178 . Actes d’lviron/Éd. diplomatique par Lefort J., Oikonomidès N., Papachryssanthou D. 1. Des origines au milieu du XI е siècle. Avec la collaboration de Metreveli H. P. 1985. 2. Du milieu du XI е siècle à 1204. Avec la collaboration de Kravari V., Metreveli H. R 1990. 3. De 1204 à 1328. P. 1994. (Archives de l’Athos. 14, 16, 18). 179 . Böder W. Die georgischen Mönche auf den Berge Athos und die Geschichte des georgischen Schriftsprache//BK 1983. 41. 85–95. 180 . Dölger F. Sechs byzantinische Praktika des 14. Jahrhunderts für das Athoskloster Iberon, mit diplomatischen, sprachlichen, verwaltungs- und sozialgeschichtlichen Bemerkungen. München 1949. (Abhandlungen der Bayerischen Akademie der Wissenschaften. Philosophisch-historische Klasse. N. F., Heft 28). 181 . Langlois V. Notice sur le couvent ibérien du Mont Athos//Journal asiatique. Section: Mémoires et traductions. 1867. 6:9. 331. 182. Lefort J., Papachryssanthou D. Les premiers Géorgiens à l’Athos dans les documents byzantins//BK 1983. 41. 27–33. 183 . Martin-Hisard В. Du T’ao-K’lardzheti à l’Athos: moines géorgiens et réalités sociopolitiques (IX е -XI е siècles)//BK 1983. 41. 34–46. 184 . Métrévéli H. Le rôle de l’Athos dans l’histoire de la culture géorgienne//BK 1983. 41. 17–26. 185 . Peradzé G. L’activité littéraire des moines géorgiens au monastère d’lviron au Mont Athos//RHE 1927. 23(juillet). 530–539. 186 . Salibi K. S. Commémoration du millénaire du monastère géorgien d’lviron au Mont Athos//BK 1983. 41. 7–15. Библ. по гл. фигурам груз. монашества на Афоне см. ниже, в ряду персоналий. См. также Разд. 8 , где мн. общие работы вкл. сведения о груз. обителях и подвижниках (в частн., 8 .101, 103, 244, 299). См. особ. литературу о св. Афанасии Афонском (X в.), к-рый был тесно связан с груз. подвижничеством, как в силу духовных уз, соединявших его со свв. Иованэ и Эптвимэ (рус. пер. относящейся к ним части его Завещания присоединен к новому пер. их Жития 14 .236), см.//Символ. 1996. 35. 299–301), так и по происхождению, ибо со стороны матери преподобный был грузином. Грузинские подвижники

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

47 . Василий (Капалин), иеромонах. Преподобный Григорий Синаит – учитель исихазма. – Загорск, 1973. Машинопись. – 103с. 48 . Василий (Кривошеин) , архиепископ. Ангелы и бесы в духовной жизни по учению Восточных отцов./ Василий (Кривошеин) , архиепископ. Богословские труды 1952–1983. Статьи. Доклады. Переводы. – Нижний Новгород: Издательство Братства во имя святого князя Александра Невского, 1996. – С.69–113. 49 . Василий (Кривошеин) , архиепископ. Афон в духовной жизни Православной Церкви./ Василий (Кривошеин) , архиепископ. Богословские труды 1952–1983. Статьи, доклады, переводы. – Нижний Новгород: Издательство Братства во имя святого князя Александра Невского, 1996. – С.39–68. 50 . Василий (Кривошеин) , архиепископ. Православное духовное предание. Дата традиционного текста «Иисусовой молитвы»./ Василий (Кривошеин) , архиепископ. Богословские труды 1952–1983 годов. Статьи, доклады, переводы. – Нижний Новгород: Изд-во Братства во имя святого князя Александра Невского, 1996. – С.7–38. 51 . Василий (Кривошеин) , архиепископ. Аскетическое и богословское учение святого Григория Паламы ./ Василий (Кривошеин) , архиепископ. Богословские труды 1952–1983 годов. Статьи, доклады, переводы. – Нижний Новгород: Изд-во Братства во имя святого князя Александра Невского, 1996. – С.114–208. 52 . Василий (Кривошеин) , архиепископ. Преподобный Симеон Новый Богослов (949–1022). – Нижний Новгород: Изд-во Братства во имя святого князя Александра Невского, 1996. – 446с. 53 . Василий (Кривошеин) , архиепископ. Святой Григорий Палама – личность и учение./ Василий (Кривошеин) , архиепископ. Богословские труды 1952–1983 годов. Статьи, доклады, переводы. – Нижний Новгород: Изд-во Братства во имя святого князя Александра Невского, 1996. – С.209–229. 54 . Васильев А.А. История Византийской империи. От начала Крестовых походов до падения Константинополя./Вступ. статья, примеч., научная ред., пер. с англ. и именной указ. А.Г. Грушевого. – СПб.: Изд-во «Алетейя», 1998. – 583с. 55 . Вениамин (Милов) , архимандрит. Жизнь и учение преподобного Григория Синаита . Б.м., б.г. Машинопись. – 266, 186с.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Sinai...

