В окт. 1464 г. П. упразднил коллегию составителей документов (аббревиаторов), ранее расширенную папой Римским Пием II до 70 чел. Поскольку работа в коллегии была источником заработка для мн. гуманистов, поступок папы вызвал возмущение. Платина (Бартоломео де Сакки) направил понтифику открытое письмо, за которое поплатился 4-месячным заключением. В марте 1466 г. был арестован гуманист Георгий Трапезундский († ок. 1472/73), заподозренный в переговорах с турецким султаном Мехмедом II Фатихом (1444-1446, 1451-1481): он провел в тюрьме 4 месяца и был освобожден из-за отсутствия доказательств. В февр. 1468 г. по приказу П. были арестованы члены Римской академии, обвиненные в заговоре против понтифика. Глава сообщества Юлий Помпоний Лет, находившийся к тому времени под арестом в Венеции (по обвинению в аморальном поведении), был выдан в Рим, флорентийцу Филиппо Буонаккорси (Каллимаху) удалось бежать; другие, в т. ч. Платина, были арестованы. Основные обвинения не получили подтверждения, и в 1469 г. арестованных отпустили. Во время заключения в замке Св. ангела они могли переписываться и заниматься лит. деятельностью. Позднее, при папе Римском Сиксте IV, большинство из них получили места в Римской курии. Платина получил должность библиотекаря Ватиканской библиотеки и составил сборник жизнеописаний Римских понтификов, где выставил П. в неприглядном свете. Лит.: Pastor L., von. Geschichte der Päpste seit dem Ausgang des Mittelalters. Freiburg, 1904. Bd. 2. S. 291-447, 757-779; Jedin H. Sánchez de Arévalo und die Konzilsfrage unter Paul II//Hist. Jb. Münch.; Freiburg, 1953. Bd. 73. S. 95-119; Weiss R. Un umanista veneziano: Papa Paolo II. Venezia; R., 1958; Dunston A. J. Pope Paul II and the Humanists//JRH. 1973. Vol. 7. P. 287-306; Valentini G. La sospensione della crociata nei primi anni di Paolo II (1464-1468): Dai documenti d " archivio di Venezia//AHPont. 1976. Vol. 14. P. 71-101; Zippel G. Paolo II e l " arte: Note e documenti// Idem. Storia e cultura del Rinascimento italiano.

http://pravenc.ru/text/2578525.html

К третьей сфере церковной деятельности мы относим ее роль в социально-экономической жизни страны как земельного собственника, участника производственных отношений феодального общества, использовавшего труд церковных крестьян и других групп трудящихся. В ранний период существования церкви на Руси она вместе с княжеской властью была потребителем тех даней, которые собирал князь централизованным способом, затем она сама становится собственником земли, таким же, как князья и бояре. Четвертая, публично-правовая, сфера связана с широкой юрисдикцией церкви как составной части государственной организации. Епископским кафедрам принадлежало два больших круга судебных дел — суд над так называемыми церковными людьми, в том числе церковным причтом, людьми, связанными своим положением с культом и населением церковных вотчин, и суд над всем населением Руси по так называемым церковным делам, т. е. по делам о браках, разводах, семейных конфликтах и пр. Это позволяло церкви глубоко проникать в жизнь общины, семьи, каждого человека. Особой, пятой сферой деятельности церкви было внутреннее управление самой церковной организацией — от митрополита, епископов и игуменов монастырей до священников, дьяконов и рядовых, монахов. Для этой административной деятельности она обладала штатом особых чиновников — владычных наместников, тиунов и др. Наконец, к последней сфере можно отнести политическую деятельность церкви как внутри страны, так и в международном плане, поскольку Киевская митрополия была одной из 60—70 митрополий, подведомственных Константинопольской патриархии. Деятели церкви принимали активное участие в жизни своего города и княжества, выполняя политические поручения, которые им давали светские власти; их обязанностью были встречи князей и настолование (интронизация) при их вокняжении, участие в крестоцеловании при заключении договоров как государственном акте и пр. Из указанных больших сфер в настоящей работе в той или иной степени рассматриваются только те, которые связаны с отношением между церковными организациями и княжеской властью и городской администрацией: формирование и развитие церковной структуры, системы митрополии, епископий (гл. I), социально-экономическая сфера: источники материального обеспечения церкви на разных этапах ее истории, церковная юрисдикция, выполнение церковными организациями некоторых городских контрольных функций (гл. II и III), внутри- и внешнеполитическая позиция и деятельность церкви (гл. IV).

