1223 Nessel D. de. Catalogus, sive Recensio specialis omnium codicum manuscriptorum Graecorum, nec non linguarum Orientalium, augustissima Bibliotheca caesarea Vindobonensis... in publicam lucem edidit Daniel de Nessel. Vindobona, 1690; Hunger H. Codices Vindobonenses Graeci; Signaturenkonkordanz der griechischen Handschriften der Osterreichischen Nationalbibliothek. Wien, 1953 (Biblos–Schriften. 4); idem. Katalog der griechischen Handschriften der Osterreichischen Nationalbibliothek. Wien, 1961– (Museion. Veroffentlichungen der Osterreichischen Nationalbibliothek in Wien. n.F., 4: Veroffentlichungen der Handschriftensammlung. 1); idem. Katalog der griechischen Handscriften der Osterreichischen Nationalbibliothek: Supplementum Graecum. Wien, 1957– (Biblos–Schriften. 15 usw.); Hunger H., Kresten O., Hannick C. Katalog der griechischen Handschriften der Osterreichischen Nationalbibliothek. Wien, 1984 (Museion. 4: Veroffentlichungen der Handschriftenabteilung; n.F., 1:1–2.). 3/3: Codices Theologici 201–337. Wien, 1984; Repertorium der griechischen Kopisten, 800–1600. Wien, 1981– (Veroffentlichungen der Kommission fur Byzantinistik; Bd. 3, etc.). 1224 Katalog der Kaiserlichen Universitats– und Landesbibliothek in Strafiburg: Descriptio codicvm graecorvm/Confecit Carolvs Welz... Strafiburg, 1913; Die griechischen Handschriften der Universitatsbibliothek Erlangen/Beschrieben von Hans Thum; auf der Grundlage des Manuskriptes von Otto Stahlin. Wiesbaden, 1980 (Katalog der Handschriften der Universitatsbibliothek Erlangen; 3. Bd. 2. T.); Kramer В. Kolner Papyri: (P. Koln)/Bearb. von Barbel Kramer u. Robert Hubner. Opladen, 1976– (Abhandlungen der Rheinisch–Westfalischen Akademie der Wissenschaften. Sonderreihe Papyrologica Coloniensia v. 7); Repertorium der Handschriften des byzantinischen Rechts/Von Ludwig Burgmann [et al.]. Frankfurt am Main, 1995 (Forschungen zur byzantinischen Rechtsgeschichte; Bd. 20); Sartorivs A. Catalogus Graecorvm manuscriptorum codicum qui asservantur in inclyta serenissimi utriusqve Bauariae ducis, etc. bibliotheca. In- golstadii, 1602; Siegmann E. Literarische griechische Texte der Heidelberger Papyrussammlung. Heidelberg, 1956 (Veroffentlichungen aus der Heidelberger Papyrus–Sammlung; n. F., 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С. 3-9; Пейчев Б. Об одном открытии в традиции Диалектики Иоанна Дамаскина//Palaeobulgarica, 1977. N 2. С. 74-75; Вздорнов Г. И. Искусство книги в Др. Руси: Рукописная книга Сев.-Вост. Руси XII - нач. XV вв. М., 1980. С. 19-20. Кат. 3; Hannick Ch. Maximos Holobolos in der kirchenslavischen homiletischen Literatur. W., 1981 (по указ.); он же (Ханник К.) Диалектика Иоанна Дамаскина в слав. и груз. переводе: Опыт сравнения переводческих методов//Palaeobulgarica. 1987. N 1. С. 67-71; Трендафилов Х. П. Кирилово определение на философията (кратка и пространна редакция)//Език и лит-ра. 1982. 1. С. 49-53; он же. К вопросу о первой слав. грамматике и ее авторе//Преслав. София, 1993. Сб. 4. С. 217-223; он же. «Богословие» Иоанна Дамаскина в лит-ре Др. Руси: АДД. М., 1994; он же. «Небеса» Иоанна Экзарха как порождающая модель (обзор списков и структура текста)//1100 години Велики Преслав. Шумен, 1995. Т. 2. С. 60-90; он же. Переводы «Богословия» Иоанна Дамаскина в рус. и слав. филологии//ТОДРЛ. 1996. Т. 50. С. 658-667; он же. Иоанн Экзарх и становление слав. теологического монологизма//Медиевистика и културна антропология: Сб. в чест на 40-годишната творческа дейност на проф. Д. Петканова. София, 1998. С. 154-161; он же. «Небеса» Иоанна Экзарха Болгарского и древнерус. духовные центры//Преславска книжовна школа. Шумен, 1999. Т. 4. С. 165-194; он же. «Небеса» Иоанна Экзарха Болгарского в древнерус. рукописной традиции: Обзор списков//Глубины книжные: Архив за старобълг. извори. Шумен, 2004. Т. 2. С. 9-73; Гаврюшин Н. К. «Изборник Святослава» 1073 г. и «Диалектика» Иоанна Дамаскина//ССл. 1983. 4. С. 94-96; он же. «Книга диалектичныя глубины…»//Совр. проблемы книговедения, книжной торговли и пропаганды книги. М., 1983. Вып. 2. С. 95-100; он же. Научное наследие А. М. Курбского//Памятники науки и техники, 1984. М., 1986. С. 210-236; он же. О ранних списках славяно-рус. «Диалектики»//Зап. ОР ГБЛ. М., 1986. Вып. 45. С. 279-284; он же. Вопросо-ответная редакция «Диалектики»//Там же. 1987.

