«…Времени уже больше не будет» (Откр.10,6) Кажется, все в нашу злосчастную эпоху обращают внимание на то, что как-то необыкновенно быстро стало лететь время, и чем дальше, тем все быстрее и быстрее: день за днем, неделя за неделей, месяц за месяцем, год за годом. Вот, не успели оглянуться, и уже 1971-ый год, как будто вчера только наступивший, отошел в вечность. Почему это так? Все это – в полном согласии с учешем вечного и неизменного Слова Божия. Для Бога нет, ни настоящего, ни прошедшего, ни будущего. Существует в действительности только  одна вечность , и к этой вечности мы, люди, с каждым годом неуклонно приближаемся, со все ускоряющейся быстротой, пока не наступит, наконец, то, о чем говорится в таинственной книге Апокалипсис: «Ангел поднял руку свою к небу, и клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо и все, что на нем, землю и все, что на ней, и море и все что в нем, что времени уже не будет» ( Откр.5–6 ) . Не хотят слышать о сем люди «века сего», крепко всем сердцем своим привязанные к земле и к ее тленным благам, и нередко даже смеются над нами, когда мы говорим о приближении апокалиптических времен. Они хотели бы вечно жить на этой, исполненной грехов и беззакониях земле, чтобы наслаждаться жизнью, создавать себе «карьеру», упиваться тщеславием и, располагая деньгами, утопать в комфорте и всякого рода удовольствиях и наслаждениях, позволительных и непозволительных. Всякое напоминание о том, что «время сокращается» и нужно готовиться к наступающей вечности, им ненавистно. Злобой и насмешкой они, во своей непростительной наивности, думают отдалить это время на многие миллионы лет, как будто сами они могут прожить на земле хотя бы один миллион (?!). Вот как страсти греховные могут затмевать духовные очи! «Безумные и слепые!» – невольно хочется сказать им словами Христа Спасителя  ( Мф.23,17 ) , обращенными в свое время к таким же духовным слепцам – «книжникам и фарисеям, лицемерам»: «как это вы, различать лице неба» – всякие знамения в земной жизни людей, в бирже и политике –«умеете, а знамений времен не можете?» ( Мф.16,1–3 ) .

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Глава XI Отвержению подверглась только часть Израиля (1–10). Отвержение Израиля имеет особенную цель и – не окончательное (11–24). Отвержение Израиля – только временное, и в конце концов Израиль, как и все, будет помилован (26–36). Рим.11:1 .  Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова. Хотя Израиль и отвержен Богом, но это отвержение коснулось только части народа. И теперь, как во дни Илии пророка, есть значительное число верующих из Израиля, которых Бог Своею благодатною помощью укрепил в вере во Христа, тогда как народ еврейский, в своем целом, впал в то ожесточение, какое предвозвещено было ему еще ветхозаветными пророками… «И я Израильтянин». Апостол указывает на самого себя, как на доказательство того, что Бог не отверг евреев, как народ, как племя, вовсе не способное стать христианским. Если он, Павел, стал христианином, членом Царства Мессии, то, значит, и другие евреи могут стать членами этого царства: происхождение их и теперь в этом им не мешает. – «Из колена Вениаминова». Это колено, вместе с Иудиным, составило собою теократическое ядро нации иудейской после плена ( 1Езд 4:1, 10:9 ). Рим.11:2 .  Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря: «Наперед знал». Здесь указана другая причина, по которой нельзя допустить возможности отвержения Израиля, как нации. Бог знал заранее, каков будет тот народ, который должен был стать Его народом – и тем не менее призвал его. Значит, Бог предусматривал для Израиля возможность обращения на истинный путь – иначе бы Он его и не призвал. Речь идет, как показывает ст. 1-ый, о судьбе, об обращении к Богу и Христу всего народа, а не части его. Рим.11:3 .  Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут. Апостол приводит место из 3Цap XIX:10, 14 свободно, по тексту LXX. «Один» – т. е., по мысли Апостола, один из всех верных Иегове.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 4 Заключение Петра и Иоанна в темницу и следствие речи Петровой (1–4). Допрос Апостолов в Синедрионе и ответ их (5–12). Недоумение Синедриона и освобождение Апостолов (13 – 22). Молитва Апостолов и новое чудесное знамение (23 – 31). Внутреннее состояние первенствующей Церкви (32–37) Деян.4:1 .  