Пространное житие святого переведено на слав. язык в кон. XI в. Краткое житие переведено в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского . В XVI в. пространное и краткое жития включены под 13 мая в ВМЧ ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 160-161). В нек-рых греч. синаксарях в этот же день упоминается Александр, еп. Тиверианский, как предполагают, одно лицо с А. Р., неверное понимание жития к-рого привело к появлению в тексте епископского сана и названия несуществовавшей кафедры. Память этому святому переведена на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского; в XVI в. она внесена под 13 марта в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 161). Гимнография В серии Analecta Hymnica Graeca был издан канон А. Р., не вошедший в печатные Минеи (AHG. Vol. IX. P. 152-157). По греч. рукописи 1431 г. (Ath. Vatop. 1145. Fol. 78v - 83) известен канон (4-го плагального, т. е. 8-го, гласа) А. Р. («Δετε μυστικς δελφο» - Ταμεον. Ν 605. Σ. 199-200), многие тропари к-рого совпадают с опубликованным в AHG, однако он надписан именем св. Александра Хиосского. Ист.: BHG, N 48-49; Феофилакт. История. VI 8; VII 26; ActaSS. Maii. T. 3. P. 197; ActaSS. Mart. T. 3. P. 687-688; ЖСв. Май. С. 443-463. Лит.: Dufourcq A. Alexandre (10)//DHGE. T. 2. Col. 176; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 180-181; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 26; ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 95. А. И. Макаров, А. Ю. Никифорова Рубрики: Ключевые слова: ЗОСИМ (ЗОСИМА) (Зосима) († нач. II в.), мч. Аполлонийский (Конанейский) (пам. 19 июня; пам. греч. 19, 20 июня; пам. зап. 19 июня) ЗОСИМА И АФАНАСИЙ КОММЕНТАРИСИЙ прмч. Киликийский (пам. 19 сент. и 4 янв.), и мч. (пам. 4 янв.; пам. греч. 3, 4 янв., 18 апр.; пам. зап. 3 янв.) КЛАВДИЙ, АСТЕРИЙ, НЕОН И ФЕОНИЛЛА († 285), мученики Эгийские (Эгейские) или Киликийские (пам. 29 окт.; пам. визант. 30 окт., 27 янв.; пам. греч. 30 окт.; пам. зап. 23 авг.) НАЗАРИЙ, ГЕРВАСИЙ, ПРОТАСИЙ И КЕЛСИЙ (III-IV вв.?), мученики Медиоланские (Миланские; пам. 14 окт.; пам. греч. 14 окт.; пам. зап. 19 июня, 28 июля)

http://pravenc.ru/text/64392.html

Рукописи Текст Устава, написанный рукой самого В. Н., хранился в Монте-Кассино как реликвия. При разрушении мон-ря лангобардами ок. 581 г. насельники перенесли этот кодекс в Рим. Через неск. лет после восстановления Монте-Кассино (нач. VIII в.) Римский папа Захария (741-752) вернул рукопись Устава в мон-рь. В 787 г. по приказу франк. кор. Карла Великого аббатом Монте-Кассино Теодомаром с рукописи В. Н. была сделана копия, переданная в королевский дворец в Ахене, откуда она впосл. исчезла. В 884 г. после нападения на Монте-Кассино сарацин оригинал рукописи Устава был перенесен в мон-рь в г. Теан (совр. Теано, Италия), где он погиб в результате пожара в 896 г. Место погребения святых Венедикта и Схоластики. Базилика мон-ря Монте-Кассино в Италии. Фотография. Кон. XX в. Место погребения святых Венедикта и Схоластики. Базилика мон-ря Монте-Кассино в Италии. Фотография. Кон. XX в. Дошедший до наст. времени текст Устава В. Н. представлен в 3 редакциях средневек. лат. рукописей. Наиболее подлинный текст содержит т. н. краткая редакция. Самая древняя рукопись этой редакции - манускрипт 914 (условное обозначение A), происходящий из мон-ря Санкт-Галлен . Он представляет собой список, сделанный монахами мон-ря Райхенау Гримальдом и Таттоном в 817 г. непосредственно с ахенской копии Карла Великого. Краткую редакцию, восходящую к ахенскому списку, содержат еще 3 рукописи IX в. герм. происхождения. Краткой редакцией пользовался один из ранних (2-й по хронологии) комментаторов Устава Смарагд (IX в.). Ряд рукописей краткой редакции X-XIII вв., происходящих из Монте-Кассино, вероятно, опосредованно восходит к оригиналу, погибшему в 896 г. Близость краткой редакции оригиналу подтверждает ее язык, отличающийся простотой, ориентированный на разговорную латынь VI в. ( Schmitz. Col. 1385). Расширенная (интерполированная) редакция содержится в древнейшей из дошедших рукописей Устава, т. н. Оксфордском кодексе (Cod. Oxoniensis. Hatton 48, условное обозначение O), сделанном в г. Дуроверне (совр. Кентербери, Великобритания) в нач. VIII в. К VIII или IX в. относится рукопись из Вероны (LII (50), условное обозначение V) и манускрипт из мон-ря Санкт-Галлен 916. Возможно, расширенная редакция появилась уже в кон. VI в. и принадлежит аббату Симплицию, второму преемнику В. Н. в Монте-Кассино, внесшему в Устав ряд дополнений, а также стилистическую правку ( Schmitz. Col. 1385).

