СПб., 1869-1870. 2 т.; 19005; Христианство в Северной, или Петрейской, Аравии//ПО. 1870. 7. С. 46-70; Церковный и политический быт сербов и валахов в австрийских землях с IX в. до настоящего времени//ЖМНП. 1870. Окт. С. 159-251; История православной греческой Церкви на о. Сицилии//ПО. 1871. Кн. 6. С. 794-818; Очерк жизни Феолепта, митр. Филадельфийского († ок. 1325)//Странник. 1872. 8. Отд. 1. С. 73-89; Еп. Симеон Концаревич († ок. 1769)//Там же. 1872. 10. Отд. 1. С. 3-16; Михаил Акоминат Хонский, митр. Афинский (XII в.)//ПО. 1872. 11. С. 702-738; Митрополия о. Родоса в эпоху владычества ордена св. Иоанна Иерусалимского//Там же. 12. С. 645-664; Готская епархия в Крыму//ЖМНП. 1873. Янв. С. 60-86; Состояние Церкви в Африке в эпоху владычества вандалов//ХЧ. 1873. Ч. 1. С. 191-239; Жизнь и деятельность Каллиста, патр. Константинопольского//ПО. 1873. Т. 2. 6. С. 917-944; Климент Аврелий Пруденций, христианский поэт IV в.//Там же. 1873. Т. 2. 12. С. 933-960; История Северо-Африканской Церкви с 534 г. до конца ее существования//ХЧ. 1873. Ч. 3. С. 461-531; По поводу вопроса об Афонском мон-ре св. Пантелеймона. СПб., 1876; Греческая Церковь на о. Крите в период венецианского владычества (1204-1669)//ПО. 1876. 8. С. 669-722; Древнейшие исповедники христианства в Испании//Странник. 1876. 10. Отд. 1. С. 31-41; О жизни и сочинениях иером. Иосифа Вриенния, греческого проповедника в кон. XIV и 1-й четв. XV ст.//ПО. 1879. Т. 2. 5/6. С. 85-138, 403-450 (отд. отт. М., 1879); Несколько страниц из истории христианства в Персии//ХЧ. 1881. Ч. 1. 5/6. С. 596-666; Николай Мефонский, епископ XII в., и его сочинения//Там же. 1882. Ч. 2. С. 161-175; 1883. Янв./февр. С. 11-26; Март/апр. С. 308-357; Макарий, Магнезийский епископ в кон. IV и нач. V вв., и его сочинения//Там же. 1883. Ч. 1. Май/июнь. С. 597-632; Попытка основания православной архиерейской кафедры в г. Немирове в XVIII ст.//Киевская старина. 1883. 4. С. 883-893; Софроний Доброшевич, архимандрит Новой Сербии//Там же. 1884. 10. С. 276-304; Описание одного рукописного сборника, принадлежавшего некогда библиотеке Синайского мон-ря//ХЧ.

http://pravenc.ru/text/76230.html

«Книга о вере» и «О падшем» были весьма популярны в ср. века, о чем свидетельствует большое число рукописей и цитат из этих произведений. Первые 5 глав соч. «О падшем» были известны как самостоятельное произведение «Порицание Евагрия» и приписывались блж. Иерониму. «Книгу о вере» широко использовал Иоанн Фекамский (XI в.) при написании своего исповедания веры (Confessio fidei). К сомнительным сочинениям В. относятся приписываемые ему Г. Мореном 2 небольших послания аскетического характера, написанные от имени благочестивой девы и адресованные ее сподвижнице (кон. IV - нач. V в.). 1-е было обнаружено в манускрипте IX в. из Санкт-Галлена (cod. Sangall. 190) и опубликовано К. П. Каспари; 2-е найдено самим Мореном. Однако помимо сходства стиля никаких аргументов в пользу авторства В. нет. Еще меньше оснований утверждать принадлежность В. др. сочинений, приписываемых ему нек-рыми исследователями. Аскетика Наибольший интерес представляет аскетическое учение, разработанное В. в соч. «О падшем». Цель аскетического подвига - соединение со Христом, к-рое В. описывает в образах духовного брака между Женихом ( Мужем, Vir) Христом и невестой - душой (De Lapso. 15). Плодом этого брака является «дух спасения» (Ibid. 17). С помощью чтения Свящ. Писания душа приближается ко Христу, более тонко чувствует Его присутствие. При этом В. советует не просто читать священные тексты, но всматриваться в их духовные глубины и видеть за буквой различные смыслы. Кроме чтения Писания - данного нам от Бога Откровения - существуют 2 важные аскетические практики: пост и молчание. Предающийся грехам находится под властью 3 главных страстей - разврата, алчности и гнева, к-рые В. образно называет Венерой, Меркурием и Марсом. Деятельность В. свидетельствует о наличии в Испании уже в нач. V в. сформировавшейся монашеской традиции, достигшей расцвета к VII в. Изд.: De lapso//PL. 20. Col. 1237-1262, De fide, 1-я ред.//Ibid. Col. 1019-1062; De fide, 2-я ред.// Modoz J. Revista Española de Theología. Madrid, 1941. Vol. 1. P. 457-488; Morin G.//RBen. 1928. T. 40. P. 289-310.

