6. Sed et Dionysii Siciliae tyrannidem Himeraea quaedam somniauit. Heraclides prodidit. Et Seleuco regnum Asiae Laodice mater nondum eum enixa praeuidit. Euphorion promulgauit. Mithridaten quoque ex somnio Ponti potitum a Strabone cognosco, et Baraliren Illyricum a Molossis usque Macedoniam ex somnio dominatum de Callisthene disco. 7. Nouerunt et Romani ueritatis huiusmodi somnia. Reformatorem imperii, puerulum adhuc et priuatum loci, et Iulium Octauium tantum et sibi ignotum Marcus Tullius iam et Augustum et ciuilium turbinum sepultorem de somnio norat. In Vitelliis commentariis conditum est. 8. Nec haec sola species erit summarum praedicatrix potestatum, sed et periculorum et exitiorum: ut cum Caesar in praelio perduellium Bruti et Cassii Philippis aeger, alias maius tamen discrimen ab hostibus relaturus, de Artorii uisione destituto tabernaculo euadit; ut cum Polycrati Samio filia crucem prospicit de solis unguine et lauacro Iouis. 9. Reuelantur et honores et ingenia per quietem, praestantur et medellae, produntur et furta, conferuntur et thesauri. Ciceronis denique dignitatem paruuli etiamnunc gerula iam sua inspexerat. Cycnus de sinu Socratis demulcens homines discipulus Plato est. Leonymus pyctes ab Achille curatur in somniis. Coronam auream cum ex arce Athenae perdidissent, Sophocles tragicus somniando redinuenit. Neoptolemus tragoedus apud Rhoeteum Troiae sepulcrum Aiacis monitus in somnis ab ipso ruina liberat, et cum lapidum senia deponit, diues inde auro redit. 10. Quanti autem commentatores et affirmatores in hanc rem? Artemon Antiphon Strato Philochorus Epicharmus Serapion Cratippus Dionysius Rhodius Hermippus, tota saeculi litteratura. Solum, si forte, ridebo qui se existimauit persuasurum, quod prior omnibus Saturnus somniarit, nisi si et prior omnibus uixit. Aristoteles, ignosce ridenti. 11. Ceterum Epicharmus etiam summum apicem inter diuinationes somniis extulit cum Philochoro Atheniensi. Nam et oraculis hoc genus stipatus est orbis, ut Amphiarai apud Oropum, Amphilochi apud Mallum, Sarpedonis in Troade, Trophonii in Boeotia, Mopsi in Cilicia, Hermionae in Macedonia, Pasiphaae in Laconica. Cetera cum suis et originibus et ritibus et relatoribus, cum omni deinceps historia somniorum, Hermippus Berytensis quinione uoluminum satiatissime exhibebit. Sed et Stoici deum malunt prouidentissimum humanae institutioni inter cetera praesidia diuinatricum artium et disciplinarum somnia quoque magis indidisse, peculiare solacium naturalis oraculi.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/o-d...

Современные права человека глубоко закреплены в христианской культуре. Она прослеживается в них постоянно. Корни прав человека восходят к библейскому учению о достоинстве человека, созданного по образу и подобию Божию. Изначально негативное отношение Церквей к правам человека основывалось не на богословских критериях, а на исторических условиях и взаимных предрассудках. Курс на конфронтацию в отношении Римско-Католической Церкви к правам человека, когда они вышли на первый план в истории, был взят при провозглашении Декларации прав человека и гражданина во времена Великой французской революции в 1789 году. Конечно, непринятие этих идей западным христианством во многом объяснялось антиклерикальной направленностью представителей эпохи Просвещения, считавших религию пережитком Средневековья. Однако существовали объективные причины этой полемики, связанные с отличающейся антропологией и различиями в понимании свободы. Бесплодные споры продолжались до середины XX века. После ужасов Второй мировой войны отношение Западной Церкви к правам человека начало меняться. Что касается Католической Церкви, это выразилось в энциклике Pacem in terris Папы Иоанна XXIII, которую называли «духовной Великой хартией вольностей по правам человека», а также во второй декларации Ватикана, Dignitatis humanae, посвященной свободе религии. Сегодня Римско-Католическая церковь является пионером защиты прав человека, однако, к сожалению, не удалось полностью преодолеть предрассудки по отношению к христианству со стороны современного движения за права человека. Что касается Православной Церкви, мы также убеждены, что существующее напряжение между православным богословием и современными правами человека основаны не столько на «принципах», сколько на историческом контексте. К сожалению, некоторые православные богословы настаивают на том, что дискурс о правах человека «завезен извне» и не характерен для Православной традиции. Православная Церковь считает поддержку социального компонента прав человека очень важной.

http://ruskline.ru/analitika/2020/04/07/...

