В домакариевских Минеях Четиих житие мучениц помещено под 29 июля (РГБ. Вол. 598, посл. четв. XV в.), в ВМЧ - под 30 июля и 17 сент. ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 42 (1-я паг.), 335 (2-я паг.)). Ист.: ActaSS. Aug. T. 1. P. 16-19; SynCP. Col. 51-52, 859-862; PG. 115. Col. 497-513; ЖСв. Сент. С. 325-337; Mombritius B. Sanctuarium seu Vitae Sanctorum. P., 1910r. Hildesheim, 1978r. T. 2. P. 204; Valentini R. , Zucchetti G. Codice topografico d. città di Roma. R., 1942. T. 2. P. 36-37, 40-41, 93, 152; Girardi M. Le fonti scritturistiche d. prime recensiones greche d. passio di S. Sofia e loro influsso sulla redazione metafrastica//VetChr. 1983. T. 20. P. 47-76. Лит.: Tillemont. Mémoires. T. 2. P. 226-227; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 381; Delehaye. Origines. P. 286-287; Frutaz A. P. Sophia//LTK. T. 9. Col. 886-887; Amore A. Sofia, Pistis, Elpis, Agape//BiblSS. T. 11. P. 1277-1279; Halkin F. Légendes grecques de «martyres romaines». Brux., 1973. P. 185-228. (SH; 55); Hannick. Maximos Holobolos. S. 101-102; Жуковская Л. П. Возраст Веры в Прологе//Проблемы изучения культурного наследия. М., 1985. С. 149-150. О . В . Л . Гимнография Память мучениц отмечена в месяцеслове греч. Евангелия IX-X вв. (Sinait. gr. 1598 - Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 198), без богослужебных указаний. Согласно студийским Типиконам, в этот день совершается будничная служба. В Евергетидском Типиконе кон. XI в. приведена служба мученицам с пением «Аллилуия» на утрене, их последование соединяется с последованием прп. Феофила (Там же. С. 278). Мессинский Типикон 1131 г. указывает последование мученицам с последованием праздника, устав службы не описан ( Arranz. Typicon. P. 27). В иерусалимских Типиконах предписывается совершать вседневную службу, последование мученицам соединяется с последованием попразднства Воздвижения. Последование мученицам не имеет тропаря, поется только тропарь Воздвижения. Последование мученицам в совр. богослужебных книгах содержит следующие элементы: кондак 1-го гласа «Σοφας τς σεμνς, ερτατοι κλδοι, Πστις κα Ελπς, κα Αγπη» (                  ); канон мученицам 1-го гласа, творение Феофана, с акростихом «Τς σοφης ρδηλα κα γλα τκνα λιγανω» (            ), ирмос: «Σο τροπαιοχος» (      ), нач.: «Τς περκοσμου σου Χριστ κα τς φρστου σοφας» (              ); цикл стихир-подобнов. В студийских Минеях, кроме этого, содержится и др. цикл стихир ( Ягич. Служебные Минеи. С. 0142-0143). В совр. приходской практике РПЦ в связи с распространенностью имен мучениц в этот день обычно совершается праздничная служба, поется тропарь 4-го гласа, отсутствующий в богослужебных книгах (нач.: «                    »). Иконография