http://pravenc.ru/text/149947.html

писем из ссылки ( Ioan. Chrysost. Ep. 12, 129). С нач. VI в. община Л. была охвачена спорами между партиями православных и монофизитов. Еп. Никий проявил себя как горячий сторонник лидеров монофизитства еп. Филоксена Иерапольского и Севира из Созополя; Никий неоднократно упоминается в их переписке. В 511 г. он участвовал в Сидонском Соборе , на к-ром партия монофизитов составила большинство. В 512 г. Никий присутствовал при хиротонии Севира в патриархи Антиохии. Одно из писем Севира было обращено к Никию (The Sixth Book of the Select Letters of Severus, Patriarch of Antioch, in the Syriac Version of Athanasius of Nisibis/Ed. E. W. Brooks. L., 1902. Vol. 1/1. P. 42s (38s.)). В нем Севир обсуждал с адресатом судьбу неких жителей Минидоса и Угарита, поселений в окрестностях Л., где находились общины халкидонитов. Преемником Никия был еп. Константин, имевший прежде титул magister militiae, также монофизит. Время начала его епископства неизвестно; дата 510 г., к-рая содержится в хронике Марцеллина Комита, неверна ( Marcell. Comit. Chron. AD 510). В 519 г., после офиц. перехода Византии к поддержке халкидонского вероисповедания, Константин был низложен, покинул Л., некоторое время жил в Александрии, где сохранялось влияние монофизитов. Он неск. десятилетий был одним из предводителей монофизитства на Востоке. О Константине как об известном лидере еретиков упомянул Римский папа Вигилий в письме имп. Юстиниану I в 540 г. (PL. 69. Col. 23). В неск. сир. рукописях Константину приписывается сохранившийся фрагмент письма настоятелю мон-ря Марку из Исаврии. Константин также был, вероятно, основным составителем списка церковных канонов, к-рые были одобрены Собором партии монофизитов в Александрии в 535 г. ( Honigmann. 1951. P. 36-38). Он неоднократно посещал К-поль, выступал на диспутах при дворе имп. Юстиниана, защищая монофизитство. Он умер в 553 г. в момент, когда император требовал от него подписаться под документами V Вселенского Собора ( Mich. Syr. Chron. T. 2. P. 249; T. 4. P. 312). В заседаниях V Вселенского Собора в К-поле в 553 г. участвовал правосл. еп. Л. Стефан. В 50-х - нач. 60-х гг. VI в. был известен монах-монофизит Дометий, к-рый, возможно, получил титул епископа Л. после смерти Константина. Дометий прежде был настоятелем мон-ря Иоанна Псалта близ Л. и, видимо, продолжал жить в мон-ре, имея титул епископа ( Honigmann. 1951. P. 178). О православных епископах Л. после 553 г. нет сведений на протяжении нескольких столетий. Правосл. кафедра пережила период возрождения в кон. IX - XII в., когда в Л. и во всей Сев. Сирии усилилось визант. влияние. Однако имена епископов Л. этого периода известны в основном лишь по найденным археологами принадлежавшим им печатям ( Fedalto. Hierarchia. Vol. 2. P. 704).