http://pravenc.ru/text/ИОАНН ...

Αθναι, 1980. Τ. 51. N 1. S. 186-190; Amato A. Il sacramento della penitenze nelle «Riposte» del patriarca Geremia II ai teologi luterani di Tübingen (1576, 1579, 1581)//Κληρονομα. Θεσσαλονκη, 1979. Τ. 11. N 2. Σ. 289-316; Travis J. Orthodox-Lutheran Relations: Their Historical Beginnings//GOTR. 1984. Vol. 29. P. 303-325; Kowalchuk A. D. The Correspondence of Patriarch Jeremias Tranos with the Lutheran Scholars of Tubingen as it Relates to East-West Christian Relations//The Patristic and Byzantine Review. Kingston, 1985. Vol. 4. P. 202-208; Tsirpanlis C. A Prosopography of Jeremias Tranos (1536-1595) and His Place in the History of the Eastern Church//Ibid. P. 155-174; Zoppi J. J. The Correspondence of 1573-1581 between Lutheran Theologians at Tubingen and the Eastern Orthodox Patriarchate of Constantinople, and the Dispute concerning Sacred Tradition//Ibid. P. 175-195; Moroziuk R. P. The Role of Patriarch Jeremias II Tranos in the Reformation of Kievan Metropolia//Ibid. 1986. Vol. 5. P. 104-128; Wendebourg D. Reformation und Orthodoxie: Der ökumenische Briefwechsel zwischen der Leitung der Württembergischen Kirche und Patriarch Jeremias II. von Konstantinopel in den Jahren 1575-1581. Gött., 1986; Podskalsky G. Die Griechische Theologie in der Zeit der Türkenherrschaft, 1453-1821. Münch., 1988. S. 103-107 et passim; idem. Die Einstellung des Ökumenischen Patriarchen (Jeremias II) zur Erhebung des Moskauer Patriarchats (1589)//OCP. 1989. Vol. 55. N 2. P. 421-437; Флоря Б. Н. Вост. патриархи и западнорус. церковь//Брестская уния 1596 г. и общественно-политическая борьба на Украине и в Белоруссии в кон. XVI - нач. XVII вв. М., 1996. Ч. 1. С. 117-130; Stiernon D. Jérémie II, patriarche de Constantinople//DHGE. T. 27. Col. 995-1001; Hannick Ch., Todt K.-P. Jérémie II Tranos//TByz. 2002. T. 2. P. 551-615; Гронек А. Портрет К-польского патриарха Иеремии II из музея Ягеллонского ун-та в Кракове//Россия и Христ. Восток. М., 2004. Вып. 2/3. С. 136-148. Н. Е. Новиков Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/293660.html