http://pravenc.ru/text/150377.html

Соч.: Anrich G. A. Hagios Nikolaos: Der heilige Nikolaos in der griechischen Kirche. B., 1913. Bd. 1. S. 140-150; 1917. Bd. 2. S. 277-288, 546-556 [Житие свт. Николая к Феодору]; Bd. 1. S. 153-182 [Похвала свт. Николаю]; Gouillard J. La vie d " Euthyme de Sardes († 831)//TM. 1987. T. 10. 1-101 (рус. пер.: Мефодий, патр. К-польский. Житие Евфимия Сардского//Жития визант. святых эпохи иконоборчества/Под ред. Т. А. Сениной; предисл., пер. с греч.: Д. Е. Афиногенов; примеч.: Д. Е. Афиногенов, Т. А. Сенина. СПб., 2015. Т. 1. С. 335-372); Мефодий, патр. К-польский. Житие прп. Феофана Исповедника: По Моск. ркп. 159/Изд., введ., примеч.: В. В. Латышев. Пг., 1918. (ЗИАН. ИФО; Т. 13. Ч. 4) (рус. пер.: Мефодий, патр. К-польский. Житие Феофана Исповедника//Жития визант. святых эпохи иконоборчества. СПб., 2015. С. 146-209); Mioni E. L " Encomio di S. Agatha di Metodio Patriarca//AnBoll. 1950. Vol. 68. P. 58-93; Westerbrink J. С. Passio S. Dionysii Areopagitae, Rustici et Eleutherii: Diss. Leiden, 1937; Usener H. K. Acta S. Marinae et S. Christophori. Bonn, 1886. P. 48-53 [Схолии к муч. св. Марины]; Deubner L. Kosmas und Damian: Texte und Einleitung. Lpz., 1907. S. 41-42 [Схолии к муч. св. Косьмы и Дамиана]; AHG. 1972. Vol. 3. P. 134-145 [Канон Лукии]; 1976. Vol. 4. P. 279-287 [Канон Иоанникию]; P. 279-287 [Канон Даниилу]; Μπκος Η. Μεθοδου πατριρχου «Κανν» κετριος ες τν περαγαν Θεοτκον//ΕΕΒΣ. 1998. Τ. 33. Σ. 729-757 [Канон молебный Богородице]; Sinait. gr. 562. Fol. 54-56 [Феофану Начертанному] (ср.: Παπαηλιοπολου-Θωτοπολου Ε. Ταμεον νεκδτων βυζαντινν σματικν καννων. Αθναι, 1996. Σ. 58); Angel. 43 (B.3.8). Fol. 224v - 225v [Честнейшей Херувим]; Sinait. gr. 617. Fol. 53-55 [мч. Фалалею] (ср.: Παπαηλιοπολου-Θωτοπολου. 1996. Σ. 201); Crypt. Δ. Γ. I. Fol. 20v - 24v [молебный Христу] (ср.: Τωμαδκης Ε. Ι. Καννες τς Παρακλητικς//ΕΕΒΣ. 1972/1973. Τ. 39/40. Σ. 257); Mercati S. G. Note d " epigrafia bizantina//Bessarione. R., 1920. T. 36. P. 198-199 [Эпиграммы]; PG. 100. Col. 1300-1316 [Чинопоследование «О различных лицах»]; Афиногенов. Константинопольский патриархат. 1997. 182-195 (с рус. пер.) [Слово о св. иконах]; PG. 18. Col. 348-381 [Слово на Сретение]; Col. 397-404 [Слово на Распятие]; Gouillard J. Le Synodikon de l " Orthodoxie, texte et commentaire//TM. 1967. T. 2. P. 1-316 [Синодик в Неделю Православия]; Pitra. Juris ecclesiastici. 1868. Vol. 2. P. 355-357; Афиногенов. Константинопольский патриархат. 1997. C. 179-181 [Послание патриарху Иерусалимскому] (c рус. пер.); Darrouz è s J. Le patriarche Méthode contre les iconoclastes et les Stoudites//REB. 1987. Vol. 45. P. 15-57; Doens I., Hannick Chr. Das Periorismos-Dekret des Patriarchen Methodios I. gegen die Studiten Naukratios und Athanasios//JÖB. 1973. Bd. 22. S. 93-102 [Послания к студитам и Завещание].