Нахимов 1913б – Н. Нахимов (Н.Ч. Заиончковский). – Несколько последних слов г. П. Мироносицкому . – Прибавления к Церковным ведомостям 1913 13, с. 687–688. Нелюбов 1961 – Б. Нелюбов . Перевод греческого текста Литургии св. Иоанна Златоуста по Служебнику афинского издания 1951 г. в его параллели со славяно-русским текстом синодального издания (Перевести основной текст на церковнославянский язык, комментарии – на русский). Загорск, 1960–1961 (Машинопись, хранящаяся в библиотеке МДА). Нефедов 1983 – Г. Нефедов, прот. (Рец. на) Чиновник архиерейского священнослужения. М., Изд. Московской патриархии, 1982, кн. 1-я. – ЖМП 1983, 2, с. 80. Никитин 1978 – В. Никитин. (Рец. на) Православный церковный календарь на 1978 год. – ЖМП 1978, 5, с. 76–78. Никитин 1980 – Б. Н(икитин). (Рец. на) Православный церковный календарь на 1980 год. – ЖМП 1980, с. 77–78. Никитин 1981 – В. Никитин. (Рец. на) Часослов. Изд. Московской патриархии, 1980. – ЖМП 1981, 6. Никитин 1983 – В. Н(икитин). (Рец. на) Православный церковный календарь на 1983 год. М., 1982, 80 с., 7 л. илл. – ЖМП 1983, 5, с. 80. Никитин 1984 – В. Никитин. (Рец. на) Православный церковный календарь на 1985 г. – ЖМИ 1984, 11, с. 80. Никитин 1985 – В. Никитин. (Рец. на) Требник. Изд. Московской патриархии. М., 1984, часть III, 368 с. – ЖМП 1985, 3, с. 79. Никитин 1985а – Б. Никитин (Рец. на) Православный церковный календарь на 1986      год. М., 1985, 80 с., илл. – ЖМП 1985, 12, с. 80. Никитин 1985б – Б. Н(икитин). (Рец. на) Службы первой седмицы Великого Поста. – ЖМП, 1985, 11. Никитин 1986 – В. Н(икитин). (Рец. на) Православный церковный календарь на 1987      год. М., 1986. – 80 с., с илл. – ЖМП 1987, 4. Николай 1951 – Митр. Николай (Ярушевич) . (Рец. на) А.И. Георгиевский . «Чинопоследование Божественной литургии ». – ЖМП 1951, 9, с. 55. Николай 1999 – Из писем епископа Николая (Муравьева-Уральского) к епископу Афанасию (Сахарову) . Публикация О.В. Косик. – Православный Свято-Тихоновский богословский институт. Богословский сборник. Вып. 4. М., 1999, с. 253–268.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

