Э. П. Б. Социальное учение совр. католичества было раскрыто В. С. в следующих документах: пастырской конституции о Церкви в совр. мире «Gaudium et spes», догматической конституции о Церкви «Lumen Gentium», декларации о религ. свободе «Dignitatis humanae», декрете об апостольстве мирян «Apostolicam actuositatem» и декрете о средствах массовой коммуникации «Inter mirifica». Накануне Собора и к 70-летию 1-й энциклики, касающейся социальной темы, «Rerum novarum», папа Иоанн XXIII опубликовал послание о новом развитии социального вопроса в свете христ. учения «Mater et Magistra» (15 мая 1961). На соборную концепцию миссии Церкви в совр. мире оказала влияние энциклика папы Павла VI «Ecclesiam suam», в к-рой утверждалось, что наука, техника и в особенности труд являются для Церкви предметами живейшего интереса, говорилось о необходимости диалога с совр. человеком. Собор предпринял попытку определить место проблем общественного развития в спасительной деятельности Церкви. Конституция «Gaudium et spes» определяет место человека в совр. сложном общественно-экономическом и культурном мире, пытается рассмотреть весь комплекс проблем, оказывающих влияние на личность человека в его земном пути. В «Gaudium et spes» речь идет о методах и способах подхода к решению возникших проблем. На фундаменте кратко изложенных основ христ. антропологии (GS. 12-22) Собор строит учение о человеческом сообществе: об общественном характере призвания человека; о взаимозависимости личности и общества; о содействии общему благу; о сущностном равенстве людей и т. п. (GS. 23-32). «Бог сотворил людей не для того, чтобы они жили поодиночке, но ради осуществления социального единства» (GS. 32). Богу угодно было спасать людей не по отдельности, но составить из них народ (LG. 9). Уже с самого начала он избрал людей не только как отдельных лиц, но и как членов общины. «Этот общинный характер совершенствуется и завершается в деле Иисуса Христа» (GS. 32). Христос освятил семейные отношения между людьми (брак в Кане Галилейской), из к-рых возникают общественные связи, Он основал «новое братское общение в Его Теле» - Церковь (Ibidem).

http://pravenc.ru/text/Ватиканским II ...

В 1978 г. на Папский престол был избран неитальянец (впервые с 1523), польск. кард. Кароль Войтыла, ставший папой Римским Иоанном Павлом II . Это во многом определило окончательный отход от вмешательства католич. Церкви в политическую жизнь И., которое ранее осуществлялось посредством определенных политических партий, прежде всего ИХДП. Продолжение секуляризации итал. общества и неэффективность ИХДП в отстаивании принципов католического социального учения продемонстрировал референдум 17 мая 1981 г., когда почти 68% голосовавших высказались за сохранение в силе закона о разрешении абортов (принят в мае 1978). В ответ папа Иоанн Павел II выпустил апостольское обращение «Familiaris consortio» от 22 нояб. 1981 г. о задачах христ. семьи в совр. мире, где указал на несовместимость абортов с достоинством и правами человеческой личности. 18 февр. 1984 г. Кракси и госсекретарь Папского престола кард. Агостино Казароли подписали Соглашения об изменении Латеранских соглашений 1929 г. Исходя из принципа религ. свободы, утвержденного декларацией II Ватиканского Собора «Dignitatis humanae», Римско-католическая Церковь в И. отказалась от статуса католицизма как гос. религии, но в Соглашениях был подтвержден суверенитет Римско-католической Церкви, закрепленный в конституции И. Соглашения предоставили право папе Римскому и католич. иерархам назначать епископов и ординариев на кафедры и др. церковные должности без утверждения итал. правительства, отменялась присяга главе гос-ва. Доходы Церкви, не связанные с религ. служением, лишались налогового иммунитета (в первую очередь это касалось финансовой деятельности «банка Ватикана» - Ин-та религиозных дел (Istituto per le Opere di Religione), а также доходов от сдачи в аренду церковных зданий), отменялось гос. финансирование Римско-католической Церкви. Церковь обязалась соблюдать действующее гражданское законодательство о браке в части препятствий к его заключению, а также признавала действительным брак, зарегистрированный гос. властями. Уроки католического катехизиса в гос. школах более не являлись обязательными, но сохранялись как факультативные занятия.

