Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович... Т. II. С. 258; Гиббенет Н.А. Указ. соч. Т. I. С. 56. Соловьев С.М. Т. VI (XI). С. 221; Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович... Т. II. С. 259; Гиббенет Н.А. Указ. соч. Т. II. С. 208—209. См. выше, гл. 22 этой книги. Ответы Никона были изданы англичанином У. Палмером (см.: Palmer W. The Patriarch and the Tsar. Vols. 1—6. London, 1871-1876) и вскоре выходят на русском языке в издании проф. Г. В. Вернадского (Yale University Press) [см.: Patriarch Nikon on Church and State: Nikon’s Refutation (“Âозражение или разорение смиренного Никона, Божиею милостию патриарха…”)/Ed. with Introduction and Notes by V.A. Tumins and G. Vernadsky. Berlin-N.Y.-Amsterdam, 1982]. Материалы для истории раскола... Т. IV. С. 155—157. Гиббенет Н.А. Т. II. С. 256. Там же. С. 765; протоколы приема у патриарха Иерусалимского. Смирнов П.С. История русского раскола... С. 60. Материалы для истории раскола... Т. I. С. 198. ЛЗАК. Т. 24. С. 329. “Слова на Еретики” Спиридона Потемкина до сих пор не были изданы целиком. Выдержки из его произведений были опубликованы. См.: Бороздин А.К. Указ. соч. С. 97—104. Там же. С. 112. Там же. С. 111; Смирнов П.С. Внутренние вопросы в расколе… С. 13. Там же. См. выше, гл. 3 этой книги. Бороздин А.К. Указ. соч. С. 117; Смирнов П.С. Внутренние вопросы в расколе... С. 060. Материалы для истории раскола... Т. VI. С. 256. Там же. Т. I. С. 198; Т. II. С. 97, 106. Там же. Т. IV (Челобитная Никиты Дружинина). Там же. Т. IV. С. 42; Т. VI. С. 109; Т. VIII. С. 115. Три челобитные. СПб., 1862. С. 26—27; Материалы для истории раскола... Т. VIII. С. 17, 173 прим; Т. I. С. 64, 150; Т. IV. С. 77, 109, 161; Т. VI. С. 616, 31; Православный собеседник. 1850. Т. II. С. 588. Козловский И.П. Указ. Соч. С. 28 и сл.; Житие Морозовой//Материалы для истории раскола... Т. VIII. С. 109—116; Забелин И.Е. Домашний быт русских цариц... С. 167—181. “Память” Никона см.: Никольский В.К. Сибирская ссылка протопопа Аввакума//Ученые Записки Института истории РАНИОН.

http://sedmitza.ru/lib/text/439538/

eccl. gr. et Jat. saec. XI (Lipsiae, 1861) 147 и 148. – Николаиты называются этим именем по диакону Николаю ( Деян. 6:6 ) и известны в истории (Iren., Adv. haeres., II, 27; III, 11 [Migne, s. g., t. 7, col. 802–4, 879–92]; Clem. Alexandr., Stromat. lib. 2 et 3 [Migne, 6. g., t. 8, col. 929–1213]; Tertull., De praescript. haeret., cap. 46 [Migne, s. l., t. 2, col. 61–63]) своею распутною жизнью. См. Walch, Historie der Ketzereien, I, 167–181. – О кардинале Гумберте мы привели суждения римских авторов в нашем сочинении “Кирил и Memoдuje” и пр., стр. 95–96. 1093 Это доказывают сами римско-католические писатели, напр. Funk в Κraus, Realencyklopadie, 1, 304–307. 1094 Сап. 33: Placuit in totum prohibere episcopis, presbyteris et diaconibus vel omnibus clericis positis in ministerio, abstinere se a conjugibus suis et non generare filios; quicumque vero fecerit, ab honore clericatus exterminetur. Ηefele, Conciliengeschichte, I, 168. 1095 Can. 29 (6): Praeterea quod dignum, pudicum et honestum est, suademus fratribus, ut sacerdotes et levitae cum uxoribus suis non coeant, quia ministerio quotidiano occupantur. Quicumque contra hanc constitutionem fecerit, a clericatus honore deponatur. Hefele, Conciliengeschichte, I, 217. 