http://pravenc.ru/text/2563128.html

109 глав К. представляют собой аскетический труд, содержащий темы, характерные для писателей-исихастов XIV в. Так, в частности, мн. главы посвящены внутренней молитве и трезвению, соединению ума с сердцем, причем особое значение придается молитвенному призыванию в сердце имени Иисуса. К. рассуждает и о Фаворском свете и Богоявлении на Синае, что характерно также для его гомилий (Ibid. P. 334-336). 14 глав были переведены на слав. язык, по всей видимости, в XVIII в. и вошли в состав слав. «Добротолюбия» (Добротолюбие. М., 1793. Ч. 2. Л. 45 об.- 46 об.). Рус. перевод глав был выполнен свт. Феофаном Затворником и включается в 5-й том рус. «Добротолюбия». Молитвы К. принадлежит 13 молитв, вошедших в визант. Евхологий ( Goar. Euchologion. P. 613-614, 618-619, 635-636, 648-655; Γνης. 1980. Σ. 264-265; подробный анализ см.: Ibid. Σ. 265-290). Кроме того, в рукописях сохранилось немало др. молитвословий, надписываемых именем К., но признать эти атрибуции по разным причинам не представляется возможным (см.: Ibid. Σ. 318-322). Возможно, К. является также составителем гимнографических текстов: канона прп. Антонию и с меньшей долей вероятности канона прп. Онуфрию ( Hannick. 1990). Соч.: Gretser J. Opera omnia de sancta cruce. Ingolstadii, 1616. T. 2. Col. 1347-1363; Goar. Euchologion. P. 613-614, 618-619, 635-636, 648-655; Θιλοκαλα. Ενετσιν, 1782. Σ. 1100-1102 (=PG. 147. Col. 813-817; Θιλοκαλα. Αθναι, 1893. Σ. 411-412; Θιλοκαλα. Αθναι, 1963. Τ. 4. Σ. 296-298); Увещание К-польского патриарха Каллиста к клиру г. Тернова относительно терновского патриарха и обряда крещения/Пер.: Г. Недетовский//ТКДА. 1871. 6. С. 555-572; Бодянский О. Житие и жизнь преподобнаго отца нашего Феодосия, иже в Тернове постничествовавшегося, ученика блаженнаго Григория Синаита/Списано св. Патриархом Константина града кир Калистом//ЧОИДР. 1860. Кн. 1. Отд. 3. С. I-IV, 1-22; Gelzer H. Kallistos " Enkomion auf Johannes Nesteutes//ZWTh. 1886. Bd. 29. S. 56-89; Златарски В. Н. Житие и жизнь прп. отца нашего Феодосия, иже в Търнове постничьствовавшаго, ученика суще блж. Григория Синаита/Съписано светейшим патриархом Константина града кир Каллистом//СбНУНК. 1904. Кн. 20. С. 1-41 (отд. отт.: София, 1904); Εστρατιδης Σ. Ο οκουμενικς πατριρχης Κλλιστος ς κκλησιαστικς τωρ//Εκκλησιαστικς Θρος. 1911. Τ. 8. Σ. 112-137; Δελικρη Α. Αγιος Γρηγριος ο Σινατης. Η δρση και η συμβολ του στη διδοση του ησυχασμο στα Βαλκνια. Θεσσαλονκη, 2004; Байер Х.-Ф. Каллист I, патриарх Константинополя. Житие и деятельность иже во святых отца нашего Григория Синаита. Екатеринбург, 2006; Rigo A., ed. Callisto I patriarca, i 100 (109) Capitoli sulla purezza dell " anima: Introd., ed. e trad.//Byz. 2010. Vol. 80. P. 333-407.

