Для нас здесь важно отметить, что сказано в третьем стихе: «пусть возьмут себе каждый одного агнца». Здесь не сказано «по одному агнцу», а речь идет об одном агнце! Этот текст можно прочитать: «Пусть возьмут себе одного и того же агнца». То есть пророчески это указывает на Того единственного Агнца, о Котором Иоанн Креститель сказал: «Вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира» ( Ин.1:29 ). И вот такое свидетельство показывает то, что есть единственный агнец! Построение предложения третьего стиха – это пророческое построение, которое подсказывает нам, что все эти агнцы и тельцы, которые во множестве приносились, имели в виду одного Агнца, то есть Христа Иисуса! Все эти жертвы указывали пророчески на одну единственную Жертву, которая была принесена при Понтийском Пилате на Голгофе за грехи всего мира. И далее мы читаем: Исх.12:4 . «А если семейство так мало, что не [съест] агнца, то пусть возьмет с соседом своим, ближайшим к дому своему, по числу душ: по той мере, сколько каждый съест, расчислитесь на агнца». Можно аллегорически истолковать этот текст. Если один человек не может вместить в себя всю истину Божественного откровения, то он должен войти в совет с другими людьми, которые помогут ему постичь, что есть проповедь о Христе, и притом распятом. Как апостолы говорили, что они не хотят знать «ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого» ( 1Кор.2:2 ). Он есть наш Агнец, Он наша Пасха! Как пишет апостол Павел, Иисус Христос есть Пасха наша: «Ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас» ( 1Кор.5:7 ), Агнец, закланный за наши грехи. Постичь эту тайну одному человеку действительно может быть сложно, но соборно осмысливая ее, мы приближаемся к ее раскрытию. Может быть, именно на это и намекает 4-ый стих 12-ой главы. Далее говорится следующее: Исх.12:5 . «Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз». Здесь возникает некая проблема. Обычно, когда мы говорим о жертвенных агнцах, всем представляется, что приносили в жертву именно овец. Но это не совсем так: 5-ый стих показывает, что приносили и коз. А в христианском понимании овцы – это те, которые будут справа от Иисуса Христа в день Суда, а козлы или козлища – это те, которые окажутся слева.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

 -У меня вопрос о Сергее Александровиче Нилусе,  5-ый том. Легенда об Адонираме. Как ее понимать?  -Вы знаете, я Нилуса не читал, кроме одной его работы «Близъ есть, при дверех». И то это было очень давно, в советские времена. Это была подслеповатая ксерокопия. Мне пришлось читать этот текст, эти известные протоколы мудрецов, тогда был какой-то оживленный интерес к этой работе Нилуса. Говорили, что это подделка. Другие говорили, что нет, это подлинный документ. Но мне интересно было читать именно вводную часть об антихристе, где ссылки на святых отцов. Это было очень интересно. А то, о чем вы спрашиваете, мне неизвестно.  -У нас телефонный звонок в студию, говорите. Мы вас слушаем.  -Добрый вечер.  -Добрый вечер.  -Вопрос по евангелию от Луки. Глава 15, 1 ст. Вот здесь упоминается, что Пилат был повинен в убийстве. То- есть галилеяне, кровь которых Пилат смешал с жертвами их. Но здесь вопрос связан вот с чем еще. Получается, если я правильно понимаю, это было резонансное убийство в то время. Потому что оно, видимо, имело религиозный смысл для иудеев. И потом иудеи первосвященники обращались за судом к тому же Пилату, который совершил это убийство. Вот хотелось бы толкование получить, как это связано - убийство Галилеянина и обращение первосвященника к Пилату. Ведь это фактически было религиозным предательством своего народа. И тогда уже убийство Христа приобретает, в общем-то, другой смысл.  -Предательство своего народа заключается в том, что первосвященники, точнее синедрион, выдали молодого еврея, тридцати трех с половиной лет в руки язычников. Они ж не верили в Него как в Сына божия, но они знали, что Он молодой. Они знали, что Он еврей. И по своему закону они не имели права выдать еврея язычникам по любому обвинению. Вот в этом заключается их предательство собственного народа. С точки зрения собственно иудейского права. А 13-я глава- здесь надо связать 1-й стих с 4- м, и все станет понятно. Здесь Христос говорит о несчастных случаях в целом. О каких-то трагических совпадениях. Вот 1-ый стих: В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. Или, думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете.

http://radonezh.ru/text/obyasnite-mne-po...