1099 Volumus, ut sacerdotes..... prohiberi debeant ne cum mulieribus conversentur, excepta duntaxat matre, sorore, vel uxore, quae caste regenda est (Epist lib. I, indict. IX, ep. 52) [Migne, s. l., t. 77, col. 515] hoc tantummodo adjecto, ut hi, sicut canonica decrevit auctoritas, uxores quas caste debent regere non relinquant (lib. IX, ind. II, ep. 60). 1100 [Migne, s. l., t. 77, col. 997]. Concil. Arelat. (443 или 452), can. 2; Tours (46I), c. 1, 2; Agde (506), c. 9; Gerunda (517), c. 6; Arelat. (524), c. 2; Auvergne (535), c. 12; Orleans (538), c. 2; Orleans (541), c. 17; Orleans (549), с. 4.; Elusa (551), с. 1; Macon (581), с. 11.; Toledo (653), c. 5, 6 и т.д. Hefele, Conciliengeschichte, II, 299, 588, 652, 678, 704, 762, 774, 781; III, 3, 8, 37, 99. 1103 Живший в то время Desiderius († 1087) об этом пишет: Itaque cum vulgus clericorum per viam effrenatae licentiae nemine prohibente gauderetur, coeperant ipsi presbyteri ac diaconi, qui tradita sibi sacramenta dominica mundo corde castoque corpore tractare debebant, laicorum more uxores ducere, susceptosque filios haeredes testamento relinquere, nonnulli etiam e ρisc οροrum, verecundia omni contemta, cum uxoribus domo simul in una habitare.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

176 Русский Вестник, том 73, 1868 г., февраль, стр. 430–431; у Варадинова, кн. VIII, стр. 627–628. 177 Русский Вестник, том 73, 1868 г., февраль, стр. 431–433; Сборн. Кельсиева, вып. IV, стр. 55–58. 178 История министерства внутренних дел, кн. VIII стр. 471, 525–526. – Довольно близкое выполнение исторической части плана Надеждина представляет вышедший в 1853–54 гг. труд преосв. Макария, – первый опыт систематического изложения «Истории раскола». 181 В Сборниках В. Кельсиева помещены: «Записка о заграничных раскольниках» от сороковых годов – Надеждина (Вып. I, стр. 77–165); от пятидесятых – «Записка о русском расколе» Мельникова (там же, стр. 167–198); «Секретная записка о расколе в ярославской губернии в 1852 году» – Синицына (Вып II, стр. 3–15); «Дневник Арнольди по исследованиям раскольников в костромской губернии» (там же, стр. 18–22); «Дневник Брянчанинова по исследованиям раскольников в той же губернии» (там же, стр. 23–27); «О черниговских раскольниках» неизвестного чиновника (там же, стр. 31–38); «Записка о страннической ереси» Алябьева (там же, стр. 42–75); «Краткое обозрение существующих в России расколов, ересей и сект» Липранди 1853 г. (там же, стр. 93–109); «Записка о расколе в ярославской губернии» Синицына (Вып. IV, 1–53), 1852–1853 гг. (стр. 59–183); «Краткая записка о раскольниках костромской губернии» Брянчанинова и Арнольди (там же, стр. 205–323) и «Краткий взгляд на причины быстрого распространения раскола (из записок графа Стенбока о страннической секте) (там же, стр. 325–343). 182 У Варадинова изложено содержание отчетов по губерниям – саратовской (стр. 459–167, 566–575, 615–616), черниговской (468–469, 560–566, 640–641), рижской (469), нижегородской (537), вологодской (538), олонецкой (539–540), самарской, симбирской (540–557), архангельской и астраханской (582), киевской, подольской и волынской (586), псковской (630), о раскольниках в Москве (632–636), в губернии новгородской (637–638), в Одессе (639), о раскольниках и молоканах тамбовской губернии (639–640) и нижегородской (643–650).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/gosudars...

