Вам знакомо это чувство: эта прекрасная серия «Очевидного» заканчивается, начинается следующая, и вы говорите: «Хорошо, хорошо, я просто посмотрю еще одну». Или индикатор LinkedIn говорит, что ваш профиль почти идеален, поэтому вы добавляете немного больше личной информации. Как сказал мне один дизайнер UX, единственные люди, которые называют своих клиентов «пользователями», — это наркоторговцы и технологи. А пользователи, как мы знаем, стоят больших денег. Рассказывает бывший менеджер по продуктам и автор Facebook Антонио Гарсия Мартинес: — Говорят, что если какой-либо продукт является бесплатным, то вы — продукт, ваше внимание — это продукт. Но чего стоит ваше внимание? Вот почему буквально каждый раз, когда вы загружаете страницу, и не только на Facebook, в любом приложении, мгновенно, миллиарды раз в день, проводится аукцион, который определяет, сколько именно стоит один показ рекламы. Кстати, среднестатистический человек проведет два года своей жизни в Facebook. Удалите то самое приложение Итак, вернемся к неделе испытаний. Сразу же мы увидели, как проявился некоторый творческий потенциал. Вот жительница Нью-Йорка Лиза Альперт: — Наверное, мне было скучно. Я стояла на станции и вдруг посмотрела на лестницу и подумала: я только что спустилась по этой лестнице, но я могла бы вернуться наверх, а затем снова спуститься и немного потренироваться. Так я и сделала, у меня было время, поэтому я проделала это снова и снова, и так 10 раз. У меня получилась полноценная кардиотренировка. Я села в поезд немного измотанной, но раньше мне такое не приходило в голову! Оказывается, творчество означает для разных людей разное. Мануш Зомороди. Фото: Bret Hartman/TED Но все сочли вызов третьего дня самым трудным. Звучало это как: «Удалите это приложение». Возьмите это приложение — вы знаете, одно, то, которое всегда вас заводит и затягивает. Уберите его с телефона, хотя бы на один день. Я удалила игру «Две точки» и чуть не заплакала. Да, игроки в «Две точки» знают, о чем я говорю. Но в этой беде у меня была хорошая компания.

http://pravmir.ru/ya-i-smartfon-kak-rebe...

И только в новое время теория познания сдвинула оба берега до полного слияния благодаря учению психологии о непосредственном опыте. Этот непосредственный опыт, применяясь в самом чистом виде к теории познания, даёт начало так называемому наивному эмпиризму, той точке зрения, из которой исходит большинство новейших гносеологических учений и который играет также доминирующую роль в обосновании теории познания Вундта. «Все теперь сходятся в том пункте» говорит Вундт 628 про представителей нового теоретико-познавательного направления, «что для приобретения надёжного обоснования наша мысль должна быть сведена к той ступени примитивного познания, которое относится к восприятию вещей, при совершенном отсутствии какой бы то ни было рефлексии. Этот примитивный способ воспринимания обозначают наивным релизмом». Не придумывать, а найти принципы —515— познания должна гносеология – «nicht erfinden, sondern atiffinden» 629 Наивная форма познания так, как она находит себе место в чистом непосредственном опыте – вот исходный пункт для теории познания, пункт, где нет ещё различия между субъектом и объектом. Правда, этот пункт отправления, который Döring в своём определении градаций наивного реализма 630 относит к первой ступени, как чисто-наивный реализм, некоторыми отрицается как фактически данный, и Hartmann, например, считает исходный пункт этот, как чисто вымышленное предельное понятие 631 , которому на самом деле никакая действительность не соответствует. Однако, соглашаясь с Нагттапп’ом относительно того, что исходный пункт чисто-наивного реализма есть «Grenzbegriff», можно не соглашаться с тем, что это есть «fingirter Grenzbegriff»; указанная граница должна существовать и соответствует тому состоянию субъекта, когда отсутствие движения собственного тела, сознания внутреннего процесса воли и чувствований в виде противопоставления представлениям, – не дают ещё возможности представлению-объекту разделиться на представление и объект. Будет ли этот момент соответствовать моменту рождения, первым минутам жизни индивидуума или даже утробному существованию, но можно предполагать, что по­добное состояние, даже воспроизводимое взрослыми людьми с некоторым приближением, должно иметь в начале жизни место у каждого.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

