1725 Оды Соломона 11:16, 18, 23, 24; 20:7. Удивительно, что Hill 2002 125сл., не разрабатывает это дальше. О теме бессмертия в Одах в целом см. Charlesworth 1985, 731. 1727 О переводе отрывка Оды Соломона 17:13 см. Charlesworth 1977 77, п. 17. Эта поэма может быть предвосхищением сцены «душераздирающей преисподней» в 42: см. ниже. 1729 Оды Соломона 41:4, 12; Charlesworth 1977 142, п. 7, цитирует Леклерка, который берет стих 4 как намек на воскресение, хотя Чарлзуэрт предпочитает видеть тут тему воплощения. Рассматриваемый глагол (rum), как в 29:3, можно перевести и как «возвеличил», и как «воздвиг», что отражено в двух переводах Чарлзуэрта (Charlesworth 1977 141, в противоположность 1985, 770; 1992, 114). 1735 Об этом см. Metzger 1977 (пер. на рус: Брюс Мецгер, Ранние переводы Нового Завета. Их источники, передача, ограничения, М: ББИ, 2008), Petersen 1994. 1738 См. Perkins 1984, 351сл. Что касается еврейского контекста, см., например, Bauckham 1998а, 275сл. 1739 См. Hennecke 1965, 425–531 (текст с пространным введением); Attridge 1992 (ясно изложенное введение со свежей библиографией); Elliott 1993, 429–511. Спорные вопросы – см. Riley 1995, 167–175. 1743 См. Robinson 1982, 6. Я включил сюда недавно опубликованное Евангелие Спасителя по причинам, которые станут понятны ниже (см. Hedrick and Mirecki 1999). 1744 О находках Наг–Хаммади см. Robinson 1979; для обзора исследований, касающихся важнейших для наших целей текстов, см. Cameron 1989. 1745 О Евангелии от Фомы см. NTPG 435–443; JVG 72–74. Многие ученые датируют его серединой II века, однако сегодня некоторые, например, Кестер и Паттерсон, отстаивают другую датировку – середину I века. См. краткое изложение вопроса, например, Eliott 1993, 123–147; новые аргументы в пользу конца II века в Perrin 2002. 1746 Кестер в Robinson 1977, 117. Много интересных примеров гностического употребления новозаветных писаний, в том числе по теме воскресения, – Pageis 1975. 1747 См. Riley 1995, 130. О других толкованиях см. Miller 1992 309. См. Фома 29; 87; 112. Возможно, однако, что «раздевание» в коптской версии – неверный перевод сирийского слова, означающего «отказаться»: см. Perrin 2002, 40.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vosk...

2318 О знамен. мужах, гл. XXXVI: «по ошибочному – говорим – свидетельству“, если только он не имеет в виду ограничиться указанием на соправление Каракаллы Северу. Ср. Bonwetsch. у Hauck’a, IV. s. 150. 2320 Гарнак (Die Chronologie. II, s. 4, anm.) не видит ясного указания на то, чтобы Ориген был учеником Пантена – ни у Евсев. Цер. Ист. VI, 14, 8 – ни у него же – VI, 19, 13, и он считает такое предположение хронологически не приемлемым. 2322 Он называет его «всеблаженным духом“.– Stromata, I: «τ πνεμα κενο τ κεχαριτωμνον“.– Stählin. В. II, p. 10. 2332 Strom. VII, 16: «μ γρ μαθντες τ τς γνσεως τς κκλησιαστικς μυστρια“, ... " κατ τν κκλησιαστικν λγω γνσιν“... Die griechischen Christl. Schriftsteller. Clemens Alex. Drit. Band. Von O. Stählin. Leipzig. 1989, p. 69, 73. 