Такое сочетание понятий в текстах Писания – не без значения; оно открыло различение света сотворенного ( Быm. I, 3 ) от благодатного света, осиявающого душу человека Святым Духом и изливающегося на него или вокруг него, видимым образом ( Ucx. XXXIV, 29–35 ; Mф. XVII, 2 ; Дeяh. XXII, 6 ). Учение о Фаворском или Божественном свете изложено, на основе опыта подвижников, св. Григорием Паламой – гл. образом в его труде «О священнобезмолствующих, 9 слов»; затем Поместный Константинопольский Собор в 1341 году подтвердил это учение. Свет этот не вещественный, хотя он – не сущность Божия, но то откровение, через которое удостоенный человек познает Бога. «Ныне Христос, просияв на горе Фаворе, открыл ученикам вид сокровенного Божественного света, как обещал; они же, исполнившись светоносного божественного сияния, в радости воспевали: воспоем Богу нашему; ибо Он прославился» (1-ый канон Косьмы Маюм. утр. Преображения, песнь 1-я, троп. 3-й. То-же у Мф. XVI, 28). Этот особый свет описан в житии преп. Серафима Саровскаго . Излияние в избытке этого благодатного света и это сияние славы – присущи Царствию Небесному . 242. Какая еще радость присуща Царствию Небесному? Будет полное и радостное утешение всем невинным страдальцам земли . «и отрет Бог всякую слезу с очей их» ( Omkp. VII, 17 ). 243. Все ли праведные будут в блаженстве равно и одинаково? Хотя все они будут в наслаждении блаженством выше слов, все-же они будут различны один от другого в славе, сообразно степени содеянного ими на земле добра . " Ибо придать Сын Человеческий во славе Отца Своего со Ангелами Своими, и тогда воздаст каждому по делам его« ( Mф. XVI, 27 ). »Се гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, воздать каждому по делам его« ( Omkp. XXII, 12 ). Но, чтобы в Царстве Славы не было и тени безпокойства, «никто не увидит меры высшого и низшаго» (Св. Ефрем Сирин , О небесных обителях). 244. Кому будет недоступно Царство Небесное? Врагам Бога. Ослушникам призывов Христовых . Те и другие будут осуждены Последним Судом на вечное мучение в соединении с диаволом.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

«Ибо за надежду Израилеву обложен я этими узами» так начал Апостол свою проповедь. Это объяснение — послужило поводом к началу его проповеди о Христе. Иудеи отвечали Павлу, что они не получали никаких писем о нем и никто не делал им также и устно неблагоприятного отзыва о нем. Но о христианстве они слышали, как «о ереси», о которой везде спорят, и хотели бы сами слышать об этом учении от него. В назначенный самими иудеями день уже не только знатнейшие, но и очень многие пришли к Апостолу, желая его послушать, и он с утра до вечера излагал им учение о Царствии Божием, то есть учение христианское, приводя им пророчества о Христе Иисусе, как о Мессии из закона Моисеева и пророческих ветхозаветных книг. Следствием беседы было то, что одни убеждались его словами, а другие не верили. Они уходили, ведя спор между собой, и Павел напомнил им в момент их ухода грозные слова Исаии пророка, предсказавшего ожесточение и неверие Израиля в 6 главе ст. 9 и 10  , заключив их тем, что спасение Божье будет предложено язычникам: они и услышат. Заканчивается книга Деяний Апостольских свидетельством о том, что святой Павел целых два года жил в Риме на своем иждивении, принимая всех приходящих к нему, «проповедуя Царствие Божие и уча о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением невозбранно». Два года, очевидно, до освобождения от уз, а содержали Апостола, надо полагать, заботившиеся о нем римские христиане. Отсюда Апостол Павел написал свои послания к Филиппийцам, Ефесянам, Колоссянам, Филимону и Евреям. Неожиданное окончание кн. Деяний в самый интересный момент прибытия святого Павла на суд Кесарев убедительно свидетельствует о ее подлинности и о том, что она написана именно в это время и до вторых уз Апостола Павла и его мученической кончины в 67 году. Примечания. 1. Законом Моисеевым было постановлено праздновать 50-ый день после наутрия субботы Пасхи, отсчитав от нее семь полных седьмиц. Пасха иудейская в год смерти Христовой приходилась на вечер пятницы: первый день Пасхи приходился, следовательно, в субботу, наутрие субботы было по нашему в воскресенье (в которое и воскрес Христос). От него нужно было отсчитать 7 полных недель. Таким образом, праздник иудейской Пятидесятницы приходился в тот год в воскресенье и совпадал с днем первой христианской Пятидесятницы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

