встречается в мозаиках ц. Сан-Витале в Равенне (546-547), где пророк представлен могучим старцем в античных одеждах, с плотной фигурой, с длинными седыми волосами, разложенными на прямой пробор и спускающимися косами на плечо, с густой округлой короткой бородой. В мозаиках кафоликона мон-ря вмц. Екатерины на Синае (550-565) И.- моложавый средовек с темными пышными короткими волосами, падающими прядками на лоб, с узкой полоской усов и аккуратной короткой окладистой бородой. В IX в. в мозаиках Софии К-польской И. был изображен в виде средовека с темными волосами и резкими чертами лица (известно по рис. Г. Фоссати). В Толковании на Книгу пророков X - нач. XI в. (Laurent. Plut. V 9. Fol. 127) И.- стройный средовек с суровыми, резкими чертами лица, с длинными черными волосами, со спускающейся на плечо косой, с длинной широкой бородой из волнистых прядей. Его поза статична и торжественна. Иной вариант в Книге пророков 1489 г. (РГБ. Ф. 304. I. 90. Л. 291 об.): И.- седой старец с длинными прямыми прядями и клинообразной бородой. В отличие от миниатюры X - нач. XI в. образ дан в движении, разворачивающийся свиток имеет сложный абрис. И. всегда облачен в античные одежды: хитон, как правило, с клавом и гиматий, по-разному задрапированный. Чаще И. изображают с непокрытой головой, с прядями, падающими на правое плечо. В иконографии позднего средневековья на И. иногда появляется шапочка, как у прор. Даниила, или тюрбан. Жест его правой руки часто в именословном перстосложении обращен вверх, ко Господу (напр., собор Сан-Марко в Венеции, 2-я пол. XI - нач. XIII в.), в др. иконографическом варианте рука И. поднята перед грудью (собор Св. Софии в Вел. Новгороде, 1109). Исследователи постоянно отмечают сходство изображений И. и пророков Исаии и Иезекииля. Прор. Иеремия. Мозаика кафоликона мон-ря вмц. Екатерины на Синае. 550-565 гг. Прор. Иеремия. Мозаика кафоликона мон-ря вмц. Екатерины на Синае. 550-565 гг. Прор. Иеремия. Миниатюра из Книги Пророков. 1489 г. (РГБ. Ф. 304. I. 90. Л. 291 об)

http://pravenc.ru/text/293630.html

VI в., и позже, и даже самые строгие меры не могли полностью их уничтожить. Опорой язычества были, с одной стороны, аристократическая и образованная часть населения, не склонная отказываться от традиц. религии, так тесно связанной с былым величием Рима, а с др. стороны, крестьянство, традиционно консервативное; язычество удерживалось и среди варваров на приграничных территориях. Повсеместно язычники покорно принимали офиц. запрещение старого культа, не поднимаясь открыто на борьбу за прежнюю веру, но их пассивное сопротивление было широким и продолжительным. Иоанн Эфесский, посещавший в 40-х гг. VI в. столицу Византии, сталкивался со множеством язычников среди образованных горожан. В течение 7 лет (с 542) он по поручению имп. Юстиниана занимался миссионерством в провинциях М. Азии, окрестив более 70 тыс. чел. и построив 98 церквей и 12 мон-рей. Ему же принадлежит сообщение о преследовании в 578 г. язычников в Гелиополе (Финикия), где они все еще составляли большинство населения, включая и городские власти ( Ioan. Ephes. Hist. eccl. II 44, III 27 и 36-37). Имеются и др. многочисленные свидетельства как для этого, так и для более позднего периода (см.: Jones. Vol. 2. P. 938-943, de Labriolle. P. 15-30). А. В. Храпов Окончание христологических споров Крест имп. Юстина II. 565-578 гг. (сокровищница собора св. Петра. Ватикан) Крест имп. Юстина II. 565-578 гг. (сокровищница собора св. Петра. Ватикан) 2-я пол. VI - нач. VII в. отмечены усилением тенденций, проявившихся в последние годы правления Юстиниана. Отколовшиеся монофизиты оставались основной проблемой для имп. власти и офиц. Церкви. Продолжалось оформление самостоятельной монофизитской церковной организации в вост. провинциях. Пытаясь восстановить единство христиан, имп. власть то склонялась к терпимости и религ. примирению, то вновь прибегала к репрессиям. В 565-571 гг. имп. Юстин II предпринял решительную попытку выработать платформу для объединения на основе «умеренного неохалкидонизма». На Соборе в Каллинике представителям монофизитов был зачитан имп.

