560-565 ВСЕЛЕНСКИЕ СУББОТЫ или вселенские родительские субботы, в правосл. традиции - 2 субботы, посвященные поминовению всех без исключения усопших правосл. христиан 565-566 566-571 571-580 580-588 588-597 597-616 616-628 628-645 645-660 ВСЕМИРНОЕ БРАТСТВО БУДДИСТОВ крупнейшее неправительственное объединение буддийских школ и орг-ций, созданное 25 мая 1950 г. 660-661 661-662 ВСЕМИРНЫЙ ПАРЛАМЕНТ РЕЛИГИЙ встреча представителей различных религ. конфессий, проходившая 11-27 сент. 1893 г. в Чикаго (США) 662-663 663-668 ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ в богослужении правосл. Церкви - особый комплекс служб суточного круга, к-рый совершается в определенные дни и должен, согласно уставным указаниям, продолжаться от захода солнца до рассвета 668-680 «ВСЕПРАВОСЛАВНЫЙ КОНГРЕСС» самоназвание проходившего в К-поле 10 мая - 8 июня 1923 г. совещания представителей ряда Поместных Православных Церквей 680-683 683-685 685-686 ВСЕРОССИЙСКИЙ СОЮЗ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ДУХОВЕНСТВА И МИРЯН [Всероссийский союз православного демократического духовенства и мирян], создан 7 марта 1917 г. в Петрограде по инициативе части бывш. членов «группы 32-х» 686-687 687-688 ВСЕРОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО ОХРАНЫ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ [ВООПИИК], добровольная самоуправляемая общественная орг-ция, занимающаяся проблемами изучения и сохранения исторических памятников 688-690 ВСЕСЛАВ БРЯЧИСЛАВИЧ (между ок. 1010 и 1035 - 1101), кн. полоцкий (1044-1101), сын полоцкого кн. Брячислава Изяславича († 1044), правнук равноап. кн. Владимира (Василия) Святославича 690-692 692-693 693-694 694-695 695-704 «ВСЕХ РАДОСТЕЙ РАДОСТЬ», ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ келейный образ прп. Серафима Саровского - см. Серафимо-Дивеевская «Умиление» икона Божией Матери 705-706 ВСЕХ СВЯТЫХ НЕДЕЛЯ 1-я неделя (воскресенье) после праздника Пятидесятницы, в к-рую совершается память всех святых 706-707 707-717 717-718 718-719 ВСКРЫТИЕ МОЩЕЙ кощунственная кампания по вскрытию, изъятию и ликвидации св. мощей в 1918 - кон. 20-х гг. XX в. 719-721 ВСТРЕЧА АРХИЕРЕЯ чин торжественной встречи епископа при его входе в храм для совершения службы, составляющий особенность архиерейского богослужения

http://pravenc.ru/vol/ix.html

Комаричский район – 566 Константиновы ворота в Константинополе – 582 Константинополь (Констентинополь, Констянтинополь, Стамбул, Царьград), город – 7, 8, 16, 19, 27–31, 35, 37–39, 41–51, 54, 56, 58–61, 63, 66, 69, 72, 92, 97, 108, 110–112, 114–117, 123, 126, 127, 136, 140, 146, 148, 150–152, 154, 157, 160–179, 182, 185, 208, 214, 226, 227, 229–231, 233–236, 253, 257, 264, 268–300, 303, 304, 308, 314, 331, 338, 354, 355, 358, 359, 361–364, 366, 377–384, 396, 399–401, 407–412, 417, 418, 420, 426, 428, 431, 435, 436, 438, 439, 443, 444, 451–54, 457, 463, 466–470, 473, 475, 476, 481, 495, 502–509, 512, 516, 517, 519–521, 524, 532, 540, 541, 544, 547, 553, 554, 569, 571, 574, 575, 577, 578, 580, 581, 583–586, 588, 591, 597, 601, 606, 616, 617, 636 Кос, город – 114, 233, 361, 363, 615 Кос, остров – 615 Костели Новые, город (см. Чанаккале) Костели Старые, город (см. Калитбахир) Кострома, город – 406, 601 Краков, город – 586 Краниево (Лобное) место (см. Голгофа) Красная площадь в Москве – 40, 41, 160, 280, 397, 476, 540, 581, 