18 ноября дошел черед до принятия собором многократно оспариваемой со времени первой его сессии догматической конституции «Dei verbum» об откровении Божьем (точнее, о его источниках). Другим объявленным одновременно с этим документом был декрет об апостольстве мирян «Apostolicam actuositatem». В нем скромно просматривалось «Католическое действие» как одна из возможных форм апостольства. 7 декабря 1965 года состоялось последнее заседание II Ватиканского собора. На нем были приняты еще 4 декрета: декрет о службе и личной жизни священнослужителей («Presbyterorum ordinis»), в котором, однако, вопрос о целибате остался открытым; декрет о миссионерской деятельности церкви («Ad gehtes»); декларация о свободе вероисповедания («Dignitatis humanae») и, наконец, второй важнейший документ собора - духовно-пастырская конституция об отношениях церкви с современным миром («Gaudium et spes»). Эта конституция, определяющая деятельность священнослужителей, явилась самым пространным, вызвавшим множество споров и не раз полностью перерабатываемым документом собора. Он содержит наибольшее количество новых идей, определяет место, занимаемое церковью в мире, ее отношение к обществу и государству, а также задачи и призвание церкви в современном мире. На его подготовку и редактирование большое влияние оказала энциклика Иоанна XXIII «Pacem in Terns». Руководителем комиссии по разработке конституции был влиятельнейший член партии реформ кардинал Сюаненс, но в работе над документом принимал участие и кардинал Кароль Войтыла. Окончательная редакция конституции выдержана в духе аджорнаменто. Ее исходный пункт - автономия земных дел, которая, в свою очередь, делает возможным для церкви диалог с миром. Конституция рассматривает структуру общества, вопросы семьи и брака, анализирует отношения церкви и современной культуры, вопросы экономической жизни. Труд, созидательный труд она считает центральной частью самоосуществления человека. 8 декабря 1965 года в храме Святого Петра состоялось торжественное закрытие II Ватиканского собора. Павел VI 3 января 1966 года сформировал шесть постоянных, пять специальных и одну координационную комиссию для истолкования и осуществления решений собора. Тем самым собор реформ закончился.

http://sedmitza.ru/lib/text/441713/

Ватиканский II Собор (1962-1965), провозгласивший курс на обновление Римско-католической Церкви, повлиял на отход от идей национал-католицизма большей части испан. духовенства. Принятые на Соборе принципы, зафиксированные в пастырской конституции о Церкви в совр. мире «Gaudium et spes» и в декларации о религиозной свободе «Dignitatis humanae», вступили в противоречие с действовавшей в И. моделью государственно-церковных отношений. Несмотря на стремление католич. Церкви отказаться от статуса гос. религии, позиция Франко оставалась неизменной. Переговоры о пересмотре конкордата, предпринимавшиеся в 1971 и 1974 гг., оказались неудачными; даже после личного обращения папы Римского Павла VI Франко продолжал настаивать на своем праве назначения епископов. Выполнение решений Собора способствовало обособлению испан. духовенства от режима (в 1969 только 10% клириков относили себя к сторонникам Франко). Священники чаще стали участвовать в выступлениях оппозиционных политических групп, в забастовках и демонстрациях. В Стране Басков и Каталонии часть клира поддерживала националистические выступления, что в т. ч. было связано с начавшейся после II Ватиканского Собора богослужебной реформой и переводом служб на национальные языки (использование баскского и каталанского языков во франкистской И. было сильно ограничено). В 1968 г., после совершенного ЭТА террористического акта, 32 священника Бильбао обратились к епископату с требованием вмешаться в дела арестованных террористов, но были подвергнуты тюремному заключению по обвинению в причастности к деятельности ЭТА. Несмотря на конфессиональный характер испан. гос-ва и статус католицизма как гос. религии, в И., как и в др. западноевроп. странах, в 60-х гг. ХХ в. происходили процессы секуляризации общества. Кроме того, в нек-ром отношении церковные институты и офиц. религию в виде национал-католицизма дискредитировало сохранение политического союза с режимом Франко. По данным опросов, на 1972 г. лишь 34% испанцев считали себя практикующими католиками. Из 38 млн населения в 1965 г. количество священников составляло ок. 36 тыс., монахов и монахинь - ок. 84 тыс., семинаристов - ок. 8 тыс. чел. С 1965 по 1975 г. количество семинаристов уменьшалось на 40% каждые 5 лет, увеличивалось количество священников, отказавшихся от сана (1189 чел. в 1965, 3700 чел. в 1970). 1975 г.- нач. XXI в.