вола губителя». Стих 4-ый 2-ой гл., где апостол говорит о том, что человек греха «превознесется над всем, что называется Богом или почитается», Ефрем объясняет так: «Сам он почитает Бога (истинного), дабы привлечь к себе распявших,–и хулит и уничижает всё, что называется (только) Богом или почитается, чтобы тем можно было пленить ум истинных поклонников». Антихрист явится и «взойдет в храм Божий», т. е. в церковь Божию, чтобы сесть и «показать себя, что он есть как бы Бог». «Каким же образом он покажет, что есть Бог истинный? Кроме славы и чести, коими будет облечен, он еще более покажет это посредством той вражды, которую будет вести против еретических сект. Так как он не будет склонять к какой-либо ереси, то, благодаря своей (притворной) любви к чадам Церкви, заставит думать, что любит их, как истинных (чад Церкви), и в храм их придет и сядет, как в храме истины, дабы показать, что он есть Бог. Он порицает лицемерие в притворстве (притворно) и надевает личину истины в коварстве (коварно). Он так искусно будет притворяться, что пленит народ посредством плотских предметов и будет управлять церковью под личиною истины». В вопросе 5-го стиха: «не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это?» Ефрем видит указание на то, что с посещения апостолом Фессалоники и до написания второго послания прошло много времени. Глагол κατχον, задерживать, а в смысле – укреплять власть, господствовать. Под τ κατχον Ефрем разумеет апостольскую проповедь Евангелия. «Пока апостольство не совершит данное ему призвание: «идите ко всем народам» ( Мф.28:19 ), и не распространится учение (Христово), и не окончится также и его время, и не усовершатся люди чрез проповедь Апостолов и чрез учение священников: – только тогда, наконец, попускается Отступнику прийти для испытания достоинства людей». Под κατχων апостол по словам Ефрема, разумел существовавший еще иудейский храм и культ. Пока стоит еще Иерусалимский храм, куда сами апостолы ходили молиться, пока еще держится ветхое служение, не может быть и речи об исполнении заповеди: «идите ко всем

