Труды профессора Н. Н. Глубоковского до сих пор практически не утратили свой научной значимости; поднятые и рассмотренные в них библейские вопросы остаются в большинстве своем актуальными. Некоторые работы ученого переизданы или переиздаются в бумажном варианте, но большая часть его научного наследия по-прежнему недоступна для широких кругов библейских исследователей. Учитывая это, Кафедра библеистики Московской духовной академии совместно с Региональным фондом поддержки православного образования и просвещения «Серафим» подготовили более 30 работ Н. Н. Глубоковского в электронном варианте в рамках проекта по созданию электронных книг по библеистике, включая основной труд профессора – «Благовестие св. апостола Павла по его происхождению и существу» (объемом 2350 страниц). Священник Димитрий Юревич Библиография основных трудов проф. Н. Н. Глубоковского (полужирным выделены книги, электронные издания которых подготовлены Кафедрой библеистики МДА совместно с Региональным фондом поддержки православного образования и просвещения «Серафим») I.             Библейско-богословские сочинения 1 .            Библейский греческий язык в Писаниях Ветхого и Нового Завета. К., 1914,    76 с. Отт. из: Труды КДА, 1914. Эл. вариант: М.: Изд. КБ МДА и Фонда «Серафим», 2005. 2 .            Благовестие св. Апостола Павла и иудейско-раввинское богословие//ХЧ, 1897, февр., с. 277–316; 3, с. 323–372; 4, с. 566–611. 3 .            Благовестие св. апостола Павла и иудейско-эллинистическое богословие//ХЧ, 1901, февр., с. 266–287. 4 .            Благовестие св. апостола Павла и мистерии//ХЧ, 1909, апр., июнь- июль. Эл. вариант: М.: Изд. КБ МДА и Фонда «Серафим», 2005. 5 .            Благовестие св. апостола Павла и теософия Филона Александрийского//ХЧ, 1901, март, с. 402–438; апр., с. 566–603; май, с. 720–759; июнь, с. 902–936. 6 .            Благовестие св. апостола Павла по его происхождению и существу: библейско-богословское исследование. Кн. 1: Введение. Обращение Савла и «Евангелие» св. апостола Павла. «Евангелие» Павлово и иудейско-раввинское богословие, апокрифы и апокалиптика. СПб., 1905, LXX890 с. Эл. вариант: М.: Изд. КБ МДА и Фонда «Серафим», 2005.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Слухами с востока он живо интересуется, хотя они доходили до него самым смутным образом и иногда в превратном виде, так, например, он не знает, что сделалось с этими лицами впоследствии, когда умер Иероним, а слухи об изгнании св. Иоанна Златоуста он сообщает под 404 годом и говорит: «Ioannes ob fidem catholicam Eudoxiam Arcadii uxorem infestissimam patitur arianam». Очевидно, что он смешал отношения Евдоксии к св. Иоанну Златоусту с отношениями Юстины к Амвросию медиоланскому . Затем первые сведения о соборе Ефесском дошли до него совершенно случайно; от пресвитера arabicae regionis Германа, прибывшего в Галлецию в 435 году, он узнал, что епископом в Иерусалиме был Ювеналий и что он вызван был в столицу Феодосием II, чтобы рассуждать о несторианах, причем Нестория признает продолжателем ереси евионитов. Идатий оставил знаменитый список консулов (fasti), к которому по местам сделаны прибавления о событиях, происходивших