The Silence of Lost Worlds and the Fate of the Middle East’s Christians SOURCE: Slugger O " Toole by Gerry Lynch Monasteries are very quiet places indeed. Garrulous as I am beyond the normal Irish capacity for such things, I am not someone obviously identifiable as a great lover of silence. At the Community of the Resurrection , even here in the heart of West Yorkshire’s network of densely populated post-industrial valleys, the daytime silence between the offices can be intense. The stillness is broken only by the occasional fall of well-shod feet along the corridor or the distant call of an ambulance siren carried on the breeze. Viktor Hartmann’s Samuel Goldenberg. My mind fills often fills the void with sounds of its own imagining. Often these are pieces of classical music which I have loved but not listened to for a few years – the pounding drum and sinister, relentlessly advancing, cellos of the opening of Britten’s Sinfonia da Requiem or the bizarre intermingling of funeral march and chaotically joyful klezmer band that is the feierlich und gemessen movement of Mahler’s First Symphony. Jewish klezmer bands were a familiar feature of the Bohemia of Mahler’s youth. In the week after Holocaust Memorial Day, there is no need for explanation why they are no longer a feature of life in the 21 st Century Czech Republic. That thought brings another piece of music into my mind, one of the tone portraits from the Pictures of an Exhibition of that mad, drunk, Russian genius, Modest Mussorgsky – the dialogue between two Polish Jews . One is the fat and well-clad merchant, Samuel Goldenberg, represented in Ravel’s orchestration by pompously dismissive strings in baritone. The other is the old beggar Schmuÿle, by the side of the road begging with his cane, annoyingly insistent in thin, high pitched notes, swiftly tongued on muted trumpet. Viktor Hartmann’s Schmuÿle There is no hint of an anti-Semitic motive in Mussorgsky’s choice of theme, more a commentary on how the differing fates of rich and poor transcend religion and nationality. Sadly, that idea was proven wrong by the same régime that destroyed Bohemia’s klezmer bands. The great-grandchildren of Goldenberg and Schmuÿle alike were destroyed in the apocalypse of Nazi-occupied Poland.

http://pravoslavie.ru/59121.html

347 Casquet. L " empire byzantin et la monarchic franque. P. 254—255, 253—275. 348 Ibid. 263. 349 Как говорят франкские писатели Einhardus и грамматик Saxo. 350 Casquet. P. 265; Hartmann. Gesch. Italiens. III. S. 306—312. 351 Hefele-Leclercq. III. P. 1062, n. 3; Gundlach. Mon. Germ. Epist. III. P. 449. 352 Hefele-Leclercq. III. P. 1065. 353 Hefele-Leclercq. III. P. 1071, squ.; Hartmann. Gesch. Ital. II, 321. 354 Знаменитый Франкфуртский собор, созванный Карлом в 794 г., имел непосредственной задачей разрешение западных церковных вопросов, главным образом, христологического вопроса, возбужденного в Испании учением епископов Елипанда и Феликса об адопцианизме. На этом соборе присутствовали легаты папы и представители почти всей Западной романо-германской Церкви, председательствовал на соборе Карл. Вообще, это было одно из самых величественных собраний, какие только видела Западная Церковь со времени Каролингов, почему западные писатели обыкновенно усвояют ему имя Вселенского (Universalis); и если принять в соображение, что осуждение деяний Никейского собора составляло после решения христологического вопроса самое важное дело Франкфуртского собора, то станет понятным притязание западных писателей придать ему имя Вселенского. В числе 56 глав (capitula), постановленных для руководства Церкви на соборе во Франкфурте, вторая глава предает анафеме тех, кто будет воздавать иконам поклонение и обожание (servitium и adoratio), свойственные божеству. Хотя по существу Никейский собор тщательно различает поклонение, воздаваемое иконам, от служения, приличествующего божеству, тем не менее, франкфуртские отцы поставили ему в обвинение ими самими измышленное учение, не по злому, впрочем, умыслу, а вследствие неправильного перевода надлежащего места в греческом тексте. 355 Главнейше: Abel. Jahrbucher unter Karl dem Grossem: Sim son. Jahrbucher. Berlin, 1866—1883. 356 До некоторой степени марковое устройство напоминает фемное в Византии. 357 Vita Caroli M. IÏ Omnes barbaras ac feras nationes, quae inter Renum a Visulam fluvias, oceanumque ac Danubium positae… ita perdomuit, ut eas tributarias efficeret. Inter quas fere praecipuae sunf Velatabi, Surabi, Abodriti, Boemanni.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3439...

