В правление Юстина II возобновилась война с Персией. Кроме этого, его царствование отмечено поддержкой искусств, строительством новых церквей и неослабевающим вниманием к делам церковным как на Востоке, так и на Западе. Правительство, не боясь испортить отношений с Западом, шло на диалог с монофизитами, но при этом твердо придерживалось халкидонских позиций (иначе и быть не могло, так как формальное признание Халкидона официальными властями было закреплено в законе) и всегда готово было проявить твердость, если монофизиты не пойдут навстречу. Ученый-юрист из Антиохии Иоанн Схоластик (565-577) стал патриархом еще при Юстиниане, после того, как престарелый император отправил в ссылку патриарха Евтихия за его отказ поддержать афтартодокетизм. Иоанн, хотя и взошел на патриарший престол при довольно двусмысленных обстоятельствах, смог выждать время и избежать признания афтартодокетизма до смерти Юстиниана в ноябре 565 г. Патриарх знаменит своей ролью в кодификации канонических текстов, сравнимой с ролью Юстиниана в кодификации государственного законодательства. Неизбежно и ему пришлось войти в отношения с монофизитами. Правление Юстина II началось с громкого провозглашения халкидонской веры; западные авторы видят в этом продолжение публичной политики Юстиниана. Но в то же время к монофизитам было проявлено снисхождение и милосердие, а многим из них, например старику Феодосию Александрийскому, со времен Феодоры все еще жившему в Константинополе, оказывались почести; он даже лично принят императором, а после своей кончины (566 г.) был похоронен с высшими почестями. Моральное лидерство столичных монофизитов перешло к историку Иоанну Эфесскому, который придерживался весьма умеренных взглядов и был принят при дворе. Чтобы успокоить монофизитов, Юстин ввел пение Никейско-Цареградского символа за каждой Литургией, так как многие монофизиты в простоте своей полагали, что халкидонцы предали древнюю веру Церкви. Некоторые монофизитские лидеры, сосланные еще во время Юстиниана, были амнистированы.

http://sedmitza.ru/lib/text/434769/

565 Человек, иже внешняго делание проходя, кроме внутренняго хранения, подобен есть древу, имуща листвие зелено и красно, от плода же праздно есть. (Рук. XV в. Волокол. Библ. 565. 566 Глаголют нецыи: аще бы было иноческое жительство угодно Богу, был бы убо и сам Христос и божественные апостолы во иноческом образе; ныне же Христа написана, тако же и святых апостол, в мирском образе, а не в иноческом (Волоколамск. 567 Между ними были в ходу сочинения Болгарского попа Иеремии: о древе крестном, о поставлении Иисусу Христа в попы, о братстве, о Содомоне и Китоврасе, разные фальшивые книги ветхаго и новаго завета, Адам, Енох, Ламех, Патриаршие заветы, Иосифа молитва , Моисеев завет, Соломоновы песни, Иоанново обавление – что восходил не небеса и видел различные ведения, – Иаковлева апостольская повесть, Петрово обавление, Павлово обавление, Варнавино послание, разныя апокрифическия евангелия – Фомы, Варнавы, Никодима и другие; вопросы Иоанна Богослова, вопросы Варфоломеевы к богородице, хождение Богородицы по мукам, Лоб Адамль – что семь царей под ним сидели, – имена ангелов о службе Христовых таин – что опоздять обедню, врата небесныя затворятся, ангели попа кленуть, – прение диавола со Христом , разныя апокрифическия жития и подвиги святых и прочее; в числе их были «ложныя писания, насеянныя от еретик на пакость невеждам». 