609 Красносельская бумажная фабрика в Санкт-Петербургской губернии – 487 Кремль (см. Московский Кремль) Крит, остров – 435 Кролевец (Каралевец, Королевец), город – 14, 15, 135, 251, 252, 398, 567 Кромский район – 565 Кромское городище – 565 Кромы, город – 12, 13, 133, 250, 398, 518, 535, 565 Крымское ханство – 573, 574 Кубань, река – 116, 235, 364, 412, 554 Куббат-ас-Сахра, мечеть (см. Церковь Святая Святых) Кум-Капейские (Кумкопейские) ворота в Константинополе – 42, 61, 161, 178, 281, 303, 540, 545, 591 Куниловка, деревня – 386, 387 Куниловский лес под Волоколамском – 386, 388 Купля, село – 7, 126 Л атинская империя крестоносцев 577 Лахерна, ворота в Константинополе – 42, 161, 281 Левобережная Украина, историческая область – 567, 574 Ленинград, город (см. Санкт-Петербург) Леонтиева слобода на Ветке – 402 Лесбос, остров – 115, 234, 362, 616 Ливан, государство – 593 Ливия, государство – 608 Лидда (Лида, Лод), город – 76, 97, 191, 214, 318, 338, 501, 595, 636

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Одинцов//Вопросы научного атеизма. М., 1989. Вып. 39. С. 323–324; АК II. С. 422; Одинцов М.И. Русские патриархи XX века... С. 127–128. 659 См., например, в подтверждение этого вывода о П.Г. Смидовиче: постановление АРК «Мусульманский вопрос» от 21 августа 1923 г. (протокол 34, пункт 1); постановление АРК «О допущении преподавания вероучения мусульманам» от 13 сентября 1923 г. (протокол 36, пункт 1). – РГАСПИ. Ф. 89. Оп. 4. Д. 115. Л. 44; Ф. 17. Оп. 112. Д. 565 а. Л. 30, 32, 67 666 На протяжении этих трех месяцев АРК неоднократно на своих заседаниях рассматривала вопросы о проекте инструкции по проведению регистрации. Так, 5 декабря 1923 г. она восьмым пунктом повестки дня заслушала Попова, поручив ему, как следует из протокола 41 ее заседания, «срочно согласовать инструкцию с тов. Каменевым». – РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 112. Д. 565 а. Л. 47. 12 января 1924 г., по протоколу 43 заседания АРК, комиссия приняла даже два решения об инструкции: по второму пункту «О состоянии православн[ых] групп (информ[ация] [О]ГПУ)» она постановила: «б) Поручить т. Попову ускорить проведение инструкции о регистрации рел[игиозных] общин», а по четвертому пункту «Разсмотрение дополнительного проекта цирк[уляра] НКВД о регистр[ации] рел[игиозных] общин» – «Отложить до следующего заседания – пригласив на таковое т. Хлоплянкина». – Там же. Л. 50–51. 671 Тем не менее, историк Н.А. Кривова считает, что Политбюро, «не учтя возражений А.И. Рыкова», утвердило инструкцию не опросом, а на своем заседании 26 февраля 1924 г. См.: Кривова Н.А. Власть и Церковь ... С. 208. 676 25 марта 1924 г. первым пунктом «О проведении инструкции по регистр[ации] религ[иозных] общин от 26/II-24 г.» протокола 48 АРК была вынуждена констатировать: «Ввиду отсутствия представителя НКВД и некоторых членов комиссии перенести вопрос на следующее заседание». – РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 112. Д. 565 а. Л. 58. На следующем заседании 8 апреля 1924 г., оформленном протоколом 49, девятым пунктом «О применении утвержденной инструкции о регистрации религиозных общин» АРК решила: «Применение инструкции отложить до окончания предсоборного совещания обновленцев, после чего и иметь суждение». (Еще одно подтверждение обновленческого характера инструкции по проведению регистрации!) – Там же. Л. 59 об. 22 апреля 1924 г. при рассмотрении вопроса «О регистрации тихоновских общин», внесенным третьим пунктом в протокол 50, APK приняла еще раз «обновленческое» решение: «До предсоборного совещания церковников-обновленцев от регистрации тихоновских общин воздержаться». – РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 112. Д. 565 а. Л. 60 об. И, наконец, 17 июня 1924 г. седьмым пунктом «О проведении инструкции от 22/II (так! – С.