С деятельностью П. связан новый этап в развитии почитания рим. мучеников. По папскому приказу мощи мн. святых были перенесены с рим. пригородных кладбищ в городские храмы. Согласно надписи в базилике Санта-Прасседе, в 817 г. в церковь перенесли мощи 2300 мучеников. Важным для самого П. и последующей традиции стало обретение мощей мц. Цецилии , особо почитавшейся в Риме. Согласно Liber Pontificalis, это произошло в 819/20 г. В «Хронике» Сигеберта из Жамблу это событие помещается под 821 г. (MGH. SS. Scr. T. 6. P. 337), а в сохранившемся свидетельстве об освящении базилики указан 822 г. (Vat. Barber. lat. 587. Fol. 308v, XI-XII в.; Kehr P. F. Italia Pontificia. B., 1906. Vol. 1. P. 123. N 1). Согласно Liber Pontificalis, а также отдельно сохранившемуся описанию перенесения мощей (Translatio S. Caeciliae; 2 редакции: BHL, N 1499/1500; Kehr P. F. Italia Pontificia. B., 1906. Vol. 1. P. 123. N 2), когда П. шел к службе laudes в базилику св. Петра, он неожиданно заснул, ему явилась мц. Цецилия, к-рая велела обрести ее мощи и поместить их в церковь. На возражение папы, что ее мощи украдены лангобардами (в янв. 756, во время осады Рима, лангобардский кор. Айстульф вывез ее мощи из катакомб св. Каллиста; в инвентаре 1236 г. Родобальдо II, епископа Павии (1230-1254), говорится, что мощи были помещены в мон-рь св. Марина в Павии - Boni G., Maiocchi R. Il Catalogo Rodobaldino. Pavia, 1901. P. 37), мц. Цецилия ответила, что ее настоящие мощи они не нашли, поскольку они находятся в катакомбах Претекстата ( Hartmann. 2007). П. торжественно обрел ее мощи и поместил их в новопостроенной базилике вместе с мощами ее мужа - мч. Валериана, его брата Тибуртия и обращенного ими стражника тюрьмы Максима, а также с мощами Римского епископа (папы) Урбана I (222-230), который крестил Цецилию и братьев, и Римского епископа (папы) Луция I (253-254) (LP. T. 2. P. 56); глава мц. Цецилии была отделена от тела и хранилась отдельно в специально построенной капелле. Однако мн. детали этой истории прежде всего местонахождение мощей противоречат Мученичеству св. Цецилии (BHL, N 1495). Свидетельства Liber Pontificalis в нек-рых важных пунктах расходятся со сведениями из «Translatio S. Caeciliae». Кроме того, по др. данным, мощи Римских епископов Урбана I и Луция I были перенесены раньше и помещены в др. церкви; указание на разделение мощей мц. Цецилии вступает в противоречие со свидетельством XVI в. о нахождении под алтарем ее нетленного тела в целости. Все это привело к появлению множества гипотез и попыток согласования источников (подробнее см. ст. Цецилия ).