в их время. [Новое издание хроники Идатия и списка консулов сделано Моммсеном в Monumenta Germaniae, Auetores antiqu. XI, 1894; IX, 1892]. К этому типу продолжателей хроники Евсевия принадлежит комит Марцеллин; его труд обнимает время от 379–534 гг. Марцеллин вращался в Константинополе, и потому сообщения его о событиях западной церкви – скудны. Его хроника продолжена неизвестно кем до 548 года, а список индиктов – до 566 года. С другого пункта начинается хроника епископа нумидийского Виктора туннунского. Замешанный в споре о «трех главах» как защитник их, он был сослан в Египет и, переменив несколько мест заключений, умер после 566 года, вероятно, в одном из константинопольских монастырей. Хроника его – с 444 по 567 г. Хотя труд его тенденциозен, но все-таки нельзя отрицать важности и точности отдельных фактических показаний. [Хроники Марцеллина и Виктора изданы также Моммсеном в Monumenta Germaniae, Auetores antiqu. XI, 1894]. Кроме этого рода историографии на западе развивалась и специальная литература по нашему предмету монографического характера.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Святым Крещением изменяется сам человек и назначение его земного пути в падшем мире. 7. Цель Искупление - это восстановление образа в даре сыновства. Человеческая природа в лице Господа Иисуса Христа стала участницей божественных качеств: жизни, святости, блаженства и других. Но есть особое качество, дарованное человеку в Искуплении, которое может сообщить человеку лишь Сын в своей Ипостаси – это дар сыноположения. Поэтому воплотился именно Сын, а не Отец или Святой Дух. Выявленной основополагающей идеей при подходе к изучению Догмата Искупления и объединяющей собою все слагающие грани домостроительного спасительного плана, представляется мысль о том, что путь Христа – это путь на земле первозданного Адама в Ипостаси Слова. Athanasius Alex.De decretis Nicaenae synodi. 41, 7: 1 (ed. Opitz, H. G. Berlin, 1940. TLG 2035/3). Его же Epistula quattuor ad Serapionem. 26, 584: 5. TLG 2035/43. Его же. Dialogi duo contra Macedonianos. 28, 1305: 10. TLG 2035/99. Его же De Sancta trinitate. 28, 1209: 32. TLG 2035/109. Свт. Афанасий Александрийский. Второе слово на ариан. Творения в четырех томах. М., 1994. Т. II С.353. Cyrillus Alex.Commentarius. in xii prophetas. 1, 370: 6. (ed. Pusey, P.E. Oxford, 1869. TLG 4090/1) Его же Commentarii. in Jonnem. 1, 566: 13/566: 20/626: 4/644:2. (ed. Pusey, P. E.Oxford 1869. TLG 4090/2). Его же Fragmenta homilia de uno filio. 376: 17/389:7. (ed. Pusey, P. E. Oxford, 1862. TLG 4090/6).Ср. Свт. Кирилл Александрийский. Глафиры или искусные объяснения избранных мест из Пятикнижия Моисея. Библиотека отцов и учителей Церкви. М., 2001 Т. IX С.37. Grigorius Nazz. Epistulae. 42, 1: 2. (ed. Gallay, P. Paris, 1964. TLG 2022/1). Его же Funebris oratio. 21, 6: 5. (ed. Boulenger, F. Paris, 1908. TLG 2022/5). Свт. Григорий Богослов. Слово 14 о любви к бедным. Собрание творений. Минск Москва. 2000. Т. 1 С.267. Свт. Григорий Нисский. Большое огласительное слово. Киев. 2003 С. 14. Блаженный Феодорит Кирский. Толкование на послание к Римлянам. Библиотека отцов и учителей Церкви М., 2001 С.

