Положен прокимен на 7-й глас, глас особенной задушевности. – Стихиры на стиховне «Преславное таинство» самогласны (привилегия великих праздников) пр. Иоанна Дамаскина (редко) гласа особой торжественности 8-го (обычного для заключительных стихир) изображают снисхождение Божие в воплощении, имевшее следствием обновление природы и спасение рода человеческаго. На утрени 1-й седален «Иисусу рождшуся» изображает основное благо (следствие боговоплощения – познание творением своего Творца), а 2-й «Что чудишися Мариам», сообразно воспоминанию дня, посвящен пр. Богородице, изображая чудесное зачатие Ею Сына Божия. Гласы для седальнов выбраны самые красивые (в их седальных напевах): 1-ый, как и в самый праздник для 1-го седальна, и 4-ый, в праздник назначенный для важнейшего, полиелейнаго, седальна, и в том же наилучшем из напевов этого гласа – подобен «Удивися Иосиф», тогда как для 1-го седальна подобен более радостный, чем в самый праздник «Камени, запечатану» (компенсация полиелея). – Каноны не только из самого праздника, но совершенно в таком же объеме, как в праздник – на 16, и с катавасией по чину праздника; так еще только на Крещение; на 50-цу же для 2-го дня канон короче, чем в 1-й день праздника. Праздничный и ипакои, но кондак и икос, кроме праздничных, переносимых на 3-ю песнь, особые для дня, в честь Пресвятой Богородицы; кондак «Иже прежде денницы» изображает небесное величие рождения, икос «Невозделанный гроздь» рисует чувства Богоматери при рождении. Светилен праздника. На хвалитех, как и на Господи воззвах, стихиры праздника, с другой лишь стихирой (соотв. стихира праздника не шла сюда из-за речи в ней о переписи), хотя того же 6 гласа на Слава; «Днесь невидимое существо», изображающей как бы все растущее уничижение Христа при воплощении: выступление из невидимости, безмерности, подготовлении смерти. На Литургии прокимен обычный Богородичный «Величит душа Моя» (РБ. 101); апостол Евр. 2, 11 – 18 (зач. 306) о цели боговоплощения – искуплении нас смертью сына Божия; аллилуиарий из Пс. 131, 8. 11 «Воскресни Господи», «Клятся Господь Давиду» прославляет Богоматерь, как «кивот святины», о котором Бог «клялся» Давиду; евангелие Мф. 2, 13 – 23 (зач. 4) – продолжение праздничного, содержащее в некотором соответствии апостолу, рассказ – в связи с бегством в Египет – об избиении младенцев; причастен – праздника. Суббота и неделя по Рождестве Христове

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

—22— емлемыя радости, и умоли Пастыре-Начальника Христа даровати и нам пребывающую благодать утешения и радования, да веселится пред лицем Его Русь и да поет Ему выну: аллилуиа. Сей кондак глаголи трижды. И паки чтется 1-ый икос : Ангела хранителя... И паки 1-ый кондак : Изрядный воеводо... Песнь 7. Ирмос: Отроцы благочестивии в Вавилоне, образу златому не поклонишася, но посреде огненныя пещи орошаеми, песнь воспеваху, глаголюще: превозносимый отцев и наш Боже, благословен еси. Огнем лютыя злобы опаляема, пещи огненней уподобилася есть православная Русь во дни смуты, силою же словес твоих, святителю, орошаема и до днесь поет православно: отцев и наш Боже, благословен еси. Глас в соборе Успения Пречистыя слышан бысть: покайтеся о злобе вашей, врази царю православному и Богови, ибо Богом венчан есть на царство и Богом царствует во утверждение Христовой правды, поя Ему православно: Отцев Боже, благословен еси. Отец всея Руси царь наш и хранитель отеческих преданий со властию: сего ради повинуйтеся ему и покоряйтеся и пойте с ним имени Всевышняго: отцев и наш Боже, благословен еси. Молитеся и поститеся и изменитеся в новаго человека, одеяна в добродетели боголюбия и царелюбия: да подаст всем нам Господь мир и любовь, царству крепкое единение, царю победу на враги и одоление. Любовию к царю согреваяйся и ревностию по вере паче огня разгораяйся попалял еси, святителю, терния грехолюбивыя смуты, обновляя и утверждая обветшавшее царство. Юнцы тучнии: самозванцы мятежнии, цари иноземнии и измениицы нечестивии одержаша Русь, пред лицем же твоея правды, святителю, исчезоша яко дым от огня, да веселится православный царь о Господе и да торжествует православие. Богови работницы и тебе помощницы быша Святителие —23— Христовы: Филарет Ростовский, Ефрем Казанский, Феоктист Тверский и Галактион Суздальский, имиже во всю землю изыде слово твое, Ермогене святителю, и в концы Руси вещание твое. Богородичен: Иже в напастех и в скорбех, и в болезнех обремененнии грехи многими, приидите к Заступнице усердней, Матери Господа Вышняго: Та бо исцелит вы и утешит и упокоит.