Итак, стража, оставив апостолов, арестовала Господа Иисуса. Тут пламенный апостол Петр, не дождавшись ответа на вопрос: «Не ударить ли нам мечом»? ( Лк.22:49 ), извлек нож и, ударив первосвященнического раба по имени Малха, отсек ему правое ухо. Господь одним прикосновением тут же исцелил его, сказав Петру: «Возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» ( Мф.26:52 ). Это, конечно, не пророчество, а только общий закон Божественной правды: кто хочет бороться со злом оружием, тому следует ожидать ответный удар. Похожая мысль заключена в ветхозаветной заповеди: «Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукой человека» ( Быт.9:6 ). К этому Господь добавил: «Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он предоставит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов»? ( Матф. 26:53 ). Легионом назывался у римлян отряд, состоявший из 10 тысяч воинов. Весь Ангельский мир ополчился бы в защиту Сына Божия, если бы Он не предавал Себя на страдания добровольно. 12 легионов Господь как бы противополагает Своим 12-ти ученикам. Обращаясь к иудейским начальникам, Христос сказал: «Как будто на разбойника вы вышли с мечами и кольями. Но теперь ваше время и власть тьмы» ( Лк.22:52 ). После этого ученики, покинув Его, разбежались. Остались только апостолы Петр и Иоанн, которые издали последовали за удалявшимся отрядом, ведшим Иисуса. Так они дошли до Иерусалима. Суд над Господом у первосвященников Связанного Спасителя ввели в дом первосвященников, который находился в Сионе, богатом районе верхнего Иерусалима. (Сион – местность на юго-запад от храма, где некогда стоял дворец царя Давида. Во времена Спасителя в Сионе жили иудейские начальники и знать. Здесь же находился дом с просторной горницей, где Господь совершил Тайную вечерю. Дом был просторным, с множеством помещений, расположенных на периферии обширного двора. Правящим первосвященником был Каиафа, а Анна был его тесть. (Каиафа – это прозвище. Его настоящее имя Иосиф. Он правил в качестве первосвященника с 18-го по 35-ый год после Р.Хр. В 1993 г. в семейной усыпальнице первосвященников на расстоянии полкилометра на юг от храма археологи нашли изящно высеченный саркофаг с костями человека и с именем Каиафы, написанным снаружи саркофага. Предполагают, что это и есть Каиафа, упоминаемый евангелистами). Хотя Анна был смещен со своей должности, однако он продолжал жить в первосвященническом доме, и с его мнением, как с мнением более старого и опытного первосвященника, все считались. Предварительный допрос Господа сделал Анна, после чего Каиафа возглавил формальный суд.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Небольшой по объему и объединенный по содержанию, псалом XXV-ый можно разделить на 2 части. В 1-й из них (ст. 1–5) псалмопевец, оттеняя, что ничего общего он не имел, и не хочет иметь, с нечестивыми и лукавнующими, зовет Самого Господа на суд в этом, испытать его, даже разжечь утробу его и сердце его. Та же настроенность и во 2-ой половине псалма (ст. 6–12), но только тут все это связано и „с любовью к благолепию дому Твоего, и с обрядом омовения рук – пред обхождением жертвенника Божия. „Да не погубишь душу мою с нечестивыми, чьи руки – полны беззаконий, – раскрывает он смысл обряда, свидетельствуя и о всегдашнем незлобии своем, и о крепком стоянии в правде. I. 1. Суди ми, ГОСПОДИ, яко аз незлобою моею ходих: и на ГОСПОДА уповая, не изнемогу. 1. Суди меня, Господи, ибо я в незлобии моем ходил (держал свой жизненный путь), и в надежде на Господа – не ослабею. 2. Искуси мя, ГОСПОДИ, и испытай мя: разжзи утробы моя, и – сердце мое. 2. Искуси меня, Господи, и испытай меня: разожги утробу мою и – сердце мое. 3. Яко милость Твоя пред очима моима есть, и благоугодих – во истине Твоей. 3. Ибо милость Твоя – пред очами моими, и радость я обретал во истине Твоей. 4. Не седох с сонмом суетным, и со законопреступными – не вниду. 4. Не сидел я в сонмище суеты, и с законопреступными не войду (в общение). 