П.) – о регистрации рел[игиозных] общин» протокола 52 АРК окончательно постановила: «Проведение инструкции отложить на некоторое (рукой Тучкова исправлено на: неопред[еленное]. – С.П.) время». – Там же. Д. 775. Л. 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При этом, однако, несмотря на неоднократные требования АРК, патриарх не высказал своего «отрицательного отношения к проискам» первоиерархов двух церквей (православной и протестантской) – патриарха Константинопольского Мелетия и архиепископа Кентерберийского Томаса. 579 ЦА ФСБ. Особый архив. Д. Н 1780. Т. 3. Л. 64; Т. 27. Л. 16; Следственное дело Патриарха Тихона... С. 358. 580 Известия ВЦИК. 1923. 27 июня 141); Правда. 1923. 27 июня 141); Акты Святейшего Тихона... С. 281; РПЦ в советское время... С. 224. 581 РГАСПИ. Ф. 89. Оп. 4. Д. 115. Л. 28; Ф. 17. Оп. 112. Д. 565 а. Л. 14; Дело Патриарха Тихона... С. 68–69; АК I. С. 527–528; Одинцов М.И. Русские патриарха XX века... С. 108–109. 586 См. об этом более подробно: Известия ВЦИК. 1923. 15 июля. 157); Регельсон Л.[Л.] Трагедия Русской Церкви... С. 341; Акты Святейшего Тихона... С. 288; а также: Поспеловский Д.В. Русская Православная Церковь ... С. 110; Кривова Н.А. Власть и Церковь... С. 199; и др. 588 Там же. Л. 28; Ф. 17. Оп. 112. Д. 565 а. Л. 14; Дело Патриарха Тихона... С. 68; АК I. С. 527; Одинцов М.И. Русские патриархи XX века... С. 108. 597 После «церковного» постановления Политбюро от 12 июля 1923 г. АРК на своих заседаниях трижды возвращалась к рассмотрению вопроса о подельниках патриарха Тихона: 17 июля 1923 г. (протокол 30, пункт 2), 13 ноября 1923 г. (протокол 38, пункт 7), 12 января 1924 г. (протокол 43, пункт 7). В последнем из перечисленных постановлений члены АРК выразили свое негодование по поводу их освобождения Верховным Судом «без ведома Комиссии», поэтому заседавшие «поручили [О]ГПУ немедленно их арестовать» вновь. – РГАСПИ. Ф. 89. Оп. 4. Д. 115. Л. 33; Ф. 17. Оп. 112. Д. 565 а. Л. 19, 39, 51; ЦА ФСБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 138. Л. 185; Дело Патриарха Тихона... С. 69; АК I. С. 528–529, 531–532, 533; Одинцов М.И. Русские патриарха XX века... С. 109. В отношении же освобожденного, но находящегося под бессрочным следствием, патриарха Тихона члены АРК 5 августа 1923 г. (протокол 33, пункт 1) признали, что его нынешнее состояние является наиболее оптимальным, т. к. позволило внести «полнейшую сумятицу в монархические и белогвардейские ряды»; выявило в церковной среде «наиболее видных черносотенцев»; «усилило антогонизм (так! – С.П.) Тихоновцев с обновленцами»; обострило борьбу между ними; привело к «скандалам» и «форменному распаду» внутри церкви. Значит, считала АРК, судить патриарха не нужно, а нужно сделать так, чтобы над Тихоном довлела постоянная «угроза суда», делавшая, с точки зрения заседавших 5 августа 1923 г. Ярославского, Менжинского и Тучкова, патриарха более управляемым и восприимчивым. – РГАСПИ. Ф. 89. Оп. 4. Д. 115. Л. 39, 65; Ф. 17. Оп. 112. Д. 565 а. Л. 24; Дело Патриарха Тихона... С. 69; АК I. С. 530; Одинцов М.