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Память преподобному Зосиме, пустынножителю, Владимирскому чудотворцу празднуется 15/28 июня и 13/26 июля. Преподобный старче Зосимо моли Бога о нас! Тропарь преподобному схимонаху Зосиме, пустынножителю, Владимирскому чудотворцу. Глас 4-ый. Добродетелию препоясався,/стяжал еси дух мирен в житии твоем,/подражая доблественне подвигом преподобнаго аввы Сергия,/устроителя Троицкия обители,/из нея же исшел в место пустынное/и тамо, победив демонския полки,/прославился еси яко истинный воин Христов./Темже почитающе память твою/с верою вопием ти:/спасай нас молитвами твоими, Зосимо, преподобне отче наш. Кондак преподобному Зосиме, пустынножителю, Владимирскому чудотворцу. Глас 4-ый. Доброплодная отрасль древа благочестия явился еси,/преподобне отче Зосимо./и яко финикс процвел еси в пустыном житии,/сияя светом любве всем притекающим к тебе с верою,/даруя просящим исцеления в болезнех душевных и телесных,/сего ради усердно взываем ти:/моли за ны ко Господу да спасет души наша. Величание Ублажаем тя,/преподобне старче наш Зосимо,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов/и собеседниче ангелов. Преподобный схиигумен Герман, Строитель 8 Зосимовой пустыни Преподобный схиигумен Герман, в миру – Гавриил Гомзин, родился в 1844 году, 20 марта, в Страстной Понедельник. В Великую Пятницу младенца крестили и нарекли Гавриилом, а на Светлое Христово Воскресение пришлись в том году его первые именины – Собор Архангела Гавриила. Господь судил Своему верному рабу явиться на свет в тихом подмосковном городке Звенигороде, овеянном древними преданиями русской старины и осененном именем ученика преподобного Сергия Радонежского – преподобного Саввы Сторожевского, чья святая обитель расположена в полутора верстах от городской черты, на горе Стороже. С первых дней жизни мальчика окружала атмосфера патриархальной русской семьи, проникнутая духом благочестия, доброделания, ежедневного труда и праздничного отдохновения. Родители Гани,-так по домашнему звали Гавриила – Симеон Матвеевич и Марфа Федотовна – любили храм Божий, были людьми простыми и сердечными, старались в обыденных житейских делах следовать заповедям Божиим, творить милостыню и помогать ближним. Отец владел ремеслом стекольщика. С тяжелым ящиком на плече обходил он городские улочки, выполнял заказы горожан и часто возвращался домой с пустой сумой и без денег. С тех, кто не мог заплатить, Симеон денег не требовал, хотя семья у стекольщика была большая: жена, три дочери да пятеро сыновей, с ними жила и бабушка. Всех он должен был содержать. Но все как-то устраивалось с Божией помощью. Заботы о хлебе насущном Симеон Гомзин оставлял, когда, преступив порог храма Божия, вставал на клирос и приятным басом воспевал Господу песнь хвалы и благодарения. Он вообще любил петь: пел дома, пел, возвращаясь с работы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Память совершается 1/14 сентября и 17/30 января. Преподобный отче Германе, моли Бога о нас! Тропарь преподобному Герману, схиигумену Зосимовскому, Владимирскому Чудотворцу, Глас 2– ый. Божественныя молитвы ревнителю,/преподобнаго Зосимы образ явивый/устроителю знаменитыя пустыни,/богомыслие и старчество в ней насадивый,/добродетельми щедро украшенный,/постническое и равноангельское житие показавый./Преподобне отче Германе, наставниче и пустынножителю,/поминай нас у престола Вседержителя,/чтущих любовию честную память твою. Кондак преподобному Герману, схиигумену Зосимовскому, Владимирскому Чудотворцу, Глас 6 – ый. В преподобстве и правде пожив,/отче Германе преславне,/многим путь явился еси ко спасению./Та же молитву божественную насадив во иноцех твоих,/стезю твою к Богу праву содела. Величание. Ублажаем тя,/преподобне старче наш