3-е Слово открывается темой Церкви как Нового Израиля, поскольку старый Израиль утратил веру (Ibid. Σ. 109. 24-43; ср.: Iust. Martyr. Dial. 11). Традиционно для антииудейской полемики акцент делается на тринитарном истолковании Быт 1. 26 ( Σωτηρπουλος. 1983. Σ. 118. 317 - 119. 333). Таинство Воплощения «предшествующего всем векам Божественного замысла... стало раскрываться в прообразах начиная с создания Адама» отцам и пророкам (Ibid. Σ. 124-125). Слова 4 и 5 посвящены доказательству Божества Христа. Силой Христовой апостолы побеждали мир, всюду распространяя учение Христа (Ibid. Σ. 128. 44 - 130. 108); у кого еще из умерших, кроме Христа, тело не знало истления, что предсказал псалмопевец (Пс 15. 10) ( Σωτηρπουλος. 1983. Σ. 134. 205-213). В вопросе о явлении Христа Аврааму И. К. продолжает устойчивую с первых веков христианства традицию, согласно к-рой один из 3 явившихся Аврааму ангелов - Сын Божий (эта традиция представлена св. Иустином Философом ( Iust. Martyr. Dial. 56), свт. Кириллом Иерусалимским, а на лат. Западе - Новацианом («2-й тип истолкования», по Л. Тунбергу; см.: Thunberg. 1966. P. 563-565)). 5-е Слово представляет собой экзегетический трактат, посвященный изъяснению Пс 71 (см.: Σωτηρπουλος. 1983. Σ. 149-156). Как отмечает Х. Сотиропулос, в христологическом истолковании этого псалма И. К. следует Феодориту , еп. Кирскому ( Theodoret. Interpr. in Ps. 71//PG. 80. Col. 1429 sqq.). Так, Пс 71. 5 указывает на собезначальность Бога Отца и Бога Сына; Пс 71. 6 - на Воплощение; Пс 71. 12 - на искупление Христом человеческого рода ( Σωτηρπουλος. 1983. Σ. 150. 73-75; 151. 83-90; 153. 163-166). Начиная с 6-го Слова И. К. приступает к детальному разбору ветхозаветных провозвестий и предзнаменований новозаветных событий, а также ветхозаветных указаний на Св. Троицу. Так, Ис 11. 1 указывает на Рождество Господа Иисуса Христа («цвета») от Богородицы («отрасли») (Ibid. Σ. 161. 136-139; ср.: Ioan. Damasc. In Nativ. B. V. M.). Оставшуюся часть Слова занимает пространное толкование Ис 7. 14 ввиду важности этого стиха для понимания домостроительства Христа в целом ( Σωτηρπουλος. 1983. Σ. 167. 306 -173. 458).

http://pravenc.ru/text/471274.html

Там же. Алексеев В.В., Нечаева М.Ю . Воскресшие Романовы?.. К истории самозванчества в России ХХ века. Екатеринбург, 2000. Ч. 1. С. 209-349; Нечаева М.Ю . От «великого князя» до «архиепископа». Эволюция самозванца Михаила Поздеева в контексте церковной среды//Религиозное многообразие Уральского региона. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Оренбург, 2014. С. 168-181; Слесарев А.В . Основатель «серафимо-геннадиевской» ветви Катакомбной церкви «схимитрополит» Геннадий (Секач)//Сектоведение. Альманах. Жировичи, 2012. Т. 2. С. 112-147; Лжеархиепископ Херувим (Дегтярь) и внутрицерковное сектантство//Религия в Украине. [Электронный ресурс.] Режим доступа: (дата обращения: 05.07.2012). Шумило . В катакомбах… С. 115-116, 134-135, 140-141. Справка из Канцелярии Архиерейского Синода РПЦЗ от 2/15 мая 1990 г.//Архив Архиерейского Синода РПЦЗ в Нью-Йорке (ААС РПЦЗ, Нью-Йорк). Шумило . В катакомбах… С. 181-182, 199-201. Личное дело диакона Виктора (Чекалина В.В.)//Архив Данилова ставропигиального мужского монастыря г. Москвы (АДСМММ). Прошение Викентия Чекалина на имя Первоиерарха РПЦЗ митрополита Виталия от 17 июля 1989 г.//ААС РПЦЗ, Нью-Йорк. Указ епископа Тульского и Белевского Германа 36 от 17 февраля 1983 г. о назначении диакона В. Чекалина сторожем Тульского епархиального управления. Личное дело диакона Виктора (Чекалина В.В.)//АДСМММ. Указ епископа Тульского и Белевского Германа 162 от 17 июня 1983 г. диакону Виктору Чекалину. Личное дело диакона Виктора (Чекалина В.В.)//АДСМММ. Письмо епископа Тульского и Белевского Германа 150 от 15 июня 1983 г. о назначении диакона В. Чекалина штатным диаконом Богородице-Рождественского храма г. Белев. Личное дело диакона Виктора (Чекалина В.В.)//АДСМММ. Указ епископа Тульского и Белевского Германа 254 от 29 августа 1983 г. диакону Виктору Чекалну. Личное дело диакона Виктора (Чекалина В.В.)//АДСМММ. Копия письма Патриарха Московского и всея Руси Пимена епископу Тульском и Белевскому Герману 1274 от 23 августа 1983 г. Личное дело диакона Виктора (Чекалина В.В.)//АДСМММ.