И. Русские патриархи XX века... С. 115.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скитаясь по городам северной Италии, Д. написал поэму под названием «Комедия». Эпитет «божественная» был присвоен поэме Д. в последующие века для того, чтобы подчеркнуть ее совершенство. «Божественная комедия» построена как повествование о грандиозном странствии поэта по трем частям загробного мира – аду, чистилищу и раю. Среди изображенных персонажей встречаются исторические личности, такие как Юстиниан I (527–565 гг.). Умер поэт в Равенне, где и находится его гробница. Дара (Анастасиополь) – до осени 505 г. деревушка на холме в 5 км от персо-византийской границы и в 18 км от мощного города-крепости Нисибис. Активная перестройка этой деревушки в пограничную византийскую крепость продолжалась два года и диктовалась потребностью иметь в этом районе твердыню, сравнимую с Нисибисом по ту сторону границы. Город был освящен в конце 507 г. Он удостоился особых прав, получил имя Анастасиополь и стал резиденцией епископа и дуки Месопотамии. Строительные работы завершились при Юстиниане I (527–565 гг.), который усовершенствовал оборонительную систему Д. и переименовал его в Новую Юстиниану. В крепости был дворец дуки, церкви, портики, две общественные термы, огромное зернохранилище, акведук и цистерна для воды, которую Иоанн Малала назвал «чудесной». Дарданеллы – пролив между Мраморным морем (Пропонтидой) и Эгейским морем. Дафна – 1) один из дворцов, входивший в комплекс Большого императорского дворца. В его просторном вестибюле – Оноподионе (Оноподе) устраивали церемонии, а триклин Августея (Августей) служил для коронации византийских императриц; рядом с дворцом Д. находилась резиденция императриц – Пантеон; 2) летний курорт недалеко от Константинополя. Дафнусий – местность на берегу пролива Босфор, недалеко от Иерия. Дворец Гормизды – один из дворцов, сооруженный в Константинополе во времена Константина Великого , восстановлен императором Юстинианом I (527–565 гг.), включившим его в архитектурный комплекс Большого императорского дворца. Превращен в монастырь в 565 г. В его состав входила церковь Свв.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ркп. Вол. Б-ки 521, л. 285, 566, л. 74 об. и 76; Бычкова, Опис. Сбора. И. П. Б-ки, 376. 1913 Р. И. Б. VI, 845. Наставления об исповеди, откуда взяты приведенные выдержки, энергично или даже резко выражают запрещение несмысленным и некнижным попам принимать обязанности духовника. «Подобает же ведати, яко неразумну попу книгам не подобает держати детей духовных, но подобает добре умеющим книгам тоже учити люди, а не умеющим лучше не приимати на покаяние». Ркп. Вол. Б-ки 566, л. 80 об.; 521, л. 184. В более ранней редакции наставление издано в VI т. Р. И. Б. стр. 845–46. «А невежи и грубу такову лучши не быти попом (т. с. духовником), аже не мочно научити люди, то лучше не приимати на покаяние грубому, да не погубит себе и людей, слепый бо еще слепца ведет и оба вь яму впадутся. Се же глаголеть иереом грубым, иже не ведять закона и книг, то како можеть приимати на покаяниа. Неведение бо злее съгрешениа: ведая бо аще съгрешить весть о чом каятися, а не ведый же не творить ся съгрешив и не весть о чом каятися. Мнози бо заблудиша не почитающе