http://pravenc.ru/text/2033697.html

9. Suscipe exemplum. Substantia est lapis, ferrum; duritia lapidis et ferri natura substantiae est. Duritia communicat, substantia discordat. Mollitia lanae, mollitia plumae: pariant naturalia earum, substantiua non pariant. Sic et, si saeua bestia uel proba uocetur homo, sed non eadem anima: nam et tunc naturae similitudo notatur, cum substantiae dissimilitudo conspicitur. Ipsum enim quod hominem similem bestiae iudicas, confiteris animam non eandem, similem dicendo, non ipsam. 10. Sic et diuina pronuntiatio sapit, pecudibus adaequans hominem natura, non substantia. Ceterum nec deus hominem hoc modo notasset et ipse, si pecudem de substantia nosset. XXXIII. 1. Etiam cum iudicii nomine uindicatur hoc dogma, quod animae humanae pro uita et meritis genera animalium sortiantur, iugulandae quaeque in occisoriis et subigendae quaeque in famulatoriis et fatigandae in operariis et foedandae in immundis, perinde honorandae et diligendae et curandae et appetendae in speciosissimis et probissimis et utilissimis et delicatissimis, et hic dicam: si demutantur, non ipsae dispungentur quae merebuntur. 2. Euacuabitur ratio iudicii, si meritorum deerit sensus. Deerit autem sensus meritorum, si status uerterit animarum. Vertit autem status animarum, si non eaedem perseuerauerint. Aeque si perseuerauerint in iudicium, quod et Mercurius Aegyptius nouit, dicens animam digressam a corpore non refundi in animam uniuersi, sed manere determinatam, uti rationem, inquit, patri reddat eorum quae in corpore gesserit, uolo iudicii utique diuini iustitiam grauitatem maiestatem dignitatem recensere, si non sublimiore fastigio praesidet humana censura, plenior utriusque sententiae honore, poenarum et gratiarum, seuerior in ulciscendo et liberalior in largiendo. 3. Quid putas futuram animam homicidae? Aliquod, credo, pecus lanienae et macello destinatum, ut perinde iuguletur, quia et ipsa iugulauerit, perinde decorietur, quia et ipsa despoliauerit, perinde in pabulum proponatur, quia et ipsa bestiis fecerit eos quos in siluis et auiis trucidauerit.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/o-d...

После мессы по случаю окончания Собора папа произнес речь о результатах Собора, самым главным из которых он назвал попытку церкви " ясно понять саму себя и современный мир. " Затем было оглашено " Совместное заявление Римско-католической и Православной Константинопольской Церквей, " в котором провозглашалось, что папа Римский Павел VI и патриарх Константинопольский Афинагор ради развития " братских отношений " пожелали устранить " некоторые препятствия " на пути этих отношений - т.е. взаимные анафемы 1054 года - и выразили взаимное сожаление об " оскорбительных словах, необоснованных упреках и достойных осуждения поступках. " После этого заявления кардинал А. Беа зачитал апостолическое послание папы " Ambulate in dilectione " о снятии отлучения с Константинопольского патриарха Михаила I Кирулария . В свою очередь представитель Константинопольского Патриархата, митрополит Илиопольский Мелитон огласил томос патриарха Афинагора о снятии анафемы с кардинала Гумберта и других папских легатов. 8 декабря на площади перед базиликой святого Петра состоялась церемония закрытия Собора, на которой присутствовали около 2 тысяч римо-католических епископов, представители почти 100 государств и примерно 200 тысяч человек. Папа произнес речь, обращенную к людям во всем мире, в которой заявил, что для Римо-католической церкви никто не чужд, не исключен, не далек. По окончании этой речи была оглашена булла об официальном закрытии Собора и объявлено решение папы об учреждении Соборного архива. Для реализации соборных постановлений 3 января 1966 года папа motu proprio " Finis Concilio " создал постсоборные комиссии по епископам и управлению диоцезами , по монашеству , по миссиям , по христианскому образованию, по мирянам и центральную постсоборную комиссию по истолкованию соборных декретов, занимающуюся координацией работы всех постсоборных комиссий. Итоги и последствия Собором были приняты 4 конституции, 9 декретов и 3 декларации: конституция о литургии " Sacrosanctum Concilium, " догматическая конституция о церкви " Lumen gentium, " догматическая конституция о Божественном Откровении " Dei Verbum, " пастырская конституция о церкви в современном мире " Gaudium et spes, " декрет о средствах массовой коммуникации " Inter mirifica, " декрет об униатских (Восточных католических) церквах " Orientalium Ecclesiarum, " декрет об экуменизме " Unitatis redintegratio, " декрет о пастырском служении епископов " Christus Dominus, " декрет об обновлении жизни монашествующих в современных условиях " Prefectae caritatis, " декрет о подготовке к священству " Optatam totius, " декрет об апостольстве мирян " Apostolicam actuositatem, " декрет о миссионерской деятельности церкви " Ad gentes divinitus, " декрет о служении и жизни священников " Presbyterorum ordinis, " декларация о христианском воспитании " Gravissimum educationis, " декларация об отношении церкви к нехристианским религиям " Nostra aetate, " декларация о религиозной свободе " Dignitatis humanae. "