Григорий нисский 145. 89. 113. 119. 150. 235. 551. Григорий I папа (Двоеслов) 98. 103. 108. 174. 260. 260. 261–285. 308-10. 311. 349. 429-430. 513. 519. 531. 581. Григорий II папа 514–4. 516. 517–520. 551. Григорий III папа 520. 534. Григорий писивунтский 553. Григорий пресв. кесар.49. Григорий Просветитель 322. 323. Григорий Чудотв. 180. 58. 60. 89. 148. 318. 376. Гризар 259. 277. Гроссу 568. Guérard 518. Гуоткин (Gwatkin) 45. 68. 133. Гфрёрер (Gfrörer) 523. Haase 282. Haidacher 178. Harnack 17. 22. 113. 509. Hefele 68. 291. 389. 458. 469. Hergenröther 469. Гермес нарбоннский 189. Гермоген magister militum 182. Гимерий (Имерий) тарраконский 143. 2 63. Гишам халиф 505. Гонорат архидиак. 167. Гонорат медиол. 429. Гонорий имп. 80. 92.147. 182. 261. 269. Гонорий папа 463–4. 468–472. 475–482. 494–5. 498. 499–500. 594. 505. Гормисда папа 303. 305. 309. 364 - 7. 370. 372. Hort 114. 117. Hoffmann 258. Hubert 522. Далматий авва 212. Далматий кизикский 235. 304. 306. Дамас папа 72. 80. 109. 167. 181. 260. 261. 276. 99. 102–3. 107. 109. 111. 136. Дамиан алекс. 354–6. 448-9. Даниил 265. Даниил каррский 237. Даниил столпник 311. Датий медиол. 390. 400. 402. 404. 405. Дендерис 578. Дёллингер 277. Дефенсор еп. 187–8. Дидим 139. 148. Димитрий алекс. 146. Димитрий скевофилак 541. Димитрий филиппийский 375. Димосфен praepositus coquorum 99. Димофил 73. 77. 104. 107-8. Дианий кесар. 70. 73. Диаспондарист 404. Диоген еп. 149. Диоген кизикский 306. Диоген нотарий 66. Диодор тарсский 71. 112. 149. 150. 151. 220. 236. 240. 413, 414. 426. Диоклетиан имп. 16. 30. 105. 116, 213. 256. 440. Дионисий алекс. 253. 254. 12. 236. Дионисий Ареопагит 376. 492. Дионисий бар-Салиби 179. Дионисий комит 48. Дионисий миланский 66. Дионисии папа 216. Диоскор алекс. 228. 232. 241. 245. 246. 298. 304. 308-9. 323. 208. 218. 231. 237–8. 241–3. 245. 253. 255–9. 260–3. 265. 266. 279. 281–6. 288. 299. 300. 302. 306. 316. 317. 318. 321. 324. 333-4. 335. 337. 363. 375. 376. 557. Диоскор диак. 303. 306. 366. 368. 369. 373.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

1013 . F. Nau. Une version syriaque inédite de la Vie de Schenoudi//Revue sémitique d’épigraphie et d’histoire ancienne. 1899. 7. 356–368; 1900. 8. 153–167, 252–265. Житие, написанное Бесой 1014 . Leipoldt J., Crum W. E. Sinuthii archimandritae vita et opera omnia, I. Sinuthii vita bohairice. Lovanii 1906. (CSCO 73/Copt 1 [Copt. II, 2, T]). [Только копт. текст]; 1015 . Wiesmann H. Sinuthii vita bohairice. Lovanii 1951. (CSCO 129/Copt 16). [Лат. пер.]. Рус. пер.: Изречения египетских отцов 4 .198). Арабская версия «Жития» 1016 . Amélineau Е. Histoire des monastères de la Basse-Égypte 4 .199). 289–478. [Более пространная редакция, нежели утраченный арабский оригинал эфиоп. версии]. Другая ред., восходящая к тому же архетипу: 1017 . Galtier É. Fragments de la Vie arabe de Schenoudi//Bulletin de l’lnstitut français d’archéologie orientale. Le Caire 1905. 4. 105–112. Эфиопская версия Жития 1018 . Colin G. La version éthiopienne de la Vie de Schenoudi. Louvain 1982. (CSCO 444–445/Aeth 75–76). Поучения Шенуте 1019 . Leipoldt J., Crum W. E. Sinuthii archimandritae vita et opera omnia, III, IV. Lovanii, 1908, 1913. (CSCO 42, 73/Copt 2, 5 [Copt. II, 4, T; Copt. II, 5, T]). [Только копт. текст]; 1020 . Wiesmann H. Sinuthii archimandritae vita et opera omnia. Lovanii. 3 (1931) – 4 (1936) (CSCO 96, 108/Copt 8, 12 [Copt. II, 4, V; Copt. II, 5, V]). [Лат. пер.]. 