2336 Мы имеем в виду подробные разсуждения по этому вопросу у Heinrici. Die Valentinianische Gnosis. s. 162... Разсуждения его сводятся к тому, что «вера есть центральное понятие, рядом с которым гносис занимает только периферическое положение“ (s. 163). Это положение повторяет и проф. Попов, следующий вообще Гейнрици ( Тертуллиан , его теория христиан. знания, стр. 25). При неправильной точке зрения, Гейнрици находит противоречия в употреблении πστις и γνσις у И. Христа с одной стороны и ап. Павла с другой; в послании к Евр. опять констатирует он несогласие с другими посланиями ап. Павла (s. 165, 166–167). Лучше разсуждает по данному вопросу Lipsius. Allgemeine Encyklopädie. Erst Section. s. 227.. Но и он, по нашему мнению, несправедливо приписывает Варнаве иное понимание гносиса, чем у ап. Павла (стр. 236). Относительно слова употребления γνσις. См. Mansel. Gnostic Heresies, р. 5–6; King. The Gnosties, p. 3... Cremer. Biblisches-theologisches Wörterbuch. s. 216, cp. πστις. s. 682. 2338 Учение о вере «спасающей“ содержится в Евангелии и на нее очень часто ссылается ап. Павел, в особенности в посл. к Рим. и к Галат. 2341 В первом отношении, т.е психологическом – вера способна сообщать облик, придавать образ вещам невидимым, а гносис, познание, разум – требует логических доказательств.– Во втором отношении – о спасающем разуме или гносисе с христианской ортодоксальной точки зрения речь не мыслима. Приводимое место из Лк. 1:77 такого значения не имеет.– В 4-м отношении гносис, как и вера может быть харисмой (См. 1Кор. 12:7–9 ). Однако апостол не говорит о связи этих харисм.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

72 . Russisch-Byzantinische Historisch-Lexikalische Komission der Russischen Akademie der Wissenschaften.– BZ, Bd. XXV, 1925, S. 507–509. 73 . Spuren der Werke des Ägypters Rhetorios, des Livius Andronicus und des Ovidius in alt-slavischer Uebersetzung.– BZ, Bd. XXV, 1925, S. 310–312. 74 . К истории евреев в Византии VI-X веков.– «Еврейская мысль», 1926, стр. 197 224 и 305–318. 75 . Кодекс Альда Мануция в Российской Публичной библиотеке.– Сборник статей в честь С. А. Жебелева. JL, 1926, стр. 463–472 (машинопись, экземпляр Гос. Публичной библиотеки в Ленинграде; напечатан этот сборник не был). 76 . Русско-византийская комиссия Glossarium Graecitatis.– ВВ, XXIV, 1926, стр. 115–130. 77 . Хроника.– ВВ, XXIV, 1926, стр. 111–113. 78 . Das Original der Ausgabe «Sophoclis tragoediae Septem» 1502 von Aldus Manutius.– «Philologische Wochenschrift», 1926, 41/42, стб. 1145–1152. 79 . Ред. на кн.: Δημ?τριος > А. Πετρακ?κκος. То μοναχ?κ?ν πολ?τευμα του 'Αγ?ου Ορους Leipzig, Liebsisch, 1925.– BZ, Bd. XXVI, 1926, S. 399–400. 80 . Die byzantinischen Ranglisten nach dem Kletorologion Philothei (De Сег., I, II, c. 52) und nach den Jerusalemer Handschriften zusammengestellt und revidiert.– BNgJbb., V, 1926/27, S. 97–167. 81 . Вазелонскне акты. Материалы для истории крестьянского и монастырского землевладения в Византии XII-XV вв. JI., 1927 (Гос. Публичная библиотека в Ленинграде. Серия V, Orientalia 2) (совместно с Ф. И. Успенским). 82. Заметки к текстам Notitiae episcopatuum.– «Seminarium Kondakovianum», I. Prague, 1927, p. 65–72. 83 . Новые данные для исторической географии Ближнего Востока (из греко-сирийского списка отцов Никейского первого вселенского собора).– «Известия Кавказского историко-археологического института в Тифлисе», т. II (1917–1925), Тбилиси, 1927, стр. 111–134. 84 . Рец. на кн. Korn. Kekelitze. Geschichte der georgischen Literatur. Bd. I. Die Alte Literatur. Tiphlis, 1923.– BNgJbb., V, 3. und 4. (Doppel ­­ ) Heft, 1927, S. 461– 462 (в списках автора отсутствует).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

