1300 Файгингер в своем знаменитом «Комментарии к Кантовой Критике чистого разума» (Vaihinger: Commentar zu Kants Kritik der reinen Vernunft. Stuttgart. В. I – 1881, B. II – 1892; сочинение далеко не окончено) отводит разъяснению Кантовского учения о пространстве, как оно изложено в Кр. ч. р. (§§ 2–3), свыше двухсот стр. (123–367) большого формата и весьма убористого шрифта. Можно себе представить, на основании этого, до каких размеров могла бы разрастись наша настоящая статья, если бы мы захотели следовать Файгингеру в разъяснении всех частностей! Мы не ставим себе, поэтому, задачей написать полную монографию по занимающему нас вопросу; но ограничиваемся лишь вопросами общими и основными. – Пособиями, при составлении настоящей монографии, кроме упомянутого «Комментария» Файгингера (который в объяснительной части, – критики у Файгингера почти нет, – служил для нас главным руководителем), для нас служили следующие книги: 1) Cohen: Kants Theorie der Erfahrung, Berlin, 1871; 2) Riehl: der phil. Kriticismus, В. I-II, Leipzig, 1876–9 (пособие для истолкования Канта не особенно надежное, так как автор наклонен толковать тезисы «Трансцендентал. Эстетики» с точки зрения раннейших догматических взглядов Канта, что исторически совсем недопустимо); 3) Ed. v. Hartmann: Kritische Grundlegung des transc. Realismus, Berlin, 1885 (собственно для критики – стр. 118–138); 4) Проф. А. А. Козлов: а) «Генезис Трансц. Эстетики Канта», Киев, 1884 и б) «Свое Слово», 4, Спб. 1892; 5) Тренделенбург: Логические исследования (русск. перев. 1868 г.), т. I, гл. VI; 6) Проф. В.Д. Кудрявцев: Собрание сочинений, т. I, вып. 2-й, стр. 210 и след.; 7) Преосв. Никанор: «Позитивная философия и сверхчувственное бытие», т. III, стр. 77–94. – «Критику чистого раз.» мы цитируем по изд. Адикеса (Dr. Erich Adickes: Immanuel Kants Kritik der reinen Vernunft, Berlin, 1889; лучшее издание Критики: исправный текст и ясные, при краткости, примечания историко-терминологического характера). 1303 Что разумеет здесь Кант под словом «представление»? – Вопреки довольно распространенному мнению, по которому будто бы «Канту никогда и в голову не приходило утверждать прирожденность представления о пространстве и времени» (типичным выразителем этого мнения служит, наприм., Виндельбанд, – см.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

9) Исправляющего должность доцента Евгения Воронцова о сочинении студента Владимирского Сергея на тему: «Женщина в ветхом завете (Археологический очерк)»: «Задачею г. Владимирского в его труде было рассмотрение костюма, украшений и вообще туалета древних евреянок. Работа г. Владимирского распадается на 5 частей: в первой части он касается способа приготовления и украшения одежд; эта часть – пропедевтическая в работе, как вводящая в знакомство с древнееврейскою женскою одеждою; во второй части г. Владимирский описывает самый покрой женских одежд, отчасти касаясь и головного убора, покрывала и сандалий; в третьей части рассматриваются различные виды металлических украшений: серьги, кольца, перстни, цепочки, браслеты и украшения волос; в четвертой части сообщаются данные из области женской косметики: о белилах, румянах, амулетах, равно о зеркалах, как неизбежном спутнике и пособии косметических экспериментов; в пятой части разбираются библейские данные о древнееврейской парфюмерии. За исключением пятой части, естественно допускающей соединение с четвертою, все рубрики в сочинении г. Владимирского вполне определяются сущностью предмета исследования. В своем целостном виде труд г. Владимирского представляет ценную библейско-археологическую монографию по мало изученному доселе и даже на западе скудно освещен- —82— ному предмету. За исключением недавней работы Розенцвейга: Kleidung und Schmuck im biblischen und talmudischen Schrifttum. Berlin. 