книг, а инии чтуще и не имеюще ума съвершенна в ересь впадают и безоума погыбають, кннгам бо учитися дроугу оу друга, а Бог разум дает». Ркп. Вол. Б-ки 566 л. 74 об. и 75, ср. Р. И. Б. VI, 836–37. Церковь употребляла и другое средство не допускать невежественных попов до должности духовника, наставляя верующих не ходить к ним на исповедь (см. Б. В. февраль, 167). Русский переписчик толкований Вальсамона и Зонары (XVII в.) замечает об этой книге: «колико нуждна в научение священных и во исправление исповедающихся и потребна еже имети ю духовником, сказует в книзе Номоканоне собранном в святей горе Афонстей, богодухновенными отцы глаголющеи: яко не имеяй сих книг, не поставляется епископ, или иерей, паче же духовник» (А. Бычков. Опис. сборников Р. И. Б-ки, 355–56 стр.). В Сборнике XVII в. б-ки гр. Уварова 1878:131) встречается такая статья: «Номоканона друкарни киевския из предисловия о книгах правильных». (На поле: «книги духовнику нуждныя»).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Кадмин (Кодмин, Козмин) И.С, калужский купец, старообрядец – 116, 117, 119, 234, 236, 237, 364, 365, 367–384, 396, 506 Кадмин (Козмин) Козьма, калужский купец, старообрядец – 119, 234, 237, 368 Казы-Гирей, крымский хан – 563 Каиафа, иудейский первосвященник – 100, 217, 341, 439, 603, 608, 610 Каллиник II (Акарнан), константинопольский патриарх – 35–37, 274, 275, 410, 411, 423, 444, 449–451, 579 Кантемир Д.К., молдавский господарь, писатель и историк – 579 Каняев К.К., петербургский купец, владелец рукописи – 488, 531 Каптерев Н.Ф. , историк церкви – 408, 411, 590, 625 Карион, архимандрит Лаврентьева монастыря в Калуге – 398 Карион Истомин, справщик Печатного двора, писатель и переводчик – 414 Карл XII, шведский король – 567, 584 Карпов, бурмистр – 392 Киприан, ветковский монах – 390, 403 Киприан (Киприян), проводник и переводчик – 38, 156, 157, 276, 277 Кир II, персидский царь – 612 Кирсанов И., цензор – 498 Кичибей, татарин (в крещении Василий) – 566 Клеопа, брат Иосифа, обрученного мужа Девы Марии – 595 Клеопа, ученик Христа – 78, 193, 320, 595 Клепиков С.А., палеограф – 487, 488, 490, 492, 493, 495, 496, 500, 514, 627 Козьма, московский священник, основатель Ветковской старообрядческой общины – 404 Кольцов-Масальский Ф.М., князь, стольник, воевода в Нежине – 124, 372, 504, 618 Константин (Костянтин) Великий, византийский император, св. – 41, 78, 93, 160, 193, 209, 280, 320, 333, 548, 550, 551, 557, 581, 595, 597, 603 Константин Бранковану (Бранковяну), господарь Валахии – 617 Константин Дука, молдавский господарь – 574, 575, 617 Константин VII Порфирородный, византийский император – 581 Корнилий, келарь Спасо-Воротынского монастыря – 8, 127, 245 Корнилий (Карнилья, Корнильюшко), переводчик и проводник – 34, 36, 152–154, 272–274, 451, 479, 539 Корнюшенко Иван, волоколамский старообрядец – 385 Коробейников Трифон, писатель-путешественник – 90, 206, 329, 462–465, 503, 506, 550, 601, 602, 624 Коробьин (Коробин, Коровин) Л.М., сев-ский воевода – 13, 133, 250, 524, 566 Коробьины, русский дворянский род – 566

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

