147. А. Рогинская. Зараут-Сай, 1950, с. 23 148. См.: К. Bath. Religion und Magie bei den Naturvolkern, 1914, S. 36. 149. С. Токарев. Религия в истории народов мира, с. 54. 150. Л. Элькин. Коренное население Австралии, с. 177. 151. См., напр., скотоводческие обряды бурят (сб. «Религиозные верования народов СССР», т. I. M., с. 145). Мы не останавливаемся здесь на подробной классификации магии, которую дает Фрэзер (см. там же, с. 40 и также: С. Токарев. Сущность и происхождение магии. — ТИЭ, т. 51, с. 272). 152. Ю. Липпс. Происхождение вещей. Из истории культуры человечества. M., 1954, с. 336. 153. Там же, с. 347. 154. Э. Тэйлор. Цит. соч., с. 50. 155. Д. Фрэзер. Цит. соч., с. 39. 156. А. Элькин. Цит. соч., с. 203. 157. К. Липпс. Цит. соч., с. 73. 158. Д. Фрэзер. Цит. соч., с. 73. 159. Там же, с. 37. 160. W. Koppers. Der Urmensch und sein Weltbild, 1950, S. 230. 161. С. Токарев. Религия в истории народов мира, с. 54. 162. W. Schmidt. Ursprung der Gottesidee, V. I, S. 5. 163. Д. Фрэзер. Золотая ветвь. В. I, с. 77. 164. Там же, с. 71, 73, 105, 117. 165. См.: M.Eliade. The Myth of the Eternal Return, 1965, p. 6 ff. 166. Л. Леви-Брюль. Первобытное мышление, с. 5. Часть II ПЕРВЫЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ Глава пятая ОТ МАГОВ К ОБОЖЕСТВЛЕННЫМ ЦАРЯМ Египет в IV—III тысячелетии до н. э. Легко основать порядок в обществе, подчинив каждого определенным правилам. Легко воспитать слепца… Насколько труднее освободить человека. Антуан де Сент-Экзюпери   Если вспомнить, что первые следы существования человека относятся ко времени, отстоящему от нас на 50—40 тысяч лет, то история цивилизации предстанет перед нами в виде взрыва, нарушившего тишину. В самом деле, в сравнении с пятью-шестью тысячелетиями исторических времен — доисторическая ночь длится бесконечно долго [ 167 ]. Удивительное постоянство удерживается в образе жизни, в быте людей на протяжении веков. Тот или иной способ обработки каменного рубила или форма кувшина определяют огромные хронологические эпохи. За тот же отрезок времени, за который техника прошла путь от мотыги до расщепления атома, в веке каменном почти не происходит перемен: те же приемы охоты, те же узоры на сосудах, те же правила захоронения…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

156 Согласно Диодору и Фукидиду, египтяне отправили в помощь 200 триер, включая корабли союзников. Это произошло в 459 г. до н. э., после поражения персидской армии при Папремисе. 160 Мегабиз разгромил египтян и их союзников – ливийцев и греков. Затем он выгнал афинян из Мемфиса и запер их на острове Просопитид. Полтора года осады не дали результата, так как у Мегабиза не было флота. Тогда он осушил канал, соединяющий два рукава Нила, отведя воду в другое место. Греческие триеры оказались на мели. После этого персидские войска вошли на бывший остров и захватили его. См. Фукидид, I, 109 – 110, Диодор, XI, 71, 74–75, 77. 161 Фукидид говорит, что Инар был просто распят. Ктесий, вероятно, лучше был знаком с особенностью пыток персов, раз акцентирует на этом внимание. Плутарх (Артаксеркс, 17) об этой пытке говорит так: «И не успел царь заподозрить недоброе, как она уже передала евнуха (Масабата) палачам, приказавши содрать с него живьем кожу и тело приколотить к трем столбам – поперек, – а кожу распялить отдельно». 