http://bogoslov.ru/article/2894303

Труды профессора Н. Н. Глубоковского до сих пор практически не утратили своей научной значимости; поднятые и рассмотренные в них библейские вопросы остаются в большинстве своем актуальными. Некоторые работы ученого переизданы или переиздаются в бумажном варианте, но большая часть его научного наследия по прежнему недоступна для широких кругов библейских исследователей. Учитывая это, Кафедра библеистики Московской духовной академии (http://www.bible–mda.ru) совместно с Региональным фондом поддержки православного образования и просвещения «Серафим» (http://www.seraphim.ru) подготовили более 30 работ Н. Н. Глубоковского в электронном варианте в рамках проекта по созданию электронных книг по библеистике, включая основной труд профессора – «Благовестие св. апостола Павла по его происхождению и существу» (объемом 2350 страниц). Священник Димитрий Юревич Библиография основных трудов проф. Н. Н. Глубоковского (полужирным выделены книги, электронные издания которых подготовлены Кафедрой библеистики МДА совместно с Региональным фондом поддержки православного образования и просвещения «Серафим») I. Библейско-богословские сочинения Библейский греческий язык в Писаниях Ветхого и Нового Завета. К., 1914, 76 с. Отт. из: Труды КДА, 1914. Эл. вариант: М.: Изд. КБ МДА и Фонда «Серафим», 2005. Благовестие св. Апостола Павла и иудейско-раввинское богословие//ХЧ, 1897, февр., с. 277–316; 3, с. 323–372; 4, с. 566–611. Благовестие св. апостола Павла и иудейско-эллинистическое богословие//ХЧ, 1901, февр., с. 266–287. Благовестие св. апостола Павла и мистерии//ХЧ, 1909, апр., июнь–июль. Эл. вариант: М.: Изд. КБ МДА и Фонда «Серафим», 2005. Благовестие св. апостола Павла и теософия Филона Александрийского//ХЧ, 1901, март, с. 402–438; апр., с. 566–603; май, с. 720–759; июнь, с. 902–936. Благовестие св. апостола Павла по его происхождению и существу: библейско-богословское исследование. Кн. и: Введение. Обращение Савла и «Евангелие» св. апостола Павла. «Евангелие» Павлово и иудейско-раввинское богословие, апокрифы и апокалиптика. СПб., 1905, LXX+890 с. Эл. вариант: М.: Изд. КБ МДА и Фонда «Серафим», 2005.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

25 авг. 1911 г. И. был избран в Духовный совет при Московской архиепископии. 25 окт. 1915 г. с участием И. состоялось освящение старообрядческого храма в Н. Новгороде (РГБ. Ф. 246. Картон 186. Д. 1. Л. 27, 517). Важное значения для характеристики взглядов И. имеет дискуссия о роли мирян в церковных делах, развернувшаяся в 1911 г. на страницах «Старообрядческой мысли». И. выступил за укрепление епископской власти и ограничение прав мирян в церковной жизни, в частности против избрания приходами священнослужителей, а также против приобретавших все большую популярность съездов мирян без участия епископов (Выборное начало//Старообрядческая мысль. 1911. 1. С. 13-20; О соборах//Там же. 4. С. 298-301). Позиция И. вызвала резкую критику со стороны редактора журнала Н. Д. Зенина , писавшего о том, что «владыка Иннокентий стремится убить выборное начало в церкви» (Что это с ним?//Там же. С. 290-294), прот. Алексея Старкова (По поводу статьи еп. Иннокентия «О соборах»//Там же. 7. С. 566-568; он же. Давно бы так//Там же. С. 555-566; он же. О соборах и съездах//Там же. 8. С. 645-652) и других старообрядцев ( Комаров В. А. К статье еп. Иннокентия «О соборах»//Там же. 7. С. 566-568). Резкая критика позиции И. в «Старообрядческой мысли» вынудила епископа отказаться от сотрудничества с журналом. Дискуссия о роли мирян в церковной жизни продолжалась среди старообрядцев до 20-х гг. XX в. (см., напр.: Бриллиантов М. И. Доклад всесоюзному съезду старообрядцев об участии мирян в делах Церкви. Сент. 1928 г.//Духовные ответы. 2006. Вып. 17. С. 25-37). И. принимал участие в заседаниях Петроградского религиозно-философского об-ва. Большое впечатление И. произвел на М. М. Пришвина . Старообрядческий епископ упоминается в повести М. А. Кузмина «Крылья» (1906): «Да как же, есть и архиереи, светского не чуждающиеся, из ваших же, например, владыка Иннокентий» ( Кузмин М. Проза и эссеистика: В 3 т. М., 1999. Т. 1: Проза 1906-1912 гг. С. 107). Кузмин писал о встрече с И. в С.-Петербурге 22 нояб. 1905 г., очевидно на Громовском кладбище , на «старообрядческом митинге» ( Он же. Дневник, 1905-1907 гг. СПб., 2000. С. 73). 23 мая 1917 г. И. по поручению Освященного собора обсуждал законопроект о религ. общинах с членом Гос. думы В. А. Маклаковым. В результате беседы старообрядческий епископ пришел к выводам, что «перемена правительства (в результате Февральской революции.- Авт.) дала нам, старообрядцам, полную свободу веры наравне с прочими церквами и исповеданиями России» (РГБ. Ф. 246. Картон 221. Д. 14. Л. 1).