1021 . Shenute contra Origenistas./Testo con introd. e trad. a cura di Orlandi T. Roma 1985. Рус. пер. отд. поучений и фрагментов: Изречения египетских отцов 4 .198). Аверинцев С. С. Многоценная жемчужина 4 .222). Исследования: 1022 . Coquin R.-G. Le traité de Schenouté «Du salut de l’âme humaine»/Appendice par Emmel S.//J. of Coptic Studies. 1995. 3. 1023 . Depuydt L. In Sinuthium graecum//Orientalia. [Roma] 1990. 60. 67–71. 1024 . Diebner B. J., Nauerth C. Anmerkungen zur Biographie des Schenute von Atripe//Horizonte der Christenheit. Festschrift für Friedrich Heyer zu seinem 85. Geburtstag/Hrsg. Kohlbacher M., Lesinski M. Erlangen 1994. 93–98. (Oikonomia. 34). [Вопреки установившимся в науке мнениям, основанным на ненадежных и даже легендарных сведениях, кончина Шенуте датируется 7 епифа (1 июля) 436 г., в возрасте 75–77 лет].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

77 Некоторые западные толковники утверждают, что LXX признавали в слове злое существо, что ποπομπαος их, есть не что иное, как ποτροπαος, λεξκακος, averruncus, т. е. злой бог, отвратитель (Gesenius. Th. 1013; Ewald. Alt. S. 402. Anm. 2; Ochler. S. 501, 505. Anm. 7; Кейль. Археол. 527, пр. 10. Comment. 116). Но это совершенно неверно. Слово ποπομπαος, происходя от причастия наст. врем., собственно, значит «удаляемый». Но о злом боге нельзя сказать «удаляемый», так как он давно удален. О злом боге нужно бы сказать ποπεπεμμνος, т. е. удаленный. Διεσταλμνος ες φεσιν (26), составляющее толкование к слову ποπομπαος, также не может быть отнесено ко злому богу, так как последний не мог предназначаться для удаления. 79 Eliezer (Pirke Aboth. S. 46), а также Bechai Mose bar Xachman, Menachem в своих толкованиях на 16 гл. Левит (См. у Balir’a. B. II. S. 686. Anm. I). 80 Кн. Еноха 67:81; 10, 12:13.; 1:159, 69:2. В кн. Еноха Азазелом называется одним из падших ангелов, соблазнивших людей к греху. 90 Этого мнения придерживаются: Spenserus, р. 10414; George, s. 297; Hengstenberg, s. 167 и дал.; Rozenmiller. Das und neue Morgenland II, 192; Gesenius. Th. II, 1012; Ewald, s. 402; Baumgarten. Th. I. S. 1856; Knobel. S. 490; Diestel. S. 194205; Bunsen. S. 1978; Kurlz. B. I, s. 347 и дал. Haurberg. S. 662; Кейль. Археол., стр. 527, 10. Коммент. II, 116; Ochler. S. 501; Baudissin Studien, I, s. 140; Dilman. S. 529; Richm. B. I. S. 923; Велтистов, стр. 147 и дал.; Schulz. S. 36970; Strack-Zuckler. S. 334; Хрисанов, т. 3, стр. 136. 91 Совершавшееся в день очищения отречение народа израильского от всего дивольского мира, в общем, похоже на то отречение от диавола, которое бывает при совершении таинства крещения. 93 Таковы Елиезер (Pirke Aboth. гл. 46), Bechai, Mose bar Паснтап Menachem и др. в своих толкованиях на 16 гл. Левит (См. у Bahr‘a. В . II, S. 686. 1). 100 Основания для понимания слова в смысле злого духа Hensterburg. S. 14748, находит еще в видении прор. Захарии, где также, как и в 16 гл. Левит, приводится Господь, сатана, первосвященник (3 гл.). Догматическое зерно, говорит он, в обоих отрывках одно и тоже, и отрывок из кн. Захарии может быть рассмотрен, как древнейший и возвышенный комментарий к 16 гл. кн. Левит. Но это основание никакой основательности не имеет. Ни откуда не видно, чтобы 3 гл. пр. Захарии была комментарием к 16 гл. кн. Левит. Одинаковость догматической мысли вовсе не доказывает этого, и тем более, что в подробностях видение Захарии и 16 главы резко различаются между собой.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/den-och...