http://drevo-info.ru/articles/23485.html

1993 г. (в связи с войной на Балканском п-ове) и в 2002 г. Внешнеполитическая, дипломатическая и миротворческая деятельность Провозглашая программой своего понтификата христ. гуманизм, согласно к-рому человек является «первым и главным путем Церкви» (Redemptor hominis. 14), И. П. полагал, что католич. Церковь, «не располагая иным оружием, кроме оружия духа, слова и любви» (Ibid. 16), должна защищать достоинство и свободу каждого человека и «вникать во все, что противостоит усилиям, направленным на улучшение жизни человека» (Ibid. 14). Заявленные принципы повлияли на формулировку нового направления дипломатии Папского престола, приоритетной задачей которой стало продвижение христианских нравственных и гуманитарных ценностей в сфере мировой политики. Этому способствовало значительное расширение с момента избрания И. П. международных связей Римско-католической Церкви: количество стран, имеющих дипломатические отношения с Папским престолом, увеличилось с 84 до 174; были установлены, возобновлены или повышены до уровня посольств отношения с Грецией (1980), Великобританией, Данией, Норвегией и со Швецией (1982), с США (1984), Польшей (1989), Венгрией, СССР, Чехословакией и Румынией (1990), Албанией (1991), РФ, Хорватией, со Словенией, с Украиной, Монголией, Арменией, Азербайджаном, Грузией, Молдавией, Узбекистаном, Казахстаном и Мексикой (1992), Израилем (1993), Иорданией, Организацией освобождения Палестины и ЮАР (1994), Ливией (1997) и др. 18 февр. 1984 г. между Папским престолом и Италией был заключен новый конкордат, пересматривавший Латеранские соглашения 1929 г. : на основании провозглашенного II Ватиканским Собором принципа религ. свободы (декларация «Dignitatis humanae») Римско-католическая Церковь добровольно отказалась от статуса гос. религии Италии (в т. ч. от обязательного преподавания католич. религии в школах и от финансовой поддержки гос-ва). Религиозно-нравственный и миротворческий характер дипломатической миссии католич. Церкви И. П. особо выделил в выступлении на Генеральной ассамблее ООН (2 окт.

http://pravenc.ru/text/Иоанн Павел ...

учением как таковым, но лишь с исторически сложившимся консервативным и реакционным учением католич. Церкви. Мн. ученики, единомышленники и последователи Л., отказавшиеся поддерживать его социализм и оставшиеся внутри католич. Церкви, в своей церковной и политической деятельности реализовывали обозначенную им программу либерализации социально-политического учения католич. Церкви и способствовали последующему пересмотру этого учения. В XX в. итогом деятельности католич. сторонников христ. гуманизма стала декларация «Dignitatis humanae» , принятая Ватиканским II Собором ; в ней было признано право человеческой личности на религ. свободу и заявлено о недопустимости любого гос. принуждения в сфере религии. Представление Л. о том, что христ. Церковь должна принимать активное участие в борьбе с общественным злом, соответствует совр. социальному учению католической Церкви, находящему отражение в документах и выступлениях папы Римского Франциска . В России В России о деятельности Л. было известно с нач. 30-х гг. XIX в.; во время поездок во Францию с Л. встречались П. Я. Чаадаев (1794-1856), И. С. Гагарин (1814-1882), Вл. С. Печерин (1807-1885); упоминания имени Л. и обсуждение его отдельных идей встречаются в переписке А. С. Пушкина (письмо Е. М. Хитрово от 26 марта 1831), П. А. Вяземского (1792-1878), А. И. Тургенева (1784-1846) и др. Ранние взгляды Л. оказали значительное влияние на Чаадаева, внимательно ознакомившегося с «Опытом...» Л. и поддерживавшего его представление о католицизме как об объединяющем европ. народы начале. Однако «Слова верующего» Чаадаев оценил отрицательно; он отмечал, что ему никогда не была близка идея «поиска разума в толпе», что ожидание истины «от земли», а не «с неба» противоречит христ. учению, и заключал: «Вместо того, чтобы просить у неба новых откровений, в которых могла бы нуждаться Церковь для своего возрождения, этот ересеарх обращается к народам, вопрошает народы, у народов ищет истины!» (см.: Чаадаев П. Я. Полн. собр. соч. и избр. письма.