http://pravenc.ru/text/372674.html

521-541 541-544 544-548 548-551 551-561 НЕКРЕССКАЯ ЕПАРХИЯ Некресская епархия (кон. V/нач. VI в.- 1811, с 1995; с 17 окт. 2002 по 2009 - Некресско-Эретская) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) с кафедрой в мон-ре Некреси 561-566 566-574 574-576 НЕКТАРИЙ (Теляшин Николай Павлович) († 15.01.1667), архиеп. Сибирский и Тобольский, свт. (пам. 22 сент.- в Соборе Тверских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых) 576-582 НЕКТАРИЙ (XVI в.?), Бежецкий, прп. (пам. 3 апр. и в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) 582-584 НЕКТАРИЙ (1406 (?) - 1500), прп. Битольский (Афонский, Карейский) (пам. греч. 5 дек., пам. в РПЦ в Соборе Афонских преподобных) 584-585 НЕКТАРИЙ см. Иона и Нектарий (Застолбские Иван Елизарович и Нестор Иванович), преподобные, Казанские НЕКТАРИЙ (XIII-XVII вв.?), прп. , Киево-Печерский, Послушливый (пам. 29 нояб., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) 585-587 НЕКТАРИЙ († 1492 (1494?), прп. Тверской(пам. в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) Тверской 587-589 НЕКТАРИЙ († после 8.09.1380?), прп. , Троицкий, Вестник (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых) НЕКТАРИЙ (Тихонов Николай Васильевич; 1853-1928), иеросхимонах, прп. (пам. 29 апр. и в Соборе преподобных Оптинских старцев) 589-592 592-593 НЕКТАРИЙ [Пелопидис (в научной лит-ре иногда Полиподис), Критянин (1601/02 - 1676), патриарх Иерусалимский (7 апр. 1661 - 19 янв. 1669), выдающийся церковный деятель, писатель 593-596 596-597 597-598 598-602 602-603 603-604 604-605 605-607 НЕКТАРИЙ И ФЕОФАН (XV-XVI вв.), преподобные Метеорские (пам. греч. 17 мая), основатели Варлаама мужского монастыря во имя Всех святых в комплексе Метеорских монастырей 607-608 НЕКТАРИЙ КАЗОЛЬСКИЙ Нектарий Казольский (между 1155 и 1160 - 1235), итало-визант. писатель, полемист, дипломат 608-609 609-610 610-617 617-619 НЕМЕСИЙ [Немезий] (IV - нач. V в.), христ. философ и богослов, предположительно епископ г. Эмеса (ныне Хомс, Сирия)