73 Так, F. Nau полагает, что в Дидаскалии воспроизводится апостольская традиция (см. в Dictionnaire de théologie eatholique, fasc. XXVIII, col. 741)и, может быть, переработано более древнее апостольское произведение (col. 747), a Th. Schermann (Ein Weiherituale der romischen Kirche am Sehlusse des ersten Jahrhunderts, Mttnchen und Leipzig 1913)видел там современную писаниям Иоанновым traditio ecclesiastica Clementis (см. в «Biblische Zeitschrift» XI 4, S. 420). 74 См. The Jewish Encyclopedia IV (New-York and London 1903), p. 588–594; Еврейская Энциклопедия VII (Спб. 1910), стр. 167–178. 75 Эту идею особенно развивает и защищает Prof. D. Alfred Seeberg; см. его сочинения: Der Kathechismus der Urchristenheit, Leipzig 1903; Das Evangelium Christi, ibid. 1905; Die beiden Wege und das Aposteldekret, ibid. 1806; Die Didache des Judentums und der Urchristenheit, ibid. 1908; Der Brief an die Hebräer, ibid. 1912 (S. 141 ff.). 77 Нечто подобное по отношению к А. П. см. у Prof. Eduard Schwartz, Ueber die pseudoapostolischen Kirchenordnungen, S. 25. 78 F. Nau в Dictionnaire de théologie catholique, fasc. XXVIII, col. 747: le champ est ouvert a toutes les hypothéses et á toutes les incertitudes. 79 Ср. Prof. Otto Bardenhewer, Geschichte der alttkirchlichen Literatur II (Freiburg im Breisgau 1903), S. 259. 82 Ibid. II, 2, S. 494, 496, 501. Cp. Prof. Albert Ehrhard, Die altchristliche Litteratur und ihre Erforschung von 1884–1900; erste Abteilung: Die vornicänische Litteratur (Freiburg im Breisgau 1900), S. 527. 83 Продолжение следует. NB. В «Христ. Чтении» 1916 г., 3 нужно поправить: стр. 340, 1 сн. «подлинные» (вм. «многие»), 341, и 11 св. «настоящие» (вм. «подлинные»), 341, 13 св. «этой» (вм. «настоящей»), 345, 5 св. «тонкая» (вм. «такая»), 345, 8 сн. «altkirchlichen» (вм. «altchristlichen»), 349, 8 «имели» (вм. «имеют»), 352, 7 сн. «вдовичества» (вм. «вдовства»); примечания 3-е на стр. 359 и 1-е на стр. 360 должны быть переставлены одно на место другого. 84 Несколько сближается Prof. John В. Peterson, который, считая за terminus a quo Антиохийский собор 341 г., находит возможным приурочивать АП. ко времени около 380 г.: см. The Cathelic Encyclopedia I (London 1909), р. 637 b. Равно и Dr. Gerhard -Rauschen склонен полагать, что этот памятник произошел около 380 г.: см. в «Theologische Revue» 1913, 11, Sp. 329.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

968. Eth 1.10.39–46. 969. Eth 1.10.84–96. 970. Eth 1.10.81–83. 971. Eth 1.10.114–117. 972. Eth 1.10.140–147. 973. Eth 1.10.147–165. 974. Eth 1.10.166–171. 975. Eth 1.10.175–184. 976. Eth 1.10.185–187. 977. Eth 13.139–155. 978. Cat 22.77–79. 979. Cat 22.151–156. 980. Euch 2.265–269. 981. Euch 2.10–13. 982. Eth 1.6.3–6. 983. Eth 1.6.31–34. 984. Eth 1.6.136–144. См.: Часть II. Святая Евхаристия. Прим. 5. 985. Eth 1.6.154–173. 986. Eth 1.7.3–8. 987. Eth 1.7.11–15. 988. Eth 1.7.19–25. 989. Eth 1.8.1–23. 990. Eth 1.8.40–50. 991. Eth 1.8.51–64. 992. Eth 2.3.84–91. 993. Eth 2.7.33–37. 994. Сар 3.50. 995. Hymn 21.329–331. 996. Hymn 49.141–163. 997. См.: Часть II. Монашество и мир. Прим. 28. 998. Hymn 58.64–144. 999. Hymn 58.64–72 1000. Hymn 58.78–96. 1001. Hymn 58.118–138. 1002. Hymn 58.145–400. 1003. Hymn 58.160–162. 