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Следующее за указанными стихами Деяний Апостольских чтение Евангелия от Иоанна есть свидетельство на весь мир о Божественности воскресшаго Спасителя и Основателя вселенской Церкви, Который был, есть и будет истинное Слово, от начала сущий Бог (Иегова), ныне восходящий «туда, где был прежде» ( Ин.8:15, 6:62 ). «Никто не восходил на небо, как только сошедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» ( Ин.3:13 ). Посему Рождество, Воскресение и Вознесение суть три единых проявления вечной Божественной природы Богочеловека. По указанной причине и читаются стихи 1–17 главы 1-й от Иоанна, что в них утверждается изначальность, вечность Слова и благовествуется о Его воплощении ради спасения и обожения человека, завершительным моментом чего является Воскресение и Вознесение. В читаемом Евангелии два богословских центра: ст. 1–4 (В начале – ν ρχ – было Слово – λγος и Слово было у Бога, и Слово было Бог – κα Θες ν λγος); и ст. 14-ый («И слово стало плотью» – κα λγος σρξ γνετο) Смысл этих текстов в данном литургическом их истолковании тот, что воскресить Свою плоть во времени принятую, мог только Ее вневременный, вечный Обитатель. Воскреснуть мог лишь из начала Сущий, Вечный, ибо Воскресение выражает неподвластность возникновению и уничтожению. Но это и есть вечность. «Се, Я, с вами во вся дни до скончания века. Аминь». ( Мф.28:20 ). Дать такое обетование мог только Тот, Кто в другом месте говорит про Себя: «Я есмь первый и последний» ( Откр1:17 ). Быть в начале всего – это значит быть началом всего, принципом всего. Вечное Слово в силу Своего всемогущества и вечности соделало и плоть Свою, принятую у смертных, плотью вечною. Воскресшая плоть есть плоть вечная, плоть для бытия в вечности. Вечное Слово Божие затем и воплотилось, чтобы соделать земное, плотяное вечным, небесным; другими словами, Оно воплотилось для того, чтобы воскреснуть и воскресить. Воскресение есть выражение вечности Сына Божия и Славы Его в образе плоти. Воскресшая плоть есть образ вечности воплотившагося.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Однако вы не бойтесь их, гонителей: к вам на помощь в муках придет Сам Утешитель, Дух Истины; Он укрепит вас и в истине. Он Сам через вас будет свидетельствовать о Мне; и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною, как свидетели Мои, очевидцы достоверные (15 гл.). …Горькое предупреждение. Будут ненавидеть, гнать, мучить… Но заранее об этом предупреждает: " чтобы вы не соблазнились " , когда это придет… Я все сказал… И все сделал, " а теперь иду к Пославшему Меня " . Не печальтесь же: вместо Меня утешать вас будет Утешитель. Дух Святой (уже третий раз повторяет о Нем Христос). Он наставит и вас (4-ый раз) и через вас прославит и Меня, что для вас, любящих Меня, радостно… Не печальтесь. Я победил мир (16 гл.). Затем Он произносит молитву к Отцу, в коей говорит, что исполнил Свою миссию и теперь молит Отца сохранить учеников и всех верующих " от зла " , ибо за них Он " принес Себя в жертву " . И наконец просит Отца о будущем единстве всех в Нем, а через Него и со Отцом: да будут едино, как Мы едино. И пусть любовь Отца и в них будет, и Я в них (17 гл.). Служение Христово — учением и делами — кончилось… Теперь осталось принести Себя в искупительную жертву… Совершается: предательство, суд, смерть, погребение, воскресение, явления, вознесение и посольство учеников на всемирную проповедь — с утешительным обетованием: " И се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь " (Мф. 28, ст. 20). Эти слова не мог сказать человек, они свойственны лишь Богу. …Я неожиданно для самого себя распространился… Но не печалюсь. Слово Божие само всегда действенно и живо (Евр. 4, 12), и " богодухновенно и полезно… для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек " … (2 Тим. 3, 16–17). И надеюсь, что и читателю это будет полезно… И если было " интересно " , или если кому покажется даже малоубедительным, то стоит глубоко, глубоко раздуматься над этим страшным фактом: Божье Слово стало скучным и малосильным… Это привело меня к новым воспоминаниям и о моем отношении к Слову Божию как в семинарии, так и в начале академии. С этого уже и начну академические воспоминания о вере. Глава 8