162 Кавн (греч. Κανος) – античный город в Карии, в настоящее время сохранились его руины в провинции Мугла (Турция), недалеко от современного города Дальяна. 167 Валерий Максим (IX. 2 доб. 6) так описывает это наказание. «Он (Ох) заполнил место, окруженный высокими стенами пеплом; над ним выдвигалась балка, на которой он посадил свои жертвы, предварительно дав им много еды и питья, а затем, преодолевая сон, они упали в коварную кучу под собой». 169 Событие произошло около 423 г. до н. э. Писуфн был сатрапом Лидии. Фукидид говорит, что он был сыном Гистаспа, а Ктесий (24), что Гистасп был сыном Ксеркса и внуком Дария. Получается, что Писуфн принадлежал к царскому роду. 171 Дарий II умер в марте 404 года до н. э. после 19 лет правления. Странно, что Ктесий, говоря, что получал информацию лично, из уст царицы, допускает такую ошибку. 172 Ктесий не говорит, в чем обвиняли Кира. Ксенафонт (Анабасис, I, I, 3), говорит, что Тиссаферн наклеветал брату (Артаксерксу), будто Кир злоумышлял против него. Плутарх же (Артаксеркс, 3), говорить, что Тиссаферн подвел к Артаксерксу жреца, воспитывавшего Кира, и тот заявил, что его ученик собирается убить царяч, когда тот будет исполнять обряд в храме, в Пасаргадах.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

162 Что исследователями руководил рисунок миниатюры, столь неудачно выбранный Лабартом, можно видеть из ст. проф. Буслаева в рецензии его соч., где этот рис. сравнивается с миниатюрами Псалтырей: Буслаев Ф. И. Краткое обозрение истории византийского искусства//Сборник Общества древнерусского искусства. 1. 1866. С. 68. 163 Montfaucon B. Palaeographia Graeca. Parisiis, 1708. P. 185: «Scimus quidem septimo saeculo accentus et spiritus adscribi coepisse deindeque paulatim priscam litterarum formam non nihil mutatam fuisse» etc. Wattenbach W. Anleitung zur griechischen Palaeographie. Leipzig, 1867. Предисловие, passim. 164 Всего в рукописи имеется ныне 54 больших и малых миниатюры. Лишь общую характеристику, но как нельзя более краткую и недостаточную, находим у Лабарта, Даженкура, Шнаазе и др. 165 См. между прочим Delaunay F. H. Moines et sibylles dans l " antiquité judéo-grecque. Paris, 1874. Passim; но соч. отличается преувеличениями и извращениями фактов. 166 Основная трилогия (PG 8–9) и отдельные заметки Климента Александрийского полны параллелями (см. ниже). Также, основное сочинение Кирилла Александрийского «Глафиры на Бытие» (PG 69) занято самым подробным сопоставлением Ветхого Завета, как тайного прообразования Христа, с Новым, начиная с Адама, Авеля, Мельхиседека и пр. То же в других его сочинениях, напр., «О поклонении в Духе и Истине» (PG 68). 167 Fabricius J. A. Bibliotheca Graeca. T. VI. P. 256. Сборник XV в. Неапол. II, A.12 особенно полный; см. Cirillo S. Codices graeci mss. Regiae Bibliothecae Borbonicae descripti atque illustrati. T. I. Neapoli, 1826. T. I. P. 32. Синайская ркп. Псалтыри и славянские. 168 Что это символическое изображение пользовалось успехом, увидим из миниатюры византийского Октатевха, которая представляет Авеля в том же типе. 174 На миниатюрах купина в виде золотого сосуда с огнем: βτος (куст), может быть по намеренному смешению с еврейским словом βτος – мера для жидкостей, см. Sophocles E. A. Greek Lexicon of the Roman and Byzantine Periods. Boston, 1870. S.v. βτος. Образ чаши – символ страданий Христа и Евхаристии. Но также возможно, что в данном случае купина представлена как золотой сосуд, потому что это тот σκεος μαντον, о котором говорит Кирилл Александрийский и который символически обозначает Деву-Мать; огонь же горящий – Христос Эммануил (см. ниже рукопись гомилий Иакова), см. Кирилла Гомилия XI, о Богородице (PG 77:1032). Этот же сосуд в другой миниатюре и с огнем назван θυσιαστριον (алтарь) и символический смысл проще.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

