[чеш. Beran] Йозеф (29.12. 1888, Пльзень, Чехия - 17.05.1969, Рим), кардинал, католич. архиеп. Праги, примас Богемии. Сын сельского учителя, закончил с отличием гимназию, после обучения в Коллегии пропаганды веры в Риме (1907-1911) был рукоположен во пресвитера (10 июня 1911). Защитил докт. дис. на богословском фак-те Карлова ун-та в Праге, где с 1928 г. начал академическую деятельность на фак-те пастырского богословия. С 1933 г. ректор пражской Высшей духовной семинарии. Во время фашистской оккупации Чехословакии за проповеди на чеш. языке и отпевание чеш. офицеров Б. был заключен в тюрьму Панкрац (6 мая 1942), оттуда депортирован в концентрационный лагерь в Терезин; в сент. 1942 г. переведен в Дахау; в мае 1945 г. освобожден вместе с др. узниками. В 1946 г. получил сан архиепископа Праги и стал примасом Богемии. С дек. 1946 по июнь 1949 г. по решению коммунистического правительства находился под домашним арестом за отказ заявить о своей лояльности и за осуждение нарушений религ. свобод и прав Церкви. С 19 июня 1949 по 7 марта 1951 г. фактически находился на положении заключенного в своей резиденции, а затем в мон-ре, был лишен возможности выполнять функции архиепископа и даже носить церковное облачение. Б. использовал это время для работы над книгой о св. Агнессе, основательнице первого жен. мон-ря в Праге. 3 окт. 1963 г. пресс-бюро Ватикана сообщило о его освобождении чеш. властями вместе с 4 др. епископами. Однако Б. не смог прибыть на первые сессии Ватиканского II Собора , несмотря на письма рим. понтификов Иоанна XXIII и Павла VI , обращенные к чеш. правительству. Переговоры зам. гос. секретаря (впосл. гос. секретаря) Ватикана А. Казароли с правительством Чехословакии о судьбе Б. увенчались успехом, и 19 февр. 1965 г. архиепископ Праги прибыл в Рим. 29 февр.1965 г. он был возведен в сан кардинала и 20 сент. 1965 г. выступил на последней сессии Собора. Исходя из личного опыта, он раскрыл тему религ. свободы, требуя свободы совести для всех людей Земли, а также выступил за освобождение священников и мирян, арестованных за веру. Приняв активное участие в работе 4-й сессии Собора, поддержал декларацию о религ. свободе «Dignitatis humanae» . В янв. 1969 г. Б. обратился по Ватиканскому радио к соотечественникам, призвав их к отказу от ненависти, согласию, труду, служению братьям ради процветания страны. Последние годы жизни провел в Риме. Похоронен в соборе св. Петра. В 1998 г. был начат процесс беатификации Б.

http://pravenc.ru/text/78108.html

6 декабря 2011 года в Храме Христа Спасителя члены делегаций были приняты Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Приветствуя участников собеседований, Его Святейшество отметил, что позиции Православной и Римско-Католической Церквей по проблемам современной антропологии в значительной мере близки, что является позитивным свидетельством. В этом смысле две Церкви могут и должны быть мостом между культурами наших народов. 7 декабря 2011 года члены делегации Немецкой епископской конференции посетили Апостольскую нунциатуру в Москве, где совершили мессу совместно с апостольским нунцием в Российской Федерации архиепископом Иваном Юрковичем и ординарием архиепархии Божией Матери в Москве архиепископом Паоло Пецци. На состоявшемся затем приеме присутствовали члены делегации Русской Православной Церкви в архиерейском сане. В ходе собеседований в целом ряде докладов была глубоко проанализирована главная тема — «Христианское понимание прав человека». В первом докладе на тему «Права человека в традиции Русской Православной Церкви» епископ Бобруйский и Быховский Серафим привел примеры православных защитников человеческого достоинства в истории России и подчеркнул необходимость сотрудничества Востока и Запада в стремлении к справедливости. Доклад епископа д-р Николауса Швердтфегера был посвящен Декларации II Ватиканского Собора о религиозной свободе «Dignitatis humanae». Докладчик проанализировал декларацию в свете эволюции в католическом богословии от понятия «право Истины» к концепции «права личности», которой свойственно представление о человеке как субъекте права. В своем докладе профессор доктор Йозеф Фрайтаг сравнил исторический опыт существования Римско-Католической Церкви в Германии и Русской Православной Церкви в СССР в условиях тоталитарной диктатуры, попиравшей человеческое достоинство. Данный опыт способствовал осознанию важности размышления в Церкви над темой прав человека. Архимандрит Кирилл (Говорун) в своем выступлении представил историю создания документа «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека», одобренный Архиерейским собором в 2008 году, а также представил богословскую интерпретацию взаимосвязи понятий «человеческое достоинство» и «достойная человека жизнь». Докладчик подчеркнул, что речь идет лишь о первом документе Русской Церкви по данному вопросу, не претендующем на окончательный характер.

http://patriarchia.ru/db/text/1831746.ht...

