Поэтому мы должны сказать, что оговоренные собором «пределы» религиозной свободы – не что иное, как прикрытие, маскирующее радикальный изъян декларации «Dignitatis humanae», состоящий в том, что она не учитывает различия истины и заблуждения! Против всякой справедливости она уравнивает в правах истинную религию и ложные культы, а затем пытается искусственно преуменьшить ущерб от этого ничтожными с точки зрения требований католической доктрины преградами. Я бы сравнил эти «пределы» религиозной свободы с барьерами безопасности на автомобильных трассах, призванными удержать от падения машины, водители которых потеряли над ними контроль. Только в первую очередь стоило бы убедиться в том, что они хотят соблюдать правила дорожного движения! Подмена понятия общего блага Обратимся теперь к рассмотрению наиболее фундаментальных пороков религиозной свободы. Аргументация Собора покоится, по существу, на ложной персоналистской концепции общего блага, сводящегося к сумме частных интересов или, как принято говорить, к уважению прав отдельных личностей. Принижается тем самым значение общего дела, направленного к вящей славе Божьей и к всеобщему благу. К принятию этой односторонней и, следовательно, ложной точки зрения склоняется уже Иоанн XXIII в энциклике «Pacem in terris»: «Для современной мысли, – пишет он, – общее благо заключается главным образом в защите прав и обязанностей человеческой личности». 238 Пий XII, понтификат которого пришелся на подъем тоталитарных режимов современности, вполне обоснованно противопоставлял им фундаментальные права человеческой личности, 239 но это не означает, что католическая доктрина ими ограничивается. Так или иначе, сужение истины в персоналистском смысле вывело на передний план безоглядный индивидуализм, который либералам затем удалось привить Церкви. Как подчеркивали Шарль де Конинк («О примате общего блага вопреки учению персоналистов») и Жан Мадиран («Принцип целостности»), подлинная борьба против тоталитаризма заключается не в прославлении индивида, но в указании на то, что истинное общественное благо позитивно, хотя и косвенно определяется благом града Божьего в миру и на Небесах. Не будем же соучастниками предпринимаемой персоналистами секуляризации права!

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/oni-...

того же года Кентерберийский архиеп. Джеффри Фишер посетили Ватикан. Важным для последующего развития межрелиг. диалога католич. Церкви с иудаизмом стало принятое 21 марта 1959 г. решение папы удалить из богослужения Великой пятницы наименование иудеев «коварными» (perfidis Judaeis). Уделяя особое внимание развитию отношений с православной Церковью, 30 авг. 1959 г. И. выразил пожелание, чтобы на II Ватиканском Соборе присутствовали наблюдатели от «отделенных братьев», в первую очередь представители Поместных Православных Церквей. В июне 1961 г. офиц. делегация посетила К-польского Патриарха Афинагора I (Спиру) , обещавшего содействие переговорам с Поместными Церквами о присутствии на Соборе правосл. наблюдателей. В февр. 1962 г. в Афинах и Стамбуле побывал член Секретариата пресв. Й. Виллебрандс , но, несмотря на одобрительное отношение Патриарха Афинагора, направлять наблюдателей на Собор отказались Иерусалимская, Элладская Церкви и РПЦ, а вслед за ними и К-польский Патриархат. После длительных переговоров Секретариата по содействию христианскому единству с РПЦ (подробнее см. ст. Ватиканский II Собор ), повлиявших на изменение ее позиции, 10 окт. 1962 г. Президиум ЦК КПСС разрешил отправить представителей Московского Патриархата на Собор, и в тот же день Свящ. Синод РПЦ назначил наблюдателями прот. Виталия Борового и архим. Владимира (Котлярова) . Наблюдателей на Собор отправили также Русская Православная Церковь за границей , к-рую на 1-й сессии представляли архиеп. Антоний (Бартошевич) и прот. И. Троянов, а также Древние Восточные (дохалкидонские) Церкви (Армянская, Коптская, Сирийская и Эфиопская) и большинство протестант. Церквей и деноминаций. Социальное учение И. внес значительный вклад в социальное учение Римско-католической Церкви, заложив основу для его новой формулировки во 2-й пол. ХХ в. Особое внимание он уделял изменениям в экономической, социально-политической и научно-технической сферах жизни совр. мира. По представлению И., эти изменения требовали переосмысления и новой расстановки акцентов в основных положениях католич. социального учения. Анализ социальных проблем представлен во мн. документах, составленных папой, наиболее важными из к-рых являются энциклики «Mater et magistra» (от 15 мая 1961) и «Pacem in terris» (от 11 апр. 1963; последняя энциклика И. и его духовное завещание). В обеих энцикликах ключевой темой явились признание и отстаивание прав (религ., политических, экономических, социальных) и достоинства человеческой личности, что впосл. оказало значительное влияние на выработку ряда документов II Ватиканского Собора (особенно пастырской конституции о Церкви в совр. мире «Gaudium et spes» и декларации о религ. свободе «Dignitatis humanae» ) и на общее развитие католич. богословия ХХ в. в духе христ. гуманизма и персонализма.