568 Глаголят, что несть вечной муки: Како глаголете, яко милостив Бог – не моучит грешныя христиане... веруйте, братия, истинно, яко истинно есть грешным мука: и жидов вопросите, и еретиков, и еще самих бесов: вси отвещавають ти единогласно: есть соуд и мука. Публ. Библ. 203, рук. XV века. 569 Митрополит Евгений (Истор. княж. Псковск. Ч. III, 22–25) думает, что раньше Антония было послано на Русь три патриаршия грамоты по этому поводу: одна от Патриарха Филофея в 1374 г., а две от преемника его Нила. 570 Прииде из Царегорода в Новгород Великий Дионисий от патриарха Нила с благословением и с грамоты, в них же писано о проторех иже на поставление, укрепляя от соблазн и от ереси стригольников (Карамз.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН III СХОЛАСТИК [Иоанн Антиохиец, Иоанн Сиримийский; греч. Ιωννης Σχολαστικς; лат. Iohannes Scholasticus] ( 31.08.577, К-поль), свт. (пам. греч. 21 февр.), патриарх К-польский (с 15 апр. 565), канонист, один из первых кодификаторов церковного права Восточных христ. Церквей. Отождествление И. С. с его современником хронистом Иоанном Малалой , предложенное на основании нек-рых сходных деталей биографии, хотя и допускается, однако не считается доказанным. И. С., сын клирика, род. в мест. Сиримий близ Антиохии; выбрал профессию юриста (схоластика). Изучал право в Антиохии, вероятно, там же занимался адвокатской практикой. Впосл. он вступил в антиохийский клир и в 548/9 г., будучи уже пресвитером, был отправлен патриархом Домном Антиохийским в К-поль в качестве его апокрисиария (постоянного представителя). Когда визант. имп. Юстиниан I сместил с К-польской кафедры патриарха Евтихия, его преемником был избран И. С., пользовавшийся к тому времени славой знатока канонического права. Об участии И. С. в низложении Евтихия достоверных сведений нет ( Ven. 1965). Однако в ряде источников возведение И. С. на престол связывается с интригой против Евтихия. Так, автор Жития Евтихия пресв. Евстафий (кон. VI в.) указывает, что И. С. осудил Евтихия на Соборе и одобрил его изгнание в Амасию ( Eustathius. Vita Eutychii. 39-41). Хронист Михаил Сириец (XII в.) пишет, что И. С. анафематствовал Евтихия. Об отношении И. С. к афтартодокетизму ничего не известно, тем более что этот вопрос потерял актуальность по смерти имп. Юстиниана (14 нояб. 565). 15 нояб. 565 г. И. С. короновал его преемника имп. Юстина II Младшего. Почти нет сведений о деятельности И. С. на Патриаршем престоле. Согласно Житиям св. Симеона Столпника Дивногорца, с к-рым И. С. общался еще в Антиохии, его возведение на престол было предсказано св. Симеоном . Будучи патриархом, И. С. просил св. Симеона молиться о здоровье имп. Юстина II, «впавшего в безумие» (RegPatr, N 259). В 569/70 г. начался конфликт между И. С. и Антиохийским патриархом Анастасием I Синаитом из-за Иоанна II Александрийского, к-рого И. С. в К-поле поставил патриархом александрийской общины халкидонитов, не сообразуясь с мнением егип. паствы. Анастасий Синаит в свою очередь увидел в этом вмешательство К-поля в дела Александрийской Церкви и прямое ущемление ее прав ( Theoph. Chron. P. 243).