http://pravenc.ru/text/1320095.html

Russian Travellers to Constantinople in the 14th and 15th Cent. Wash., 1984; Описание святынь К-поля в лат. рукописи XII в.//Чудотворная икона в Византии и Др. Руси. М., 1996. С. 436-463; Фонкич Б. Л. Чудотворные иконы и свящ. реликвии христ. Востока в Москве в сер. XVII в.//Очерки феодальной России. М., 2001. Вып. 5. С. 77-82. О. В. Л. Почитание в славяно-русской традиции Церковь свт. Григория Богослова в Ростове. 1670 г. Церковь свт. Григория Богослова в Ростове. 1670 г. В 40-х гг. IX в. Г. Б. была написана (на греч. языке) стихотворная похвала св. равноап. Кириллом (Константином) Философом , сохранившаяся в слав. переводе в составе 3-й гл. Пространного Жития первоучителя ( Trubeckoj N. Ein altkirchenslavisches Gedicht//ZSP. 1934. N 11. S. 52-54; Якобсон Р. О. Стихотворные цитаты в моравской агиографии//Slavisticna revija. Ljubljana, 1957. Knj. 10. S. 117). Не позднее сер. XII в. краткое Житие Г. Б. переведено на слав. язык в составе нестишного Пролога. В XIV в. переведено по крайней мере дважды (в Болгарии или на Афоне), в составе Пролога стишного и Минеи служебной с проложными Житиями. Пространное Житие Г. Б., написанное пресв. Григорием, переведено в Болгарии или на Афоне во 2-й пол. XIV в. Перевод известен в 2 вариантах, один из к-рых представлен южнослав. списками XV в., др. содержится в рус. Минеях четьих XVI-XVII вв., в т. ч. в Великих минеях четьих ( Hannick Ch. Maximos Holobolos in der kirchenslavischen homiletischen Literatur. W., 1981. S. 186. Not. 181; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 517. Примеч. 24); до этого он сопровождает нек-рые рус. списки 16 слов Г. Б. (напр., РНБ. Кир.-Бел. 82/207, 2-я пол. XV в.). Этот перевод лег в основу др. перевода на серб. язык, сделанного в 1-й пол. XVIII в. и представленного списком ок. 1740 г. (Белград. Архив САНУ. 84). Похвальное слово Трем святителям, написанное Иоанном, митр. Евхаитским, было переведено на слав., вероятно, одновременно с Житием Г. Б., сходна и судьба его в рукописной традиции (старший южнослав.

http://pravenc.ru/text/166811.html

79, 589-694)//Acme: Annali d. Fac. di Lettere e Filosofia dell " Università degli Studi di Milano. 1978. Vol. 31. P. 37-57; idem. Osservazioni sullo stile di Nilo Ancirano//JÖB. 1982. Bd. 32. S. 217-225; idem. Le Narrationes di Nilo e il romanzo greco//Studi bizantini e neogreci: Atti del IV Congr. nazionale di studi bizantini, Lecce, 21-23 apr. 1980, Calimera, 24 apr. 1980/A cura di P. L. Leone. Galatina, 1983. P. 349-360; Th ü mmel H. G. Neilos von Ankyra über die Bilder//BZ. 1978. Bd. 71. S. 10-21; Follieri E. Due codici greci già Cassinesi oggi alla Biblioteca Vaticana, gli Ottob. gr. 250 e 251//Palaeographica, diplomatica et archivistica: Studi in onore di G. Battelli. R., 1979. Vol. 1. P. 159-221; Hannick C. Maximos Holobolos in der kirchenslavischen homiletischen Literatur. W., 1981. S. 181; Halkin F. Les moines martyrs du Sinaï dans le Ménologe impérial//Mémorial A.-J. Festugière: Antiquité païenne et chrétienne vingt-cinq études/Ed. E. Lucchesi, H.-D. Saffrey. Gen., 1984. P. 267-273; Gatier P.-L. Les traditions et l " histoire du Sinaï du IVe au VIIe siècle//L " Arabie préislamique et son environnement historique et culturel/Ed. T. Fahd. Strasbourg, 1989. P. 499-523; Solzbacher R. Mönche, Pilger und Sarazenen: Studien zum Frühchristentum auf der südlichen Sinaihalbinsel - von den Anfängen bis zum Beginn islamischer Herrschaft. Altenberge, 1989; Κονταρκης Κ. Νελος Σινατης, βος κα ργα: Diss. Θεσ., 1991; Theodorou F. Nilus " Narrations: Micro-Level Teaching, a New Criterion of Stylistic Differentiation//Byz. 1993. Vol. 63. P. 224-236; Crossmann P. Besuche und Überfälle in der vorjustinianischen Laura am Mosesberg//BZ. 1999. Bd. 92. S. 455-465; Caner D. Sinai Pilgrimage and Ascetic Romance: Pseudo-Nilus " Narrationes in Context//Travel, Communication, and Geography in Late Antiquity/Ed. L. Ellis, F. Kidner. Burlington (Verm.), 2004. P. 135-148; Bossina L. Patristica parvula varia 2: La «Narratio» di Nilo e il «Barlaam et Ioasaph»//Medioevo greco: Rivista di storia e filologia bizantina.