L " ipakoè dell " Octoicho bizantino//BollGrott. 1965. Vol. 19. P. 161-174; Hannick Chr. Le texte de l " Oktoechos//Dimanche: Office selon les huit tons. Chevetogne, 1972. P. 37-60; Шеламанова Н. Б. Славяно-рус. Октоих (ненотированный)//Метод. рекомендации по описанию славяно-рус. рукописей для Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР. М., 1973. С. 340-388; Успенский Н. Д. Чин всенощного бдения на Правосл. Востоке и в Русской Церкви//БТ. 1978. Сб. 18. С. 5-117; Сб. 19. С. 3-69; Арранц М. Как молились Богу древние византийцы//ЛДА. Л., 1979; Janeras S. I Vangeli domenicali d. Resurrezione nelle tradizioni liturgiche agiopolita e bizantina//Paschale mysterium: Studi in memoria dell " abate Salvatore Marsili (1910-1983). R., 1986. P. 55-69; Слива Е. Э. «Услышим св. Евангелия...»: Нек-рые особенности утренней службы по двум пергаменным рукописям//Опыты по источниковедению: Древнерус. книжность: Археография. Палеография. Кодикология. СПб., 1999. С. 136-147; Renoux Ch. Les hymnes de la Résurrection, I. Hymnographie liturgique géorgienne: Textes du Sinaï 18. P., 2000; Желтов М. С. У истоков Иерусалимского устава//Бсб. М., 2001. Вып. 7. С. 184-192; Пентковский А. М. Иерусалимский Типикон в К-поле в палеологовский период//ЖМП. 2003. 5. C. 77-87; он же. Евергетидский мон-рь и императорские мон-ри в К-поле в кон. XI - нач. XII в.//ВВ. 2004. Вып. 63 (88). С. 76-88. Диак. Михаил Желтов, А. А. Лукашевич Ключевые слова: БИБЛЕЙСКИЕ ПЕСНИ песни Свящ. Писания, пророческие песни,неск. вошедших в богослужебную практику поэтических текстов из ВЗ, а также апокрифического и раннехрист. происхождения ВЕЛИКАЯ ПЯТНИЦА пятница Страстной седмицы, один из главных дней церковного календаря, посвященный воспоминанию дня искупительных страданий и Крестной смерти Господа Иисуса Христа ВЕЛИКАЯ СУББОТА суббота накануне Пасхи, когда Церковь вспоминает телесное погребение и сошествие Христа во ад, начиная праздновать Его тридневное Воскресение ВИНО алкогольный напиток из винограда. Будучи универсальным символом, В. нередко упоминается в Библии и наряду с др. веществами таинств имеет богослужебное употребление, в т. ч. в Таинстве Евхаристии ВОДООСВЯЩЕНИЕ церковное священнодействие, посредством к-рого вода как один из первоэлементов тварного мира получает Божие благословение и освящение