http://pravenc.ru/text/674995.html

47.1. Propter peccatum primi hominis humano generi poena diuinitus inlata est seruitutis, ita ut quibus aspicit non congruere libertatem, his misericordius inroget seruitutem. Et licet per peccatum humanae originis, tamen aequus Deus ideo discreuit hominibus uitam, alios seruos constituens, alios dominos, ut licentia male agendi seruorum potestate dominantium restringatur. Namsi omnes sine metu fuissent, quis esset qui amalisquempiam cohiberet? Inde et in gentibus principes regesque electi sunt, ut terrore suo populos a malo coercerent, atque ad recte uiuendum legibus subderent. 47.2. Quantum ad penetrationem, non est personarum acceptio apud Deum, qui mundi elegit ignobilia et contemptibilia, et quae non sunt ut ea quae sunt destrueret, ne glorietur omnis caro, hoc est carnalis potentia, coram illo; unus enim Dominus aequaliter et dominis fert consultum et seruis. 47.3. Melius est subiecta seruitus quam elata libertas. Multi enim inueniuntur Deo libere seruientes sub dominis constituti flagitiosis; qui, etsi subiecti sunt illis corpore, praelati tamen sunt mente. XLVIII. De praelatis. 48.1. Vir iustus aut omni potestate saeculari exuitur aut, si aliqua cingitur, non sub illa curuatur ut superbus tumeat, sed eam sibi subicit ut humilior innotescat. Probatur autem hoc apostolico exemplo, qui datam sibi potestatem etiam nec ad hoc usus est quod licebat, sed, dum possit utere, licita abnuit seseque ut paruulum in medio eorum quibus praeerat ostendit. 48.2. Qui in adpetendis honoribus saeculi aut prosperitatibus mundi instanti desudat labore, et hic et in futuro uacuus inuenitur a requie, tantoque sarcinis peccatorum grauatur, quanto a bonis operibus alienus. 48.3. Quanto quisque amplius saecularis honoris dignitate sublimatur, tanto grauius curarum ponderibus adgrauatur, eisque magis mente et cogitatione subicitur, quibus sublimitatis gradu praeponitur. Namut quidam patrum ait: «Omne quod supereminet, plus maeroribus afficitur quam honoribus gaudet.» 48.4. Quanto quisque curis mundi maioribus occupatur, tanto facilioribus uitiis premitur. Si enim uix ualet peccata animus deuitare quietus, quanto magis occupatione saeculari deuinctus.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Wider eine ‹Verchristlichung› des Staates  Was folgt aus dem christlichen Wissen um die Vorläufigkeit und Gebrochenheit der Welt für das Engagement der Kirchen im säkularen Rechtsstaat? Zunächst eine negative Antwort des Zweiten Vatikanischen Konzils: Die Kirche «setzt ihre Hoffnung nicht auf Privilegien, die ihr von der staatlichen Autorität angeboten werden. Sie wird sogar auf die Ausübung von legitim erworbenen Rechten verzichten, wenn feststeht, dass durch deren Inanspruchnahme die Lauterkeit des Zeugnisses in Frage gestellt ist, oder wenn veränderte Lebensverhältnisse eine andere Richtung fordern.» (Pastoralkonstiution Gaudium et spes, Nr. 76). Positiv gewendet formuliert das Zweite Vatikanische Konzil in seiner Erklärung zur Religionsfreiheit: «Der Schutz und die Förderung der unverletzlichen Menschenrechte gehört wesenhaft zu den Pflichten einer jeden staatlichen Gewalt. Die Staatsgewalt muss also durch gerechte Gesetze und durch andere geeignete Mittel den Schutz der religiösen Freiheit aller Bürger wirksam und tatkräftig übernehmen und für die Förderung des religiösen Lebens günstige Bedingungen schaffen, damit die Bürger auch wirklich in der Lage sind, ihre religiösen Rechte auszuüben und die religiösen Pflichten zu erfüllen, und damit der Gesellschaft selber die Werte der Gerechtigkeit und des Friedens zugute kommen, die aus der Treue der Menschen gegenüber Gott und seinem heiligen Willen hervorgehen.» (Erklärung Dignitatis humanae, Nr. 6). Auch der Konzilstext versteht staatliches und überstaatliches Recht konditional - bedingend, nicht bedingt - für das religiöse Leben der Bürgerinnen und Bürger im Staat. Das Recht soll die Menschen dazu befähigen, nicht nur gemäss ihren religiösen Überzeugungen zu leben, sondern diese Haltungen und Lebensvollzüge auch fruchtbar in die Gesellschaft einzubringen. Der Staat legt nicht moralische Pflichten fest, die die Bevölkerung - um ihret- oder des Staates willen - zu erfüllen hätten. Er profitiert von einer Zivilgesellschaft, in der unter seinem Schutz unterschiedliche religiöse Überzeugungen und Lebensweisen nebeneinander und zusammen bestehen können.