1725 . Nellas P. La vita spirituale in Cristo. Studio sull’antropologia cristocentrica di Nicola Cabasilas//Id. Voi siete dèi. Antropologia dei Padri della Chiesa. Roma 1993. 131–173. оригинал: Афины 1981. Англ. пер.: N.Y. 1987. Франц. пер.://Р. 1989. 83–129. 1726 . Petra В. La vita in Cristo. Temi etici nel pensiero di Nicola Cabasilas//Studia moralia. 1989. 27. 77–102. 1727 . Psevtonkas B. S. Νικλαος Καβσιλας ταν συχαστς ντιησυχαστς// Πρακτικ. 1984 6 .1643). 205–221. 1728 . Rubini Μ. L’antropologia cristologica di Nicolas Cabasilas. Diss. theol. [Teildruck], Pont. Univ. a St Thoma. Molfetta 1976. XIX, 80. излож.://Nicolaus. 1974. 2. 195–201. 1729 . Salaville S. Le Christocentrisme de Nicolas Cabasilas//EO 1936. 35. 129–167. 1730 . Salaville S. Vues sotériologiques chez Nicolas Cabasilas (XIV е s.)//Byzantines [Bucarest, repr. Paris 1968]. 1943. 1. 5–57. 1731 . Spiteris Y. Nicola Cabasilas Chamaetos. Una sintesi della teologia bizantina//Laurentianum. 1995. 36:3. 285–390. 1732 . Spiteris Y. Cabasilas: teologo e mistico bizantino. Nicola Cabasilas Chamaetos e la sua sintesi teologica. (Pubblicazioni del Centro Aletti. 15). Roma 1996. 192. [Биография, обзор соч., анализ богословия. Приложения с текстами]. 1733 . Spiteris Y., Conticello С. G. Nicola Cabasilas Chamaetos//ТВ II. 315–410. [Наиболее подробная и лучшая сводка на сегодн. день]. 1734 . Suciu P. Nicolai Cabasilae byzantini scriptoris saec. XIV doctrina theologica de vita supernaturali (Pontificium Athenaeum Urbanianum De propaganda fide. Tesi dattilo-scritta di Dottorato in teologia). Roma [s.d.]. 1735 . Thorborg Μ. Συνφεια, a key-word in the thinking of Nicolas Cabasilas//Univ. de Copenhague. Cahiers de l’Institut du Moyen-Âge Grec et Latin. 1974. 13. 60–62. пер.: Συνφεια, μι λξη– κλειδ στν σκψη το Νικολου Καβσιλα// ποπτεα. 1977. 2. 449–450. 1736 . Toniolo Ε. Μ. La mariologia di Nicola Kabasila. Diss. Vicenza 1955. 1737 . Tsirpanlis C. N. The mystical theology of Nicolas Cabasilas// Θεολογα. 1976. 47. 85–104.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

178 Вопросы эти задавал Алкуин (тот самый знаменитый аббат Турский, который, сколько известно, первый обличил незаконную прибавку католиками к Символу веры слова «Filioque», «и от Сына») в: Epist. 92. Ad fratres in provincia gothorum/Migne J. P. Patrologiae cursus completus. Ser. Lat. T. 100. Col. 337 sqq. (см.: Суворов Н. К вопросу о тайной исповеди. М., 1906. С. 157). Выдержку из его письма к лионским монахам (ок. 798 г.) с обличением латинской ереси можно читать в: Арсений, еп. Летопись церковных событий. СПб., 1900. С. 284 (под 802 годом). 180 Точно древнееврейский сикль (3,99 золотника, или 17 граммов), в сопоставлении с прежним царским рублем, в котором чистого серебра 4 зол. 21 дол., был равен 85–86 коп. серебром. См.: Троицкий И. Г. Библейская археология. СПб., 1913. С. 180. 