http://pravenc.ru/text/Воскресенье.html

«Выдержки из писаний святого Исихия о великом Мелхиседеке», сохранились на армянском языке как уставное синаксарное чтение в 13-й день месяца ареча (25 марта). Текст содержится в арм. мартирологии XVII в., хранящемся в арм. мон-ре г. Нор-Джуга (ныне в составе г. Исфахан, Иран) (см.: Ter-Avetissian. 1970). Вопрос о подлинности не изучался. III. Несохранившиеся. «Слово о Кресте», входило в ркп. Sinait. gr. 493, сохранилось лишь несколько нечитаемых фрагментов (см.: Wenger. 1956. P. 461). «Слово на Рождество Христово», входило в ркп. Taurin. C IV, 4. Манускрипт сгорел при пожаре в Туринской Национальной б-ке в 1904 г. Неподлинные «О жизни и кончине пророков» (De prophetarum vita et obitu; CPG, N 6596; BHG, N 1590; PG. 93. Col. 1384-1385; Schermann . 1907; Schwemer. 1995), одна из редакций т. н. recensio Hesychiana; представляет собой компиляцию, в к-рой собраны воедино биографические сведения о пророках, помещенные в разных местах «Глав о 12 пророках» - подлинного сочинения И. И. Эти сведения схожи с данными свт. Кирилла Александрийского (PG. 72. Col. 9-365) и Феодорита, еп. Кирского (PG. 81. Col. 1632-1961; см.: Schermann. 1907. P. XXXI). «Слово на св. Лазаря и Неделю Ваий» (Λγος ες τν Λζαρον κα ες τ βα; Homilia in ramos palmarum; CPG, N 3580, 6594; BHG, N 2230; PG. 18. Col. 1263-1278; Aubineau. 1978-1980. Vol. 2. P. 748-776), приписывается Титу Бострийскому († 70-е гг. IV в.), но и ему не принадлежит. Ркп. Hieros. Patr. gr. 136, XIV в. называет И. И. автором гомилии, однако ряд признаков (развитая дифизитская терминология, чрезмерный аллегоризм в толковании Свящ. Писания и др.) говорит о том, что она принадлежит более позднему автору. Имеется слав. версия гомилии под именем Тита Бострийского, сохранившаяся в 2 рукописях: НБ НАНУ. 494. Л. 286; ГИМ. Увар. 1772. Л. 245 ( Hannick . 1981. S. 162). Груз. версия под именем Тита Бострийского сохранилась в ркп. Ath. Iver. georg. 11. Fol. 64v - 69r, X в. ( Esbroeck . 1975. P. 78). «Мученичество св. Лонгина Сотника» (Μαρτριον το γου Λογγνου το κατοντρχου; Martyrium s.

http://pravenc.ru/text/674956.html

Н. Валаамская беседа - памятник рус. публицистики сер. XVI в. М.; Л., 1958; Velimirovi M. Byzantine Elements in Early Slavic Chant: The Hirmologium. Pars Principalis et Pars Suppletoria. Copenhagen, 1960. (MMB. Subs.; 4); Lazarevi St. V. An Unknown Early Slavic Modal Signature//Bsl. 1964. T. 25. P. 93-108; Floros K. Universale Neumenkunde. Kassel, 1970. 3 Bde; Strunk O. Two Chilandary Choir Books//Essays on Music in the Byzantine World. N. Y., 1977. P. 220-230; Hannick Chr. Aux origins de la version slave de l " hirmologion//Fundamental Problems of Early Slavic Music and Poetry. Copenhagen, 1978. (MMB. Subs.; 6); Кораблева К. Ю. Покаянные стихи как жанр древнерус. певч. искусства: Канд. дис. М., 1979; Каган М. Д., Понырко Н. В., Рождественская М. В. Описание сборников XV в. книгописца Ефросина//ТОДРЛ. 1980. Т. 35. С. 3-300; Мурьянов М. Ф. О старославянском «искрь» и его производных//ВЯ. 1981. 2. С. 115-123; Шенкер А. М. Древнецерковнославянское «искрь» (близко) и его производные//Там же. С. 110-114; Янин В. Л. Новгородский скрипторий XI-XII вв.: Лазарев монастырь//АЕ за 1981 г. М., 1982. С. 52-63; Парфентьев Н. П. О деятельности комиссий по исправлению древнерус. певч. книг в XVII в.//АЕ за 1984 г. М., 1986. С. 128-139; он же. Древнерусское певч. искусство в духовной культуре Российского гос-ва XVI-XVII вв.: Школы. Центры. Мастера. Свердловск, 1991; он же. Выдающиеся рус. музыканты XVI-XVII ст.: Избр. науч. ст. Челябинск, 2005; Лозовая И. Е. Самобытные черты знаменного распева: Канд. дис. К., 1987; она же. «Слово от словес плетуще сладкопения»//ГДРЛ. 1989. Сб. 2. С. 383-422; она же. Древнерус. нотированный Параклитик кон. XII - нач. XIII в.: Предв. заметки к изучению певч. книги//ГДРЛ. 1993 Сб. 6. Ч. 2. С. 407-432; она же. Византийские прототипы древнерус. певч. терминологии//Келдышевский сб.: Муз.-ист. чт. памяти Ю. В. Келдыша, 1997. М., 1999. С. 62-72; она же. Древнерус. нотированный Параклит в кругу Ирмологиев XII - 1-й пол. XV в.: Мелодические варианты и версии в распеве канонов//Гимнология.