http://pravenc.ru/text/150223.html

Св. Корентин. Скульптура в кафедральном соборе г. Кемпер (Франция). XIX в. Св. Корентин. Скульптура в кафедральном соборе г. Кемпер (Франция). XIX в. О почитании К. в IX-XI вв. свидетельствует наличие его имени (обычно в форме «Коурентин») и памяти (1 мая) в календарях и литаниях из Бретани, Франции и Англии (см.: Fawtier-Jones. 1925. P. 30-32). Среди ранних источников - рукописи, созданные в аббатстве Ландевеннек: лекционарий в составе Четвероевангелия кон. IX - нач. X в. (Bodl. Auct. D. 2. 16. Fol. 183v; ркп. находилась во владении Леофрика, еп. Эксетера (1050-1072)) и календарь XI в. (København. Kongelige Bibl. Thott. 239; см.: Duine. 1922. P. 49-56). Имя К. значится в бретон. литаниях X-XI вв. ( Loth. 1890. P. 136, 141). О почитании К. во Франции и в Англии свидетельствует пространная аквитанская литания с упоминанием ряда бретон. святых (ркп. Paris. lat. 1154. Fol. 9v (кон. IX - X в.), из аббатства св. Марциала в Лиможе; см.: Arbois de Jubainville H., d " . Quelques noms de saints bretons dans un texte du XIe siècle//Revue celtique. 1876/1878. T. 3. P. 449-450; Duine. 1922. P. 59-60), а также литании в англосакс. Псалтири X в. из Солсбери (возможно, составлена при кор. Этельстане (924/5-939), принявшем беженцев из Бретани; см.: Anglo-Saxon Litanies of the Saints/Ed. M. Lapidge. L., 1991. P. 42. N 38.102, 44.196) и в Псалтири из Реймса, вероятно, X в. (не сохр.- Duine. 1922. P. 41-46). О поминовении К. говорится в нек-рых литургических рукописях из Бретани и областей в нижнем течении Луары, напр. в календаре сакраментария-градуала из Анже (sancti Corentini episcopi - Angers. Bibl. municip. 91. Fol. 17 (IX-X вв.); см.: Duine. 1922. P. 35-37). Память «св. Коурентина, исповедника и епископа, в Корнубии» указана среди добавлений к Мартирологу Беды в рукописи, созданной на рубеже X и XI вв. в еп-стве Ле-Ман, скорее всего в аббатстве Сен-Кале (Cornubiae natale sancti Courentini confessoris atque pontificis - Vat. Barb. lat. 646 (XIV. 19); см.: Quentin H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908. P. 32; Duine. 1922. P. 7).