http://pravenc.ru/text/2463115.html

227) мученики упоминаются под тем же числом, однако указано, что их было 1000 чел. В Типиконе Великой ц. (IX-XI вв.; Mateos. Typicon. T. 1. P. 228), в Минологии имп. Василия II (1-я четв. XI в.; PG. 117. Col. 229-300) и в многочисленных визант. синаксарях (напр., Mess. 103, XII в.; Ambros. B. 104. Supl., XII-XIII вв.) память Н. м., 1003 помещена под 7 февр., при этом число пострадавших варьируется: в Иерусалимском списке Типикона (Hieros. S. Crucis. 40; между 950 и 959 гг.) говорится о 1053 пострадавших, в Патмосской рукописи (Patm. 266; кон. IX - нач. X в.) и нек-рых синаксарях (Ambros. B. 133. Supl., XII в.; Петров синаксарь//РНБ. Греч. 240, 1249 г.; Bodl. Auct. T. 3. 16, 1307 г.) - о 3 мучениках. В Парижском списке Типикона (Paris. gr. 1590, 1063 г.), в Синаксаре 1050 г. (Laurent. S. Marco. 787) и некоторых др. синаксарях речь идет о 1003 святых. В заглавии из синаксарного сказания XIV в. (Paris. gr. 1582) обозначено: «Тысяча святых мучеников, трех домочадцев и четырех протекторов, в Никомидии пострадавших». Согласно этому сказанию, 4 протектора и их слуги происходили из Египта. После того как протекторы схватили и обезглавили Петра, еп. Александрийского, а затем сами уверовали в Истинного Бога и мученически скончались, их рабы, воспылав верой во Христа, пришли с женами и детьми в Никомидию к имп. Диоклетиану. За отказ отречься от Христа они были зарублены мечами. В греч. Минее XV в., хранящейся в б-ке Базельского ун-та (Basil. A. III 16), под 7 февр. указан день памяти 1000 мучеников, которые были слугами 4 протекторов и пострадали в Никомидии (SynCP. Col. 449-450). В греческой печатной Минее (Венеция, 1596) под этим же числом упоминаются 1003 слуги и 4 протектора. Из визант. синаксарей память Н. м., сказание о них и посвященное им двустишие были включены в «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца и в «Новый синаксарист» иером. Макария Симонопетрского, в к-ром, однако, говорится, что святые были обезглавлены. При переводе греч. синаксарей на слав. язык память Н. м., 1003 вошла под 7 февр.