http://sedmitza.ru/lib/text/438141/

Случающиеся вам скорбные посещения и мрачность в духе принимайте мужественно, ожидая изменения, которое вы и получали, как ты описывала, М. М.; ощущали себя в обедни, а после и последовало смущение в вечерню; а прежде сего за несколько дней также бывшему утешению было предварение. Святые отцы пишут: «утешению или предваряет, или последует мятеж», по этому разумейте, что вы стоите на истинном пути; только блюдите, да не вознесетеся при посещении благодати; но паче усматривайте свою худость и не считайте себя духовными, а других не уничижайте, что нет духовности: у Бога есть много сокровенных рабов, подобно Исидоре, которую вменяли за ничто. Познавайте более свою немощь (IV, 70,170–171). Надо считать себя недостойными утешений и не искать их Вы пишете, что никак не можете добиться крошки или крупинки мытарева злата – умиления; впрочем, о сем не ропщите, а 89 Слово св. Исаака вам показало и причину оной скудости. Предлагаю и я скудные мои советы. Восполняйте сей недостаток смиренною мудростью, считайте себя недостойным сего великого дара. Если водрузится в вас залог сознания нашей худости и ничтожества, то возможно Господу обогатить вас и даром мытарева злата; а без оного залога , хотя бы вы и большое имели богатство, но оное не может быть прочно, а скоро отходит и исчезает. Ум, возмечтав о себе нечто великое, тотчас лишается заступления Божия, и враг старается внушать нам гордые мысли, как сам гордостью отпал от Бога; а потому смотрительно попускает Бог нам поползновения разного рода, чтобы внимающие себе чрез оные нисходили в глубину смирения (I, 164, 331). Я заметил, что вы в правиле молитвенном ищете духовных услаждений; они хотя и приятны, но весьма опасны и обольстительны. Человек, находясь в сем положении, думает, что он упоен любовью Божиею, – и токмо увлекается мнением; и когда оное со временем умножится, тогда вместо утешения лишается спокойствия, ибо в том только и полагает найти спасение когда имеет утешения, а при лишении оных смущается и не имеет покоя; а надобно молиться смиренно, не ища утешений, чувствуя свою греховность и опасаясь обольщений. Хотя бы и сухость случалась, не отступать от молитвы, считая себя недостойным утешения, по слову святых отцов: «кто не помышляет себе грешна, молитва его несть благоприятна пред Богом», а Он, видя и при сухости усердие и смирение в молитве, примет оное. Когда же послать кому утешение, то есть кому оно будет безвредно, это состоит в Его святой воле и всеведении, ибо это есть дарование Божие, а не наше тщание. Многие, получивши сей дар, вместо смирения пришли в высокоумие, думая, что они уже обогатились, и после доходили до бедственного душевного положения, лишаясь спокойствия; потому Господь и не дает сего чувства, пока человек не смирит себя совершенно. Смиренный уже не падает высокоумием и хранит дар смирением. Итак, советую вам ни в посещении утешением не возвышаться, но обращать мысль на грехи свои; ни в сухости не смущаться, но веровать, что Господь примет ваше усердие (I, 124,257).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Возможно согласиться, что под мусульманскою штукатуркою находятся еще неизвестные доселе фрагменты мозаик 69 . Тем не менее обширной росписи в этом храме нет и не было. Здесь мы имеем дело с явлением зачаточным, основным мотивом которого служит не столько символика христианского храма, сколько начало декоративное 70 . Художник еще не уяснил себе идеи храма, но подчинялся традиционному приему украшения обширных зданий, начало которого восходит к отдаленной эпохе греко-римского искусства, внося сюда лишь частные черты, явившиеся в искусстве собственно христианском. Явление это вполне естественно для IV-V вв., когда еще не установились ни архитектурный тип византийского храма, ни отдельные иконографические формы, и даже церковный год еще только начинал слагаться в единое целое. Не без причины и Евсевий, подробно описывая храмы, построенные Константином Великим , не дает подробных указаний относительно их росписей. Но спустя одно-два столетия после того, упомянутые недочеты были уже значительно выполнены: византийский архитектурный тип храма уже установился, и в его росписи намечены именно те основные черты, которые проходят во всех храмах византийских. Памятников стенной росписи VI в. до нас дошло только два: оба неполные и находятся под мусульманскою штукатуркою. Первый из них – мозаики св. Софии в Солуни. Уцелевшие доселе фрагменты превосходных мозаик этой церкви показывают следующее: в центре купола здесь представлен был круг, поддерживаемый 22-мя мозаическими ангелами и в этом круге Спаситель, возносящийся на небо (от него сохранились лишь ноги и часть плаща). Ниже этих изображений Богоматерь с воздетыми руками, на подобие киевской нерушимой стены, и по сторонам ее два ангела, из которых один левою рукою указывает вверх на возносящегося Спасителя; мысль этого жеста выражена греческой подписью: νδρες γαλιλαοι τ στκατε μβλποντες