http://pravenc.ru/text/469716.html

Учение о религиозной свободе Касательно отношений Церкви и государства, Собор провозгласил, что Церковь " никоим образом не смешивается с политическим сообществом... В сферах своей деятельности политическое сообщество и Церковь автономны и независимы друг от друга " . Однако, было заявлено что и Церковь, и политическое сообщество служат личному и общественному призванию одних и тех же людей . Собор утвердил право личности на религиозную свободу , основывающееся " на том достоинстве человеческой личности, которое познается и Словом Божиим, данным в Откровении , и самим разумом " ; " право на религиозную свободу коренится... в самой природе " личности . Утверждая свободу человека следовать своей совести , чтобы достичь Бога , Собор в то же время признал за религиозными общинами " право беспрепятственно учить своей вере и исповедовать ее открыто, устно и письменно " . Собор заявлял что забота о религиозной свободе должна осуществляться гражданами, социальными группами, Церковью, прочими религиозными общинами и особенно на гражданскими властями . Право пользования религиозной свободой подчинялось таким нормам как соблюдение прав других лиц, своих обязанностей по отношению к другим лицам; забота о всеобщем благе . По заявлению Собора Священное Писание свидетельствует, что акт веры - доброволен и исключает принуждение . Относительно акта веры Собор подчеркнул необходимость для человека руководствоваться разумом и совестью в поисках истины , тогда как I Ватиканским Собором акцент делался на Откровении истины и полном подчинении разума богооткровенной Истине . Социальное учение Собор уделил немало внимания определению места проблем общественного развития в деятельности Церкви : эти вопросы освещались в пастырской конституции о Церкви в современном мире " Gaudium et spes " , догматической конституции о Церкви " Lumen Gentium " , декларации о религиозной свободе " Dignitatis humanae " , декрете об апостольстве мирян " Apostolicam actuositatem " и декрете о средствах массовой коммуникации " Inter mirifica " . 15 мая 1961 года, накануне Собора и к 70-летию 1-й энциклики, касающейся " социальной " темы - " Rerum novarum " папы Льва XIII - папа Иоанн XXIII опубликовал послание о новом развитии социального вопроса в свете христианского учения " Mater et Magistra " . В соборной концепции миссии Римо-католической церкви в современном мире прослеживается влияние энциклика папы Павла VI " Ecclesiam suam " , в которой утверждалось, что наука, техника и в особенности труд являются для Церкви предметами живейшего интереса, говорилось о необходимости диалога с " современным человеком " .