http://pravenc.ru/text/2057260.html

В памятнике кельтского обряда - ирл. Бангорском Антифонарии (кон. VII в.) Г., в т. ч. «Te Deum», присоединены к библейским песням (см.: Martimort. 1982). Среди Г., содержащихся в этом памятнике,- «Precamur patrem» (Молимся Отцу), вероятно написанный в Бангоре ок. 580 г. св. Колумбой , к-рому Адамнан приписывает также составление седмичного Гимнария (Hymnorum liber septimaniorum). «Аллилуия» в конце 1-й и последней строф этого Г., возможно, является припевом, исполнявшимся народом. Из содержания др. важнейшего кельт. источника - Ирландского Гимнария (Dublin. Trinity College. 1441, кон. XI в.; Killiney. Franciscan House of Studies. A. 2, нач. XII в.) - видно, что по крайней мере нек-рые из Г. исполнялись антифонным способом, что подтверждается указаниями в сочинениях Беды Достопочтенного ( 735). Г. ирл. святым, созданные, очевидно, на их родине, содержатся также в брит. и континентальных (прежде всего франко-галльских) источниках. Древнейшие сохранившиеся рукописи, содержащие тексты Г., датируются VII в. Из ранних Г. различного происхождения постепенно был составлен общий для большей части лат. Запада репертуар, известный по рукописям IX-X вв. и более поздним (см. в ст. Гимнарий ). До XII в. Г. встречаются гл. обр. в монашеских источниках. Вероятно, по причине сохранявшегося недоверия к небиблейским текстам Г. долгое время не допускались в богослужении нек-рых Церквей: в Галлии Лионская и Вьеннская Церкви не употребляли Г. до IX в.; в рим. богослужение Г. вошли лишь в кон. XI - нач. XII в. (см., напр., Антифонарий XII в. Vat. S. Pietro. B. 79), чем отчасти объясняется исключение Г. из круга жанров григорианского пения . Гимн «Conditor alme siderum». Псалтирь-Гимнарий кард. Виссариона. Милан (?). 1450–1455 гг. (Vat. Barber. lat. 585) Гимн «Conditor alme siderum». Псалтирь-Гимнарий кард. Виссариона. Милан (?). 1450–1455 гг. (Vat. Barber. lat. 585) В XII-XIII вв. Г. были включены в новый тип книги для суточного богослужения - Бревиарий , в к-ром получили названия в соответствии со службами суточного круга, на к-рых они исполнялись: ad nocturnas (для ноктурн; впосл. ad matutinam - для утрени), ad matutinas Laudes (для утренних Laudes; впосл. ad Laudes), ad primam (для 1-го [часа]), ad tertiam (для 3-го [часа]), ad sextam (для 6-го [часа]), ad nonam (для 9-го [часа]), ad vesperas (для вечерни), ad completorium (для повечерия).