http://pravenc.ru/text/468763.html

531-532 532-533 533-535 535-536 536-537 537-538 539-541 541-544 544-555 ДАВИД (Петр), блгв. кн.- см. Петр (Давид) Георгиевич и Феврония (Евфросиния), благоверные кн. и кн. ДАВИД († 1529?), прп. (пам. в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Серпуховской 555-557 557-558 558-559 ДАВИД прмч. Палестинский (пам. 12 апр.) - см. в ст. Мина, Давид и Иоанн, преподобномученики Палестинские ДАВИД (VI в.), еп. Меневии, почитается как покровитель Уэльса, св. (пам. в Соборе святых, в земле Британской и Ирландской просиявших, зап. 1 марта) 559-560 560-561 561-562 562-563 563-564 564-566 566-567 567-568 568-569 ДАВИД IV СТРОИТЕЛЬ Строитель [Багратиони; Возобновитель, Агмашенебели], блгв., св. царь Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. 26 янв.) 569-571 571-572 572-573 573-574 574-575 ДАВИД АНАХТ (Непобедимый) [Давид Нергинаци] (70-е гг. V - 1-я пол. VI в.), св. Армянской Церкви, философ, основоположник светского направления древнеарм. философии 575-577 ДАВИДА ПРЕПОДОБНОГО МОНАСТЫРЬ [Давида Старца мон-рь], муж., действующий, принадлежит Халкидской митрополии Элладской Православной Церкви 577-578 ДАВИД АУГСБУРГСКИЙ Давид Аугсбургский (ок. 1200 или 1210 - 1272, там же), нем. францисканец, автор мистико-аскетических сочинений 578-580 ДАВИД ВЕЛИКИЙ КОМНИН (ок. 1181/83 - 13.12.1212), визант. царевич, младший брат Алексея I Великого Комнина, основателя Трапезундской империи 580-581 581-582 582-590 ДАВИД И ЛУКИАН ГАРЕДЖИЙСКИЕ основатели монашеской жизни в Гареджи, преподобные (пам. 7 мая и четверг по Вознесении Господнем) 590-594 594-595 595-598 598-599 599-600 600-601 601-602 602-603 603-605 605-606 606-609 ДАВИД ТБЕЛИ (X-XI вв.), еп. Тбетский (Юж. Грузия) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), церковный деятель и переводчик 609-611 611-612 ДАВЫДОВ Степан Иванович (1777 - 1825), рус. композитор, педагог, в духовной музыке - последователь Д. С. Бортнянского 612-614 614-615 615-630 630-632 632-633 633-634 634-635 635-637 637-638 ДАДИВАНК мон-рь в исторической обл. Арцах Вел. Армении, на востоке совр. Кельбаджарского (Карвачарского) р-на Азербайджана

http://pravenc.ru/vol/xiii.html

Слухами с востока он живо интересуется, хотя они доходили до него самым смутным образом и иногда в превратном виде, так, например, он не знает, что сделалось с этими лицами впоследствии, когда умер Иероним, а слухи об изгнании св. Иоанна Златоуста он сообщает под 404 годом и говорит: «ìoannes ob fidem catholicam Eudoxiam Arcadii uxorem infestissimam patitur arianam». Очевидно, что он смешал отношения Евдоксии к св. Иоанну Златоусту с отношениями Юстины к Амвросию медиоланскому . Затем первые сведения о соборе Ефесском дошли до него совершенно случайно; от пресвитера arabicae regionis Германа, прибывшего в Галлецию в 435 году, он узнал, что епископом в Иерусалиме был Ювеналий и что он вызван был в столицу Феодосием II, чтобы рассуждать о несторианах, причем Нестория признает продолжателем ереси евионитов. Идатий оставил знаменитый список консулов (fasti), к которому по местам сделаны прибавления о событиях, происходивших в их время. [Новое издание хроники Идатия и списка консулов сделано Моммсеном в Monumenta Germaniae, Auctores antiqu. XI, 1894; IX, 1892]. К этому типу продолжателей хроники Евсевия принадлежит комит Марцеллин·, его труд обнимает время от 379–534 гг. Марцеллин вращался в Константинополе, и потому сообщения его о событиях западной церкви – скудны. Его хроника продолжена неизвестно кем до 548 года, а список индиктов – до 566 года. С другого пункта начинается