http://pravenc.ru/vol/XLVIII.html

Lives of Eminent Russian Prelates: I. Nikon, Sixth Patriarch of Moscow, II. Saint Demetrius, Metropolitan of Rostoff, III. Michael, Metropolitan of Novgorod and S. Petersburg. London: Joseph Masters, 1854. xvi, 147 p. The Lives of the Holy Apostles: Saints Peter, Paul, Andrew, James . . . From the Menology of St. Dimitri of Rostov in Russian and the Great Synaxaristes of the Orthodox Church in Greek. Translated by Isaac E. Lambertsen and Holy Apostles Convent. Buena Vista, CO: Holy Apostles Convent, 1988. 281 p. Two lives selected and translated from Ho Megas synaxaristes tes Orthodoxou Ekklesias. Remainder selected and translated from Zhitiia sviatykh na russkom iazyke, a Russian adaptation of Dimitri of Rostov’s Cheti-Minei. The Lives of the Holy Apostles: Saints Peter, Paul, Andrew, James . . . From the Menology of St. Dimitri of Rostov in Russian and the Great Synaxaristes of the Orthodox Church in Greek. Translated by Isaac E. Lambertsen and Holy Apostles Convent. Buena Vista, CO: Holy Apostles Convent, 1990-. Vols. 2, 3,4. Lives of the Saints of the Holy Land and the Sinai Desert. Translated by Holy Apostles Convent, Leo Papadopulos, and others. Buena Vista, CO: Holy Apostles Convent, 1988. 566 p. Bibliography: p. 564–566. Modern Orthodox Saints. Belmont, MA: Institute for Byzantine and Modern Greek Studies, v. 1 (1971)-. Cavarnos, Constantine, comp. Moss, Vladimir. The Saints of Anglo-Saxon England. Seattle: St. Nectarios Press, 1992. Papmehl, K. A. Metropolitan Platon of Moscow (Petr Levshin, 1737–1812): the Enlightened Prelate, Scholar and Educator. Newtonville, MA: Oriental Research Partners, 1983. 2, 2, 143 p. (Russian biography series; no. 16.) Bibliography: p. 127–135. Philotheos, Patriarch of Constantinopole. Philotheou Konstantinoupoleos tou Kokkinou: Hagiotitika erga. Demetriou Tsame G. Thessalonica: Kentron Byzantinon Ereunon, 1985-. (Thessalonikeis Byzantinoi Suggrapheis-Thessalonian Byzantine writers; 4.) Popovich, Justin. Lives of the Saints. Astoria, NY: Studion Publishers.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-a-to...

С 16 июля по 17 нояб. 1863 г. он посетил Ярославль, Кострому, Н. Новгород, Казань, Елабугу, Мамадыш, Симбирск, Самару, Саратов, Вольск, Балаково, Хвалынск, побывав при этом во мн. окрестных селениях и везде служил молебны П. В миссионерских поездках о. Арсения с 1862 по 1867 г. по его молитвам, обращенным к П., множество людей исцелились от самых разных недугов и получили помощь в своих нуждах. О трудностях афонских иноков в России известно гл. обр. по письмам о. Арсения старцам Свято-Пантелеимонова мон-ря. Не во всех епархиях мощи были встречены священноначалием с подобающими почестями. Из Саратова о. Арсений писал, что епископ Саратовский не благословил поместить мощи П. в церкви, а предложил оставить их в частном доме; кроме того, говорил о бесполезности существования Русской обители на Афоне и о предполагаемом запрете Синода на сбор пожертвований в России ( Арсений (Минин), иером. Письма//Ath. Pantel. 566. L 033046. Т. 1. Письмо из Саратова от 11 сент. 1863). В Симбирске был дан указ из консистории немедленно выпроводить святогорцев из Симбирской епархии. Отцу Арсению приходилось постоянно разъяснять священноначалию, что Свято-Пантелеимонов мон-рь хотя и находится за границей, но является русским, имеет до 200 рус. насельников и что обитель без помощи от России не может существовать. По мере того как слава о чудесах от мощей П. передавалась из уст в уста, сообщения о них тщательно собирались и постоянно издавались (о. Арсений сообщал о тысячных тиражах брошюр с описанием чудес). Через 4 года после прибытия в Россию иноков Свято-Пантелеимонова мон-ря во главе с иером. Арсением у значительной части церковного священноначалия скептическое и довольно прохладное суждение о миссии святогорцев постепенно сменилось благосклонным отношением. Уже в 1866 г. произошел триумфальный прием святыни при многотысячном стечении народа для поклонения мощам ( Он же. Письма к разным лицам 1862-1865 гг.//Ath. Pantel. 566. L 033046. Т. 1). Так, в 1866 г. духовенство, дворяне, купцы и крестьяне Витебской и Могилёвской губернии встретили ковчег с мощами торжественным крестным ходом, и от Орши до Могилёва на всем пути следования о.