http://pravenc.ru/text/469582.html

5. «Трактат о различии, числе и разделении» (CPG, N 7277), сир. текст с лат. переводом: Sanda. 1930. P. 95-122, 140-171; сир. текст с итал. переводом: Furlani G. Unità e dualità di natura secondo Giovanni il Filopono//Bessarione. 1923. Vol. 27. P. 45-65; ср.: Van Roey. 1979. P. 238. Сочинение написано одним из учеников И. Ф. Однако оно во многом соответствует учению И. Ф., в частности, обнаруживаются близкие аналогии с соч. «Арбитр» в вопросе о единении природ и их свойств. Главное внимание в этой работе уделено вопросу об образе соединения природ во Христе и следующим отсюда вопросам несмешанности соединенных природ и их единства. 6. Письмо Юстиниану (CPG, N 7264), сир. текст с лат. переводом: Sanda. 1930. P. 123-130, 172-180; лат. версия: Furlani G. Una lettera di Giovanni Filopono all " imperatore Giustiniano//Atti dell " Instituto Veneto di Scienze, Lettere ed Arti. 1919/1920. T. 79. P. 1247-1265. Мн. исследователи относили составление письма к 565 г., но в последнее время эта датировка подвергается сомнению (см.: Lang U. Notes on John Philoponus. 2001). Причиной написания письма стал вызов в К-поль к имп. св. Юстиниану. В письме И. Ф., ссылаясь на преклонный возраст и слабое здоровье, отклоняет приглашение и излагает свою позицию в ответном письме. Письмо имеет целью убедить Юстиниана устранить из Церкви учение о «двух природах», а также формулу «в двух природах», чтобы восстановить церковный мир. Утверждение двух природ во Христе, согласно И. Ф., не приносит Церкви единства и противоречит истинному правосл. учению. Свои тритеитские идеи И. Ф. изложил в 4 поздних работах. 7. «О Троице» (CPG, N 7268) и «О богословии» (CPG, N 7270), ок. 567 г.; сочинения можно с большой долей вероятности отождествить; изд. сир. текста с лат. переводом: Van Roey. 1980. P. 148-154, 158-161; ряд фрагментов содержатся также в «Хронике» Михаила Сирийца. Главное тритеитское сочинение И. Ф., написано им уже в старости (см.: Martin. 1962. P. 519-525) против Иоанна Схоластика, патриарха К-польского. Возможно, трактат можно отождествить с «книжечкой», к-рая, согласно свт. Фотию ( Phot. Bibl. Cod. 75), была написана как ответ, направленный против вероучительной проповеди патриарха Иоанна Схоластика во времена правления имп. Юстина II (565-578). Поскольку годы патриаршества Иоанна Схоластика (565-577) совпадают с годами правления Юстина II, то составление соч. «О Троице» приходится именно на этот период.

http://pravenc.ru/text/471531.html

Это будет 545 от Р. X. Но году сему соответствует 8-й, а не 13-й индиктион. Очевидно, есть описка в цифре или индиктиона или года Юстинианова царствования. Делая все возможные предположения о происхождении сей описки и о наибольшей вероятности её, мы приходим к заключению, что вместо числа IH должно стоять ЛН. Если бы мы имели возможность видеть саму рукопись, то может быть в ней самой нашли бы основание не сомневаться в том. 38-й (последний) год царствования Юстиниана соответствует 565 г. от Р. X., а сему соответствует именно 13-й индиктион. Другим 13-ти индиктионам соответствуют годы царствования Юстинианова 28-й и 8-й. При последнем, конечно, также легко могла случиться ошибка в письме, но пережитый преподобным (542) год морового поветрия, соответствующий 15-му Юстинианова царствования, заставляет нас остановиться на принятом нами мнении. Приняв же 565-й год за год успения святого Николая, и соглашая его с днем преставления его, названным «средой», мы находим, что в 565 г. в среду приходились следующие числа декабря месяца: 2, 9, 16, 23 и 30-е. «Россалии» св. Николая старшего правились, конечно, 6 числа, в день воскресный. Святитель пинарский не в тот же день, конечно, возвратился в свой Сион, и, вероятнее всего, не в первую затем среду (9 декабря) преставился. Равно и в среду 23 декабря если бы произошла кончина его, писатель не оставил