Затем настоятель говорит особый пасхальный отпуст с крестом: Христос, воскресый из метрвых, смертию смерть поправый и сущим во гробех живот даровавый, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец. Аминь. И затем трижды возвышая крест, произносит приветствие: Христос воскресе, а весь народ отвечает: Воистину воскресе. Снова поется трижды тропарь: Христос воскресе, и оканчивается пением: И нам дарова живот вечный, покланяемся Его тридневному воскресению. Таким порядком утреня совершается во все дни Светлой седмицы; только не бывает христосования и чтения слова св. Иоанна Златоуста, и каждение обычно бывает не на каждой песни, а только трижды, причем и малые ектении произносятся не после каждой песни, а как обычно на каноне 3-ей, 6-ой и 9-ой песнях и к Пасхальному канону добавляется Богородичный канон.    Если совпадет с Пасхой Благовещение (Кириопасха), то в начале утрени при входе в храм, прежде Великой ектении, поется тропарь Благовещения, канон Пасхи соединяется с каноном Благовещения и по 6-ой песни читается Евангелие праздника Благовещения, а также на хвалитех присоединяются стихиры Благовещения.    Часы 1-й, 3-ий, 6-ой и 9-ый во всю Светлую седмицу состоят не из обычных псалмов, а исключительно из пасхальных песнопений, которые все поются: «Воскресение Христово видевше»: трижды, «Предварившыя утро», кондак: «Аще и во гроб снисшел еси, Безсмертне», тропари часов: «Во гробе плотски», «Яко Живоносец», Богородичен: «Вышняго освященное божественное селение», и «Господи, помилуй» 40 раз, Слава и ныне, «Честнейшую», и «Именем Господним благослови, отче», возглас священника: «Молитвами святых отец…» и «Христос воскресе…» трижды и отпуст простой воскресный: «Воскресый из мертвых…» а не пасхальный, который бывает только на утрени, литургии и вечерни.    Это же последование заменяет собою и Полунощницу и Повечерие.    Литургия совершается св. Иоанна Златоуста. После возгласа: «Благословенно царство…» поется «Христос воскресе…» со стихами, как в начале утрени и с каждением алтаря и иконостаса с народом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2762...

И вот патриарх в Успенском соборе устроил особое место на юго-западной стороне в правом углу, и здесь в медном шатре (вышиной 9 аршин 3 четверти и 1 ½ вершка, шириной 4 аршина 2 ½ вершка) с подобающим благоговением, к великой радости чад православной России, и положен был хитон Господень в ковчежце. О таковом положении ризы Христовой было в январе 1626 года возвещено православным царскими и патриаршими грамотами для принесения Богу благодарения и ежегодного празднества. Между прочим, в «Археографической экспедиции» за 1836 год, том III, 168 помещена любопытная грамота тверского архиепископа к Евфимию, игумену Калязинского монастыря. В ней, между прочим, по изложении содержания полученных им грамот от царя и патриарха о ризе Господней и росписи чудесных от нее исцелений, архиепископ сообщает, что патриарх прислал к нему новосоставленную сарским митрополитом Киприаном печатную службу в честь этой ризы, и вместе с тем приказывает игумену с братией, чтобы эта грамота в соборном храме прочитана была во всеуслышание главным диаконом и впредь совершалось празднование 27 марта. Для увековечения в памяти потомства искусной кистью изображено было внутри того шатра на шестилистовой иконе положение ризы Господней патриархом Филаретом и царем