Германе,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов,/и собеседниче ангелов. Преподобный иеросхимонах Алексий Один из самых славных и почитаемых старцев ХХ века, преподобный Алексий Зосимовский , родился 17 января 1846 года в Москве в семье настоятеля московского храма во имя преподобного Симеона Столпника за Яузой. При крещении младенца нарекли Феодором, в честь великомученика Феодора Тирона (память 17 февраля). Отец, потомственный священник, протоирей Алексей Петрович Соловьев (1804–1882), был родом из города Дмитрова. Незаурядные способности, высокие нравственные качества позволили ему закончить местное духовное училище первым по списку и продолжить образование в Вифанской семинарии вблизи Сергиева Посада. После семинарии он сразу поступает в Духовную Академию, в которой получает степень магистра и профессорскую должность. Помимо служения в храме отец Алексий был благочинным, преподавал в 3-й мужской гимназии и в Практической академии (учебное заведение, готовившее детей почетных граждан к коммерческой деятельности). За сорокалетнюю педагогическую деятельность ему было пожаловано потомственное дворянство. В 1835 г. Алексей Петрович женится на Марии Федоровне Протопоповой, дочери священника церкви Пятницкого кладбища, и по ее желанию через два года переезжает в Москву. Мать старца Алексия была женщиной глубоко православной, доброй и милосердной. Помимо семьи она приняла на себя заботу о рано осиротевших брате и сестре. Своих детей у нее было десятеро: две девочки и восемь мальчиков. После ее смерти от холеры в 1854 году остались сиротами старшая дочь Анна (в замужестве Владимирская), восьмилетний Федя и младшая Катя (в замужестве Беневоленская). До некоторой степени мать им заменили бабушка по отцу Анна Андреевна и няня Татьяна, которую старец вспоминал с любовью. Но главная забота о детях легла на плечи отца. Своей лаской и нежностью он добивался от них полнейшей открытости и такого же послушания. Огорчить отца было для детей мукой мученической.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вместо целого канона бывает только трипеснец (а в Великий вторник лишь двоепеснец) из Триоди, с припевом: « Слава Тебе Боже…» По малой ектении «косно и со сладкопением» поется все эти дни, вплоть до Великого четвертка, умилительный эксапостиларий: Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду вонь: просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя. Бывают стихиры и на хвалитех (хотя «Всякое Дыхание» не поется), и на стиховне. Великое славословие не поется, а читается и конец утрени бывает великопостный. Присоединяется Первый час великопостный, но без кафизмы и с кондаком Триоди. В Великий понедельник совершаются великопостные часы 3–ий, 6–ый и 9–ый с изобразительными и затем литургия Преждеосвященных Даров. На 3–м и на 6–ом часах бывает кафизма, поются тропари часов и бывают в конце каждого часа, как обычно постом, великие поклоны с молитвою преп. Ефрема Сирина, но кондак Триоди. На литургии Преждеосвященных Даров читается Евангелие только, без Апостола и прокимна. Главной особенностью часов в первые три дня Страстной седмицы является то, что на них прочитывается полностью все Четвероевангелие таким образом, что Ев. от Матфея все чтется в два приема, Ев. от Марка также все в два приема, Ев. от Луки все — в три приема, а Ев. от Иоанна в два приема, но лишь до начала св. страстей — до слов: « Ныне прославися Сын человеческий…» Таким образом в течение трех дней на каждом из трех часов 3, 6, и 9 бывает по одному чтению, а всего девять чтений. По этой схеме совершается богослужение в первые три дня Страстной седмицы — Вел. понедельник, Вел. вторник и Вел. среду. Но каждый из этих трех дней имеет свои особенные воспоминания и сообразно этому свое содержание богослужебных песнопений и чтений. В Великий понедельник вспоминается целомудренный Иосиф, проданный братьями, по зависти, в Египет, как прообраз Христов, и проклятие Господом бесплодной смоковницы, как прообраза сонмища иудейского, предавшего Господа на смерть. В Великий вторник вспоминается притча Господа о десяти девах, о талантах, второе пришествие Господне и страшный суд.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=899...