871 Насколько обострилась обстановка, показывает подробное сообщение Киннама, согласно которому под Константинополем между немцами и византийцами дело дошло до вооруженного столкновения ( Cinnam . P. 77). Вопреки Куглеру ( Kugler B . Studien zur Geschichte des zweiten Kreuzzuges. Stuttgart, 1866. S. 36 ff.; Analekten zur Geschichte des zweiten Kreuzzuges. Tübingen, 1878. S. 60 ff.), Гизебрехт ( Giesebrecht W. Geschichte der deutschen Kaiserzeit. Bd. IV. Braunschweig, 1872. S. 479 ff.) и Кап-Херр ( Kap-Herr . Kaiser Manuel. S. 16 ff.) не признают за сообщением Киннама, а именно за его сведениями о переписке между Мануилом и Конрадом III, никакого значения. Это мнение было обоснованно отвергнуто Шаландоном ( Chalandon . Les Comnenes. Vol. II. P. 279). См. тж.: Dölger. Reg. 1360. 872 Характерными в этом отношении являются два письма Мануила к папе Евгению III от августа 1146 и марта 1147 г. См.: Ohnsorge W. Ein Beitrag zur Geschichte Manuels I. von Byzanz//Brackmann-Festschrift. Weimar, 1931. S. 371–393; Grumel V. Au seuil de la deuxième croisadë deux lettres de Manuel Comnène au pape//Études byzantines 3 (1945). P. 142–167. Требование ленной присяги со стороны королей Франции и Германии Мануил во втором послании обходит молчанием. 873 Новейшее подробное изложение событий второго крестового похода: Runciman . Crusades. Vol. II. P. 261 ff. См. тж.: Lamma P. Comneni e Staufer. Vol. I. Roma, 1955. P. 56 ff. 875 Васильевский В.Т. Союз двух империй//Труды. Т. 4. С. 45 ел. Ср.: Vernadskij G. Relations byzantino-russes au XII е siècle//Byz 4 (1927–1928). P. 269–276. 877 См.: Chalandon . Les Comnènes. Vol. II. P. 349 sv. и The Later Comneni//CMH. Vol. IV. P. 369. 878 Λμπρος Σπ. Ατοκρατρων το Βυζαντου χρυσβουλλα κα χρυσ γρμματα ναφερμενα ες τν νωσιν τν κκλησιν//N ος ληνομνμων 11 (1914). Σ. 109–111 ( Theiner A. , Miklosich F. Monumenta spectantia ad unionem ecclesiarum graecae et romanae. Vindobonae, 1872. P. 4–6); Dölger. Reg. 1303. Касательно уточнения даты (1141, а не 1126 г.): Haller J . Das Papsttum. Bd. II/2. Stuttgart, 1939. S. 555. Мысли, которые здесь развивает император Иоанн, не являются просто «общими местами о благах воссоединения» («généralités sur les bienfaits de la réunion»: Chalandon . Les Comnenes. Vol. II. P. 163): они выражают большую политическую программу создания римского всемирного владычества под византийским скипетром.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Петербург 558 (Дмитриевский А. А. II. P. 501. См. прим. 1114 ниже). 1114 Эта рукопись описана Орловым как кодекс XIVXV вв., ранее принадлежавший архимандриту Антонию, бывшему начальнику Русской духовной миссии в Иерусалиме (Орлов. С. XII). Текст ВАС опубликован: Дмитриевский А. А. II. С. 501. 1115 О происхождении этого диатаксиса Жакоб замечает: «так как он находится в рукописи, содержащей типикон св. Саввы, вряд ли можно сказать, что он отражает иерусалимские обычаи той эпохи» (Formulaire. P. 439. Прим. 6). Диатаксис не дает полного текста диалога, но по инципиту можно предположить, что он сообразуется с диатаксисом списка Петербург 558, который мы упоминали. 