Михаилом Феодоровичем. Событие это совершилось в Крестопоклонную неделю святой Четыредесятницы; поэтому и честной ризе Господней в церковных песнопениях воздается чествование вместе с Животворящим Крестом. Святыня эта, хранящаяся в ковчеге вместе с другими ковчегами в московском Успенском соборе в приделе святых апостолов Петра и Павла, в празднество 9 ей торжественно архиереем выносится из медного шатра на аналой для чествования во время всенощного бдения, а после Божественной литургии снова полагается в кипарисовом гробе в шатре. Призывая верных к поклонению Божественной ризе Спасителя, святая Церковь в день празднества ей 10 июля торжественно возглашает, что эта риза есть хитон Господень (3[-я] стихира на литии и кондак), что ею облекалась живоносная и святая плоть Господа Иисуса Христа (8[-я] песнь канона, 1[-ый тропарь] ) и что она драгоценна по силе целений.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Позднее этот серб позвонил нам с радостной вестью. Как только его жена получила образок с миром, сразу себя лучше почувствовала, попросила есть и вскоре встала с постели. Муж нашел ее дома в хорошем настроении, когда она играла с внучатами! Доктора пребывали в недоумении! Через неделю супруга посетила храм и благодарила Божию Матерь за оказанную милость! 21-го августа 1991 г. отслужили последний молебен с акафистом. Всем присутствующим хотелось навеки запечатлеть в своих душах то божественное благоухание, которое исходило от св. Иконы. В глубоком молитвенном настроении просили милости Божией. Проводы на аэродром были грустные. Прощались с братом Хосе с благодарностью за то, что он привез к нам в Аргентину такое великое духовное утешение! Всегда будем вспоминать тех людей, которые вместе с нами пережили благословенные моменты перед святыней: нашего Владыку Митрополита Виталия, показавшего столько любви и смирения перед Иконой, бывшему таким доступным для всех, кто бы к нему не подходил! Владыку Архиепископа Лавра, который с таким благоговением служил и славил Божию Матерь! Нашего Владыку Епископа Иоанна и все духовенство, которое молилось и величало Царицу Небесную! Всегда перед св. Иконой мы просили о милости, о ходатайстве перед Ее св. Сыном за нас, грешных. «Радуйся, и мене обнаженнаго добрых дел, не оставляющая...» (11-й икос). И так оно и есть, Пресвятая Богородица нас грешных и немощных не оставляет... А мы ей отвечаем очень малым... Может быть, чья-то чистая молитва достигла престола Всевышнего, и сподобил Он нас, недостойных, великой радости посещения земли южно-американской Иверскою мироточивою Иконою. Глубоко благодарим Царицу Небесную за бесконечную любовь к нам, грешным. За то, что она укрепила нас на духовном пути христианской жизни. Прояснила нашу совесть к любви и служению ближнему, уверила и утешила нас, что вместе мы непобедимы в нашей православной вере! Кондак 1-ый из акафиста иконе: «Взбранной воеводе, Владычице нашей Богородице, похвальная пения приносим Ти раби Твои, яко пришествием честного образа Твоего стяжавший щит крепкий, стену необоримую, и стража неусыпна: Ты же, яко имущая державу непобедимую, покрый и защити нас, Владычице, от всех врагов видимых и невидимых, и избави от всякаго вреда душевнаго и телеснаго, да зовем Ти: Радуйся, благая вратарнице, двери райския верным отверзающая».

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/monreals...