http://pravenc.ru/text/Гимны.html

Сщмч. Власий. Икона. 2-я пол. XV в. (Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск) Сщмч. Власий. Икона. 2-я пол. XV в. (Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск) вскоре после смерти В. его почитание стало быстро распространяться как на Востоке, так и на Западе. Святой почитается как целитель детей (на Западе), к нему обращаются с молитвой при болезнях горла. На Руси он считается покровителем пастухов и животных. В зап. и древних вост. календарях память В. отмечалась 3 февр. (MartRom. P. 47), но впосл. в Византии это празднование было перенесено на 11 февр. из-за близости двунадесятого праздника Сретения Господня (2 февр.). В ряде мартирологов IX в. (Адона, Узуарда и Ноткера) память В. встречается под 15 февр. Известны 4 весьма схожие редакции мученических актов В. Из греч. житий одно принадлежит Симеону Метафрасту (кон. X в.) (BHG, N 277), похвала написана Феодором , еп. Кизическим (сер. X в.) (BHG, N 277k). Есть неск. источников на лат. языке (BHL, N 1370-1380) и арм. житие (BHO, N 183). Сщмч. Власия ведут в темницу. Женщины помазываются каплями его крови. Исповедничество и казнь христиан. Клеймо (34) рамы с житием сщмч. Власия. Кон. XVII — нач. XVIII в. (ЯХМ) Сщмч. Власия ведут в темницу. Женщины помазываются каплями его крови. Исповедничество и казнь христиан. Клеймо (34) рамы с житием сщмч. Власия. Кон. XVII — нач. XVIII в. (ЯХМ) Пространное житие В. дометафрастовской редакции (BHG, N 276) переводилось на слав. язык дважды - в Х в. в Болгарии в составе февральской Минеи Четьи (перевод известен в списке 1-й четв. XV в.- РГБ. МДА. 92. I) и не позднее XII в. (старший список - РГБ. Вол. 594. Л. 83 об.- 88 об., посл. четв. XV в.; эта же редакция вошла в XVI в. в ВМЧ). Краткое житие переведено не позднее сер. XII в. в составе нестишного Пролога на Руси (старший список - РНБ. Соф. 1324, кон. XII - нач. XIII в.) и в составе стишного Пролога в 1-й пол. XIV в. у юж. славян. Память В. отмечалась в К-поле в его мартирии при ц. ап. Филиппа, находившейся в квартале Мильтиада близ цистерны св. Мокия (SynCP. Col. 457). Синаксарь К-польской Церкви не сообщает, где именно находились мощи В., однако Антоний Новгородский в 1200 г. видел мощи и главу В. в мон-ре Пантократора (Книга Паломник. С. 25). Согласно анонимному описанию К-поля (т. н. Аноним Меркати, 1190), в местности Зевгма на берегу Золотого Рога в ц. во имя сщмч. Власия хранились его мощи, часть мощей находилась в ц. Богородицы Фара в Большом дворце в К-поле (Описание святынь К-поля в латинской рукописи XII в.//Чудотворная икона в Византии и Др. Руси. М., 1996. С. 440, 451).

http://pravenc.ru/text/155013.html

Ап. Онисифор. Роспись ц. свт. Николая в Печской Патриархии. 1673–1674 гг. Мастер Радул Фото: BLAGO UFnd, USA/Serbia Ап. Онисифор. Роспись ц. свт. Николая в Печской Патриархии. 1673–1674 гг. Мастер Радул Фото: BLAGO UFnd, USA/Serbia О. представлен в большинстве византийских каталогов апостолов от 70: в списке V-VI вв., создание которого приписывают свт. Епифанию Кипрскому, сказано, что О., о к-ром упоминает ап. Павел, стал епископом Коронеи (Κορνεια - Vitae prophetarum. Р. 125); эти же данные представлены в каталоге, известном под именем Дорофея Тирского (Ibid. P. 142), в списке VII-VIII вв., приписываемом Ипполиту Римскому (Ibid. Р. 170), в пространной редакции визант. хроники X в., атрибутируемой Симеону Логофету (Ibid. Р. 183), и в списке апостолов IX в. под авторством Епифания Саламинского (Écrits apocryphes chrétiens/Éd. F. Bovon, P. Geoltrain. P., 1997. Vol. 2. P. 480). В сир. списке из груз. рукописей A-I 44 и A-9S (X в.) О. представлен как епископ Халкидона в Вифинии ( Esbroeck M., van. Neuf listes d " apôtres orientales//Augustinianum. R., 1994. Vol. 34. P. 130). О. упомянут среди апостолов от 70 в «Пасхальной хронике» (VI в.; Chron. Pasch. P. 402). В Синаксаре К-польской Церкви (архетип кон. X в.) под 8 дек. память О. представлена вместе с апостолами от 70 Сосфеном , Аполлосом , Кифой , Тихиком , Епафродитом и Кесарем , однако среди кратких сказаний о месте служения О. ничего не сказано, притом что Сосфен и Тихик названы епископами Колофона, а Кесарь - епископом Коронеи (SynCP. Col. 289-290). Под 7 сент. память О. отмечена вместе с памятью ап. Евода в списке стишного Синаксаря XIV в. (Paris. gr. 1582), в к-ром сказано, что О. стал епископом Колофона (возможно, в районе совр. Дегирмендере, иль Измир, Турция), он был искусен в словах, мужественно стоял в вере «до самой крови» (SynCP. Col. 24). Также память этих апостолов встречается под 28 апр. в греч. минеях XII-XIV вв. (Vindob. Theol. Gr. 300; Paris. gr. 1575) и в отдельных рукописях Синаксарей XIII-XIV вв. (Paris. Coislin. 223, 1301 г.; Paris. Suppl. 152 - SynCP. Col. 636-638). Под 17 янв. память О. встречается в Патмосском списке Типикона Великой ц. (Patm. 266, кон. IX - нач. X в.). Кроме того, О. как епископ Коронеи включен в Собор святых апостолов под 30 июня (SynCP. Col. 787).