http://pravenc.ru/text/2566228.html

Col. 312D; Vita C [BHG, N 1755d]//Ibid. Col. 297). Исключительно ценным историческим источником, очевидно, было Житие свт. Мефодия, написанное Г. А. Последним на него ссылается в кон. XII - нач. XIII в. Никита Хониат , почерпнувший оттуда информацию о ереси «лизикиан» ( Nicetae Choniatae//PG. 140. Col. 281D). Сохранившееся Житие патриарха Мефодия (BHG, N 1278) представляет собой переработку сочинения Г. А., осуществленную, вероятно, в Студийском мон-ре в игнатианском духе (наиболее ранняя рукопись - Vatic. gr. 1677, студийский кодекс 1-й пол. X в.). Известна печать Григория, архиеп. Сицилийского, датируемая IX в., к-рая, по-видимому, принадлежала Г. А. ( Laurent V. Le corpus des sceaux de l " empire byzantin. P., 1963-1981. Pt. 5. 887). Соч.: Nicetae Choniatae Thesaurus orthodoxae fidei//PG. 140. Col. 281D-284A [эксцерпт из Жития Мефодия]; Dagron G. Le traité de Grégoire de Nicée sur le baptême des Juifs//TM. 1991. Vol. 11. P. 313-357. Ист.: Mansi. Vol. 16. Col. 2C-3A, 3B, 91E-92B, 353B-C, 425D-436B, 452A-B, 861A; Vol. 17. Col. 373B; Nicetae Vita Ignatii//PG. 105. Col. 488-573; Symeonis Magistri Annales// Theoph. Contin. P. 671, 674; Nicolai I papae Epistolae//MGH. Epp. 1925. T. 6. P. 433-610; Anastasii Bibliothecarii Epistolae. 5//MGH. Epp. 1928. T. 7. Р. 403-415; Die Kanonensammlung des Kardinals Deusdedit/Hrsg. V. Wolf von Glanvell. Paderborn, 1905. S. 608. 431; Cambridge Chronicle/Ed. A. Vasiliev and M. Canard// Vasiliev A. Byzance et les Arabes. Brux., 1935. P. 345; Photii Epistulae et Amphilochia/Ed. B. Laourdas et L. G. Westerink. Lpz., 1983-1988. 6 vol. (BSGRT); RegPatr, N 445, 447, 448. Лит.: PMBZ, N 2480; Hergenrö ther J. Photius Patriarch von Konstantinopel. Regensburg, 1867-1869. Darmstadt, 1966r. Bd. 1. S. 352-354, 358-366; Bd. 2. S. 313, 492-493; Grumel V. Le schisme de Grégoire de Syracuse//ÉO. 1940/1942. T. 39. P. 257-267; Dvornik F. The Photian Schism: History and Legend. Camb., 1948. P. 16-36, 48-52, 162; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 557-559; idem. Geschichte der Orthodoxen Kirche. S. 96-97; Gouillard J. Deux figures mal connues du second iconoclasm//Byz. 1961. Vol. 22. P. 371-401; Schreiner P. Die byzantinischen Kleinchroniken. W., 1975. Bd. 2. S. 98; Karlin-Hayter P. Gregory of Syracuse, Ignatios and Photios//Iconoclasm. Birmingham, 1977. P. 141-145; Fedalto. Hierarchia. T. 1 P. 109; ODB. Vol. 1. P. 202-203; ΕΠΛΒΙΠ. Τ. 3. Σ. 243-244; Treadgold W. A History of the Byzantine State and Society. Stanford, 1997. P. 449, 451; Schreckenberg H. Die christl. Adversus-Judaeos-Texte und ihr literarisches und hist. Umfeld: (13.-20. Jh.). Fr./M., 19994. S. 514. Д. Е. Афиногенов Рубрики: Ключевые слова: ИОАНН АПОКАВК (ок. 1155-1233), митр. Навпактский (1199/1200-1232), визант. церковный и политический деятель Эпирского деспотата, канонист, писатель АВЕРКИЙ († 1878), бывший митр. Врачанский Константинопольского Патриархата, переводчик духовной литературы с греческого и сербско-хорватского языков

http://pravenc.ru/text/166799.html

Амвросием. Сочинения Е. способствовали популяризации экзегетических построений более ранних церковных писателей. Сжатость и четкость мысли, отсутствие посторонних рассуждений обеспечили его трудам широкую известность в силу удобства их использования как справочника по основным проблемам толкования Свящ. Писания (особенно с кон. VIII в.). Экзегетические произведения Е. были представлены в многочисленных рукописях, к-рые происходили практически из всех значительных скрипториев средневек. Европы (наиболее древние относятся к VI в.). Исключением является соч. «О презрении к миру и земной мудрости», которое известно в единственной рукописи XIV в. (Paris. Bibl. de l " Arsenal. 720). «Образчики духовного понимания» начиная с эпохи Каролингского возрождения подвергались интерполяциям и дополнениям. В VIII в., вероятно в целях обучения, было составлено извлечение (эпитома) из этого произведения, известное как «Духовные глоссы согласно епископу Евхерию» (Glossae spiritualis secundum Eucherium episcopum). Из проч. трудов Е. сохранилось «Страдание св. Маврикия и Агаунских мучеников» (BHL, N 5737), написанное по просьбе Сальвия, еп. г. Октодур (ныне Мартиньи, Швейцария). Кроме того, Е. составил извлечение из «Общежительных установлений» прп. Иоанна Кассиана. Сохранилось 2 лат., а также 3 греч. эпитомы (во фрагментах у св. Фотия , патриарха К-польского, в соч. «О восьми главных страстях», приписываемом прп. Нилу Синайскому, и в «Добротолюбии» ). Невозможно решить вопрос о принадлежности одной из этих версий Е., однако вероятно, что он был автором архетипа греч. эпитомы. В средние века Е. приписывались толкования на кн. Бытие и книги Царств (PL. 50. Col. 895-1208), возможно принадлежащие писателю нач. IX в. Клавдию , еп. Тавринскому (Туринскому). Святителю приписывается также ряд проповедей, обращенных к монахам, из гомилиария Евсевия Галликана , которые были составлены в V в. в Леринском мон-ре. Е. мог быть автором проповедей на дни памяти св. Бландины и святых Епиподия и Александра .