1905 западная библейско-археологическая наука не имела сводки материалов касательно древнееврейских одежд, если не считать фрагментарных работ, на подобие Brüll, Trachten der Juden. Г. Владимирский черпает данные из антикварного трехтомного сочинения Hartmann. Die Hebräerin am Putztische und als Braut, но тот синтез, какой он дает на страницах своего сочинения, комбинируя новейшие данные у Perrot со старыми сообщениями «Нагттапп’а», – вообще удачен. Автор перечитал Библейские предметные словари (Real-wörterbucher) и сделал внимательно ценные эксцерпты. По характеру темы работа г. Владимирского – мало приметная, микрологическая, но, по-видимому, его пером водило серьезное желание дать возможно более документальных данных; ничего гипотетического у него нет: всё измерено, взвешено, расценено, а потому такой труд читается от начала до конца с неослабевающим вниманием и заслуживает полной похвалы. Степень кандидата богословия является справедливым воздаянием потрудившемуся на торной стезе библейско-археологической дисциплины. Излишне говорить, что работа г. Владимирского требовала от него и раннейшего изучения истории древнего костюма, особенно на востоке, в Египте, Вавилонии и т. п.».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1364 То есть трансцендентен и в отношении ко времени. Цитаты см. у Deussen’a., ibid., 139–141: «Вгантап als zeitlos». 1366 Когда одного брамина однажды просили, – так рассказывает браманистическая легенда, – разъяснить, чт такое Брама, он ответил молчанием. Когда же его просили во второй и затем третей раз, он сказал: «я тебе объясняю, но ты не понимаешь, – этот Атман тишина» (ist stille). У Deussen’a, 143. 1367 Этим недостатком на сей раз очень грешит изложение Дейссена (op. cit., 143–203): он обыкновенно берет относящиеся к области этого вопроса рубрики и формулы христианской догматики и наполняет их, – лишь по букве, но не по смыслу совпадающими, – текстами из Упанишад. 1370 Как это с убедительностью разъяснил Эдуард-фон-Гартман (впервые, насколько знаем применивший к браманизму и самый термин: «акосмизм»), – историк-философ, собственное мipocoaepцahue которого очень сближается с браманизмом («конгениально» ему). См. его Religiöse Bewusstsein der Menschheit, главу о браманизме. 1372 Цитаты см. в lndex’e к перев. Упанишад Deussen’a (стр. 900). Ср. Hartmann, op. cit., и Deussen: Allg. Gesch. d. Phil., op. cit., 204–215. 1373 Tajjalán (tad-ja-la-an): в этом термине-имени, по Санкаре, совмещены три свойства Брамы-Атмана, в его отношении к мipy: творчество, промышление (сохранение и управление) и разрушение мipa. Deussen, op. cit. 163–164. 1376 Так, наприм., в стихии огня (в огне солнечном, лунном в молнии и т.д.) красный цвет обусловлен именно собственною природою огня (Glut), белый цвет – присутствием воды, черный отлив – сгорающим веществом. – В пятиосновных элементах, – по позднейшему, впрочем, учению, – одна половина чистая (т.е. выражающая специфическую природу именно этой стихии), а другая половина состоит из четырех остальных элементов. Так, наприм., встречающаяся в природе (т.е. взятая in concreto, а не in abstracto) вода состоит из воды + земли + огня + воздуха + эфира. См. у Deussen’a, op. cit, 173–4. 1377 Ibid., 177. Впрочем, иногда различаются четыре вида органических существ, – рождающиеся: живыми, из яйца, из пота и испарений (насекомые и проч.) и от ростков (keimgeborene – растения), ibid. 262.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

