириней Лионский, лишь называли Марию Девой, ничего не говоря о Ее девстве после рождения Христа). Мария есть начаток девства для женщин, так же как Иисус является таковым для мужчин (In Ioan. comm. I 4. 23; In Luc. hom 7. 4). Пребывание в девстве предполагает определенные условия. Девственность нравов должна быть подкреплена девственностью веры.

http://pravenc.ru/text/Ориген.html

Телефон : +7 (916) 740-40-60 Электронная почта: ier_nikolay@mail.ru Сайт: http://иоаким-анна.рф Подробнее... Храм Спасителя Исцелителя слепорожденного (Чапаевка) [ править править код ] Храм Спасителя Исцелителя слепорожденного (Чапаевка). В ноябре 1872 года строительным отделением Московского Губернского правления был рассмотрен проект на постройку каменной часовни во имя пророка Илии в деревне Часовня, и 2 декабря 1872 года утверждён. Проект сделан по желанию крестьян деревни Часовня каменщиком Иваном. Предположительно, часовня была построена в 1873 году. Она, судя по проекту, имела очень небольшой размер: внутренняя площадь - 4 х 5 аршин (2,84 м х 3,56 м, приблизительно 10 кв. м), и 4,5 аршин в высоту (3,2 м). Святые врата часовенской ограды, как вспоминают местные жители, были увенчаны образом Святого Николая Чудотворца Особо чтимыми иконами в ней были: образ Богоматери " Всех Скорбящих Радость " , Николая Чудотворца, Пророка Божия Илии, Святого Саввы Сторожевского. Адрес: Россия, Московская область, Одинцовский район, деревня Чапаевка Телефон : +7 (919) 965-16-00 Электронная почта: hramiliya@ya.ru Сайт: http://chapaevka.cerkov.ru Подробнее... Храм-часовня иконы Божией Матери «Смоленская» (Кубинка) [ править править код ] Храм-часовня иконы Божией Матери «Смоленская» (Кубинка). Кирпичная одноглавая часовня приземистых пропорций, выстроенная в русском стиле. Сооружена попечением дирекции автодороги М-1 ( " Беларусь " ). Освящена 5 мая 2008 года, входит в состав мемориала в память погибших в годы Великой Отечественной войны воинов-дорожников. В настоящее время храм-часовня построена. Богослужения свершаются во время проведения памятных мероприятий, посвященных погибшим вождям и воинам. Сейчас храм-часовня приписана к Храму Рождества Пресвятой Богородицы в Дютьково . Адрес: Россия, Московская обл., адм. тер. Одинцово, 70-й км Минского ш. (1,5 км СЗ д. Чупряково) Телефон : +7 (926) 607-80-84 Электронная почта: odinblag@gmail.com Сайт: http://dutkovo.ortox.ru Подробнее... Святой родник (Луцино) [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Звенигородский...

В остальном сведения о богословии и практике Е., к-рые содержатся в творениях Оригена, соответствуют тому, что известно по сочинениям др. авторов II-III вв. Он применяет слово «Е.» для обозначения Св. Даров ( Orig. Contr. Cels. VIII 57); цитирует повествование о Тайной вечере в форме, известной и др. церковным писателям ( Idem. Comm. ad Joh. 32. 24; Idem. In Ier. hom. 12; см.: Bradshaw. 2004. P. 22); говорит о том, что ни одна мельчайшая частица Св. Даров не должна упасть на землю ( Orig. In Exod. hom. 13. 3), и даже упоминает, что алтари освящаются Кровью Христовой ( Idem. In Ios. 2. 1; см. ст. Освящение храма ). Само по себе евхаристическое богословие Оригена не оказало существенного влияния на святоотеческую традицию (за исключением некоторых авторов IV в.), но опосредованно и учение о Е., и нек-рые др. аспекты системы Оригена (напр., учение о телах воскресения) были восприняты рядом позднейших евхаристических концепций, так или иначе противоречащих учению Церкви. В апокрифических Деяниях II-III вв. Е. описывается или упоминается в 4 из 5 «больших» апокрифических Деяний апостолов (см. ст. Деяния апостолов апокрифические ), исключение составляют «Деяния Андрея». Христианская трапеза. Роспись катакомб Каллиста в Риме. 1-я пол. III в. Христианская трапеза. Роспись катакомб Каллиста в Риме. 1-я пол. III в. В «Деяниях Иоанна» Е. описана дважды: в связи с совершенным ап. Иоанном чудом на гробнице обращенной им в христианство Друзианы (Acta Ioannis. 72, 85-86) и в рассказе о кончине самого апостола (Ibid. 109-110; в папирусном отрывке P. Oxy. VI 850, IV в. сохр. еще одно фрагментарное описание Е., см.: CCSA. Vol. 1. P. 119). Во всех 3 случаях приведены и евхаристические молитвы, произнесенные, согласно повествованию, ап. Иоанном. Слово «Е.» в «Деяниях Иоанна» обозначает Св. Дары, тогда как о самом евхаристическом богослужении говорится описательно - посредством выражения «преломлять хлеб». Евхаристическая Чаша не упоминается. Это позволило нек-рым исследователям предположить, что «Деяния Иоанна» отражают практику совершения Е. только на хлебе (тогда как в позднейшем прибавлении к «Деяниям Иоанна», объединенном в первом издании этого памятника с древнейшими частями (гл. 10), упоминается чаша с ядом (φρμακον), о к-рой ап. Иоанн молится, чтобы она сделалась для него «как Чаша Евхаристии» (ς ποτριον εχαριστας) - Ibid. Vol. 2. P. 875).