В Великую среду вспоминается помазание Господа женою-грешницею в Вифании в доме Симона-прокаженного и одновременно совершившееся сряду после этого события предательство Иуды. В песнопениях трогательно и назидательно сопоставляются поступок покаявшейся блудницы и ученика-предателя. На вторник и среду совершается Великое повечерие и облачение в эти первые три дня бывает траурное черное. В Великую среду перед литургией, вместо отпуста часов с изобразительными, священник читает молитву: «Владыко многомилостиве…» которая в течение всего Великого поста читается в конце Великого повечерия. При чтении этой молитвы все молящиеся в храме преклоняются до земли. Затем священник испрашивает прощения, как в начале св. Четыредесятницы. То же делают и все молящиеся. В конце литургии на «Буди имя Господне…» в последний раз читается молитва преп. Ефрема Сирина с тремя земными поклонами и «упраздняются совершенно в церкви бываемые поклоны». Этим совершенно заканчивается все характерное для великопостного богослужения. Начинаются особые специально страстные богослужения. Великий четверток В Великую среду вечером облачение темно-красное, как и на литургии в Великий четверток. Совершается Малое повечерие с Трипеснцем, а за ним с вечера же обыкновенно Утреня Великого четвертка (по уставу в 7-ый час нощи, то есть в час пополуночи). В Великий четверток вспоминается Тайная вечеря, смирение Господа, выразившееся в умовении ног Своим ученикам и установление таинства Тела и Крови Его. На утрени по «Аллилуиа« поется трижды тропарь: «Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся…» и сразу по нем, без кафизмы (Псалтирь отлагается до Фоминой недели, кроме 17 кафизмы в Великую субботу), читается Евангелие от Луки 108 -ое зач. о Тайной Вечери. По Евангелии 50-ый псалом и без обычной во весь пост молитвы: «Спаси, Боже, люди Твоя…» сразу же начинается канон: «Сеченое сечется море чермное…» Эксапостиларий: «Чертог Твой». Бывают стихиры на хвалитех и на стиховне, славословие чтется. По «Благо есть», Трисвятом и »Отче наш», поется тропарь: «Егда славнии…» сугубая ектения и по возгласе и «Утверди, Боже…» читается Час первый, на котором тропарь и кондак Триоди и особенностью является чтение между богородичным паремии – «Пророчества Иеремиина», в которой пророк созерцает враждование старейшин иудейских против Христа, видит Его кротость и незлобие, с какими предает Он Себя в руки беззаконных и скорбь об них.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Вместо целого канона бывает только трипеснец (а в Великий вторник лишь двоепеснец) из Триоди, с припевом: «Слава Тебе Боже…» По малой ектении «косно и со сладкопением» поется все эти дни, вплоть до Великого четвертка, умилительный эксапостиларий: Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду вонь: просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя. Бывают стихиры и на хвалитех (хотя «Всякое Дыхание» не поется), и на стиховне. Великое славословие не поется, а читается и конец утрени бывает великопостный. Присоединяется Первый час великопостный, но без кафизмы и с кондаком Триоди. В Великий понедельник совершаются великопостные часы 3-ий, 6-ый и 9-ый с изобразительными и затем литургия Преждеосвященных Даров. На 3-м и на 6-ом часах бывает кафизма, поются тропари часов и бывают в конце каждого часа, как обычно постом, великие поклоны с молитвою преп. Ефрема Сирина , но кондак Триоди. На литургии Преждеосвященных Даров читается Евангелие только, без Апостола и прокимна. Главной особенностью часов в первые три дня Страстной седмицы является то, что на них прочитывается полностью все Четвероевангелие таким образом, что Ев. от Матфея все чтется