Когда они говорили к народу, к ним при­ступили священ­ники и начальники стражи при храме и саддукеи, Деян.4:2 .  досадуя на то, что они учат народ и про­поведуют в Иисусе воскресе­ние из мертвых; Деян.4:3 .  и наложили на них руки и отдали их под стражу до утра; ибо уже был вечер. «Когда они говорили», следовательно, речь Апостолов была «прервана» священниками. «Приступили священники и начальники стражи», ο ιερες κα ο στρατηγς το ιερο... Определенные члены греческого подлинника указывают здесь на определенных священников, проходивших в ту неделю чреду служения при храме (ср. Лук. 1, 8 ). Священники вступаются здесь из досады на то, что Апостолы, не имея, по их мнению, законного уполномочения, учат народ во храме. «Начальник стражи», состоявшей из Левитов и наблюдавшей за благочинием, тишиной и порядком в храме, особенно во время богослужения. Это был тоже священник. «Саддукеи» – участвуют во взятии Апостолов из досады на их учение о воскресении мертвых, коего они, как известно, не признавали. Хотя в качестве «первой» меры против нарушения апостолами спокойствия в храме было вполне достаточно простого устранения их из храма или просто запрещения говорить, – однако, на деле видим гораздо большее. Священники и прочие, пришедшие с ними, «наложили» на Апостолов «руки» и «заключили под стражу до утра». Это заставляет думать, что деятельность и личность Апостолов уже обратили на себя беспокойное внимание властей, и последнее событие во храме послужило лишь достаточным поводом к представлению их на высший суд. «Уже был вечер». Апостолы шли на молитву в час 9-ый (по нашему третий пополудни). Значительное время могло пройти между исцелением хромого и речью Петра к народу, пока разгласилось чудо и сбежался народ. Могла затянуться и самая речь Петра, быть может, изложенная дееписателем лишь в краткой своей сущности. Понятно отсюда, что и взятие апостолов произошло в такое время вечера, когда Синедрион было бы трудно собирать, да и излишня была такая спешность: достаточно было сделать то, что было сделано – заключить под стражу до утра.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Прочие мысли присоединяются к этому главному учению, то как подготовительные, то как вводные. Возблагодарив Бога за преуспеяние Солунян, Апостол возбуждает их к терпению скорбей упованием будущих благ (1 гл.). О пришествии же Господнем Апостол молит не спешить колебаться умом и смущаться, будто уже наступает день Христов, ибо день тот не придет, пока не прейдет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, пока не взят будет от среды «удерживающий» теперь. Тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего (2 гл.). Далее Апостол дает разные наставления и побуждает к исправлению бесчинно ходящих (гл. 3). Сказавший во 2-ой главе (15-ый ст.): «стойте и держите предания, имже научистеся или словом или посланием нашим», Апостол в конце послания пишет: «если кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним» (3:14). «Приветствие моею рукою Павловою, что служит знаком во всяком послании. Пишу я так: благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь» 49 . Распространение послания и его церковное употребление. Второе послание святого Апостола Павла к Солунянам распространилось по всем христианским Церквам приблизительно так же скоро, как и первое. Но его учение о признаках второго пришествия Господня, и особенно об антихристе, обратило на себя самое серьезное внимание всех выдающихся отцов и учителей Церкви, а потому и свидетельства о сем послании имеются от первых веков в изобилии. Св. Поликарп, епископ Смирнский, ученик Иоанна Богослова, приводит слова этого послания (3:15) в своем послании к Филипийцам. Св. Иустин Философ словами этого послания (2:3) говорит об антихристе в своем сочинении: «Разговор с Трифоном иудеем». Св. Ириней, епископ Лионский, изъясняет некоторые речения второй главы сего послания. Антихриста он называет богоотступником, возглавляющим в себе диавольское богоотступничество. В имени его будет заключаться число 666. Храм, в котором сядет антихрист, есть Иерусалимский храм (см. у А. Беляева , стр. 474).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