1004. Hymn 58.192–211. 1005. Hymn 58.262–279 1006. Hymn 58.287–290 1007. Hymn 58.303–309. 1008. Hymn 58.310–323 1009. Ер 3.121–124. 1010. Ер 3.125–157. 1011. Ер 3.158–167 1012. Ер 3.168–176. 1013. Ер 3.177–183. 1014. Ер 3.603–611. 1015. Ер 3.610–623. 1016. Ер 3.577–582. 1017. Ер 3.713–733. 1018. Климент Римский. Послание к Коринфянам. Гл. 42–44. 1019. См.: Часть IV. Видение света. 1020. Cat 16.12–17. 1021. Cat 16.43–44. 1022. Cat 16.83–84. 1023. Cat 16.85–89. 1024. Cat 16.89–92 1025. Cat 22.109–110. 1026. Euch 2.221–222. 1027. Euch 2.166–172. 1028. Euch 2.255–259 1029. Cat 1.74–76. 1030. Cat 2.359–364. 1031. Сар 3.21. 1032. Сар 3.54. 1033. Hymn 11.78–91. 1034. Hymn 17.168–173. 1035. Hymn 17.344–379. 1036. Hymn 17.373–379. 1037. Hymn 47.47–52. 1038. Hymn 49.68–80. 1039. Hymn 49.83–86. 1040. Hymn 49.87–89. 1041. Hymn 50.1–23. 1042. Eth 1.12.329–339. 1043. Eth 1.12.351–363. 1044. Eth 1.12.363–377. 1045. Eth 1.12.406–415. 1046. Eth 1.12.416–417. 1047. Eth 1.12.417–426. 1048. Eth 1.12.426–433. 1049. Eth 1.12.433–436 1050. Для меня остается просто непонятным, как Деппе, в своей ученой диссертации, сверх меры насыщенной цитатами и ссылками, совершенно замалчивает несколько раз повторенные высказывания пр. Симеона об относительно несовершенном характере экстаза, который свойственен скорее новоначальным в духовной жизни и превосходится спокойным и сознательным видением несказанных тайн Божиих, приобретаемым святыми не только в будущей жизни, но уже здесь. Почему Деппе совершенно молчит об этой важной черте духовности пр. Симеона? Я не могу все же допустить, что он поступает так потому, что позиция пр. Симеона противоречит основному тезису его диссертации о пр. Симеоне, которого он считает экстатическим экстремистом.

http://predanie.ru/book/74192-prepodobny...

August Wünsche. Kabbala (Realenc. f. prot. Theol. u. Kir., 3–te Aufl., 9 Bd., 672, 15—35). 404 Das Büchlein vom vollkommenen Leben (Eine Deutsche Theologie) in der ursprünglichen Gestalt herausgegeben und übertragen von Herrman Büttner, Jena. Diederichs, 1907, стр. 3. 405 Отрицательному богословию у Эккегарта и у Якова Беме в следующем параграфе будет посвящен особый экскурс, и потому здесь даются сведения только общие и предварительные, ради полноты исторического очерка. 406 Meister Eckeharts Schriften und Predigten, übersetzt und hrsg. von H. Bütner (Diederichs). Bd. I, 165—166. Русский перевод M. В. Сабашниковой (Мусагет). Духовные рассуждения и проповеди Мейстера Экгарта. М., 1912, стр. 146—-147. 407 Meister Eckehardt, I, 167—168, рус. пер. стр. 147—148. 408 Idid.( «Von zwei Wegen», I, 120 — 121 (нет в р. п.). 409 Idid., «Von der Abgeschiedenheit», I, II fg., рус. пер. 55 и сл. 410 В связи с учением об отрешенности Эккегарт развивает свое важнейшее учение о Gott и Gottheit, о чем в след, отделе. 411 Heinrich Seuse " s. Deutsche Schriften, übertr. von W. Lehmann. 2 Bde. (Diederichs). Johannes Tauler. Predigten. 2 Bde. (Diederichs). 412 Слуга вечной мудрости (нем.). 413 См., напр., рассуждение: «Eine Bekehrung, wo Gott ist und wie Gott ist» и особенно «Von dem höchsten Ueberflug, den ein vernünftiges Gemüt erlebt» (Bd. I, 153–164). 414 Здесь: что (нем.). 415 Von irdischer und himmlischer Ruhe: Tauler " s Predigten. Bd. II. S. 3—4. 416 В непостижимом выпадении в непостижимое ничто (нем.). 417 Ib., 60. 