хроника епископа нумидийского Виктора туннунского. Замешанный в споре о «трех главах» как защитник их, он был сослан в Египет и, переменив несколько мест заключений, умер после 566 года, вероятно, в одном из константинопольских монастырей. Хроника его – с 444 по 567 г. Хотя труд его тенденциозен, но все-таки нельзя отрицать важности и точности отдельных фактических показаний. (Хроники Марцеллина и Виктора изданы также Моммсеном в Monumenta Germaniae, Auctores antiqu. XI, 1894]. Кроме этого рода историографии на западе развивалась и специальная литература по нашему предмету монографического характера.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

– 1914. – Февр. – С. 158–174; 299–327. 480 . Бакалавры С.-Петербургской Духовной Академии: иеромонах Серафим Азбукин и иеромонах Мартирий Горбачевич. – СПб., 1909. – 29 с. – Отт. из: Христиан, чтение. – 1909. 481 . Библейский греческий язык в Писаниях Ветхого и Нового Завета. – Киев: Тип. «Петр Барский», 1914. – 76 с. – Отт. из: Тр. Киев. Духов. Акад. – 1914. 482 . Благовестие св. Апостола Павла и иудейско-раввинское богословие//Христиан, чтение. – 1897. – Февр. – С. 277–316; 3. – С. 323–372; 4. – С. 566–611. 483 . Благовестие св. Апостола Павла и иудейско-эллинистическое богословие//Христиан, чтение. – 1901. -Февр. – С. 266– 287. 484 . Благовестие св. Апостола Павла и мистерии//Христиан, чтение. – 1909. – Апр., июнь – июль. 485 . Благовестие св. Апостола Павла и теософия Филона Александрийского//Христиан, чтение. – 1901. – Март. – С. 402– 438; Апр. – С. 566–603; Май. – С. 720–759; Июнь. – С. 902– 936. 486 . Благовестие св. Апостола Павла по его происхождению и существу: Библейско-богословское исследование. – СПб.: Типо-лит. Пухира, 1897. -XII, 290 с. 487 . Благовестие св. Апостола Павла по его происхождению и существу: Библейско-богословское исследование: Кн. 1–3. – СПб.: Тип. Монтвида, 1905–1912. – Библиогр. в примеч. Кн. 1: Введение. Обращение Савла и «Евангелие» св. Апостола Павла. «Евангелие» Павлово и иудейско-раввинское богословие, апокрифы и апокалиптика. – 1905. – LXX, 890 с. Кн. 2: «Евангелие» св. Апостола Павла и теософия Филона, Книга Премудрости Соломоновой, эллинизм и римское право. Заключение. – 1910. – 4, 1307 с. Кн. 3: Божественность «Евангелия» Павлова и метод обоснования сего в исследовании о нем. Дополнения и Указатель содержания первых двух книг. – СПб.: Синод, тип., 1912. – 80 с. 488 . Благовестие христианской свободы и Послания св. Апостола Павла к галатам: Сжатый обзор апостольского Послания со стороны его первоначальных читателей, условий происхождения, по содержанию и догмат.-ист. значению. – СПб.: Тип. Лопухина, 1902. – 156 с.  То же. – София, 1935.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

559 Фактические иллюстрации к сказанному см. в движении афонской смуты 1912 г. (имябожнической ереси). 561 Книга правил святых апостол, святых соборов вселенских и поместных и святых отец. М., 1911. С. 91, 330–331. 564 Каждое дело надо начинать с благословения, с призывания имени Божьего. Но одна форма призывания прилична иерею, и другая – мирянину. Церковь заповедует их различать. См. в «Следованной Псалтири» начало главы «Како подобает особь пети псалтирь». 565 Первая цитата касается благословения, остальные – вообще действий, сопровождающих молитву чудотворцев. 