На Втором Ватиканском соборе было принято 16 документов (4 конституции, 9 декретов и 3 декларации). Важнейшими из них следует признать : «Sacrosanctum Concilium» - конституция о священной литургии; «Lumen gentium» - догматическая конституция о Церкви; «Gaudium et Spes» - пастырская конституция о Церкви в современном мире Из декретов наиболее важны : «Ad gentes» - декрет о миссионерской деятельности Церкви; «Orientalium Ecclesiarum» - декрет о Восточных католических церквах; «Unitatis redintegratio» - декрет об экуменизме; «Perfectae caritatis» - декрет об обновлении монашеской жизни применительно к современным условиям; «Inter mirifica» - декрет о средствах массовой коммуникации; «Apostolicam actuositatem» - декрет об апостольстве мирян Из деклараций : Dignitatis humanae» - декларация о религиозной свободе; «Nostra aetate» - декларация об отношении церкви к нехристианским религиям Какие же реформы произвел собор? Сразу оговорюсь, что за рамками сегодняшнего доклада я намеренно оставляю такие темы, как, к примеру, «теология освобождения», которая для некоторых (в основном «левых» политических кругов) вообще является главной темой собора, произведенная на соборе определенная ревизия принципа папской монархии, ранее окончательно провозглашенной Первым ватиканским собором и т.п. Мой интерес ко Второму Ватиканскому собору носит прикладной, инструментальный характер, мне интересны параллели, которые можно и нужно провести с сегодняшней ситуацией в нашей Православной Церкви, где церковный модернизм и реформаторство, а также отношение к нему также является насущной и актуальной проблемой. Главное, о чем следует говорить и о чем всегда говорят исследователи - это, конечно же, осуществленная собором реформа богослужения. Целью ее объявлялось более активное участие народа в мессе и привлечение большего числа верующих. После реформы большое место в богослужении стало отводиться проповеди, чтениям Писания, общим молитвам и т.д. Священнослужитель во время мессы развернулся лицом к молящимся и спиной к тому, что православные назвали бы Горним местом.

http://ruskline.ru/analitika/2010/02/12/...

свободе «Dignitatis humanae» и органически соединены с антропологией самой пастырской конституции. «Глубочайшее основание человеческого достоинства состоит в том, что человек призван к общению с Богом» (GS. 19). GS подчеркивает достоинство человека как «образа Божия»; человек «единый телом и душою» собирает в своем составе элементы материального мира, становясь т. о. над всем остальным творением, и он не может пренебрегать своим телом, «сотворенным Богом предназначенным воскреснуть в последний день» (GS. 14; о различии в учениях о всеобщем воскресении см. в статьях Апокатастасис , Воскресение мертвых ). Достоинство человека требует, чтобы он действовал по сознательному и свободному выбору. Конституция напоминает о религ. основаниях свободы (GS. 17). Нравственное сознание человека, совесть, может заблуждаться «вследствие неодолимого неведения», но достоинство все равно является неотъемлемым онтологическим качеством человеческой личности (GS. 16). В то же время осуществление истинной свободы человеком было бы затруднительно, если бы не помогала благодать Божия (о концепции благодати в католич. богословии см. в статьях Благодать , Грех первородный ). Потребность в утверждении собственного достоинства заложена в сердце человека как евангельская закваска (GS. 26), поэтому II Ватиканский Собор настаивает на необходимости уважения человека к человеку - «другому я» - и порицает все, что направлено против самой жизни, против нарушения целостности человека и оскорбления человеческого достоинства (GS. 27). Исходя из сущностного равенства всех людей, обладающих разумной душой, сотворенных по образу Божию и имеющих одинаковое Божественное предназначение, GS признает равенство между всеми людьми и осуждает всякую дискриминацию по половому, национальному, расовому, социальному, языковому или религ. признаку; подчеркивает необходимость социального, образовательного и культурного равенства между мужчинами и женщинами (GS. 29). Неприкосновенность прав человеческой личности распространяется и на различные сферы социальной жизни и, более того, на «справедливую свободу» в религ.