http://pravenc.ru/text/2577647.html

PselPaneg Michaelis Pselli Orationes panegyricae, ed. G.T.Dennis. Stuttgart–Leipzig 1994. [s.XI] PselPG Michaelis Pselli opera. PG 122. [s.XI] PselPhil I.II Michaelis Pselli philosophica minora. Vol.I ed. J.M.Duffy. Stuttgart–Leipzig 1992; Vol.II ed. D.J.O’Meara. Leipzig 1989. [s.XI] PselPoem Michaelis Pselli poemata, rec. L.G.Westerink. Stuttgart–Leipzig 1992. [s.XI; n.53–92 spuria] PselRedl I.II G.Redl, La chronologie appliquée de Michel Psellos. I. Byz 4 (1927/28) 197–231; II. Byz 5 (1929/30) 229–286. [s.XI] PselSnipes K.Snipes, An Unedited Treatise of Michael Psellos on the Iconography of Angels ..., in: Gonimos. Neoplatonic and Byzantine Studies Presented to L.G.Westerink. Buffalo, N.Y. 1988,189–205. [s.XI] PselSpad M.D.Spadaro, Un inedito di Psello. Hell 30 (1977/8) 84–98. [s.XI] PselSult P.Gautier, Lettre du sultan Malik-Shah rédigée par Michel Psellos. REB 35 (1977) 73–97. [s.XI] PselTheol I Michael Psellus, Theologica. Vol.I, ed. P.Gautier. Leipzig 1989 (Index 479–499); vol. II, ed. L.G.Westerink et J.M.Duffy. München – Leipzig 2002. [s.XI] PselWei G.Weiss, Oströmische Beamte im Spiegel der Schriften des Michael Psellos. München 1973 (Indices 303–367). [s.XI] PselWest L.G.Westerink, Le Parisinus Gr.1182 et le Vaticanus Gr.671 de Psellos, in: Texte und Textkritik. Berlin 1987,605–609. [s.XI] PselXiph Michele Psello, Epistola a Giovanni Xifilino, ed. U.Criscuolo. Napoli 1973 (Index 81f.). [s.XI] PsEuchCas Pseudo-Eucherius, Epitome operum Cassiani, ed. K.Wotke, Untergymn. Josefstadt, Jahresber. 21, Wien 1898, 9–18 (I); 22, Wien 1899, 5–17 (II). [s.V vel postea] PsGalen siehe Galen PsGregAn C.Datema, The Acrostic Homily of Ps.Gregory of Nyssa on the Annunciation. OCP 53 (1987) 41–58. [s.VI?] PsHerod Herodiani Partitiones, ed. J.F.Boissonade. London 1819. PSicSerm Petri Siculi sermones III adversus Manichaeos. PG 104,1305–1349. [s.IX] PsJoDam Die Erotapokriseis des Pseudo-Johannes Damaskenos zum Kirchengesang. Hrsg. v. G.Wolfram u. Ch.Hannick. Wien 1997. [s.XII–XV]