http://pravenc.ru/text/199937.html

В неизданных греч. рукописях (Ταμεον. Ν 566. Σ. 188) сохранился канон Феодора 4-го гласа с акростихом «Κλος μαθητν ελογ τν δευτρων» (греч.- Славу вторых учеников благословляю). Разночтения и дополнения к канону Иосифа в печатных Минеях изданы по рукописям Венской Национальной б-ки К. Ханником ( Hannick Ch. Studien zu liturgischen Handschriften der Österreichischen Nationalbibliothek. Wien, 1972. S. 54-55). Лит.: Димитрий (Самбикин), архиеп. Собор св. 70 апостолов (4 янв). Тверь, 1900-1902. Каз., 1906; Собор святых 70 апостолов. Каз., 1907. С. 190-194; Redlich E. B. S. Paul and His Companions. L., 1913; Ollrog W.-H. Paulus und seine Mitarbeiter. Neukirchen-Vluyn, 1979. (WMANT; 50). А. Ю. Никифорова Иконография. А. изображается седовласым старцем, в хитоне, гиматии, с евангелием в руках, с омофором или без него (в визант. памятниках); бывает представлен единолично (в рост), в мучении, в группе апостолов от 70, чья память празднуется в тот же день, а также в композиции «Собор святых апостолов». Изображен: в Минологии (Bodl. F. 1. Fol. 44v, 1327-1340 гг.- под 15 апр.); в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 110, XV в.- под 14 апр.) - единолично, в рост, в хитоне и гиматии, в руках свиток; в настенном минологии ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг.- в рост; на минейной иконе на апрель (15) кон. XVI в. из вологодской ц. прп. Димитрия Прилуцкого на Наволоке (ВГИАХМЗ) - с апостолами Трофимом и Пудом, в подписи назван «Арист»; на иконе «Ап. Аристарх и мц. Александра перед Тихвинской иконой Божией Матери», сер. XIX в. (ГМЗРК), принадлежавшей прот. Аристарху Израилеву . В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., об облике А. сказано: «Старец кудрявый» (Ч. 3. § 7. 30), под 15 апр. его также указано изображать с апостолами Пудом и Трофимом (Ч. 3. § 22). В иконописном подлиннике сводной редакции (Большаковский подлинник, XVIII в.) под 15 апр. описаны А.- «сед, аки Николае, риза вохра с белилом», Пуд и Трофим, о к-рых сказано: «Стоят три во амфорех [омофорах], в руках кресты (в прориси без крестов.- Э. Ш.)». В Соборе апостолов представлен в нижней части иконы «Апостольская проповедь», 1660-1662 г., письма Феодора Евтихиева Зубова (?) (ЯИАМЗ).