http://pravenc.ru/text/161754.html

В том же году К. выпустил написанное во время II Ватиканского Собора соч. «Представления Заратустры о потустороннем мире и Ветхий Завет» (Zarathustras Jenseitsvorstellungen und das Alte Testament), где рассмотрел межрелигиозный диалог как средство, с помощью которого религии мира смогут полнее осознать благую весть Иисуса из Назарета. 31 марта 1965 г. в речи «Монотеизм в сегодняшнем мире», произнесенной в духовном центре ислама, ун-те Эль-Азхар в Каире, К. отметил существование общей основы у христианства и ислама, объединяющей обе великие монотеистические религии, что позволяет им сплотиться в полемике с атеистическим материализмом. К. говорил о возможности и необходимости того, чтобы богословы обеих религий могли учиться друг у друга: «...христиане у мусульманских богословов - наглядному, близкому к действительности изложению; мусульмане - строгой логической форме в богословии христиан». В итоговом тексте декларации нашла отражение историческая оценка др. религий, выраженная К. еще в 1951 г. в изд. «Христос и религии мира»: католическая Церковь не отвергает ничего из того, что истинно и свято в нехристианских религиях, но полнота религиозной жизни возможна лишь в христианстве. К. участвовал в дискуссиях по проекту декларации о религиозной свободе «Dignitatis humanae» , настаивая на понимании веры как личного ответа каждого человека на призыв Бога, к-рый может быть дан лишь решением свободной совести: «Только в свете этого личного выбора веры становится ясным, в какой степени Христос обращается к свободе человека, предполагает ее и нуждается в ней» (Die Freiheit des Westens/Hrsg. O. B. Roegele. Graz, 1967. S. 188). По мнению К., принуждение к исповеданию католицизма не могло быть оправдано боязнью распространения в обществе безразличия к религии, т. к. принуждение в вопросе веры противоречит христианскому пониманию достоинства человеческой личности, обладающей свободным выбором. В свете дискуссий о религиозной свободе на II Ватиканском Соборе возникла необходимость рассмотреть в соборных документах феномен атеизма, в связи с чем 6 апр.

http://pravenc.ru/text/1684299.html

Основными объектами критики Л. в соборных выступлениях и в рамках деятельности «Coetus» были проекты декларации «О религиозной свободе» и пастырской конституции «О Церкви в современном мире». Данные документы рассматривались Л. как противоречившие традиц. социальному учению Римских пап XIX и XX вв. Они содержали новое социальное учение, которое основано на принципах христ. гуманизма и примиряет католич. Церковь с либеральной системой ценностей совр. западноевроп. цивилизации. В замечаниях по схеме «О религиозной свободе», направленных Л. 30 дек. 1964 г. в секретариат Собора, он указывал на осуждение принципа свободы совести папой Пием IX в энциклике «Quanta cura» с приложением «Syllabus errorum» (1864), а также на традиц. католич. позицию о государственно-церковных отношениях, изложенную папой Римским Львом XIII в энциклике «Immortale Dei» (1885), где осуждался принцип светского гос-ва. Л. выражал опасение, что принятие этой схемы в качестве соборного документа приведет к исчезновению гос-в, признающих католицизм гос. религией, католич. школы будут вынуждены принимать на обучение детей, исповедующих иные религии, католикам будет сложно осуществлять миссию из-за догматического и практического релятивизма ( Lefebvre. J " accuse le Concile! 19762. Р. 47). В ходе 3-й сессии Собора «Coetus» удалось организовать среди участников устойчивую оппозицию, выступавшую против проекта декларации, в связи с чем 9 окт. 1964 г. папа Павел VI принял решение создать специальную комиссию для переработки текста проекта; в состав комиссии был включен Л., что вызвало протест со стороны 17 кардиналов-«прогрессистов», к-рые добились от папы исключения Л. из числа членов комиссии. Во время 4-й сессии Собора Л. и др. члены группы продолжали выступать с критикой проекта декларации, побудив папу Павла VI распорядиться внести в преамбулу декларации фразу о сохранении «в неприкосновенности традиционного католического учения о нравственных обязанностях людей и сообществ по отношению к истинной религии и единой Церкви Христовой» (CVatII. DH. 38). Тем не менее при заключительном голосовании 19 нояб. 1965 г. значительное число участников Собора выступило против принятия декларации «Dignitatis humanae» (1954 голоса за, против - 249).