http://pravenc.ru/text/2579157.html

But all this is in contradiction with his dry and free from any feeling moral autonomy and only confirms the sentence to his morals, as to that possessing inward conflict, psychologically impossible to apply and practically harmful system. The similar turn to the dogmas of atonement and the Church can be found by almost all pantheists, ending with Hartman and L. Tolstoy. Conclusion Having described the two main attempts of the European thought to explain the meaning of virtue by setting religion aside and having mentioned that they finally had to accept Christian dogmas (though in a distorted way), we can say that church dogmas are not only the unique foundation of true virtue. Being innocent, accused of covetous intentions and heteronomy in general, they represent the highest synthesis of all lawful demands (postulates) of the two opposite philosophical doctrines: fatalistic pantheism, and juridical individualism, while the European thought and morals are powerless to choose one of them, having renounced the life-giving Creed of our faith. So, we shall discuss this subject, if God pleases, in the further conversations with our readers. Metropolitan Anthony by Bishop Gregory Grabbe Speech pronounced in 1985 at the day of the 50-year anniversary of his repose. The blessed Metropolitan of Kiev and Gallitsa, the founder and leader of the Russian Orthodox Church Abroad, peacefully passed away in his cell 50 years ago, being 73 years old. All the Orthodox Churches, even those, which seemed to be distant from him, felt the loss and offered condolences to the successor of the departed, Metropolitan Anastasius, who was to head the Russian Orthodox Church Abroad. Possessing outstanding personality, the departed hierarch already since the years of childhood drew attention of many pastors, who foresaw that he would grow and become a great church figure. When in the early childhood he with his mother visited the sacred places of Novgorod, many monks and pastors unwillingly paid attention to his liveliness, faith and passionate interest to the lives of saints and history of sacred places, where his mother brought him.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Is it necessary to say about the fact that this cruel conclusion adds to that basis of the world evolution, proclaimed by the theory of Darwin, on which modern pantheistic cosmogony and theodicy are built? Is it necessary to say that in this theory one can find much more consistency than in the fulsome theory of altruistic pantheism, absolutely opposite to Darwinist evolution, on which it tries to be established? Anyway, it is impossible to represent the moral exploit of self-denial, free from any inner struggle, as the result of discovering false identity between people. It is incomparably easier to teach people to suppress in themselves the feeling of natural pity for all weak, who are in need of our mercy, and especially for the political enemies, – that is why the stern soldiers from the army of Wilhelm can with more right boast with the spontaneity of their actions, according to their world-view, than the disciples of Hartman – with their absolutely hazily and sophistically built theory of compassion for the world deity and its parts (our neighbors). Such is the miserable morals of pantheists: it cannot find the theoretical basis for good deeds, it cannot moreover report to them any practical vitality for influencing human will, but on the contrary, remaining faithful to its philosophical and false-historical preconditions, it gives the lessons of cruelty, violence and self-love both to the nation and to single persons. That is why, pausing in horror in front of such inevitable