http://pravenc.ru/text/2578844.html

Труды профессора Н. Н. Глубоковского до сих пор практически не утратили свой научной значимости; поднятые и рассмотренные в них библейские вопросы остаются в большинстве своем актуальными. Некоторые работы ученого переизданы или переиздаются в бумажном варианте, но большая часть его научного наследия по-прежнему недоступна для широких кругов библейских исследователей. Учитывая это, Кафедра библеистики Московской духовной академии (http://www.bible-mda.ru) совместно с Региональным фондом поддержки православного образования и просвещения «Серафим» (http://www.seraphim.ru) подготовили более 30 работ Н. Н. Глубоковского в электронном варианте в рамках проекта по созданию электронных книг по библеистике, включая основной труд профессора – «Благовестие св. апостола Павла по его происхождению и существу» (объемом 2350 страниц). Священник Димитрий Юревич Библиография основных трудов проф. Н. Н. Глубоковского (полужирным выделены книги, электронные издания которых подготовлены Кафедрой библеистики МДА совместно с Региональным фондом поддержки православного образования и просвещения «Серафим») Библейско-богословские сочинения Библейский греческий язык в Писаниях Ветхого и Нового Завета. К., 1914, 76 с. Отт. из: Труды КДА, 1914. Эл. вариант: М.: Изд. КБ МДА и Фонда «Серафим», 2005. Благовестие св. Апостола Павла и иудейско-раввинское богословие//ХЧ, 1897, февр., с. 277–316; 3, с. 323–372; 4, с. 566–611. Благовестие св. апостола Павла и иудейско-эллинистическое богословие//ХЧ, 1901, февр., с. 266–287. Благовестие св. апостола Павла и мистерии//ХЧ, 1909, апр., июнь–июль. Эл. вариант: М.: Изд. КБ МДА и Фонда «Серафим», 2005. Благовестие св. апостола Павла и теософия Филона Александрийского//ХЧ, 1901, март, с. 402–438; апр., с. 566–603; май, с. 720–759; июнь, с. 902–936. Благовестие св. апостола Павла по его происхождению и существу: библейско-богословское исследование. Кн. 1: Введение. Обращение Савла и «Евангелие» св. апостола Павла. «Евангелие» Павлово и иудейско-раввинское богословие, апокрифы и апокалиптика. СПб., 1905, LXX†890 с. Эл. вариант: М.: Изд. КБ МДА и Фонда «Серафим», 2005.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