http://pravenc.ru/text/187945.html

Гласовые обозначения вводятся в текстовую строку и зачастую выписываются красными чернилами. Встречаются М. путевого распева , записанные путевой нотацией. Напр., славник Успению св. Анны (25 июля) «Иже от неплодных чресл» в рукописи РНБ. Q.I.186. Л. 577 об., гласы 8, 4, 8 - те же, что и в знаменных рукописях РНБ. Кир.-Бел. 665/922, 579/836, РГБ. Ф. 379 66. Л. 388. М. вошли в образцовые певческие кодексы кон. XVI-XVII в. Они встречаются в Стихирарях «Дьячее око» РНБ. Кир.-Бел. 596/843 и РГБ. Ф. 379. 63-66. Замечательная своей полнотой рукопись инока Христофора 1604 г. РНБ. Кир.-Бел. 665/922 содержит стихиры на 23 окт. ап. Иакову «Первааго пастыря» (Л. 93 об.; гласы 8, 4, 8); на 21 мая святым Константину и Елене «Свете пресветелыи» (Л. 290 об.; гласы 5, 1), на 27 июля вмч. Пантелеимону «Придете мучениколюбцы» (Л. 366; гласы 5, 1). После исправления певч. книг во 2-й пол. XVII в. М. встречаются крайне редко (напр., стихира прп. Антонию Сийскому в ркп. РНБ. Капелла. О. 4 (70-е гг. XVII в.) - гласы 6, 8, 5, 1, 8, 6). М. упоминаются в трудах отечественных ученых с нач. ХХ в.- прот. В. М. Металлова , Преображенского. Нек-рые М. опубликованы. М., содержащиеся в кодексах БАН 34.7.6 и Ath. Chil. 307, в Благовещенском и Типографском Кондакарях, изданы вместе с факсимильным воспроизведением рукописей в сер. «Monumenta musicae Byzantinae». Фотовоспроизведения М. имеются в книгах прот. В. Металлова (1912) и Н. С. Серёгиной (1994). Трем песнопениям посвящены статьи ( Карастоянов. 1991; Серегина. 1991; Тутолмина. 2000). Однако обобщающего труда по М. в наст. время не существует. Изд. и лит.: Металлов В. М., прот. Русская симиография. М., 1912. Прил.: Палеогр. Атлас. Табл. IX, XXVII-XXVIII, XXXIII-XXXV, LII-LIV, LVIII; Преображенский А. В. Греко-рус. певческие параллели XII-XIII вв.//De musica: Временник. Л., 1926. Вып. 2. С. 60-77; Fragmenta Chiliandarica Palaeoslavica. A: Sticherarium: Codex monasterii Chiliandarici 307/Praef.: R. Jacobson. Cph., 1957. (MMB. Ser. princip.; 5a); Der Altrussische Kondakar " . Giessen, 1976. T. 2: Blagovešenskij Kondakar " : Facs./Hrsg. v. A. Dostál u. H. Rothe unter Mitarbeit v. E. Trapp. (BGLS; Bd. 8. T. 2); Карастоянов Б. П. Стихира Борису и Глебу «Плотьскую богатяща...» - выдающийся образец древнерус. певческого искусства//Муз. культура Средневековья. М., 1991. Вып. 2. С. 12-14; Серегина Н. С. Неизвестная стихира на освящение храма Георгия в Киеве по спискам XII в.//Там же. С. 14-17 [публ. стихиры «Яко звезда на небеси» по списку РНБ. Соф. 384]; она же. Песнопения русским святым. СПб., 1994. C. 40-42, 97, 106; Тутолмина С. Н. Утраченные стихиры на чин христосования: История текста и редакций//Древнерус. книжность: Редактор и текст. СПб., 2000. С. 329-346 [публ. и анализ славника «Ангели возыграитеся»]. (Опыты по источниковедению; 3); Sticherarium Palaeoslavicum Petropolitanum: Codex Petropolitanus BAN 34.7.6/Ed.: N. Schidlovsky. Cph., 2000. (MMB. Ser. Princip.; 12).