Сердце Блудного Раба было освобождено апостолом. Свобода блужданий не дала Онисиму свободы, – ее дал ему «узник Иисуса Христа» (стих 1), благовестник человеческого освобождения во Христе. Онисим освободился тогда, когда согласился ехать обратно, в рабство к Филимону. Здесь освободился раб человеческий, и стал свободным рабом Божьим (1, Кор. 7:22). Как ясно разрешается, в этой жизненной притче, смысл апостольского, священнического дела. Божье дело – выйти навстречу Блудному Сыну; апостольское дело – найти Блудного Раба, и возвратить его в Дом Владыки. Как ревнует священник – посредник пред Первосвященником, за Блудного Раба, чтобы искупил его Первосвященник: «если Ты имеешь общение со мною, то прими его, как меня. Если же он чем обидел Тебя, или должен, считай это на мне»... Вот участие священника в Искуплении (более подробно, об этом же, см. Дневник русского Кронштадтского Пастыря). «Надеясь на послушание Твое – пишет апостол Богу – я написал к Тебе, зная, что Ты сделаешь и более, нежели говорю»... (далее – какая простота!). «Тя убо молю, Единого, Благого и Благопослушливого! (священническая молитва херувимской песни). Блудный Раб Онисим, уже не как раб, но «выше раба», уже, как «брат возлюбленный» возвращается к законному Владыке в новое рабство. Как глубок, торжественен, и совершенен в мире подвиг этого дела. Вот подвиг Церкви, соборный подвиг Церкви, в котором Сам Господь благоволит подвизаться рядом с человеками. «Послание к Филимону» – целостное жизненное разрешение одного из основных томлений человеческого духа. Послание – как это видно всякому – напоминает Христову притчу, не только особо-малым размером своим, но и единственностью своего внутреннего духовного строения. И сама сохранность этого частного апостольского письма свидетельствует, что оно написано апостолом не только возлюбленному Филимону, и не только для брата Онисима, но и Господу Богу,– для всего заблудившегося в своей свободе человечества. Страх человеческий и страх Божий (1-ый диалог) 1-ый Православный: – Скажите, пожалуйста: верите ли вы в «Сионские Протоколы»?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

2-ой Православный: – То есть как: «верю ли я в них»?.. Я верю в св. Евангелие; двум господам не служу. В «Сионские Протоколы», признаться, не верю. 1-ый Правосл. – Вы отвечаете не по существу, я вас спрашиваю, верите ли вы в реальную опасность международного заговора еврейства против христиан, а вы отвечаете, будто я вас приглашаю поклониться Сионским Протоколам, как Евангелию. 2-ой Правосл. – Да вы, почти, это делаете. 1-ый Правосл. – Что с вами, – где же я это делаю? 2-ой Правосл. – Знаете, вы не сердитесь на меня, что я вам ответил немного резко, – мне уже не в первый раз задают такой вопрос, и, право, каждый раз приходится отвечать в повышенном тоне: так обидно, так тяжело делается на сердце от нашего откровенно-нецерковного восприятия жизни. Где Церковь , где Ее особенность. Извольте открыть Евангелие, – хотя бы, вот Послание к Титу, главу вторую... смотрите, что пишет апостол: .. Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнувши нечестие и мирския похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к дοбрым делам. Сие говори, увещевай и обличай со всякою властъю, чтобы никто не пренебрегал Тебя». Какия драгоценнейшие слова, и как мы, христиане, упорно, не желаем понимать их, размениваясь на геройство мира сего, и сокрушаясь о всяких ветряных мельницах, расставленных сатаною по этому миру. Мы не видим своей особенности. He желая вести – по обету нашего крещения – особенную христианскую жизнь, мы не видим нужды, в особенности для себя, христианской психологии. Мы, одно из двух, или мы – выгнанные, Христом из храма Церкви, люди, или же мы сами не пускаем в наш христианский храм ни Христа, ни апостолов, ни мучеников, ни преподобных, – снисходительно оставляя им место только на небе, да на иконах. Вероятно, мы и то и другое, сперва первое, потом второе, – или же, в обратном порядке.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