5. Возненавидех церковь лукавнующих, и с нечестивыми не сяду. 5. Возненавидел я скопище лукавнующих, и с нечестивыми сидеть не буду. II. 6. Умыю в неповинных руце мои, и обыду жертвенник Твой, ГОСПОДИ! 6. Умою в неповинных (т. е. в воде неповинности) руки мои, и обойду жертвенник Твой, Господи! 7. Еже услышати ми глас хвалы Твоея, и поведати вся чудеса Твоя. 7. Дабы услышать мне глас хвалы Твоей, и поведать о всех чудесах Твоих (все чудесное). 8. ГОСПОДИ, возлюбих благолепие дому Твоего, и – место селения славы Твоея! 8. Господи, возлюбил я благолепие дома Твоего, и – место обитания славы Твоей! 9. – Да не погубиши с нечестивыми душу мою, и с мужи кровей – живот мой. 9. – Да не погубишь Ты вместе с нечестивыми душу мою, и с мужами кровей (людьми, любящими проливать кровь) – жизнь мою.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

Вместе с тем важно помнить, что даже за отменёнными ритуальными и общественно-политическими заповедями всё равно стоят вечные божественные принципы. Экзегет должен увидеть за буквой заповедей духовные законы и приложить их к христианской жизни. К таким духовным принципам относится, во-первых, призыв к святости, который остался неизменным для христиан: «по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят» ( 1Пет.1:15–16 ). Во-вторых, это посвященность Господу, которая распространяется на все стороны жизни. Для верующего человека нет разделения на церковное и мирское, но все является составляющей христианской жизнью. Бог освящает все: тело, пищу, брак, дом, труд. Только так христиане становятся теми, к кому можно применить следующие слова: «род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» ( 1Пет.2:9 ). В-третьих, это отделённость народа Божия от неверующих. Она выражается в неприятии ценностей, противоречащих воле Божией, даже если они общеприняты и считаются приемлемыми ( 2Кор.6:14–18 ). В-четвертых, это подчеркивание святости Бога и греховности человека, о необходимости очищения грехов, о невозможности достигнуть этого силами самого человека и необходимости Божественного искупления. На это указывали обрядовые законы, которые обращали мысль к Искупителю, в Котором Одном только находят свое объяснение все богоустановленные жертвы, ибо невозможно, чтобы кровь тельца и козлов сама по себе очищала грехи ( Евр.10:4 ). Объяснение книги. Книга Левит начинается словами: «И воззвал Господь к Моисею, и сказал ему из скинии собрания...». Таким образом, законы, содержащиеся в книге, были даны между последним событием книги Исход и первым в книге Числа. Последним в книге Исход, было сооружение скинии в 1-ый месяц 2-го года после исхода ( Исх.40:2–3 ). Первым событием в книге Чисел было исчисление народа, проведенное перед уходом их от Синая. Оно датируется первым днём второго месяца, того же года ( Чис.1:1–2 ). События, которые происходят в книге Левит, длятся всего один месяц. Употребление союза «и» в начале книг Левит и Числа указывает на то, что эти три книги связаны между собой.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Иисус и не пытался опровергать эти нелепые и путаные обвинения. Молчание Христа раздражало Каиафу, и он решил вынудить у Господа такое признание, которое дало бы повод осудить Его на смерть, как богохульника. По судебным обычаям того времени, он обратился к Господу с формально поставленным вопросом: «Заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос – Сын Божий»? ( Мф.26:63 ) Это судебная формула заклинания требовала, чтобы обвиняемый непременно ответил сущую правду, призывая Бога во свидетели. На такой прямо поставленный, да еще под заклятием вопрос, Господь не мог не ответить. Не скрывая более Своего Мессианского и Божественного достоинства, Христос ответил: «Ты сказал»! ( Мф.26:64 ) то есть: «Да, ты верно сказал, что Я – обещанный Мессия, и прибавил: «Отныне увидите Сына Человеческого, сидящего одесную Силы и грядущего на облаках небесных». Здесь