http://drevo-info.ru/articles/23485.html

658 De praedest. I, i, c.357C: cum omnis piae perfcctaeque doctrinae modus, quo omnium rerum ratio et studiosissime quaeritur, et apertissime invenitur, in ea discipli-na, quae a Graecis philosophia solet vocari, sit constitutus, de ejus divisionibus seu partitionibus quaedam breviter edisserere necessarium duximus. «Sic enim», ut ait sanctus Augustinus, «creditur et docetur, quod est humanae salutis caput, non aliam esse philosophiam, id est sapientiae Studium, et aliam religionem, cum hi, quorum doctrinam non approbamus, nec sacramenta nobiscum communicant». Quid est aliud de philosophia tractare, nisi verae religionis, qua summa et principalis omnium rcrum causa, Deus, et humiliter colitur, et rationabiliter investigatur, regulas exponere? Conficitur inde, veram esse philosophiam veram religionem, conversimque veram re-ligionem esse veram philosophiam. 659 Homil. с. 290C: humana natura. Capax siquidem sapientiae est, non ipsa sapientia, cujus participatione sapiens fieri potest. 660 Comment, in Ev. sec. loan. с. ЗЗЗС: naturaliter rationis fontem appetit, unde siti suae, hoc est, indito sibi verae cognitionis appetitui satisfacere valeat, quod ante incarnationem conditoris, qui est fons vitae, adimplere nequiverat. Bibebat tamen laboriose ex naturali fonte rationis sibi insitae, naturam rerum physico motu vestigans, ipsiusque naturae creatorem et causam. De div. nat. II, 23, с. 577B:…ratio, quae veluti quidam obtutus substantialis in animo intelligitur. Cf. Exposit. super hier cael. с. 146Ä theologia, ilia videlicet virtus, quae naturaliter humanis inest mentibus ad divinas rationes quaerendas, investigandas, contemplandas, amandas. Cf. De praed. I, i, c.357; С.358А: partes philosophiae principales, ad omnem quaestionem solvendam necessariaë διαιρετικ, ριστικ, Αποδεικτικ, αναλυτικ. 661 De div. nat. I, 69, C.513Ä Mag. Non ignoras, ut opinor, majoris dignitatis esse, quod prius est natura, quam quod prius est tempore. Disc. Hoc paene omnibus notum est. Mag. Rationem priorem esse natura, auctoritatem vero tempore didicimus. Quamvis enim natura simul cum tempore creata sit, non tamen ab initio temporis atque naturae coepit esse auctoritas. Ratio vero cum natura ac tempore ex principio rerum orta est. Disc. Et hoc ipsa ratio edocet. Auctoritas siquidem ex vera ratione processit, ratio vero nequaquam ex auctoritate. Omnis enim auctoritas, quae vera ratione non approbatur, infirma videtur esse. Vera autem ratio, quoniam suis virtutibus rata atque immutabilis munitur, nullius auctoritatis astipulatione roborari indiget. Nil enim aliud mihi videtur esse vera auctoritatis, nisi rationis virtute reperta veritas, et a sanctis Patribus ad posteritatis utilitatem literis commendata. Sed forte tibi aliter videtur. Mag. Nullo modo. Ideoque prius ratione utendum est in his, quae nunc instant, ac deinde auctoritate.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bril...

Важно отметить, что диссертант умышленно рассматривает персоны большинства римских пап исключительно в период их правления. Для данного рода работы это представляется наиболее подходящим. Одной из главных задач диссертант ставит анализ церковного самосознания, что наиболее удобно сделать, изучая именно понтификаты. Позиция римских пап изучается диссертантом путем рассмотрения важных для темы исследования положений из энциклик 14 и иных папских документов. Каждой энциклике посвящен отдельный подпункт главы. В конце первой главы также рассматривается начало литургической реформы, начатой папой Пием XII. Среди основных результатов, достигнутых в ходе данного этапа исследования можно выделить следующие: 1 . Подробно описаны взгляды римских пап от Пия IX до Пия XII на модернизм. Освещены их политические и богословские позиции. 2 . Для лучшего понимания курса церкви в период каждого понтификата были изучены основные энциклики римских пап описываемого периода. Подавляющее большинство этих энциклик никогда не было переведено на русский язык. Перевод ключевых фрагментов позволяет лучше понять те политические и богословские настроения, которые преобладали в церкви в период правления конкретных пап, а также проследить изменения в этих настроениях. Третья глава «История католического модернизма во время II Ватиканского собора» изучает ключевое событие, оказавшее влияние на облик современной католической церкви и ставшее катализатором реформ, повлекших за собой литургический и экклезиологический кризис – Второй Ватиканский собор, который являет имел собой полноту теологической мысли современной было католической свое церкви этим и ярчайшее дать проявление сути её политических того и общественных один целей. Главное типа слово папы собора даже – «aggiornamento». Примерный его того перевод того звучит хотя как «приведение этой в соответствие сухо с сегодняшним года днём». Именно идеология обновления и осовременивая церковного сознания привела церковь , по мнению диссертанта, к современному состоянию кризиса. Для дальнейшего доказательства подобного тезиса вторая глава посвящена подробному описанию хода собора и разделена на подпункты, каждый из которых описывает ключевые этапы деятельности Второго Ватиканского собора. В первую очередь – это принятие конституции о Священной литургии «Sacrosanctum Concilium» и декларации о религиозной свободе «Dignitatis Humanae».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kriz...