http://bogoslov.ru/article/6025766

18 февраля 1983 года (пятница). В сегодняшний день испытал на себе милость Царицы Небесной. Во время встречи, когда я подошел к св. образу «Взыскание погибших» и приложился к нему, я почувствовал, как что-то неземное овеяло мое сердце - это была материнская теплота Богоматери. Сердце не выдержало этой теплоты, и я заплакал. Всю литургию я чувствовал эту теплоту и таинственное присутствие Богоматери в храме. 10 апреля 1983 года (воскресение). Служил литургию. Странное чувство появилось у меня во время пения «Кресту Твоему». Мне почему-то показалось, что сегодня Пасха! Вот она - тайна св. Креста! Крест и Воскресение неразделимы. За страданиями Христа видно Воскресение. Вот почему и печаль, и радость в неделю Крестопоклонную объединяются... 18 июля 1983 года (понедельник). Служба [в Троице­Сергиевой Лавре] прошла не без милости Божией. Во время пения «Верую», когда архиереи держали покров над Дарами, я неожиданно почувствовал себя пребывающим среди апостолов на Тайной Вечери, и страх объял меня. Казалось, что все мы, окрест престола стоящие, находимся не на земле, а на небе. Так благоговейно окончилась литургия при плохом пении семинаристов... 26 сентября 1983 года (понедельник). Вечером служил всенощную. Какая великая тайна в службе Воздвижения Животворящего Креста! Душа переносится в небесные сферы и зрит Милосердного Господа, Совершившего спасение человека на Кресте. Как никогда, сегодня, во время Воздвижения Креста, я зримо ощутил свое присутствие на том месте, где совершилось в свое время великое событие Воздвижения. На душе благодатная теплота. 14 октября 1983 года (пятница). Покров Б[ожией] М[атери]. С самого утра настроение было молитвенно­покаянное. Оно сопровождало меня и в храме за литургией. Сегодня великий день. Церковная атмосфера была благодатной. Казалось и ощущалось полное единение со своей паствой и близкое стояние пред Богом. Минуты были такие, что хотелось упасть пред престолом и слезно выражать свои благодарные чувства Отцу Небесному. Это особенно ощущалось при пении «Тебе поем». Едва только я воздел руки с молитвой «Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа...» и закрыл глаза, как почувствовал себя отделенным от мира. Сердце исполнилось благодатной теплоты, и не знаю, что было бы со мной, если бы я не открыл глаза...

http://ruskline.ru/analitika/2015/11/28/...