Псковские князья: Всеволод-Гавриил и Довмонт-Тимофей уже в XIII-XIV вв. чтились в Пскове, как прославленные святые. Церковное прославление первого началось, вероятно, со времени открытия его мощей, которое произошло в 1192 году 322 . Относительно же церковного прославления второго мы имеем из XIV века несомненное свидетельство, что он в это время считался уже за прославленного святого, и в честь его уже строились церкви. Так в 1374 г. Псковитяне строят во имя этого князя церковь 323 . Далее, святые Феодор, еп. Ростовский, и Стефан, еп. Пермский, также в XV в. прославлялись уже церковным образом. О почитании св. Феодора можно заключать как потому, что тропарь и кондак его помещены в сборнике Кирилло-Белоозерского монастыря 1476–1482 гг. 324 , так и потому, что имя святителя мы встречаем в месяцесловах XV в. Так, в святцах Следованной Псалтири Император. Публичной Библиот. 89 XV в., вместе с Петром и Алексием, митрополитами Московскими, упоминается и Федор, архиепископ Ростовский 325 . В конце же XV века мы находим первые следы церковного прославления и св. Стефана, еп. Пермского. В Трефологе русским святым Тр. С. Л. 624 XVI-XVII вв. мы встречаем службу этому святому, в которой перед каноном сказано: «господина иеромонаха св. горы», а начальные слова, слоги и буквы тропарей, начиная с седьмой песни, представляют следующую речь: «повелением владыки Филофия епископа, рукою многогрешнаго и непотребнаго раба Пахомия Сербина» 326 . Житие же этого святого, написанное Епифанием, явилось ранее, именно в первой половине XV века 327 . Кроме того, имя Стефана Пермского мы встречаем и в месяцесловах XV и начале XVI в.в. Так, в святцах, помещенных в сборнике Тр. С. Л., писанном в 1487 году в Ростове, при архиепископе Иоасафе, под 26 Апреля читаем: «Стефана Пермскаго». Далее, имя этого святого находится в месяцесловах, помещенных в рукописном требнике библиотеки преосв. Макария начала XVI века 89-ый и в Уставе той же библиотеки первой половины XVI века 328 . Церковное почитание преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Как при литии, так и при панихиде освящается коливо, или кутия, то есть вареная пшеница с медом, напоминающая своими зернами о воскресении умершего (см. Иоан. 12, 24 и 1 Кор. 15, 36—38); мед знаменует сладость благ будущей жизни. Сразу после смерти совершается особое « Последование по исходе души от тела», которое помещается в Псалтири и в Иерейском молитвослове, оно состоит из пения Трисвятаго по Отче наш, тропарей: « Со духи праведных скончавшихся», сугубой ектении о усопших: « Помилуй нас, Боже» с молитвой « Боже духов», чтения псалма 90–го « Живый в помощи вышняго» и особого канона без малых ектений, но с пением: « Со святыми упокой» по 6–ой песни. По каноне — « Достойно есть», Трисвятое по Отче наш, тропарь: « Един естеством сый Животворец, Христе» с богородичным: « Источник живота рождшая», Господи, помилуй 12 раз, молитва: « Помяни, Господи Боже наш» и отпуст с провозглашением « Вечной памяти». Отпевание и погребение Принято обыкновенно совершать отпевание и погребение в третий день после смерти. В жарких странах и умерших от заразительных болезней разрешается отпевать раньше, по удостоверении в действительности смерти и выдаче соответствующего свидетельства от врача, а в случаях скоропостижной и насильственной смерти и от гражданских властей. Церковный устав запрещает совершать погребение в первый день праздника Пасхи и Рождества Христова. Самоубийцы, исключая бывших в помешательстве ума, умершие от пьянства или убитые в разбоях, лишаются церковного погребения. Наша Церковь также не отпевает тех, кто завещал кремировать себя. Иноверцев отпевать по православному чину никоим образом нельзя, ибо весь чин отпевания так составлен, что имеет в виду принадлежность усопшего к Православной Церкви. Разрешается только православному священнику проводить тело усопшего иноверца, облачившись в епитрахиль и фелонь, с пением: « Святый Боже» до могилы. Вторая часть отпевания содержит 50–ый псалом, канон с припевом « Покой, Господи, душу усопшего раба Твоего», причем после 3–ей песни произносится малая заупокойная ектения и поется седален: « Воистину суета всяческая…», после 6–ой песни — также малая заупокойная ектения и кондак: « Со святыми упокой…» с икосом, а после 9–ой песни — малая заупокойная ектения и на все 8 гласов восемь самогласных стихир, творение преп. Иоанна Дамаскина, и начинающихся со стихиры: « Кая житейская сладость…» в которых изображается скоротечность жизни, тленность и ничтожность всех земных благ.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=899...