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

В поствизант. традиции принадлежность к определенному гласу связана также с употреблением определенного интервального рода - мягкого хроматического, твердого хроматического, диатонического или энгармонического (впервые это теоретически объяснено и описано в «Большом теоретиконе» Хрисанфа из Мадита - Χρσανθος. 1832; по мнению О. Герлаха, ссылающегося на исслед.: Manik. 1969, те же пропорции интервалов звукоряда известны в араб. традиции с X в. (у аль- Фараби )). Визант. осмогласная система была усвоена древнерусской певческой традицией, очевидно, в период ее зарождения. В самом раннем сохранившемся певч. памятнике Др. Руси зафиксирована последовательность осмогласных циклов песнопений (Типографский Устав с Кондакарем - ГТГ. К-5349, кон. XI - нач. XII в.). Однако гласы были классифицированы иначе: с 1-го по 8-й глас, без использования (за редким исключением) термина «плагальный» (см. статьи Знаменный распев , «Церковное пение» в т. «Русская Православная Церковь»). В певч. рукописях раннего периода также встречаются мартирии гласов в их ранневизант. форме. Долгое время исследователи склонялись к мнению об отсутствии роли опорных тонов в древнерус. О. (при сохранении значения формульного содержания О.), однако исследования М. Г. Школьник и И. Е. Лозовой показали, что в древнерус. мелосе сохранялось большинство господствующих тонов визант. О. вплоть до рукописей XVII в. (см.: Школьник. 1996. С. 72-73; статьи Глас, Знаменный распев, см. пример 2). Звукорядная система древнерус. О., вероятно, была основана на визант. энгармонической системе с соединенными тетрахордами, однако такой вывод можно сделать только на основе изучения поздних теоретических руководств по степенным пометам и певч. рукописей, созданных не ранее XVII в. Арх.: Лозовая И. Е. Лекции к курсу «История русской музыки XV-XVII вв.» МГК. Науч.-творческий центр церк. музыки. Ист.: Χρσανθος, ρχιεπ. Θεωρητικν Μγα τς Μουσικς. Τεργστη, 1832; Tardo L. L " antica melurgia bizantina nell " interpretazione della Scuola Monastica di Grottaferrata. Grottaferrata, 1938. P. 151-163; The Hagiopolites: A Byzant. Treatise on Musical Theory/Preliminary ed.: J. Raasted. Cph., 1983. (CIMAGL; 45); Герцман Е. В. Петербургский теоретикон. Од., 1994; Die Erotapokriseis des Pseudo-Johannes Damaskenos zum Kirchengesang/Hrsg. V. C. Hannick, G. Wolfram. W., 1997. (MMB. CSRM; 5).