В самой же Св. Библии сказано совершенно иначе: " ... в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей " ... " Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней " (Быт. 7, 11-12; 24). А в следующей главе говорится: " ... и стала убывать вода по окончании ста пятидесяти дней ... " " в первый день десятого месяца показались верхи гор " (Быт. 8, 3; 5). С предельной ясностью Божественное Откровение говорит, что потоп усиливался почти полгода, а вовсе не 40 дней. Затем вода стала убывать, и только на 10-ый месяц показались верхи гор. Значит потоп продолжался не меньше одного года. Это особенно важно и существенно знать в наше рационалистическое время, ибо и научные геологические данные это всецело подтверждают. Укажем еще на одно очень важное обстоятельство. Все учебники, за очень редким исключением, принимают дни творения за наши обычные дни. Каждый учебник так и начинается: " Бог сотворил мир в шесть дней ... " , т. е. другими словами в неделю. А, ведь, в наше время такие слова, которые в Библии не существуют, для школьников являются самыми странными. Этими словами всегда оперируют безбожники, но, именно, эти то слова и являются полным искажением, в самом начале, Божественного Откровения. Эти слова вызывают у неутвержденного человека сомнения и тогда все остальное Св. Писание начинает им отвергаться, признаваться ненужным и плодом человеческой фантазии. Именно это и пришлось пережить пишущему эти строки, по необходимости слушая антирелигиозные лекции в школе. Вопрос о днях творения, в условиях нашего времени, никак нельзя оставить без внимания. Тем более, что разъяснение этого вопроса мы находим еще в 4-м веке у Св. Василия Великого, в его книге " Шестоднев " , у Св. Иоанна Дамаскина, а также у Св. Иоанна Златоуста, у Св. Климента Александрийского, у Св. Афанасия Великого, у блаж. Августина и др. Наш день (сутки) зависит от солнца, а в первые три дня творения, не было еще и самого солнца, - значит были не наши дни. Какие были дни творения - неизвестно, ибо " у Господа один день, как тысяча лет и тысяча лет, как один день " (2 Петр. 3, 8). Но одно можем предположить, что эти дни не были мгновениями, об этом говорит последовательность, постепенность творения. И Святые Отцы " седьмым днем " называют весь период от сотворения мира до наших дней и продолжающимся до конца мира.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1984...

«Моисей был богом фараону, но слугой Бога, как написано. И звезды ночью ярко сияют, а от солнца прячутся, так что днем нельзя узнать, какие они. И маленький светильник, оказавшись рядом с большим огнем, не исчезает и не светит, и не может быть различим, но все является огнем, ибо побеждает сильнейший» 72 . Вот этот пример Григория Богослова , когда маленький огонь светит рядом с большим, но его не видно, он невидим и как бы уже не светит – как звезды: ведь они на небе и днем и ночью, но когда взошло солнце, мы их уже не видим. Святитель Амвросий Медиоланский дает такое рассуждение на 1-ый стих 7-ой главы: «Если они думают, что Христос назван Богом, поскольку имел божественное вдохновение, подобно многим святым мужам (ибо Писание называет богами тех, к кому был глагол Божий), – то они не ставят Его над людьми, но считают сравнимым с людьми. Тогда они думают, что Он есть то, что даровал людям Сам, говоривший Моисею: Я поставил тебя богом фараону, почему и в псалме сказано: Я сказал: вы – боги ( Пс.81:6 )» 73 . Святитель Амвросий хочет подчеркнуть, что одно дело быть поставленным Богом, как Моисей по отношению к фараону, но совсем другое дело – Христос, Который по естеству был истинный Бог и Жизнь вечная! И Его глагол, конечно, несоизмерим с глаголом любого пророка, хотя Христос говорил во всех пророках: в Новом Завете сказано: «К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати, исследывая, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу» ( 1Пет.1:10–11 ). Иногда в Священном Писании сказано: «Вы – боги» (см.: Пс.81:6 ; Ис.41:23 ; Ин.10:34 ), или по отношению к людям используется иногда даже Божие имя «Елоним»! Иоанн Дамаскин решил объяснить эту ситуацию: «Богами же я называю их, и царями, и повелителями не по природе, но потому, что они царствовали и господствовали над страстями, и Божественного образа подобие, по которому они и возникли, сохранили неповрежденным (ибо царем называется и образ царя); и соединились с Богом по собственному выбору, и приняли вселение Его в себя, и благодаря причастности к Нему стали по благодати тем, что Он есть по природе» 74 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Бог вызывает веру