182 Herodotus. Historiae. Lipsiae, 1867. Кн. I, главы 7, 13, 19–21,46–49, 53–56, 65–67, 75–85, 87, 90–91, 158–159, 165, 167, 174; Кн. II, главы 18–19, 52, 58, 77, 111, 133–134, 147, 151–152, 158; Кн. III, главы 57–58, 64; Кн. IV, главы 15,144, 150–151,155–159,161,163–164,179; Кн. V, главы 14,43,45, 63, 67, 79,82,90–93; Кн. VI, главы 34–36, 52,76,86,125,135, 149; Кн. VII, главы 6, 139–143, 169, 220, 239; Кн. VIII, главы 36, 114; Кн. IX, главы 42–43 и другие. Есть русский перевод Ф. Г. Мищенко (М., 1885). 190 Древний мир/Изборник источников по культурной истории Востока, Греции и Рима. Ч. 1: Восток. М., 1917. С. 25. 194 Там же. Слово 4, 120. Место поучительное для неверующих; св. отец говорит о прозорливцах и чудотворцах как о явлении слишком общеизвестном и даже, в данном случае, не полезном для новоначальных послушников, пришедших нелицемерно спасаться. 204 Преп. Исайя. Творения. Сергиев Посад, 1911. С. 9. Слово 1. Наставление братиям, с ним которые жили, 2. 208 См. у [схи] игумена Германа об этом: Пустынник. Старчество... С. 2. См. разъяснение связанных с этим положением искушений у преп. Аввы Дорофея в «Вопросах и ответах» (Душеполезные поучения. Вопросы-ответы 43–46, 50. ). 211 Из этого вопроса видно, что память о публичном покаянии уже совершенно умалилась, но что духоносные люди (а не всякий, кому вздумается подражать, например, о. Иоанну Кронштадтскому «ради скорости и удобства», как о некоторых я слышал) могут его практиковать.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

274 К этому склоняется и Aug. Clemen, который, усматривая здесь отголоски раввинистического образования св. Павла (ср. выше к прим. 112 на стрн. 57 и прим. 167 на стрн. 77). Против сего см. и Franklin Johnson, The Quotations of the New Testament from the Old, p. 118 sq. 275 Ant. Th. Hartmann, Die enge Verbindung des alten Testaments mit dem Neuen, S. 595: «Die mosaische Erzahlung muss nicht nach dem buchstablichen Sinne, sondern bildlich, als Hindeutung auf zwei Bundnisse aufgefasst warden». 276 См. о. П. И. Соколов, История ветхозаветных писаний в христианской Церкви, стрн. 42 и прим. 12 («в истории Авраама, Сарры и Агари сказано нечто иное, высшее, чем что обозначает буква»). Rev. Prof. Samuel Rolles Driver, Art. «Ishmael» в A Dictionary of the Bible ed. by J. Hastings II, p. 504: «in Gal 4 – 5 the narrative of Isnmael and Isaac is expounded allegorically». Сходно и Prof. R. A. Lipsius, который прибавляет еще, яко бы таким аллегорическим толкованием рассказа предполагается, что «первовиновник комментируемого писания, – будет ли это Дух Божий, или служивший ему орудием человек, – мыслил и указывал нечто другое, – обыкновенно, нечто более духовное, чем это непосредственно выражает смысл его речи». См. Art. «Allegorie» в Bible – Lexicon von D. Schenkel I, S. 100. 278 По С. Ellicott, это употребление относится к разряду тех случаев, где предшествующее обрисовано читателю не достаточно определенно («the antecedent is more or less indefinite from the way the subject is presented to the reader»), поскольку «предметом речи служат не сами факты рождения двух сыновей, но все обстоятельства, рассматриваемые в своей совокупности» (St. Paul’s Epistle to the Galatians, p. 94 – 95). J. B. Lightfoot комментирует (Saint Paul’s Epistle to the Galatians, p. 180) так: «not simply «which particular things», but «which class of things " ». Вместе с этим тут выражается и основание для принимаемого причисления (Friedr. Sieffert, Der Briefan an die Galater, 9 – te Aufl., S. 280), при чем это приближается по значению уже к обще – принятому поскольку. Тут не выделяется, а закрепляется за субъектом известный признак, как ему принадлежащий существенно и объединяющий все частности, но не поглощающий их и потому не единственный. Этот оттенок вполне применим и к ст. 25 и 27, почему нет оснований соглашаться с Henry St. John Thackeray (The Relation of St. Paul to Contemporary Jewish Thought, p. 197), будто местоимение везде только воспроизводит евр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

413 Зенон, основатель Стои, и Панэций (II в. до P.X.) написали не дошедшие до нас сочинения «Περ το καϑκοντας». Выражение встречается у Филона, в Маккавейских книгах (ссылки и примеры см. в BAGD, s. ν. καϑκω, TDNT. Vol. III. P. 438–40), восходя к классическим образцам (Геродот, Ксенофонт, Менандр, причём у последнего есть точная параллель Рим.1:28 : ποιεν τ καϑκον). См. также: Cranfield. P. 115; Dunn. Vol. I. P. 66–67. 415 СП: «исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы» основан на византийском типе текста (Textus Receptus), где после δικ добавлена πορνε. В других рукописях опущена πονηρ «лукавства» (Клермонтский и Кипрский кодексы), изменён порядок слов (Синайский и Александрийский кодексы). Критическое издание Нестле-Аланда основано на Ватиканском кодексе, ряде минускул и цитации у св. Иоанна Златоуста . Поскольку блуд обсуждается в пространном отрывке выше, логичнее в этом перечне его не упоминать. Брюс Мецгер говорит, что слово πορνε попало в рукописи либо случайно (из-за сходства с πονηρ), либо намеренно (ради полноты картины) и что ап. Павел вряд ли включил бы его в этот список (Metzger В.М. A Textual Commentary on the Greek New Testament. UBS, London – New York, 1971). 416 Byrne. P. 77–78. Jewett R., Kotansky R.D. & Epp E.J. Romans: A commentary... P 164. Данн (P. 67) называет места в тогдашней литературе с подобными перечнями пороков: Прем.14:25–26 ; 4Мак.1.26–27; 2.15; Завещание Рувима 3.3–6; Завещание Аевия 17.11; 1QS 4.9–11; 2-й (эфиоп.) Енох 10.4–5; Апокалипсис Варуха 8.5; 13.4; Филон, De Sacrificiis Abelis et Caini 32, причём в последнем случае список включает 140 наименований (есть в русск. перев.: Филон Александрийский, Толкования ветхого Завета, М., ГЛКШ, 2000. С. 165–167). 417 Комментаторы приводят Завещание Асира 6.2: «Внимайте и вы, дети мои, заповедям Господа, одноликим образом следуя истине (μονοπροσπως κολουϑοντες τ ληϑε). Ибо двуликие (ο διπρσωποι) двояко наказываются [ибо и делают злое, и одобряют делающих]. Духов заблуждения возненавидьте, борющихся против человека» (перевод наш), хотя слова в скобках считаются вставкой, и в издании М. Йонге (Pseudepigrapha veteris testamenti Graece 1, Leiden, 1970) опущены. Также Сенека (Письма к Ауциллию 39.6): «Поэтому нет несчастнее зашедших так далеко, что прежде излишнее становится для них необходимым. Наслаждения уже не тешат их, а повелевают ими, они же – и это худшее зло! – любят своё зло. Тот дошёл до предела несчастья, кого постыдное не только услаждает, но и радует (unc autem est consummata infelicitas, ubi turpia non solum delectant sed etiam placent)» (перевод С.А. Ошерова).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/poslan...