418 Tauler. Bd. I, 185. 419 Vom eignen Nichts, Tauler " s Predigten. Bd. I, 211. 420 Ср.: Цицерон. Философские трактаты. М., 1985. С. 79 (О природе богов. I, 60). 421 Sebastian Franck. Paradoxa, hsg, v. H. Ziegler (Diederichs). S. 13. 422 Sebastian Franck. Paradoxa, hsg, v. H. Ziegler (Diederichs). S. 77, 21. 423 Des Angelus Silesius Cherubinischer Wandersmann, nach der Ausgabe letzter Hand von 1675 vollständig herausgegeben. Diederichs, 1905. 424 «Бог — это чистое ничто, ни здесь он, ни теперь, Чем больше ищешь ты Его, тем больше ловишь тень (I, 25).   Бог есть ничто и сверхничто, и вида не имеет,

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=726...

М. Вронченко, СПБ. 1844. Стр. 167). Ср. Dorner, Entwickelungsgeschichte der Lehre von der Person Christi, II. 984–994. 58 Johann August Ernesti, Institutio interpretis Novi Testamenti ad usus lectionum, Lips. 1761: последнее пятое издание под редакцией Аммона вышло в 1809-м году. 65 Ib. Pars. I. Sat. 2 cap. 4 § 7. 10. Cp. H. N. Klausen Hermeneutik des Neuen Testaments Leipz 1841. S. 291–294 и G. W. Meyer, Geschichte der Schrifterklärung, V Bd. Götting. 1809. S. 493–500. 66 Joh. Sal. Semler. Главные сочинения Institutio brevior ad liberalem eruditionem theologiae 1765. Apparatus ad liberalem Novi Testamenti interpretationem 1767. Abhandlung von freier Untersuchung des Kanons (1775–1777). Neuer Versuch, die gemeinnützige Auslegung des N. T. zu befördern 1786. Paraphr. ad. I et II epist. ad Corinth. 69 Ibid. § 9. Apparatus et cet. p. 95. В таком смысле толкует Семлер напр. Мф. 22:32 , т. е. это доказательство воскресения мертвых имело силу только для тогдашних возражателей Христу, но не имеет силы для таких читателей и исследователей Библии, которые ушли далее тогдашних совопросников. Подобные же примеры Семлер указывает в посланиях к Галатам и Евреям. Ср. Apparatus pag. 94.141. 182 и inst. brev. § 58. 72 Кроме Ернести и Семлера выдающимися представителями школы, с средины 18-го века и до 30-х годов 19-го были: Ветстейн, Гуго Гроций, Захариэ, Морус, Иан, Шмидт, Габлер, Бауер, Бретшнебдер, Грисбах, Рюккерт, Михаэлис, Розенмюллеры отец и сын, частью Де Ветте и др. мн. См. Klausen, ibid. S. 298, 306–309. Ср. Reuss, Gesch. d. H. Schr. §§ 572–575. 74 Storr († 1805), De sensu historico (1778) в opuscula academica Pars. I. pag 1–88. § 5. 7. 15. 18. Взято у Klausen " a, ib. s 309. 77 Stein. Ueber den Begriff und obersten Grundsatz der historischen Interpretation des Neuen Testaments 1815. Klausen. s. 3ll. 78 Lücke, Grundriss der Neut. Hermeneutik 1817 и статья в Studien und Kritiken, 1840. См. Klausen, 311–312. 81 Beiträge zur allgemeinen Hermeneutik 1828. Die Mängel der blossen Takt Interpretation 1834. и поздн. Kritik der modernen Exegese 1839. Klausen, s. 312–313. Cp. Reuss, Gesch. Heil. Schr. d. N. T. §§ 582–584.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