ссылка на 109-ый псалом и на видение пророка Даниила. В указанном псалме Мессия изображается сидящим одесную Бога. Пророк же Даниил видел Мессию в образе Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных. (В псалме 109-ом написано: «Сказал Господь [Бог Отец] Господу моему [Мессии]: сиди одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих... из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое» ( Пс.109:1, 3 ). Описание пророка Даниила: «Видел я в ночных видениях: Вот, с облаками небесными шел как бы Сын Человеческий, дошел до Ветхого Днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему. Владычество Его вечное, которое не пройдет, и царство Его не разрушится» ( Дан. 7:13–14 ). Этими ссылками на Священное Писание Господь подтвердил, что Он обещанный пророками Мессия и Сын Божий. Тогда первосвященник разодрал свои одежды и воскликнул: «Он богохульствует». Раздирание одежды у иудеев выражало сильную скорбь или негодование. Первосвященнику запрещалось раздирать свою одежду. Этим драматическим жестом Каиафа хотел подчеркнуть, что он настолько возмущен заявлением Христа, что даже забыл про существующее запрещение.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Где шли евреи после перехода через море? Что такое пустыня? Почему евреи сердились в пустыне на Моисея? Что тогда Моисей? Какую пищу послал Господь евреям? Как назвали евреи эту пищу? Что еще терпели евреи, кроме голода? Как Господь помогал евреям? Чему научает нас помощь Божия евреям? Дарование евреям заповедей на горе Синайской (Исх. 19, 20) Прошло больше месяца с того времени, как евреи вышли из Египта; наконец, они пришли к большой горе которая называлась Синайский. Здесь Господь хотел Сам говорить с народом еврейским. Моисей приказал, евреям несколько дней поститься и готовиться к беседе с Богом. Наконец в 50-ый день по выходе из Египта евреи увидели, что с неба спустилось густое облако покрыло гору Синайскую. В то же время над горой загремел гром, засверкала молния, слышны были сильные звуки трубы; вся гора дрожала, и из неё выходил густой дым. Моисей и брат его Аарон взошли на гору весь же народ стоял внизу в большом страхе. Вдруг все стихло и с горы послышался голос Самого Бога. Господь дал евреям десять повелений или заповедей. Он говорил так. 1. Я – твой Бог; пусть не будет у тебя других богов, кроме Меня. 2. Не делай себе идолов и никаких изображений того, что ты видишь на небе – вверху, ни того, что на земле – внизу, ни того, что в воде – ниже земли; не кланяйся им и не служи им. 3. Не произноси напрасно (без уважения) имя Божие. 4. Помни день субботний, чтобы святить его (Богу): шесть дней работай и делай в них все дела твои; седьмой же день – субботу посвяти на служение Господу Богу твоему. 5. Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы тебе хорошо было жить и чтобы ты долго прожил на земле. 6. Не убивай. 7. Не прелюбодействуй (или иначе сказать: не допускай нечистой любви). 8. Не бери чужого. 9. Не говори неправды на другого. 10. Не завидуй другому ни в чем (а старайся сам заработать подобное тому, что видишь хорошего у другого) 4 . С большим страхом слушали евреи слова Господа. Когда Он кончил говорить им, народ сказал Моисею: «нам страшно слушать Бога; поди ты и слушай все, что скажет тебе Бог и пересказывай нам; мы будем слушать и все исполнять». Моисей взошел на гору и пробыл там 40 дней. Господь дал Моисею две каменные доски или скрижали, на которых были написаны десять заповедей.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