во всех людях, ибо нет человека, который бы не знал, хотя бы неясно, что есть Нечто – пусть неведомое – но превышающее его самого и мир. Если человек ищет Бога, Бог ведет его к Себе. В притче о блудном сыне Отец выбегает навстречу сыну и приводит его в Свой дом. Не так ли душа человека, одушевленная верой, вместе с Богом восходит к Нему. Всякий шаг веры укрепляется Богом. Имеющий живую веру никогда не будет надолго оставлен Богом. Вера приводит нас к учению Церкви, которое дает вере ее истинное направление и содержание. Посколько церковное учение выражено в Св. Писании и Предании, вера обращена прежде всего к усвоению их учения. Глава вторая. Ветхозаветное учение о богопознании Мудрость, Ветхий Завет имеет развитое и богатое учение о мудрости, т.е. жизненном знании (знании из жизни и для жизни). Конечно, часто мудрость понимается Ветхим Заветом, как практическая и нравственная мудрость, но богообщение и для Ветхого Завета есть высочайшая цель человека. Поэтому высшая мудрость не только от Бога, но и для того, чтобы жить в общении с Богом… Ветхий Завет постоянно воспевает мудрость. Так автор книги Премудрости Соломона восклицает: «я молился и дарован мне разум, я взывал и сошел на меня дух Премудрости. Я предпочел Ее скипетрам и престолам и богатство почитал за ничто в сравнении с нею… Я полюбил Ее более здоровья и красоты и избрал Ее предпочтительно перед светом, ибо свет Ее неугасим. А вместе с Нею пришли ко мне все блага… Она есть неистощимое сокровище для людей; пользуясь Ею они входят в содружество с Богом посредством даров учения… В руке Его и мы и слова наши и всякое разумение и искусство. Сам Он даровал мне неложное познание сущего» ( Прем. 7:7–17 ). Мудрость приобретается от Бога, но также и усилием человека. Как правило, Бог дает больше мудрости тому, кто больше старается ее приобрести. Знание Писания крайне важно для всего народа (см. Втор. 31:9–13 , 4Цар. 23:1–2 , Неем. 8:1–8 , 1Езд. 7:25 ). Весь 118-ый Псалом прославляет закон Божий и его познание.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Verhovs...

Стих 9 понимается различно, не по существу, а по вопросу, к кому посылала послов с драгоценными мастями блудная жена? Кей в Sp. Comm., – сравнивая слова в Исх. 30 „масть составную“ и далее ст. 29–33, которыми эта масть предназначалась только для священного употребления, как „святыня великая“, и вспоминая унижение Ахаза пред царем Ассирийским ( 2Пар. 28 ) и действие самого Езекии ( Ис. 39 ), который показывал свои сокровища Вавилонским послам, и посылал несомненно дары царю их Меродаху Вавилонскому, – в числе которых вероятно была и „великая святыня масть составная“,– думает, что 9-ый стих имеет в виду эти посольства, не принесшие Израилю ничего, кроме бедствия 1722 . Это мнение и комментария Спб. Дух. Академии (стр. 862–863), который указывает, впрочем, исключительно, на послов Меродаха и на вероятное посольство Езекии в Вавилон. Шмидер же в примеч. на стих 9-й и имея в виду главу XXX Исаии о посылке в Египет с просьбой помощи-думает, что к этому последнему событию относятся слова Исаии. 10 . От долгого пути твоего утомлялась, но не говорила: „надежда потеряна!“; все еще находила живость в руке твоей, и потому не чувствовала ослабления. 11 . Кого же ты испугалась и устрашилась, что сделалась неверною и Меня перестала помнить и хранить в твоем сердце? не оттого ли, что Я молчал и притом долго, ты перестала бояться Меня? Нам кажется, что начало стиха 10-го уясняется пророчеством и обличением Иеремии II, 25, обращенным к Израилю: „но ты сказал не надейся, нет, ибо люблю чужих и буду ходить вслед их“. Изображаемое у Исаии хождение Израиля и утомление его под видом блудницы (см. ст. 9) означает привязанность народа к языческим обрядам и упование его не на Бога, а на разные соседние народы. Несмотря на несчастия Израиля и на бесплодность его надежд и упований, он все-таки не утомлялся окончательно, не приходил к тому убеждению, которое было бы для него благотворным, что надежда на чужих потеряна. Все еще,-говорит ст. 10, – живость руки (приверженность к плотской жизни Еп. Петр ст. 248) оставалась неизмененною, и потому блудница Израиль, по словам Иеремии, продолжала „любить чужих“ (l. s. cit.); и „не чувствовала ослабления“ в этой приверженности.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