Пастырская Конституция «Gaudium et Spes» (7 декабря 1965 г.) Четвертая, и последняя, сессия Собора была самой важной по числу принятых документов. После прочих текстов: 28 октября – Christus Dominus (О пастырском долге епископов) 128 , 18 ноября – Dei Verbum (О Божественном Откровении) 129 и Apostolicam actuositatem (Об апостолате мирян) 130 ,7 декабря – Dignitatis humanae (О религиозной свободе) 131 , и Presbyterorum ordinis (О служении и жизни священников) 132 – Собор увенчал свое учение в этот же последний день сессии принятием Конституции о Церкви в современном мире – Gaudium et Spes (Радость и надежда). Согласно уже ее преамбуле, Собор, лишь попытавшись в Lumen gentium «проникнуть глубже в тайну Церкви», в соответствии с одной из трех целей, поставленных ему папой Иоанном XXIII, сумел сформулировать эту пастырскую Конституцию. После первого проекта, обсуждавшегося на 3-й сессии, был разработан второй текст, который Отцы обсуждали в начале 4-й сессии. Но сама новизна затронутых проблем еще не дала этому проекту возможности достаточно адекватно ответить намерениям Собора. Только ценой интенсивной работы удалось за два месяца выработать более адекватный текст. За исключением главы о браке [ХВ 950/1–950/5], фигурирующей в начале части II – посвященной разным культурным, экономическим, социальным и политическим проблемам мира, – догматический вклад Gaudium et Spes содержится в основном в части I. Здесь можно выделить учения о личности, об общине, о человеческой деятельности [ХВ 269/1–269/14], о грехе [ХВ 290/1–290/2], об Иисусе Христе [ХВ 386/5–386/8] и об эсхатологии [ХВ 972/1]. Часть I. О церкви и призвании человека Глава 1: О достоинстве человеческой личности Собор вновь ставит вопросы, которые человек задает самому себе, чтобы помочь ему осознать, кто он. Черпая свое учение в Откровении, дающем основные черты человеческого состояния, Gaudium et Spes утверждает достоинство человека, «образа Божия», несущего в себе черты своего Создателя [ХВ 269/1]. Человек есть душа и тело; он не может пренебречь телесной жизнью, поскольку его телу обещано воскресение.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

Начались VII богословские собеседования между Русской Православной Церковью и Немецкой епископской конференцией 6 декабря 2011 г. 14:35 6 декабря 2011 года в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата начались VII богословские собеседования между Русской Православной Церковью и Немецкой епископской конференцией (Римско-Католическая Церковь) на тему «Христианское понимание прав человека». Русскую Православную Церковь представляли: архиепископ Берлинский и Германский Феофан (сопредседатель), архиепископ Полтавский и Миргородский Филипп , епископ Бобруйский и Быховский Серафим , секретарь ОВЦС по межхристианским отношениям протоиерей Димитрий Сизоненко, сотрудники секретариата священник Александр Васютин и диакон Алексей Дикарев. От Немецкой епископской конференции участвовали: епископ Регенсбургский Герхард Людвиг Мюллер (сопредседатель), епископ Магдебургский Герхард Файге, викарный епископ Хильдесхаймской епархии Николаус Швердтфегер, д-р Й. Эльдеман, профессора А.-П. Ретман, Й. Фрайтаг, Э. Шокенхофф, а также Х.-Г. Юстенхофен. С приветственными словами в адрес участников VII богословских собеседований обратились заместитель председателя ОВЦС игумен Филарет (Булеков) , епископ Регенсбургский Герхард Людвиг Мюллер, а также архиепископ Берлинский и Германский Феофан. С докладом на тему «Права человека в традиции Русской Православной Церкви» выступил епископ Бобруйский и Быховский Серафим. После выступления состоялась оживленная дискуссия между участниками по различным аспектам доклада. Также с докладом на тему «Взгляд II Ватиканского Собора на достоинство человеческой личности. Декларация " Dignitatis humanae " и ее исторический контекст» выступил епископ Николаус Швердтфегер. Конференция продолжит свою работу 7 и 8 декабря. По итогам богословских собеседований будет принято коммюнике. Богословские собеседования между Русской Православной Церковью и Немецкой епископской конференцией были начаты в 1986 году по инициативе Московского Патриархата. Первые пять встреч (Москва 1986 г., Мюнхен 1988 г., Альтёттинг 1992 г., Санкт-Оттилиен 1996 г., Минск 1998 г.) были посвящены пониманию Таинств и Церкви, обмену опытом социального служения, а также свидетельству о миротворческой миссии Церкви в разделенном мире. VI богословские собеседования прошли 7-10 декабря 2009 года в бенедиктинском монастыре Вельтенбург, Бавария, и были посвящены теме: «Христианский образ человека в контексте европейского развития». Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru   Календарь ← 4 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1805103.ht...