705 С библейским повествованием о детстве Моисея обыкновенно сопоставляют (De Wette. Kritik d. Israelit. Geschichte 176; Ewald. Gesch. d. V. Isr. II, 61; Lenormnnt. Die Anfänge d. Cultur. II, 79–83; Maspero. Histoire des peuples de l’Orient 195; Dillmann. Exodus u. Levit. 17, и др.) следующие языческие сказания: о Семирамиде, дочери аскалонской богини, брошенной родившей в пустынные и камышистые места и вскормленной голубями (Διοδορου Σιελ. Βιβλιοθ. ιστορικη. II, 4), – о Персее, вместе с матерью заключенном в ковчег и брошенном в море, – о Кире (Ηροδοτου. I, 107–113), рождение которого предваряется знаменательными сновидениями, вследствие чего он обрекается на смерть, от которой спасают его и затем воспитывают, как родного сына, пастух и его жена, – о Ромуле и Реме (Т. Livii. I, 4), которые по приказанию царя, были брошены в суденышке (alveus) в разлпвшийся Тибр (in proxima alluvie) и по сбытии воды найдены на берегу реки и воспитаны пастухом, и наконец – прочитанное в недавнее время в клинообразных письменах вавилонское сказание о Саргоне I «(переводы его см., наприм., в сочинениях: George Smith – Chaidaisehe Genesis. 248 , Lenormant – Die Anfänge d. Cultur. II, 79, II – Friedr. Delitsch – Wolag das Paradies? 209), сущность которого, при некоторых разностях между переводами ассирийско-вавилонского текста (о чем см. A. Gütschmid. neüe Beiträge zur Geschichte d. alten Orients 108), состоит в том, что мать этого могущественного впоследствии царя «положила» его·«в корзину из тростника, осмолила дверцы асфальтом» и «опустила на реку», которая «принесла» его «к водоносу Акки», а «водонос Акки по доброте сердца вынул и воспитал как свое собственное дитя». 706 Прежние особенно критики признавали невероятным не только самое распоряжение фараона бросать в реку еврейских мальчиков, но и то, что его дочь, совершенно наперекор этому распоряжению, не страшась гнева отца, спасла одного из них, и наконец – то, что принцесса, несмотря на величайшую тщательность, с какой охраняема была тогда женская добродетель, успела, не возбуждая подозрений, на глазах отца воспитать и даже усыновить иноплеменное дитя. De Wette. Kritik d. Israelit. Geschichte. 174–115; Hartmann. Historisch. kritische Forschungen üb. fünf Bücher Moses. 443.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

96 Р. 414. Adamnan said to abbat Ceolfrid: «Sciat, frater mi, quia etsi Simonis tonsuram ex consuetudine patria habeam..., beatissimi – apostolorum principis – vestigia sequi desidero». Адамнан сказал аббату Келфриду: «Пусть знает же, брат мой, что даже если у меня есть тонсура Симона по родному обычаю, я желал бы следовать по стопам главы апостолов». «Qui ordinati sunt Scotorum vel Britorum episcopi quin pascha vel tonsura catholici non sunt adunati ecclesiae, iterum a catholico episcopo manus impositione confirmentur». «Те, кто из шотландцев или британцев, рукоположенных во епископы, будучи католиками, не присоединились к Церкви в вопросах пасхи и тонсуры, да будут вторично утверждены возложением рук католических епископов». 97 «Colman, welcher seine Lehre verschmäht sah, ging mit den Gebeinen Aedans («um 635 Aedan», 651 Finan, 661 Colman) nach Irland zurück; Cedd dagegen trat züm römischen Ritus über». S. 157. «Кольман, увидев, что его учение подвергается небрежению, возвратился в Ирландию с мощами Айдана (Айдан, ок. 635 г., Финан, ок. 651 г., Кольман, ок. 661 г.); Седд, напротив, присоединился к римскому обряду». 