1119 См., например, Grottaferrata Γβ. IV, ff. 7r, 21r; Sinai 966, Дмитриевский А. А. II, С. 205206 и т. д. 1120 См., например, Jacob A. Toscan. P. 150; Karlsruhe EM 6 (ed. Engdahl. P. 20, 60: ЗЛАТ и ВАС); Ottoboni Gr. 344 (f. 152r), Ambros. Gr. 167 (ЗЛАТ и ВАС, ff. 20r-v; 70r); Jacob A. Otrante (ВАС). P. 69; Sinai 966 (Дмитриевский А. А. II. P. 204205: ЗЛАТ и ВАС), Grottaferrata Γβ XIX (f. 9r). 1122 Дмитриевский А. А. II. С. 311; также Habert. P. 77 и архиерейский чин по списку Ethnike bibl. 754 (XVII в.); Trempelas. P. 84 (apparatus). 1124 См. рукописи XII в. Служебники Антония Римлянина и Варлаама Хутынского (списки Синод. 342605 и 343604, Невоструев-Горский, Описание III, 1. P. 2, 6); шесть списков, изданных Муретовым (К материалам. С. 8689), древнейший из которых список Петербург Акад. 518 (XII в.); также Vatican Slav. 9 ( Красносельцев Н. Ф. Сведения. С. 154); Vatican Slav. 14 (диатаксис Филофея, Ibid. P. 185); различные списки, цитируемые Петровским (Petrovskij А. Redaction slave. P. 867, 889); Орлов. С. 143145 (ВАС) ; и Деснов Н. Недоуменный вопрос. С. 187. 1125 Jacob A. Formulaire. P. 359. Это может быть результатом латинского влияния, но использование этого псалма в обряде accessus ad altare показывает, что переписчик имел представление, что обряд приближения к престолу начинается именно здесь. 1126 См. Муретов C. К материалам. С. 4. В кодексе Grottaferrata Γβ XIX (1591 г.) священник целует престол и поворачивается к народу (f. 9r) – очевидный латинизм.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

et Jat. saec. XI (Lipsiae, 1861) 147 и 148. - Николаиты называются этим именем по диакону Николаю (Деян.6:6) и известны в истории (Iren., Adv. haeres., II,27; III,11 [Migne, s.g., t.7, col.802-4,879-92]; Clem. Alexandr., Stromat. lib.2 et 3 [Migne, s.g., t.8, col.929-1213]; Tertull., De praescript. haeret., cap.46 [Migne, s.l., t.2, col.61-63]) своею распутною жизнью. См. Walch, Historie der Ketzereien, I,167-181. - О кардинале Гумберте мы привели суждения римских авторов в нашем сочинении " Кирил и Memoдuje " и пр., стр.95-96. 80. D. XXXII, с.13 (Ed. Richter, col.99-100). 81. См. в моем " Зборнике " (2 изд.), cmp.XXXVIII. 82. Это доказывают сами римско-католические писатели, напр. Funk в Kraus, Realencyklopdie, 1,304-307. 83. Сап. 33: Placuit in totum prohibere episcopis, presbyteris et diaconibus vel omnibus clericis positis in ministerio, abstinere se a conjugibus suis et non generare filios; quicumque vero fecerit, ab honore clericatus exterminetur. Hefele, Conciliengeschichte, I,168. 84. Can. 29 (6): Praeterea quod dignum, pudicum et honestum est, suademus fratribus, ut sacerdotes et levitae cum uxoribus suis non coeant, quia ministerio quotidiano occupantur. Quicumque contra hanc constitutionem fecerit, a clericatus honore deponatur. Hefele, Conciliengeschichte, I,217. 