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

Ведь если бы христианское всепрощение, дарованное нам Воскресшим Христом-Спасителем, простиралось, так сказать, автоматически и на тех, которые не желают каяться и исправлять свою жизнь, тогда не давал бы Господь Своим Апостолам, а в лице их и всем их преемникам, пастырям Церкви, наряду с властью «разрешать грехи» власть «вязать» их и не сказал бы, явившись им по Воскресении: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» ( Иоан. 20, 23 ). Какая, в самом деле, беспредельная и безрассудная дерзость – считать себя любвеобильнее Самого Бога и «исправлять» Евангелие Христово, сочиняя какое-то свое собственное «евангелие»! Будем же всячески беречь себя, братия, от этой лукавой закваски современного фарисейства! Решительно борясь со всякими самомалейшими проявлениями зла и греха в своей собственной душе, не будем бояться вскрывать и изобличать зло повсюду, где оно в современной жизни себя обнаруживает – не по гордости и по самолюбию, а единственно – по любви к истине. Наша главная задача в это лукавое время лживого бесстыдства – сохранить всецелую верность и преданность подлинной Евангельской Истине и Начальнику нашего спасения – воскресшему тридневно из гроба Христу-Жизнодавцу, Победителю ада и смерти. «Если кто Церковь преслушает, да будет тебе, как язычник и мытарь» ( Матф. 18, 17 ). Эти грозные слова Самого Господа нашего Иисуса Христа мы слышали в чтенном ныне Евангелии. Мы должны всегда помнить их, но прежде всего – правильно понимать их смысл и значение. Почему это так? Прощаясь с Своими учениками на Тайной Вечери, Господь в утешение им, скорбевшим о скоро предстоящей разлуке с Своим Божественным Учителем, сказал: «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа Истины» ( Иоан. 14, 16 ), «... Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину» ( Иоан. 16, 13 ), «... Тот научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» ( Иоан. 14, 26 ). Свое обещание Господь исполнил в десятый день по Своем Вознесении (или в 50-ый день по Воскресении). В великий и славный день Пятидесятницы обещанный «Утешитель» – Дух Святый – «Дух Истины» сошел на Апостолов, и на земле явилось «Царствие Божие, пришедшее в силе» ( Марк. 9, 1 ), о котором неоднократно говорил Господь во время Своей земной жизни: Церковь Христова. Церкви Своей Господь даровал великое обетование, сказав еще раньше: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» ( Матф. 16, 18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Несмотря на то, что Христос сказал: «Царство Мое не от мира сего» 255 , – папа преобразовал Царство Христа, Его Церковь в мирское царство, светское государство. Начиная с V в. папство распространило миф о «двух мечах». Как говорил Бонифаций VIII в 1302 г., один меч – это символ духовной власти, другой – светской. Тот же папа провозгласил: «Ego Sum Caesar, ego sum imperator (Я – цезарь, я – император)» 256 . Иннокентий III (1198–1216) распространил другой миф, согласно которому папа – это солнце власти, а светский правитель – луна, освещаемая папской властью. Хотя Христос сказал: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» 257 , – папа хочет, чтобы все было его, все вместе с кесаревым. Хотя Христос прямо указывает на то, что следующие за Ним идут не к светской славе, но ко Кресту: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и следуй за Мною» 258 , – папа не ведет распинаемого к страданию, очищению, поскольку он хочет только славы, более всего же светской . Несмотря на то, что апостол Павел говорит: «Всякая душа да будет покорна высшим властям» 259 , – папа не желает быть покорным: он хочет, чтобы все были покорны ему как властелину мира. Каноны запрещают принятия духовенством светской власти . Об этом говорят 6-ой, 81-ый и 82-ой святых Апостолов, а так же 3-ий IV-oro Вселенского Собора. И, тем не менее, папа хочет иметь государство Ватикан и стать и религиозным, и политическим вождем. Вот что нам об этом говорит Никодим Агиорит: «Власть делится на две. Первая есть светская, которую Бог доверяет царям и правителям, другая же – духовная, которую Бог вверяет архиереям, направляющим души. Одна же противоположна другой: одна земная, другая небесная. Одна несет с собой мечи и смерть, другая кротко прощает и укрепляет. Поэтому-то Златоуст и использует для одной понятия царские, для другой – священства. Царь размышляет понятиями здешними, я же – небесными… Неправильно, если царь дерзает взойти на амвон, или архиерей править и быть опоясанным мечом, как и случилось это с двурогим гигантом Рима, я говорю с папой, который должен быт внутренне и по духу Архиерей, но хочет стать внешне и телом царем: освящать смерти, держать пастырский посох и нож для убиения. Смесь несмешанная и чудовище чудное!» 260 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/osuz...

Собственные мысли нужно всегда поверять мыслями Божиими. А они – вот: в Господе Иисусе Христе; а Господь Иисус Христос – вот: Он в Своем Богочеловеческом Теле – в Церкви, где обитает Дух Святой, «Дух Истины», наставляющий – устами святых Апостолов и святых Отцов – любого ревнителя веры на всякую истину, касающуюся Владыки Христа и нашего спасения (ср.: Ин.16:13–16, 14:16 ). Истолковывая этот 15-ый стих ( Флп.3:15 ), святой Златоуст говорит: «Свойственно совершенному не считать себя совершенным. А кто мыслит иначе, то есть мнит, что совершил все добродетели, такого Бог вразумит, Бог ему (это) откроет. Святой Апостол сказал: «Бог откроет», – дабы показать, что такое мнение о себе проистекает главным образом из неведения. Это сказано не о догматах, а о совершенстве жизни и о том, что не следует считать себя совершенным; ибо помышляющий о себе, что он уже достиг всего, ничего не имеет». Но чтобы не подумали, что на земле небесной жизнью жить нельзя, святой Апостол тут же приводит примеры такой жизни. – «Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас» ( Флп.3:17 ). А мы? Ведь и мы – люди, из того же вещества, из которого и вы, – предлагаем вам именно то, что, как видите, мы и сами делаем. Мы – ваши современники, живущие с вами на той же земле, под тем же небом, в тех же условиях. По всему мы – родственники, братья. Вы скажете: Господь Иисус Христос Божественно высок, неподражаемо велик; как можем мы, слабые и ничтожные, жить Им и в Нем? Да, но я не требую, чтобы вы подражали Ему; Он – Бог и Господь; подражайте своим братиям и мне: ведь и мы – люди, как и вы. И хотим мы только одного, и об одном только молимся – «чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам» ( 2Фес.3:9 ). Подражать Христу несложно: от нас требуется лишь ревностная вера, а Сам Он щедро подаст все благодатные силы, необходимые для небесной жизни в Нем. Для такой веры нужна только наша решимость. Скажите, разве много от нас требуется? Ведь это настолько мало, что каждое человеческое существо может дать это от себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