566 Павел Алеппский, архидиакон. Путешествие Антиохийского Патриарха Макария в Россию в половине XVII в./Перевод с арабского Г. Муркоса (по рукописи Московского главного архива Министерства иностранных дел). Вып. 2. М., 1897. С. 96. Кн. 5. Гл. 4. Из этой цитаты между строк можно вычитывать и то, что благословение совершалось именословно сложенными пальцами. Впрочем, из православных в этом никто не может сомневаться. Интересно изображение св. Мефодия, патриарха Константинопольского († 846 г.) < Martigny J. A. Dictionnaire des antiquites chretiennes. Paris, 1877. P. 100> , – к сожалению, у Martigny не отмечено, насколько оно древне, – представляющее Святителя за богослужением с поднятыми руками, держащими в именословно сложенных пальцах дикирий и трикирий. 567 Блаж. Августин. De bapt. L. III. С. 16; Тертуллиан. De bapt, VII. См. рисунки катакомбной живописи на эту тему в: Martigny J. A. Dictionnaire des antiquites chretiennes.... P. 100. (Некоторые цитаты из этого источника приведены ниже без ссылки.) 568 Хиротония есть рукоположение, при котором сходит на избранника Дух Святой и дарует ему благодать священства (при посвящении в епископа, пресвитера и диакона); хиротесия – тоже рукоположение, но без произношения таинственных слов призывания Св. Духа; оно бывает при посвящении в чтеца, певца и иподиакона. 569 Не только в первохристианские времена архиереи всегда носили омофор (тогда представить нельзя было епископа, говорящего проповедь , хотя бы и посреди города, или сидящего на соборе без омофора), но и у нас на Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Указанные краткие сведения дают право сделать из них очень полезные для нашей цели выводы. Так как естественно предполагать, что смерть Марцеллина последовала около того времени, когда он кончил свою хронику, приблизительно в тридцатые годы VI века, и так как даты в его труде для патриархов нашего периода: Епифания, Македония и Тимофея – включены в период от 495 до 511 г., то необходимо думать, что Марцеллин был современником всех их. А если к этому присоединить, что Марцеллин, хотя и был римлянином, но состоял на службе в восточной половине империи и был в частых сношениях со столицей и, следовательно, мог лично и непосредственно знать о переменах, там происходивших 128 , то будет понятно, что его показания о времени правления названных патриархов должны быть поставлены на первом месте в ряду параллельных свидетельств других источников. Не менее важно и продолжение хроники Марцеллина до 566-го года, сделанное анонимным писателем: оно содержит четыре даты для патриархов: Епифания (1) Анфима, (2) и Мины(1). Когда и кем сделано это продолжение? В тексте хроники прямого ответа на эти вопросы нет. Так как оно кончается 566-м годом, то, следуя обычному для этих случаев приему, нужно думать, что неизвестный автор его жил во второй половине VI-ro столетия; и с большею даже вероятностью можно предполагать, что он написал свое продолжение хроники Марцеллина именно в 566 году. Основание для такого предположения мы находим в том, что автор последний год своего продолжения – 566-й – отмечает следующим образом: Ind. XIV post consulatiim Basilii v. с. XXV 129 . Между тем именно с 566 года консулами начинают числиться постоянно только императоры, и 566-й год был не post consulatiim Basilii v. с. XXV, a post consulatiim Iustini lunioris II Solius, который именно в этом году в ноябре сделался преемником Юстиниана и начал собою ряд консульств одних только императоров 130 . Отсюда следует заключить, что продолжатель Марцеллина закончил свое прибавление в 566 году, может быть, в начале года, когда весть о том, что консулом на 566-й год назначен Юстин младший, еще не успела распространиться по всем пределам империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Andreev/k...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010