в два приема, Ев. от Марка также все в два приема, Ев. от Луки все – в три приема, а Ев. от Иоанна в два приема, но лишь до начала св. страстей – до слов: «Ныне прославися Сын человеческий…» Таким образом в течение трех дней на каждом из трех часов 3, 6, и 9 бывает по одному чтению, а всего девять чтений. По этой схеме совершается богослужение в первые три дня Страстной седмицы – Вел. понедельник, Вел. вторник и Вел. среду. Но каждый из этих трех дней имеет свои особенные воспоминания и сообразно этому свое содержание богослужебных песнопений и чтений. В Великий понедельник вспоминается целомудренный Иосиф, проданный братьями, по зависти, в Египет, как прообраз Христов, и проклятие Господом бесплодной смоковницы, как прообраза сонмища иудейского, предавшего Господа на смерть. В Великий вторник вспоминается притча Господа о десяти девах, о талантах, второе пришествие Господне и страшный суд.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

глаголет молитву велегласно, Боже и отче Господа нашего Христа, сый благословен во веки…… и глаголет обычную молитву входу, и тай молится преклонь главу, Владыко Господи Боже наш, уставивий на небесех чины.... и знаменает священник двери крестом, трижды, и глаголет ко внутренним певцем: Господь силам, той есть царь славы. И внутреннииы тоже отвещавают: Господь силам, той есть царь славы. И последнее речет священник: Господь силам, той есть царь славы. И от священника дверем отверзенным, предыдущим светильником диаконы. По сих священник и вси с ним сущий священницы, и весь народ, и вземъ священник кадило, и кадит окрест Начальствуяй молитву: Боже и отче Господа нашего Христа….. абие глаголет и сию входную молитву: Владыко Господи Боже наш. Таже глаголет: Господь сил той есть Царь славы. Певцы поют тойжде. И паки начальствуяй глаголет: Господь сил той есть Царь славы. И знаменует врата храма антиминсом со святыми мощми крестообразно. И входят во храм. престола. Певцы же поют сии тропарь глас 2-й: Яко вышния твердо.... и святому тропарь, его же Певцы же поют тропарь, глас 4-ый: Яко вышния тверди благолепие... же есть храм, кондак священию, глас 4-й: Небо всесветлое церковь явися, всех освящающи верных, в ней же стояше зовём, сего храма утверди Господи. Слава, кондак святому. И ныне, Заступнице христианам. Аще ли в субботу, кондак глас 8-й: Яко начатки естества... Потом ектенья: Помилуй нас Боже, яже на молебне глаголется, вся до конца. Таже, отпуст. И священник народ благословляет крестом и кропит святою водою. Потреба есть ведати, да никтоже убо дерзнёт посреди церковного священия, от священического чина взяти что в своя потребы, плат или убрус, или пояс, иже бывыи во украшении Иереове, но вся оставляти в потребы церковные, понеже бо вся сия молитвою Иерейскою освятишася. Таже начинаем часы (листы 6 – 42). Начальствуяй же полагает освященный антиминс на святей трапезе: и полагает на нём святое Евангелие, и покадив, глаголет молитву пред святою трапезою. Диакону рекшу: Паки и паки преклонше колена.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Акафист состоит из 12 долгих строф и одной краткой (13–ый кондак), за которой обычно следует заключительная молитва. Каждая долгая строфа делится на 2 части. Первая часть называется «кондак» (от греч. «контос», т. е. «палочка», на которую наматывался свиток пергамента). В этом песнопении раскрывается какой-либо момент учения Церкви об одной из тайн Божиих, об осуществлении Божия домостроительства спасения рода человеческого, о тех, кто послужил осуществлению этого замысла любви Божией. Вторая часть строфы называется «икос» (от греч. «ойкос» — «дом», термин, возникший по–видимому вследствие