ες τν ορανν... Еще ниже, в барабане купола 12 апостолов с книгами и свитками: некоторые из апостолов смотрят вверх, другие сохраняют спокойное положение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Несколько сложнее обстоит дело с вопросом о генезисе аполлинарианства как еретической христологической системы. Иногда предполагается, что лжеучение Аполлинария является логическим продолжением и развитием христологических тезисов ариан 358 . Более часто высказывается мнение, что основной причиной возникновения аполлинарианства является «симметричная» или «разделительная» христология представителей Антиохийской школы, особенно Диодора Тарсского 359 ; разновидностью этой последней гипотезы представляется утверждение, что основным нервом становления аполлинарианства была оппозиция «диопросопической» христологии Маркелла Анкирского и его ученика Фотина, которая восходила к Павлу Самосатскому 360 . Все эти гипотезы, за исключением, пожалуй, первой, содержат какие-то моменты истины, но генезис того или иного учения или лжеучения не объясняет всей полноты сути его. Это подобно тому, как характерные особенности родителей, дедов и прадедов какого-либо человека не могут объяснить всей полноты его личности, хотя некоторые черты ее получают свое объяснение. Суть же лжеучения Аполлинария достаточно емко охарактеризовал Руфин. По словам этого церковного историка, «он утверждал, что при Воплощении Господом было воспринято только тело без души. Когда же он был опровергнут в этом очевидными свидетельствами из Евангелия (где Сам Господь и Спаситель утверждает, что Он имеет душу и лишается ее, когда захочет, и принимает снова, и говорит, что она тревожная и скорбная до самой смерти), изменил суждение, но чтобы показалось, что он отказался от всего и побежден, заявил, что хотя Он имел душу, но не из той части, что была разумной, но лишь от той, которая оживляет тело» 361 . Таким образом, аполлинарианство имело свою эволюцию, пройдя два основных этапа: 1) отрицание человеческой души в Господе и 2) отрицание разумной души или ума в Нем. Как ересь аполлинарианство состоялось, видимо, в 70-х годах IV века, но эволюция данного лжеучения продолжалась и после смерти ересиарха, хотя после Халкидонского Собора оно как самостоятельное течение перестало существовать 362 . Впрочем, за всей этой динамикой исторического развития аполлинарианства прослеживается некая постоянная величина данной ереси, составляющая ее неизменное ядро и состоящая из нескольких конституирующих идей и интуиций.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Предварительные публикации результатов раскопок последнего времени позволяют утверждать, что М. в нач. I в. был одним из больших городов Галилеи ( De Luca. 2009; Idem. 2011; Idem. 2013; De Luca S., Lena A. The Harbour of the City of Magdala/Tarichaee (в печати); Lena. Magdala 2007. 2013; Eadem. Magdala 2008. 2013; Zapata Meza. 2012; Najar. 2013). Стало очевидно, что город относился к той же категории населенных пунктов, что и Сепфорис (а позднее и Тивериада). Как францисканские, так и мексиканские раскопки подтверждают, что М., занимавшая территорию площадью приблизительно 9-10 га (вдоль берега озера до равнины к западу от совр. шоссе 90), была основана в период хасмонейской колонизации региона, при Александре Яннае (103-76), и имела с момента своего возникновения т. н. гипподамову сетку улиц с находившимися между ними жилыми и хозяйственными постройками (подобная городская структура типична также для Сепфориса, Иппоса, Гадары , Птолемаиды). Неск. археологических открытий имеют значение для исследования вопроса о галилейском контексте проповеди Иисуса Христа. Де Лука раскрыл большую часть главной кардо и неск. перпендикулярных ей декуманусов. С ними оказались связанными сложные системы каналов для спуска канализации и для подведения пресной воды к многочисленным фонтанам и бассейнам. Ближайшие параллели системе водоснабжения М. есть только в Скифополе и в Кесарии Приморской , резиденции Ирода Великого. Сенсацией стало раскрытие общественных терм, совершенно неожиданных для Галилеи. Здесь имелись все удобства, которые характерны для средиземноморских роскошных построек: парная с печью (praefurnium), различные прохладные и холодные комнаты, бассейны, ступенчатые водоемы. Наличие множества небольших сосудов для масла (арибалов) показывает, что посетители следовали эллинистической практике омовений. Де Лука считает, что после начальной фазы здания в I в. по Р. Х. бани были существенно перестроены в III/IV в. и разрушены во время землетрясения 363 г. Уже в 70-х гг. XX в. к югу от комплекса терм францисканцами была раскрыта обширная (32×32 кв. м) площадь, к-рая служила не только палестрой для бань, но и форумом города - на это указывают остатки колоннады и торговых лавок с зап. стороны и это подтверждает непосредственная близость к гавани на востоке. Площадь, к-рая появилась в городе во время его основания, служила экономическим и общественным центром.