1700 Желудков и Любарский. Материалы переписки по литургическим вопросам см.: Желудков. Литургические. 1703 Антоний (Блум; 19.6.191404.08.2003). Родился в Лозанне в семье российского дипломата. Окончил биологич. и мед. ф-ты Сорбонны, был практикующим врачом. В 1939 тайно принял монашество. Участвовал во II мировой войне и франц. Сопротивлении. 1948 – священник в Лондоне. 1957 – еп. Сергиевский, с 1962 архиеп. Сурожский (с 1966 – митр.). В 19661974 экзарх патриарха Московского в Западной Европе. Активный проповедник. (БРЭ II. 71). 1706 1). Согласно определению Святейшего Синода от 23-го февраля9-го апреля 1909 г. за 1377, п. 1-ый литера. б. раздел. III дополнен следующим примечанием: «Епархиальный преосвященный может представить к утверждению в должности епархиального миссионера лицо и не имеющее высшего или среднего богословского образования, но известное своими обширными знаниями в миссионерской области и отличающееся в сем деле исключительными выдающимися дарованиями». 2). Синодальным определением от 2-го22-го декабря 1908 г. за 8713 разъяснено, что в случае необходимости в епархиях могут быть назначены несколько епархиальных миссионеров-проповедников с утверждения Святейшего Синода, по представлениям епархиальных архиереев (примечание в документе). 1710 «Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести: для иудеев я был как иудей, чтобы приобрести иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона – как чуждый закона, – не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, – чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых». 1711 Имеется в виду «Московское братство – Союз ревнителей и проповедников православия», созданное в октябре 1917 при активном участии наст. храма Василия Блаженного прот. Романа Медведя и ред. ж-ла «Благовестник» И. Борисова. Согласно уставу, братство должно было объединять православных христиан, ревнующих об освобождении и обновлении жизни церковной. К февралю 1918 при многих московских церквях были созданы отделения Братства, а его устав одобрен патриархом Тихоном. Братство организовывало лекции, которые проходили в аудиториях Московского университета (Осипова. 197198).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Когда Адам и Ева согрешили в раю, то, изгоняя их из рая, Господь обещал им, что будет время, когда родится Спаситель. Он избавит людей от диавола, от греха и от всех бед, которые произошли от греха. Для того, чтобы первым людям и их потомкам что нибудь напоминало о Спасителе, Бог научил людей приносить жертвы: когда приносилось в жертву животное, то оно закалывалось и проливалась кровь его; это указывало на то, что Спаситель также прольет Свою кровь. Конечно, за наши грехи мы должны были бы пострадать сами; но Господь Иисус Христос по Своему милосердию и любви к людям Сам пострадал, чтобы избавить людей от наказаний. Между тем, мы с малых лет опять грешим. К кому же нам обратиться с просьбой о помиловании, как не к Господу нашему Иисусу Христу? Все мы много согрешаем, и потому как можно чаще должны обращаться к Нему с молитвой: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас». Таким образом, в этой молитве, которая называется молитвою Иисусовой, мы молимся Господу Иисусу Христу о том, чтобы Он помиловал нас и не наказал нас за грехи наши. Молитва Святому Духу 35 После Тайной вечери Иисус Христос сказал Своим ученикам, что Он скоро должен будет с ними разлучиться. Когда апостолы стали горевать об этом, то Иисус Христос обещал им утешение в этой разлуке; Он говорил: «Я умолю Отца, и Он даст вам другого Утешителя, Духа истины. Этот Утешитель – Дух Святый, Который от Отца исходит. Он научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам». Таким образом, здесь Иисус Христос Утешителем называл Третье Лицо Пресвятой Троицы , Бога Духа Святого. Это обещание Спасителя исполнилось в 50-ый день после воскресения Христова. Апостолы находились в Иерусалиме в одном доме и проводили время в молитве. Поутру в этот день вдруг сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра и наполнил весь дом, где они находились. Над головой каждого из них явились как бы огненные языки; это Дух Святой сошел на апостолов. Когда Дух Святой сошел на апостолов, они начали говорить на разных языках, которых прежде не знали. На разных языках апостолы говорили об Иисусе Христе иудеям, пришедшим из разных стран в Иерусалим на праздник Пятидесятницы. Такое знание разных языков дал апостолам Дух Святой.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