Нефедов Геннадий. Святитель Василий Великий о богопознании//ЖМП. 1972. 3. С. 73-75. Нефедов Геннадий, протоиерей. О призвании апостолов и о послушании (Лк. 5, 1-11) (проповедь)//ЖМП. 1976. 12. С. 36. Нефедов Геннадий, протоиерей. О стыде (проповедь)//ЖМП. 1979. 11. С. 45-46. Нефедов Геннадий, протоиерей. Духовное веселие (проповедь)//ЖМП. 1980. 6. С. 30-31. Нефедов Геннадий, протоиерей. Вера и послушание (проповедь)//ЖМП. 1982. 12. С. 84-86. Нефедов Геннадий, протоиерей. О Таинствах Церкви//ЖМП 1983. 1. С. 74-76. Нефедов Геннадий, протоиерей. Пастырь — совершитель Таинств//ЖМП. 1983. 2. С. 78-79. Нефедов Геннадий, протоиерей. Чиновник архиерейского священнослужения. М.: Изд. Московской Патриархии, 1982, кн. 1-я (к 25-й годовщине епископской хиротонии Святейшего Патриарха Пимена)//ЖМП. 1983. 2. С. 80. Нефедов Геннадий, протоиерей. Таинство Крещения. Молитва жене, егда извержет младенца//ЖМП. 1983. 8. С. 79-80. Нефедов Геннадий, протоиерей. Притча о званных на вечерю (проповедь)//ЖМП. 1983. 11. С. 33-34. Нефедов Геннадий, протоиерей; Соколов Феодор, диакон. Чин мироварения и освящение мира//ЖМП. 1984. 6. С. 8-9. Нефедов Геннадий, протоиерей. Таинство Крещения. Погружение крещаемого в воду и облачение в белые одежды//ЖМП. 1984. 6. С. 79-80. Нефедов Геннадий, протоиерей. Таинство Миропомазания//ЖМП. 1984. 7. С. 79-80. Нефедов Геннадий, протоиерей, Бондарев Игорь, священник. Таинство Миропомазания. Помазание Святым Миром новокрещенного//ЖМП. 1984. 10. С. 79-80. Нефедов Геннадий, протоиерей. Таинство Покаяния//ЖМП. 1985. 1. С. 79-80. Нефедов Геннадий, протоиерей. Таинство Покаяния. Священник — совершитель Таинства Покаяния//ЖМП. 1985. 2. С. 78-79. Нефедов Геннадий, протоиерей; Куликов Александр, протоиерей. Таинство Покаяния. Подготовка священника к совершению исповеди//ЖМП. 1985. 4. С. 77-78. Нефедов Геннадий, протоиерей. Таинство Покаяния. Священное Писание в покаянном делании христианина//ЖМП. 1985. 5. С. 79-80. Нефедов Геннадий, протоиерей. Таинство Покаяния. Увещание к кающемуся перед исповедью//ЖМП. 1985. 6. С. 79-80.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1245720...