буквального перевода сирского «beth», что значит «дом» и «строфа»). Икос заключает в себе более пространное развитие темы, содержащейся в кондаке, обычно в 12 воззваниях, начинающихся призыванием имени Господня, приветствием Ангела–Благовестника, обращенного ко Пресвятой Богородице: «Радуйся», и т. д. В этих молитвенных воззваниях представлены как все ветхозаветные прообразования, относящиеся к воспеваемому в акафисте лицу или событию, так и их новозаветное свершение, описываются величие и совершенства Божии, святость избранных Его и благодеяния, явленные и постоянно являемые верующим по благости Божией и по ходатайству Пресвятой Богородицы, Ангелов и святых. Акафист Благовещению Божией Матери является, по–видимому, первым (стр. 131) произведением этого рода церковной поэзии. Он приписывается блаженному Георгию Писиде, диакону Константинопольской Церкви, бывшему хартофилаксом храма св. Софии (610–638). Акафист Благовещению был составлен по случаю чудесного избавления Константинополя от персов и аваров в 626 г. Он читается и поется торжественно на пятой неделе Великого поста, во время службы Похвалы Пресвятой Богородицы и на Богородичные праздники. Почти все акафисты этого сборника были написаны на церковно–славянском языке в разные века, чаще всего духовными лицами, а иногда и благочестивыми мирянами. Имена авторов обыкновенно не указываются. Постепенно авторы русифицируют церковно–славянское правописание, чем и объясняется отсутствие в акафистах единой орфографической системы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

Затем настоятель говорит особый пасхальный отпуст с крестом: Христос, воскресый из метрвых, смертию смерть поправый и сущим во гробех живот даровавый, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец. Аминь. И затем трижды возвышая крест, произносит приветствие: Христос воскресе, а весь народ отвечает: Воистину воскресе. Снова поется трижды тропарь: Христос воскресе, и оканчивается пением: И нам дарова живот вечный, покланяемся Его тридневному воскресению. Таким порядком утреня совершается во все дни Светлой седмицы; только не бывает христосования и чтения слова св. Иоанна Златоуста , и каждение обычно бывает не на каждой песни, а только трижды, причем и малые ектении произносятся не после каждой песни, а как обычно на каноне 3-ей, 6-ой и 9-ой песнях и к Пасхальному канону добавляется Богородичный канон. Если совпадет с Пасхой Благовещение (Кириопасха), то в начале утрени при входе в храм, прежде Великой ектении, поется тропарь Благовещения, канон Пасхи соединяется с каноном Благовещения и по 6-ой песни читается Евангелие праздника Благовещения, а также на хвалитех присоединяются стихиры Благовещения. Часы 1-й, 3-ий, 6-ой и 9-ый во всю Светлую седмицу состоят не из обычных псалмов, а исключительно из пасхальных песнопений, которые все поются: «Воскресение Христово видевше»: трижды, «Предварившыя утро», кондак: «Аще и во гроб снисшел еси, Безсмертне», тропари часов: «Во гробе плотски», «Яко Живоносец», Богородичен: «Вышняго освященное божественное селение», и " Господи, помилуй» 40 раз, Слава и ныне, «Честнейшую», и «Именем Господним благослови, отче», возглас священника: «Молитвами святых отец…» и «Христос воскресе…» трижды и отпуст простой воскресный: «Воскресый из мертвых…» а не пасхальный, который бывает только на утрени, литургии и вечерни. Это же последование заменяет собою и Полунощницу и Повечерие. Литургия совершается св. Иоанна Златоуста . После возгласа: «Благословенно царство…» поется «Христос воскресе…» со стихами, как в начале утрени и с каждением алтаря и иконостаса с народом.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010