368 Словам этого же стиха: «когда Он принесет жертву умилостивления», – т. е. за грешников (ст. 6, 12) соответствуют в 39:7–9 слова: «жертвы и даров Ты не восхотел, Ты отверз мне уши; всесожжения и жертвы за грех (т. е. жертвы животных, ср. Пс.68:32; 50:18–20 ) Ты не требуешь». 369 Последним словам 5-го стиха 50-й главы Исаии: «я не отступил назад» в псалме 39-м можно найти параллельные в стихе 15-м. 370 «Господь Бог помогает Мне, поэтому Я не стыжусь, поэтому Я держу лице Мое, как кремень, и знаю, что не останусь в стыде». 374 Даже стих 4-ый 61-ой главы: «и застроят пустыни вековые, восстановят древние развалины», в котором думают ученые отрицательного направления видеть прямое указание на время плена Вавилонского, мог быть составлен применительно к словам псалма 68:36; ср. 50:20: «спасет Бог Сион и созиждет города Иудины», а дальнейшие слова: «и поселятся там и наследуют его; и потомство рабов Его наследует его, и любящие Его будут обитать на нем» воспроизводятся с буквальным сходством у Исаии в 65:9 или 60:21 и друг. 375 Правда, в Ис.49:24–26 говорится собственно о действиях Самого Господа; но из сравнения с 53:12 можно заключать, что эти действия Господа, по мысли пророка, будут совершены чрез «Раба Господа», о Котором он и говорил в начале 49-ой главы. 377 Справедливость последнего сопоставления открывается из того, что пророк, как видно из вышесказанного, вообще нередко заимствовал те или другие отдельные черты своих пророчеств из псалма 67-го и соседнего с ним 68-го. В частности, в главе 52-ой, т. е. находящейся рядом с пророчеством 52:13–53 глл, говорится: «как прекрасны на горах (сопостав. это с 2:2) ноги благовествующего , возвещающего мир, благовествующего радость, проповедующего спасение, говорящего Сиону: воцарился Бог твой... они видят, что Господь возвращается на Сион». Нетрудно видеть, что здесь воспроизводится сказанное в Пс.68:12 ст. ( – «благовестницы»), 17 ст. («что вы, горы холмистые, завистливо смотрите на гору, на которой Бог благоволит обитать?»).., ст. 20 и 21 («всякий день Бог приносит наше спасение»), ст. 25 («видели шествие Твое, Боже, шествие Бога моего, Царя моего»).

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Вот смотрите 17-ю главу: «Жив Господь, Бог Израилев, пред Которым я стою» ( 3Цар. 17:1 ). Вот это служение! Вот какая должна быть ревность. Вот, если мы хотим, чтобы Россия-то возродилась, вот в ней должны найтись такие пастыри: архиереи, пастыри, – причём и из женского рода! Жив Господь, пред Которым я стою, – вот это клятва его: он как бы видел пред собою всегда Бога! – не будет в сии годы ни росы, ни дождя, разве только по моему слову! Разве только по моему слову. И Господь выполнил его просьбу и услышал его молитву. А ведь можно представить, что это такое: это – обречь на смерть практически целое царство. Обречь на смерть. Значит, в очах Божиих беззаконное жительство никому не нужно. Не нужно. Это люди – это навоз на поверхности земли. Вот, что представляет из себя общество, которое так живёт. Навоз. Будут навозом на поверхности земли (см. Иер. 16:4 ). Это было сказано пророку Иеремии. Это страшные слова. Вот, а сам ты будешь у потоков Хорафа, – это приток Иордана, – будешь там пить, а воронам Я повелел кормить тебя. Вот, какой он достиг святости. Ворон с точки зрения, вот, классификации птиц нечистая птица, а вот она приносила ему . Значит, всё это условно! Значит, чистая, нечистая – всё это условно. А вот не кто иной, как ворон приносил! Прочитайте житие Кукши Одесского. Он же также сидел в ГУЛАГе, также замерзал там. И как ему тоже бросили свёрток – птицы, да? Ведь также умирали: «Господи! Умираем, замерзаем! Пошли нам, как Илии!» Вот, это не сказки! А это повторяется. И что же? А через полгода этот поток пересох. Пересохли все притоки. И было ему слово