178 «Чернцам у попа у мирянина приимати годится святых таин, а в покаянии не были у него, но старца многолетна держать у себя духовника» (Рукоп. Волок. Б-ки 566, 6 л. и об.). Древнерусские иноки не хотели принимать от мирских священников даже причастия (Стоглав казанского изд. 175–176). «Чернец да причащается от чернеческаго попа, – говорит старинный епитимейник, – а не от мирскаго» (Проф. А. Алмазов , Тайная исповедь в православной восточной церкви, т. III, стр. 272. Ркп. Вол. Б-ки 566, л. 474). 179 Суздальский поп Симеон исповедовал во время путешествия во Флоренции и мирян, и монахов в свите м. Исидора; у инока кн. Нохтева духовник был белый священник (Сбор. кн. Хилкова, стр. 155). Возможно, что отступления эти были довольно часты; по крайней мере, в ставленых грамотах XXII и XVIII вв., белым священникам почему-то повторяется запрещение принимать на исповедь чернецов. А. Ю. 406; Розанов, История московского епархиального управления ч. I стр. 67–68. 183 Дубенский сборник. Срезневский, Свед. и зам. о малоизв. и неизв. пам., XLI, LXXX, стр. 307. Та же ркп. Вол. Б-ки, л. 364 об. 187 Проф. E. Петухов, К вопросу о Кириллах, авторах в древнерусской литературе. СПб. 1887, стр. 19. 191 Проф. Пономарёв, Памятники древнерусской церковно-учительной литературы, вып. III, стр. 25–26. 193 Слово «духовник» очень древнее, оно упоминается в творениях Иоанна, экзарха Болгарского (Востоков, Словарь церковно-славян. яз., стр. 222). Но в наших памятниках оно встречается только с половины XV в. Материалы для истории русской церкви 1, 61 (ок. 1440 г. Псковская пер. лет., 1471 г.; Собр. Гос. Гр. и Дог. I, 303–305 (1486 г.). 194 Изв. Ак. Н. V т., стр. 25 трет. сч. «Иереи, аще во старость целомудрену доспел есть» и пр. может принимать на исповедь «15 чел. или 20, прочее же да не приемлет». 199 «И мне Симиону тют же бывшу в то время духовником попом всем людем. А людей много 100» (Материалы для истории русской церкви, т. 1, стр. 61:64). 200 Свидетельства, подтверждающие эту мысль, можно читать в кн. проф. Алмазова, Тайная исповедь, т. II, 449–452.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сказав своё слово о многих страданиях святой Олимпиады и о её славных добродетелях, святитель Иоанн Златоуст сопоставляет одно с другим и приводит к заключению, что награды «назначены не только за добродетели, но и за страдания, и вознаграждения очень великие, и за страдания не меньше, чем за добродетели, а скорее иногда даже большие – за страдания» (с. 598). Как бы обобщая всё сказанное в похвалу святой диакониссе, Святитель призывает её и прославляет: «Радуйся и веселись, и находи утеху в твоих добродетелях» (с. 631). «Помышляй о воздаяниях за свои добродетели, о блестящих наградах, о светлых венцах, о хороводе вместе с девами, о священных обителях, о небесном брачном чертоге, об уделе, общем с Ангелами, о полном дерзновении и общении с Женихом, о том удивительном шествии с факелами, о благах, превосходящих и слово, и ум» (с. 577). «Блаженна ты и трижды блаженна ради проистекающих отсюда венцов» (с. 649). Духовный облик самого Святителя В письмах к святой Олимпиаде ярко проявляется и величие духовного облика самого Святителя Церкви Христовой. В самом начале первого же письма святитель Иоанн Златоуст изображает картину печальных событий своей жизни, напоминающих собой волнуемое бурей море. Но «какое бы подобие ни нашёл я, – продолжает он, – для настоящих бедствий, слово слабеет пред ними и умолкает» (с. 566). И что же? Святитель с полным спокойствием предаёт себя в волю Божию. «Хотя я и вижу всё это, я всё-таки не отчаиваюсь в надежде на лучшие обстоятельства, памятуя о Том Кормчем всего этого, Который не искусством одерживает верх над бурей, но одним мановением прекращает волнение моря» (с. 566). «Совершенно спокойно, – сообщает он несколько позднее (в восьмом письме), – подсчитываем наши разнообразные и непрерывные страдания, мучения, злоумышления, находя постоянно удовольствие в воспоминаниях о них» (с. 631). Много претерпел Святитель от злых людей и в Константинополе и, особенно, на своём исповедническом пути от Константинополя через Кукуз до Коман – места кончины. Вот как он описывает этот тернистый путь: «Почти тридцать дней, а то и больше я боролся с жесточайшими лихорадками, и в таком состоянии шёл этим длинным и трудным путём, будучи осаждаем и другими тяжкими болезнями, происходившими от желудка» (с. 635). «Когда я вступил в Кесарию, измождённый, находясь в самой высшей степени развития пламени лихорадки... я добрёл до гостиницы, лежащей на самом краю города, и старался найти врачей, и погасить ту печь: это была самая высшая ступень развития трёхдневной лихорадки. Сюда присоединялось ещё утомление от дороги, усталость, разбитость, отсутствие тех, кто услуживал бы, недостаток необходимых вещей, то, что у нас не было никакого врача, что мы были измучены напряжением, жаром и бодрствованиями, так что я вошёл в город почти что мертвецом» (с. 639). «В продолжение этого длинного и трудного пути вытерпел такого, что в большей части способно было причинить смерть» (с. 617).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