http://pravenc.ru/text/348067.html

Dar biserica urmeaz s fie restaurat în scurt timp. Sper mult c nu va fi de o durat prea mare, deoarece este una din cele mai de pe urm biserici din Sanct-Petersburg, care înc nu este returnat definitiv Bisericii. Dea Dumnezeu ca restaurarea ei s nu ocupe muli ani. Biserica este necesar – ea se afl alturi de port, este biserica cea mai apropiat de mare din Petersburg. Ea îi va întâmpina pe toi acei care sosesc în capitala nordului pe calea mrii i este important ca ea s slujeasc nu doar în calitate de far, dar i s mrturiseasc despre faptul c oamenii, ce sosesc în Sanct-Petersburg, au clcat pe pmânt ortodox. Fie ca acesta s fie cu adevrat chipul Patriei noastre. V doresc succese Dumneavoastr, Înaltpreasfinia Voastr, i tuturor celor care vor participa la terminarea cât mai grabnic a acestei cauze sfinte”. Biserica în cinstea icoanei Maicii Domnului „Miluitoarea” în or. Sanct-Petersburg (Marele bulevard pe insula Vasilievski, bl. 100) este construit în portul de Galere la comanda Departamentului maritim în amintirea încoronrii lui Alexandru III în anii 1888–1898, dup proiectul arhitectului V.A. Koseakov i al inginerului D.C. Prussak. Este numit în cinstea icoanei Maicii Domnului „Miluitoarea”, adus de pe Athos de ieromonahul Arsenie. La 15 decembrie 1896 episcopul de Gdovsk Nazarie a sfinit altarul din stânga în cinstea sf. muc. Andrei Criteanul i a proorocului Osie în amintirea salvrii lui Alexandru III în accidentul de pe calea ferat în Birki. Altarul principal a fost sfinit în mod solemn la 25 octombrie 1898 de episcopul de Iamburg Veniamin (Muratovski) împreun cu sf. Ioan de Krondtadt. La 10 aprilie 1900 mitropolitul de Sanct-Petersburg i Ladoga Antonie (Vadkovski) a sfinit altarul în cinstea sf. cuv. Serghie de Radonej i a sf. ier. Feodosie de Cernigov. La 2 iunie 1932 biserica a fost închis i transmis Detaamentului de instruire a marinarilor submarini din Portul Galere i în anul viitor este amenajat pentru a fi barocamer. Împodobirea din interior a fost distrus. În interiorul bisericii a fost amenajat un bazin pentru antrenamentele salvamarilor subacvatici.

http://patriarchia.ru/md/db/text/3265713...

38 Грэтц признает должность этнарха наследственной, Gesch. d. lud. III. 30; Герцфельд Gesch. d. v. Isr, II. 445. предполагает, что этнархи выбирались иудеями; но оба эти мнения не имеют достаточных оснований. Единственное фактическое основание для решении вопроса о том, как замещалась должность этнарха представляет упомянутый нами выше эдикт Клавдия, Ant. XIX. 5. 2. В нем говорится, что Август, после смерти одного из иудейских этнархов не запретил замещать эту должность и на будущее время. Но отсюда очевидно можно выводить только, что римское правительство само не назначало на должность этнарха. 39 Ant. XIX. 5.1. XX. 7. 3. Флавий называет Александра Лизимаха и Димитрия не этнархами, а алабархами. Были ли это особые должностные лица или название алабарха было лишь другим названием для должности этнарха? Лучшие исследователи согласно решают этот вопрос в последнем смысле. Ни о какой особой должности, которую занимали бы алабархи, мы не знаем. Флавий нигде н говорит об этнархах и название этнарха употребляет только, когда передает чужие слова, но едва ли вероятно чтобы в его сочинениях вовсе не встречалось случаев упоминать о лицах, занимавших такое видное положение. Встречающиеся сведения об алабархах все удобно могут быть прилагаемы и к этнархам. Все это убеждает в верности того предположения, что под именем алабархов Флавий разумеет этнархов. 40 Phil, in Flacc. 975, Употребляемое Филоном ibid. 982 название архонтов вероятно относилось к геронтам т. е. членам герузии; по крайней мере не видно достаточных оснований отличать архонтов от геронтов, как делает Эвальд, Gesch d. . Isr. IV. 273 41 Герцфельд ссылается в подтверждение этого на Erubin Ier.3.9.Rosch. haschana 22.6. Tosifta Pia K.4.Tosift Ketubot.K.3. Ketubot.25.a. (См. Gesch.d.v.isr.II.446). 44 Со вне храм Илиопольский представлял вид башни и окружен был прочной стеной. Конечно, это делалось с целью найти в нем опору в случае нападения со стороны Пелузиума. De bell.ind. VII.10.3. 48 Ant.XIII.3.1. В записке Онии Филометору эти молитвенные домы иудеев называются .

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010