565 Афанасий неоднократно указывает на эти южные малоазийские провинции, как на имевшие епископов, которые находились в общении с ним. 566 Между этими епископами находится некий Македоний, епископ из Аполлониады Лидийской, эпитафия которого была открыта и объяснена мною. Подобно нескольким другим епископам, принадлежавшим к этой партии, он был великий аскет; ему пришлось много пострадать от аномеев. (Bull, de corresp. hellénique, t. XI (1887), p. 311). 567 Оба документа находятся у Сократа (IV, 12, ср. Sosom., VI, 11). В письме Либерия савеллиане и патрипассиане значатся между «всеми прочими ересями», подлежащими осуждению, но нет речи о маркеллианах и фотинианах. 569 Созомен (VI, 12), сообщающий нам сведения о Тианском соборе, очевидно, пользуясь Сабином, называет Евсевия из Кесарии Каппадокийской, Афанасия анкирского, Пелагия Лаодикийского, Зинона тирского, Павла емесского, Отрея мелитинского, Григория из Назианза (отца). 570 Существует некоторая неизвестность относительно точной даты, когда имели место эти последние соборы. Лампсакский собор, очевидно, был в 364 году. Возможно, что поездка в Рим трех епископов была отложена до 366 года. Либерий умер 24 сентября этого года. Но трудно предположить, чтобы такой шаг был предпринят в самый момент выступления претендента Прокопия (28 сентября 365–27 мая 366) или тотчас после этого выступления. Скорее допустимо, что епископы отправились в путь летом 365 г., до выступления Прокопия. 571 К числу их нужно причислить Македония из Аполлониады Лидийской, судя по вышеупомянутой надписи. Стр. 247, примеч. 1-е (в электронном варианте – сноска 566. – Редакция Азбуки веры). 572 Sosom., IV, 27. Сократ (II, 38, за коим следует Созомен, IV, 20), черпая, по-видимому, из новацианского источника, говорит, что он был возведен на кафедру Македонием никомидийским. Трудно разобрать, к какому времени его следует отнести. Кекропий был никомидийским епископом с 351 года до 358, когда погиб при сильном землетрясении (24 августа), разрушившем город. Акакий в 360 году рукоположил ему преемника по имени Онисима (Philostorg, V, 1). Tillemont (Т. VI, р. 770) предлагает отнести Марафония ко времени царствования Юлиана; по его мнению, он был антиепископ, противопоставленный Онисиму Македонием или его партией. Как бы то ни было, деятельность Марафония связана скорее с Константинополем, чем с Никомидией, оттого ли, что ему по той или другой причине нельзя было жить в этом городе и он должен был основаться в столице, или же с его именем связали влияние, оказанное его монастырем. Константинопольские полуариане назывались как марафонианами, так и македонианами, что дает повод предполагать, что Марафоний был истинным творцом учения пневматомахов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1772 Заслуживает здесь внимания русский перевод текстов Священного Писания в виду разрешенного уже и выходившего в свет перевода Библии на русский язык. 1774 Письма Филарета к Антонию, IV, 464. См. Письма Филарета к высочайшим особам и другим лицам, II, 269–290 и т.д. 1775 У святителя Филарета был в виду опыт уничтожения силы присяги цесаревичу Константину Павловичу. 1779 Сочинения Филарета, V, 565. Срав речь митрополита Филарета государю императору 19 августа в Сергиевой Лавре Там же, стр. 566. 1780 Текст этого рескрипта можно видеть у Сушкова в его биографии Филарета, стр. 233–234 и в Московских ведомостях, того времени. 1784 Сочинения Филарета, V, 566–567. На это письмо от 30 же августа последовал новый, также чрезвычайно милостивый ответный высочайший рескрипт, тогда же напечатанный в газетах. 