http://pravenc.ru/text/2578429.html

Один или оба голоса О. могли быть удвоены в октаву. Согласно «Учебнику музыки», такие удвоения возникают в результате смешения как голосов (мужского голоса и голоса мальчика), так и звуков муз. инструментов. В эпоху Гвидо Аретинского начинает развиваться свободный О. Этой форме многоголосия посвящены 2 главы трактата Гвидо «Микролог, или Краткое наставление в музыке» (ок. 1026): гл. XVIII - «О диафонии, то есть о правилах органума» и гл. XIX - «Доказательство сказанного о диафонии с помощью примеров». Квартовый О. был по существу сохранен Гвидо (главный голос называется у него «кантус», сочиненный - «органум»), при этом он отказывается от дасийной нотации . Гвидо расширяет возможности сочиненного голоса. Он предлагает новые виды заключительных оборотов, с более свободным мелодическим движением в сочиненном голосе. Правило о том, что сочиненный голос должен находиться под григорианским напевом, также было впервые изменено Гвидо. Партии могут кратковременно пересекаться, когда богослужебный напев опускается ниже выдержанного на одном тоне сочиненного голоса. Пример 2. Органум «Ut tuo propitiates» (начало) в рукописи: Bodl. 572 Пример 2. Органум «Ut tuo propitiates» (начало) в рукописи: Bodl. 572 Ко времени Гвидо относится появление первых известных памятников искусства О. Самым значительным из ранних источников является Уинчестерский Тропарий (сохр. в 2 рукописях - Cantabr. Corpus Christi. 473 и Bodl. 775; обе составлены ок. 1000). Он содержит свыше 160 О. Этот репертуар стилистически близок к О., описываемому в «Микрологе» Гвидо, хотя в нем присутствуют и элементы, выходящие за рамки учения Гвидо. Наиболее поздними по стилю считаются 5 О., помещенных в рукописи Chartres. Bibl. municip. 109. В примере 2 представлен еще один образец подобного стиля - песнопение англ. происхождения «Ut tuo propitiatus», датируемое кон. XI - нач. XII в. (Bodl. 572. Fol. 49v; IX-X вв., с более поздними добавлениями). Характер многоголосия существенно меняется. Относительно положения сочиненного голоса - выше или ниже богослужебного напева - ограничений уже не существует. Наряду с совершенными консонансами начинают использовать несовершенные, терции и сексты. Преобладающим становится противоположное движение, что усиливает самостоятельность голосов. Расстояние между голосами увеличивается. Сочиненный голос наполняется новым мелодическим содержанием: исчезает повтор тонов, возрастает количество интонационных ходов на широкие интервалы, диапазон мелодии расширяется.