http://pravenc.ru/text/2561172.html

Но с таким представлением об А. в том же эпосе сосуществует и иное. В А. пребывают судьи Минос, Радамант и Эак, прославившиеся своей праведностью еще на земле. Минос судит умерших, а они «его приговора, кто сидя, кто стоя,/Ждали в пространном с вратами широкими доме Аида» (Од. XI 570-571). Посмертная кара за клятвопреступление упоминается в «Илиаде» в самом тексте клятвы (Ил. III 279). О суде Зевса над злодеями и наказании их в А. говорится у Эсхила (Просительницы. 230). Если, с одной стороны, «многосумрачный» А. приемлет всех умерших, то с др.- эпос знает и Елисейские поля, или Элизиум (Ηλσιον πεδον), в А., «где пробегают светло беспечальные дни человека,/Где ни метелей, ни ливней, ни хладов зимы не бывает,/Где сладкошумно летающий веет Зефир, Океаном/С легкой прохладой туда посылаемый людям блаженным» (Од. IV 565-568). Подобным же образом описаны «острова блаженных» Гесиодом (Труды и дни. 1709-1730) и Пиндаром (Олимпийские песни. II 70-77), к-рый именует их «твердыней Крона». Туда люди попадают минуя смерть. Елисейские поля греч. эпоса очень напоминают егип. Поля иалу, где пребывают воскресшие праведники. Но у Гомера и позднейших авторов этот жребий выпадает скорее не за праведность, а за родственную близость к богам. Посвящение в мистерии также предполагает возможность избежать общей мрачной участи в А. «Счастливы те из людей земнородных, кто таинство видел./Тот же, кто им непричастен, по смерти не будет во веки/Доли подобной иметь в многосумрачном царстве подземном» (Гомеровские гимны. V 480-482). Здесь контаминируются 2 представления об А.- древнейшее, идущее, видимо, из минойской религии III-II тыс. до Р. Х. и предполагавшее суд и посмертное воздаяние (как и в егип. эсхатологии) и позднейшее, сформировавшееся в эпоху постмикенского регресса (1250-1000 до Р. Х.), аналогичное представлениям о посмертии большинства совр. неписьменных народов, для к-рых жизнь на земле никак не влияет на жизнь за гробом. Два этих представления сосуществовали в Греции I тыс. до Р. Х.: для посвященных-мистов - как тайное учение, открываемое в мистериях и отличное от всеобщего профанного знания об А., для непосвященных - как смутное припоминание давно преданной забвению альтернативы посмертия.