444 Vita altera jussu Sigeri abbatis post elevationem corporis a monacho gandensi scripta. Acta Sanctorum Bolland., 10 april. (I, 878 sq.). Более древнее житие, записанное по приказанию аббата Ерембольда (около 1014 г.) (Ibid., I, 875), не заключает в себе тех данных, которые внесены во второе житие. Об этом памятнике см.: Jahrbucher des deutschen Reichs unter Heinrich II, von Hirsch, Bd. I, 527. 445 Bertholdi abbatis s. crucis Werdani ord. s. Bened. Quomodo portio vivificae Crucis Werdeam pervenerit historia. Oefelius, Rerum boicarum Scriptores. T. I, 1763, 332–336. 447 Historia translations corporis sanctae Agatae V. M. Constantinopoli Catanam, auctore Mauritio, ep. Catan. Acta Sanct. Bolland., febr. I. 448 Qualiter tabula s. Basilii continens in se magnam Dominici ligni portionem Cluniacum delata fuit tempore Pontii abbatis. Отрывок у Le Quien. Oriens Chris-tianus. Par., 1740, I, 385. 449 Heimskringla. Ed. vers. lat. Peringskiold. Stockholm, 1697; Schoening. Thorla-cius et Werlauff, Hafniae, 1777, 1778, 1783, 1813, 1817, 1826 (6 vol.). Upsala, 1816–1829. Есть переводы на языки: немецкий, английский, датский, норвежский и шведский. 450 Этот вопрос рассмотрен проф. Васильевским в ст. «Варяго-русская и ва-ряго-английская дружина в Константинополе "http://Ж. М. Н. Пр., CLXXV1I. 451 208 изданы Сафой (Bibl. graec., IV, 296–299, V, XLV-VI, 219–523); 12 – Боассонадом ( Ψελλς, 170–188) и по нему Migne (PG, CXXII, 1169–1185); 27 – Тафелем (Eustathii opuscula. Lipsiae, 1838) и по нему Migne (PG, CXXXVI, 1317– 1334). 452 » Psell., V, 13, 21–24, 33–35, 38–39, 47, 49, 70, 93, 100, 122, 129, 136, 138, 146, 151, 165, 169, 190–192; Migne. PG, CXXXVI, 61, 70, 72–73. 453 Psell., V, 9–10, 12, 18, 28–31, 36, 45, 54, 63, 68, 77, 79, 99, 103, 130, 134, 148, 150, 153–154, 178, 204, 207; Migne. PG, CXXXVI, 68–69; CXXI1, 456 Psell., IV, 296–299; V, 3–4, 69, 73, 81–82, 97, 120, 143–145, 156, 161, 170; Migne, PG, CXXII, 4–12. 457 Psell., V, 19,27,61–62,66,80,96, 108, 115, 1 18, 135, 159–160, 166–167, 174, 180, 185–186, 198–199, 208; Migne, PG, CXXXVI, 48–51, 63, 74; CXXII,

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

4. Адо И. Le problème du nèoplatonizme alexandrin Hiéroclès et Simplicius. Paris, 1978, pp. 47-49, 147-167. 5. Адо И. Le problème du nèoplatonizme alexandrin Hiéroclès et Simplicius. Paris, 1978, pp. 77-116. 6. Адо И. Le problème du nèoplatonizme alexandrin Hiéroclès et Simplicius. Paris, 1978, pp. 117-143. 7. Этот более спокойный и более уравновешенный характер личности и воззрений Гипатии освещается, например, в кн.: Bregman J. Synesius of Cyrene, philosopher-bishop. Leiden, 1982, p. 20-40. 8. Остроумов А. Синезий, епископ Птолемаидский. М., 1879. 9. Нумерация гимнов дается нами по новейшему изданию Кр.Лакомбрада (Synésios de Cyrène, t. 1. Hymnes. Texte établi et traduit par Chr.Lacombrade. Paris, 1978), которое следует за изданием Н.Терцаги (Synesii Cyrenensis Hymni et Opuscula, rec. N.T.Terzaghi I-II. Romae, 1939-1944), восстановившим нумерацию византийцев. До Терцаги нумерация следовала по изданию Портуса XVII века (указано у нас в скобках). 10. Остроумов А. Синезий, епископ Птолемаидский. М., 1879, с. 318-324, 356-368. 11. Из новейших анализов гимнов Синезия мы бы указали на ценную работу Ж.