Полнота благодати преображает её сердце так, что оно способно изменить историю человечества: спасению людей предшествует Божья любовь. Вследствие первородного греха люди стали склонны выбирать пути, уводящие от Бога, но Господь в Своём милосердии обещает им путь домой, и Пресвятая Дева является свидетельницей этой Божьей благодати. Милосердие Бога принимает в свои объятия всех людей, ищет каждого заблудшего, всегда выходит нам навстречу. Этот Святой год, отметил Папа Франциск, призван укрепить нас в убеждении, что милосердие Божье предваряет суд: такова тайна любви и нежности Небесного Бога-Отца. Господь дарует людям радость встречи с благодатью, которая всё преображает. Святейший Отец прокомментировал открытие Святых врат в начале этого Юбилейного года и напомнил верующим о другой двери, которую соборные Отцы открыли миру: ровно полвека назад это стало подлинной встречей Церкви с людьми своего времени. Святой Дух направил Церковь к реализации её подлинной миссии - выходить за церковные стены и нести каждому человеку, туда, где он живёт, радость Евангелия, милосердия и прощения Бога. Мы должны продолжать это задание с такой же силой и энтузиазмом. Пройти через Святые врата сегодня означает облечься в милосердие Доброго самарянина. 8 декабря 2015 года Церковь вспоминает 50-летие окончания Второго Ватиканского собора. В связи с этой годовщиной на торжественной церемонии были прочитаны фрагменты из четырёх соборных конституций Dei Verbum, Lumen gentium, Sacrosanctum concilium и Gaudium et spes, а также соборного декрета Unitatis Redintegratio, посвящённого экуменизму, и соборной декларации о религиозной свободе Dignitatis Humanae. Наследие Второго Ватиканского собора было также подчёркнуто особым знаком: на том же амвоне, где во время всех соборных сессий полвека назад размещалось Евангелие, снова находилась книга Евангелия, специально проиллюстрированная по случаю Святого года отцом-иезуитом Марком Иваном Рупником. «Помоги нам прожить год благодати», время благоприятное, время любви к Богу и ближним, вознёс моление Папа Франциск перед тем, как распахнуть Святые врата собора Святого Петра в Ватикане.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