Это отпевание совершается и над архиереями. Оно значительно длительнее чина погребения мирян и отличается от него следующими особенностями: После 17-ой кафизмы и «тропарей непорочных» читается пять Апостолов и Евангелий. Чтению каждого Апостола предшествует прокимен, а перед ним еще степенны антифоны и псалмы с тропарями, называемыми также седальнами. При пении каждого стиха этих псалмов повторяется: «Аллилуиа». Перед пятым Апостолом поются «Блаженны» с особыми тропарями. После чтения первых трех Евангелий читаются особые молитвы об упокоении усопшего. Обыкновенно каждое Евангелие читается особым священником. После всех 5-ти Евангелий читается 50-ый псалом и поется канон с ирмосами Великой субботы: «Волною морскою». По 6-й песни и заупокойной ектении поется кондак: «Со святыми упокой» и 24 икоса, оканчивающихся пением " Аллилуиа». После канона поются стихиры, соответствующие «стихирам на хвалитех» на утрени, затем чтется Великое Славословие: «Слава в вышних Богу» и поются «стихиры на стиховне» на все 8 гласов: «Кая житейская сладость», но каждого гласа не по одной стихире, как при отпевании мирян, а по три. После этих стихир принято читать и влагать в руку умершего разрешительную молитву. Кончается отпевание пением обычных прощальных стихир: «Приидите, последнее целование», но при сопровождении тела усопшего до могилы поется не «Святый Боже», а ирмосы Великого Канона: «Помощник и покровитель». Перед гробом несут хоругви, крест, Евангелие и фонарь. При погребении архиерея тело его обносится вокруг храма, и с каждой из четырех сторон его совершается лития. В Требнике ничего не говорится о том, как совершать погребение архиереев и священников на Пасху. Чин этот составлен у нас преосвящ. Филаретом, митрополитом Московским. Он представляет собою совмещение пасхального чина погребения мирян с чином погребения священников: начало пасхальное со стихами: «Да воскреснет Бог», произносится заупокойная ектения, положенная в начале панихиды: «Миром Господу помолимся», после чего следует пение антифонов и чтение пяти Апостолов и Евангелий; затем поется канон Пасхи с заупокойными ектениями, седальном и кондаком после 3-й и 6-й песней. После пения «Со святыми упокой» поется: " Елицы во Христа крестистеся», читается Апостол Деяний дню и первое воскресное Евангелие и разрешительная молитва; затем поется «Воскресение Христово видевше» и далее пасхальный канон до конца. По 9-й песни и заупокойной ектении: «Плотию уснув», воскресные тропари: «Ангельский собор удивися», стихиры Пасхи: «Пасха священная» и целование усопшего. Затем сугубая заупокойная ектения с молитвою: «Боже духов» и пасхальный отпуст. Погребение младенца

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Освящается артос особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи на Литургии после заамвонной молитвы. Артос полагается на солее, против Царских Врат, на уготованном столе или аналое. После освящения артоса аналой с артосом ставят на солее пред образом Спасителя, где артос лежит в течение всей Святой седмицы. Его сохраняют в храме всю Светлую седмицу на аналое пред иконостасом. Во все дни Светлой седмицы по окончании Литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма. В Фомино воскресенье по заамвонной молитве читается молитва на раздробление артоса, артос раздробляется и в конце Литургии при целовании Креста раздается народу как святыня. Неправильное произношение некоторых слов Неправильно Правильно «Честнейшую Херувим и Славн е йшую без сравнения Серафим» «… Сл а внейшую…» Вечерня: «Премудрость, прости м « «Премудрость, пр о сти» «Свете Тихий… петь быти» « Пет быти» Прокимен: «Господь воцари тся « «Господь воцар ися « Утреня: «Хвалите Его все Ангел ы Его» «Хвалите Его вси Анге ли Его» «Хвалите Его во  утвер жде нии силы Его» «Хвалите Его во  утвер жен ии силы Его» Прокимен: «Честна пред Госпо дом «Честна пред Госпо дем смерть преподобных Его» «Воскресение Христово … приидите вси верн ыи « «Приидите вси вер нии « Тропарь 5й глас: «Собезначальное Слово… воспоим вер ныи « «… воспоим вер нии « Литургия: «Приидите, поклонимся… Спаси нас , Сыне Божий Спаси ны , Сыне Божий «Блажены милостив ыи … чист ыи … изгна ны ..». «Блажени милостив ии чист ии … изгнан и ..». «Соединить их святей Своей Соборн ой и Апостольс кой Церкви» «Соединить их святей Своей Соборн ей и Апостол стей Церкви» «Горе име е м сердца» «Горе име им сердца» Молебен: « Преподобн ый отче… моли Бога о нас» « Преподобн е отче… моли Бога о нас» Тропарь Успению: « Пр едста вилася еси к животу» « Пре ста вилася еси к животу» Кондак Рождеству Христову: «и земля вертеп Непр е ступному приносит, Ангел ы с пастырьми… Пре две чный..». «и земля вертеп Непр и ступному приносит, Ангел и с пастырьми… Пре ве чный ..».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-zametki

-Преподобне отче Се-ергие, моли Бо-ога о на-ас, - негромким напевным голосом вступил отец наместник. -Преподобне отче Се-ергие, моли Бо-ога о на-ас, - словно эхо, отозвались монахи. Они не были профессиональными певцами, пели несколько вразнобой, но это нисколько не портило картины - непрофессионализм с лихвой окупался духовностью, которая была слышна в каждом голосе. -Сла-ава Отцу и Сыну и Свято-ому Дух-у-у, - продолжал отец наместник. -И ны-ыне и при-исно и во веки веков, а-аминь, - заключил хор. «Вот как надо молиться, - подумал я, слушая, как один напев сменяется другим. - Вот как надо предстоять перед Богом, вот как надо трепетать, ожидая неминуемого Страшного суда. Какой хороший пример для меня, грешного и нерадивого». Иже добродетелей подви-и-ижник, - с новым воодушевлением загремел хор, - Яко истинный воин Христа Бо-ога, На страсти вельми подвизался еси В жизни вре-еме-енней, В пе-ениих, бдениих же и пощениих Образ быв твои-им учеником; Темже и вселися в тя Пресвяты-ы-ый Дух, Егоже действием светло укра-ашен еси; Но яко имея дерзновение ко Святей Тро-о-оице, Помина-ай стадо, еже собрал еси му-удре, И не забуди, якоже обеща-а-ался еси, Посеща-ая ча-ад твоих, Сергие преподобне о-отче наш. Этот тропарь был мне хорошо знаком, и я тихонечко подпевал братии. Они, конечно, этого не заметили, но преподобный Сергий все, конечно, замечал, и для меня этого было вполне достаточно. Монахи сняли свои клобуки и слегка наклонили головы, потому что отец наместник начал чтение положенного отрывка из Евангелия, а когда закончил, возникло еще одно чудное песнопение: Христовою любовию уязвився, преподо-обне, И Тому невозвратным желанием последова-ав, Всякое наслаждение плотское возненави-идел еси И, яко солнце, Отечеству твоему возсия-ял еси, Тем и Христос даром чудес обогати-и тя. Поминай нас, чтущих пресветлую память тво-ою, Да зовем ти: радуйся, Сергие богому-удре. Это был кондак в честь преподобного, и он мне тоже был хорошо знаком. О. Кирилл находился в двух шагах от меня, и я слышал, как он пел. «Петь вместе с ним, а также с другими монахами - для меня это большая школа. Жаль, что я не монах и не могу остаться здесь, в Лавре, среди других насельников, чтобы каждый день, вернее, каждое утро петь на братском молебне, - а как было бы хорошо».