577]. " Блаженна ты и трижды блаженна ради проистекающих отсюда венцов " [с. 649]. Палладий, епископ Еленопольский. Указ. соч. С. 294. Духовный облик самого святителя Святитель Иоанн Златоуст боголюбезной Олимпиаде В письмах к святой Олимпиаде ярко проявляется и величие духовного облика самого святителя Церкви Христовой.В самом начале первого же письма святитель Иоанн Златоуст изображает картину печальных событий своей жизни, напоминающих собой волнуемое бурей море. Но " какое бы подобие ни нашел я, - продолжает он, - для настоящих бедствий, слово слабеет пред ними и умолкает " [с. 566]. И что же? Святитель с полным спокойствием предает себя в волю Божию. " Хотя я и вижу все это, я все-таки не отчаиваюсь в надежде на лучшие обстоятельства, памятуя о Том Кормчем всего этого, Который не искусством одерживает верх над бурей, но одним мановением прекращает волнение моря " [с. 566]. " Совершенно спокойно, - сообщает он несколько позднее (в восьмом письме), - подсчитываем наши разнообразные и непрерывные страдания, мучения, злоумышления, находя постоянно удовольствие в воспоминаниях о них " [с. 631].Много претерпел святитель от злых людей и в Константинополе и, особенно, на своем исповедническом пути от Константинополя через Кукуз до Коман - места кончины. Вот как он описывает этот тернистый путь: " Почти тридцать дней, а то и больше я боролся с жесточайшими лихорадками, и в таком состоянии шел этим длинным и трудным путем, будучи осаждаем и другими тяжкими болезнями, происходившими от желудка " [с. 635]. " Когда я вступил в Кесарию, изможденный, находясь в самой высшей степени развития пламени лихорадки... я добрел до гостиницы, лежащей на самом краю города, и старался найти врачей, и погасить ту печь: это была самая высшая ступень развития трехдневной лихорадки. Сюда присоединялось еще утомление от дороги, усталость, разбитость, отсутствие тех, кто услуживал бы, недостаток необходимых вещей, то, что у нас не было никакого врача, что мы были измучены напряжением, жаром и бодрствованиями, так что я вошел в город почти что мертвецом " [с.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1432...

Все ограничивалось, как это подробно показано выше, лишь собиранием материалов. Кое-какие подробности будут ясны из следующего. По Высочайшему указу 29 мая 1724 г. капитану гвардии А. Баскакову было велено распределить доходы Чудова, Новодевича и Вознесенского монастырей с тем, чтобы остаточные доходы могли служить в Чудовом и Вознесенском монастырях для содержания больных и увечных, а Новодевича для сирот 951 . Поручение Баскаковым было исполнено, и, несмотря на возражения Чудовского архимандрита и Св. Синода 952 распределение принято без изменения. По нему: В Чудовом монастыре Доходов и с пустотою 4725 руб. 45 коп. С пашни приплодного хлеба ржи яровой 7267121/2 четв. Расходов на монахов, слуг, церковные потребы всего 1323 руб. – 809 четв. В остатке 3402 руб. 45 коп. 6458121/2 четв. На эти остатки денег и хлеба велено содержать отставных, нищих, увечных, больных и монахов и им служащих в окладе против рядовых монахов 566 чел. Самых увечных и больных Монахов им служащих к 2-м по 1 чел. Увечных и больных средних Монахов им служащих к 3-м по 1 чел. Увечных и больных, которые тех свободнее Монахов им служащих к 4-м по 1 чел. Итого увечных Монахов служащих Расходы на них: На 566 чел. 3396 руб. 2830 чтв. Для заводов конских и прочего монастырского скота овса 500 чтв. За тем в остатке 6 руб. 45 коп. 3128121/2 чтв. По указу Верховного Тайного Совета 1728 г. велено покупать из остаточных дрова по 381 руб. Новодевичий монастырь получил следующий штат: Доход Денег собирать по определению 1724 г. 2485 руб. 15343/4 коп. С 1724 г. по 1739 г. из этого числа выбыло по разным указам 453 руб. 33181/8 коп., так что в 1739 г. было определено собирать только 2019 руб. 65181/8 коп. В вотчинах десятинной пашни было в поле, а в двух по томуж 954 дес. Потом выключено 105121/2 дес. Ныне в 1739 г. на лицо 848121/2 дес. в поле, а в двух по томуж Сеется ныне всего 5092 чтв. 7 чк., а когда уродится, приплод бывает 7939 чтв. 161/7 чк. С крестьян оброчного определено собирать 118121/2 чтв. Потом сбавлено 7 чтв. 5121/2 чк. Ныне определено 111 чтв. 1121/2 чк. Расход Монахиням, белицам, слугам и проч., и на монастырские потребы

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010