98 Tractatus Sancti Athanasi epi. alex. de ratione pasche. Prologus S. Cyrilli d. e. de ratione paschae. 99 «Прежде всего относительно празднования Пасхи Господней в один день и в одно время по всему миру нами отмечено, чтобы ты, по обычаю, направил всем письма» (лат.). 101 «Ethelbert was baptized on the feast of Whitsunday, June 2 AD 597, in all probability at St. Martin " s church». 102 Gregorius I Brunigildae reginae Francorum, laffe Reg. 1491, Sept. 597: «Qualiter autem se excellentia vestra erga fratrem et coepiscopum nostrum Augustinum exhibuerit – – diversorum fidelium relatione cognovimus; pro quo gratias referentes». Gregorii 1 рарае. Registrum epistolarum. Т. II. Libri VIII–XIV cum indicibus et praefatione./Ed. Lud. M. Hartmann. Berolini, 1899. (Monumenta Germaniae Historica. Epistolarum. T. II), Ер. VIII, 4 (Брунхильде, королеве франков), p. 7. «Как относилось Ваше Сиятельство к нашему брату и соепископу Августину, мы узнали из сообщения различных верных, за что мы благодарны» (лат.).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

82 Ср., например: Volkelt. Erfahrung und Denken, с. 181 и сл. Hartmami Das Grundproblem der Erkenntnisstheorie, с. 126. 83 Ср. аналогичное возражение против современной разновидности скептицизма – «прагматизма» – в нашей статье «Прагматизм как гносеологическое учение». Новые идеи в философии, вып. 7, 1913, стр. 153 и сл. 84 Ср. Джеймс. Principles of Psychology. II, е.,284–285, о «questioning mania», «Griibeisucht» («Почему я стою здесь, где я стою?», «Почему стакан есть стакан, и стул есть стул?» и т. п.). 85 Eneyclopadie der philos. Wissenschaften in Grundrisse, § 51 (изд. Rosenkranz, 1870, стр. 76–78). 86 Здесь оставалось бы лишь сделать одно возражение: из того, что я должен мыслить эти понятия существующими, еще не следует, что они на самом деле существуют, а только, что они представляются мне существующими. (См., например: Simmel. Hauptprobleme der Philosophic, 1911, с. 56 и сл.) Противоречивость такого возражения при внимательном продумывании его совершенно ясна и неопровержимо показана Шуппе (Erkenntnisstheoretische Logik, 1878, с. 637–644): бытие «на самом деле» и необходимая мыслимость есть именно одно и то же; различие между мыслимостью и реальностью имеет смысл лишь как различие между гипотетическим суждением и категорическим утверждением реальности; и раз доказано, что к этим случаям это различие не применимо, тем самым доказана очевидность реальности этих содержаний. (Но если бы даже это возражение было основательно, то онтологическое доказательство было бы несостоятельно только в том отношении, в каком с этой точки зрения несостоятельно всякое вообще Знание, ибо это возражение относится, очевидно, ко всякому замыслу знания быть знанием о самом предмете в его бытии. Таким образом, возражение это во всяком случае не указывает никакого специфического недостатка онтологического доказательства как такового.). 87 Недостаточность рассуждения Канта обнаруживается, между прочим, и в следующем. Если мы встанем на точку зрения различия между «синтетическими» и «аналитическими» суждениями, то во всяком случае это различие может быть ясно проведено только как различие в соотношениях между понятиями: если сказуемым служит понятие, входящее как признак в состав содержания подлежащего, то мы имеем «аналитическое» суждение, в противном же случае – суждение «синтетическое».

http://azbyka.ru/otechnik/Semen_Frank/pr...