А начало отсчета – 24-ый год правления Артаксеркса Долгорукого. Хотя мы и указываем им на это, они настаивают, что Он не явился. Ибо, говорят, в псалме значится: «Во дни его процветет праведник, и будет обилие мира» ( Пс. 71:7 ), и другое подобное приводят из Священного Писания . Ныне же, говорят, мы не видим ничего такого, но напротив, преумножилась несправедливость, и много грехов. Мы же им отвечаем, что пришествий Христа два. Первое – со славой, о коем 1205С рассказал Даниил: «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему» ( Дан. 7:13–14 ) и так далее. Второе же – со смирением, о коем говорит Исайя: «И мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми» ( Ис. 53:2–3 ). Так вот, когда псалом говорит, что во времена Его наступит справедливость, он говорит это о грядущем славном пришествии Христа, поскольку то, что во времена Христа действительно существовала необходимость греха, очевидно. Я спрошу их: «Своей смертью умер 1205D пришедший Христос, или другие его убили?» Конечно, они отвечают, что другие его умертвили. – «Что же? Убивший столь великого человека, не крайний ли грешник?» Конечно, они говорят, что да 21 . Итак, если дело обстоит так, то во времена пришествия Христа действительно существовала необходимость греха. Поэтому псалом говорит о втором пришествии: «Сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» ( Пс. 109:1 ), ибо показывает что у Него были враги, а там где враги, 1208А нету мира. То же, что Он не является Богом (это было третьим вопросом) они утверждают, исходя из слов Моисея: «Господь Бог вам воздвигнет пророка из братьев наших, как меня» (ср. Втор. 18:15 ). Вот, говорят они, он назвал его не Богом, а пророком. Мы же на этом им скажем, что Христос был всем: и человеком, и пророком, и Богом, так что он мог назвать Его любым именем.

http://azbyka.ru/otechnik/Leontij_Vizant...

Источник слова в мире есть Божественное Слово, которым небеса утвердились, и если Господь изволил воплотиться и стать человеком с индивидуальностью и Именем, то это предполагает человеческую индивидуальность и имя как общую форму жизни: божественное воплощение предполагает человеческое имявоплощение. Господь имеет два естества, две воли, но едину ипостась и, стало быть, единое Имя. Имя не отменяет общего закона имявоплощения, но исполняет его, пользуется им. Человеческое именование и имявоплощение существует по образу и подобию божественного боговоплощения и именования (как это и повествуется, что Господь в 8-ый день по закону Моисееву обрезан был и получил своё Имя). Вообще образ и подобие Божие в человеке, по силе которого только и возможно стало боговоплощение, предполагает полное человеческое богоподобие, а в частности, и в том, что касается именования как воплощения имени. В порядке софийном всякий человек есть воплощенное слово, осуществленное имя, ибо сам Господь есть воплощенное Слово и Имя. Поэтому понятно, почему и в естественном самосознании имя имеет как бы независимое бытие, есть самое устойчивое в человеке, имеет жизнь, которую надо восстановить (левират), честь которую можно защищать (дуэль), имеет вечную судьбу. Имена человеческие написаны в небесах, т. е. не в здешнем только бытии, но и в умопостигаемом вечном, как об этом прямо и неотразимо свидетельствует Слово Божие: Лк. 10:20 : «однако же тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах». – Флп. 4:3 : «с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена в книге жизни». – Откр. 3:5 : «Побеждающий облечется в белые одежды и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцом Моим и пред Ангелами Его». VI. Имя Божие. Да будет благословенно и препрославлено во веки веков Всякое суждение есть именование, и всякое суждение есть, точнее, потенциально есть, имя, может им стать. Всякий предикат, который мы приписываем Божеству, есть вместе с тем и именование Бога: Промыслитель, Творец, Благой, Вечный, Благословенный, Святый и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010