conclusions, those more humanistic representatives of pantheism try to return to the long forgotten by them dogmas of the New and Old Testaments, changing Their content and allotting it with the suitable for their theory spirit. Though, this attempt causes pantheists’ complete failure, about which we shall speak further on. Moral principles promoted by Kant Completely opposite to the pantheistic moral, which denies the freedom of will, is the moral teaching of Kant, which is known under the name of autonomous moral. This moral teaching comes from the acknowledgment of the completeness of freedom of human will and is based not on the religious element, but on the purely formal concept of moral duty, which as if rules the human spirit, without any connection of man and God, the world and history. It preserves its obligatory character for any religious or metaphysical world-view; to be more precise, this concept does not submit to religious and philosophic theories, but the latter should be substantiated from the point of view of the first; or, as V.S. Soloviev has justly said, moral consciousness is that kind of court jury, by which those arguing confessional and philosophical systems must be judged.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Кол. 2:9. 567 Это и делает понятной, насколько можно здесь говорить о понятности, всю чудовищную для разума, прямо смеющуюся над рассудочным мышлением парадоксию церковного песнопения: «Во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в рай же с разбойником и на престоле сущий со Отцем и Духом, вся исполняя неописанный» (Пасхальные часы). 568 Так Булгаков переводит известное выражение Гегеля — «List der Vernunft», которое в современных изданиях переводится как «хитрость разума». В «Философии истории» Гегель писал: «Можно назвать хитростью разума то, что он заставляет действовать для себя страсти, причем то, что осуществляется при их посредстве, терпит ущерб и вред… Частное в большинстве случаев слишком мелко по сравнению со всеобщим: индивидуумы приносятся в жертву и обрекаются на гибель. Идея уплачивает дань наличного бытия и бренности не из себя, а из страстей индивидуумов» (Гегель. Соч. М.; Л., 1935. Т. 8. С. 32). О «хитрости разума» Гегель писал также в «Энциклопедии философских наук» (М., 1974. Т. 1. С. 397—398). 569 В чьей власти находятся все ( все, кроме существующего само по себе) (лат.). 570 Philos. der Offenb., I. 311. 571 Чистейший акт (лат.). 572 Здесь: небытия (лат.). 573 Природу и функцию космических, демиургических сил (нем.). 574 Ed. Hartmann. Schelling " s philosophisches System. Leipzig. 1897, стр. 135—136, не без основания указывает, напр., что дедукции трех ипостасей у Шеллинга все–таки не получается, ибо три положения или фазиса в развитии,Божества не суть ипостаси. Модалистический характер рассматриваемого учения Шеллинга отмечает и Пфлейдерер, который по поводу него замечает: «Es ist das edenfalls eher montanistische oder sabellianische als kirchliche Dreieinigkeit» (1. с. 351)46 Во всяком случае, это скорее монтанистская или савеллиановская, а не церковная троичность (нем.).Монтанисты — последователи еретического учения Монтана (2–я пол. II в.). В догматике учение Монтана («новое пророчество») ничем не отличалось от церковного. «Вся новизна монтанизма заключалась в морально–аскетических, ригористических требованиях и призыве к последнему покаянию» (Поснов М. Э. История христианской церкви. Брюссель, 1964. С. 148). Савеллиане — последователи еретика Савеллия (III в.), основателя учения о Лицах Св. Троицы, согласно которому Бог, находясь в состоянии покоя или молчания, есть единое существо. Три ипостаси, по Савеллию, — это три различные формы внешнего проявления в мире единого Божества.]. 575