85. D. LXXXII, с.3 et 4 (Ed. cit., col.249-250). 86. Ер.112 ad Rustic. Narb., c.3 [Migne, s.l., t.54, col.1204]. 87. Ep.7 ad Tren., c. 2 [Migne, s.l., t.72, col.744]. 88. Volumus, ut sacerdotes... prohiberi debeant ne cum mulieribus conversentur, excepta duntaxat matre, sorore, vel uxore, quae caste regenda est (Epist lib.I, indict.IX, ep.52) [Migne, s.l., t.77, col.515] hoc tantummodo adjecto, ut hi, sicut canonica decrevit auctoritas, uxores quas caste debent regere non relinquant (lib.IX, ind.II, ep.60). 89. [Migne, s.l., t.77, col.997]. Concil. Arelat. (443 или 452), can.2; Tours (46I), c.1,2; Agde (506), c.9; Gerunda (517), c.6; Arelat. (524), c.2; Auvergne (535), c.12; Orleans (538), c.2; Orleans (541), c.17; Orleans (549), с.4.; Elusa (551), с.1; Macon (581), с.11.; Toledo (653), c.5, 6 и т.д.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1316...

159. Cm. R. P. Fr. M. – J. Lagrange в „Revue biblique Internationale», nouvelle serie VIII (1 Janvier 1911), p. 65, 77. 160. Даже Prof. Theodor Mommsen говорит (Res gestae divi flugusti, Berolini 21883, p. 176), что Лика „Josephum male compilavit». 161. V. Harthausen, Augustus und seine Zeit I, 2 (Leipzig 1886), S. 923. Prof. Th. Mom sen, Romisches Staats- recht II, 1 (Leipzig 21887), S. 417. 162. Prof. W. William Sanday в A. Dictionary of the Bilde ed. by James H a s t i n g s, vol. II (Edinburgh 1902), p. 646 a. 163. Prof. Sir W. M. Ramsay, Luke’s Narrative of Christ в „The Expositor» 1912, XI, p. 387. 169 Prof. W. M. Ramsay, Was Christ bom at Bethlehem? A Study on the Credibility of St. Luke. London 1898. P. 49. 164. Prof. Dr. Moritz von Aberle в „Theologische Quartalschrift» 1874, IV, S. 663. 165. V. Garthausen, Augustus und seine Zeit 1, 2, S. 913: ,.eine allgemeine Schatzung oder Volkszahlung war fiir die Constituirung des Kaiserreiches . . . dringendes Beliirfniss». 166. Kubitschek у Pauly-Wissowa, Real Encyclopdie der classischen Alterthumswissenschaft III, 2 (Stuttgart- 1899), Sp. 1918. Joachim Marquardt, Römische Staatsverwaltung II (Leipzig 21884), S. 212 ff. H. Lecbultre, De censu Quriniano, p. 31. Prof. Horatio Marucchi в Dictionnaire de la Bible, pubbliee par F. Vigouroux, vol. II (Paris1899), col. 1188–1189. Josophus Knabenbauer, Evangelium secundum Lucam (Parisiis 21905), p. 108–110. 167. J. Marquardt, Römische Staatsverwaltung ll2, S. 212 ff. H. Lecoultre, De censu Queriniano, p. 33. Rev. Septimus Buss, Roman Law and History in the New Testament (London 1901), p. sqq. 168. Prof. W. M. Ramsay, Was Christ born at Bethlehem? p. 140, и в„ТЬе Expositor» 1912, XI, p. 395. Prof. J. Rend el Harris, The Present State of the Controversy over the Place and Time of the Birth of Christ в „The Exopositor» 1908, 111, p. 217. 169. J. Marquardt. Romische Staatsverwaltung II2, S. 211. 170. См. и Rev. A. Plummer, p. 47. 171. Так J. Marquardt, R5mische Staatsverwaltung ll2, S. 211 Anm.

http://predanie.ru/book/219258-sv-aposto...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010