—315— ственного развития полную свободу от природы, как от своей границы, Шлейермахер признает природу необходимой для деятельности разума при возникновении нравственности, как необходимую материю для формы. Это положительный результат, который должен быть принят нами во внимание при изложении собственного решения вопроса о мотивах нравственности. Что касается учения Шлейермахера о тожестве законов природы и закона нравственного, то оно исследовалось мною уже в прошедшем году. Теперь же я поставил только результаты своих прежних занятий в связь с тем, что сделано мною теперь. Кроме указанных уже выше пособиями для изучения философии нравственности для меня служили еще следующие сочинения: Touilee. Critaque de Systemes morales contemporaines. Hartmann. Phnomenologie der Littlichen Bewusstseins. Beaussier. Les principes des la morale. Paul Janet. La morale. Jule Simon. Le devoir. Careau. Les problemes de la morale sociale. Vallier. De l’intention morale. Harteustein. Grundbegriff ethischen Wissenschaft. Schleiermacher. Grundlinien einer kritik der bisherigen Sittenlehre. Trendelenburg. Historische Beitrge. Zeller. Geschichte der neueren Philosophie. Erdmann. Труд того же названия. Winderband. То же. Bestmann. Geschichte der Christliche Sitte. Gass. Geschichte christlichen Ethik. Кроме изложенных систематических занятий я знакомился с литературой по другим вопросам, имеющим то или иное отношение к вопросу о происхождении нравственности. I. Существуют добродетели аскетические и социальные. К первым принадлежат те, которые касаются личного усовершенствования, вторые суть дела любви по отношению к ближнему. Философия нравственности имеет своею целью вывести все содержание морали из одного принципа. Следовательно или аскетические обязанности должны служить определяющим началом для обязанностей социальных или наоборот. В пользу аскетических обязанностей вопрос решается Спинозой, Вольфом и новейшими спиритуалистами. Спиноза высказывается против поступков, направленных ко вреду ближнего потому, что считает ненависть,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

См. книгу De Broglie «Continuite» (Paris, 1941) и сборник статей под тем же заглавием (Cahiers de la nouvelle journee. Paris, 1929). 98 См. об этом мою давнюю книгу «Проблема психической причинности». 99 См. его книгу «La contingence des lois de la nature». 100 «Небесная иерархия». 101 См. об этом труд о. С. Булгакова «Лествица Иаковля». В этой книге много спорного (в учении о природе ангелов), но входить в анализ этого нам здесь незачем. 102 Ср. то же в словах Господа: «Земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом зерно в колосе» (Мк., гл. 4, ст. 28). 103 Подробности см. в I томе моей «Истории русской философии». 104 К истории этого сближения см. этюд о. Г. Флоровского. 105 Человек сокрытый, непознаваемый (лат.). 106 Здесь: настоящая, подлинная природа (лат.). 107 Настоящее состояние ( лат.). 108 О последнем см. обзор материалов, напр., в небольшой книге Thiezemann «Leben und Umwelt» (1956). 109 Очень много материала по этому вопросу собрал кн. Кропоткин (известный проповедник анархизма). 110 См. об этом в моей ранней книге «Проблема психической причинности». 111 О применении моральной категории к оценке бытия см. ч. II. 112 Мы займемся анализом этого существенного пункта в метафизике при изучении исторического бытия (см. ч. II). 113 См. объемистый труд Ed. Hartmann " a по истории эстетики. 114 Творческая эволюция (фр.). 115 Руководящие идеи (фр.). 116 С точки зрения вечности (лат.). 117 Должен, однако, указать, что в понятии «инерции» воскресает до известной степени гилозоизм. См. об этом в моей книге «Проблема психической причинности», ч. I, гл. 1 (Логический анализ понятия причинности), § 7. 118 Кассирер. Познание и действительность. Немецкое название его книги яснее выражает идеи Кассирера: «Funktionsbegriff und Substanzbegriff». 119 Проблема психической причинности, с. 52-53. 120 См. об этом капитальное исследование Busse «Leib und Seele, Geist und Korper». 121 Задняя мысль, подоплека (фр.). 122 По известной формуле (идущей от Фехнера) «не живое из мертвого, а мертвое из живого». 123

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=747...