http://pravenc.ru/text/75964.html

Musical Notation and Quasi Notation in Syro-Melchite Liturgical Manuscripts//CIMAGL. 1979. Vol. 31a–31b; idem. Thoughts on a Revision of the Transcription Rules of the MMB//Ibid. 1987. Vol. 54; idem. The Princeton Heirmologion Palimpsest//Ibid. 1992. Vol. 62; idem. Zur Erforschung der paläobyzant. Musikquellen//Palaeobyzantine Notations: A Reconsideration of the Source Material/Ed. J. Raasted, C. Troelsgård. Hernen, 1995; idem. Theta Notation and Some Related Notational Types//Ibid.; idem. Puls and Pauls in Medieval and and Postmedieval Byzantine Chant//Akten d. XVI. Intern. Byzantinistenkongresses. Tl. 2.7//JÖB. 1982. Bd. 32. Hf. 7;Rhythm in Byzantine Chant: Acta of the Congress held at Hernen Castle in Nov. 1986/Ed. C. Hannick. Hernen, 1991; Wolfram G. Fragen der Modulation in der byzant. Musik//Cantus planus: Papers Read at the 4-th Meeting, Pécs, Hungary, 3–8 Sept. 1990. Bdpst., 1992; eadem. Modulationszeichen in der paläobyzant. Notation//Studi di musica bizantina: In onore di G. Marzi. Lucca, 1995. (Studi e testi musicali. N. S.; 6); eadem. Die Phthorai der Paläobyzant. Notationen//Palaeobyzantine Notations. Hernen, 1995; Doda A. Coislin Notation, Problems and Working Hypotheses//Ibid.; idem. Considerazioni sulla «mecanica» d. melodie irmologiche//Studi di musica bizantina: In onore di G. Marzi. Lucca, 1995; Engberg S. G. Greek Ekphonetic Notation: The Classical and the Pre-classical Systems//Palaeobyzantine Notations. Hernen, 1995; Troelsgård C. The Role of Parakletike in Palaeobyzantine Notations//Ibid.; Alexandru M. Koukouzeles’ Mega Ison//CIMAGL. 1996. Vol. 66; eadem. Zu den «megala semadia» der byzant. Notation//Cantus planus: Papers Read at the 7th Meeting, Sopron, Hungary, 1995. Bdpst., 1998; eadem Studie über die «Grossen Zeichen» der byzant. mus. Notation unter besonderer Berücksichtigung der Periode vom Ende des 12. bis Anfang des 19. Jh. Copenhagen, 2000; Shkolnik M. Some Principles of Rhythmic Organization in Byzantine Music: (A Study Based on the Byzantine Russian Heirmologion)//Cantus planus.