http://pravenc.ru/text/2462587.html

Но сейчас отложу свои вопрошания и приберегу их для следующего письма, — если мне выпадет писать первым. Перейдем к предложенной Вами «горячей теме» — женщинам в клире. Вы пишете, что, как человек светский, уважаете мнение религии по вопросам естественной этики, но лишь до тех пор, пока верующие не навязывают своих принципов неверующим или последователям иной веры. Здесь я с Вами полностью согласен. Всякое навязывание принципов или определенного стиля жизни несогласным — насилие над свободой совести. Я даже пойду дальше и заявлю: если такие притеснения имели место в прошлом, в иных культурных условиях и по причинам, ныне неактуальным, Церковь должна принести за это извинения. Именно такую мужественную позицию занял папа Иоанн Павел II в своем послании 2000 года под заглавием «Приближение третьего тысячелетия», где он пишет: «Еще одна болезненная глава в истории Церкви, о которой ее чада не могут думать без сожаления, — то, что в прошлом, особенно в определенные столетия, Церковь ставила на службу истины методы нетерпимости и даже насилия… Несомненно, чтобы судить об истории, следует принимать во внимание культурные особенности эпохи… Но никакие обстоятельства не освобождают Церковь от обязательства сожалеть о слабости многих своих сынов… Эти печальные моменты прошлого дают нам урок на будущее. Всякому христианину следует строго придерживаться золотого правила, установленного Церковным судом (Dignitatis humanae 1): «Истина не навязывает себя при помощи каких-либо средств, кроме самой истины, захватывающей разум одновременно своей кротостью и силой» 35). Однако мне хотелось бы сделать важное уточнение по поводу Ваших слов о «законах государства». Против общего принципа, по которому религиозная община должна действовать в согласии с законами государства, я не возражаю. И напротив: общество неверующих не вправе критиковать и порицать стиль жизни верующего до тех пор, пока он остается в рамках законов. Однако, мне кажется (и, думаю, Вы с этим согласитесь), нельзя говорить о «законах государства» так, словно они вечны и нерушимы. Законы отражают коллективное сознание большинства граждан, а это коллективное сознание можно изменить путем свободного обмена мнениями и альтернативными предложениями. Поэтому очевидно, что политические движения и даже религиозные организации вправе демократическим путем влиять на общество для изменения законов, несогласных, по их мнению, с этическими принципами, хотя и вытекающими из их веры, но достойными и полезными для всех граждан в целом. Сложные правила демократической игры предполагают обмен мнениями и верованиями в надежде, что такой обмен разовьет коллективное моральное сознание — основу упорядоченного сосуществования.

http://pravmir.ru/umberto-eko-i-kardinal...

Богословская программа обновления Церкви, сформировавшаяся у К. в 30-х гг. XX в., соответствовала программе II Ватиканского Собора, что позволило ему воплотить многие идеи в соборных документах. По просьбе теолога-иезуита пресв. Ж. Даниелу К. присоединился к группе бельг. богословов из Лёвена (Лувена) для разработки проекта (схемы) конституции о Церкви «De Ecclesia». Участники Собора отмечали необыкновенную активность К., который, несмотря на болезнь (с сер. 30-х гг. XX в. у него проявлялись признаки рассеянного склероза, впосл. переросшего в паралич), работал в различных комиссиях и принял непосредственное участие в составлении основных документов Собора: догматических конституций о Церкви «Lumen gentium» и об Откровении «Dei Verbum», пастырской конституции о Церкви в совр. мире «Gaudium et spes» , декретов о миссионерской деятельности Церкви «Ad gentes divinitus» , об экуменизме «Unitatis redintegratio» , о священстве «Presbyterorum ordinis» и о подготовке к священству «Optatam totius» , декларации о религ. свободе «Dignitatis humanae» ( Flynn. 2004. P. 53-54). Ход работы Собора К. регулярно отражал в отчетах для ж. «Informations catholiques internationales»; впосл. эти отчеты были изданы отдельными томами под названием «II Ватиканский Собор: день за днем» (Vatican II: Le Concile au jour le jour. P., 1963-1966. 4 t.). В период работы Собора у К. сложились доверительные отношения с папой Римским Павлом VI . Благодаря изменению церковной ситуации К. прошел академические аккредитации в соответствии с порядком защиты академических степеней в доминиканском ордене: 14 сент. 1963 г. сдал экзамен на научную степень «ad gradus», а в следующем году получил магистерскую степень по теологии ( Fouilloux. 1995. P. 399). Несмотря на большую занятость на Соборе, К. продолжал работу над богословскими сочинениями. С 1963 г. начинается время его повсеместного признания, когда он опубликовал наибольшее число своих трудов. В 1963 г. он подготовил к изданию 2-й том кн. «Предание и предания», а также ее упрощенную версию «Предание и жизнь Церкви» (La Tradition et la vie de l " Église). Резонанс у широкой публики получила кн. «За Церковь служащую и нищенствующую» (Pour une Église servante et pauvre), отражавшая взгляды мн. участников Собора.