бы, кажется нам, сделать при этом аллюзии на близкий праздник Рождества Христова, так как похороны святого припадали бы тогда если не на самый праздник, то на канун его. Итак наибольшая. вероятность стоить за 16 число декабря. Если бы я видел рукопись и в ней «una profonda rasura, sopra laquella è scritto il numero 6», я вероятно, досмотрелся бы бывшего там некогда 16. Видя число 16, и зная по календарю, что память св. Николая положена 6-го, легко было подумать кому-то, что писец ошибся, и пожелать исправить его мнимую ошибку, выскребя десятичный знак I. Так можно объяснить происхождение «разуры», если только она не есть дело Фалькониевых рук! Ученый муж, стоя за свое шестое декабря, и не зная как согласить его с индиктионом и царственным годом, предположил, что переписчик жития ошибкой при индиктионе написал вместо IE – IГ, и при годе царствования вместо КБ – IH(!!).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

505 ГА РФ. Ф. 1695. Оп. 1. Д. 23. Л. 2, 3: Секретная инструкция по поводу учреждения в Москве Комиссии по устройству общеобразовательных чтений для фабрично-заводских рабочих. 508 Отчет Комиссии общеобразовательных чтений для фабрично-заводских рабочих за 1905–1906 гг. М, 1906. С. 15. 509 См.: Заключительные чтения 3 июня 1907 г. по поводу первого пятилетия чтений для рабочих. М., 1907. С. 97. 512 См.: Отчет Комиссии общеобразовательных чтений для фабрично-заводских рабочих за 1905–1906 гг. М., 1906. С. 46. 517 См.: РГИА. Ф. 565. Оп. 6. Ст. 2. Отд. 5. Д. 23044. Л. 4: Об ассигновании кредита на организацию общеобразовательных чтений для фабрично-заводских рабочих в г. Москве. 522 Отчет Комиссии общеобразовательных чтений для фабрично-заводских рабочих за 1905–1906 гг. М., 1906. С. 3. 524 См.: Заключительные чтения 3 июня 1907 г. по поводу первого пятилетия чтений для рабочих. М., 1907. С. 11. 525 Отчет Комиссии общеобразовательных чтений для фабрично-заводских рабочих за 1905–1906 гг. С. 17. 528 Отчет Комиссии общеобразовательных чтений для фабрично-заводских рабочих за 1905–1906 гг. С. 78. 530 Отчет Комиссии общеобразовательных чтений для фабрично-заводских рабочих за 1905–1906 гг. С. 10. 536 См.: РГИА. Ф. 565. Оп. 6. Ст. 2. Отд. 5. Д. 23044. Л. 4: Об ассигновании кредита на организацию общеобразовательных чтений для фабрично-заводских рабочих в г. Москве. 538 РГИА. Ф. 565. Оп. 6. Ст. 2. Отд. 5. Д. 23044. Л. 4: Об ассигновании кредита на организацию общеобразовательных чтений для фабрично-заводских рабочих в г. Москве. 539 См.: Маврицкий В. А. Воскресные и праздничные внебогослужебные собеседования как особый вид церковно-народной проповеди. Воронеж, 1885. С. 6. 541 Там же. 1880. 3. С. 28: Петропавловская церковь на Якиманке, Смоленская на Арбате, Варваринская на Варварке, Ермолаевская на Садовой, Космодамианская в Шубине, Спасская на Сретенке, а также Троице-Зубовская, Троице-Кожевническая, Богоявленская в Дорогомилове. 548 См.: Московские церковные ведомости. 1901. 20. С. 47; Церковные ведомости. 1899. 28. С. 28.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пантелеймонов монастырь на Афоне – 591 Покрова Богородицы в Климовске – 409 Покрова Богородицы на Ветке – 406 Покрова Богородицы недалеко от Калуги – 10, 130, 247, 564 Саввы Освященного недалеко от Иерусалима – 80, 84–87, 97, 105, 194, 199–202, 213, 220, 222, 322, 337, 344, 346, 348–351, 400, 421, 440, 451, 464, 466, 502, 522, 523, 549, 596, 600, 636 Святой Екатерины (Екатерининский, Екатериновский) в Иерусалиме – 97, 213, 214, 337, 523, 605 Святой Феклы в Иерусалиме – 595, 606 Симонов монастырь в Москве – 388 Синайский монастырь (Синайское подворье) в Александрии – 466 Синайский монастырь (Синайское подворье) в Константинополе – 37, 156, 275, 524, 579 Соловецкий монастырь – 397, 407, 568 Софийский монастырь в Киеве (см. Спасо-Софийский монастырь) Спасский монастырь в Белеве (см. Спасо-Преображенский монастырь) Спасо-Воротынский