Брегмана (Bregman J. Synesius of Cyrene, philosopher-bishop. Leiden, 1982, p. 78-93). 12. См.: Findlay J.N. Ascent to the Absolute. London, 1970 (глава " Toward a Neo-Neoplatonism " ), а также Брегман Ж. Synesius of Cyrene, philosopher-bishop. Leiden, 1982, p. 78-92. 13. Остроумов А. Синезий, епископ Птолемаидский. М., 1879, с. 364 14. Здесь мы не будем входить в анализ общей характеристики Синезия у Брегмана (Synesius of Cyrene, philosopher-bishop. Leiden, 1982, p. 177-185), с которой мы в очень многом совершенно не согласны. Тем не менее мы считаем необходимым рекомендовать этого автора для подробного прочтения и использования, поскольку ему свойственна большая широта взгляда, попытка учесть сложность личности и воззрений Синезия, борьба с односторонними подходами к предмету и, главное, отсутствие всякого априорного схематизма 15. Рожанский И.Д. На рубеже двух эпох (Иоанн Филопон в споре с аристотелевской концепцией космоса). – " Вопросы истории естествознация и техники " . М., 1982, 3, с. 28-42.

http://predanie.ru/book/219667-iae-viii-...

50 Курбатов Г. Л. Ранневизантийские портреты. К истории общественно-политической мысли. Л., 1991. С. 257. 58 Спасский A. A. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов. 2-е изд. Репринт. Сергиев Посад, 1914. С. 167. 59 Сидоров А. И. Богословские школы Древней Церкви//Православная энциклопедия/Под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. T. V. М., 2002. С. 527. 61 Kihn H. Die Bedeutung der antiochenischen Schule auf dem exegetischen Gebiet. Weissenburg, 1866. S. 41. 62 Nelz H. R. Die theologischen Schulen der morgenländischen Kirchen während der sieben ersten christlichen Jahrhunderte in ihrer Bedeutung für die Ausbildung des Klerus. Bonn, 1916. S. 48. 63 Не случайно произведение бл. Августина под названием «О христианской науке» (De Doctrina Christiana) посвящено именно экзегетике. 67 Young F. M. Biblical Exegesis and the Formation of Christian Culture. Cambridge, 1997. P. 152. 68 Fabini T. The Lion and the Lamb, Figuralism and Fulfilment in the Bible, Art and Literature. London, 1992. 72 См.: Саврей В. Я. Александрийская школа в истории философско-богословской мысли. М., 2006. С. 532–538. 75 Cameron A. Christianity and the Rhetoric of Empire. The Development of Christian Discourse. Berkeley, 1991. P. 157. 77 В классификации Юнилия Африканского (VI в. по Р. Х.) различаются книги исторические, пророческие, приточные и учительные. При этом к приточным (proverbialis) он относит только тексты корпуса Премудрости. 80 Понимание принципиальной неполноты формальных систем неизбежно приводит к выводу, что элемент веры лежит в основе любого целостного миросозерцания. 82 См.: Лебедев А. П. Вселенские Соборы IV и V веков. СПб., 2004; Спасский A. A. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов. 2-е изд. Репринт. Сергиев Посад, 1914; Sellers R. V. Two Ancient Christologies. A Study in the Christological Thought of the Schools of Alexandria and Antioch in the Early History of Christian Teaching. London, 1940. 84 Греч. ρος граница, предел, определение. Так назывались итоговые документы Соборов по вопросам вероучения.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/ant...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010