http://pravenc.ru/text/1841884.html

Т. о., в предшествовавший II Ватиканскому Собору период Н. превратился в актуальное философское учение, к-рое заняло видное место на интеллектуальной сцене Европы сер. ХХ в. Вместе с тем Н. подвергался критике как со стороны приверженцев модернизма (Э. Леруа, П. Тейяр де Шарден ), так и со стороны тех богословов, к-рые апеллировали к святоотеческому наследию (А. де Любак , Ж. Даниелу ). В среде самих неотомистов появилась тенденция к историческому пониманию учения Фомы Аквинского и поиску аутентичного содержания его мысли (М. Д. Шеню , И. Конгар и др.). В то же время попытка определенной богословской модернизации томизма в «новом богословии» (nouvelle théologie) школы Сольшуар (А. Гардей, Шеню) вызвала резкую реакцию Рима и была пресечена (см.: Реати Ф. Э. Бог в ХХ в./Пер.: Ю. А. Ромашев. СПб., 2002. С. 63-69). 3-й период II Ватиканский Собор обозначил противостояние «интегристов», т. е. консервативного томистского крыла в католич. богословии, и сторонников «нового богословия». На завершающем этапе Собор принял декларацию «Dignitatis humanae» , в к-рой провозгласил свободу совести. Это стало поворотным моментом, поскольку томизм лишился своей ведущей роли в католичестве. Соборный декрет «Presbyterorum ordinis» рекомендует священнослужителям изучение Свящ. Писания, творений св. отцов и учителей Церкви, памятников Предания, не акцентируя роли Фомы Аквинского (CVatII. PO. 19). Однако в декларации о христ. воспитании «Gravissimum educationis» Собор указал на него как на особый образец глубокой реализации гармонии разума и веры, к-рый следует иметь в виду в деле образования (CVatII. GE. 10). В энциклике «Fides et ratio» папы Римского Иоанна Павла II также подтверждается ведущее значение идей Фомы Аквинского в программе церковного образования (Fides et ratio. 43-44//AAS. 1999. Vol. 91. P. 38-40). Хотя Иоанн Павел II ссылается на энциклику папы Льва XIII «Aeterni Patris», томизм выступает для него как часть определенной традиции, методологическим образцом к-рой он называет Суареса (Idem. 62//Ibid. P. 54). Наличие позиции «официальной церковной философии» (Ecclesiam philosophiam publicam) он не допускает (Idem. 76//Ibid. P. 63-64).

http://pravenc.ru/text/2564952.html

Sako called the Christian presence in the Middle East “a guarantee of a better future for Muslims.” In that context, Sako proposed that the Catholic church produce a new document “addressed only to Muslims,” laying out the case for religious freedom and a secular state in “language compatible with Islam.” The idea, as Sako described it, would be to take the vision presented in Dignitatis Humanae , the document of the Second Vatican Council (1962-65) on religious freedom, and phrase it in Islamic concepts and categories. “Such an undertaking can help the church look for a new and more comprehensible theological language in Arabic to help Christians and Muslims to understand our faith, and the importance of religious freedom to every person and every society,” he said. Sako did not say whether he wants the document to come from the Vatican or from the local churches of the Middle East, although he appeared to suggest it should come from the highest level of authority possible. “Dialogue is possible among Christians and Muslims, even with the fundamentalists,” he said. One key, he said, is for Christians to be “strong” in their views. “Why are we afraid to claim our rights?” he said. “We can do things with the Islamists when we are very strong. I’m an Iraqi just like they are, so why am I a second-class citizen?” Sako also called on Muslims to embrace “a new reading of their religion,” arguing that moderates ought to be more outspoken in challenging “sectarian and provocative” stances within Islam. As a case in point, Sako cited an Iraqi imam who recently told his followers that they shouldn’t even shake hands with non-Muslims. Sako called such a stance “simply unacceptable”. On the sensitive question of Muslim converts to Christianity, Sako appeared to counsel prudence. “Personally, as a priest or a bishop, I have no right to refuse anyone who wants to be a Christian,” he said, “but the situation is dangerous.” “We have to find ways to help these people live their faith in a situation in which there’s no freedom,” Sako said.

http://pravmir.com/iraqi-catholic-leader...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010