http://pravenc.ru/text/2581627.html

Там же. Песнь 7, тропарь 1. — Ред. 149 Там же. Песнь 7, тропарь 4. — Ред. 150 Там же. Песнь 8, тропарь 3. — Ред. 151 Там же. Песнь 9, тропарь 1. — Ред. 152 Там же. Песнь 9, тропарь 2. — Ред. 153 Там же. Эксапостиларий, на Славу, и ныне. — Ред. 154 См.: Октоих. Глас 1. Суббота. Великая вечерня. На Господи, воззвах, стихира 1. — Ред. 155 См.: Филарет (Гумилевский), архиепископ. Исторический обзор… С. 233. 156 Октоих. Гласы 1, 2, 5, 7. Суббота. Великая вечерня. Богородичны воскресны. 157 Октоих. Гласы 4, 6, 7, 8. Суббота. Великая вечерня. Богородичны воскресны. — Ред. 158 Здесь и далее см.: Октоих. Неделя. Утреня. Каноны воскресны по гласам. — Ред. 159 Толстой А. К. Иоанн Дамаскин. Поэма. 160 Минея. Месяц декемврий, 25. Утреня. Канон 2. Ирмос 3–й песни. — Ред. 161 Там же. Ирмосы 5, 6, 8–й и 9–й песней. — Ред. 162 Минея. Месяц ианнуарий, 6. Утреня. Канон 2. — Ред. 163 Триодь Цветная. Вознесение Господне. Утреня. Канон 1. 164 Триодь Цветная. Неделя Пятдесятницы. Утреня. Канон 2. — Ред. 165 Минея. Месяц август, 15. Утреня. Канон 2. 166 Минея. Месяц ианнуарий, 6. Утреня. Канон. Ирмос 5–й песни; Песнь 7, тропари 1,2. 168 Минея. Месяц декемврий, 25. Утреня. Канон 2. Песнь 5, тропари 1, 2. — Ред. 169 Минея. Месяц ианнуарий, 6. Утреня. Канон 2. 170 Триодь Цветная. Вознесение Господне. Утреня. Канон. Песни 3, 7. 171 См.: Филарет (Гумилевский), архиепископ. Исторический обзор… С. 211. 172 См.: Триодь Постная. 173 См.: Карабинов И. А. Постная Триодь… 174 См.: Hannick Chr. Le texte de l " Oktoechus. 175 См.: Филарет (Гумилевский), архиепископ. Историческое учение… Т. 3. С. 204. 176 См.: Голубцов А. П. Из чтений… Ч. 2. Литургика. С. 222. 177 Октоих. Гласы 1–8. Неделя. Утреня. Степенна. 179 Филарет (Гумилевский), архиепископ. Историческое учение… Т. 3. С. 194. 180 Октоих. Глас 2. Неделя. Утреня. Степенна. Антифон 3, тропарь 2. — Ред. 181 Требник. Последование погребения мирских человек. Стихиры самогласны Иоанна монаха. 182 Минея. Месяц декемврий, 25. Утреня. Канон 2. Ирмос 5–й песни. 183

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Самый ранний сохранившийся датированный список Ath. Pantel. 999 выполнен в 1803 г. Апостолом Констасом Хиосским. Известны 2 автографа Петра Византийского - Athen. Bibl. Nat. S. Sepulcri. 740 (ок. 1800-1805) и 964 (1806), а также список Paris. Suppl. Gr. 1047, выполненный Хрисанфом из Мадита в 1807 г. Этот Ирмологий был также переведен в нотацию Нового метода Григорием и Хурмузием (Athen. Paidousi. 3, 1817 г.) и напечатан в 1825 г. вместе с Ирмологием Петра Пелопоннесского. Ирмологий протопсалта Иоанна Неохоритиса в нотации Нового метода впервые был напечатан в К-поле в 1839 г. («Ирмологий катавасий Петра Пелопоннесского с канонами всего года и с кратким Ирмологием. Объяснены новым музыкальным методом, пересмотрены и точно исправлены Иоанном лампадарием»), а затем переиздан в 1856, 1876, 1903, 1912 и 1976 гг. Лит.: Σωφρνιος (Εστρατιδης), μητρ. Ερμολγιον. Chennevieres-sur-Marne, 1932. (Αγιορειτικ Βιβλιοθκη; 9); Velimirovi M. Byzantine Elements in Early Slavic Chant: The Hirmologion. Copenhagen, 1960. (MMB. Subs.; 4); Τρεμπλας Π. Η. Εκλογ λληνικς ρθοδξου μνογραφας. Αθναι, 1978. Σ. 45-53; Μητσκης Κ. Βυζαντιν μνογραφα π τν Καιν Διαθκη ς τν Εκονομαχα. Αθναι, 1986. Σ. 72-77; Hannick C. The Perfomance of the Kanon in Thessaloniki in the 14th cent.//SEC. 1990. Vol. 5. P. 137-152; Τωμαδκης Ν. Β. Η βυζαντιν μνογραφα κα ποησις, τοι Εσαγωγ ες τν βυζαντιν φιλολογαν. Θεσσαλονκη, 1993. Τ. 2. Σ. 59-67, 182-216; Πσχου Π. Β. Λγος κα μλος. Αθνα, 1999. Σ. 19-33 [Библиогр.]; Χατζηγιακουμς Μ. Κ. Μνημεα κκλησιαστικς μουσικς. Ανθολογες 1 ως 10. Αθνα, 2000. Τ. 1: Μλη κα σχολιασμο. Συνθτες-Ερμηνευτς. Σ. 119-126 [об Ирмологии Петра Пелопоннесского], 143-148 [о кратком Ирмологии Петра Византийского]; Troelsgaard C. Kanon Performance in the 11th Cent.//Гимнология. М., 2003. Вып. 4: Византия и Вост. Европа: Литург. и муз. связи: (К 80-летию М. Велимировича). С. 45-51; Αντωνου Σ. Τ Ερμολγιον κα παρδοση το μλος του/Εκδ. Γ. Θ. Στθης. Αθναι, 2004. А. Халдеакис Русская певческая традиция При сравнении нотированных ирмосов в древнейших русских знаменных Ирмологиях XII-XIII вв. и в соответствующих греческих рукописях с ранневизантийской нотацией выявляется сходство мелодического контура, что, вероятно, свидетельствует о преемственности визант. и древнерус. традиций распева К. Силлабические по структуре распевы ирмосов на протяжении древнерус. периода менялись значительно меньше, чем, напр., распевы стихир ( Ханник. 1990).