http://pravenc.ru/text/2563868.html

П. И. Жаворонков, А. В. Бугаевский Гимнография Память В. содержится в Типиконе Великой ц . IX-X вв. наряду с памятью др. святых ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 14). Согласно разным редакциям Студийского устава: Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г. ( Пентковский. Типикон. С. 277), Евергетидскому Типикону кон. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 260), Мессинскому Типикону 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 15) - поется только последование В. Студийско-Алексиевский Типикон не дает подробного описания службы, упоминая лишь чтение похвального слова Иоанна Златоуста. По Евергетидскому Типикону служба с «Бог Господь» аналогична шестеричной (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ). В Мессинском Типиконе служба тоже с «Бог Господь», на «Господи, воззвах» поются по 3 стихиры священномученика и Богородицы. Корпус песнопений в этих Типиконах в целом тот же, что и в совр. богослужебных книгах, в обоих указывается служба В. на литургии. В слав. Минеях XI-XII вв. последование (состав: канон, 3 стихиры и седален) В. соединено с последованием прор. Моисея. Служба не содержит ни тропаря с кондаком, ни самогласнов ( Ягич И. В. Служебные Минеи. СПб., 1886. С. 032-042). В Иерусалимском уставе, как в древнейшей ред. (напр., ркп. Sinait. gr. 1096, XII в.- Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 29), так и в более поздних, вплоть до печатных греч. и слав. изданий, последование В. также соединялось с последованием прор. Моисея. В московских старопечатных изданиях (1610, 1633, 1641) память В. 4 сент. обозначена как шестеричная. В Типиконе, используемом ныне в РПЦ, нет шестеричного знака, хотя устав службы во многом совпадает с тем, что отражен и в старопечатных Типиконах. Служба В. в совр. слав. и греч. Минеях практически та же, что и в студийских памятниках, и включает тропарь 4-го гласа «Κα τρπων μτοχος» (      ); кондак 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа на подобен «Яко начатки»: «Ως εσεβεας κρυκα, κα θλητν δραωμα» (            ); канон плагального 2-го, т. е. 6-го, гласа, приписываемый Феофану или Иоанну Монаху, без акростиха, ирмос: «Ως ν περ πεζεσας Ισραλ» (          ), нач.: «Τν τν οκεων αμτων ς Μωσς, ρυθρααν θλασσαν, κυμντως διελθν» (                ). По рукописи XI в. (Sinait. gr. 552), тот же канон начинается иначе: «Νν πολαων τς αγλης τς τριλαμπος» (Ныне наслаждаясь сиянием трисветлым) (Ταμεον. Σ. 34). Есть 2 самогласна. В совр. печатных изданиях нет самогласнов на стиховне утрени, указанные в перовопечатном московском Типиконе 1610 г. и Евергетидском Типиконе. Корпус стихир-подобнов в совр. греч. и рус. Минеях не совпадает с тем, что содержится в студийских Минеях.