Basile de Césarée//Revue bénédectine. Vol. 52–54, 56. 1940–1946. Ashley Hall H. Philip Melanchthon and the Cappadocians: A Reception of Greek Patristic Sources in the Sixteenth Century. Göttingen, 2014 (=Ashley Hall 2014). Backus I. Lectures humanistes de Basile de Césarée: traductions latines (1439–1618). Paris, 1990 (=Backus 1990). Backus I. Ulrich Zwingli, Martin Bucer and the Church Fathers//The Reception of the Church Fathers in the West: From the Carolingians to the Maurists/I.D. Backus (ed.). Boston; Leiden, 1997 (repr. 2001). Vol. II. P. 627–660 (=Backus 1997). Bierlaire F. Cristoph Hegendorf//Contemporaries of Erasmus: A Biographical Register of the Renaissance and Reformation/P.G. Bietenholz, Th. B. Deutscher (eds). Toronto; Bufalo, 1987 (repr. 2003). P. 171–172 (=Bierlaire 2003). De Keyser J. The Descendants of Petrarch’s Pro Archia//The Classical Quarterly. 2013. Vol. 63 1). P. 292–328 (=De Keyser. 2013) Dellsperger R., Freudenberger R., Weber W. E. J. (hrsg.). Wolfgang Musculus (1497–1563) und die oberdeutsche Reformation. B., 1997 (=Dellsperger 1997). Farmer G. The Gospel of John in the sixteenth century the Johannine exegesis of Wolfgang Musculus. N.Y., 1997 (=Farmer 1997). Fedwick P. J. Bibliotheca Basiliana Vniversalis. Vol. II. Pt. 1–2. Turnhout, 1996 (=BBV). Geerard M. Clavis Patrum Graecorum. Volumen II, Ab Athanasio ad Chrysostomum. Turnhout, 1974. Hamilton A. Humanists and the Bible//The Cambridge Companion to Renaissance Humanism/J. Kraye (ed.). Cambridge; New York, 1996. P. 100–117 (=Hamilton 1996). Meijering E. P. Melanchthon and patristic thought: the doctrines of Christ and Grace, the Trinity, and the Creation. Leiden, 1983 (=Meijering 1983). Monfasani J. Still More on «Bessarion Latinus»//Rinascimento. Vol. 23. 1983. P. 217–235 (=Monfasani 1983). Monfasani J. Some Quattrocento Translators of St.Basil the Great: Gaspare Zacchi, Episcopus Anonymus, Pietro Balbi, Athanasius Chalkeopoulos, and Cardinal Bessarion//ΦΙΛΑΝΑΓΝΩΣΤΗΣ. Studi in onore di Marino Zorzi/Eds.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

1976. Chronique Archeologique, Maoz-Hayyim. Revue Biblique LXXXIII:87-88 (French). 1976. The Walls Mosaics of the Church of the Nativity, Bethlehem. Actes du XVe Congress International d " Etudes Byzantines. Athens Pp.891-900. 1977. Byzantine Mosaics in Israel. Archaeology 30:86-92. 1977. Israel " s Holy Places, Fate (October):36-44. 1977. Dan Erected on the Ruines of Laish. Selait 5:26-28 (Hebrew). 1978. A Bilingual Dedicatory Inscription from Tell Dan. Qadmomiot 10:26-29 (Hebrew, with E. Dinur) 1978. Kursi, The Site and the Excavations. Dapim le Morei Derech (May-June):9-18 (Hebrew). 1979. Tell Istabah, Beth-Shean: The Excavations and Hellenistic Jar Handles. IEJ 29:152-159. 1979. What Became of Ancient Capernaum? Christian News from Israel 27:72-74 (with E. Kessin & C. Melidonis). 1980. A Roman Bath at Rama. A tiqot 14:66-75.   . A Peculiar Early Christian Basilica at Magen. XVI International Byzantinist Kongress, Acten II/4; Jahrbuch der Usterreichischen Byzanistik , 32/4, Sonderdruck, Pp. 565-567. 1982. Iron Age II Tombs om Tell Eitun. Atiqot 8:7-8 (Hebrew). 1982. A Burial Cave in Ramot. Atiqot 8:11 (Hebrew). 1982. Burial Caves in Beth-Shean. Atiqot 8:12-15 (Hebrew). 1982. A Monumental Roman Tomb on Tell Eitun. Atiqot 8:23-25. 1982. A Tomb near Netulla. Atiqot 8:26-30. 1982. Rock-Cut Tombs on Mount Scopus. Atiqot 8:49-52. 1982. Burial Cave in Meqor Hayyim. Atiqot 8:70-73. 1982. The Ancient Synagogue at Maoz-Hayyim. IEJ 32:215-244. 1983. Early Christian Monachism in the Valley of Jerico. Qardom : 197-200. 1983. New Archaeological Evidence on Ancient Capernaum. Biblical Archaeology :198-200. 1983. The Excavations at Capernaum. Qadmoniot 18:72-75 (Hebrew, with M. Peleg). 1983. The Excavations at Kursi-Gergessa. Atiqot 16. 1984. The Early Christian Basilica at Kursi. Actes du Xe Congress International d " Archeologie Chretienne Thessalonique, II. Pp. 605-611. 1985. An Early Christian Church Complex at Magen. Basor 258:1-15. 1985. Mosaics and Inscriptions from Magen. Basor 258:17-32.