Пред десятою казнью Бог сказал Моисею и Аарону: «еще одну казнь Я наведу на фараона и на египтян, и тогда они с поспешностью будут гнать вас отсюда. Я пройду ночью по Египту и поражу всех первенцев от человека до скота». При этом Господь повелел евреям выбрать для каждой семьи однолетнего агнца, без всякого недостатка, в 14-ый день месяца нисана заколоть его, испечь на огне и есть, не сокрушая костей, с пресным хлебом и горькими травами; кровью же агнца помазать косяки и перекладины дверей. Есть агнца евреи должны были совершенно готовыми в путь, подпоясавшись, и с посохами в руках. В полночь, когда евреи вкушали пасхального агнца, Ангел Господень поразил всех первенцев египетских, от первенца царя фараона до первенца узника, сидевшего в темнице, и все первородное из скота, и прошел мимо только тех домов, на дверях которых был сделан знак кровью. По всему Египту поднялся плач. Фараон призвал Моисея и велел ему скорее уходить с народом еврейским из Египта. Египтяне также понуждали евреев скорее отправиться в путь, «а то», говорили они, «и мы умрем». Евреи должны были выступить с такою поспешностью, что не успели испечь хлебов, и взяли с собою тесто не вскисшее, из которого уже дорогою испекли себе опресноки. С Моисеем вышло из Египта до 600 тысяч человек, не считая женщин и детей. Как только евреи выступили из Египта, перед ними явился столп, который днем был облачным, а ночью огненным, и указывал им путь. День выхода из Египта Господь повелел евреям праздновать ежегодно. Праздник этот назван был Пасхою, что значит: прошел мимо. Вечером, в 14-ый день нисана, евреи закалывали пасхального агнца и семь дней ели опресноки. Вместе с тем Господь повелел посвящать Ему, в благодарность за избавление от смерти первенцев еврейских, каждого первенца, от человека до скота: первенцев от людей выкупать принесением за них жертвы, первенцев от чистых животных приносить в жертву, а от нечистых животных заменять агнцами или выкупать. Агнец пасхальный прообразовал Господа Иисуса Христа. Агнец был избираем без всякого телесного недостатка; Иисус Христос чужд всякого греха. Костей агнца велено было не сокрушать; Господу на кресте не были перебиты голени. Кровь агнца спасла первенцев еврейских от смерти; кровь Спасителя спасает нас от вечной гибели. Посему Господь Иисус Христос называется в церковных песнопениях Агнцем и Пасхою.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Деян.12:12. И, осмотревшись, пришел к дому Марии, матери Иоанна, называемого Марком, где многие собрались и молились.    Убедившись, что он действительно освобожден и осмотревшись, где он находится, Петр пришел к дому Марии, матери Иоанна, «называемого Марком».    Предания об этом Марке неодинаковы. Одно предание, разделяемое блаженным Феофилактом, считает его за одно лицо с Евангелистом Марком и Марком, племянником Варнавы. Другое предание, записанное в Четьях-Минеях (под 4 января — 17 января н. ст.), отличает его и от Евангелиста Марка и от племянника Варнавы. Третье считает его племянником Варнавы, отличая, однако, от Евангелиста Марка.    В этом доме собрались многие, молившиеся об избавлении Петра от угрожавшей ему опасности. Когда Петр постучался, к воротам вышла служанка Рода. Узнав голос Петра, она от радости не отворила ворот, но побежала сообщить радостную весть всем верующим. Эта весть показалась многим столь невероятной, что они готовы были признать Роду сошедшей с ума. Другие высказали предположение, что это Ангел Петра. Это предположение подтверждает, что с самого начала в христианской Церкви существовало учение об Ангелах-хранителях, заботящихся о спасении людей, к которым они приставлены (на основании Мф 18:10и Евр. 1:14). Когда после вторичного стука Петра, открыли, наконец, двери и увидели его, то были поражены тем, что это действительно он сам. Деян.12:17. Он же, дав знак рукою, чтобы молчали, рассказал им, как Господь вывел его из темницы, и сказал: уведомьте о сем Иакова и братьев. Потом, выйдя, пошел в другое место.    Рассказав о своем чудесном освобождении и повелев уведомить о том Иакова, брата Господня, который был предстоятелем Иерусалимской церкви, и «братьев», то есть других членов христианского общества, Петр, «выйдя, пошел в другое место». Что это за «другое место», Дееписатель не говорит, но есть предание, что Петр в первых годах царствования Клавдия был в Риме. Это как раз совпадает с рассматриваемым временем, когда был, по всей вероятности, 44-ый год по Р. Хр., после Иудейской Пасхи и 4-ый год царствования Клавдия. О Петре в книге Деяний больше не упоминается до самого Апостольского Собора в Иерусалиме, бывшем в 51 г. (см. гл. 15).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2761...