http://pravenc.ru/text/2463617.html

[Откровение, принимаемое верою] (143/4, 4354) 5. Богу, дающему Откровение, нужно принести послушание веры (ср. Рим 16, 26 Вульг; Рим 1, 5 ; 2Кор 10, 5–6 ), посредством которого человек свободно и всецело предает себя Богу, принося «полное подчинение разума и воли Богу, открывающему Себя» и добровольно принимая данное Им Откровение. Чтобы проявить такую веру, необходима предваряющая и содействующая благодать Божия при внутренней помощи от Святого Духа, Который побуждает сердце и обращает его к Богу, открывает очи ума и подает «усладу всем принимающим истину и верующим в нее». Но для более глубокого уразумения Откровения тот же Святой Дух непрестанно совершенствует веру Своими дарами. Декларация «Dignitatis humanae» (7 декабря 1965 г.) Эта декларация религиозной свободы провозглашает, что сама природа человека – ответственного и свободного – является основой его религиозной свободы. Уже в начале 1963 г., опираясь при этом на послание папы Льва XIII Immortale Dei 53 , папа Иоанн XXIII настаивал на этом пункте в своей энциклике Pacem in terris 54 . В конце того же года, а затем в следующем, 1964-м, году Секретариат по делам Единства христиан представил Собору два проекта, которые частично вошли в разрабатывавшийся тогда декрет об экуменизме 55 . Но у него появились многочисленные противники: им удалось создать свой текст, самостоятельный, который стал предметом неоднократных обсуждений и существенных исправлений. Декларация, принятая на 4-й сессии, положила конец одной из самых длительных и важных дискуссий II Ватиканского Собора. Собор подчеркивает, что обязанность и право человека – искать истину своими силами или вместе с другими – требует его собственною согласия. Если человек открывает истину, никто не имеет права мешать ему следовать его вере и исповедовать свою религию. Личная совесть и личное решение связаны здесь с актом веры [ХВ 143/5–143/6]. Это учение отнюдь не только философское. Демонстрируя достоинство человеческой личности, Откровение дает принцип религиозной свободы [ХВ 143/7]. Это и позволяет подтвердить добровольный и свободный характер акта веры, из которою исключено всякое насилие и который является основной отправной точкой католической веры [ХВ 143/8].

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

Таково мягкое и лиричное, однако вместе с тем ясное и ужасающее выражение не духа, но духовной направленности Собора: «безграничное сочувствие» к мирскому человеку, к человеку без Бога! Пусть бы еще целью его было пробудить этого падшего человека, открыть ему глаза на его смертельные раны, указать на путь облегчения страданий, исцелить его и привести в лоно Церкви, дабы вновь подчинить его Богу... Но нет! Целью было провозгласить мирянам: как видите, Церковь тоже исповедует культ человека. Я без малейших колебаний утверждаю, что II Ватиканский Собор осуществил обмирщение Церкви. И оставляю вам решать, кто был вдохновителем этой духовной направленности: вспомните лишь, кого Господь Наш Иисус Христос называет Владыкой мира сего. Глава XXX – II ВАТИКАНСКИЙ СОБОР – ТРИУМФ «КАТОЛИЧЕСКОГО» ЛИБЕРАЛИЗМА Не думаю, что вы сочтете мои слова преувеличением, если я скажу, что Собор стал триумфом либеральных идей, ибо предшествующие беседы в достаточной мере посвятили вас в происшедшее – я имею в виду либеральные тенденции, тактику и успех либералов на Соборе и, наконец, их сговор с врагами Церкви. Впрочем, и сами либералы, либеральные католики, открыто называют II Ватиканский Собор своей победой. В беседе с Витторио Мессори кардинал Ратцингер, во время Собора бывший одним из его либерально настроенных «экспертов», объясняет, как была поставлена и разрешена проблема принятия либеральных принципов католической Церковью; он не говорит, что это привело к выдающемуся успеху, но признает это принятие состоявшимся, осуществленным: «Проблема 1960-х годов заключалась в том, чтобы принять наилучшие ценности из числа тех, которые выработала за последние двести лет „либеральная” культура. Хотя эти ценности возникли за пределами Церкви, они могут найти свое место – будучи очищены и исправлены – в ее [Церкви] видении мира. Вот что было сделано». 252 Где это было сделано? – Разумеется, на Соборе, который утвердил либеральные принципы в документах «Gaudium et spes» и «Dignitatis humanae». – Как это было сделано? – Путем решения (обреченного на провал) неразрешимой задачи, квадратуры круга – обручения Церкви с принципами Великой Французской революции. Такова была цель, иллюзия либеральных католиков.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/oni-...