1785 Его дочери занимали немаловажные должности при Дворе, при воспитании августейших детей государя императора. 1789 Не говоря о других достоподражаемых чертах супружеской жизни августейшей четы, в которых видно исполнение благожеланий святителя Филарета, даже и со стороны чадородия, как одного из «вожделенных плодов» её супружеского союза, Она уже успела доставить утешение «августейшим родителям» рождением до 1880 года четырех чад. 1790 Этот весьма милостивый рескрипт был также напечатан в газетах того времени. См. текст его также у Сушкова в Записках о жизни и времени митрополита Филарета, стр. 252. Подлинник сего рескрипта святитель Филарет отдал на хранение, вместе с другими подобными документами, в Сергиеву Лавру, о чем см. Письма Филарета к Антонию, IV, 499. 1791 Великому князю Владимиру Александровичу (родился 10 апреля 1847) в то время уже исполнилось 20 лет от рождения. 1792 Сочинения Филарета, V, 572–573. Приняв заочно это приветствие старца-святителя, государь император с молодою четой и великим князем Владимиром Александровичем посетили его в митрополичьих покоях, а несколько позже навестил его и великий князь Алексий Александрович. См. Сушков, Записки о жизни и времени митрополита Филарета, стр. 253.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Чудотворными иконами «Н. К.» (празд. 4 сент.) в нач. XX в. почитались: икона в Благовещенском соборе Московского Кремля, к-рая была «принесена в Москву палестинскими иноками в 1390 г. и, по преданию, писана на камне той скалы, где Моисей видел таинственный куст» ( Поселянин Е. Богоматерь. С. 565; Ровинский. Народные картинки. 1881. Кн. 4. С. 720), на этой иконе была изображена Богоматерь «Знамение» ( Извеков Н. Л. Московский придворный Благовещенский собор. М., 1911); 2 иконы в московской ц. в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» в Нов. Конюшенной слободе, одна из к-рых происходила из Грановитой палаты Кремлевского дворца ( Поселянин Е. Богоматерь. С. 565-566); икона 1822 г. в Троицкой ц. г. Славянска Харьковской губ., по молитве к которой прекратились пожары (Там же. С. 566); икона в с. Кубенском Вологодской губ. (Там же). В кон. XIX в. в Москве существовали 4 престола в честь иконы «Неопалимая Купина»: в приделе в ц. Рождества Пресв. Богородицы в Путинках (1649-1652); в приделе в соборе Рождества Пресв. Богородицы в Зачатьевском мон-ре (первоначально отдельно стоящий храм-часовня, построенный в 1766-1768; собор разрушен в советское время, ныне восстановлен); в храме в Нов. Конюшенной слободе - построен Д. Колошиным, стремянным конюхом царя Феодора Алексеевича (1680, разрушен в советское время); в приделе в ц. свт. Климента, папы Римского, на Пятницкой ул. (1756-1758) ( Забелин И. Е. Построение первой на Руси ц. в честь Пречистой Богородицы Неопалимой Купины//Археол. изв. и заметки. М., 1893. Т. 1. 1. С. 4-12). Лит.: Амфилохий (Сергиевский-Казанцев), архим. Описание образа Неопалимой Купины по рисунку, сделанному с образа в Неопалимовской ц., что близ Девичьего мон-ря, приложенному при рукописной службе, на к-рую сделаны замечания митр. Московским Филаретом//Моск. ЕВ. 1873. 1. С. 6-8; 2. С. 14-16 (отд. отт.: М., 1873); Виноградов А. Н. Сравн. описание и кр. объяснение иконы Приснодевы Богородицы «Неопалимой Купины»//ИИАО. 1877. Т. 9. Вып. 1. Стб. 1-42; Тренев Д.

http://pravenc.ru/text/2564944.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010