1014 Ср. Ис. 47:13 . – Само название ( ) производят от ( ) (разрезать), так как они как бы разделяли небо на множество сфер, которые и наблюдали при своих астрономических опытах (Kranichfeld. S. 75). 1015 Библ. твор. св. отц. и учит. ц. зап. Кн. 21. Тв. бл. Иероиима, ч. 12. Стр. 16.– Sixtus Senensis. Bibliotheca sancta. P. 44–45. 1016 Халдеи говорили с царем на арамейском языке, который Ксенофонт называет сирским (Ксенофонт. Сочинения. Перев. Янчевецкого. III Киропедия. Стр. 238) или восточно-арамейским диалектом. Как мы упоминали, это был обычный народный разговорный язык ассиро-вавилонян, отличный от халдейского, придворного языка, употреблявшегося и в науке. 1024 Ibid., В. I, S. 19, 35, 63, 71, 73, 75, 77, 83, 91, 113, 155, 157, 159, 167, 171; В. II, S. 109, 127, 181, 197, 255, 257, 265. 1029 В последней угрозе Навуходоносора замечается прекрасный намек на характер вавилонской архитектуры. Для постройки в Вавилоне употреблялись кирпичи, сделанные из глины и в большинстве только высушенные на солнце; из них складывались не только дома, но даже и дворцы (Schrader. Keil Bibl В. III – 1. Н S 57. – Геродот. История. Пер. Мищенка, Т. I. Стр. 92. – И. Флавий. О древностях против Апиона, кн. I. Стр. 362, 363). Конечно, достаточно было сравнительно небольшого усилия, чтобы подобного рода постройку обратить в кучу развалин. 1034 Ленгерке доказывает, что пророк Даниил и друзья его не могли фактически вступить в касту мудрецов-халдеев, потому что она была строго замкнута и исключала всякий доступ в свою среду для иностранцев; притом, по Диодору, звание халдея переходило от отца к сыну, что еще больше укрепляло изолированность халдейской касты (Lengerke. Das Buch Daniel. S. 50–51). Но номинальная принадлежность пророка, к этой касте, во всяком случае, могла быть; по крайней мере, в общенародном сознании Даниил, как ученик халдеев, мог считаться одним из них. 1035 Филлер, относящий излагаемое нами событие ко времени еще воспитания пророка, объясняет дело совершенно естественно: как ученик, воспитанник, пророк не мог касаться всего, что делали старейшие халдеи (Füller. Der Profet Daniel. S. 45). По предположению же блаж. Иеронима, сами халдеи не сообщали Даниилу о том, для чего требовали, их к себе царь, так как боялись, чтобы пророк, успевший обнаружить при дворе свою необыкновенную мудрость еще на придворном экзамене, не открыл царю сна и значения его и тем не уронил их собственного достоинства (Библ. твор. св. отц. и учит. ц. зап. Кн. 21. Твор. бл. Иеронима, ч. 12. Стр. 13).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

1034 Место первого издания неизвестно. Второе было в Спб. в 1787 году (ср. Наст. состяз. с раск., прим. на стр. 7, изд. 1839 г.), 48 стр. in 16°. Хотя имя автора не означено, но сомневаться в принадлежности сочинения Журавлеву нет оснований. 1035 В 1799 году было третье издание «исправленное» и «умноженное» некоторыми «прибавлениями» (стр. 396–434). 1036 В IV части напечатаны некоторые (не имеющиеся в издания 1794 г.) документы и сведения по истории, так называемого, «согласия» в Стародубье (стр. 122–43). Кроме того, отличия второго издания «Известия» от первого касаются: внесения новых §§ (ч. 2, стр. 101–3) и др. вставок (ч. 1, стр. 88–97 ср. по изд. 1794, стр. 33), опущения в тексте (ч. 2, стр. 50–1 ср. по изд. 1794, ч. 1. стр. 111–12) и примечаниях (ч. 1, стр. 75 ср. по изд. 1794, прим. на стр. 15, ч. 1), в переделке текста на примечание (ч. 1, стр. 71 ср. по изд. 1794, стр. 9–10, ч. 1), в замене документальной выдержка передачей её содержания (ч. 1, стр. 72 ср. по изд. 1794, ч. 1, стр. 11–12), изложения (ч. 2. стр. 16, пр. 3 ср. по изд. 1794, ч. 1 стр. 68 прим.); при опущениях, автор, можно думать, руководился соображениями о фактической достоверности в сведениях (ч. 2, стр. 10 ср. по изд. 1794, прим. на стр. 58–9). 