http://pravenc.ru/text/2581479.html

«Извержение Везувия». Худож. П. Ж. Валер. 1779 г. (ГЭ) «Извержение Везувия». Худож. П. Ж. Валер. 1779 г. (ГЭ) Та же практика бытовала и в К-поле, свт. Иоанн Златоуст († 407) упоминает усиленные моления во время проливных дождей ( Ioan. Chrysost. Contra ludos et theatra. 1//PG. 56. Col. 265) и совершение сопровождавшихся шествиями «панихид» (греч. παννυχς - Всенощная) во время землетрясения ( Ioan. Chrysost. De terrae motu//PG. 50. Col. 713-716). Чин к-польской παννυχς времен свт. Иоанна Златоуста нам неизвестен; в памятниках VIII-XII вв. он состоит из 3 антифонных псалмов (Пс 119, 120 и 121), перемежающихся иерейскими молитвами и малыми ектениями, и заключается молитвой отпуста с ектенией и молитвой главопреклонения (см. Панихида , Песненное последование ). Основанный на παννυχς чин шествия встречается в слав. рукописях вплоть до XVI в. (под названиями «Чин, бываемый в литию, хотящии великыя церкви исходити» или «Чин, бываемый такожде в литиу, понеже возвратитися святителю»: ГИМ. Син. 268. Л. 124-126, кон. XV в.; 675. Л. 21, кон. XIV - нач. XV в., и др.). Однако уже с XI в. в визант. богослужебной практике получает развитие особый тип молебной «панихиды», со временем превратившийся в молебен (ср.: Дмитриевский. Описание. Т. 2. С. 372, 411, 527, 627, 636, 765; Goar. P. 673-679; Arranz. Typicon. P. XLIX, 210-211, 223-224, 428-429). Слав. старопечатные Требники XVII в. (М., 1623. Л. 442-455; 1625. Л. 114; 1633 и 1636. Л. 432; 1639. Л. 114; Львов, 1645. Л. 240 и др.) используют чинопоследование общего молебна в качестве основы для молебнов во время Б. с. В древности существовала практика внесения в календари памятей наиболее разрушительных катастроф (напр., пам. 14 сент. землетрясения в Антиохии 457/58 указана в «сирофиникийской» Праздничной Минее IX в., изданной В. В. Болотовым (ХЧ. 1893. Ч. 1. С. 185), пам. землетрясения в Александрии при Юлиане Отступнике ( Созомен. Церк. ист. VI 2. 15)). Множество памятей разного рода Б. с. содержалось в к-польском Типиконе Великой ц. (25 сент., 7 и 26 окт., 6 нояб., 6 и 14 дек., 25 и 26 янв., 17 марта, 19 июня, 16 авг.). На 6 нояб. приходилась т. н. «память праха» (κνεως μνμη), т. е. воспоминание выпадения пепла в К-поле от извержения Везувия, случившегося при имп. Льве I Великом, в Хронике Марцеллина Комита указано под 472 г., в Минологии Василия II - под 474 г.; в Евангелиях могли быть даже указаны особые чтения «недель (т. е. воскресений) перед прахом» и «после праха» (напр., греч. Евангелие ГИМ. Син. греч. 43, 1055 г.; в слав. Остромировом и Мстиславовом Евангелиях на этот день указано чтение о богатом и Лазаре (Лк 16. 19-31), в наст. время это чтение 22-й недели по Пятидесятнице, 6-й по Воздвижении). Уже в V-VI вв. для таких дней составлялись особые песнопения и кондаки. Известен кондак прп. Романа Сладкопевца «на всякое землетрясение и пожар» (Гимн 54, на среду 3-й седмицы Великого поста - SC. 283. P. 470); в к-польской практике кондаки исполнялись после παννυχς.