http://bogoslov.ru/article/478831

Папа Пий X настоятельно рекомендовал, в первую очередь епископам, препятствовать любым попыткам распространения модернистских взглядов в Церкви. С этой целью папским motu proprio «Sanctorum antistitum» от 1 сент. 1910 г. была учреждена «Антимодернистская присяга» (Iusiurandum contra errores modernismi//AAS. 1910. Vol. 2. P. 669-672), составленная на основании главных содержательных пунктов критики М. в документах учительства Церкви. Присягу, бывшую обязательной для всех клириков, кандидатов к принятию священного сана, преподавателей богословских учебных заведений и лиц, занимающих офиц. церковные должности, лишь в 1967 г. отменил папа Павел VI . В 1909 г. профессор церковной истории и сотрудник Римской курии монсеньор Умберто Бениньи, следуя установке Папского престола, основал клерикальное содружество во имя непримиримого борца с инакомыслием в эпоху Контрреформации папы Пия V «Sodalicium Pianum», к-рое следило за модернистскими проявлениями в католич. среде и доносило на заподозренных в М. священноначалию. Содружество упразднил в 1921 г. папа Римский Бенедикт XV , занявший по отношению к М. более умеренную консервативную позицию. Принятые Папским престолом запретительные меры привели к формальному преодолению модернистского кризиса. Однако мн. фундаментальные идеи М. продолжали развиваться в др. богословских направлениях - напр., во франкоязычном течении «новое богословие» (nouvelle théologie) (см.: Mettepenningen. 2010), в Литургическом движении , а его отдельные аспекты воплотились позже в постановлениях Ватиканского II Собора (ср., напр., декларацию о религ. свободе «Dignitatis humanae» , декрет об апостольстве мирян «Apostolicam actuositatem» , конституцию о католич. Церкви в совр. мире «Gaudium et spes» ) и вошли в учение и практику Римско-католической Церкви. В наст. время в католицизме иногда речь идет о М. в контексте поиска новых путей взаимоотношения научного богословия, принципиально ориентированного на свободу исследований, и верховного учительства Церкви, обладающего юрисдикционной властью, а также в связи со стремлениями части церковной общественности к изменениям канонической дисциплины по вопросам положения и прав женщин, сексуальной морали и др. В протестантизме

http://pravenc.ru/text/2563914.html

свободе «Dignitatis humanae» и в пастырской конституции о Церкви в совр. мире «Gaudium et spes» . Рецепция Несмотря на предпринимавшиеся ранее последовательные шаги в католицизме, направленные на международное и межрелиг. сближение (см., напр.: Pacem in terris (an. 1963): [Энциклика папы Римского Иоанна XXIII]//AAS. 1963. Vol. 55. P. 257-304; подробнее см.: Renz. 2014. S. 45-92), принятие офиц. декларации по столь щепетильной теме стало для многих неожиданностью. Притом что в ходе развернувшейся после Собора католич. полемики о декларации не обошлось без обвинений в «отпадении от веры» и в «обращении к чужим богам» (ср.: Oesterreicher. 1967. S. 458-461), «N. а.» была в целом положительно воспринята как религ. объединениями, так и мировой общественностью (см.: Renz. 2014. S. 161-167). В отношении «внутренней динамики», ясности и характера постановки вопроса она считается уникальным явлением «в истории Церкви, ее Соборов и богословия» ( Rahner, Vorgrimler. 1968. S. 350). В числе немногих крупных богословов других христ. конфессий, оставивших оформленный отзыв о «N. а.», был К. Барт . Его краткие критические замечания помещены в брошюре, опубликованной им по итогам визита в Ватикан в 1966 г. для встречи с папой Павлом VI и некоторыми разработчиками важнейших соборных документов ( Barth K. Ad limina apostolorum. Zürich, 1967. S. 38-40). Барт указал на непрозрачное изложение текста, затрудняющее понимание глубины заключенного в нем богословского замысла; на слабую связь господствующего в декларации историко-аналитического подхода с библейским повествованием; на неоправданную маргинализацию миссионерского начала и прямого возвещения Креста Христова как исходного пункта для достижения чаемого межрелиг. и межчеловеческого взаимопонимания; на упущение давно установленного в религиеведении факта, что противостояние христианству высокоразвитых религий гораздо очевиднее и сильнее, чем примитивных; на отсутствие эксплицитного признания вины как за антисемитские настроения и деяния в древней, средневек.