е. Церковь Христову, как вечный храм вечному Богу, в котором каждая душа Христианская, поклоняющаяся Господу Богу „в духе и истине“, будет услышана милосердным Отцем. Не знал ветхозаветный Израильтянин, поглощенный в обрядовую часть, доведенную до нелепой мелочности раввинами, той радости молитвы, которую обещает Бог сыновьям иноплеменников, „любящих имя Господне“, „верующих во имя Его, которым Он дал власть быть чадами Божиими“ ( Ин. 1:12 ). Они, „поклоняющиеся Отцу в духе и истине“, суть „хранящие субботу от осквернения“ 1706 , суть молитвенники в вечном мировом храме Христовой Церкви, и от них приемлет Господь „жертвы и всесожжения“, как они назывались в ветхом завете, замененные в новом завете жертвами бескровными: умственной духовной молитвой, фимиамом и священнейшей бескровной жертвой, приносимой под видом хлеба и вина, но пресуществляемой Духом Святым в самое пречистое тело Господне и самую честную кровь Его. И священнейшее право это даровано „всем народам“, потому что чрез Господа Христа Иисуса „все имеем доступ к Отцу в одном Духе“ 1707 . 8 . Господь Бог, собирающий рассеянных Израильтян, говорит: к собранным у него Я буду еще собирать других. 9 . Все звери полевые, все звери лесные! идите есть. В главе XI Исаии, в которой пророчествуется об Еммануиле, в ст. 10 говорится: „к корню Иессееву, который станет как знамя для народов, обратятся язычники“, а в ст. 12: „и подымет (Господь) знамя язычникам и соберет изгнанников Израиля и рассеянных Иудеев созовет от четырех концов земли“. Здесь в стихе 8 мы видим продолжение того же пророчества и стих 9-ый считаем продолжением мысли стиха 8-го, который оканчивается словами: „к собранным у него (у Израиля) Я буду еще собирать других“ (Ср. слова Господа Ин. 10:16 : „есть у Меня и другия овцы“ ). Эти другия обозначены типическим названиями „зверей полевых и лесных“, которые суть языческие народы 1708 , „чуждые доселе заветов обетования, не имевшие надежды и которые были безбожниками в мире, доколе не уверовали во Христа“ 1709 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

И далее: «ухо Всевышнего» – Его внимание, «уста Всевышнего» – Его воля, «сердце Всевышнего» – Его понимание, «нога, пята Всевышнего» – подчинение Им всего сущего. И неоднократно мы встречали выражение «мышцей простертой». Что же значит «простертой»? Это значит «вытянутая», то есть: никуда не убежишь от Божьего гнева, если мышца простертая. Если Господь хочет кого-то наказать, человек нигде не сможет найти для себя убежища, где он действительно мог бы скрыться! Переходим от антропоморфизмов обратно к тексту Писания и читаем далее: Исх.7:4–5 . «Фараон не послушает вас, и Я наложу руку Мою на Египет и выведу воинство Мое, народ Мой, сынов Израилевых, из земли Египетской – судами великими; тогда узнают Египтяне, что Я Господь, когда простру руку Мою на Египет и выведу сынов Израилевых из среды их». Итак, здесь говорится о судах Божиих. Но над кем будут эти суды, с кем будет Бог вступать в пререкание? Вот эти десять казней, о которых очень многие слышали – с кем будут эти суды, и над кем будут эти казни? Цель Египетских казней вполне религиозна: показать преимущество Господа Бога, Бога Авраама, Исаака и Иакова над всеми другими богами, которые, суть, не боги. Об этом говорит 5-ый стих: «Тогда узнают Египтяне, что Я Господь, когда простру руку Мою на Египет и выведу сынов Израилевых из среды их» ( Исх.7:5 ), а так же: «[Будет] по слову твоему, дабы ты узнал, что нет никого, как Господь Бог наш; и удалятся жабы от тебя, от домов твоих, и от рабов твоих и от твоего народа; только в реке они останутся» ( Исх.8:10–11 ), и еще: «И отделю в тот день землю Гесем, на которой пребывает народ Мой, и там не будет песьих мух, дабы ты знал, что Я Господь среди земли» ( Исх.8:22 ). То есть все десять казней – это были казни над богами Египта, и об этом мы будем читать далее. Первая казнь – превращение вод Нила в кровь, вторая – нашествие жаб, третья казнь – мошки, четвертая – песьи мухи, пятая казнь – мор скота, шестая – болезнь на людях и скоте, всякие нарывы и болячки, седьмая казнь – град и огонь между градом, а если посмотреть дословный перевод, то там сказано: «внутри града огонь», то есть, это было чудо в чуде, восьмая казнь – нашествие саранчи, девятая казнь – тьма и десятая казнь – смерть первенца в семьях египетских и всего первородного из скота.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010