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=726...

3544 Е. Hartmann, Ethische Studien. Leipzig. 1898. S. 63: Wir leben in einem Zeitalter der Neurasthenie und der Neurosen, und noch erschreckender als die zunehmende Füllung der Irrenhäuser und Heilanstalten ist die wachsende Degeneration des Gefühlslebens bei den frei Herumlaufenden mit erblicher nervöser Belastung; wie sollte da nicht die Philosophie des moralischen Irreseins (moral insanity) ihr dankbares Publikum finden (Nietzsches «neue Moral»). 3563 Русский Архив. О тожественном взгляде на секту графа Стенбока в IV выпуске Кельсиева мы не упоминаем, так как он, как и вся записка графа Стенбока, помещенная у Кельсиева, по сделанному нами, во «введении» замечанию, принадлежит тому же Ив. Сергеевичу Аксакову. 3573 Рукопись СПБ. Дух. Акад. Библ. А 1 / 54 л. 7 обор. Русский Архив 1866 г., кн. IV, стр. 625. 3587 «Сказание об антихристе еже есть Петр I». Чтен. Общ. Ист. и Древ. Российск. 1863 г., книг. I, отд. V. 3600 Время, 1862 г., Ноябрь 295–7 стр. Полемич. сочин. против Стран., Отеч. Зап. 1876 г., VII, 194–7 стр., VIII, 361 стр. прим. 3623 Вот напр. из 120 пойманных Комиссией было с 1 Июля 1850 г. и по 1 Апр. 1851 г. военных дезертиров 50, бродяг, непомнящих родства 18, крестьян 142. Простр. вып. из след., прилож. 2. 3686 Странники поясняют, что Евфимий знал и таких христиан, которые были и верны безпоповщинскому учению, «точию не возмог достигнути ко оным за неимением сведений страны оныя от его местности». Страннич. цвет. библ. А. А. Титова 12311, гл. 1, л. 22. 3693 Основатель толка брачников пишет: когда заметили, что жена моя не праздна, то советовали ей тайно (старцы) лучше истребить во чреве младенца, нежели родить на соблазн. Когда же узнали, что родилась дочь перестали ходить и давать милостыню на нашу часть. Брат. Слово 1875 г., кн. IV, отд. III, стр. 309. 3695 Немцы не охотно называют себя протестантами и предпочитают этому отрицательному термину положительный: «евангелик» (evangelisch), подчеркивая этим своё – преимущественное пред католиками и нами – уважение к Евангелию и более совершенное понимание его; а протестантство называют «евангелической церковью» (evangelische Kirche). По числу государств, входящих в состав Германской Империи, евангелическая церковь делится на несколько самостоятельных «местных церквей» (Landeskirchen) с правителями страны во главе (Landesherr – Summus episcopus) и с консисториями, как органами церковного управления и суда. В некоторых Landeskirchen, как напр., в Прусской, между консисторией и Summus episcopus стоит Верховный Церковный Совет (Oberkirchenrat). Кроме этой, так сказать, официальной церкви, есть еще несколько самостоятельных протестантских общин, не пожелавших вступить в неё, как напр., «строгие лютеране», но число таких протестантов сравнительно не велико.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

“Now the country could offer its experiences and special experts to help other countries.... UNFPA is going to employ some of [China’s family planning experts] to work in other countries and popularize China’s experience in population growth control and family planning.” Sadik made good on her promise. With the help of the UNFPA, the Chinese model of population control was implemented virtually in its entirety in Vietnam, and used to enhance the brutal effectiveness of the antihuman efforts in many other countries, from Bangladesh and Sri Lanka to Mexico and Peru. Meanwhile, many other countries have similarly grim stories. The Indonesian population control program was extensive and coercive; Betsy Hartmann has recounted a case in 1990 in which “family planning workers accompanied by the police and army went from house to house and took men and women to a site where IUDs were being inserted. Women who refused had IUDs inserted at gunpoint.” The Indonesian government’s longstanding commitment to population control meant that other areas of health care were not prioritized, which is why the country’s infant mortality rate is double that of neighboring Malaysia and Thailand. The misallocation of scarce health resources is even more apparent in sub-Saharan Africa. Health care professionals and programs that should be dedicated to fighting malaria and other deadly diseases are instead dedicated to population control. As Dr. Stephen Karanja, former secretary of the Kenyan Medical Association, wrote in 1997: Our health sector is collapsed. Thousands of the Kenyan people will die of malaria, the treatment of which costs a few cents, in health facilities whose shelves are stocked to the ceiling with millions of dollars’ worth of pills, IUDs, Norplant, Depo-Provera, and so on, most of which are supplied with American money.... Special operating theaters fully serviced and not lacking in instruments are opened in hospitals for the sterilization of women. While in the same hospitals, emergency surgery cannot be done for lack of basic operating instruments and supplies.

http://pravoslavie.ru/54248.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010