http://pravenc.ru/text/77782.html

Мч. Адриан. Фреска из собора Св. Софии в Киеве. Сер. XI в. Мч. Адриан. Фреска из собора Св. Софии в Киеве. Сер. XI в. В IV в. свт. Митрофан , еп. Византия, построил ц. во имя А. и Наталии, где хранились их мощи. Позже мощи были перенесены из К-поля в Рим, где папа Гонорий I (625-638) построил на форуме (в бывш. здании сената) посвященный им храм; там они покоятся и в наст. время. Житие святых мучеников, по всей вероятности, составлено в V в. Пространное житие мучеников переведено на слав. язык к кон. XI в. Краткое житие переведено в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. В 1-й пол. XIV в. оно вновь было переведено (видимо, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога. В XVI в. пространное и краткое жития святых мучеников включены под 26 авг. в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 436-437). Гимнография В Типиконе Великой ц. (IX–X вв.) указано совершать память А. и Н. «в святейшем их мартириуме на противоположной стороне от Аргируполя» (Mateos. Typicon. Т. 1. P. 384-385). Также А. упоминается в Стишном Прологе к-польского поэта XI в. Христофора Митилинского . Месяцесловы Студийского (в т. ч. и ркп. XII в. Син. 330) и Иерусалимского уставов регулярно фиксируют память А. (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1 С. 456, 493). В студийской слав. Минее (XII в. ГИМ. Син. 168. Л. 154-159) выписаны седален и кондак (отличные от помещенных в печатных Минеях), 5 стихир (3 из них совпадают с печатными), канон (тот же, что в печатных). В Мессинском Типиконе (1131), представляющем собой италийскую редакцию Студийского устава, предписано на утрене петь общий тропарь «      », читать житие святых; совершать литургию так же, как и 20 сент. Канон (2-го плагального, т. е. 6-го, гласа), написанный Феофаном Начертанным ( 845) и встречающийся во многих рукописях (XII в. Doch. gr. 32; кон. XIII - нач. XIV в. Син. греч. 450. Л. 187-192об.), вошел в печатные греч. и слав. Минеи. Славник на вечерне «      » в печатных Минеях атрибутируется Ефрему Карийский . В совр. Минеях помещен тропарь «        ». Служба в греч. Минее в целом совпадает с последованием слав. Минеи, однако в слав.- 2 тропаря мученикам; греч. (Αγουστος. Σ. 256-257) имеет на утрене стишной ямбический синаксарь святым мученикам («Αδριανο τμνουσι χερας κα πδας») после 6-й песни канона и 3 стихиры на хвалитех . Сохранились неопубликованные греч. службы А. и Наталии (Paris. Gr. 13. Fol. 378v, XIII; Fol. 215, 1575; Laur. 33. Fol. 173, XV; 43. Fol. 282v, XIV; Δ 45. Fol. 173v, XI). В первопечатном рус. Типиконе 1610 г., как и в совр., указана служба без знака (см. Знаки праздников Месяцеслова ), а также полиелей Сретению иконы Владимирской Богоматери . По Уставу греч. Церквей поется последование со славником на вечерне. Иконография

http://pravenc.ru/text/63606.html

В ранней рукописи этого Типикона (Patm. gr. 266, IX-X вв.) отсутствуют особые указания относительно порядка совершения службы на В., отмечена лишь память события ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 26; то же и в месяцеслове греч. Евангелия Sinait. gr. 150, X-XI вв.- Там же. С. 203). Согласно 2 рукописям X-XI вв., служба на В. пелась в храме Пресв. Богородицы в Халкопратии (обычное место наряду с Влахернским храмом для служб на Богородичные праздники), куда утром в день праздника из храма Св. Софии направлялась лития с участием Патриарха. На утрене (на Пс 50) и малом входе литургии пели тропарь 4-го гласа «Σμερον τς εδοκας Θεο τ προομιον» (        ); чтения на литургии: прокимен 3-го гласа (Лк 1. 46а-47), Евр 9. 1-7, аллилуиарий (4-го плагального, т. е. 8-го, гласа), Лк 1. 39-50, 56; причастен - Пс 115. 4 ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 110). В студийских Типиконах использовавшихся в Византии до нач. XIII в., а на Руси до нач. XV в., праздничный цикл В. уже состоит из 3 или 4 дней: предпразднства 20 нояб., собственно праздника 21 нояб., попразднства 22 (или 22-23) нояб. Разные редакции Студийского устава - Студийско-Алексиевский 1034 г. (отражает к-польскую практику 1-й пол. XI в.), Евергетидский (отражает практику к-польского монашества кон. XI в.), Георгия Мтацминдели (отражает практику афонского монашества сер. XI в.), Мессинский 1131 г. (отражает южноитал. (калабро-сицилийскую) практику XII в.) Типиконы - излагают порядок служб введенского цикла с нек-рыми различиями (см.: Пентковский. Типикон. С. 296-298; Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 319-323, 813; Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 241; Arranz. Typicon. P. 58-61). В более раннем Студийско-Алексиевском, а также южноитал. Мессинском и Николо-Казолянском Типиконах и студийских Минеях XI-XII вв. ( Ягич. Служебные Минеи. С. 431-436) попразднство составляет 1 день; в Евергетидском и Георгия Мтацминдели Типиконах - 2. Поздний южноитал. Типикон мон-ря Гроттаферрата (Crypt. A. II. 7, 1300 г.) распространяет попразднство на 3 дня ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 365). День отдания праздника В. в студийских Типиконах не выделяется.

http://pravenc.ru/text/149979.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010