http://pravenc.ru/text/1470225.html

представляет собой пространный отрывок 63-й гл. «Пандектов» о поставлениях в священный чин - «Номоканон в сокращении» (Νομοκανν ν πιτομ) ( Doens. 1955. P. 138; Nasrallah. Histoire. Vol. 3. T. 1. P. 115-116). Остальные 37 глав «Тактикона» - письма Н. Ч. предстоятелям мон-рей Чёрной Горы и др. лицам. Н. Ч. составил также своего рода резюме «Тактикона», убрав нек-рые главы и сократив остальные. Эта версия сохранилась только в араб. переводе ( Nasrallah. Histoire. Vol. 3. T. 1. P. 118). Существуют араб. и среднеболг. переводы «Тактикона» (последний был издан старообрядцами по списку 1672 г. в Почаеве в 1795 и в Москве в 1889; новейшее издание полного греч. и слав. текста - Hannick e. a. 2014). Значение сочинений Н. Ч. для истории Восточной Церкви Дошедшие до наст. времени сочинения Н. Ч. («Пандекты», «Малая книга», «Тактикон») различаются по объему, тематике, сложности рукописной традиции, особенностями рецепции в разных странах визант. культурного круга. Труды Н. Ч., носящие зачастую компилятивный характер, содержат уникальные тексты, документирующие историю Церкви и не сохранившиеся в др. источниках. Среди них - обличительные речи патриарха Мефодия I против студийских игуменов Навкратия и Афанасия, неизвестный афонский типик (см.: Γιγκου. 1990; Максимович. «Пандекты». 1998. С. 408-418), фрагменты сочинений Маркиана Вифлеемского (см.: Kohlbacher. 1994), неизвестные фрагменты номоканона патриарха Иоанна Постника ( Максимович. «Пандекты». 1998. С. 362, 364, 366), неизвестные данные «Малой книги» о чуде пасхального огня в Иерусалиме ( Он же. 2010). Труды Н. Ч., т. о., важны как источник новых данных, относящихся к истории Восточной Церкви, и в частности церковно-дисциплинарной ситуации в Антиохийском Патриархате на исходе XI в. По словам Х. Г. Бека , «научное изучение всего наследия» Н. Ч. «представляется одной из важнейших задач византийской канонистики» ( Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 600). Новую сферу исследований представляет араб. традиция сочинений Н. Ч., изучение к-рой только начинается.

http://pravenc.ru/text/2577579.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010