Услышав это, Пилат испугался. Конечно, выражение «Сын Божий» он мог понимать только в языческом смысле, в смысле полубогов-героев, которыми полна языческая мифология, но и этого было достаточно, чтобы его смутить, принимая во внимание и предупреждение его жены, видевшей какой-то таинственный сон об этом загадочном Человеке. И вот Пилат уводит Иисуса с собой в преторию и наедине спрашивает Его: «Откуда Ты?» Действительно ли Ты Сын Божий? Но Иисус не ответил ему. Бесполезно было отвечать на этот вопрос. Когда раньше Господь хотел объяснить Пилату цель Своего пришествия, это лишь вызвало у него скептическую улыбку. Преодолевая страх, Пилат хотел напомнить Христу о своем великом положении, и тем расположить Его к ответу: «Мне ли не отвечаешь? Не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?» Господь отвечает на эти горделивые слова с Божественной мудростью: «Ты не имел бы надо Мной никакой власти, если бы не было дано тебе свыше. Посему более греха на том, кто предал Меня тебе.» Иными словами, то, что Я в твоих руках, это по попущению Божию. Отдав иудейский народ в подчинение римской власти, Бог тем самым дал тебе власть надо Мной, как Человеком. Однако и ты будешь виновен в Моем распятии, ибо против совести осуждаешь; но большая ответственность ложится на тех, кто добился этого беззаконного приговора – на иудейских начальников. Мудрые слова Господа расшевелили в Пилате его лучшие чувства, и он еще настойчивее стал искать возможности отпустить Его. Тогда враги Христа перешли к крайнему средству: к угрозе обвинить самого прокуратора в измене Римскому императору: «Если отпустишь Сего, ты не друг кесарю». Это испугало Пилата, ибо императором тогда был подозрительный и жестокий Тиверий, охотно принимавший доносы. Этой угрозой иудейские начальники решили дело. Пилат искренне хотел спасти Христа от распятия, но не ценой своей карьеры. Тогда, воссев на судейское место, он формально оканчивает суд. Это была пятница перед Пасхой, около «шести часов,» – по нашему счету около 12 часов дня. (Евангелист Марк говорит: «Был час третий и распяли Его» ( Мк.15:25 ), а от шестого до девятого часа была тьма по всей земле ( Матф. 27:45 ). Сутки делились на четыре части по три часа в каждой. Новом Завете упоминаются часы 1-ый, 3-ий, 6-ой и 9-ый. Шестой час это период времени между 9-ю часами утра и полуднем.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Скачать epub pdf ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ Сегодня мы рассмотрим 11-ую главу Книги Исход, в которой говорится о том, как пророк Божий Моисей угрожает фараону десятой казнью – смертью всех первенцев. Скажем прямо, не все казни сопровождались конкретной угрозой, иногда казнь возникала как Божья кара без предварительного предупреждения. Но в данном случае угроза была совершенно уместна, потому что вопрос касался жизни каждого первенца в Египетском государстве: от первенца фараона до первенца находящегося в темнице раба. И мы читаем 1-ый стих: Исх.11:1 . «И сказал Господь Моисею: еще одну казнь Я наведу на фараона и на Египтян; после того он отпустит вас отсюда; когда же он будет отпускать, с поспешностью будет гнать вас отсюда». Итак, Господь собеседует с Моисеем, Своим пророком, и дает ему наставления о том, что будет казнь, и казнь будет страшная: после нее уже никто не будет пытаться удерживать евреев в египетском рабстве, но, напротив, их отпустят! Их будут даже с поспешностью гнать из Египта! То есть ужас этой казни, то впечатление, которое она произведет на египтян, будет столь сильным, столь мощным, что для них это будет полный кошмар: паника и дикий страх наполнят египтян, и они реально будут гнать верующих из своей земли. Еще ранее фараону было сказано: «Отпусти народ Мой», и теперь Бог угрожает ему тем, что Он умертвит его первенца. Фараон является символом диавола, сатаны – так рассуждали отцы, аллегорически понимая этот образ. А первенец диавола – это антихрист, которому предстоит родиться и прийти в этот мир. Поэтому существуют некие параллели между египетским фараоном, его первенцем и теми событиями, которые будут происходить во время воцарения антихриста, когда будет его царство, когда начнутся казни Божии, и когда Иисус Христос дыханием уст убьет первенца диавола, то есть антихриста. И мы читаем 2-ой стих: Исх.11:2 . «Внуши народу, чтобы каждый у ближнего своего и каждая женщина у ближней своей выпросили вещей серебряных и вещей золотых». Обращение, о котором говорится с 1-го стиха по 3-ий, предшествует последней казни, последним событиям, когда Божий гнев будет обрушен на богов Египта. Божий пророк Моисей, разговаривая с фараоном в последний раз, уже знает о тяжелом ударе, который будет сокрушать весь Египет. И вот это откровение, что фараон «окончательно изгонит вас отсюда», Моисей получает, что бы понимать, что после этого последнего наказания, которое обрушится на Египет, немедленно разрешится вопрос освобождения народа Божьего, и нужно быть готовым к Исходу.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