http://pravenc.ru/text/365723.html

HalkRom F.Halkin, Légendes grecques de „Martyres Romaines. Bruxelles 1973. (Index 235–237) . HalkSaints F.Halkin, Saints de Byzance et du Proche – Orient. Genève 1986. HalkSMart F.Halkin, Légende grecque de Saint Martin évèque de Tours, RSBN N.S.20–21 (1983/84) 69–91. HanStud Ch.Hannick, Studien zu den griechischen und slavischen liturgischen Handschriften der österr. Nationalbibliothek. Wien 1972. Haplucheir P.Leone, Michaelis Hapluchiris versus cum excerptis. Byz 39 (1969) 251–283 (Index 280–283). [s.XII/ΧIII] Hasitzka M.Hasitzka, Koptische Texte (CPR XII). Wien 1987. HausMeth I.Hausherr, La méthode d’oraison hésychaste. Roma 1927, 150–172. [s.XI/XII?] HeinGesp G.Heinrici, Griechisch-byzantinische Gesprächsbücher und Verwandtes. Abh.d.phil.–hist.Kl.d.Sächs.Ges.d.Wiss. XXVIII/VIII. Leipzig 1911 (Index 94–96) . [ca s.XIII–XV] HeisPal A.Heisenberg, Aus der Geschichte und Literatur der Palaiologenzeit. Sb.Bayer. Ak., Phil.-hist.Kl. 1920/10 (Index 141–143). [s.XIII/XIV] Helep M.Thévenot, Veterum mathematicorum opera, Paris 1693, 43–48: Constructio Helepolis quae dicitur Corvus. HeliodCarm Heliodori carmina quattuor, ed. G.Goldschmidt. Gießen 1923. [s.VIII? ] HeliodCom Heliodori ut dicitur in Paulum Alexandrinum commentarium, ed. Ae.Boer. Leipzig 1962 (Index 151–182). [s.VI] HephCom M.Consbruch, Hephaestionis onchiridion cum commentariis vetoribus. Leipzig 1906 (Index 415–426). HephThebI Hephaestionis Thebani Apotelesmaticorum libri tres, ed. D.Pingree, Vol.I. Leipzig 1973. [s.IV] HephThebII Hephaestionis Thebani Apotelesmaticorum epitomae quattuor, ed. D.Pingree, Vol. II. Leipzig 1974. HergonMon Monumenta graeca ad Photium ciusque historiam pertinentia, ed. J.Hergenroether. Regensburg 1869. Hermipp Anonymi Christiani Hermippus de astrologia dialogus, ed. G.Kroll – P.Viereck. Leipzig 1895 (Index 72–87). [s.XIV] Herod Herodiani techniei reliquiae, ed. A. Lentz. I; II 1.2; III 1.2. Leipzig 1867. [s.II] Hesych Hesychii Alexandrini Lexicon, rec. K.Lamme. 1: А – ; II: E – O. Kopenhagen 1953; 1966; rec. M. Schmidt. III Λ – P; IV: Σ – Ω. Jena 1861; 1862.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

7  Иное название: «Вопрошания различные ... о иереях и церкви», в славянском переводе: «Слово святаго Василия, толкъ ученическаго [либо священническаго] чина». 8  Издания греческого текста по двум различным спискам: Смирновъ Я.И. Объ одномъ отрывк изъ апокрифическаго Ebahreлiя Никодима//Записки Императорскаго Русскаго Археологическаго общества. 1899. Новая cepiя, Х/3–4. С. 422–425; Красносельцевъ Η.Θ. Addenda къ uздahiю А. Васильева : «Anecdota graeco-byzantina» (Москва, 1893). Одесса, 1898. С. 73–75. Автор настоящей статьи готовит новое издание памятника и комментарий к нему. 9  Проблемы текстологии памятника подробно освещены в книге: Bomert R. Les commentaires... Р. 125–145. Сам Борнер пытался показать, что автором «Церковной истории» действительно был свт. Герман, вопреки тому факту, что такая атрибуция появляется в греческих рукописях не ранее XII b. и распространена гораздо менее, чем атрибуция памятника свт. Василию (см.: Ibid. Р. 142–145; здесь Борнер утверждает, что атрибуция «Церковной истории» появляется не с XIII, а уже с XII b., со ссылкой на рукопись Paris. Coisl. 296, в которой, однако, свт. Герману приписана не «Церковная история», а «Вопрошание Василия Великого к Григорию Богослову », что выглядит даже курьёзно). Единственный весомый аргумент в пользу этой теории – упоминание имени Германа в латинском переводе «Церковной истории», выполненном Анастасием Библиотекарем, но совокупность прочих аргументов убеждает нас в ошибочности атрибуции памятника свт. Герману. 10  Гораздо больший объём в сравнении с нашим комментарием имеет и «Протеория» Николая и Феодора Андидских XI b., равно как и составленный в XII b. из фрагментов «Вопрошаний различных...», «Церковной истории» и «Протеории» комментарий псевдо-Софрония (с последним наш комментарий решили кратко сопоставить авторы описания рукописи ÖNB theol. Gr. 325: Hunger Η., Lackner W., Hannick Chr. Katalog der griechischen Handschriften der Österreichischen Nationalbibliothek. Teil 3/3. Wien, 1992. S. 450).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010