http://pravenc.ru/text/63714.html

Арелатские христиане перенесли тело мученика на противоположный берег Родана, чтобы, по слову автора «Мученичества», «покровительством одного мученика укрепить оба берега реки, омывающей соединенные города... так что и там и там присутствует Генесий, в одном месте обретается кровью, в другом - телом». «Слово о чуде св. Генесия» свт. Илария посвящено описанию чудесного спасения множества верующих, пришедших на Родан, к месту казни мученика, чтобы почтить его память. Обрушение моста, очевидцем к-рого был свт. Иларий, произошло в период епископства свт. Гонората . Опоры моста не выдержали проходивших по нему паломников, и все находившиеся на мосту упали в воду. Свт. Гонорат вознес молитвы Богу и Г., и благодаря небесному заступничеству Г. случилось чудо: дно обнажилось и люди добрались до противоположного берега. Автор сравнивает случившееся с ветхозаветным чудом - переходом израильского народа и священников с ковчегом завета через Иордан (Нав 3. 7-17), обыгрывая созвучие названий рек Иордан и Родан. Об этом же чуде сообщает и Григорий Турский в соч. «О славе мучеников»; он приводит описание еще 2 посмертных чудес Г., схожих между собой: женщина, обвиненная в чем-то мужем, была приговорена к смерти и сброшена с камнем на шее в Родан, но помолившись Г., она спаслась, и это чудо засвидетельствовало ее невиновность (во 2-м случае уточняется, что женщина обвинялась в прелюбодеянии). В епископство свт. Илария в Арелате было 2 базилики во имя Г.: на правом берегу Родана (в совр. квартале Арля Тренкетай), на месте казни Г., и на левом, за городской стеной, в некрополе Элисий (Елисейские поля, совр. Алискан), на месте его погребения. Базилика на Элисии с V в. стала местом погребения Арелатских епископов, в т. ч. святителей Илария и Гонората; в средние века базилика была посвящена святым Г. и Гонорату. Ист.: BHL, N 3304-3310; ActaSS. Aug. T. 5. P. 123-136; Passio S. Genesii Arelatensis//PL. 61. Col. 418-420; Hilarius Arelatensis. De miraculo S. Genesii//PL. 50. Col. 1273-1276; Greg. Turon. Libri miraculorum. I 68-70//PL. 71. Col. 766-768; Prudentius. Peristephanon. IV 35//PL. 60. Col. 363; Venantius Fortunatus. Miscellanea//PL. 88. Col. 270.