прот. Виктор Потапов Скачать epub pdf Притча о бесплодной смоковнице Эта притча записана в Евангелии от Луки: «Некто имел в винограднике своём посаженную смоковницу, и пришёл искать плода на ней, и не нашёл. И сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице, и не нахожу; сруби её: на что она и землю занимает? Но он сказал ему в ответ: господин! оставь её и на этот год, пока я окопаю её и обложу навозом, – не принесёт ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь её» ( Лк. 13: 6–9 ). В евангельские времена в Палестине в виноградниках часто насаждали фруктовые деревья. Три года должны были пройти прежде, чем плоды смоковницы становились пригодными для собирания и употребления. Смоковница в притче после трехлетнего срока не приносила плода. «На что она и землю занимает?» – говорит хозяин виноградника. Корни смоковницы впитывают влагу, необходимую для растущих вокруг нее виноградных лоз, что показалось хозяину бессмысленным расходованием драгоценной для Палестины воды. Виноградарь всё же уговаривает хозяина повременить с решением уничтожить бесплодную смоковницу, говоря: «Господин, оставь её и на этот год, пока я окопаю её и обложу навозом, – не принесёт ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь её». Употребление навоза нигде не упоминается в Ветхом Завете. Кроме того, обычная смоковница не нуждается в навозе. Таким образом, можно сказать, что виноградарь предлагает предпринять некоторые чрезвычайные меры, чтобы помочь смоковнице принести плод и обеспечить её дальнейшее существование. В еврейском народе сохранилась легенда об Ахикаре (5-ый век до Р.Х.), которую большинство современников Христа знали. Там встречаются такие слова: «Сын мой, ты как дерево, которое не даёт плода, несмотря на то, что росло рядом с источником. Его хозяин вынужден был его срубить. Дерево сказало ему: «Пересади меня и, если я и на новом месте не принесу плода, тогда сруби меня». В ответ хозяин сказал: «Когда ты стояло рядом с водой, ты не принесло плода. Почему же должны появиться на твоих ветвях плоды, если ты будешь стоять в другом месте?» Иисус употребил эту известную народную сказку в Своей притче, дав ей другую концовку. Здесь просьба не отклоняется.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/evangel...

Глава 3 Чудесное исцеление Св. ап. Петром хромого от рождения (1–11). Речь по сему поводу к народу (12–26) Деян.3:1 .  Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый. «В час молитвы девятый», επ τν ραν τς προσεχς τν ενντην, слав. не столь правильно «на молитву в час девятый». Греческий текст и русский перевод предполагают формой своего выражения еще другие часы молитвы, кроме девятого: эти другие часы – были третий и шестой (по нашему 9-й и 12-ый). Между тем славянский перевод выражается так, что можно допустить случайность совпадения молитвы Апостолов с девятым часом (по нашему 3-м по полудни). Следы троекратной ежедневной молитвы встречаются в еврейской истории весьма рано: еще Давид в одном из псалмов указывает на молитву вечером, утром и в полдень ( Пс. 54, 18 ). Пророк Даниил в плену Вавилонском ежедневно три раза преклонял колена для молитвы ( Дан. 6, 10 ). В храме утренний и вечерний часы (3-й и 9-й) освящались особо узаконенными утренним и вечерним жертвоприношениями, и на один из этих-то часов молитвы и шли апостолы, чтобы вознести свои молитвы Богу установленными от Него и до времени не терявшими своего значения для них храмовыми Богослужениями. Деян.3:2 .  И был человек, хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, про­сить милостыни у входящих в храм. «Хромой от чрева матери его» – Деян. 4:22 – ему было теперь более сорока лет. О «Красных вратах» храма, названных так, вероятно, по их красоте, нигде не упоминается более. Вероятно, это были главные восточные врата (в притворе Соломоновом), ведшие во двор язычников, которые Флавий описывает, как самые красивые, превосходившие красотою все прочие ворота храма (Иуд. война 5:5, 3). Деян.3:4 .  Петр с Иоан­ном, всмотрев­шись в него, сказали: взгляни на нас. Деян.3:5 .  И он при­стально смотрел на них, надеясь по­лучить от них что-нибудь. Совершению чуда над хромым предшествует пристальное воззрение друг на друга Апостолов и исцеленного. Это было как бы взаимное приготовление к чуду. В отношении к хромому это было средством возбудить его внимание и духовную восприимчивость к чудесному благотворению.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010