Господне: «встань и пойди в Сарепту Сидонскую, и оставайся там», – а Сарепта – это город-спутник Сидона. Сайда – Сидон. Один из древнейших : Тир и Сидон, древнейшие города около них небольшие . В Сарепту, – Я повелел жене, вдовице, питать тебя. И вот он находит эту женщину, она собирает сучья, чтобы испечь на них последний укрух: замесить и умереть вместе с сыном. Он ей вслед кричит, что дай, возьми для меня кусок хлеба. Она говорит: жив Господь Бог твой! у меня ничего нет печеного, а только есть горсть муки в кадке и немного масла в кувшине; и вот, я наберу полена два дров, и пойду, и приготовлю съедим это и умрем. И сказал ей Илия: не бойся, пойди, сделай, что ты сказала; но прежде накорми меня; ибо так говорит Господь: не оскудеет ни масло, ни мука». И вот он её питал. Он её питал, а потом у неё умер сын её, он его воскресил, и вот она говорит: Воистину ты – человек Божий, – 24-ый стих, – теперь-то я узнала, что ты человек Божий, что слово Господне в устах твоих истинно. Вот Иоанн Златоуст говорит: почему Господь посылает его по диагонали – от Иордана по диагонали идти через северную часть страны в Сарепту Сидонскую? Чтобы посмотреть!

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Каждый, чье детство проходило в церковной атмосфере, хорошо знает это по личному своему опыту. Итак, Церковь есть та благодатная среда, которая связывает нас со Христом. Но эта связь наша со Христом не единоличная. Вместе с нами входят в общение со Христом безчисленные сонмы членов небесной и земной Церкви. И таким образом составляется необъятный союз верующих, связанных взаимною любовью и взаимною молитвою. В церкви равно необходимы и молитва индивидуальная, единоличная, и молитва соборная, церковная. «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу Твоему, Который втайне» ( Мф. 6:6 ). Неоднократным повторением слова «твой» ( «войди в комнату твою, помолись Отцу твоему») Иисус Христос особенно отмечает интимный, внутренний единоличный характер той молитвы, о которой Он говорит здесь. И не напрасно Отцы Церкви под комнатою разумеют в этом случае внутренность сердца, потому что там именно, в глубине сердца, должна происходить истинная, сокровенная, глубочайшая молитва христианина. Но наряду с единоличной, тайной молитвой совершенно необходима и молитва соборная, церковная, возносимая едиными устами и единым сердцем множества верующих. Такая молитва есть выражение церковного единения и церковной любви. «Истинно... говорю вам... если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» ( Мф. 18:19, 20 ). Все вышеизложенное дает мне возможность подойти теперь к моему основному вопросу о Евхаристии, как средоточии христианской жизни. Если христианство не есть теория, а есть подлинная жизнь со Христом и в Церкви, то естественно, должен быть и центр этой жизни, то, около чего эта жизнь  сосредоточивается. Христианская жизнь сосредоточивается около Искупительной Голгофской жертвы Сына Божия, как величайшего проявления Божественной любви и правосудия. Около этой величайшей Тайны христианства связуются воедино и земля и небо, и люди и Ангелы. Здесь средоточие их духовной жизни, здесь источник человеческого спасения. Евхаристия же, или Таинство Тела и крови есть лишь продление на все века Голгофской Искупительной Жертвы. Об этом сказал Иисус Христос своим ученикам на Тайной Вечери: «приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое... во оставление грехов» ( 1Кор. 11:24 ; Мф. 26:28 ), «пийте от нея вси: сия... есть Кровь Моя, Нового Завета, яже за вы и за многие изливаемая во оставление грехов» ( Мф. 26:28 ). В этих словах заключается ясное указание искупительного значения Таинства Евхаристии. То же самое ясно указывается и в каноне ко Св. причащению: «Христос есть, вкусите и видите... единого Себе принес, яко приношение Отцу Своему, присно закалается, освящаяй причащаюшиеся» (1-ый тропарь 9-ой песни).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010