http://pravoslavie.ru/101817.html

Размеры сия икона имеет в вышину 1 аршин и 4 вершка, а в ширину 15 вершков. На ней на полях изображены 12 апостолов; вверху – 2 ангела и надпись на греческом языке, означающая: «вратохранительница Иверская Милостивая». Празднование ей бывает, как и в самом Афонском Иверском монастыре, во вторник Светлой недели; в сей день бывает вокруг монастыря с иконой крестный ход (Слава Богоматери, стр. 328–329). Первый образ Иверской Божией Матери, списанный в 1648 году с Чудотворной Святыни Иверского монастыря, был ублажен и верою, и молитвою, и благоговейно устроен в Иверском Святоозерском монастыре. Это благодатной силой отозвалось в сердцах русского народа и его духовных и царственных водителей. «Поюще Твоя чудеса, являемая нам в жизни сей, хвалим Тя, Богородице, яко неисчерпаемый источник милости, но припадая к Тебе пред Чудотворною иконою Твоею, молим Тя смиренно, буди нам покров и защищение...» (Акафист Пресвятей Богородице Иверской, икос 12). История второго списка с образа Чудотворной Иверской «Вратарницы» относится к 1651 году. В 1651 году архимандрит Пахомий привез из Иверского Афонского монастыря другой список чудотворной Иверской иконы Божией Матери. Этот список также поставлен был сначала в Никольском монастыре, после того как первый список перенесен был в Иверскую обитель на Валдайском озере. Потом, в 19-ый день мая 1669 года, другой список был перенесен в особую часовню, устроенную для новой иконы у Воскресенских ворот. Благочестивый Государь, вспоминая, что в Афонской обители св. икона избрала себе место на вратах монастырских, хотел иметь себе небесную «Вратарницу» ограждением главных врат первопрестольного своего града, которые, кроме названия Воскресенских, назывались еще, по важности своей, Триумфальными. (Описание монастырей и скитов, стр. 50). По Божией милости благодатными знамениями прославлена св. икона Божией Матери Иверской в Москве. Глубокое благодарение и почитание питала Русь к своей Святыне. «...се бо и в царствующем граде Москве, благая Вратарница, являешися всем поклоняющымся Тебе, скорое вспоможение подавая, и в новой обители Иверстей благодати струи от иконы Твоея испущаеши...» (Акафист Пресвятей Богородице Иверской, кондак 10).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/monreals...

Услыхав такие слова от патриарха Павла, благочестивая царица Ирина и сын ее, царь Константин, отошли со скорбью. Павел же, обратившись к некоторым вельможам, оставшимся у него, сказал им: – О, как бы хотел я не быть на том престоле в то время, когда Церковь была в смятении от еретиков, осужденных вселенскими престолами. Если не будет созван седьмой Вселенский собор и если не будет осуждена ересь иконоборческая, вы не будете спасены. Вельможи сказали ему: – Для чего же ты при поставлении в патриархи, дал письменное одобрение иконоборчеству? Отвечал Павел: – Так как я дал тогда подпись, то теперь я каюсь в сем и боюсь наказания от Бога за то, что молчал тогда страха ради и не говорил вам истины. Ныне же я каюсь, и говорю, что вы не можете надеяться на спасение, если пребудете в том еретическом мудрствовании. Спустя несколько дней после сего патриарх почил с миром 5318 . С того времени граждане в Константинополе начали свободно и безбоязненно беседовать и препираться с еретиками о святых иконах в защиту которых никто не дерзал со времени Льва Исавра 5319 открыть уст своих. Уведав всё сие о воспоминаемых ныне трех святителях: Александре, Иоанне и Павле, прославим Единого в Троице Бога, Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь. Кондак, глас 8: Христовою любовию распалаеми славнии, и ярем его приемшии крест честный, подражатели того жития явистеся, и божественныя славы его причастницы бысте, Александре богомудре со Иоанном чудным и Павлом славным. Темже престолу Его предстояще, прилежно молитеся за души наша. 5303 Павел (I-ый) патриаршествовал с 340 г.; в скором времени был изгнан и снова возвращен в 347 г.; управлял патриаршим престолом до 350 г. 5312 Иконоборческая ересь появилась в VIII в. Иконоборцы неразумно смешивали иконопочитание с идолопоклонством. Самыми рьяными поборниками иконоборчества были императоры: Лев III Исаврянин (717–741 гг.) и Константин V Копроним (741–775 гг.). Эта ересь была осуждена на VII Вселенском соборе, происходившем в 787 г. в городе Никее. 5316 Разумеются патриаршеские престолы: константинопольский, римский, антиохийский и александрийский.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010