Тем самым составители документа открыли путь к упразднению латинского богослужения. Чтобы смягчить это преобразование, перед ним они написали: «Использование латинского языка будет сохранено, вне зависимости от частных установлений, в латинских обрядах». Успокоенные этим утверждением, делегаты смирились и с двумя другими. Таким же образом в декларацию о религиозной свободе «Dignitatis humanae», первая редакция которой была отвергнута большинством святых отцов, Павел VI лично внес параграф, суть которого сводится к следующему: «Настоящая декларация ни в чем не противоречит традиции». 186 Но все прочее в этом документе как раз противоположно традиции! Если кто-то скажет: вы только прочтите это! – ему ответят: здесь сказано, что никаких расхождений с традицией нет! – Да, сказано именно так... Но это не мешает всему остальному идти с традицией вразрез. И даже эта фраза была добавлена Папой в последний момент, чтобы получить голоса тех – прежде всего это были испанские епископы, – кто не соглашался с проектом декларации. Что ж, маневр удался: вместо 250 голосов против было подано всего 74 – и все из-за нескольких слов: «Никаких расхождений с традицией нет»! Но будем последовательны! Эти слова ничего не изменили в тексте декларации. Нет ничего проще постфактум наклеить ярлык, вставить пометку «безопасно». Неслыханный обман! Однако покончим на этом с бунтом и перейдем к духу Собора. Глава XXV – ДУХ СОБОРА Скольких двусмысленностей и неверных выводов можно было бы избежать, если бы II Ватиканский Собор был догматическим, а не пастырским, согласно провозглашенному им статусу, Собором! Впрочем, сравнивая последовательные редакции соборных документов, нетрудно уяснить направления выражаемых им идей. С вашего позволения я хотел бы остановиться на некоторых из них. Духовенство верующих Спору нет, в декларации «Lumen gentium» проводится различие между общим священством всех верующих и служебным священством священнослужителей (статья 10). Однако последующий текст содержит многие страницы, говорящие о духовенстве в целом, смешивая две упомянутые составляющие или даже представляя духовенство священнослужителей в виде одной из функций духовенства всеобщего (статья 11).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/oni-...

После падения фашистского режима Муссолини и упразднения монархии была принята Конституция Итальянской Республики (22 дек. 1947), в к-рой провозглашались равноправие граждан без различия религ. убеждений и свобода деятельности всех религ. конфессий, но в то же время оговаривалось сохранение юридической силы за Л. с. (часть 2 ст. 7). Принятый в дек. 1970 г. Закон о разводе (т. н. Закон Фортуна-Базлини) вызвал протест Папского престола, указавшего на его противоречие со ст. 34 конкордата, однако проведенный 12 мая 1974 г. референдум сохранил данный закон в силе. 18 февр. 1984 г. председатель Совета министров Италии Б. Кракси и гос. секретарь Папского престола кард. Агостино Казароли подписали Соглашение об изменении Л. с., согласно к-рому Римско-католическая Церковь в Италии отказывалась от статуса католицизма как единственной гос. религии, что было связано с принципом религ. свободы, утвержденным декларацией «Dignitatis humanae» Ватиканского II Собора . Была подтверждена независимость Римско-католической Церкви от гос-ва, Папскому престолу было предоставлено право назначать епископов (ординариев) на кафедры и др. церковные должности в Италии без к.-л. уведомлений итал. правительства о кандидатурах; была отменена присяга, установленная ст. 20 конкордата. Доходы Римско-католической Церкви, не связанные с религ. служением, лишались налогового иммунитета, отменялось ее гос. финансирование. Ст. 8 Соглашения вносила изменения в положения о браке: гос-во гарантировало юридическое признание брака, заключенного в католич. Церкви, при условии, что он был заключен в соответствии с действующим гражданским законодательством; требование церковного аннулирования брака для развода было удалено. Уроки католич. катехизиса в гос. школах более не являлись обязательными, но сохранялись как факультативные занятия по выбору учащихся и их родителей. 20 мая 1985 г. был принят закон, вносивший изменения в Л. с. в том, что касалось взимания религ. налога: было установлено взимание с граждан 0,8% подоходного налога, к-рые по желанию налогоплательщика могли быть перечислены католич. Церкви, др. религ. общинам или направлены в благотворительные фонды. 3 июня 1985 г., после ратификации итал. парламентом и обмена ратификационными грамотами между Папским престолом и итал. правительством, поправки в Л. с. вступили в силу.

http://pravenc.ru/text/2463153.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010