http://bogoslov.ru/person/645347

Drexl 1931, Wenger 1955, 145–150 (II. Grégoire de Nysse et le Pseudo-Macaire, обзор литературы 1953–1954 гг.), Plested 2001a (обзор работ 1990-х гг.), ИАБ 4, 539–751. Мелкие заметки: Bernard 1901, Anonymus 1920, Mason 1920. Общие обзорные энциклопедические и некоторые вступительные и патрологические работы Казанский 1852, Казанский 1856, 54–73, Филарет 1859, § 162–163, с. 232–241, Ortiz de Urbina 1958, Quasten 1963, 161–168, Ψευτογκας 1966, Camelot 1977, Desprez-Canévet 1980, Desprez 1980, Deseille 1984, Desprez 1986, Χρστου 1987, 191–200, Κραγιπουλος 1968, Παπαδπουλος 1990, 413–436, Флоровский 1933/1990, 146–161, Hesse 1991, Керн 1967/1995, 150–177, Desprez 1998 (гл. 11, с. 401–451), Сидоров 1999, Plested 2000. Контакты и влияния Каппадокийцы : Kretschmar 1982, Burns 2001, Plested 2004, 46–58; Василий Великий : Dörries 1941, 451–470 («Макариевский корпус», «Аскетикон» Василия Великого и Вопросо-ответы Анастасия Синаита ), Desprez 1977, Aleo 2003 (гл. 7: подробное сопоставление с трактатом «О Святом Духе»); Григорий Богослов : Golitzin 2001b; Григорий Нисский : Stiglmayr 1910b, Marriott 1918b, Jaeger 1954, Kemmer 1956, 1962, Gribomont 1962, Staats 1963, Baker 1964b, 1966 (первично «Великое послание», у Григория Нисского переработка), Burns 1999a (см. также ниже, раздел о «Великом послании»); Диадох Фотикийский : Dörries 1966b, Plested 2004, 133–175, Desprez 2006a; Дионисий Ареопагит и некоторые позднейшие авторы-аскеты: Quispel 1967b, Golitzin 1994a, 373–385, 1994b; Евагрий (сопоставление учения): Tugwell 1986, Tsirpanlis 1988, Ware 1999, Muravjev 2003, Plested 2004, 59–74; Иоанн Златоуст : Staats 1992a (коммент. перевод О священстве IV, 5–6), 1992b; авва Исаия : Draguet 1970, Plested 2004, 176–212; Каллиник : Bartelink 1968, 1971; Максим Исповедник : Plested 2004, 213–254; Марк Подвижник : Hesse 1973, 1989, Plested 2004, 75–132; Симеон Новый Богослов : Chatzopoulos 1983, 1991, Хадзопулос 1995. Кумранская литература, таргумы и сирийские авторы IV века : Golitzin 1999, 2001a, 2001b, 2002, Orlov 2002; сирийская литература : Marriott 1919b, 1919c, Guillaumont 1958, Strothmann 1970, Colless 1973, Martikainen 1983; восточно-христианская традиция до 700 г.: Plested 2004; предисихазм : Gouillard 1973, 1978; исихазм : Darrouzès 1954a, Hausherr 1956, Beyer 1981; латинское средневековье : Gribomont 1960, Potestà 1990; новое и новейшее время: Brigden 1911, Hausherr 1946a, Яковлевич 1957, Benz 1963, Van de Bank 1977, 1983 («Семья любви»), Wakefield 1978, Schneider 1983, Weber 1983, Ford 1988, Snyder 1990, Morocho Gajo – Nieto Mnez 1995, Nieto Ibez-Martin Rodriguez 1996, Nieto Mnez 1997a-b, 1998a-c, Kurowski 1998, Lee 1998, Young 2000, Pedro de Valencia 2002, Golitzin 2002 (сборник); церковная традиция : Stiglmayr 1911b.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010