http://pravenc.ru/text/2577967.html

3, 4, 7). В его пределах общины обладают правами самоуправления по собственным нормам, «публичного почитания Высшего божества», оказания различной помощи своим членам, избрания, обучения и перемещения их служителей, возведения религ. зданий и приобретения имущества. Особо оговаривается право религ. общин на миссионерскую деятельность, но указывается на недопустимость принуждения или недостойного и нечестного убеждения при распространении веры, что нарушает права др. лиц (DH. 4). Если в обществе гражданское признание получает к.-л. одна религ. община, необходимо, чтобы право на религ. свободу признавалось и соблюдалось по отношению ко всем гражданам (DH. 6). Отдельно упоминаются права семьи, где родители могут «самостоятельно определять порядок религиозного воспитания своих детей», а их нарушением признается принуждение детей «посещать уроки, не отвечающие религиозным убеждениям родителей», навязывание системы образования, полностью исключающей религ. воспитание (DH. 5). Забота о религ. свободе возлагается на граждан, социальные группы, Церковь, проч. религ. общины и особенно на гражданскую власть, к-рая обязана законодательно защищать религ. свободы всех граждан и обеспечивать условия для выполнения этих законов (DH. 6), а также пресекать в соответствии с юридическими нормами злоупотребления в сфере религ. свободы (DH. 7). Власть не имеет права предписывать или запрещать человеку религ. акты (DH. 3), навязывать исповедание или отвержение к.-л. религии, ограничивать вхождение в религ. общины или их оставление, применять силу для уничтожения религии или чинить препятствия для верующих (DH. 6). 2-я часть декларации посвящена тому, что учение о религ. свободе коренится в Свящ. Писании, и именно на этом основании базируются общие принципы декларации (DH. 9). Документ соотносит содержащееся в Свящ. Писании и у св. отцов требование добровольности акта веры с принципом религ. свободы (DH. 10). Вслед за приведением мн. примеров из НЗ о проповеди Христа и апостолов, не принуждавших к принятию веры (DH.

http://pravenc.ru/text/171981.html

философских школ (Consilia et vota episcoporum ac praelatorum: Polonia. E. P. D. Caroli Wojtyla episcopi tit. Ombitani, auxiliaris Cracoviensis//Acta et documenta Concilio Oecumenico Vaticano II apparando. Ser. 1. Vat., 1960. Vol. 2. Pars 2. P. 741-748). Выступал на Соборе во время обсуждения документов о литургической реформе (конституция «Sacrosanctum Concilium» ), об апостольстве мирян (декрет «Apostolicam actuositatem» ), об экклезиологии (догматическая конституция о Церкви «Lumen gentium» ). Внес значительный вклад в составление декларации о религ. свободе «Dignitatis humanae» и входил в состав рабочей группы по подготовке пастырской конституции о Церкви в совр. мире «Gaudium et spes» , основанных на позициях христ. гуманизма и персонализма. Развитию этих идей еп. К. Войтыла посвятил один из своих главных философских трудов - соч. «Личность и поступок» (Osoba y czyn), работу над к-рым он начал во время 4-й сессии. Восхищение «духом Собора» нашло отражение в цикле стихотворений «Церковь» (Koció//Znak. 1963. N 11. S. 1376-1382), написанных во время соборных заседаний. 13 янв. 1964 г. папа Римский Павел VI назначил К. Войтылу архиепископом Кракова. В 1966 г. был одним из организаторов торжеств по случаю 1000-летия Крещения Польши. 29 дек. того же года избран президентом епископской комиссии по апостольству мирян. 26 июня 1967 г. папой Павлом VI возведен в достоинство кардинала-пресвитера и 29 июня получил в качестве кардинальского титула рим. диаконию св. Цезария (S. Cesareo in Palatio). Одной из задач кард. К. Войтылы стало обновление церковной жизни Краковского архиеп-ства, для чего в 1970 г. им были подготовлены комментарии к документам II Ватиканского Собора, изданные в виде кн. «Основы обновления» (U podstaw odnowy). 8 мая 1972 г. он созвал синод Краковского архиеп-ства (сессии продолжались до 8 июня 1979), в ходе к-рого были выработаны решения по практической реализации соборных реформ. В 1963 г. установил ежегодное проведение экуменических богослужений с участием правосл.

http://pravenc.ru/text/Иоанн Павел ...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010