56 Emden, Gaskugeln. Anwendungen der Mechanishe Wörmetheorie auf kosmologische und meteorologiscbe Problem, 1907, 14 Кар., §§ 3, 14, u. а. Замечу кстати, что развиваемая Эмденом теория попеременным «пульсаций”, сопровождавшихся то возникновением, то исчезновением свечения первичной туманности, дает, пожалуй, возможность до известной степени ответить и на то: в каком смысле можно было бы решить вопрос о том, что следует понимать в Библии под «утром» и «вечером» первых трех дней творения (ср. Сильвестр, «Опыт прав. дог. богословия», т. 3, 1898, стр. 111). 58 Краткий обзор всех этих теорий можно найти в книжке Мултона: «Эволюция солнечной системы», 1908. 59 Само собой очевидно, впрочем, что необходимость придумывания различных «изначальностей», проходящая красной нитью через все космогонические гипотезы, уже есть не что иное, как или чистейший агностицизм, или же молчаливое признание некоего изначального творчества, назвать которое истинным именем мешает лишь прочно укоренившийся шаблон научной мысли. Типичным образцом очень простого и решительного суждения об одной из «изначальностей» может служить следующее, в сущности ничего не говорящее и не объясняющее, мнение Геккеля о происхождении движения (вторая мировая загадка Дюбуа Раймонда): «Движение есть такое же постоянное и первичное свойство субстанции, как и ощущение» («Миров. загадки», перев. под ред. проф. Шимкевича, 1907, стр. 249). 60 Интересно отметит, кстати, что именно циановые соединения представляют собою в высшей степени ядовитые вещества, безусловно гибельные для всякой жизни. 62 Леман, «Жидкие кристаллы и теории жизни» 1908. См. также Ш. Морен, «Физические состояния материи», 1912, гл. 7. 67 Ed. . Hartmann, Das Problem des Lebens, 1906, SS. 238, 266 и пр. Ср. также Франсэ, цит. соч. стр. 55. Книга Гартмана ценна еще и предпосылаемым ей очень обстоятельным обзором целого ряда научных взглядов, приведших от Дарвина к современному неовитализму. 68 Это учение, известное под названием панспермизма, выдвинулось в 20-х годах прошлого столетия (Гюйон де Монливо), а затем получило развитие у Рихтера в 60-х годах, и, наконец, нашло себе даже столь могучих сторонников, как лорд Кельвин. См. Аррениус, Образов. миров, гл. 8; Вселенная, 1912, стр. 16–17. Заметим, впрочем, что учение о панспермии, как и многое на свете, далеко не ново: его высказывал, по словам св. Иринея, еще Анаксагор, и во всяком случае во времена св. Иринея (2 в.) оно было уже известно. См. сочин. св. Иринея, перев. Преображенского, 1900, стр. 145 (Abv. наег. 2, 14, 2).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/rel...

Раввин Chija, учитель второго века, считается одним из знаменитейших раввинских авторитетов, память о котором легенда окружила особенным ореолом. 55 Об этом, как и о многом другом, дает весьма интересное известие Dr. Xenbauer, на которого мы и ссылаемся. См. его Geogr. du Taim. стр. 369–399. 56 Весь этот отдел бросает весьма интересный свет на одежду и украшения, носимые в это время иудеями. Читатель, интересующийся этим предметом, найдет специальные известия в трех небольших томах Hartmann-a (Die Hebräerin am Pumzmische, в несколько тяжеловатой книге N. G. Schröder-a: de vestitu Mulier. Hebr., и, главным образом, в сочинении «Trachten der Iuden» д-ра A. Brüll, которое, к сожалению, отпечатано не все; в печати явилась только одна первая его часть. 65 Сравн. Volkmar-a Handb. d. Einl. in d. Apokr. II-te Abth. стр. 193, 194 примечания. По указанным там причинам мы предпочитаем это простодушному толкованию, предложенному д-ром Schiller-Szinessy (Journ. of Philol. for 1870 стр. 113 и 114), который смотрит на это, как на противоричие словам Erez acheret «землю ту», упоминаемым во Втор.29:27 (28). 67 Талмудич. тракт. Sanhedrin X, 3. Раввин Елиезар, как кажется, соединяет их возвращение с рассветом нового Мессианского дня. 70 Здесь не место рассуждать о позднее появившейся иудейской выдумке относительно второго или «страждущего» Мессии, сына Иосифа, специальная миссия которого должна будто бы состоять в возвращении десяти колен и в подчинении их Мессии, «Сыну Давидову» – но который сам должен погибнуть в войне против Гога и Магога (Gog and Magog). 71 Сравн. сочинение д-ра Asahel Grant о несторианах. Его доводы хорошо сокращены и раскрыты в интересной заметке г. Nutt Sketch of Samaritan History, стр. 2–4. 72 Обращаю здесь особенное внимание на чрезвычайно интересную статью по этому предмету (A New Afghan Question) г. H. W. Bellew, помещенную в «Journal of United Service Institution of India» за 1881 г. стр. 49–97. 75 Как напр. Анна из колена Асирова, Лк.2:36 . Lutterbeck (Neutest.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prig...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010