монастырь под Калугой – 8, 9, 127, 245, 397, 398, 423, 462, 518, 564, 636 Спасо-Преображенский монастырь в Белеве – 131, 248, 524, 565 Спасо-Софийский монастырь в Киеве 21, 142, 258, 573 Тверской Отроч монастырь – 571 Тихвинский монастырь на Ветке – 406 Трапезундский монастырь на Афоне 381 Троице-Сергиев монастырь (Троице-Сергиева лавра) – 385, 388, 389, 466, 571 Успения Богородицы в Орле – 565 Успенский монастырь в Юрьевце 405 Успенский Новопечерский монастырь недалеко от Брянска – 567 Успенский Преображенский монастырь в Глухове – 567 Феодора Стратилата в Иерусалиме – 97, 214, 337 Феодосия Великого недалеко от Иерусалима – 87, 202, 351, 600 Харитона Исповедника в Иерусалиме 97, 214, 337 Чудов монастырь в Москве – 579 Морские ворота (Чадлады-капу) в Константинополе – 582 Москва, город – 7, 9, 15, 21–23, 28, 29, 33, 36–38, 42–45, 48–50, 56, 59, 61, 94, 100, 111, 116, 126, 130, 135, 143, 148, 149, 152, 155–157, 162, 164, 166, 167, 172, 173, 177, 209, 217, 221, 229, 235, 244, 252, 258, 259, 266, 271, 274–276, 282, 283, 289–291, 297, 300, 303, 333, 341, 345, 358, 363, 364, 378, 379, 381–383, 387, 390, 391, 395, 401, 408, 411, 428–431, 436, 454, 459, 476, 487, 493, 495, 498, 500, 504, 505, 508, 509, 512, 515, 518–521, 529, 531, 563, 565, 571, 573, 579, 581, 582, 584, 586, 590, 591, 601, 618, 619, 623, 636

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Крестившимся во Христа таинственно дарована уже благодать; но воздействует она (ощутительно) по мере делания заповедей. Хотя благодать сия не перестает помогать нам тайно, но в нашей состоит власти делать или не делать добро по своей воле (прп. Марк Подвижник , 85, 565). ...Благодать сокрыта бывает в поучении ближнего; бывает, что иногда она последует за мыслью во время чтения и научает ум своей истине посредством естественного следствия (из той мысли). Итак, если мы не будем скрывать сего таланта в таких и подобных частных случаях даемого (т. е. будем следовать тому, что внушает благодать), то действительно внидем в радость Господа (сподобимся действенной благодати) (прп. Марк Подвижник , 85, 565). Ищущий (чающий получить) действенности Святаго Духа прежде делания заповедей, подобен купленному за деньги рабу, который в то время, как его только что купили, ищет, чтоб вместе с уплатой за него денег подписали ему и свободу (прп. Марк Подвижник , 85, 565). Источник. Как дождь, излившись на землю, питает и поддерживает в растениях свойственное им качество: в сладких – сладость, в терпких – терпкость, так и благодать, наитствуя сердца верующих, сподобляет их воздействий своих, сообразно с их добродетелями, сама в себе не изменяясь. Алчущему Христа ради бывает она пищею, жаждущему – сладким питием, зябнущему – одеждою, тружданицемуся – успокоением, молящемуся – извещением (что молитва услышана), плачущему – утешением (прп. Марк Подвижник , 85, 570). Как море волнуемое, когда возливают на него елея, обыкновенно стихает, потому что тучность елея препобеждает силу воздымающей волны бури, так и душа наша, умащаемая благодатию Святаго Духа, сладостною исполняется тишиною; потому что по слову Пророка: обаче Богови повинися душе моя ( Пс. 61, 6 ), – тогда к обрадованию ее пресекается всякое в ней волнение, уступая приосеняющей ее благостыни Духа, и порождаемому тем бесстрастию. Почему, какие бы потрясения ни покушались в ту пору произвести в душе бесы, она пребывает мирствующею в себе и полною всякого радования. Но в такое состояние никто не может прийти, ни пребывать в нем, если не будет непрестанно отрезвлять и услаждать душу свою страхом Божиим; ибо страх Господень приносит подвизающимся некий вид непорочности и чистоты (блж. Диадох , 87, 25). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Политическая рама церковных событий от Юстиниана I (+565 г.) до Ираклия (610-641 гг.) А.В.