http://pravenc.ru/text/162023.html

В России от рака шейки матки каждый день умирают 17 женщин, в год — боле шести тысяч. «При этом для женщин возрастной группы 30–39 лет рак шейки матки — основная причина смертности. Это статистика, но за ней скрывается трагедия. Молодые, болеющие раком шейки матки — это женщины, которые потенциально могли быть мамами!», — отмечает директор института онкогнекологии и маммологии Центра акушерства, гинекологии и перинатологии им.академика Кулакова Лев Ашрафян.  При этом у молодых женщин рак шейки матки протекает очень скоротечно и быстро прогрессирует. «У 70% девушек в возрасте до 25 лет рак шейки матки диагностируется уже на самых поздних стадиях (III и IV), когда их уже трудно  спасти, не говоря о сохранении детородной функции. Без принятия государственных профилактических программ такая тенденция будет только ухудшаться», — считает Ашрафян. Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) и Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ) рассматривают ВПЧ-вакцинацию как приоритет для национальных программ иммунизации. Сегодня такая вакцинация доступна более чем в 130 странах мира, в 86 странах она проводится массово — то есть входит в Национальные программы иммунизации, в 20 из них вакцинируют и мальчиков, и девочек. «В России вакцинация против ВПЧ в Национальный календарь, к сожалению, до сих пор не включена, — отмечает главный внештатный детский специалист по профилактической медицине Минздрава России, заведующая кафедрой факультетской педиатрии РНИМУ им.Н.И.Пирогова Лейла  Намазова-Баранова. — С 2007 года в России было реализовано около 30 региональных программ ВПЧ вакцинации, которые демонстрируют свою эффективность в основном на индивидуальном уровне. Для достижения максимального эффекта от вакцинации против ВПЧ — снижение заболеваемости ВПЧ-ассоциированными онкологическими и неонкологическими заболеваниями — необходимо внедрение массовой вакцинации девочек и мальчиков на национальном уровне». Проблема ВПЧ и ассоциированных заболеваний стоит в нашей стране очень остро. В 2018 году более 7 тысяч россиянок погибнут из-за рака шейки матки, заболевания, которое можно было предотвратить своевременными профилактическими интервенциями, в основе которых корректная и полная информация, доступная человеку на каждом этапе его жизни. Данное исследование ВЦИОМ вновь обращает внимание общественности, что именно врачи играют главную роль в повышении грамотности населения нашей страны в вопросах своего здоровья и здоровья своих близких.

http://pravmir.ru/avstraliya-pervoy-pobe...

В частности каждая из них содержит в себе следующее: В книге Иисуса Навина содержится история завоевания и разделения евреями земли обетованной. В книге Судей описана история еврейского народа от смерти И. Навина до смерти Сампсона (судии израильского). В книге Руфь содержится история бедной моавитянки Руфи. В четырех книгах Царств и двух книгах Паралипоменон содержится история народа Божия во времена царей. В книге Ездры описано возвращение иудеев из плена вавилонского, построение второго храма и восстановление богослужения в Иерусалиме. В книге Неемии описано возобновление стен Иерусалима Неемиею, по возвращению иудеев из плена вавилонского. В книге Эсфир содержится история этой благочестивой иудеянки. Учительными книгами в. завета называются те, которые содержат в себе преимущественно учение веры. Таковы книги Иова, Псалтырь и книги Соломоновы. Главное содержание каждой из них следующее: В книге Иова описана история этого праведника. В книге Псалтырь, написанной преимущественно царем Давидом, содержатся многие молитвы, правила нравственности и пророчества, особенно об И. Христе. В книге Притчей содержатся мудрые изречения Соломона о страхе Божием и других добродетелях и пороках. В книге Екклезиаст (т.е. церковный проповедник) раскрыта истина, что в мире все – суета, и что истинное счастье человека состоит в добродетели и спокойствии духа. В книге Песнь песней (т.е. превосходной песни) изображен таинственный союз между Христом и церковью под образом чистого союза между женихом и невестою. Пророческими книгами в. зав. называются те, которые содержать в себе преимущественно пророчества. Таковы книги пророков Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила и 12-ти малых пророков. Все эти св. книги первоначально написаны были на еврейском языке; потом за 271 год до Р. Хр., они переведены были на греческий язык 70-ю толковниками. Этот перевод пользуется особенным уважением в православной церкви. С него сделан и написан славянский перевод библии. Читать далее Источник: Очерки православно-христианского вероучения : ученое руководство для 7-го класса гимназии/сост. свящ., законоучитель гимназии, Г. Орлов. – Москва : Т-во «Печатня С.П. Яковлева», 1914. – 146, IV с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010