9 окт. 1964 г. неск. куриальных кардиналов, поддержанных личным папским теологом еп. Карло Коломбо, добились от папы Павла VI решения организовать для переработки декларации специальную комиссию, в состав к-рой были включены главные критики текста из числа соборных консерваторов, в т. ч. кард. Майкл Браун, лидер «интегристов» архиеп. Марсель Лефевр и генеральный настоятель доминиканцев А. Фернандес. Известие об этом вызвало протест со стороны 17 кардиналов-«прогрессистов», они добились от папы исключения «интегристов» из состава комиссии и оставления работы над текстом в ведении СХЕ. 27 окт. специальная комиссия одобрила новый вариант проекта декларации (textus emendatus), который 9 нояб. рассмотрела и утвердила богословская комиссия Собора. 17 нояб. он был роздан участникам Собора вместе с извещением, что его обсуждение и голосование по принятию «в целом» состоятся 19 нояб. Однако 18 нояб. «интегристы» передали в президиум Собора петицию с подписями более 200 епископов, требовавшую отмены голосования по тексту из-за краткости времени, данного на ознакомление с ним. Вопреки протесту ок. 1 тыс. епископов, желавших обсудить проект до конца 3-й сессии, папа согласился снять его с голосования. В нач. 1965 г. СХЕ принял предложенный еп. К. Коломбо новый план документа, доработка к-рого с учетом присылаемых замечаний продолжалась под общей редакцией Мюррея. Одобренный в нач. мая координационной комиссией очередной вариант текста декларации (tex-tus reemendatus) в июне того же года был отослан участникам Собора вместе с пространными комментариями. Текст, излагавший богословскую трактовку религ. свободы и ее взаимосвязи с достоинством личности и свободой совести человека, был соотнесен с готовившимся в то же время текстом проекта пастырской конституции о Церкви в совр. мире (см. ст. Gaudium et spes ), также затрагивавшим эти вопросы. Критика проекта декларации во время его 1-го обсуждения на 4-й сессии (15-21 сент. 1965) продолжала сводиться к расплывчатости употребляемых в нем формулировок и понятий, а также к указаниям на противоречие основной идеи текста традиц.

http://pravenc.ru/text/171981.html

Проблему отношения Церкви к исламу и другим нехристианским религиям на доктринальном уровне впервые в истории рассмотрел II Ватиканский Собор (1962–1965). Этому вопросу была посвящена специальная декларация «О взаимоотношениях Церкви с нехристианскими религиями» – «Nostra Aetate» (лат. «B наш век», «В наше время», «Наша эпоха»). Тот или иной его аспект был затронут в ряде других документов: в догматической конституции «О Церкви» («Lumen Gentium»), в пастырской конституции «О Церкви в современном мире» («Gaudium et Spes»), в декретах «Об апостолате мирян» («Apostolicam Actuositatem»), «О пастырском долге епископов» («Cristus Dominus»), «О миссионерской деятельности Церкви» («Ad Gentes»), в декларациях «О религиозной свободе» («Dignitates Humanae») и «О христианском образовании» («Gravissimum Educationes»). Особое внимание Собор уделил исламу. Впервые за четырнадцать веков сосуществования двух религий Церковь официально высказывалась в позитивном плане о мусульманах, признавая их особый религиозный статус. Католическая печать уподобила изменение позиции Римско-Католической Церкви по отношению к исламу «коперниковскому повороту». Это сравнение не покажется преувеличением, если учесть, что еще в конце 1950-х гг. энциклика папы Пия XII «Fidei Donum» (1957) расценивала распространение ислама в Африке как «угрозу для Церкви», а четырехтомная «История католических миссий» рассматривала его растущую активность «как бедствие, сравнимое разве что с коммунизмом» 11 . Идея отдельного документа, который затронул бы проблему взаимоотношений Церкви с нехристианскими религиями, зародилась на II Ватиканском Соборе неожиданно даже для многих его участников. В подготовительный период (1960–1961) о необходимости подобного документа говорили лишь немногие прелаты (в основном из стран Азии и Африки), и ни одна из рабочих комиссий не получила задания по его разработке. Решающие события, которые привлекли внимание Собора к исламу, развернулись в период между второй и третьей сессиями. Во время поездки на Ближний Восток в январе 1964 г. Павел VI в своих выступлениях в Аммане и Иерусалиме обращается «с братским приветствием к мусульманам», а в «Вифлеемском послании» (06.01.1964) подчеркивает особое уважение Церкви к тем, «кто исповедует монотеистические религии и вместе с нами поклоняется единому и истинному Богу». В мае того же года Павел VI объявляет о создании Секретариата по делам нехристианских религий, основной задачей которого должно стать осуществление «лояльного диалога с теми, кто еще верит в Бога и поклоняется Ему». Наконец, в августе Павел VI обнародовал энциклику «Ecclesiam Suam», в которой конкретно указывалось на необходимость сближения и диалога с мусульманами 12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010