Карташев. Вселенские соборы//Император Юстиниан I Великий (527-565 гг.) и V Вселенский собор. (оглавление) Юстиниан Великий умер бездетным. Престол занял без возражений и борьбы племянник Юстиниана — Юстин II (565-578 гг.). Это была фигура незначительная. Человеком он был слабым, подчинявшимся своей честолюбивой супруге Софии. При нем Северная Италия была отнята y Византии в 568 г. лангобардами. He вмешиваясь в церковные дела, Юстин II сделал одно большое благодеяние. Он сразу же по воцарении упразднил предсмертный афтартодокетский указ Юстиниана Великого, которым тот едва не сгубил свою репутацию православного и канонизованного василевса, и распустил с миром по епархиям всех епископов, уже собранных в столицу для подписания еретического указа. B 578 г., ослабев умственно, Юстин II должен был передать власть молодому красавцу генералу Тиверию. Императрица София была посредницей в этой сделке. Тиверий обещал жениться на Софии, но, будучи уже тайно женатым, обманул ее. Когда умер Юстин и Тиверий воцарился окончательно, он заявил официально ο своей жене, детях, a императрицу Софию объявил вдовствующей с подобающим ей почетным положением. Преемником Тиверия (578-582 гг.) был зять его, генерал Маврикий (582-602 гг.). Византия продолжала существовать на основе системы не наследственной монархии, a узурпаторских захватов трона. Маврикий, каппадокиец, плохо понимал латинский язык и ввел окончательно в качестве официального государственного языка — греческий. Эта деталь символизировала уже совершившийся отход Восточной империи от власти над Западом. Маврикий был набожным человеком до экзальтации и способности к видениям. Но одновременно был и трезвым правителем, твердым и последовательным до суровости. He льстя никому и не приспособляясь, он возбудил против себя недовольство и на этом пути трагически погиб.

http://sedmitza.ru/lib/text/435266/

Собор армянских епископов в Вагаршапате осудил Халкидонский Собор. Начало отделения Армянской Церкви от православной Церкви. Кон. V- нач. VI в. 491–518 Имп. Анастасий I Дикор. 495–511 Македонии II, натр. Константинопольский. 511–518 Тимофей I, патр. Константинопольский. 518–520 Иоанн II Каппадокиец, патр. Константинопольский. 518–527 Имп. Юстин I. 520–535 Епифаний, патр. Константинопольский. 527–545 Святой Юстиниан I, имп. 535–536 Анфим I, патр. Константинопольский. 536–552 Святой Мина, патр. Константинопольский. Освящение храма святой Софии в Константинополе. Имп. Юстиниан I завоевал Абхазию и начал здесь распространение христианства. 552–565 Святой Евтихий, патр. Константинопольский. 565–577 Иоанн III Схоластик, патр. Константинопольский. 565–578 Имп. Юстин II. 577–582 Святой Евтихий, патр. Константинопольский (вторично). 578–582 Имп. Тиверий I. 582–595 582–602 Имп. Маврикий. 596–606 Кириак, патр. Константинопольский. 607–610 Имп. Фока. 607–610 Святой Фома I, патр. Константинопольский. 610–638 Святой Сергий. I, патр. Константинопольский. 610–641 Имп. Ираклий. 610–638 Пирр, патр. Константинопольский. 610–641 Павел II, патр. Константинопольский. 638–641 Имп. Константин III. 641–668 Имп. Констант II. Святитель Мартин, папа Римский, за исповедание православия отправлен в ссылку в Херсонес Таврический, где скончался. Пирр, патр. Константинопольский (вторично). 654–666 Петр, патр. Константинопольский. 667–669 Фома II, патр. Константинопольский. 668–685 Имп. Константин IV. 669–675 Святой Иоанн V, патр. Константинопольский. 675–677 Константин I, патр. Константинопольский. 677–679 Святой Феодор I, патр. Константинопольский. 679–686 Святой Георгий I, патр. Константинопольский. Шестой Вселенский Собор в Константинополе, осудивший ересь монофелитов. 686–687 Святой Феодор I, патр. Константинопольский (вторично). 685–595 Имп. Юстиниан II. 688–693 Павел III, патр. Константинопольский. 693–705 Святой Каллиник I, патр. Константинопольский. 695–698 Имп. Леонтий. 698–705 Имп. Тиверий II.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010