http://pravenc.ru/text/153791.html

ч. значительно переработанных: в издании Х. Фурманна учтено более 100 рукописей с разными редакциями этого сочинения, возникшими не позднее сер. XI в. (Das Constitutum Constantini. 1968. S. 20-41). Фурманн выделил 6 основных редакций, наиболее ранними из них являются «франкская версия» и «пространная лжеисидорова редакция». Древнейшая рукопись «франкской версии» - сборник формул из франц. аббатства Сен-Дени (Paris. lat. 2777. Fol. 43r - 61v; изд.: Formulae. 1886). Совр. исследователи вслед за В. Левисоном полагают, что сборник был составлен незадолго до кончины аббата Фардульфа (792-806); рукопись датируется нач. IX в. (см.: Levison. 1919; Idem. 1924. P. 160; Goodson, Nelson. 2010. P. 452-453; мнение Ш. Уильямса, к-рый датировал манускрипт кон. IX в. ( Williams. 1964. P. 459-460), ошибочно). Фурманн определил, что «франкская версия» - самая ранняя редакция «Постановления Константина» ( Fuhrmann. 1966. S. 65-92; Das Constitutum Constantini. 1968. S. 8-11). Т. о., уже в нач. IX в. «Постановление Константина» было известно франкам. В составе «Лжеисидорова собрания» (см. Лжеисидоровы декреталии ) сохранились 2 редакции текста - пространная (изд. по ркп. Vat. lat. 630. Fol. 74r - 76r, сер. IX в.: Williams. 1964) и краткая, содержащая только 1-ю часть текста («Исповедание»). Во 2-й пол. IX в. с «Постановлением Константина» были знакомы франк. авторы - еп. Эней Парижский («Книга против греков» (868) - PL. 121. Col. 758) и архиеп. Адон Вьеннский (Хроника Адона (ок. 870) - PL. 123. Col. 92). Об «эдикте» имп. Константина, передавшего Рим папе Сильвестру и основавшего новую столицу - К-поль, упоминал также архиеп. Гинкмар Реймсский ( Hinkmar von Reims. De ordine palatii/Hrsg. Th. Gross, R. Schieffer. Hannover, 1980. S. 56-57. (MGH. FontIur; 3)). Важнейший источник «Постановления Константина» - составленное не позднее V в. соч. «Деяния Сильвестра» (BHL, N 7725-7742); на нем основано повествование об исцелении императора и о его обращении ко Христу. Согласно Левисону и Фурманну, автор текста опирался гл.

http://pravenc.ru/text/2057118.html

Собрание B обычно включает OR 1, 13B, 11 (1-я половина), 28 (Страстная седмица), 41 (освящение церкви), 42 (положение реликвий), молитву освящения сосудов из Геласия Сакраментария , OR 37A (молитвы Четырех времен года) и чины ординации, также из Сакраментария Геласия. К числу первых свидетельств относятся рукописи Veron. Bibl. Capit. 92 (814-820 гг.), Colon. Dombibl. 138 (1-я четв. IX в.), Monac. Clm. 14510 (IX/X вв.). Это собрание чинов также копировалось до XI в. Большинство исследователей признают франк. происхождение этого сборника, в котором рим. обычаи адаптированы к галликанской практике. Чины систематизированы в большей мере, чем в собрании А. В количественном отношении собрание B также значительно превосходит собрание А. Возможно, оно было составлено по повелению Карла Великого с дидактическими целями для наставления клира, поскольку часто соседствует с толкованиями мессы, либо было создано позже, при Людовике Благочестивом, как прототип Понтификала для практического употребления ( Vogel. 1986. P. 151). По мнению Уэствелла, в появлении этого собрания большую роль могла сыграть деятельность св. Ратольда, еп. Веронского ( между 840 и 858), или архидиак. Пацифика Веронского ( 844) ( Westwell. 2017). Уникальный набор чинопоследований сохранился в рукописи Brux. 10127-10144 (кон. VIII в.), которая содержит помимо O. R. Антифонарий, Сакраментарий, канонический сборник и пенитенциалы. Раздел с O. R. включает OR 13B, 24, 26, 30A (Страстная седмица), 3 (адаптированный вариант папской мессы). Возможно, рукопись была создана для сельского прихода или для миссионеров в новообращенных землях. В нач. IX в. чины из этого сборника попали в более обширные коллекции (St. Gallen. 614; Wolfenbüttel. Herzog August Bibliot. 4175 (т. н. Понтификал Бернхария ( 826), еп. Вормсского и аббата Вайсенбурга, который в 809 вместе с Адальхардом, аббатом Корби , отвозил в Рим акты Ахенского Собора 806 г.) и др.). Собрание из аббатства Санкт-Галлен St. Gallen. 349 (кон. VIII в.), включающее OR 14-16, 18-19 и 17 (компиляция), до издания Андриё рассматривалось как образец древнейшего рим.

http://pravenc.ru/text/2581497.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010