1037 Впрочем, выражения Иоаннова «приобщаю здесь самую точную копию» и под. иногда следует понимать условно, ибо дело ограничивается приведением из документа только отрывков и притом с поправками против подлинника в тексте, хотя и незначительными по существу (напр. изд. 1795, ч. IV, стр. 53–77 ср. Бр. Сл. 1888, I, 10. 85. 167. 263). 1041 Мудрые и драгоценные наставления давал питомцах преосвященный – о том, чтобы ученики брались за дело изучения раскола с охотою, вниманием и прилежанием, ибо иначе не возможно надеяться на «хороший конец», – о том, чтобы, имея под руками руководство, не ограничивались им, но читали бы первоисточники, особенно уважаемые старообрядцами книги, – о том, наконец, чтобы при беседе с заблуждающимися, не делали им «огорчения», – хотя бы и сами заблуждающие своим поведением вызывали на то, – подражая кротости Христа и помня что нельзя «огнем огня угасить» (Наст. состяз. с раск. стр. I–VIII, М. 1839). – Одно время (между 1808–25 гг.) в Московской академии начались было уроки о расколе и о «средствах к вразумлению впадающих в него», но скоро прекратились (Собр. мн. и отз. м. Филар. II, 159–60).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

145 Теренций. Самоистязатель 77 (см.: Теренций. Комедии. М., 1985. С. 115). 146 Иоан. 19, 5. 147 Вл. Соловьев, вероятно, имеет в виду слова Геродота (История IV 191), но допускает неточность, так как Геродот рассказывает о " песьеголовых " людях, живущих не " по Днепру или Дону " , а на севере Африки. Или Страбона (I 2, 35), который помещает песьеголо вцев там же, где и Геродот. Ошибка Вл. Соловьева легко объяснима тем фактом, что и в европейской и в русской культурах словом " песьеголовец " называли неких существ, живущих за пределами мыслимой земли. Ср.: Даль Вл. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1980. Т. III. С. 105. 148 Вл. Соловьев имеет в виду религиозные воззрения Л.Толстого и его последователей; см.: Соловьев В.С. Идолы и идеалы?? Собр. соч. Т. V.; ср. антитолстовские высказывания в " Трех разговорах " (Собр. соч.). 149 Вергилий. Энеида VI 851 (вероятно, перевод авторский, ср. другой перевод на с. 468). 150 Гораций. Оды III 3, 6 — 7 (ср.: Оды Квинта Горация Флакка. СПб., 1856. С. 69). 151 Дан. 2, 37 — 45. 152 Исайя 11, 10. 153 Гал. 6, 15; Колос. 3, 11. 154 Рим. 8, 18, 23. 155 Рим. 8, 17; Гал. 6, 17; Филип. 3, 10. 156 1 Коринф. 12, 12 — 27. 157 Имеются в виду мореплаватель Америго Веспуччи, флорентиец, член испанской и португальской экспедиции к берегам Южной Америки. Впервые высказал предположения, что эти земли — новая часть света, которую он и назвал Новым Светом. Другой итальянец, лотар ингский ученый, картограф М.Вальдзенмюллер, назвал новую часть света — в честь А.Веспуччи — Америкой. 158 Термин И.Ньютона. 159 См.: Гомер. Илиада. 16 °См.: Соловьев Вл. Магомед, его жизнь и религиозное учение. СПб., 1902. См. также: Собр. соч. Т. 6. 161 См.: Аристотель. Политика 1255 a — b 15. 162 Матф. 25, 34 — 35. 163 попустительство, вседозволенность (фр.). 164 некоторая расточительность (лат.). 165 См., напр.: Милль Дж. Основы политической экономии II. 166 См., напр.: О воспитании при строе гармонии. М., 1939. 167 случайно (лат.). 168 Ср.: Матф. 4,4. Лук. 4,4.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010